Сочинение на тему недоросль автор фонвизин

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ..:::БеЛоЕ зОлОтО:::..

    Сочинение по литературе на тему Недоросль нам задали в 8 классе. Эта работа дает возможность лучше понять произведение Фонвизина, в котором он раскрывает актуальные на тот момент проблемы. Теперь же и мы напишем краткое сочинение по комедии Недоросль, упоминая главных героев, с помощью которых Фонвизин разворачивает сюжетную линию своей работы.

    Сочинение Недоросль

    Сюжетная линия комедии Фонвизина Недоросль переносит читателей в деревню Простаковых, где и происходят все события. Там мы наблюдаем жизнь госпожи Простаковой, ее мужа, и сына Митрофанушки. Используя образы Простаковых, автор выводит на чистую воду все существующие пороки дворянства с его негативными чертами.
    Главными темами комедии являются воспитание нового, передового поколения и разоблачение крепостничества. На примере Простаковых писатель показывает отношение дворян к крепостным. В тот период времени стало неожиданным появление работы, где борьба добра и зла ведется не в душах главных героев, а сами герои являются представителями двух лагерей.
    Постепенно у читателя появляется презрение к негативным героям комедии, а Простаковы нам показаны, как жестокие, подлые и необразованные люди. Мать нанимает сыну учителей только потому, что это дань моды, и без видимости образования нельзя было пойти на службу или выгодно жениться. Вот и учится Митрофан, который за два года ничегошеньки не изучил. Кроме еды его ничего не интересует. И Митрофан становится образцом нового поколения, которое подрастало и было недорослями во всем: по уму, воспитанию, поступкам. Ничем не лучше и муж Простаковой, который не имеет своего мнения, да и брат Простаковой, Скотинин вызывает только презрение и злость. Единственным утешением читателю остается надежда, которую мы видим в конце произведения. Там Митрофана решают отправить на службу, и может это станет переменой к лучшему. Там точно исправят плохие манеры и огрехи маминого воспитания.

  2. Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе коллегии стоял один из умнейших людей XVIII века —Никита Иванович Панин. Близость Панину помогла Фонвизину понять политику России. Литературная деятельность Дениса Ивановича началась еще в студенческие годы. Он рано стал проявлять склонность к политической сатире. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Пугачева сильно повлияла на писателя. Фонвизин полностью перешел на сторону крестьян и решил, что крепостное право губительно для всего общества, его необходимо отменить.
    Лучшим произведением Дениса Ивановича Фонвизина явилась комедия “Недоросль”, написанная в 1782 году, в которой показано подлинное лицо крепостничества и главные его носители — помещики. Писатель подчинил композицию комедии правилу трех единств, согласно законам классицизма, который господствовал в то время в литературе и искусстве.
    События происходят в течение суток, в одном месте — в усадьбе помещиков Простаковых. Отрицательным героям противопоставлены положительные. По словам Белинского, “Фонвизин правдиво изобразил крепостническую действительность, выставив ее во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…” Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинин смотрят на крепостных, как на рабочий скот. Тарас Скотинин все свои убытки “дерет” с крестьян и поэтому считается в округе мастером по сбору оброка. А у Простаковой “беда”. Она жалуется брату, что уже ничего не может содрать с крестьян с тех пор, как все у своих крепостных уже отняли. Помещики-дворяне забыли о чести, совести, гражданском долге. Они с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению. Действиями положительных героев осуждается крепостнический строй в той форме, какую он принял в царствование Екатерины Великой. В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. По словам автора, бесчеловечие помещиков должно привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками.
    Широкую известность писателю принесла комедия “Бригадир”, написанная в 1768 году. В ней Денис Иванович высмеял отсталость, бескультурье и жадность поместных дворян и вместе с тем осудил преклонение столичной дворянской молодежи перед иностранщиной. Одним словом, Денис Иванович Фонвизин во всех своих пьесах осуждал и высмеивал тупость и жадность, бескультурье и жестокость помещиков-крепостников.
    Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России, вызывает массовые крестьянские восстания.

  3. В «Недоросле» (1782 г.) Фонвизин противопоставляет грубым, невежественным, корыстолюбивым крепостникам-помещикам людей просвещенных и гуманных. Крепостничество, представителями которого являются Скотинин и Простакова, показано правдиво и ярко; из поступков и высказываний действующих лиц вырисовывается целостная картина поместной жизни, феодального произвола и насилия.
    Фонвизин отчетливо показывает экономическое закабаление крестьян. О наглой эксплуатации крестьянства мы сразу узнаем из реплики Скотинина: «Всякий убыток… сдеру со своих же крестьян». Ему вторит и госпожа Простакова: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, — жалуется она, — ничего уж собрать не можем. Такая беда».
    Отмечает писатель и полное угнетение личности крестьян. Простакова называет верную служанку Еремеевну «собачьей дочерью», «старой ведьмой»; своих слуг не только бранит, но и жестоко бьет. «Рук не покладаю, — заявляет она, — то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Недаром учитель Кутейкин сравнивает жизнь крепостных у помещиков с боевой обстановкой, с «баталиями», а отставной солдат Цыфиркин усиливает это сравнение: «Я сам здесь видел беглый огонь в сутки сряду часа по три». Скотинины вообще не считают крестьянина за человека. «Лежит, как будто благородная», — искренно возмущается Простакова болезнью своей служанки.
    Интересы крепостников низменны. Скотинин, чувствующий себя лучше среди свиней, чем в обществе людей, на Софье думает жениться лишь для того, чтобы разбогатеть. Исключительно корыстные цели преследует и Простакова, стараясь женить на Софье своего Митрофанушку.
    Таков круг людей, против которых Фонвизин направляет острие своей сатиры.
    В комедии усиленно подчеркивается значение образования и воспитания для разрешения общегосударственных задач. В правильном воспитании автор видит «залог благосостояния государства».
    Драматург предъявляет требования к самому царю. Он проводит мысль, что не подданные созданы для царя, а царь для подданных, и требует от монарха быть ответственным в делах управления государством. В соответствии с представлением о просвещенных и гуманных чиновниках в пьесе показан Правдин, который «унимает» злых крепостников — Простаковых и Скотининых.

  4. Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное
    удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
    комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
    Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
    произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
    поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.
    А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
    своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
    особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью – добрую, милую, умную и
    воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова – бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
    достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее “презрелой фурией”. Безусловно, в ней, все-таки,
    прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
    имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
    главным ударом для нее стало поведение родного сына.
    Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
    объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле… На деле все не
    так. Простаков является “маленьким”, “слабым”, и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
    любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его “подкаблучником”. Простаков, он и есть Простаков.
    Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
    не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
    автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про “существительное-прилагательное”. Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
    буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
    перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.
    Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. “Скотская”, “животная”, “низменная” фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
    собственной
    сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
    жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина – полностью
    нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.
    От представителей злого мира я постепенно перехожу к персонажам доброго мира. Начать я бы хотел со Стародума, человека просвещенного и передового.
    Стародум, несомненно, символ глубокой мысли, высоких нравов. Являясь представителем дворянства, он выступает ярым защитником просвещения и человечности,
    осуждает дикость помещичьего класса. Ради своей племянницы нажил состояние («Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность
    жениха достойного»). Стоит отметить, что современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, лица, выражающего взгляды
    автора, и жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.
    Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
    родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
    состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
    остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
    прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).
    Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, “Недоросль”, вряд ли бы состоялось как
    ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.
    Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой “бдит

    за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
    Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин – вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.
    Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
    действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
    Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.
    Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
    классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить “место под солнцем”, наряду с личностями добрыми, честными и порядочными – все это
    прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.

  5. Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина – шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво-рянства и проблема воспитания.
    Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем-ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель-но, оскорбительно. Её сын Митрофан – лодырь, обжо-ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи-на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев-ле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри-чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе-ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова – помещица, безграмотная, жестокая и необуз-данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило-сердия.
    Митрофан — единственный сын провинциальных роди-телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
    Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по-ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати-ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме-евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма-тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя-ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча-стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа-ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол-ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не-способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи-тает положение “недоросля”.
    Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс-лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  6. Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе коллегии стоял один из умнейших людей XVIII века — Никита Иванович Панин. Близость Панину помогла Фонвизину понять политику России. Литературная деятельность Дениса Ивановича началась еще в студенческие годы. Он рано стал проявлять склонность к политической сатире. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Пугачева сильно повлияла на писателя. Фонвизин полностью перешел на сторону крестьян и решил, что крепостное право губительно для всего общества, его необходимо отменить.
    Лучшим произведением Дениса Ивановича Фонвизина явилась комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, в которой показано подлинное лицо крепостничества и главные его носители — помещики. Писатель подчинил композицию комедии правилу трех единств, согласно законам классицизма, который господствовал в то время в литературе и искусстве.
    События происходят в течение суток, в одном месте — в усадьбе помещиков Простаковых. Отрицательным героям противопоставлены положительные. По словам Белинского, «Фонвизин правдиво изобразил крепостническую действительность, выставив ее во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…» Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинин смотрят на крепостных, как на рабочий скот. Тарас Скотинин все свои убытки «дерет» с крестьян и поэтому считается в округе мастером по сбору оброка. А у Простаковой «беда». Она жалуется брату, что уже ничего не может содрать с крестьян с тех пор, как все у своих крепостных уже отняли. Помещики-дворяне забыли о чести, совести, гражданском долге. Они с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению. Действиями положительных героев осуждается крепостнический строй в той форме, какую он принял в царствование Екатерины Великой. В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. По словам автора, бесчеловечие помещиков должно привести их к полному краху.
    Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Широкую известность писателю принесла комедия «Бригадир», написанная в 1768 году. В ней Денис Иванович высмеял отсталость, бескультурье и жадность поместных дворян и вместе с тем осудил преклонение столичной дворянской молодежи перед иностранщиной. Одним словом, Денис Иванович Фонвизин во всех своих пьесах осуждал и высмеивал тупость и жадность, бескультурье и жестокость помещиков-крепостников.
    Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России, вызывает массовые крестьянские восстания. Фонвизин выражал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет эксплуатации крестьян, высмеивал Екатерину II и ее политику, направленную на сохранение власти над крестьянами.
    Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, выдающегося драматурга и публициста, сказав про него: «сатиры смелый властелин, друг свободы». Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии «Недоросль», не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.
    Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных
    жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.
    Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма. “На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы”. Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
    В “Недоросле”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.
    Не довольствуясь одним изображением дворянского “злонравия”, писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.
    Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Г. А. Гуковского, “полу-комедия, полу-драма”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Старо дума с Софьей и Ми лоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также “страждущей добродетели” в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злонравия достойные плоды” — т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
    Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего человека: “Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце”.
    Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “…Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения”.

  7. Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное
    удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
    комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
    Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
    произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
    поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.
    А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
    своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
    особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью – добрую, милую, умную и
    воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова – бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
    достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее “презрелой фурией”. Безусловно, в ней, все-таки,
    прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
    имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
    главным ударом для нее стало поведение родного сына.
    Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
    объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле… На деле все не
    так. Простаков является “маленьким”, “слабым”, и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
    любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его “подкаблучником”. Простаков, он и есть Простаков.
    Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
    не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
    автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про “существительное-прилагательное”. Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
    буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
    перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.
    Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. “Скотская”, “животная”, “низменная” фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
    собственной
    сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
    жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина – полностью
    нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.
    От представителей злого мира я постепенно перехожу к персонажам доброго мира. Начать я бы хотел со Стародума, человека просвещенного и передового.
    Стародум, несомненно, символ глубокой мысли, высоких нравов. Являясь представителем дворянства, он выступает ярым защитником просвещения и человечности,
    осуждает дикость помещичьего класса. Ради своей племянницы нажил состояние («Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность
    жениха достойного»). Стоит отметить, что современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, лица, выражающего взгляды
    автора, и жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.
    Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
    родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
    состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
    остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
    прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).
    Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, “Недоросль”, вряд ли бы состоялось как
    ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.
    Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой “бдит

    за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
    Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин – вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.
    Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
    действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
    Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.
    Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
    классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить “место под солнцем”, наряду с личностями добрыми, честными и порядочными – все это
    прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.

  8. Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
    Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

    Обучение Митрофана

    По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
    Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

    Почему Митрофан является центральным персонажем?

    Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
    Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

  9. Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин — представитель передовых, стоящих на уровне евродейской просветительской мысли кругов дворянского общества — находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественных дворян-крепостников, “угнетающих рабством” отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писателей наиболее прогрессивного “сатирического направления” литературы XVIII века.
    Главным произведением, вершиной творчества драматурга явилась комедия “Недоросль”. Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.
    По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как “через воспитание разумели они одно питание”,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в “Недоросле” картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.
    Бесчеловечное обращение “презлой фурии” не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе. “После того, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего”. Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить “жестокосердечную помещицу”. Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: “Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…” —бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей.’ Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем стар-‘ шее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет’ никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает себя законченным негодяем.
    Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра.

  10. Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина –  шедевр русской драматургии XVIII века, в  которой раскрывается проблема нравственного разложения дво­рянства и  проблема воспитания.
    Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин.  Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем­ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель­но, оскорбительно. Её сын Митрофан –   лодырь, обжо­ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи­на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев­ле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри­чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе­ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова –  помещица, безграмотная, жестокая и необуз­данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило­сердия.
    Митрофан — единственный сын провинциальных роди­телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
    Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по­ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати­ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме­евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма­тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя­ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча­стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа­ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол­ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не­способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи­тает положение “недоросля”.
    Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас.  Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи.  Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс­лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  11. В комедии “Недоросль” на первое место выносится проблема произвола помещиков над крестьянами, но это не единственный предмет обсуждения, который хотел выдвинуть Фонвизин. В «Недоросле» автор ещё и обличает нездоровые отношения в дворянской семье Простаковых. Давайте разберём на примерах, что в этой семье не так.
    Во-первых, отношения между супругами. Госпожа Простакова пренебрежительно и неуважительно ведёт себя с мужем, она совсем не считается с его мнением, имеет над ним такую власть, что тот, общаясь с ней, “от робости запинается” и признаёт, что при глазах своей жены ничего не видит. А муж в свою очередь полностью переложил ответственность по ведению дома и поместья на свою жену, не оказывая ей помощь и поддержку.
    Во-вторых, воспитание ребёнка. В этой семье госпожа Простакова излишне балует своего сына, ведётся на его манипуляции (например, когда Митрофанушка не хочет учиться и пугает свою мать тем, что нырнёт в реку, если она будет его заставлять). Матушка не в меру заботится о своём сыне, устраивая целое представление по поводу того, как узок кафтан Митрофана и не замечает отрицательных сторон капризов Митрофанушки, например, она не видит ничего плохого в том, что сын объедается булочками до рези в животе. Недостатков в своём сыне не видит и отец. Он, говоря о сыне, использует такие слова: “…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…”. От отсутствия воспитательного процесса и от всепрощения родителей Митрофанушка вырос человеком, не уважающим и не ценящим своего отца и мать. И доказательство этого мы встречаем, когда дом и деревня Простаковых передаются в опеку, и мать в порыве чувств бросается обнимать сына, а тот велит ей отвязаться, показывая чёрствость и безразличие по отношению к человеку, который подарил ему жизнь. Не зря Фонвизин подобрал этому пятнадцатилетнему недорослю имя “Митрофан”, в переводе оно означает “походящий на мать”. Госпожа Простокова, как мы знаем, не уважала своего мужа, и Митрофан также себя ведёт по отношению к ней.
    Таким образом, в семье дворян Простаковых осуществляется плохое воспитание сына, и в целом отсутствует согласие между членами семьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *