Сочинение на тему насилие в современном мире

11 вариантов

  1. Эссе по дисциплине “Актуальные проблемы современности”
    Насилие и ненасилие
    Насилие. Это страшное слово порождает в нашем сознании самые невероятные образы, зачастую очень жестокие. На протяжении всей своей жизни человек не раз слышит это слово и у каждого на этот счет имеется свое собственное мнение. Что из себя представляет данное понятие?
    Итак, насилие – это, в узком смысле слова, грубое применение силы. В более широком понимании насилие – это агрессивное воздействие на человека, причем не только физическое воздействие, но и моральное, психологическое, идеологическое. Иначе говоря, подавление воли человека. Полным антиподом насилия является ненасилие.
    Ненасилие – термин, образованный по аналогии с древнеиндийским “ахимса”, обозначающим основной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникший в древнеиндийской цивилизации принцип ненасилия, определил судьбу этой великой цивилизации. Благодаря этим понятиям и принципам, индийская культура сохранилась в качестве древнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибших в силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, и другие).
    Ненасилие – это конкретизация этики любви, ее испытание (“любите врагов ваших”). Эту связь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческий разум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире. Бог – предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла. Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, с любовью и радостью. (см.1)
    Основным “судьёй” в вопросах насилия и ненасилия является мораль. Она предполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Мораль как особая сфера человеческого существования обозначает “хрупкую границу, отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепой необходимости”. (см.1)
    В современной концепции данного вопроса есть такое понятие как справедливое насилие, легитимное (например, с помощью налоговой политики или социальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Также примером легитимного насилия является смертная казнь) и нелегитимное насилие (объектом нелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети. Примерами нелегитимного насилия являются преступность, грязный бизнес, халатное отношение к современной технике (Чернобыль), экстремизм, терроризм и так далее). (см.1)
    Что касается нашего мнения, то для нас абсолютно любое подавление чужой воли, воздействие агрессивными методами и угнетение сознания является проявлением насилия в “чистом” виде, и уже неважно, легитимный это метод или нелегитимный, имеется ли на него разрешение со стороны власти, определенных органов, или такого разрешения нет. Моя жизненная позиция во многом совпадает с концепцией Льва Николаевича Толстого.
    Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Он предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. У Толстого есть по крайней мере три определения насилия.
    1) Он отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства.
    2) Определение насилия как внешнего воздействия. Необходимость внешнего воздействия появляется тогда, когда между людьми нет внутреннего согласия.
    3) “Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие”. В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. (см. 2)
    Это вовсе не означает, что Лев Николаевич Толстой призывал не бороться со злом. Напротив, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни. (см. 2)
    Мы абсолютно согласны в данном случае со Львом Николаевичем в том, что борьба со злом может быть осуществлена с помощью ненасильственных и только(!) ненасильственных мер. Ярким тому примером является воспитание детей в семье. Многие родители используют в качестве воспитательной программы метод “кнута и пряника”. Сделал хорошо – получи конфетку, сделал плохо – получи ремня. Возможно мое сравнение покажется кощунством, но у меня это вызывает только одну ассоциацию – дрессировку цирковых животных (отношение к животным в современном мире и насилие над ними – это вообще отдельная тема для разговора). Так вот, можно ли сказать с уверенностью, что телесные наказания действительно благотворно влияют на воспитание ребенка? Конечно нет. Эти суровые методы лишь подавляют волю ребенка, ограничивают его действия под страхом физических наказаний. Ведь что такое воспитание? Воспитание – это целенаправленное формирование личности. Воспитание в первую очередь должно прививать ребенку нравственные качества. Но о какой нравственности может идти речь там, где физическая сила преобладает над слабостью? Именно поэтому в процессе воспитания главным инструментом будет объяснение ребенку того, что от него требуется. Ведь именно в детстве у человека формируется представление о мире, прививаются этические нормы и моральные ценности, происходит социализация личности. Поэтому необходимо укоренить в сознании ребенка с самого начала все те нормы и ценности, которые являются основополагающими в процессе воспитания и в формировании взрослой личности именно “мирными методами”, чтобы не искажать представления о добре и зле, насилии и ненасилии с самого начала. Это очень важно, ведь главный, и даже единственный агрессор – это взрослый человек. Не общество в целом, а именно человек. Да, безусловно многие не согласятся нашим суждением, ведь агрессия не всегда исходит от самого человека, а зачастую является ответной реакцией на внешнее воздействие. Но именно этот факт, эта реакция и является своеобразной “лакмусовой бумажкой”, показателем того, на что способен человек в той или иной ситуации.
    Особая роль в процессе становления личности отведена средствам массовой информации. Ведь СМИ воздействуют на поведение человека как напрямую, так и на подсознательном уровне. Именно СМИ информируют людей о том, что происходит в мире. Именно СМИ несут (или не несут) культуру в массы. К сожалению, на современном телевидении, радио, в прессе слишком много агрессии, не говоря уже о том, насколько сложна в этом плане ситуация в интернете. Люди настолько привыкли к сценам насилия, что на подсознательном уровне оно (насилие) становится нормой. “Проведенные исследования совершенно определенно свидетельствуют: насилие в телевизионных программах может иметь и имеет неблагоприятное воздействие на аудиторию.” (см. 3) И это, на наш взгляд, является одной из самых серьезных проблем современности.
    Как пишет А.А.Гусейнов: “Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, “этики вражды”, или оно вообще погибнет”. (см. 4) Абсолютно верное утверждение. Любое оружие – это инструмент насилия. Как сказал великий русский классик А.П.Чехов, если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Это высказывание как нельзя лучше отражает неотвратимость войны в условиях, когда весь мир находится под властью ядерного оружия. Сложно сохранять спокойствие и поддерживать мирную межгосударственную политику, когда в любой момент в буквальном смысле слова может “рвануть”.
    Я не случайно заговорила именно о ядерном оружии. Ведь если не будет оружия – не будет угрозы, не будет угрозы – не будет страха, паники и зависимости, не будет страха, паники и зависимости – следовательно, не будет и насилия. Здесь четко прослеживается связь. Это лишний раз доказывает то, что насилие и ненасилие – это не вопрос толпы, а вопрос каждого отдельно взятого человека, гражданина, личности.
    Необходимо отказаться от любой формы насилия, от проявления его в любом виде. Задача не из простых, но каждый человек должен осознавать то, что его собственное насилие над другими в конечном счете приводит к насилию над ним самим, так как он сам может стать жертвой насилия другого человека.
    Вернувшись к началу своего рассуждения, хочу напомнить тот факт, что из большинства древнейших цивилизаций до нашего времени дошли немногие, в частности Индия. Почему именно Индия? Можно долго рассуждать на эту тему. Можно предположить, что во многом, сыграла свою роль религия. Главный закон и принцип этой религии – не убей. Причем это касается не только убийства людей, как в христианстве, но и убийства остальных живых существ. Индуизм, кришнаидство и другие религиозные течения в Индии коренным образом отличаются от всех остальных мировых религий, цивилизаций, а в наше время от всего остального мира. Отличие главным образом состоит в отношении к ценности жизни, причем не только жизни человеческой, но и к жизни всего живого на Земле. Это лишь пример, на котором легко показать ненасилие в отношении окружающего мира.
    Если заглянуть в мировую историю, то можно увидеть, что ни одна война не привела к мировому господству и не всегда давала те плоды, которые была нацелена получить нападающая сторона. Да, быть может война и может стать толчком к развитию: развитию техники, оружия, промышленности и т.д. Но какой ценой достается этот прогресс человечеству?! Не всегда цель оправдывает средства.
    Сочинения курсовыеСочинения курсовые

  2. 2
    Текст добавил: Хочешь-добьешься

    Эссе на тему:
    Как построить мир без насилия.
    Когда на земле идут войны – это насилие, когда родители бьют детей – это насилие, когда на улице грабят людей – это тоже насилие. Можно перечислить много видов насилия, но это ничего не изменит.
    Насилие – это следствие, а нужно найти причину и устранить ее. Люди, творящие насилие – это жестокие, бесчеловечные, закомплексованные особи. Ведь нормальный, адекватный человек никогда не поднимет руку на слабого и беззащитного ребенка.
    Сейчас же мы живем в мирное время. Но это лишь лицемерная маска благополучия. Ежегодно, ежедневно, ежесекундно совершается насилие по всей земле, в каждом городе. Люди, не задумываясь, направляют дула автоматов на родителей, братьев, детей… А ведь все начинается с малого… Если так и дальше будет продолжаться, что ждет нас впереди, есть ли у нас и нашей планеты будущее?
    Для того, чтобы искоренить это зло, нам нужно начать с себя. Ведь если каждый из нас станет чуточку добрее: протянет нищему инвалиду копейку, даст голодающему еду, а нуждающемуся, одежду, то в мире станет меньше несчастных людей. Существует старая пословица: «Зло порождает зло». Люди забыли истинные ценности, такие как: добро, дружба, семья, любовь, взаимовыручка, честный труд!
    Я призываю вас сделать своим кредо по жизни следующие слова: «Твори добро на всей Земле, твори добро другим во благо». И тогда, может быть, в нашем жестоком мире меньше будет зла и насилия!
    Учащаяся 8 «Б» класса КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного Борисова Наталья

  3. К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:
    · Детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
    · Детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родителей родительских прав и находящихся на государственном интернатом обеспечении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;
    · Детей с асоциальным (криминальным) поведением, не достигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;
    · Детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).
    Дети с психическими и физическими недостатками подвергаются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциацию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.
    Наибольшее количество насилия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой, большей психологической уязвимостью, социальной и моральной зависимостью от взрослого.
    Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Человека, совершившего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом подчинения себе является жестокость.
    Общие представления о физическом насилии над детьми. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
    Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; раздевают маленького ребенка и растворяют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, к физическому насилию можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы и др.
    Физическое насилие – одна из самых распространенных форм насилия над детьми. Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка. Ребенок, подвергшийся физическому насилию, получает информацию от значимых для него людей (и прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:
    · Люди, которые меня больше всего любят, – это те, которые меня бьют;
    · У меня есть право бить других членов семьи;
    · Я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют.
    Особенности взрослых, использующих физическое насилие над ребенком. У взрослых, использующих физическое над ребенком, можно выявить психологические и поведенческие особенности, с высокой долей вероятности будут указывать на факт совершения физического насилия или риск совершения насильственных действий в будущем. Эти взрослые, как правило, отличаются следующими особенностями:
    · Убеждены в пользе физических наказаний;
    · У них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком;
    · Сообщают о высоком уровне нарушений поведения ребенком, что часто объективно не подтверждается;
    · Хуже осознают положительное в поведении ребенка;
    · Демонстрируют нереалистичные и преждевременные ожидания от ребенка;
    · Демонстрируют трудности в разграничении серьезности разных поступков;
    · В отношениях с ребенком мало используют положительные взаимодействия;
    · Нередко, обращаясь к врачу или другому специалисту по поводу ребенка, переводят разговор на себя, на свои проблемы;
    · Отказ родителя от медицинской помощи, необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за помощью в медицинское учреждение;
    · Противоречивые показания о происхождении повреждений или история несовместимая с физическими травмами;
    · Часто повторяющаяся госпитализация ребенка в различных учреждениях для лечения травм или получение повторных подозрительных травм;
    · Родители переносят ответственность за травму на других лиц;
    · Родители объясняют, что ребенок сам виновен в полученных повреждениях.
    Работа с родителями является наиболее сложной частью работы со случаями насилия.
    Однако без этого помощь ребенку оказывается неэффективной или даже может пойти ему во вред.
    Общие представления о сексуальном насилии над детьми. Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам и является международной проблемой.
    · В сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие.
    Психологические и поведенческие особенности взрослых, совершающих сексуальное насилие над детьми. Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.
    В соответствии с мотивацией сексуального акта выделяется несколько типов преступников: ситуативных насильников и насильников, имеющих определенные предпочтения.
    Ситуативных насильников разделяют на несколько типов:
    1. Регрессивные. Они отличаются низким уровнем собственного достоинства, а также низкой способностью контролировать импульсы. По этим причинам в условиях доступности собственных детей власть над ними провоцирует их к совершению насилия.
    2. Морально неразборчивые. Они жестоко обращаются со всеми близкими людьми, кто находится в их власти и зависимы от них: женой, родственниками, друзьями, подчиненными. Объектом насилия также становится ребенок, при этом насильник принуждает вступать с ним в сексуальный контакт, используя физическую силу.
    3. Сексуально неразборчивые. Это люди, для которых не существует границ и правил удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
    4. Неадекватные. К этому типу относят социопатов – людей, социально не вписывающихся в рамки общества, для которых дети не имеют никакой ценности, и посему они считают себя вправе делать с ними все, что захотят.
    5. Предпочитающие (детей) – это исключительно те, чья сексуальная ориентация направлена на детей, то есть педофилы.
    Предпочитающих насильников разделяют на следующие типы:
    1. Соблазнители. Они умеют находить контакт с ребенком, общаться с ним, слушать, разговаривать, устанавливать с ним партнерские отношения. Вовлечение в сексуальные действия происходит постепенно, сопровождается проявлением внимания по отношению к ребенку, ухаживанием и дарением подарков.
    2. Интроверты. Этот тип не обладает такими же навыками общения и обольщения, как соблазнитель, поэтому установление длительного контакта с ребенком, позволяющего вступать в сексуальные отношения, для него непростая задача. В связи с этим сексуальный опыт кратковремен и нередко сопровождается физическим насилием.
    3. Садисты. В этих случаях сексуальные действия сопряжены с потребностью причинять боль, вплоть до убийства.
    Общие представления об эмоциональном (психическом) насилии над детьми. насилие власть сексуальный принуждение
    Эмоциональное (психическое) насилие – это периодическое постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характер или нарушению психического развития.
    Эмоциональное насилие может выражаться в постоянном или периодическом словесном оскорблении ребенка, обвинения в адрес ребенка (брань, крики), в виде угроз со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, принижении его успехов, унижении его человеческого достоинства, запугивании ребенка, совершении в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, похищении ребенка.
    К данному виду насилия относятся ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных чертах характера ребенка, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка: длительное лишение ребенка любви, нежности, забота и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству.
    Очень важно рассматривать последствия жестокого обращения, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.

    п/п
    Возраст
    Реакция на психологическую травму
    1
    Дети до 3 лет
    Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.
    2
    Дошкольники
    Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, воровство, жестокость по отношению к взрослым, склонность к поджогам. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.
    3
    Дети младшего школьного возраста
    Амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, недоверия к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и странные пищевые пристрастия. В поведении: отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданные разговоры.
    4
    Дети 9-13 лет
    То же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений. В поведении: изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение.
    5
    Подростки 13-18 лет
    Стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. В поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, непоследовательность и противоречивость поведения, пробы наркотиков и алкоголя.
    Последствия жестокого обращения оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь, лекарственные препараты) различных нарушений, связанных с неприятием себя. Переживание физического насилия в детстве, а точнее, развитие ребенка в условиях, где насилие является нормой межличностных отношений, часто связывают с уровнем агрессивности, наблюдаемым в дальнейшей жизни.

  4. Анализируя прогресс в этой традиции древнего мира, который касался варварской формы насилия, Ф.Ницше своеобразно определяет специфику логики, в соответствии с которой устанавливалась эквивалентность между неуплаченным долгом и той компенсацией-удовлетворением кредитора возможностью безнаказанно владычествовать над себе подобным,-наслаждением от насилия. Наслаждением, которое ценилось тем более, чем ниже и незначительнее было место ростовщика в социальной иерархии.
    В недалеком прошлом невозможно было себе вообразить венчание коронованных особ, больших народных праздников без смертных казней, пыток или какого-нибудь аутодафе, тем более- жилище знати без существ, на которых хозяева могли без колебаний вымещать свою злость, усталость, раздражение. «Никакого праздника без жестокости -так учит древнейшая, продолжительнейшая история человека, – и даже в наказании так много
    праздничного!» /1/.
    После принятия определенного закона, злоупотребления и самочинства отдельных лиц или групп индивидов считаются преступлениями перед законом, бунтом против власти, и Ф.Ницше утверждал, что хотя цель закона- отвлечь чувства граждан от причиненного вреда, им достигается обратный эффект, – безличное оценивание самого поступка. Соответственно это «право» и
    «бесправие» начинают существовать как производные от акта принятия закона, а не от акта насилия. «Говорить о праве и бесправии самих по себе лишено всякого смысла; сами по себе оскорбление, насилие, эксплуатация, уничтожение не могут, разумеется, быть чем-то «бесправным», поскольку сама жизнь в существенном, именно в своих основных функциях действует оскорбительно, насильственно, грабительски, разрушительно…».
    Философия Ф.Ницше стала своеобразным бунтом традиционного понимания и интерпретации насилия в XIX веке, бунтом против правовых и моральных оценок, которые давали ему традиционно сформированное право, философия, теология и мораль.
    В определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой – прагматическим.
    Согласно первому, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, которую, впрочем, это слово имеет уже в естественном языке; оно, кроме того, употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. При таком подходе возникают, как минимум, две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; само понятие как бы предрешает проблему, с самого начала содержит в себе ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л.Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения; для него, в частности, в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами, а если и было, то никак не в пользу вторых. Морализирующий абсолютизм является, в таком случае, одной из основных причин, в силу которой идеи ненасилия сегодня, в конце XX в., в обществе находят почти так же мало отклика, как и две с половиной тысячи лет назад, когда они впервые возникли. Люди — не ангелы; об этом можно сожалеть, но изменить такое положение дел нельзя.
    Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием — убийство, ограбление и пр.
    Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.
    Обычный довод состоит в том, что насилие оправдано в сравнительно малых дозах,— в тех случаях, когда оно предотвращает большее насилие, которое к тому же никаким иным способом предотвратить невозможно. На это следует прежде всего заметить, что не существует единицы измерения насилия. Проблема становится особенно безнадежной, когда речь идет об упреждении насилия. Толстой говорил: пока насилие не
    совершено, никогда нельзя с абсолютной достоверностью утверждать, что оно будет совершено и потому попытки оправдать одно насилие необходимостью предотвращения другого всегда будут логически уязвимыми и нравственно сомнительными. Проблема отношения к насилию тем самым теряет нравственную напряженность.
    Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властоволевых отношений между людьми. Кант в «Критике способности суждения» определял силу как «способность преодолеть большие препятствия. Та же сила называется властью, если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает силой». По-другому власть в человеческих взаимоотношениях можно было бы определить как принятие решения за другого, умножение, усиление одной воли за счет другой. Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными: а) некое реальное превосходство в состоянии воли: типичный случай — патерналистская власть, власть отца; б) предварительный взаимный договор: типичный случай — власть закона и законных правителей; в) насилие: типичный случай — власть оккупанта, завоевателя, насильника. Насилие — не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Насилие есть узурпация свободной воли. Оно есть посягательство на свободу человеческой воли.
    При таком понимании понятие насилия приобретает более конкретный и строгий смысл, чем если просто отождествлять его с властью или трактовать как вообще разрушительную силу. Оно позволяет насилие как определенную форму общественного отношения отличать, с одной стороны, от инстинктивных природных свойств человека: агрессивности, воинственности,
    плотоядности, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового. Вместе с тем вопрос

  5. НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОСТЬ
     
    1. Какое место занимает проблема насилия в морали?
    Если быможно было выразить сущность морали одним словом, то это слово — ненасилие.Отношение к насилию является той критической точкой, по которой можно испытатьмораль. Через отношение к насилию проверяется действенность морали.
    Неслучайно самым древним запретом, ознаменовавшим возникновение нравственности,был запрет убийства как крайней формы насилия.
     
    2. Почему нравственные требования обычно имеют формузапретов?
    Моральпредполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Существуетмножество наук, которые дают позитивные советы и содержат позитивную программудеятельности. Например, диетология предписывает строгую диету при определенномнедуге. Медицина рекомендует конкретный образ жизни для лечения болезни.Экономика говорит о законах функционирования рынка и как их надо исполнять. Имеетсямножество различных инструкций и полезных советов на все случаи жизни (какстать богатым, выйти замуж, правильно сделать ремонти т.д.).
    Этика жене дает советов, потому что ее цель — формирование способности свободы. Моралькак особая сфера человеческого существования обозначает «хрупкую границу,отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепойнеобходимости». Поскольку этика имеет дело с автономным субъектом, ее нормыимеют вид запрета, оставляющего пространство для индивидуальной свободы выборав каждой конкретной ситуации. Этика не предписывает человеку ничегоопределенного, все самые важные решения он должен делать сам, но она говорит,чего не следует делать ни в коем случае. Ее требования необходимы, но недостаточны.
     
    3. Что такое насилие?
    В узкомсмысле слова насилие — это применение грубой силы, по преимуществу физической(телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги).
    Вшироком смысле слова насилие — любое подавление человека (не только физическое,но также психологическое, моральное, экономическое, идеологическое и т.д.).
    Формы иметоды насилия совершенствуются вместе с развитием общества. Дисциплинарноепространство и время, манипуляция общественным мнением с помощью СМИ, «шоковаятерапия», «промывание мозгов», «модификация поведения» — все это примерыновейших технологий виртуального насилия.
     
    4. Что такое ненасилие?
    Ненасилие- термин, образованный по аналогии с древнеиндийским «ахимса», обозначающимосновной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникшийв древнеиндийской цивилизации, принцип ненасилия, тесно связанный с принципомтолерантности и плюрализма, определил великую судьбу этой цивилизации.Благодаря этим понятиям и принципам индийская культура сохранилась в качестведревнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибшихв силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, идр.).
    Принцип«ненасилия» достаточен для определения сущности морали.
    Вевропейской истории идеал ненасилия связан с именем и заповедями И. Христа:«Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»; «Любите врагов ваших».
    Этизаповеди отменяют древний закон, который предполагал возможность насилия каквозмездия («око за око») и государственной защиты («люби ближнего твоего иненавидь врага твоего»). Здесь обозначается важное отличие христианства отиудаизма.
    Иисуссчитал, что насилие не может иметь оправдания ни при каких обстоятельствах.Основная заповедь И. Христа — любовь к ближнему.
    Ненасилие- это конкретизация этики любви, ее испытание («любите врагов ваших»). Этусвязь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческийразум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире.Бог — предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла.Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, слюбовью и радостью.
     
    5. Как соотносятся ненасилие и справедливое насилие?
    Ненасилие- альтернатива «справедливому насилию». Это постнасильственная стадия борьбы снесправедливостью и злом. Ответная борьба есть вызов, сопряженный с идеей, чтоодна сторона конфликта воплощает добро, а другая — зло. Но с увеличениемколичества насилия зло только увеличивается. Императив ненасилия предлагаетрешение, суть которого в том, что ни одна сторона не может рассматривать себясудьей в вопросах добра и зла, и это единственный способ остаться впространстве морали. Гуманизм этики ненасилия связан с признанием святостижизни. «Не побеждать и унижать противника, а добиваться взаимопонимания сним»… «Центром ненасилия является принцип любви» “. Любовь-противоположность насилию, противоположность использованию, отношение уваженияличности и ее самоценности.
     
    6. Может ли насилиебыть благом?
    Многиеидеологи революции ставили задачу морально оправдать применение насилия.Например, Л. Троцкий в статье «Их мораль и наша» оправдывает революционноенасилие пролетариата; он рисует общество будущего, в котором не будет насилия иникаких социальных противоречий, хотя проложить к нему мост нельзя иначе, какреволюционными, насильственными средствами. Аналогичной позиции придерживалсявождь мирового пролетариата, когда говорил о добре «с кулаками».
    Любоенасилие хочет оправдания и для этого использует моральную демагогию, а такжеделение людей на хороших (наших) и плохих (чужих).
    Насилие- власть силы, поэтому оно находится вне морали. Мораль и насилие исключаютдруг друга. Однако всякое насилие нуждается в санкции морали, взывает к борьбесо злом. В талибском Афганистане существовало Министерство добра и борьбы созлом, именно оно приговаривало к смертной казни всех, кто не подчинялся режиму.Не многим отличается американский подход, делящий мир на своих (империя добра)и чужих (империя зла).
     
    7. Какое насилие является легитимным?
    Современноегосударство монополизировало насилие и институционализировало его. Право нанасилие локализуется специальными социальными группами лиц и осуществляется поустановленным правилам. Стражи порядка призваны защищать отдельных граждан другот друга и от внешнего врага. Именно государство формирует систему мотивов,которой руководствуются граждане. Например, с помощью налоговой политики илисоциальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Этонасилие особого рода, не прямое, а косвенное или виртуальное. Другой примеркосвенного насилия — манипуляция сознанием, шоковая терапия.
    Всякоенасилие, даже легитимное, нельзя отнести к моральной деятельности. Моральнымможет быть только ограничение насилия, выбор меньшего насилия, как в ситуациисо злом, когда выбирают меньшее зло не потому, что оно зло, а потому, что ономеньшее. Таким образом, подлинная мораль отрицает любое насилие, кроме того,выбирает из двух зол меньшее.
     
    8. Какое насилие является нелегитимным?
    Насилие,как откровенная власть сильного над слабым, противно морали. Объектомнелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети.Примерами нелегитимного насилия являются преступность, а также причинениестраданий многим людям в результате разрушения экологии, нечистоплотнойжурналистики, грязного бизнеса, халатного отношения к современной технике(Чернобыль), банального экстремизма и терроризма.
    Жестокоеобращение со стариками и бездомными детьми — это одна из патологий современнойзападной цивилизации. Современные родители часто выступают в такой необычнойдля них роли, как причина увеличения детской смертности. Например, согласноисследованиям американских социологов, 50% детей, убегающих из дома, простоисчезают.
     
    9. Каковы причины побега детей из дома?
    Жестокостьи равнодушие родителей — главная причина
    детскойзаброшенности. Кроме того, дети мешают карьере, в больших городах онистановятся обузой. Часто дети убегают из дома, будучи жертвами избиения илисексуального насилия родителей. В США ежегодно родители издеваются примерно над1,7 млн. детей, зверски избивают 750 тысяч. 27% женщин и 16% мужчин в детствеиспытали сексуальные нападения.
    Жестокоеобращение с детьми и подростками в семье связано со следующими факторами:применение физических наказаний в качестве способа воспитания, финансовыепроблемы семьи, присутствие в доме отчима или сожителя, пьянство родителей,боязнь разоблачения, когда жертва надеется, что жестокое обращение с нею никомуне станет известным.
     
    10. Каковы последствия семейной жестокости?
    Агрессивность,преступность, обеспокоенность и депрессия, низкая самооценка, криминальноесексуальное поведение.
    Попав всреду улицы, дети становятся неспособными к социализации, подвергаютсясмертельному риску, кроме того, могут стать объектом сексуальной эксплуатацииили жертвами маньяков и педофилов.
    Преждевременноеотделение подростков от родного дома замедляет процесс их социализации и лишаетвозможности успешно интегрироваться в обществе. Затормаживается личностноеразвитие.
    Существуетпрямая связь между насилием в семье и последующей преступной деятельностьюподростков. Преступность выступает стратегией выживания в условиях улицы,определяемой предшествующим опытом жертвы.
    Сегодняво всем мире под угрозой находятся нормальное развитие, благополучие ивыживание детей. Страдания детей вызываются не только болезнями, бедностью,лишениями и войнами, но и той практикой воспитания и теми ритуалами, которыеприняты в данной культуре. Особенно удивительно, что они страдают от действийтех, кто обязан о них заботиться.
    В 60-хгг. XX в. эта проблема была открыта в США,но позже оказалось, что нет такого общества, в котором бы она не стояла.
     
    11. Почему современные родители так плохо обращаются сдетьми?
    Жестокоеобращение с детьми — общая патология современной цивилизации, связанная не содной, а с комплексом причин.
    Демографическийвзрыв современности должен привести к удвоению населения планеты (12 млрд.) к 2025 г. Такое огромное количество людей вызовет многие проблемы, в том числе появление никому ненужных детей.
    Урбанизацияв постиндустриальном обществе приводит к тому, что дети мешают карьере исоциальной обеспеченности, поэтому вызывают у многих людей своего рода«аллергию».
    Современнаякультура формирует маргинальное сознание, лишенное культурных корней, людиимеют образование, но лишены высокой культуры, эмоционально и интеллектуальнообездолены, по этой причине они не осознают ответственность, связанную своспитанием ребенка. Как отмечал Ортега-и-Гассет, массовый человек подобенребенку, которому вместо игрушки доверили сложную технику типа персональногокомпьютера.
    Современнаямассовая культура характеризуется значительной долей некрофилии, она порождаетдеструктивный тип личности, тяготеющий к насилию и агрессии, которым иподвергаются дети как самая незащищенная группа.
    Крометого, социальным психологам удалось выявить действие следующих факторов:
    а)частое действие фактора стресса,
    б)отклоняющийся от нормального опыт, пережитый детьми (например, в случае ихотделения от матери).
    Былинайдены механизмы мозга, отвечающие за выражение привязанности и агрессивности,и установлено, что степень агрессивности определяется биохимическими реакциямив мозгу, а также социальным контекстом.
     
    12. Как связаны насилие в семье и культурные факторы?
    Естьнекоторое сходство жестокого обращения с потомством у человека ичеловекообразных обезьян. Хорошая мать-обезьяна кормит и воспитывает своепотомство до тех пор, пока не обеспечит ему определенный социальный статус испособность выжить самостоятельно. При этом она не испытывает к потомствуникакого теплого чувства. В среде макак матери чаще отказываются отноворожденных сыновей, чем от дочерей. Так бывает и у людей, хотя здесьдействуют более многообразные культурные факторы. В  Америке в бедных семьях надолю мальчиков приходится гораздо больше жестокости, чем по отношению кдевочкам. А в Китае стараются избавиться от девочек, их чаще продают в качествеживого товара в развитые страны, а также они более подвержены жестокостиродителей.
    Многообразиепроявлений жестокости варьируется от культуры к культуре. Например, в Тибетеобщепринято, чтобы некоторым детям, в частности, девочкам или детям, родившимсяот пожилых родителей, уделялось меньше внимания и заботы. В Японии отказ отнежеланного ребенка (не сопряженный с убийством) позволяет родителям надеяться,что какой-нибудь альтруист возьмет и воспитает их дитя.
    Вобществах, где убийство младенца допускается, параметры подобного поведениярегламентируются строгими правилами. В Японии, например, первый крикноворожденного гарантирует ему безопасность. В Сьерра-Леоне есть обычай купатьребенка в холодном ручье и потом держать голеньким на воздухе, пока необсохнет. Обычай сохраняется, несмотря на высокую детскую смертность отвоспаления легких.
    Дифференцированноеотношение к мальчикам и девочкам имеет разные формы. Например, в Индиималеньких мальчиков уподобляют цветам, которые требуют тщательного ухода, адевочек — камням, которые перенесут любое обращение.
    Сегоднясуществует возможность прогнозировать и моделировать пол будущего ребенка. Вэтих условиях существует большая вероятность увеличения количествановорожденных мальчиков, например, в мусульманских странах, или в другихвосточных культурах, где мальчики ценятся выше девочек. Это чревато изменениемдемографической ситуации.
     
    13. Что такое избирательная заброшенность?
    Избирательнаязаброшенность — это любая комбинация медицинской, пищевой, физической иэмоциональной заброшенности маленького ребенка или подростка в сравнении сдругими детьми в этой семье или в семьях, находящихся в сходныхсоциально-экономических и культурно-воспитательных условиях.
    Существуютнепреднамеренные, скрытые от глаз механизмы устранения нежеланных, низкооцениваемых детей. В то же время известны случаи, когда умирают дети, которымигордятся и о которых хорошо заботятся, а выживают те, которые не получают уходна должном уровне.
    Еслидетей ценят в качестве продолжателей рода, то в таком обществе обычно вышеценят мальчиков, а девочек меньше. Даже в таких обществах, где детей ценят кактаковых, одних из них ценят ниже, чем других. Таких детей можно разделить нанесколько групп:
    1) посостоянию здоровья. Некоторые матери считают, что больные дети не оправдаютвложенного родительского вклада. О таких детях плохо заботятся и они умирают;
    2)дети-инвалиды. Чаще всего их считают тяжким бременем. Особенно это относится кдетям с расстройством психики;
    3) сточки зрения пола. В некоторых странах, например, в Индии и Китае, в исламскихстранах, сыновей предпочитают дочерям, что затрудняет выживание женскогопотомства;
    4) постепени развития. В индустриальных странах самому большому риску подвергаютсяподростки;
    5) взависимости от необычных и трудных родов, а также по другим биологическимфакторам. В Западной Африке, например, избавляются от новорожденных девочек,родившихся с зубами;
    6) сточки зрения лишних детей. Дети, которые приводят семейные ресурсы в стрессовоесостояние, подвергаются высокому риску;
    7) поособенностям поведения личности. В разных культурах ценят разные чертыхарактера и поведения;
    8) сточки зрения социальной поддержки. Очень велика роль законодательства о браке.Жертвами дурного обращения во многих странах являются сироты. Современныеисточники указывают на рост дурного обращения с детьми, связанный сурбанизацией и иммиграцией, распадом малых групп и отходом от сложившихсякультурных традиций.
     
    14. Каковы последствия жестокости и насилия в семье?
    Перенесенноев детстве насилие способствует формированию склонности к насилию и соответствующегоповедения в будущем. Став взрослыми, такие люди быстрее вовлекаются вупотребление алкоголя и наркотиков, у них легче формируется преступноеповедение и возникают психические расстройства; жертвы дурного обращенияотстают в развитии, испытывают больше социальных и эмоциональных затруднений.
     
    15. Что является главным в человеческом репродуктивномповедении?
    Учеловека главным фактором воспитания детей является «родительский вклад». Вслучае полного материнского отказа ребенок погибает в течение нескольких часовили дней. Но имеются другие формы пониженной эмоциональной, биологической исоциальной поддержки, которые не убивают младенца так быстро, но переводят егов категорию наиболее уязвимую, где резко возрастает риск гибели от болезни,несчастного случая, насилия. Общее правило гласит: чем менее скудной являетсяокружающая среда, тем большее значение для выживания детей приобретаетродительский вклад. Иногда дурное обращение является формой гипертрофированноговклада, а чрезмерная забота нарушает нормальный процесс созревания ивзросления. То же самое относится к дисциплине. Обеспечить нормальнуюдисциплину значит сделать очень важный вклад в воспитание ребенка. Нодисциплина может выражаться в формах, угрожающих жизни ребенка. В этом случае онастановится формой гипертрофированного вклада, особенно если родители силойдобиваются послушания ребенка. Насилие, применяемое от случая к случаю или вкачестве реакции на стресс, можно рассматривать как провал всех попытокзащитить ребенка, что может привести к его заброшенности. Даже сексуальноенасилие можно рассматривать как оборотную сторону родительского вклада(например физической близости). Любые формы жестокого обращения и заброшенностивызывают у ребенка понижение иммунитета либо провоцируют бегство из дома ивообще выбор какого-нибудь рискованного образа жизни.
    Мозгребенка — своего рода компьютер, который программируется теми, кто его растит ивоспитывает, а в конечном итоге теми, кто контролирует потоки информации,идущей к детям, в частности сведений о том, что такое добро, право,справедливость, благо. Культурное влияние родителей настолько сильно, что можетпреодолеть любую даже инстинктивную программу. Поведение родителей во многомзависит от уровня их культуры и образования. Предполагается, что в тех случаях,когда воспитание ребенка предъявляет родителям повышенные требования, они могутначать жестоко обращаться с ним.
    Родительскийвклад имеет смысл, только если он продолжается достаточно длительное время,включая не только вскармливание, но и более поздние стадии жизни. При этомнаблюдаются различия между странами с низким уровнем жизни и странами с высокимуровнем, в которых голод встречается крайне редко.
    Не оченьясна роль экологического фактора, хотя очевидно его влияние на рост родительскойжестокости. Во всяком случае, химическое воздействие (например введениепрепарата d-амфетамин) искусственно повышаетагрессивность обезьян по отношению к детенышам и снижает агрессивность поотношению к взрослым особям в группе. И у людей, и у обезьян, агрессивностьусиливается с усилением экологического и социального стресса.
    Опыты,связанные с ранним отделением детей от родителей, также вызывают нарушенияповеденческих, физиологических и иммунологических функций ребенка.
     
    16. Каково значение родительского вклада в воспитание детей?
    Обычнородители очень серьезно, часто самоотверженно заботятся о своих детях.Родительский альтруизм уникален: здесь поток жизненных благ долго, кумулятивно,щедро идет лишь в одном направлении.
    Человеккак биосоциальное существо отличается от всех других живых существдлительностью процесса взросления. Между рождением и взрослением проходитдвадцать лет, за которые лавным фактором становления личности являетсяродительский вклад в виде материальных, духовных, эмоциональных других затратродителей.
    Родительскийвклад — ценный ресурс, и естественный отбор постоянно должен препятствоватьтому, чтобы он растрачивался зря. Следовательно, эволюционные механизмыродительской психологии должны приводить к избирательности родительскоговклада, предпочтению своих детей и дискриминации чужих.
     
    17. Какие родители чаще убивают своих детей?
    Матери-детоубийцычаще всего бывают относительно юными, потому что стремление родителей вноситьсвой вклад в воспитание детей увеличивается по мере того, как иссякает репродуктивный потенциал, т.е.с возрастом.
    Срединезамужних женщин доля детоубийц выше, поскольку отсутствие отца резко ухудшаетжизненные перспективы ребенка.
    По меревзросления ребенка, снижается опасность риска.
    Появлениев семье отчима или мачехи повышает риск дурного обращения с ребенком. Приемныедети, усыновленные супружеской парой, развиваются гораздо хуже, чем дети вестественной семье. Отношения детей с приемными родителями чревато конфликтами,но эти конфликты лучше улаживаются, если приемные родители перестанутизображать из себя настоящих родителей.
    Чемболее инфантильными и эгоцентричными являются родители, тем большая вероятностьжестокости с их стороны по отношению к детям.
    Инаоборот, применительно к развитым странам Запада, можно утверждать, что, чемвыше уровень родительского сознания, чем больше они осознают своюответственность перед детьми, менее вероятны проявления родительской жестокостиили детской заброшенности.
    Очевидно,что жестокое обращение с детьми и детская заброшенность ставят под угрозуфизическое иэмоциональное выживание детей.

    18. Можно ли утверждать, что многие родители, жестокообращающиеся с детьми, сами в детстве были жертвами жестокого обращения?
    Да.Перенесенное ребенком насилие никогда не проходит даром и имеет серьезныедолгосрочные последствия для окружающих и для его детей.
    Ребенокна первых этапах своего развития нуждается в хорошем, ласковом обращении, онпроявляет привязанность к тем, кто о нем заботится. Он должен знать, что о немзаботятся даже тогда, когда он один. Поскольку люди, заботящиеся о ребенке,предсказуемы, и они всегда обеспечивают ему безопасность, у ребенка постепенноразвиваются чувства безопасности, уверенности в себе и доверия к другим. Удетей, с которыми жестоко обращаются, чувство привязанности всегда связано стревогой, они сами более агрессивны к враждебному им миру и к окружающим людям,видя в них потенциальную угрозу собственной безопасности. На основе раннихпервичных отношений, у ребенка складываются модели отношения к самомусебе и к другим людям и к миру. Дети, которым не хватало любви, сами частооказываются не способными по-настоящему любить, у них развиваетсясадомазохистский комплекс.
     
    19. Какую роль играла жестокость в истории человечества?
    Жестокостьи причинение страдания — во многом прерогатива человека. Как показал Э. Фромм,садизм — проявление собственно человеческого деструктивного характера, вприроде нет такой деструктивности и агрессии, как в человеческом обществе.
    Человеческаяжестокость включает способность причинять не только физическое, но такжедушевное или виртуальное страдание.
    Человеческаяистория — вместилище наказаний разных видов, что свидетельствует о скрытойгенетической склонности к причинению страданий, присущей всему человеческомуроду.
    Огромныемассы людей во всем мире страдают по вине других.
    Можно лидать оценку личному решению, промышленному предприятию, религиозному учению илиправительственной программе без анализа прямых и косвенных сопутствующих этимявлениям страданий? Взять хотя бы загрязнение окружающей среды… Можно лиосознанно говорить об этике, морали, законе, справедливости, мире, любви иблагородстве, не исследуя предмет причинения страданий?
     
    20. Каковы виды и размеры страдания, которые причиняют люди своимсоотечественникам?
    Ясно,что здесь невозможно применить обычный расчет. Тем не менее некоторые авторыпровели исследования и показали, что наибольшие страдания приносят по мереуменьшения: безработица и бедность, загрязнение окружающей среды, бизнеса,президент (поскольку его решения касаются многих), потребление алкоголя,представители средств массовой информации и журналисты, преподаватели, юристы,церковные лидеры, система правосудия, преступники. Те, кто имеют возможностьприносить людям вред, обычно имеют возможность и дать облегчение.
    Из всейэтой команды преступники, как это ни странно, имеют относительно низкую цифрувреда. Это связано с тем, что они действуют «один на один», их действияпричиняют вред отдельным людям, а не большим массам, тогда как магнаты бизнесаи журналисты приносят максимальную степень страданий, поскольку влияют набольшие массы людей. Сокращение среднего количества страданий за единицувремени сегодня может выступать главным критерием социального прогресса.Правительство должно заботиться о постоянном снижении числа страданий, чтоявляется основным критерием его ответственности.
    Всоциальной политике (социальной этике) и личном поведении следует учитыватьразумный уровень причиняемых страданий. При прочих равных условиях долженизбираться тот способ действия, который ведет к наименьшему причиняемомустраданию.
    Литература
    1. Байбурин А.К. Топорков А.Л. Уистоков этики. – Л., 1990
    2. Вебер М. Протестантская этика идух капитализма. – М., 2000
    3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика.– М., 2000
    4. Фромм Э. Психоанализ и этика. –М., 2003
    5. Фромм Э. Искусство любви // Душачеловека. – М., 1992

  6. Эссе
    «Этические проблемы насилия и ненасилия»
    Мамаева Валерия
    МГ1302, 2 курс
    .10.14
    Подопригора М.Г
    Начинать говорить об этической стороне насилия и ненасилия в отдельном контексте не вижу смысла.… Исследуя примеры из истории, экономики, политики или жизненных ситуаций – я определенно убедилась в том, что два этих понятия имеют очень тесную связь: одно порождает другое, либо одно является следствием другого. Таким образом, насилие и ненасилие можно интерпретировать как различные ступени, стадии единого процесса.
    Насилие и ненасилие как способ принуждения либо созидания, в той или иной степени, присуще любому историческому периоду. Степень значимости этих понятий зависел от того, какими этическими нормами руководствовалось человечество. Так, например, в древней Спарте государство контролировало воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых, по их мнению, детишек, передавали обратно отцу. Слабые и больные дети уничтожались, по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть. А объяснялось это тем, что таким образом спартанцы избавлялись от «дурной крови» в роду. Если спроецировать данный факт в наше время, то отношение к больным детям кардинально изменилось. Так, ребенка рожденного весом от 500 граммов врачи спасают, а «донашивают» в инкубаторах. Здесь, в первом случае дети являются объектом насилия, а во втором – ненасилия.
    Историческая личность, президент США Ф.Д. Рузвельт, во время своего правления явился инициатором насилия и ненасилия. В двадцатых годах прошлого столетия, наблюдался повышенный рост объемов промышленности и торговли в Америке. Однако, в обществе была существенная проблема – не хватало средств для обращения, был истощен золотой запас страны. В результате в октябре 1929 года разразился кризис, получивший название «Великая депрессия». Обанкротились свыше двух тысяч банков. В 1932 году на президентский выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Рузвельт. Он предложил стране серию реформ, которую назвал «Новым курсом». Реформы касались многих аспектов, например, изъятие золота у населения. Вводился специальный указ, согласно которому, всем гражданам США необходимо было сдавать в пользу государства золотые запасы на сумму свыше 100$. Казалось бы, это – насилие, так оно и есть, но это решение, в купе с другими, увеличило золотой потенциал страны и привело к стабилизации экономики.
    В наше время эти два понятия имеют особую актуальность. Рост насилия сейчас является доминирующей тенденцией для всего мира в целом, и значительно опережает стремление к принципам ненасильственного мира. Возникновение войн в мире, искусственное распространение болезней, экономические дефолты, девальвации национальных валют, снижение уровня жизни порождает неудовлетворенность, озлобленность, пессимизм. Человечество вступило в полосу опасностей, стало заложником созданных им же самим средств разрушения. Поэтому философия ненасилия, на сегодняшний день, имеет в наибольшей степени, актуальный исторический смысл. Ненасилие представляет, прежде всего, перед собой борьбу против зла и несправедливости, направляемую силой любви, правды, справедливости, за гармонизацию отношений в собственной душе и в мире, чтобы противостоять страшным силам зла.
    Но, чрезмерная либерализация (ее можно рассматривать как акт ненасилия), расширение прав и свобод граждан страны, как показала современная история, может привести к необратимым последствиям, актам насилия и к хаосу. Ярким примером могут служить события на Болотной площади в России, парад националистов с гитлеровской свастикой, братоубийственная война на Украине.
    «О времена, о нравы…».
    насилие этический либерализация

  7. Обратимся к современной России.
    Возросший уровень насилия стал серьезным фактором, затрагивающим все слои населения. Родители боятся выпускать детей на улицу без сопровождения взрослого – детей похищают. Вечером на улицу страшно выйти – грабят, избивают, убивают, насилуют. И пропадают не только дети: в России ежегодно бесследно исчезает более 100 тысяч человек!
    Милиции боятся больше, чем бандитов, потому что уверены – они заодно и «проросли друг в друга». За малейший проступок (а то и вовсе без него) могут оттащить в «обезьянник» или годами держать в предварительном заключении в ожидании суда (Генеральный прокурор РФ признал, что в стране каждый четвертый попадает под стражу незаконно).
    За 16 лет – с 1992 по 2007 год – осуждены по приговору судов 15 миллионов россиян, из них 5 миллионов получили наказания, связанные с лишением свободы. Если в 1987–1991 годах осуждалось 500 тысяч человек в год, то сейчас дошло до 1 миллиона ежегодно.
    В армии – дедовщина: избиения, изощренные издевательства над призывниками, доведение их до побега и самоубийства.
    Жестокое обращение с детьми в семьях приводит многих из них в ряды беспризорников – их в России сейчас более миллиона (это больше, чем в годы войны), плюс полмиллиона живут у родственников и 250 тысяч – в детских домах.
    Может быть, такое положение с насилием имеет место лишь в России? Отнюдь. Например, и такая «помярковная», толерантная, миролюбивая нация, как белорусы, оказывается, не чужда насилия. Такой вывод можно было сделать из обсуждения проблемы на пресс-конференции, посвященной Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (январь 2009 года).
    Представитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук отметил, что насилие в семье является одной из самых страшных форм насилия, которое распространено во всех странах, независимо от их экономического развития. «Насилие убивает семью. Это лишь видимая часть айсберга, потому что за помощью ни к кому, включая родственников и знакомых, не обращается половина жертв насилия», – подчеркнул А. Брук.
    По результатам исследования Центра социологических и политических исследований БГУ, проведенного в сентябре – ноябре 2008 года, 80 % женщин Беларуси в возрасте от 18 до 60 лет подвергаются психологическому насилию в семье, каждая четвертая подвергается физическому насилию. 22,4 % женщин испытывают экономическое и 13,1 % – сексуальное насилие со стороны мужа или постоянного партнера.
    Подвергались избиению, побоям 6,5 % мужчин и 11,3 % женщин, принуждались к половой связи – 5,7 % мужчин и 12,7 % женщин, отказ в деньгах для приобретения жизненно важных вещей испытывали 7,8 % мужчин и 17,2 % женщин.
    Именно в семье совершается каждое третье убийство и каждое третье тяжкое телесное повреждение. При этом жестокость, с которой были совершены преступления против женщин, часто не укладывается в рамки здравого смысла.
    По результатам другого общенационального исследования, проведенного при содействии ЮНИСЕФ, в Беларуси девочки являются жертвой агрессии в семье, а мальчики в среде сверстников, сообщила координатор программ ЮНИСЕФ в Беларуси Ирина Чуткова. Эксперты, проводившие исследование, сделали вывод, что девочки чаще, чем мальчики, подвергались физическому и психологическому насилию в семье и чаще сталкивались с ситуацией ненадлежащего ухода. Мальчики чаще, чем девочки, сталкиваются с насилием в среде друзей и сверстников на улице.
    При этом в исследовании отмечается, что в атмосфере ненасилия воспитывается чуть более половины белорусских детей. «Все остальные в той или иной степени страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей».
    Приведенные факты – это лишь иллюстрация двух тезисов:
    1) насилие присуще человеческой природе;
    2) только культура, воспитание служат сдерживающими силами к проявлению инстинкта насилия.
    Падение культурного уровня, происшедшее в последние десятилетия, высвободило энергию агрессии, о которой писал З. Фрейд [259].

  8. « Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе?»
    Человечество на протяжении всей истории стремилось понять смысл своего существования на Земле, свое предназначение и высокую цель. Эти духовные поиски были неразрывно связаны с нравственными понятиями и принципами, на которые ориентировалось общественное мнение. Однако при смене исторических эпох понятия о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости изменялись, наполняясь новым содержанием. Между тем в современном мире проблема насилия является ключевой, волнующей  человеческое общество. Страшный опыт самых разнообразных форм насилия накопило человечество в ХХ веке.  Проявлений насилия в мире очень много. В узком смысле насилие воспринимается в сознании человека как насилие физическое – убийство, пытка, ограбление… В широком смысле насилие охватывает любые проявления ущемления физических и моральных возможностей человека.  Некоторые ученые относят к насилию и страх, порожденный военным противостоянием и возможностью военного столкновения, и стремление тоталитарной власти к формированию людей-автоматов, попрание свобод, жестокость к детям в семье…
    В ХХ веке заявил о себе в полную силу терроризм, ставший, по сути, международным явлением. В целях устрашения населения, нарушения стабильности и порядка, подрыва позиций правительства террористы обращают свои действия против ни в чем не повинных граждан: взрывают жилые дома, вокзалы, торговые комплексы, поезда, организуют захват заложников. Но у терроризма есть еще и «мина длительного замедленного действия»- это разжигание межнациональной розни, расизма, национализма. Я так считаю, потому что терроризм порождает страх. Страх вызывает у людей желание объединиться. Возникает вопрос – против кого? Против угрозы терроризма? Правильно, но слишком туманно и неконкретно. Какое лицо у терроризма – определить сложно. Зато просто и легко определить его по национальному признаку. Правда? Но так ли это?
    Я считаю, национализм одним из ярчайших проявлений насилия, угрожающего человечеству. От вспышек национализма не может защитить ни одна из религий или идеологий. Эти вспышки возникают повсеместно – и в промышленно развитых капиталистических странах, и в странах социализма, и в развивающихся странах. Что же такое национализм?  Национализм представляет собой искаженное общественное сознание, искаженное мировоззрение. При этом он противоположен национальному самосознанию. Он враждебен культуре и культурному достоянию других народов. Этому сознанию присуще крайне упрощенное, черно-белое видение мира как арены борьбы добра и зла. Правильным считается то, что отвечает интересам данной группы, а человек, отличающийся по своим взглядам, обычаям, образу жизни, заранее рассматривается как потенциальный враг. Максим Горький писал: «Человек – это звучит гордо!» О любом ли человеке можно так сказать? Можно ли гордиться трусом, который в спину бросил снежок и убежал. Бросил что-то в прохожего и скрылся? Это хулиганство. Мелкое. А что отличает терроризм от мелкого хулиганства? То, что это посягательство на сотни и тысячи людей. Это тяжелое бесчеловечное преступление. А в основе его – та же трусость, те же методы – «тайком».  Можно ли с гордостью говорить о группе молодчиков, нападающих на одного студента – чужестранца? А ведь все это делают люди. Да нет, не люди – «человекообразные». Человек – это звучит гордо тогда, когда это личность, сильная личность. Но это не физическая сила, а иная. Проявление агрессии, посягательство на чужую жизнь, свободу, ущемление прав других людей – это проявление слабости.  Д. С.Лихачев писал:  «Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями обязан быть добрым. Не обязательно сильный народ многочисленен, а слабый малочисленен. Дело не в числе людей, принадлежащих данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций.»  Человек, которому чужды агрессивность и социальная зависть, не испытывающий ненависти и страха, с высокой нравственностью и культурой, не восприимчив к призывам избивать, громить, разрушать.  Особенностью современного мира является его целостность. Границы мира стали более свободными. Отношения – более взаимосвязанными. Человечество обязано научиться жить в интернационализирующемся, взаимопроникающем мире, доминантой которого являются общечеловеческие интересы. Именно тогда у мира есть реальный шанс стать ненасильственным.  В истории человечества немного книг, которым были бы свойственны вневременность и глобальность. Такой книгой стала Библия. Она написана более чем 2 тысячи лет назад, но ее содержание близко и понятно нам, людям конца ХХ века. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего не раздражается, не мыслит зла; Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Мне очень хочется верить, что такое светлое, доброе, всеобъемлющее и всемогущее чувство, как любовь, поможет миру воплотить мечту о ненасильственном мире в реальность.

  9. 9
    Текст добавил: Не_ГрУстИ_УлЫбниСь

    Дети и насилие
    Эссе
    Дети и насилие – две вещи несовместные, как гений и злодейство. Жестокость в отношениях с детьми может породить только страх и ненависть, а они в свою очередь новую порцию насилия. В этом круговороте нет места любви и добру, доверию и правде. В таком мире нет места детскому сердцу. Оно может родиться и жить только в семье, где царят любовь, уважение, понимание.
    Я убеждена, что воспитать ребёнка можно без насилия и унижения. Наш сын (ему сейчас девятнадцать) никогда не испытывал физического наказания со стороны родителей. Помню, как в четыре года мы пытались впервые наказать его, поставив в угол за непослушание. Его свободу до этого никто не ограничивал – он растерялся: долго не мог определить, какой угол выбрать. Наконец встал слева у двери, повернулся к нам лицом и … рассмеялся. Мы тоже не смогли удержаться. Больше в нашем воспитательном арсенале не использовался «угол позора»: оказался неэффективным.
    Лет в шесть появилось первое бранное слово (его принесли из детского сада). Слово было настолько ново и колоритно для ребёнка – в доме не было принято использовать нецензурную брань –  что не повторить его не было никаких сил. И оно сорвалось. Что делать? Бежать за ремнём, отвешивать шлепки и подзатыльники? Терпение. Присмотрелись к сынишке: глаза горят, губы шепчут. Как смогли, объяснили, что это нехорошее слово, что не стоит его употреблять. Карапуз долго молчал, словно что-то взвешивал, затем уткнулся в подушку и, проговорив это плохое слово  раз десять, пообещал больше не ругаться. С тех пор грубых слов в речи сына мы не слышим.
    Ребёнок – школьник. С этого момента для многих родителей насилие становится основным средством воспитания. Принёс двойку – подзатыльник, не смог самостоятельно выполнить домашнее задание – оплеуха. А где же вы, родители? Любящие, добрые, ау! Помогите, подскажите, поддержите, научите. Да, да! Отложите все срочные дела (ваш ребёнок – самое важное дело) и терпеливо, без обиняков, оскорблений разберите с сыном (дочкой) трудную задачку, придумайте историю, прочитайте книжку. Ох, как трудно! А ребёнку легко? Наш сын очень переживал неуспехи в школе, хотя учился хорошо, да и став студентом университета, огорчается от неудач. Но теперь он самостоятельно добивается положительного результата. А тогда, чтобы не ранить ребёнка, мы придумали хитрость: «Получишь плохую отметку – купим тебе самый большой торт». Как завидовал ему соседский Колька-отличник, которого наказывали за случайную тройку. Как бедный мальчик искал повод не сказать правды родителям, обмануть, чтобы избежать подзатыльника. Зато наш доверяет нам до сих пор, хотя мы ему ни разу не купили торт по обещанному поводу: были другие, более приятные.
    Разговаривать с ребёнком, доверять ему, уметь слышать его – это, пожалуй, самое главное. Причем, высшее образование родителей не обязательно. Мои родители не имели даже основного образования, тогда, в предвоенные годы, семилетнего. Но ни меня, ни сестру никогда не наказывали физически. Самым страшным для нас наказанием было молчание отца в ответ на нашу провинность.
    Сегодня я убеждена, что мои родители были мудрыми людьми. Низкий им поклон и вечная память! Без домашнего насилия они воспитывали детей, которые без крика и унижения понимали тихо сказанное слово. Через многие годы не могу вспомнить ни одного грубого окрика мамы, ни одного шлепка отца, а человек был строгих правил.
    Мы живём взаймы у своих детей. Что дадим, то к нам и вернется (принцип бумеранга). Стоит ли тогда удивляться, что в обществе растут жестокость и насилие: взрослые дети сдают престарелых родителей в социальный приют, муж бьет жену, школьник берется за оружие, если самые близкие люди без шлепков и крика не могут друг друга понять.
    Не берусь утверждать, что воспитать ребенка легко. Это каждодневный труд без выходных и праздников. Но в одном уверена: личный пример родителей (воспитателей) учит детей, а не кнут или  пряник. Вы сколько угодно можете объяснять своему ребенку, что решать спор со сверстником нельзя кулаками. Результата не будет, если в семье процветает насилие.
    И если ваше «отражение» криво, «на зеркало неча пенять».

  10. Каждая эпоха несет в себе свои законы и противоречия. Если эти противоречия очень обостряются, возникают сначала большие конфликты, которые могут перерасти в большие войны. И или нужно это человечеству, которое и так уже подорвало свои силы ежечасными распрями и конфликтами? Я думаю, что совсем не нужно, ведь это может привести к уничтожению человечества вообще, а также к гибели нашей планеты Земля
    С давних времен мужчины воевали: за женщин, за территорию, за добычу. Да и теперь ничего не изменилось. Только воюют не только за женщин, а и за власть, за деньги. Становятся все жорстокишими сердца, более страшной оружие. Люди хотят быть властителями мира, забывая о любви, справедливости, добро. А вообще или возможно жить по законам добра, даря любовь всем людям, а более всего детям и убогим, обездоленным?
    Сейчас, кажется, мы поворачиваемся к тем законов, которые их провозглашено в Библии. Но это делают не все люди. Большинство, которые раньше, старается утвердиться с помощью насилия, потасовок, войн. Они хотят стать высшими чем все, получать больше от всех, быть лучшими чем все. Отсюда и идут разные войны, которые есть лишь попытками влиятельных людей поделить мир между собой. Мне кажется, когда-то люди поймут, что делить его совсем не нужно, что каждый народ должен жить так, как ему нравится. Исчезнут войны, которые почти каждый год возникают под какими-то совсем непонятными поводами, уменьшится насилие. Мир станет лучшим
    Насилие же будет существовать, пока на экранах наших телевизоров будут демонстрироваться боевики, где оно сведено к культу поведения. Смотря эти побойська, ребята будут стремиться быть похожими на «крутых» мужнин, которые одним ударом могут убить человека. Кроме этого, «подогревают» нестабильные условия нашей жизни, когда люди находятся в залоге постоянного кризиса, постоянного психического срыва. Вот и растут маленькие «крутые» ребята, превращаясь со временем на больших насильников и воров. Если посмотреть и прислушаться к разговорам маленьких ребятишек, то можно услышать, с каким увлечением они
    Рассказывают друг другу о событиях некоторого боевика или о боях без правил, что они смотрели по телевидению. Да еще и дома родители все время ссорятся от того, что не хватает денег на необходимое
    Отсюда и начинается путь к озлоблению малихсердець.
    Невозможно постоянно жить в мире насилия, где каждый старается подняться за счет других людей, удаваясь к разнообразнейшим черным делам. Это губит души людей, делает их равнодушными друг к другу, даже жестокими. А или оправдано это? Ведь раньше мы гордились тем, что мы являются людьми, гуманной нациями, которая никогда не нанесет ущерб более слабому. Оказалось, что это были лишь слова, удобные лозунги, которые прикрывали волчью сущность человечества. Неужели сейчас для нас стало актуальным страшный лозунг: «Человек человеку волк»? Поэтому й бьются все за лучшее место под солнцем, не озираясь нет на детей, ни на слабых, ни на что… Все очень уверенно поддерживают один из законов Чарльза Дарвина: «Выживает более сильный». Это называется «естественный отбор», в котором нет места людям, в сердцах которых остались жить добро, любовь, взаимоуважение, милосердие. Потому что они не удержатся на волнах безжалостного отбора, не выживут в волчьем мире. Поэтому й смотрят из экранов телевизоров на маленьких ребятишек не милый мишка Винни-Пух, а страшный Робокоп или Терминатор, которые ни минуты не могут прожить без стрельбы и потасовок. Это страшное порождение нашей действительности, от которой нигде невозможно спрятаться
    А как хочется видеть везде улыбающиеся лица, радоваться солнечному дню, смотреть по телевизору приключения веселых и смешных героев, просматривать старые кинофильмы, в которых никто и не слышал о насилии! Хочется жить среди добрых душой людей, жить в согласии и любви. Ощущать себя нужным, делать важные дела, от которых становится легко на душе. Иметь чистое сердце, в котором нет места зависти, любить и быть любимым. Мне кажется, что об этом виднеются все люди, но чему-то, стараясь что-то догнать, какую-то призрачную Птичку Счастья, забывают об этом и живут за волчьими законами
    Однако, я думаю, мир со временем превратится на лучший, потому что люди поймут, что насилие и войны ни к чему доброго не приведут. Война и насилие -это зло, которое калечит наши души. Итак, чтобы стать лучшими ( а до этого хотят все), нужно изменить окружающий мир, начиная с себя, со своих друзей и знакомых. Если любой из нас изменится, то, по моему мнению, изменится и наша жизнь, а значит, исчезнут войны и насилие
    Война и насилие в нашей жизни

  11. ?­Мир без насилия.
    Недавно в руки мне попала книга Сен Экзюри «Маленький принц». Сначала я подумала, что это обыкновенная сказка. Но затем, увлекшись чтением, я поняла, что этот сказочный сюжетзатрагивает проблемы нашего века. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» – говорит Маленький Лис своему другу принцу. Как просто и как точно подмечено отношение человека и общества, человека и природы.Стремясь к своему утверждению, как иногда разрушаем и уничтожаем окружающий мир и общество.
    Ведь ещё Абай в своих «Восьмистишьях» размышлял над тремя началами в человеке – воле, разуме и сердце. В нашевремя развитых технологий разум для человека играет огромную роль. Добиться чего-нибудь в жизни без воли невозможно. Но лишь сердце должно управлять ими, по мнению великого Абая. Я полностью с нимсогласна. Ведь только чуткое сердце может отличить добро от зла «Чутко одно лишь сердце»,- говорит Маленький принц у Экзюпери. Одной из самых актуальных проблем современного мира стала проблема насилия. Ещё всвященном писании впервые упоминается об акте насилия в истории Каина и Авеля. Зависть и жестокость сыграла роковую роль в поступке Каина, убившего своего брата. Ни одна религия не учит убивать иобижать слабого, решать свои проблемы с помощью войн. Напротив, Библия и Коран призывают жить в мире, добрососедстве, к умению прощать, а месть, жестокость, убийство и насилие – самые тяжкие грехи христиан имусульман.
    Наше молодое государство переживает сейчас трудные времена перехода к новой экономической формации. Тут впору растеряться и взрослым. А что же нам, детям? Часто родители, озабоченные в первуюочередь материальным достатком своих детей, не успевают проконтролировать круг их интересов и увлечений. Может быть, потому, так много трудных подростков, которые выбирают наркотики, алкоголь, курение.Общественность пытается защитить нас – свое будущее поколение. Поэтому на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в этом году одобрена акция «Скажи «Да» ради детей»….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *