Сочинение на тему недоросль фонвизина 9 класс

7 вариантов

  1. Все это было бы смешно,
    Когда бы не было так грустно.
    М. Ю. Лермонтов
    Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.
    Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма. “На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы”. Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
    В “Недоросле”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.
    Не довольствуясь одним изображением дворянского “злонравия”, писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.
    Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Г. А. Гуковского, “полукомедия, полудрама”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также “страждущей добродетели” в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои – Софья, Стародум и Правдин, – сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злонравия достойные плоды” -т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
    Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего человека: “Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце”.
    Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “…Все побледнело, – писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая – от дурно понятого просвещения”.
    Скоты, владеющие людьми
    (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)
    I Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законодательство приостановить растущий гнев народа. Помещики-самодуры испытывали животный страх перед надвигающейся опасностью и требовали усиления репрессий.
    Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.
    За десять лет до “Недоросля”, в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире “О благородстве” утверждал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, разумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: “Ах, должно ли людьми скотине обладать?”
    В “Недоросле” на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам.
    Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание “госпожа”, остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой “фурии” раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.
    Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. “С тех пор, — жалуется она Скоти-нину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”. Порядок в доме наводится бранью и побоями. “С утра до вечера, – снова жалуется Простакова, -как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”.
    Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: “Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”.
    Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. “Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”.
    Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, – вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.
    Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова – урожденная Скотинина — все время сравнивается с собакой, Скотинин — со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. “Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” – спрашивает Простакова. “Ах я, собачья дочь!” -заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к “свинкам”. “Люблю свиней… — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою”. “Нет, сестра, — заявляет он Простаковой, — я своих поросят завести хочу”. И Митрофан, по словам матери, “до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости”. “Аз есмь скот, — читает Митрофан по часослову, — а не человек”.
    Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В “Недоросле” особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: “перво-ет” вместо первый-то, “робенка” — вместо ребенка, “голоуш-ка” — вместо головушка, “котора” — вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: “А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши”. С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: “Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!”
    На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать.” Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. “Без науки люди живут и жили”, — уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения, По словам Простаковой, ее отец “воеводою был пятнадцати лет… не. умел грамоте, а умел достаточек нажить”. Преимущества “благородного” сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей.
    Причиной “злонравия” могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан — одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана — естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает “подобный матери”, т. е. “являющий собой мать”. От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, — скотское воспитание, воспитание животных потребностей.
    Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях.
    Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.
    Сын, достойный своей матери
    (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)
    Яблоко от яблони далеко не падает.
    Пословица
    Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Проста-ковы и Скотинины.
    До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
    Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.
    Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
    Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.
    К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
    Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” – и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии» неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Ско-тининым-Простаконым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
    Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лёт через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
    Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тра-жайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
    Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. ‘
    КОНДРАТИИ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
    Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева
    В литературном движении 10—20-Х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов — Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева.
    Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был Кондратий Федорович Рылеев.
    В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек привлекли к следствию. Сто двадцать один из них был признан виновным и отправлен в каторжные работы, в крепости, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ. Пять из них, в том числе и Рылеев, были казнены.
    Насильственно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадолго до восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение “Гражданин”. В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто “с хладнокровием бросает хладный взор на бедствия страдающей отчизны”. Развивая свою мысль, поэт говорит:
    Онираскаются, когда народ, восстав,
    Застанет их в объятьях праздной неги.
    Такие политические стихи, как “Видение”, “Гражданское ‘ мужество”, “Я ль буду в роковое время…”, поэмы “Войнаров-ский”, “Наливайко”, думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века.
    Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: “Ты скажи, говори…”, “Ах, тошно мне…”, “Уж как на небе две радуги…”, “Как идет кузнец да из кузницы…” и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, барами и чиновниками:
    Ах, тошно мне
    И в родной стороне;
    Все в неволе,
    В тяжкой доле,
    Видно, век вековать.
    Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа “без стыда”, еще тяжелее народу от царских поборов:
    Нас поборами царь
    Иссушил, как сухарь,
    То дороги, То налоги
    Разорили нас вконец.
    Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:
    А что силой отнято
    Силой выручим мы то.
    Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл “Думы”, который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: “Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…”
    Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение “доблести гражданской”, “отчизны верный сын”, “заклятый враг постыдного неправосудья”. Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: “Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!”, его готовность, “любовью к родине дыша”, стать “за страждущих – железной грудью”, – все это были убеждения самого Рылеева.
    Свой идеал поэта, “правды верного жреца”, “поклонника пламенного добра”, “органа истины священной”, который “выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил”, всегда оставался “гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом”, Рылеев воплотил в думе “Державин”.
    Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.
    Особое место в цикле занимает “Иван Сусанин”, единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу “Иван Сусанин” высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу “Иван Сусанин”.
    Общенародной известностью пользовалась дума “Смерть Ермака”, которая стала народной песней (“Ревела буря, гром гремел”).
    В 1823 г. создается поэма “Войнаровский”, отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: “Рылеева “Войнаровский” несравненно лучше всех его “Дум”, — писал он, — слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет”.
    Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму “Наливай-ко”, посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.
    Герой поэмы “Наливайко” — гетман, который поднял меч за свой край:
    Могу ли равнодушно видеть
    Порабощенных земляков?
    Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть
    Равно тиранов и рабов.
    Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:
    Известно мне: погибель ждет
    Того, кто первый восстает
    Наутеснителя народа —
    Судьба меня уж обрекла.
    Но где, скажи, когда была
    Без жертв искуплена свобода?
    Погибну я за край родной,
    Я это чувствую, я знаю,
    Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на “будущий жребий” поэта, и Рылеев согласился с ним. “Верь мне, -сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России”. Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах – это деятельность борца за освобождение собственной страны.
    На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, “доблестным заветом и путеводною звездою”.

  2. 1782 год знаменуется выходом в свет прекрасной комедии «Недоросль», автором которой становится Д.И. Фонвизин. Он представляет свое произведение друзьям и светским знакомым, дабы получить их оценку и критику.
    Большинство тех людей, которые впервые услышали комедию «Недоросль», были восхищены ее смыслом и талантом автора. Данная работа была положительно похвалена самой императрицей Екатериной II. А.С. Пушкин был в восторге от ярких образов, которые были в основе комедии. Он был восхищен образами Простаковых.
    Для того чтобы создать гармонию в своей комедии, автор использует как злых, так и добрых героев. Благодаря такому контрасту человеческих качеств, читатель может увидеть семью Простаковых, саму госпожу и ее сына в самых нехороших обликах.
    В комедии существует мир Скотининых и Простаковых. Все они жестоки и невежественны, грубы и самолюбивы. Кроме управления своими крестьянами, они стремятся распространить свою власть над благородными людьми.
    Кто же в комедии «Недоросль» занимает противоположную сторону ожесточенных дворян? Это офицер Милон, Софья и ее жених, Стародум, чиновник Правдин, дядя Софьи. Именно эти два мира представлены читателям. Они показывают совершенно разные человеческие качества и позволяют нам провести сравнение и сделать выводы.
    Госпожа Простакова и Стародум – это два самых непримиримых образа, которые открыто ведут противостояние. Ярким примером сущности внутреннего мира этих героев является ситуация на уроках Митрофана. Простакова откровенно заявляет сыну, что делится деньгами с остальными не нужно, что все найденные средства нужно оставлять себе и никак по-другому. Стародум проповедует совершенно другие идеи в общение с Софьей. Он говорит о том, что необходимо помогать нуждающимся, делиться всем, что у тебя есть.
    Читая комедию «Недоросль», мы обращаем внимание не только на образ госпожи Простаковой. А как жалок и низок ее сын, который совершенно не приспособлен к жизни, который не владеет даже самыми элементарными правилами и знаниями. И такие герои из семей Простаковых и Скотининых, хотят прорваться в мир благородных людей, со своей жестокостью, грубостью и бесчеловечностью.
    В ходе развития сюжета, мы видим, что грубость Простаковой сыграла с ней злую шутку. Она настолько стала безграничной, она совершенно перестала понимать что хорошо, а что плохо. Даже родные для нее люди стали жертвами ее грубости. Муж госпожи настолько стал бояться Простакову, что высказывал свои мысли, запинаясь и замолкая. В конечном итоге, Простакова теряет все – свой родной дом, село и сына. Положительные герои комедии побеждают, используя возможности Правдина – стойкого хранителя закона.

  3. Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.
    Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

    Идея комедии «Недоросль»

    Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

  4. Мне очень понравилась эта комедия. Это важно, так как сначала я боялся, что она будет скучной. Вроде «комедия», а все шутки устарели, ничто с современностью не совпадает. Но оказалось, что всё так смешно, так жизненно… И так ловко герои выражаются, хоть записывай! В такие ситуации попадают, что «Санта-Барбара» отдыхает.
    Но всё-таки кроме этой веселости, интриг и подобного, у комедии глубокий смысл. Как я понял, в ней говорится о неискренности, о главном, чему учат иногда – пускать в глаза пыль. И если бы эта пыль скрывала ничтожество, но она прикрывает злость, зависть, жадность.
    Отрицательные персонажи стоят один другого! Но положительные говорят о душе, о добром сердце, о храбрости. И всё это может замечательно проявляться в будничной жизни.
    Суть комедии в том, чтобы не становиться таким трусливым «показушником».  Тут по-другому и не сказать! Если главное не развить себя, а угодить другим, когда надо, чтобы получить то, что тебе надо.
    Есть в комедии не плохие и не хорошие, а слабые персонажи. Вот папа Митрофанушки – слабый, несчастный человек. Им жена помыкает, сын его не уважает.  Няня тоже подневольная женщина. Она защищает великовозрастного Митрофана как ребенка. Да он и сам просит её о помощи, хотя секунду назад ругался на беззащитную, угрожал. Или его дядюшка, который только о своих огромных свиньях и говорит. Вот и занимался бы ими! Нет, ему жениться надо на красивой и молодой, а если она ещё и разбогатела… И как в этой семье меняется отношение к Софье, когда она получает наследство. То посылали её, а теперь сразу родной стала, жизни без неё не представляют. Если б это было не высмеяно, то просто противно.
    Хорошо, что автор показывает – есть и хорошие люди. Просто надо их найти. Нужно не играть в царский двор (Стародуб вон оттуда сбежал), а жить просто и честно.

  5. Комедия «Недоросль» Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд «вечных проблем» и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-«недорослям» без образования запрещается жениться и поступать на службу.
    Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ «Недоросль» Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России.
    Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.
    Анализ комедии «Недоросль» требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В «Недоросле» наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы «говорящие» фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.
    На момент своего создания, «Недоросль» стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.
    «Недоросль» поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные. Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.
    Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо. Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.
    Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет «отыграться» на слугах. Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось. Стародум же, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
    Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына. Простаков предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей. Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно «простым» человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).
    Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науку, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. «Дети» – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. «Родители» – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Женихов» – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются «голосом правды», некими «ревизорами», однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.
    Анализируя «Недоросль» Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
    Как показал анализ произведения «Недоросль», центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.
    «Недоросль» анализ произведения Фонвизина | источник

  6. 9 класс
    СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    ДЕНИС ФОНВИЗИН
    Образ Митрофана в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»
    Имей сердце, имей душу,
    и будешь человек во всякое время.
    Д. Фонвизин
    Да отвяжись, матушка, как
    навязалась!
    Д. Фонвизин. Недоучка
    Комедия «Недоросль» была написана в конце XVIII века, но многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. И пусть немного старомодный вид имеют Стародум и Правдин, и многое в их монологах касается и нашего времени. Пусть нет у современного Митрофанушки крепостных, готовых в любой момент угодить, накормить, помочь, защитить, но Митрофанушка жив и продолжает жить «недоучкой».
    Одной из первых сцен комедии «Недоросль», что вызывают смех и удивление, есть сцена, когда Митрофан рассказывает свой сон. Мама бьет папу. И Митрофанові стало жаль мать: «…Ты так устала, когда била батюшку».
    Жестокость и бездушие – порождение чрезмерной жадности. Госпожа Простакова желает женить своего сыночка на Софии, но вовсе не потому, что она умная, милая, красивая, а потому, что имеет немалое богатство. Само имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «похожий на мать».
    Проснется в Митрофана тяга к знаниям, если его родственники кичатся своим невежеством? «Не умели грамоте» их предки, «отродясь ничего не читали Скотиніни». Пренебрежение к обучению Митрофан получил в наследство от родителей. Для фонвізінського героя дверь в комнату «прикметникові», а дверь в кладовку «именные». Уже четыре года учится Митрофан, а какая с этого польза? Митрофан готов повторять: «Не будет тот Скотинін, что и чему-нибудь учиться захочет».
    Вполне естественно, что Скотиніни-Простакови далеки от гражданских чувств, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    В «Недоуку» основой безбедного существования Митрофана есть крепостное право, власть над крестьянами.
    Много таких Митрофанів? Об этом Вральман сказал: «Не плачь, моя матушка, не кручинься: какой тфой тражайший сын – таких на сфете миллионы».
    Однако я с оптимизмом смотрю на жизнь: людей нормальных и порядочных гораздо больше.

  7. 7
    Текст добавил: Дима Колесников

    Тема комедии «Недоросль»
    Идея комедии «Недоросль»
    Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

    Тема комедии «Недоросль»

    Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.
    Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.
    Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

    Идея комедии «Недоросль»

    Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма.
    Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.
    Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.
    Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.
    Тема «Недоросль», идея комедии Фонвизина | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *