Сочинение на тему настоящее прошлое и будущее

9 вариантов

  1. Эссе на тему “Гордимся прошлым – строим будущее”
    Многие из нас уверены, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Чем живет человек сегодня? У каждого из нас есть свои привычки, привязанности. Каждое общество обладает своими традициями, своей религией передающимися из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Все это собирается на протяжении многих лет. К примеру, нельзя же отметить свадьбу без традиционного сватовства или встретить важных гостей без хлеба и соли.
    Прошлое – это начало всего настоящего. Если вдуматься, и вправду, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является основой для возникновения будущего.
    Благодаря прошлому опыту мы многое утверждаем сегодня: что есть хорошо, а что плохо, чему необходимо больше уделять внимание (например, для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться). Мы многое знаем: ведь кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда, добычи огня и т.д. В то же время, мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком.
    А зачем нужны эти традиции, опыт и знания предков? Без них общество стояло бы на месте, мы бы также пытались добыть огонь при помощи палки с камнем или ели бы пальцами без помощи столовых приборов, мы бы не научились разговаривать, а как пещерные люди, общались бы жестами и звуками. Путь познания истории сделать так, чтобы в будущем не случилось ничего плохого или усовершенствовать что-то, чтобы потомкам стало еще лучше, чем нам.
    Все мы знаем о Великой Отечественной Войне и сколько она унесла жизней. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Мой дед является одним из них. Он прошел всю войну и вернулся живым. Я смотрела фильмы, читала книги о войне. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь стали рассказы о войне моего деда. Война в его памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.
    А после войны поколение моего деда заново отстроило все города, восстановило всю производственную инфраструктуру страны. По-сути они заново отстроили настоящее и крепкое здание для будущих поколений – для наших родителей, для нас.
    Эта война стала горьким уроком для всего человечества. И хочется верить, что он не пройдет даром и  в будущем не будет таких войн.
    Можно, конечно, попытаться забыть, выбросить прошлое и, довольствуясь настоящим, создать будущее. Да, можно. Но опыт показывает, почти все попытки не учитывать уроки прошлого рано или поздно приведут к тому, что это прошлое проявится, иногда даже в неожиданной и необычной форме. При этом, момент такого проявления-напоминания уже станет настоящим). И каким будет это напоминание, полезным или нет, никто заранее не знает. Хотелось бы, конечно, чтобы полезным. Но для этого надо или не забывать прошлое, или, что более существенно, строить будущее из прошлого и настоящего. Только вот далеко не всегда и далеко не каждый способен заниматься такой ”стройкой”.
    Думаю, не буду далека от истины сказав, что прошлое, настоящее и будущее настолько тесно взаимосвязаны, что можно уже рассуждать об этом как о некой модели, в которой очень много ролей.  Довольно значимую из которых играет такая профессия как Учитель. Именно Учитель помогает Ученику, как бы “оглядываясь назад”, учитывать и применять весь опыт, все знания прошлого и настоящего поколений для дальнейшего развития. Именно Учитель дает ученику моральные ориентиры в жизни. Прививает способность анализировать результаты, соизмеряя их с “текущим положением дел”. И именно Учитель закладывает в Ученике основы ”строительного дела” своей будущей жизни.
    Вот я по профессии учитель. Мне нравится моя работа. И нравится она мне не только с предметной точки зрения. Иногда ловлю себя на мысли, почему выстраивая ход урока, я стараюсь максимально сделать его интересным, восприимчивым и запоминающимся для детей. Возможно, потому что такими методами и дополнительными усилиями обучение будет максимально эффективным. И я очень радуюсь, когда вижу успехи моих выпускников. Когда мои ученики уже после выпуска из школы, работая или учась в вузах, находят время, чтобы просто прийти в школу и просто поблагодарить меня.
    В заключение скажу, мы живем благодаря тому, что добыли, придумали или изобрели наши предки. Каждому из нас, живущим здесь и сейчас, не стоит забывать, что когда-то было хуже, что наши поступки могут нас снова вернуть назад. Надо помнить, что только наши поступки способны изменить будущее. Только усердным трудом можно чего-то добиться. Ведь именно благодаря труду человек добыл огонь, а обезьяна стала ходить на двух ногах.

  2. Сухоруких А. И. «Вишнёвый сад».
    Сочинение «Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
    Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» написана в 1904 году. Это одно из его последних произведений. Пьеса отличается своей многоконфликтностью и многоплановостью. Автор на образах Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и Пети показал прошлое, настоящее и будущее России.
    Раневская и Гаев олицетворяют прошлое России. В пьесе Чехов показывает распад дворянства и его культуры. Старые хозяева вишнёвого сада – праздные, беспечные люди, ведущие паразитический образ жизни. Они привыкли жить за счёт крестьян и даже не пытаются решить проблемы, стоящие перед ними. На протяжении всей пьесы они переживают о неминуемой потере сада, но оказываются неспособными сделать что-нибудь полезное. В итоге Раневская вновь едет в Париж, забрав все деньги ярославской бабушки и оставив на произвол судьбы Варю и Аню, а Гаев так же уезжает в город, не в силах что-нибудь сделать.
    На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев терпят разорение и крах не только материальный, но и духовный. Вольно или невольно они предают всё, что, казалось бы, им дорого.
    В своей пьесе Чехов даёт понять, что жизнь должна измениться, стать лучше.
    В образе Лопахина Чехов представил нам настоящее России. Лопахин – полная противоположность старым хозяевам вишнёвого сада. Он энергичен и расчётлив и, в то же время, добр и поэтичен. Он смотрит на вишнёвый сад, как на источник дохода и без всякого сожаления вырубает его, не дождавшись отъезда старых хозяев. Но это не значит, что Лопахин лишён чувства красоты. Вспомним, как он был восхищен, увидев цветущее маковое поле. Лопахин – это предприниматель, богатеющий за счёт своих рук и головы, но он не лишён сердечной доброты. Он советует Раневской продать сад под дачи, уплатив таким образом все долги, но его никто не слушает.
    Нетрудно заметить, что симпатии Чехова не на стороне Лопахина, а на стороне нового поколения. Это новое поколение – будущее России олицетворяют Аня и Петя. Они относятся к вишнёвому саду как к символу ушедшей жизни. Аня – искренняя, естественная, наивная девушка. Петя любит её. Их отношениями руководит дружба, чувство взаимопонимания. Несмотря на свою молодость, Петя яснее всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. Пете и Ане тоже жалко вишнёвого сада, но с лёгкостью, присущей молодости, они покидают свой дом, сад. Молодые люди строят планы на будущее.
    И всё-таки, хоть Чехов и связывает надежды на будущее России с юным поколением, он не единожды подчёркивает его несостоятельность, неопытность, незрелость. Таким образом, я считаю, что автор в пьесе не даёт ответа на вопрос о том, какие люди нужны России в данный исторический момент.

  3. Множество философских мыслей посещают человеческий мозг. Почему же без прошлого нет будущего? Что такое прошлое? Это наша история, великие открытия и достижения, памятные события, воспоминания.
    Думая о прошлом, не всегда вспоминаются положительные моменты, ведь негатив труднее забыть и именно он надолго оседает в нашей памяти. Думая о том, как мы неправильно поступили, анализируя, занимаясь самоанализом, мы впредь не совершаем таких ошибок, что и даёт нам шанс на светлое будущее, лишенное тех неудач, которые могли бы быть.
    Настоящее время – это невидимый мостик от прошлого к будущему. Время для осознания того, что ты совершил и что сможешь совершить. Учась на ошибках своих предков, мы понимаем, как можно было поступить в их ситуации, делаем выводы, чтобы самим так не делать.
    Не только на ошибках строится наше будущее. Благодаря открытию телефона, сейчас мы имеем современные гаджеты, которые позволяют нам знать всю важную информацию, не выходя из дома. Мы можем звонить в другую страну, общаться по видеосвязи. Если не придумали бы ранее телефон, неизвестно с помощью каких средств коммуникации мы бы сейчас общались.
    Естественно, военно-политические темы дали нам сейчас то, что мы имеем. Одержав победу в многих войнах, нас уважают все страны мира. Россия – великая держава. Мы не могли бы этого утверждать без подвигов прошлого, оставивших неизгладимый след в истории и наших сердцах.
    Полеты в космос позволили нам узнать вселенную ближе, рассмотреть ее просторы и готовить высадку на Марс. За наше существование и развитие мы благодарны нашему прошлому, которое нужно чтить и гордиться им.
    Бывают ситуации, что люди расстаются, а потом долго об этом жалеют. Жалеют о том, что совершили ошибки, которые оттолкнули любимого человека. Но теперь, они знают, что себя так вести нельзя и такого не повторят. Эти прошлые ошибки помогут сделать отношения действительно крепкими.
    Разве можно не зная, как правильно и неправильно поступать, построить семью? Конечно нет, методом проб и ошибок люди ищут верные пути и, конечно же, их находят. Это касается не только любовных отношений, но и дружеских, приятельских.
    Нужно уметь помогать, выручать человека, чтобы почувствовать благодарность и стремиться быть более добрым и отзывчивым человеком. Думайте всегда о своём поведении, представляйте разные ситуации, будьте человеком чести и тогда вы сможете сделать своё будущее счастливым!

  4. 4
    Текст добавил: ЗлойШкольник

    ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

    Есть только миг между прошлым и будущим…
    Л. Дербенев
    Действительно, миг — между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, — вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы можем и хотим воспользовать­ся настоящим как шансом изменить будущее?
    Мы застаем семью Раневских, героев пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», в переломный для них момент. Они поставлены перед фактом банкротства, долговой ямы и приближающегося аукциона, на котором будет продано все их имущество — имение и огромный, ста­рый вишневый сад, предмет их гордости. И немудрено: даже «в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». В нем прошла большая и лучшая часть их жизни, произошли все самые важные для них события. И сад, и дом полны воспоминаний для Любови Андреев­ны Раневской и ее брата Леонида Андреевича Гаева. Вернувшись после долгой отлучки, они как бы погружа­ются в них, в эти дорогие воспоминания, заново пережи­вая ключевые моменты своей жизни. Войдя в свою быв­шую комнату, Любовь Андреевна восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад…», а выглянув из окна, смеется от радос­ти: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Гаев же с шутливым почтением поздравляет со столетним юбилеем древний книжный шкаф: «Привет­ствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и спра­ведливости…»
    Не только само место, но и люди, с которыми встре­чаются вернувшиеся хозяева дома, вызывают у них воспоминания. Фирс, старый лакей, — это целая эпоха в жизни имения. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было», — говорит он купцу Лопахину, уже далеко не мальчику. Неудивительно, что Фирс незримо присутствует во всех воспоминаниях жителей имения.
    Слезы вызывает у Любови Андреевны встреча с Петей Трофимовым, бывшим домашним учителем ее умершего сына, — как будто заново открывается за­жившая было рана.
    С приездом Раневских оживают и воспоминания ожидающих их людей. Лопахин до сих пор помнит до­брое отношение к нему Любови Андреевны в юности: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Вспоминает ее добрым словом горничная Дуняша, а уж Фирс просто живет воспоминаниями о людях, которым он посвятил всю свою сознательную жизнь. Старый лакей отлично знает привычки каждого из господ и не забывает проследить, как заботливый дедушка, чтобы они вовремя поужинали и тепло оделись: «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — озабоченно хло­почет он и считает, что без него ничего в этом доме не будет так, как следует. Эти заботы — смысл его жиз­ни, потерянный с отъездом хозяев, а теперь вновь об­ретенный.
    Какими же — по собственным и чужим воспомина­ниям — предстают перед нами главные герои пьесы — Раневские и Гаев? Несомненно, они добрые люди, од­нако это ли главное? Леонид Андреевич искренне счи­тает себя прогрессивным «человеком восьмидесятых годов», которого «недаром мужик любит». Но его един­ственное занятие — бесконечные пасьянсы. Да и к деньгам он относится безалаберно: не зря говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах». Цену ему знают даже родные: когда он пытается обнадежить их предложенным ему местом в банке, сестра только вздыхает: «Где тебе! Сиди уж…»
    Любовь Андреевна — чистая душа, хотя брат и об­виняет ее в порочности. Она не заносчива: родственни­ки не любят ее за то, что она «вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетель­но»; зато «она хорошая, добрая, славная» и готова от­дать последнюю копейку. Правда, щедрость для нее — это привычка сорить деньгами, от которой она так и не смогла избавиться, несмотря на изменившуюся ситуа­цию. Так, прошлое этих людей, ошибки, которые они повторяли раз за разом, делая долги и не желая отка­зываться от роскоши, стало причиной безрадостного настоящего семьи Раневских.
    Каково же их будущее? Есть ли у них шансы спас­ти имение и их любимый сад? Вряд ли: эти неприспо­собленные к жизни люди даже не знают, откуда бе­рутся деньги. Они, как в раннем детстве, надеются на ярославскую тетку, которая обещала прислать денег, на Лопахина, который, возможно, что-нибудь придума­ет, — на кого угодно, только не на себя. Ни Гаев, ни Раневская не отваживаются посмотреть в лицо ре­альной действительности. Предложение вырубить сад и сдать землю в аренду отвергается только потому, что «дачи это пошло».
    Кому же Чехов предназначает роль спасителя се­мьи Раневских? Возможно, молодое поколение лишено недостатков старших?
    Анне, дочери Любови Андреевны, семнадцать лет, и она хочет сделать мир лучше. Вместе с Петей Тро­фимовым девушка мечтает о времени, когда все будут счастливы. Вечный студент Петя умеет поддержать интеллектуальную беседу, его ум и эрудиция у всех вызывают восхищение. Так почему же Варя, единст­венный практичный человек в доме, не одобряет дружбы с ним Ани? Мечты этого «облезлого барина», как дразнят Трофимова, основаны на счастье, к кото­рому люди придут, отказавшись от имущества. Не причина ли этого в том, что сам он ничего и не зарабо­тал своим умом? И Петя, и Аня мечтают о мире, где они не будут бесполезны, но их мечты остаются мечта­ми и ничего не могут изменить.
    Может быть, Варя смогла бы помочь что-то сде­лать? Приемная дочь Раневской, она испытывает к ней любовь и благодарность и готова работать, чтобы она и Аня не голодали. Но разве ее сил хватит на то, чтобы спасти имение?
    Варя не бросит Раневских, и, понимая это, на ней не желает жениться практичный купец Лопахин. Он хорошо относится к этим людям, но видит, что они всю жизнь будут только нахлебниками. Он пытается по­мочь им, но сразу же понимает бесполезность своих усилий. И, в отличие от Вари, не собирается взвали­вать на свои плечи заботу о них.
    По воле автора именно из-за практичности, дело­вой жилки Лопахина заветный сад станет его собствен­ностью. А вместе с садом и будущее. Ермолай Алексе­евич — единственный из героев пьесы, приспособлен­ный к жизни в мире, описанном Чеховым — мире деловых отношений, где сад, как ни грустно, вырубят и отдадут под дачи. Возможно, автору и самому жаль сада, упомянутого в «Энциклопедическом словаре», но действительность такова, что в приближающемся будущем ему нет места, как и людям, подобным Ранев­ским, Гаеву, Трофимову. Все они обречены остаться в прошлом, как и старик Фирс, очень символично за­бытый в покинутом доме. Будущее России, которое представляется нам после прочтения «Вишневого са­да», им не принадлежит.
    В чем же причина успешности одних и неприспо­собленности других? Возможно, в том, что миг, данный каждому, чтобы остановиться и задуматься, каждый использует по-разному. И будущее не примет того, кто растратил это заветное мгновение попусту.

  5. Мадина Каримзаде, Facebook.com/madina.karimzadeТаджикистан! Ты мой до крошечного камня.
    Мне твой засохший куст дороже роз в цвету,
    Добра я – от тебя досталась доброта мне,
    Красива – это ты мне отдал красоту!
    Таджикистан – страна загадка, Родина моих предков, любимая иединственная! Высокие слова? Нет! В этих словах смысл всей моей жизни!Несмотря на мой юный возраст, я побывала во многих странах, и всё время,возвращаясь домой, я понимала, насколько моя Родина мне близка и важна.Я сравнивала наши скалистые горы с холмами Германии и ощущалапревосходство наших вершин. Я сравнивала наши бурные горные реки соспокойными реками России и понимала силу нашей водной стихии. Дажевоздух, которым я здесь дышу, кажется мне чистым и свежим. А люди,зачастую простые и наивные, все же гостеприимные, добрые и такие всеродные. И к тому же удивительно талантлив таджикский народ, подарившиймиру известных поэтов, писателей, учёных, художников, читая произведениякоторых, молодое поколение узнает о культуре и истории всегоперсидского народа.
    Итак, что же для каждого из нас является Родиной? Я думаю, что это томесто, где ты родился и вырос, место, куда всегда хочется возвращаться,место, где ты ощущаешь себя свободным и счастливым.
    Я родилась в древнем городе Худжанд – очень красивом и привлекательном.Не верите? Если подняться высоко в горы Магол-Тау и посмотреть на городсверху, то можно увидеть цветущую долину с широкой и прозрачной рекой,разделяющей ее на две части: воистину божественный вид! Каждый раз,когда я смотрю на город сверху, у меня захватывает дух, и я громкокричу: «Это мой город!».
    А проходили ли вы когда-нибудь пешком по старому мосту во время заката?Последние лучи солнца скрываются за горами и отражаются в реке, а огничертового колеса в парке культуры так и манят к себе. Каждый раз, когда яиду по мосту, я бросаю камешек в воду, загадывая при этом желание,которое обязательно потом исполняется. Всего этого вы не найдетенигде!!! Природа наша уникальна!
    А что происходит в нашей жизни?
    В этом году мы отмечаем 22-летие независимости нашей страны! 22 года!Много??? Совсем мало!! Столько наша страна – Республика Таджикистанстановится на путь развития. Чего мы добились? Насколько ушли вперед?Насколько мы сегодня самостоятельны? Эти вопросы нам, нынешнемупоколению, которое как раз и родилось в эпоху перемен.
    Я родилась, когда в нашей любимой стране произошли самые страшныетрагедии: развал союза и гражданская война. Ужасная, страшная,кровопролитная война. Мы были тогда совсем маленькими и не понималимногих вещей, но нашим родителям пришлось очень трудно. Сейчас мывыросли, но проблемы тех лет до сих пор сказываются на нас. А к ним ещеприсоединились и проблемы современного мира.
    Когда я смотрю телевизор, читаю газеты, то мне становится страшно оттого, что происходит в мире. Войны, насилия, преступления стали частьюжизни людей. Людей продают и покупают, как будто это товар. И в первуюочередь это касается детей. Они, как и я, все мечтают о спокойной,мирной и счастливой жизни. Я счастлива, что в нашей стране сейчас МИР!
    Да, в моей стране тоже много проблем. Мира мы добились, а вот счастья…?.Для счастливого детства нужны мама и папа, а еще нужно учиться. Длядетей нужны театры, парки, все, что должно быть в любой стране, чтобыдети могли чувствовать себя детьми, чтобы они могли развиваться, чтобыдети, когда вырастут, могли сказать, что помнят свое счастливое детство.
    Почему же возникают проблемы в нашем обществе? Я думаю, из-за незнаниясвоих прав, из-за низкого уровня жизни, из-за экономических проблем,из-за того, что перестали цениться такие вещи как доброта, порядочность,героизм.
    А все это исходит из школы. 70% нашего населения проживают в сельскойместности, а значит и 70% нашей молодежи, которая должна быть вавангарде. Часто езжу в село и вижу большую разницу. Школы в плохомсостоянии, занятий нет, дети не учатся… А если занятия и идут, тосистема не дает возможности нашей молодежи учиться мыслить исамостоятельно принимать решения. А девушек слишком рано выдают замуж,не дав им сформироваться как личности. При этом их мужья зачастуюмигрируют в Россию в целях заработка, оставляя жен одних, что тожеявляется не правильным.

  6. Ответ оставил Гость
    Внешним сюжетом пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.
    Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это – только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.
    В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход… Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д.
    От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.
    Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»
    Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов.
    Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»
    А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа «Вишневого сада».
    И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.
    Потому, что герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…
    На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидна, поскольку сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и только ждет «начала чего-то молодого, свежего». И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. «Прощай, старая жизнь!» – звенит в финале «Вишневого сада» молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.
    ?

  7. Но всегда ли мы готовы строить настоящее из прошлого, а будущее из прошлого и настоящего? Нет, далеко не всегда и далеко не каждый.
    Если бы мы “оглядывались” на прошлое, соизмеряя его с настоящим, учитывали и применяли прошлое, то не было бы для нас многое из настоящего, да и, несомненно, в будущем, “неожиданным”. Столкнувшись с этим, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что это “неожиданное” и вовсе не такое уж “неожиданное”. А вполне закономерное и допустимо ожидаемое. И это игнорирование прошлого и настоящего происходит в большинстве случаев, несмотря на то, что человек сохраняет веру в лучшее. Веру, реализовать которую, без учета прошлого в настоящем, и прошлого и настоящего в будущем невозможно.
    Так, почему же такое происходит? Только ли потому, что человек не привык предварительно обстоятельно анализировать, “силен задним умом” или все-таки многое зависит от морально-психологического настроя человека?
    Морально-психологического настроя, находящего свое воплощение посредством выбираемого человеком собственного волеизъявления в его практической, главным образом созидательной деятельности. А может быть такое происходит потому, что не человек не привык, а его не приучили предварительно обстоятельно анализировать, не воспринимать все за “чистую монету”. Не воспитали у него “врожденную” привычку, прежде чем что-то сделать, обстоятельно все “взвесить”. И только поняв и осознав (именно поняв и осознав!), приступить к действиям?
    Если бы все было “чистой монетой”, не было бы тех “неожиданностей”, столкнувшись с которыми, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что эти “неожиданности” и вовсе не такие уж “неожиданные”, а вполне закономерные и допустимо ожидаемые.

  8. Эссе на тему “Человек смотрит в будущее своим прошлым”.
    Противно звенел будильник. Чумная голова болела, но нужно было вставать на работу. Каждый день одно и то же! Бесконечная вереница однотипных событий с утра и до вечера выстраивалась в длинную цепь.
    Я встал и поплёлся в душ. Включил воду попрохладнее, несмотря на то, что довольно теплолюбив. Зная себя, прохладный душ взбодрит не хуже чашки кофе. Кстати, последний как раз закончился… и я повернул кран в сторону холодной воды.
    По пути глянул на себя в зеркало. Етить-колотить, и это я?! На блёклом лице лихорадочно горели фиолетовые глаза, белокурые локоны спутались в один колтун, крылья обвисли, и с маховых перьев капала на пол вода… Не ангел, а горе горькое.
    Пора в отпуск. С этими человеками любой ангел сгорит на такой работёнке! Теперь я понял, почему мой энтузиазм при выборе специализации никто не оценил! С такими подопечными и демона, прости Господи, не надо!
    Я — ангел желаний. Выполнять людские желания — моя работа. У меня есть прикреплённые подопечные, с которыми я работаю.
    Люди — интересные и вместе с тем жалкие существа. Они могут в равной степени обладать чистой душой — но в то же время относиться к себе столь уничижительно, что во мне тут же вспыхивают далеко неангельские порывы: хочется схватить первую попавшую палку и лупить их вдоль хребта до тех пор, пока не одумаются.
    К сожалению — или к счастью — позволить подобного себя я не могу, а потому просто сопровождаю моих подопечных, скрупулёзно записывая их желания, вплоть до мелочей, которые потом сдаю под роспись нашей небесной канцелярии.
    Кстати, эта контора — от нечистого, как пить дать! Бюрократ на бюрократе бюрократом погоняет, даром что ангелы! Уйти в отпуск, не растрепав там нервы — притча во языцех. Прежде нужно заполнить бегунок, где расписаны все траты за год: перья писчие, бумага двух видов: на каждый день и для отчётов, чернила несмываемые вечные синие и красные, скрепки канцелярские, дырокол, сургуч и прочее, прочее, прочее… И попробуй только слукавь! Как сейчас слышу голос нашего завхоза: «Богумир! У тебя сальдо не сходится! Я не наблюдаю приход-расход в равном количестве. Перьев тебе было выдано десять штук. Срок использования каждого пера — 37 дней. В году у нас 365 дней. Я стесняюсь спросить, ты математику изучал? Или глазки строил? Куда делось одно перо, уважаемый?».
    Куда-куда! Легко им сидеть за столом и строчить отчёты! Пороха не нюхали! А когда ты стоишь за спиной девчушки, которая, рыдая, просит чтобы отец бил её немножечко поменьше, потому что в школу по морозу идти тяжело — рука в бессилие сжимается так, что ломает вечное перо как спичку…
    Её желание выполнили. Правда, совсем не так, как она себе это представляла: отец упился и замёрз в канаве. Девчушка совершенно искренне оплакивала это чудовище и просила вернуть ей отца. Я старательно, слово в слово, записывал желание.
    Но вот загвоздка. Мать девчушки познакомилась с замечательным мужчиной, готовым стать отцом её дочери. Да только девчушка помнила пьяные выходки и побои родного отца, прошлое постоянно диктовало ей свои правила, и она боялась: боялась поверить, боялась будущего, боялась, что станет хуже.
    И не объяснишь, что прошлое нужно оставить в прошлом!
    А ещё есть у меня старенький интеллигент. Он вырос при другой стране и власти, работал в науке, а сейчас оказался не у дел. Он работает сторожем в магазине недалеко от работы, и я прихожу к нему после девчушки. Перо, свиток, внимание.
    «Проклятая работа…»
    «Вот были времена! Не чета сегодняшним!..»
    «Вот лет сорок назад я вёл свой научный проект! А сейчас только денег давай. Наука не нужна!»
    «Лучше чем было, уже не будет! Да и на что я годен… старик без имени, без связей. Тогда-то мозги нужны были! Не то, что сейчас!»
    Я всё это слышал, но прилежно писал. Интеллигент жаловался на жизнь, на правительство, цеплялся сухонькими ручонками за прошлое вместо того, чтобы принять новые реалии. Увы, дни его были сочтены: он жил в прошлом несмотря на то, что физически находился в настоящем. Старик сам определил свою судьбу. Тянул непосильную ношу — прошлое целой страны — на своих хрупких плечах и всё пытался впихнуть его в жизнь.
    После старика я шёл в тесную захламлённую «сталинку» — там у меня живёт тихий алкоголик. Рукастый и умный мужик, начитанный, в меру упрямый, но так же и мнительный. В юном возрасте его обманула девушка, которую он видел своей женой. Я помнил его тогда: летал на крыльях, как ангел, готов был горы свернуть и натаскать в зубах звёзд с неба, но… девушка решила, что друг достойней её внимания, и ушла, тихо, едва прошептав «Прости».
    Так он и спился: каждой новой девушке на горизонте под стакан водки клеился ярлык изменщицы заочно, а перед глазами стояла та самая, первая, любимая, не его жена…
    А ещё у меня есть девочка-подросток. Ей шестнадцать земных лет, и она прекрасна в силу своей молодости. Умные серые глаза, рыжеватые волосы, стройная, но не тощая фигурка — конфетка, а не девчонка. Она — моя боль. Она умрёт не сегодня — завтра. Она услышала, как «лучшая подружка» назвала её серой мышью, на которую не взглянет ни один нормальный парень. Я долго думал, что это значит — ведь я смотрел на неё! А девчонка ела себя поедом. Пила какую-то муть для улучшения цвета лица. Выташнивала еду, чтобы быть стройнее. Глотала таблетки не пойми для чего. А в голове билась одна мысль: «Я страшная, жирная, безликая уродина! Я не нужна никому!».
    Когда паренёк из противоположного класса позвал её в кино, она подумала, что это нужно только лишь для того, чтобы посмеяться: кто ж по доброй воле пойдёт на свидание со страхолюдиной?!Девочка плакала дома в подушку, представляла, как паренёк идёт в кино с другой, и рыдала ещё горше.
    Соседскому мальчишке она тоже отказала во встрече, как и другу старшего брата: в голове пульсировала мысль, что она — серая мышь.
    «Серая никчёмная крыса!»
    Потом девчонка влюбилась — в новенького мальчика, приехавшего из другого города. Услышанная в недавнем прошлом фраза пресловутой подружки запретила ей надеяться на взаимность, хотя парнишка проявлял искренний интерес.
    Увы, никакая симпатия не будет жить долго без подпитки извне — и парнишка обратил свой взор на другую, более благосклонную девушку.
    А моя подопечная решила прекратить свой земной путь и сегодня собиралась зайти в аптеку за снотворным.
    Одна вскользь брошенная фраза! Со злости или зависти — и всё: симпатичная девчушка, яркая, интересная, цепляясь за это прошлое, ломает себе будущее…
    Я едва не плакал. Всегда тяжело терять жизни в начале их пути. Больно осознавать, что эти чуткие души — хрупки и недолговечны. Но и сделать не мог ничего: не в моей компетенции вмешиваться в земные судьбы… Подметая белоснежными маховыми перьями грязный асфальт, я плёлся за своей подопечной. Понуро опустив голову, замер у двери аптеки, сквозь стекло окна наблюдая за ней. Как в замедленной съёмке, взметнулась тонкая рука, расплачиваясь за лекарство. Качнулись локоны, застучали невысокие каблучки, хлопнула дверь…
    ***
    Девчонка остановилась напротив окна, что-то укладывая в школьный рюкзак. Небо заволокло тучами, как перед дождём, и сквозь них пробился жёлтый луч солнца — необыкновенно яркий от того, что единственный. Он пробежался по верхушкам деревьев, позолотил крыши, осветил окно. В мутном отражении сверкнул нимб, и огромные белоснежные крылья, будто обнимающие её саму. Девчонка вздрогнула, моргнула, вглядываясь в отражение в окне. На неё смотрела миловидная сероглазая девочка-подросток, с рыжеватыми, чуть растрёпанными волосами и стройной фигурой. За спиной висели не крылья, а рюкзак, да и нимба не было, зато с души ухнул камень, разрывая тугую нить прошлого, удавкой висевшей на шее. Будущее вырвалось вперёд яркой пташкой, робко пока ещё, осторожно расправляя крылья навстречу жизни и свету.
    Девчонка, сняв рюкзак с одного плеча, покопалась внутри и, оглянувшись, выкинула только что купленное в мусорное ведро. И вприпрыжку направилась к остановке.
    —————
    Всем спасибо за внимание.
    И помните, заказывая очередное желание: за спиной стоит ангел и всё записывает. Уж мне-то вы поверьте.

  9. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”
    Смотрите также:
    По рассказу А. Чехова “Ионыч”.

    А. П. Чехов

    Примерный текст сочинения

    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

    Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.
    Помещичья усадьба является здесь своеобразным зеркалом, в котором отражается и поэзия “дворянских гнезд”, и горькая участь крепостных рабов, укоряющие глаза которых, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листка, с каждого ствола этого прекрасного, цветущего сада. Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей. Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но дело не только в этом. Ведь если бы Раневскую и Гаева угнетали только мысли о грядущем материальном разорении, то они, наверное, с радостью бы согласились с тем выходом, который предлагает Лопахин. В самом деле, что заставляет этих людей с редким единодушием отвергнуть спасительный вариант? На этот вопрос ответить не просто. Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, чтобы сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит.
    Чтобы лучше разобраться в причинах бедственного положения героев, нужно рассмотреть их характеры. Они во многом противоречивы. Особенно это касается Любови Андреевны Раневской, обаятельной, доброй, неглупой женщины, которая вызывает чувство уважения и симпатии у всех героев пьесы. Например, Лопахин говорит о ней: “Хороший она человек. Легкий простой человек”. Но, когда читаешь комедию, замечаешь в этой героине некоторую двойственность. Да, она очень щедра, охотно отдает последние деньги нищим, мужикам, лакеям. Но все эти поступки Раневской не воспринимаются как проявление истинной доброты. И происходит это оттого, что она делает это бездумно, забывая о том, что слугам в доме “есть нечего”, так как привыкла сорить деньгами без удержу. Значит, щедрость Любови Андреевны является, по сути, выражением барской беспечности, результатом ее паразитического сушествования. То есть внешняя ласковость, сердечность, добродушие героини скрывают ее черствость и эгоизм. Заботливая, любящая мать оставляет двенадцатилетнюю Аню на пять лет на попечение легкомысленного брата ради “содержанца”, обобравшего и предавшего ее. Получив крупную денежную сумму, она не находит нужным помочь своей приемной дочери Варе, которая вынуждена идти в экономки к чужим людям. Наконец, по ее недосмотру “забывают” в наглухо запертом доме престарелого слугу Фирса, который всю жизнь верой и правдой служил своим господам.
    Если в образе Раневской, в основном, разоблачаются эгоистические черты характера, присущие дворянству, то в образе Гаева еще отчетливее проявляются беспомощность, никчемность, лень, бестактность, барская спесь и высокомерие. Он часто выглядит смешным, например, когда, увлекаясь, произносит речь, обращенную к шкафу, или читает лекцию о декадентах половым.
    Высокая культура, широта кругозора, эрудиция не могут спасти дворянство от духовного банкротства, так как ему недостает серьезного отношения к жизни, воли, трудолюбия, жизнестойкости. Все эти качества воплощены в Ермолае Лопахине, новом владельце вишневого сада. В его лице автор изображает ту общественную силу, которая приходит на смену дворянству, то есть нарождающуюся буржуазию. Да, Лопахин по сравнению с паразитирующим и инфантильным дворянством производит выгодное впечатление своей деловитостью, предприимчивостью, энергией, трудолюбием. Он не бездействует и не плачет, как Раневская и Гаев, а встает “в пятом часу утра” и трудится “с утра до вечера”. Бывший крепостной Гаевых сумел выбиться из бедности и нищеты и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Мне кажется, что такие качества, как трудолюбие и настойчивость, были сформированы в этом герое тяжелыми условиями жизни, которые закалили его, научили стойко бороться с трудностями. Но, с другой стороны, жизнь подневольного крепостного человека лишила одаренного крестьянского юношу возможности развить свои умственные способности. Поэтому в модно одетом преуспевающем коммерсанте отсутствует подлинная культура. Он часто выглядит неловким и неуклюжим. Лопахин, у которого, по словам Пети Трофимова, “тонкая, нежная душа”, отчетливо осознает собственную ущербность, чувствуя, что уступает своим бывшим господам. Это рождает в нем тоску по красоте и гармонии, вызывает острую неудовлетворенность своей несчастной, нескладной жизнью. Мечты Лопахина о вселенском размахе вступают в противоречие с его конкретной деятельностью, в которой преобладает стремление к личному обогащению. Приобретя имение Раневской, Ермолай Лопахин хочет на месте вишневого сада настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь. Она видится ему как торжество собственника, при котором “вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”. Способствуя экономическому прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки русской жизни, как нищета, несправедливость, бескультурье, потому что они руководствуются прежде всего интересами наживы, ограничиваясь только практической, хозяйственной сферой деятельности. Поэтому лопахинский проект новой жизни лишен привлекательности для молодых героев пьесы, которые представляют ее совсем иной.
    Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот “вечный студент” не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, “который поедает все, что попадается ему на пути”. По его мнению, лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. “Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!” – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
    Обычно тему будущего связывают именно с молодыми героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней Раневской. Но, по-моему, при всей симпатии к ним нельзя утверждать, что именно они станут творцами новой жизни. В недотепе и “облезлом барине” (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется
    жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из
    книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов
    не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.
    Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы на пороге следующего столетия по-прежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.
    НАШИ РУБРИКИ
    Символы России
    Мода
    Кино, видео
    Детские стихи
    Школьные сочинения
    Пословицы
    Поговорки
    Народные приметы
    Скороговорки
    Творчество детей
    Толерантность
    Веселые стишки
    Загадки про животных
    Блокада Ленинграда
    Стихи наших читателей
    Стихи о войне
    Кроссворды
    Рубрики журнала
    Академия художеств
    Будь здоров!
    В гостях у дедушки Мокея
    Викторина
    Вот в чем вопрос
    Герои неземных стихий
    Герой ли… литературный герой?
    Голоса исчезнувших миров
    Живая классика
    Игры
    История вещей
    История историч. изречений
    Клуб «Полководец»
    Клуб юных детективов
    Конкурсы
    Копилка заблуждений
    Кто первый?
    Кукольные истории
    Магический кристалл
    Мастерская Эдисонов
    Маши-искусница
    Морская газета
    Музеи мира
    Творч. твоих ровесников
    Театр
    Уголок весел. архивариуса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *