Сочинение на тему название отцы и дети

11 вариантов

  1. Свой замечательный роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет своей актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
    В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе — это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и его отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.
    Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…».
    Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.
    Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное.
    Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле, младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
    Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.
    Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, какие они есть, прощать. Евгений не хочет идти навстречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив.
    Я считаю, что спор «отцов» и «детей» вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием и терпением. Прокладывая дорогу в будущее, никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

  2. Оказывается, это была ни ссора, ни влюблённость. Однажды, обдумывая свой день, лёжа в уютной кровати в одном из домиков скромного городка Вентнор, что находится на острове Уайт близ Англии, Иван Сергеевич вспомнил одного «провинциального молодого врача», как-то лечившего его. Вот что он вспоминал о нём: «В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было сильное…» Его смутил тот факт, что ещё никто до него не проник в душу нигилиста в своих произведениях, не показал, какой жизнью живут представители «нового поколения». И вот, под стоны ветра, кромсающего голые деревья, Тургенев пишет первые главы. Затем он возвращается в Россию. Последнюю точку Тургенев ставит летом 1861 года, но он не уверен, «каков будет успех».
    Как видим, интуиция подвела Тургенева, с увлечением изучаем страницы этого произведения. Кстати, многие понимают название буквально – борьбу отцов и детей. А вот и нет. Иван Сергеевич описывал разницу между поколением, чьи взгляды уже уходят в прошлое, и совершенно новым, которое пытается сломать стену консерватизма, преграждающую им путь в «светлое будущее». Также центром внимания в романе становится прототип не забытого нами медика из Вентнора – Евгений Васильевич Базаров. Его взгляды являются дикостью для «старого мира», он относится ко всему со своей критикой. Нельзя не вспомнить молодого Дориана из произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Того тоже можно было назвать нигилистом. Вспомним только его диалог с возлюбленной Глэдис:
    «— Я верю в величие нации.
    — Оно только пережиток предприимчивости и напористости.
    — В нём залог развития.
    — Упадок мне милее.
    — А как же искусство?
    — Оно — болезнь.
    — А любовь?
    — Иллюзия.
    — А религия?
    — Распространённый суррогат веры.
    — Вы скептик.
    — Ничуть! Ведь скептицизм — начало веры.
    — Да кто же вы?
    — Определить — значит ограничить.
    — Ну дайте мне хоть нить!..
    — Нити обрываются. И вы рискуете заблудиться в лабиринте»
    Не находите признаки того самого нигилизма? А ведь это одно и то же время – конец XIX века.
    Кого же мы видим по другую сторону баррикад? Павел Петрович Кирсанов, интеллектуал, благородный аристократ русского происхождения, его раздражает и даже пугает базаровская убеждённость в необходимости сломать фундамент привычной жизни целой России. Роман полон стычек этих двоих, как говориться, противоположности притягиваются. Читая, можно было заметить, какой стороне отдаёт предпочтение сам Тургенев. Только взгляните, сколько споров проиграл Базаров? Только один, и это падение стоило ему жизни. Вы спросите: «Но где же там спор?» Вспомните последние часы его жизни, эту отчаянную борьбу, спор без аргументов, ведь не так хотел умереть будущий революционер, не от тифа, корчась от жара на смертном одре. Но и здесь можно увидеть логику писателя: такие люди преждевременны для России, не в это время Базаров бы пришелся к месту.
    Так всё же, в чём смысл этого названия – «Отцы и дети»? «Отцы и дети» – это символ жизни, которая постоянно обновляется, одно поколение набегает на другое, словно волна. Этот роман для Тургенева – это его виденье жизни, отношений между людьми, а самое главное – самим собой…
    Автор: Анастасия Малахова

  3. Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.
    Пример сочинения на тему: Отцы и дети
    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.
    Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.
    Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.
    С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.
    После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.
    Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.
    Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.
    Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.
    У Евгения Базарова ничего этого нет. Его родители конечно его безумно любят, но не могут показывать своих чувств в полной мере, чтобы не спугнуть сына. Евгений не любит никого и считает что все люди ему не ровня. Для того чтобы удовлетворить свои физиологические потребности ему не нужно никого любить. Достаточно чтобы девушка была симпатичной. Единственного человека, которого он считал себе равным, оказалась девушка Одинцова Анна Сергеевна. Базаров первый раз влюбился и хотел владеть этой женщиной. Анна Сергеевна ответила ему отказом.
    Базаров так и умрет пытаясь доказать всем свою правоту и то что проявление чувств это полная ерунда. Он не захотел выбрать семейный очаг и любящую семью. Базарову даже не могу было передать свои знания о нигилизме. Евгений Базаров умер в одиночестве.
    Пример сочинения на тему: Отцы и дети
    Я часто задумываюсь над вопросом: «Почему самые близкие люди зачастую не могут найти общий язык?» Проблема отношений детей и родителей – одна из важнейших нравственных проблем человечества. Она является сложной и актуальной во все времена. Часто в семье старшее поколение не хочет видеть, что дети выросли, у них появились собственные убеждения и ценности. А молодёжь в свою очередь не желает жить по правилам старших, хочет строить жизнь по-своему. Подобные взаимоотношения неизбежно ведут к конфликтам, и русские классики отразили это в судьбах своих героев: А.Н. Островский приоткрыл дверь в дом Кабановых, И.С. Тургенев изобразил непримиримую вражду Евгения Базарова и братьев Кирсановых, в особенности Павла Петровича. Но, может быть, конфликт поколений существует только на страницах классической литературы?
    Увы, но в современном мире можно часто наблюдать, что дети не всегда спешат к родителям, живущим далеко. Что же в этом страшного? Одним из поучительных примеров для нас может послужить рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Это очень грустная история о старушке, напрасно ожидающей приезда дочери, которая в суете городской жизни, в погоне за ложными ценностями забыла об одинокой матери: «Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад…» Автор показывает нам, как Настя, увлекшись работой, отдавая ей все свои душевные и физические силы, не находит времени для самого дорогого в жизни человека – матери. Катерина Петровна понимает, что «Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье». Почему дочь так бессердечна? Неужели переполненные поезда, материнские слёзы и скука сельских дней – это и есть настоящая причина, по которой Настя обрекает мать на одинокую старость? Поступок Насти безнравственен. Девушка не выдерживает испытания на истинную человечность. В финале рассказа показан трагизм её положения и та невыносимая тяжесть, которая обрушивается на Настю после смерти Катерины.
    Наверное, героине рассказа «Телеграмма» захотелось жить своей отдельной жизнью, самостоятельно принимать решения, чувствовать себя независимой. Но она совсем забыла, что родители не вечны. Чем старше они становятся, тем больше им требуется внимания и заботы. Об этом небольшой, но трогательный рассказ Бориса Екимова «Говори, мама, говори…» Когда мы прочитали его в классе на уроке литературы, у многих на глазах блестели слёзы. Автор удивительно точно смог описать одиночество старого человека. Главной героине хочется так много рассказать дочери о каждом своём дне, о мелочах, которым он наполнен, таких важных для неё, но таких малозначительных для той, что оплачивает дорогой тариф мобильного телефона. Мы, читатели, уже почти не надеемся, что дочь одумается, перестанет обрывать мать на полуслове. И вдруг далеко-далеко она почувствовала, как « всё зыбко и ненадёжно», испугалась, что может навсегда «вдруг оборвётся этот голос и эта жизнь». И теперь она просила: «Говори, мама, говори…» Значит, поняла, осознала, что из-за ежедневной спешки, бесконечных дел и забот можно упустить самое важное – жизнь родных людей.
    Рано или поздно у каждого из нас будут дети. Своим поведением, тем, как мы относимся к родителям, любим их, мы будем показывать пример собственным детям, которые будут так же, я уверена, относиться и к нам. Важно помнить, что именно семья формирует нравственные качества человека. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», – говорил великий А.С. Пушкин. И с его авторитетным мнением сложно не согласиться, не так ли?
    Пример сочинения на тему: Отцы и дети
    Проблема отцов и детей – это вечный вопрос, который поднимают писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт поколений мы ежедневно можем встречать и в реальной жизни. Но особенно остро эта проблема появляется в том обществе, которое переживает переломные моменты, когда старшее и молодое поколение противостоит не только в бытовой борьбе, но и в борьбе политических и социальных взглядов.
    Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
    Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
    Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
    Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”. Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.
    Пример сочинения на тему: Отцы и дети
    В романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.
    Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.
    Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А любовь так и вовсе – «белиберда». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же – чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.
    Кирсанов так отзывался о Базарове: «Лекаришка», «волосатый», «шарлатан», «господин нигилист» и т.д.
    Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.
    Если посмотреть на то, какие были отношения у Базарова с родителями, то здесь тоже не всё так просто:
    «… уеду отсюда (из родительского дома) завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: “Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет”; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего».
    Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.
    Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя – так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории.
    Пример сочинения на тему: Отцы и дети
    Связь между поколениями…Словосочетание в наше время абсурдное. Почему? На мой взгляд, дети не понимают жизни отцов, а родители не стремятся постичь мир своих отпрысков, считая их увлечения, их мировоззрение нелепым. Учись тому, не делай этого, туда не ходи. Неудивительно, что молодежь бунтует. Вы скажете, что так было всегда?
    Да, проблема «отцов и детей», без сомнения, актуальна во все времена, но сейчас, когда ребенка наконец-то уравняли в правах со взрослым, стали воспринимать как личность, вопрос взаимоотношения поколений встал, как никогда, остро. Почему так произошло? Я объясню. На мой взгляд, получив слишком много свободы, но, не умея ею пользоваться, не имея достаточного жизненного опыта, молодежь пытается нащупать свой путь часто назло скучным и нудным родителям.
    И если раньше заветы отцов выполнялись неукоснительно, то сейчас принцип «Пока нет своего ума, живи моим», к сожалению, не работает. Связь межу поколениями потеряна. И это плохо, потому что опыт предков весьма помогает в жизни. Дом будущего только тогда бывает прочен, когда стоит на фундаменте прошлого. Вот, например, Дарья, героиня повести В.Распутина «Прощание с Матерой» живет по законам, которые передали ей родители. И эта женщина, уже хорошо пожившая, привлекает чистотой и правдивостью облика.
    Потому что живет по совести, как учил отец: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Дарья не может оборвать связь с прошлым, понимаю всю трагичность этого разрыва, поэтому решительно борется за свою избу, обреченную уйти под воду. Для нее это место – память о тех, которых давно нет. Но ни сын Павел, ни невестка не могут понять Дарью. Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. О том, почему так важно сохранить связь между поколениями, пишет и А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».
    Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду». И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева. Только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

  4. Простое название романа раскрывает свой смысл в бо­гатой и сложной проблематике произведения.
    В своем романе Тургенев поднимает проблему столк­новения образа мыслей разных поколений, которое мож­но рассматривать как борьбу двух социально-политичес­ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.
    И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще­стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло­дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост­ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.
    Евгений Базаров — представитель революционно на­строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува­жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа­мильярность против изысканности и манерности, отрица­ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.
    Но при всей кажущейся стройности базаровской сис­темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст­ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.
    Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо­тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон­ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!
    Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер­сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла­гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит­ся, как отражение в кривом зеркале.
    Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован­ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при­ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина… И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.
    Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но­вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си­дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.
    Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди­телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при­летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль­ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.
    Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за­данный писателем.

  5. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И. С. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И. С. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремление их души, внутреннюю борьбу и порывы.
    Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе — поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит показ автором той пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что, несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояния, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.
    Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями, и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
    Я думаю, что И. С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел с его помощью показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

  6. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман “Отцы и дети”, написанный в 1861 году.
    Роман “Отцы и дети” был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети – это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе. “Отцы и дети” – роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю “детей” относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, – к лагерю “отцов”.
    Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.
    Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.
    В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.
    Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами.

  7. Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
    Д. И. Писарев
    Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества — желание разобраться во всем, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман “Отцы и дети”, написанный в 1861 году.
    Роман “Отцы и дети” был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе. “Отцы и дети” — роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю “детей” относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, — к лагерю “отцов”.
    Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.
    Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.
    В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.
    Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами.

  8. «Отцы и дети» в романе Тургенева
    Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д. а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.
    Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.
    Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
    Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.
    Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.
    Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.
    Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.
    Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.
    Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.
    На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

  9. 9
    Текст добавил: ЗлойШкольник

    Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
    Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
    Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
    Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”.  Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.

  10. Простое название романа раскрывает свой смысл в бо­гатой и сложной проблематике произведения.
    В своем романе Тургенев поднимает проблему столк­новения образа мыслей разных поколений, которое мож­но рассматривать как борьбу двух социально-политичес­ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.
    И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще­стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло­дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост­ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.
    Евгений Базаров — представитель революционно на­строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува­жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа­мильярность против изысканности и манерности, отрица­ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.
    Но при всей кажущейся стройности базаровской сис­темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст­ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.
    Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо­тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон­ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!
    Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер­сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла­гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит­ся, как отражение в кривом зеркале.
    Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован­ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при­ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина… И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.
    Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но­вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си­дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.
    Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди­телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при­летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль­ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.
    Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за­данный писателем.

  11. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.
    Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе— поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.
    Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
    Я думаю, что И.С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *