Сочинение на тему недоросль как комедия классицизма

9 вариантов

  1. Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
    Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
    Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.
    Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
    Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. 2
    Текст добавил: ЁжЫк_в_ТуМаНе

    План сочинения
    1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.
    2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.
    ? Гражданская тематика произведения.
    ? Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.
    ? Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.
    ? Функция внесценических персонажей.
    ? Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.
    ? Многогранность отрицательных образов.
    ? Изображение характера в типических обстоятельствах.
    ? Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.
    ? Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.
    3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.
    Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.
    О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»[11 – Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. – В кн.: В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1983, с. 110.]. Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.
    Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.
    Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец»[12 – Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 84.]. В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.
    Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.
    Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
    Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.
    Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.
    Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.
    Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).
    Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

  3. 3
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
    Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
    Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.
    Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
    Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  4. 1. Конфликт комедии «Недоросль».
    2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина.
    3. «Недоросль» — реалистическая комедия.
    Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и привер­женность Фонвизина идеалам свободы человека.
    Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепост­никами—драматический конфликт «Недоросля». На сторо­не передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеж­дает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бо­роться. Оно развращает самих крепостников, которые те­ряют свои человеческие качества в обращении с крепост­ными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, по­рожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема «Недо­росля». Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей «благо­родного сословия», изображенных в комическом свете. Лю­бовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно – вой драматического произведения. Его основой стал кон­фликт эпохи.
    Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что «Недо­росль» — политическая комедия, так как новаторские чер­ты в ней определили именно политические убеждения ав­тора. Здесь есть сюжет, передающий реальный историчес­кий конфликт; положительные герои с чертами дворян­ских просветителей.
    Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина все­гда «сохраняло явственный отпечаток этой школы». «Недо­росль» — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произ­ведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в «Недоросле» имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В «Недоросле» же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.
    Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже «узнавали» их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.
    Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С «Недоросля» начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское «злонравие» и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.
    По словам Г. А. Гуковского, «Недоросль» — «полукомедия, полудрама». Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.
    Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим «Горем от ума» и Н. В. Гоголь с «Ревизором». Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: «В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения».

  5. Одной из сложнейших задач, стоящих перед
    учителем литературы, является формирование у
    учащихся понятия о литературном направлении.
    Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм –
    уроки литературы, которые дают представление о
    характерных чертах каждого из этих направлений,
    являются трудными как для детей, так и для
    учителей. Практика показывается, что усвоение
    столь непростого материала ребятами 9 класса
    возможно лишь при поэтапном его рассмотрении.
    Позволим себе назвать эти этапы, сделав
    несколько попутных пояснений:
    чтение установочной лекции с записью отдельных
    положений, новых понятий (возможно работа по
    заранее составленному учителем плану-опоре);
    чтение и анализ имеющейся у учащихся учебной
    статьи, дополнение материалов лекции (эта работа
    проводится дома);
    чтение литературных текстов, анализ их как
    произведений того или иного литературного
    направления;
    привлечение искусствоведческого материала,
    позволяющего расширить представление об
    изучаемом направлении (это может быть
    интегрированный урок, проведённый совместно с
    учителем МХК, сообщения, сделанные учащимися
    старших классов или самими учащимися, особенно
    если они обучаются в художественной школе);
    проведение в классе занятия в рамках спецкурса
    “Литература и музыка”, например по теме
    “Классицизм в музыке” (это привычная практика
    нашего учебного заведения: такие занятия
    проводятся совместно с преподавателем школы
    искусств).
    Идя таким путём, учитель помогает ребятам в
    освоении ими сложнейших понятий. Это становится
    залогом успешной работы с литературными
    произведениями как зарубежной, так и русской
    литературы. Ребята постепенно учатся видеть
    особенности каждого направления, нашедшие
    отражение в произведениях разных авторов. Это
    позволяет учителю говорить с учащимися о том, как
    соотносятся “правила” и “признаки”
    направления и творческая индивидуальность
    писателя. Но особое место занимают уроки,
    посвящённые произведениям, которые дают
    возможность увидеть, как в “недрах”
    произведения зарождается нечто новое,
    нарушающее законы и правила литературного
    направления. Именно такому уроку мы посвящаем
    наш материал.
    Завершая изучение темы “Русский классицизм”,
    мы проводим двухчасовое занятие по теме “ ДЕНИС
    ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ “НЕДОРОСЛЬ”: ОТ
    КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ”. Перед уроком
    проводится предварительная работа. Начинают
    свою деятельность творческие группы учащихся,
    руководят которыми ученики-консультанты и
    ученики-режиссёры. Одна группа готовит
    литературоведческий материал, две другие –
    инсценировки. Роль учеников-руководителей очень
    ответственна. Хотя они работают в контакте с
    учителем, но многое им приходится решать самим,
    например набирать актёров, осуществлять
    постановку, отбирать состав группы, выбирать
    форму представления материала. Помощь учителя,
    таким образом, сводится к минимуму или
    оказывается очень ненавязчиво, с уважением к
    предложениям ребят, их творческим поискам.
    Сам урок начинается с чтения и анализа темы,
    записанной на доске. Ребятам даётся задание:
    -Вы – учитель. Исходя из темы урока,
    сформулируйте цели, которые вы должны достигнуть
    в итоге проведённого занятия.
    Учащиеся хорошо справляются с предложенным
    заданием: они понимают, что должны увидеть
    традиции классицизма и новаторство в пьесе
    замечательного русского драматурга, о которой
    В.Г.Белинский сказал: “Русская комедия
    начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только
    с Фонвизина.”
    Далее в своём вступительном слове учитель
    говорит следующее: “Ряд наших уроков был
    посвящён изучению литературы XVIII века. Ведущее
    направление эпохи – классицизм, лучшие
    достижения которого были восприняты писателями
    других эпох и определили особенности русский
    литературы в целом. Писателями-классицистами
    были сделаны художественные открытия, которые
    проложили путь направлению, ставшему ведущим и
    достигшему своих высочайших вершин в XIX веке. Я
    говорю о реализме. Итак, вы правильно поняли тему.
    Ещё раз подчеркну: наша задача сегодня, во-первых,
    оценить комедию “Недоросль” как произведение
    классицизма, во-вторых, увидеть в ней те черты,
    которые мы определяем как новаторские.
    Литературовед А.П. Валагин писал: “Не случайно
    комедия Фонвизина начинает собой в русской
    литературе традицию “обманных” комедий, где за
    кажущейся простотой драматических построений
    кроется сложность противоречивой жизни, а за
    смехом “неведомые миру слёзы”. Эту особенность
    фонвизинской пьесы поняли и почувствовали уже
    современники драматурга. Об этом вам расскажет
    группа ребят. Руководитель, ученица вашего
    класса, определила состав участников, а вместе
    ребята отобрали материал, нашли форму для своего
    рассказа о том, как пьеса “Недоросль” шла на
    сцену, кто помогал её автору на этом пути и,
    наконец, о том, как она была встречена её первыми
    зрителями.”
    Опыт проведения таких уроков показал, что
    учащиеся предлагают самые разнообразные формы
    преподнесения указанного материала: это и
    светская беседа- диалог дам о представлении
    комедии и вызванных им впечатлениях, это и
    разговор автора с актёрами: Иваном Афанасьевичем
    Дмитревским, первым исполнителем роли Стародума,
    Петром Алексеевичем Плавильщиковым,
    исполнителем роли Правдина, Авдотьей Михайловой
    (Простакова), Яковом Даниловичем Шумским,
    которого уговорили исполнить роль Еремеевны;
    диалог-спор с противниками Фонвизина и его
    сторонниками. Конечно, предложенный в такой
    форме учебный материал воспринимается
    слушателями с живым интересом. Не забудем и о том,
    что таким образом мы даём возможность ребятам
    проявить свои творческие способности,
    инициативу, творческую активность.
    Следующий этап урока представляет собой
    эвристическую беседу. Она, с одной стороны,
    позволяет многое повторить (ведь детьми тема,
    посвящённая русскому классицизму, изучена!), с
    другой стороны, даёт возможность углубления
    знаний, получения новых сведений, их
    систематизации. С этой целью учитель заранее
    готовит для каждого ученика специальный лист,
    где обозначены важнейшие понятия, на которые
    нужно будет обратить внимание; кроме того, здесь
    же даётся словарь-опора. Лист-распечатка
    выглядит следующим образом:
    Предмет изображения в комедии.
    Характер конфликта.
    Изображение положительных героев.
    Изображение отрицательных героев.
    Сохранение жанровой формы.
    Элементы сюжета.
    Соблюдение основных правил классицизма.
    Словарь: животрепещущие вопросы общественной
    жизни, прогрессивные взгляды, “говорящие”
    фамилии, фразы- саморазоблачения, внесюжетные
    сцены, внесценические персонажи, приём прямого
    соотнесения характеров, прямое выражение
    авторского идеала, резонёрство,
    индивидуализация речи, анахронизм
    Такой лист каждый ученик получает перед уроком,
    работать же с ним он начинает именно теперь.
    Учитель, оценив работу первой творческой группы,
    обращается к классу: “С момента первого
    представления “Недоросля” прошло уже более
    двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом
    идёт на сцене современного театра, значит, не
    поглотила “река времён в своём стремленье”
    пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы
    объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху
    классицизма, вобравшая его черты, благодаря
    таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв
    совершенно особое место в русской драматургии.
    Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы
    примите активное участие. В процессе беседы вы
    будете работать на листах, которые лежат перед
    вами. На них обозначены те аспекты, которые будут
    обсуждаться в связи с поставленной целью урока.
    Все записи и пометы вы будете делать прямо на
    листах. Обратите внимание на предложенный вам
    словарь. В конце урока сделанные вами записи
    помогут нам обобщить материал, о котором будет
    идти речь. Итак, начнём.

    Вопрос.
    Что такое классицистическая комедия?
    Каким требованиям она должна была
    соответствовать?

    Ответ.
    Комедия классицизма –произведение
    низкого жанра, изображающее повседневную жизнь.
    Комедия Фонвизина этому требованию
    соответствует. Действие происходит в усадьбе
    Простаковых.

    Вопрос.
    Почему же, хотя предметом изображения
    стала частная жизнь одной дворянской семьи,
    пьеса зазвучала так остро?

    Ответ.
    Комедия затрагивала злободневные для
    русской жизни конца XVIII столетия проблемы. Герои
    пьесы высказываются по самым животрепещущим
    вопросам общественной жизни.

    Вопрос.
    Итак, каким может быть наш первый
    вывод?

    Ответ.
    Пьеса Фонвизина как комедия
    классицизма была комедией общественной.

    Вопрос.
    Напомните мне о том, каким был
    основной конфликт в комедии?

    Ответ.
    Главный конфликт комедии – конфликт
    эпохи: борьба прогрессивных, просвещённых дворян
    с крепостниками- невеждами.

    Вопрос.
    Какова цель в комедии классицизма?

    Ответ.
    Смешить, “издёвкой править нрав”,
    просвещать.

    Вопрос.
    Кто становится предметом осмеяния в
    комедии и за что?

    Ответ.
    Это, конечно же, Скотинин, Простакова,
    Простаков, Митрофан. Это отрицательные герои
    комедии, невежественные, грубые, жестокие. Они
    гордятся своим невежеством. Всё в доме
    Простаковых устроено неразумно: муж унижен и
    безлик, жена, “злая фурия”, держит в страхе и
    мужа, и весь дом, сын хитёр и изворотлив, он жесток
    по отношению к матери, которая безумно его любит.

    Вопрос.
    Какими способами автор раскрывает
    характер тех, кто оказывается предметом “ его
    беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря
    словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности
    беспощадной”?

    Ответ.
    Фонвизин использует “говорящие”
    фамилии, фразы-саморазоблачения.

    Вопрос.
    Это традиционные приёмы для комедии
    классицизма. Обратите внимание на появление
    внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с
    сюжетом, что было совершенно новым в русской
    драматургии. Назовите такие сцены. Как вы
    думаете, что это давало автору?

    Ответ.
    Внесюжетные сцены – это, например,
    сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой
    с братом, с Еремеевной. Они позволили автору
    углубить представление о некультурной
    помещичьей семье, о низости её запросов и
    стремлений, отсутствии высоких идеалов, о
    неразумности такого внутрисемейного устройства.
    Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и
    жизненности происходящего на сцене.

    Вопрос.
    Теперь я предлагаю вам посмотреть
    отрывок из комедии. Кто участники этой сцены?
    Какова роль этих героев в пьесе?
    Участники второй группы показывают сцену
    разговора Стародума и Милона.
    После завершения выступления ученик- режиссёр
    говорит о том, что поставить эту сцену было
    сложно, так же как и исполнителям играть их роли.
    Учащимся понятно, почему это происходит. Они
    говорят о том, что в сцене действуют герои
    положительные. Они мало отличаются друг от друга,
    характеры их неинтересны, поэтому и исполнять их
    роли трудно: играть, как говорится, нечего.

    Вопрос.
    Почему же современники встречали
    именно эти сцены бурными аплодисментами?

    Ответ.
    Как и положено, комедия классицизма
    должна была не просто смешить, но и просвещать,
    поучать, утверждая разумное, положительное,
    выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным
    героям обязательно противопоставлялись герои
    положительные. Приём прямого соотнесения
    характеров – одна из особенностей русской
    комедии классицизма. В комедии “Недоросль”
    четыре героя с одной стороны противопоставлены
    четырём с другой. Положительные герои лишь
    проясняли авторское отношение к происходящему.
    Они выдвигали разумный идеал в различных сферах
    человеческой жизни, жизни общества. Именно
    поэтому так близко было современникам Фонвизина
    всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин,
    Софья.
    Учитель обязательно должен добавить, что
    Фонвизин всё-таки пытался сделать положительных
    героев более интересными, уйти от схематизма и
    однозначности в изображении их характеров.. Так,
    например, у Стародума появилась биография,
    элементы биографии есть и у других положительных
    героев. Милон – человек ясного разума, но ему
    свойственны и проявления довольно сильных
    чувств. Драматург хотел индивидуализировать
    речь каждого, избежать её излишней книжности, но
    всего этого было недостаточно, поэтому образы
    положительных героев всё же остались
    традиционно классицистическими. По словам В.О.
    Ключевского, “это благородные и просвещённые
    резонёры, академики добродетели… не столько
    живые люди, сколько моралистические манекены.”
    Далее предлагаем посмотреть ещё одну
    инсценировку. Это работа другой творческой
    группы. Обычно для постановки берут 1-4 явления 1
    действия (или другие с участием отрицательных
    героев). После просмотра слушаем режиссёра,
    объясняющего свой замысел, оценивающего его
    реализацию. Затем обращаемся к учащимся: “Почему
    эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?”
    Ответ находят довольно быстро: ребята понимают,
    что характеры героев отрицательных оказались
    жизненнее, глубже, интереснее. Учитель поясняет,
    что это произошло по ряду причин: драматург
    пытался объяснить характеры героев условиями их
    жизни, воспитанием. Учащиеся доказывают это
    примерами из комедии. Далее мы отмечаем, что речь
    отрицательных героев оттеняет индивидуальные
    особенности героев, что тоже подтверждается
    примерами из текста. Затем мы предлагаем ребятам
    определить ещё одну особенность комедии
    “Недоросль”, оттолкнувшись от слов
    Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на
    меже трагедии и комедии.”

    Вопрос.
    Какую важнейшую особенность подметил
    П.Вяземский?

    Ответ.
    В комедии соединились печальное и
    смешное, возвышенное и обыденное. И это было
    новым для классицизма.
    Учитель уточнит, что Фонвизиным была разрушена
    замкнутая жанровая форма, и поставит следующий
    вопрос: “В чём вы увидели особенности финала
    комедии?”
    Учащиеся обычно говорят о традиционной для
    комедии классицизма развязке: порок наказан,
    добродетель торжествует. Однако наиболее
    подготовленные ученики понимают, что по сути
    этого не произошло, ведь герои не вступили на
    путь добродетели, что противоречило бы их
    нравственной сути.

    Вопрос.
    Соблюдены ли в комедии три правила
    классицизма?
    Этот вопрос не вызывает затруднений, поэтому
    наступает момент, когда необходимо подвести
    итоги. Это заключительная часть урока. Опираясь
    на сделанные в ходе занятия записи, учащиеся
    говорят о чертах классицизма в комедии и, самое
    главное, о художественных открытиях писателя.
    Выслушав ряд высказываний, учитель подводит
    итог: “ Конечно, комедия “Недоросль” –
    произведение русского классицизма. Но она
    находится у истоков русской реалистической
    литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское,
    национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры.
    Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь
    в рамках классицистических правил и условностей,
    сумел разрушить многие из них, создав
    произведение глубоко новаторское как по
    содержанию, так и по художественной форме.
    Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на
    несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего
    времени, очень непростого, проникнутого жаждой
    денег, власти, жизнеспособными ли оказываются
    столь дорогие Фонвизину идеи? Устарели ли
    сегодня идеи гражданственности, служения
    Отечеству, столь любимые классицистами? Какие
    слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и
    сейчас?”
    Обсуждением этих вопросов мы и завершаем наше
    занятие. Методические пути, выбранные нами,
    конечно, далеко не единственные, но многократное
    использование данной методики в ходе проведения
    подобных занятий говорит об их эффективности.
    Всё остальное определит сам учитель, его опыт,
    знание особенностей классов, творческих
    способностей и познавательной активности
    учашихся.
    ______________
    1.Валагин А.П. Прочитаем вместе… М.,
    “Просвещение”, 1991, с. 6
    Рекомендуемая литература
    1. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин.М., Л., 1966
    2. Ключевский В.О. “Недоросль” Фонвизина (Опыт
    исторического объяснения учебной пьесы)//
    Ключевский В.О. Соч. М., 1959. Т.8. С. 263-287
    3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. М., 1986 г.
    4.Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985.
    5. Стенник Ю.В. Драматургия русского
    классицизма. Комедия. Л., 1982.

  6. 6
    Текст добавил: Мамина радость

    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
    Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
    Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.
    Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
    Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  7. Классицизм – литературное направление, который существовал в XVIII – начале XIX вв. Для него характерны высокая гражданская
    тематика, которая требовала, чтобы в им’я общегосударственных задач в жертву приносилось все
    личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты
    находили неизменные для всех времен образцы прекрасного в пам’лотках античного искусства. В этом направлении существовал
    четкое деление литературных жанров на «высокие» и «низкие». Предметом высоких
    жанров (поэмы, оды, трагедии) могло быть выше, духовную жизнь, а главными
    героями – лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии,
    байки) сводилось к изображению жизни частного,
    обыденного.
    Классицизм розв’язував
    задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружение оказывает решающее
    влияние на личность ребенка: добродетельное или порочное, оно служит примером для
    подражания. Идеалом той эпохи объявляется человек, способный приносить общественную
    пользу, для которого интересы государства выше личных. В комедии обращалось внимание
    на отрицательные явления действительности. Цель
    комедий, за классицизмом, просвечивать, высмеивая недостатки, воспитывать
    смехом.
    Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе
    XVIII в. является комедия Д. Фонвизина «Недоросль». В
    построении своей п’ты автор
    точно придерживается правил классицизма: «Недоросль» состоит из п’пяти канонических актов, и в каждом
    соблюдено правило триєдностей – действия, времени и места. События в произведении происходят
    в течение одних суток и в одном месте – в доме помещицы
    Простаковой.
    Согласно правилам классицизма действующие лица комедии делятся на
    порочных и добродетельных, причем автор отражает глубокий социальный конфликт
    между передовой дворянской интеллигенцией и реакционными помещиками-кріпосниками,
    а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют: Простакова за злоупотребления
    своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под
    опеку.
    Образы положительных персонажей комедии схематические в духе классицизма – это
    Правдин, Стародум, Милон, Софья. Подобно этих героев, отрицательных персонажей
    произведения наделено фамилиями, которые говорят сами за себя, и по ним можно судить
    о каждом из этих людей: Простаков, Вральман, Скотинін.
    Три темы проходят сквозь драматическое произведение Фонвизина – это тема воспитания,
    крепостного права и государственного устройства России.
    Тема воспитания и образования издавна глубоко волновала драматурга. На его
    мнению, в правильном воспитании коренится единственное надежное источник спасения от
    духовной деградации общества. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть
    истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему
    назначению.
    Другая проблема «Недоросля» – проблема крепостного рабства: ужасное
    положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам,
    недопустимый произвол дворян. Писатель, выражаясь а укрощение
    помещиков-невежд, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. Поэтому комедия Дениса Фонвизина
    «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы российской жизни.
    Писатель считал, что самое главное оружие настоящего комедиографа – это смех,
    поскольку порок можно и нужно отражать
    смешным.

  8. 8
    Текст добавил: Однокласницы

    Там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы…
    А. С. Пушкин
    Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.
    В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами — лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий — мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта — положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.
    Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, — просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.
    Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств — действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте — в доме помещицы Простаковой.
    Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.
    В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.
    Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.
    Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены «говорящими» именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.
    Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.
    Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!»
    Другая проблема «Недоросля» — это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, «каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно… за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
    Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

  9. Век классицизма, эпоха просвещения были временем, когда люди полагали, что всё можно и нужно постичь разумом. Как только человек узнает, как правильно жить, он сразу изменится, поймёт, что
    и не станет делать вредные для себя и других глупости.
    Литература классицистам виделась тем орудием, которое могло донести правильные идеи массам – относительно, но в реалиях эпохи, когда не было не только Твиттера, но и радио, а газеты были в новинку, изданная книга или поставленная пьеса действительно казались рупором, который услышат многие. Поскольку в театр могли пойти даже неграмотные, то есть ещё более широкие слои населения, элемент наглядности усиливался: вводились говорящие фамилии героев, а один из неглавных персонажей становился резонёром, то есть лицом, озвучивавшим “пакет правильных идей” – произносившим нравоучение.
    Вот почему литераторы-классицис­ты брались за темы важной общественной значимости, не отвлекались на многочисленные сюжетные линии, требовали предельной чёткости и простоты в структуре произведений любых жанров и были против нововведений, ибо всё прекрасное уже было создано раньше, во времена античности, оставалось лишь следовать уже давно известным правилам и не отвлекаться на ерунду.
    Все эти элементы находим в пьесе Фонвизина “Недоросль”:
    Единство времени и места (имение Простаковых, все события завершаются за сутки).
    Главная мысль, вокруг которой строится конфликт (необходимость образованных дворян для нужд государства).
    Говорящие имена (Вральман, Скотинин, Простаков, Правдин)
    Резонёр Стародум с пространными речами о добродетели и опасностях, таящихся в отказе от неё, например (действие четвёртое, явление II, предупреждаю, там очень нудно):

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *