Сочинение на тему недотепы в пьесе вишневый сад

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Дима Колесников

    Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:
    О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.
    Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.
    Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.
    Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.
    Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».
    Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.
    Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:
    …вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.
    И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.
    Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.
    Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.

  2. Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…”
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой .основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
    К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” — замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти…

  3. «Недотепы» в пьесе Чехов А. П «Вишневый сад»
    Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
    А. П. Чехов
    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…»
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой .основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться».
    К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» — замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Л опахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…

  4. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
    А. П Чехов
    «НЕДОТЕПЫ» В ПЬЕСЕ А.ЧЕХОВА. Художественный мир Чехова бесконечно сложен, много­гранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий тра­гизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни к, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключа­ется одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс,
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание- « „.Когда папаша и мама­ша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…».
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозви­ще — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудов­летворенность конторщика жизнью; «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хо­чется, жить мне или застрелиться».
    К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Пе­ред нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоин­ство. духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финач пьесы ,.
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле это­го слова. Они давно утратили ощущение реальности и наде­ются на маловероятную помощь богатой ярославской тетуш­ки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в из­мельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет се­милетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, гго ее же собственному признанию, не может бороться со сво­ими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута лю­бимым. В излишней сконцентрированности героини на соб­ственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти ста­рой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву дос­тать заветную коробочку леденцов.
    Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросают­ся в глаза. 27—летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали не­красивый, Петя, как постарели!»— замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отне­сен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключает­ся трагическая противоречивость его образа. В своих отноше­ниях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недо­тепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим сло­вом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведе­нии с состраданием к несчастным, страдающим людям, кото­рые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…

    читать похожие:

    Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)
    Россия будущего по пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

  5. 5
    Текст добавил: Что пришло в голову=)

    Текст сочинения:
    Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
    А. П. Чехов
    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу Вишневый сад входи? тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп достаточно широк, хотя слово недотепа употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Ду-няше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернан?ки Шарлот?ы Ивановны это еще одна вариация на тему недотепства. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: .. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я не знаю…
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище двадцать два несчастья. И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имею? под собой .основания. Чехов точно передает сму?ную неудовлетворенность конторщика жизнью: Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться.
    К недотепам относи?ся и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботи?ся о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев недотепы в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надею?ся на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия э?их людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимаю? несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагическ^ гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смер?и старой няни Раневская говори? за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешаю? Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе Вишневый сад и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаю?ся в глаза. 27-летний Петя идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели! замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но именно любви ему не хватает. Вы не выше любви, а просто, как вот говори? наш Фирс, вы недотепа, точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К недотепам в пьесе Вишневый сад должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говори? о его нежной душе. В двойственности Л опахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса Вишневый сад кончается грустным словом недотепа, которое произноси? забы?ый всеми Фирс. За э?им словом стои? многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищу? высшую правду и все никак не могу? най?и…
    Права на сочинение “Недотепы в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…».
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться».
    К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!»— замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни,
    К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным еловом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…

  7. Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу.
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «… когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю. »
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек,… но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться».
    К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы.
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают вполне реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому — это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, «ниже любви», не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимыми.
    В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе).
    Ение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А воспоминание об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов… Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки «футлярной» замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.
    Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи «вечного студента» Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» — замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»,- точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К недотепам в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души заключается трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о «нескладной» жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И это говорит самый преуспевающий, самый «практичный» герой «Вишневого сада»!
    Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства… Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти…

  8. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
    А. П. Чехов
    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…”
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой .основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
    К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” — замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти…

  9. Антон Павлович Чехов в своем произведении “Вишневый сад” сумел показать самых разных людей. Вот уже век это произведение не сходит с театральных подмостков. Вот уже век критики и литераторы пытаются разгадать чеховскую загадку – в чем же “изюминка” этой пьесы, которая живет и является актуальной на протяжении стольких лет?
    А все, вероятно, потому, что образы героев пьесы “списаны” с реальных людей. Да и сам вишневый сад является ярким образом, как бы разделяющим жизнь на прошлое и настоящее.
    Так вот в пьесе есть герои, которых можно смело назвать “недотепами”. И первым будет в этом ряду вечный студент Петя Трофимов. Он никак не завершит учебу. Он не идет дальше критики общества и России. Он ни в чем не нашел себя и впустую тратит время. Раневская его называет недотепой.
    Можно назвать недотепой и Аню, которая слепо верит Петру, не анализируя его поступки. Она готова идти за ним, украшать его жизнь, но не хочет воспринимать его, как пустослова.
    Недотепа и ее мать Любовь Андреевна Раневская. Она вот и добрая, и Родину любит. Но никчемная. Ничего не делает, чтобы хотя бы спасти то, что ей дорого. Она пассивна в жизни, а потому упускает и сад, и дом, и свое дворянское благополучие.
    И кое-кого из других героев можно отнести к недотепам. Кроме, разве что, Лопахина и лакея Яши. Эти двое четко знают, чего хотят в жизни и идут к своей цели, каждый своей дорогой.
    А в недотепах можно узнать и современных людей. Которые мечутся между всякими желаниями и упускают время, ничего не добиваясь.

  10. Человек в своем громадном большинстве сильно несчастлив.
    А. П. Чехов
    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был основательный трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп довольно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека содержится одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это ещё одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “… когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…”
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — “двадцать два несчастья”. И на самом деле, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно сообщает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек,… но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, существовать мне или застрелиться”.
    К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не случилось. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают полностью реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому — это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же своему признанию, “ниже любви”, не может бороться со своими чувствами более того тогда, когда понимает, что обманута любимыми.
    В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А прошлое об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов… Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки “футлярной” замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.
    Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи “вечного студента” Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” — замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но аккурат любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”,— точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К недотепам в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души содержится трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о “нескладной” жизни: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!” И это говорит самый преуспевающий, самый “практичный” герой “Вишневого сада”!
    Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит заброшенный всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства… Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти…

  11. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
    А.П. Чехов
    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему «недотепства». Одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «…Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…»
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться».
    К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — «недотепы» в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый’ план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» — замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ер- молай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти…

  12. Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова – это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него «все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.
    В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.
    Комедия «Вишневый сад» – последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата – Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев – моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.
    Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.
    И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.
    Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, несерьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша – эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» – «пьесой недотеп».
    Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: да, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.
    В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.
    Комедия «Вишневый сад» – последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата – Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев – моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.
    Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.
    И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.
    Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, не¬серьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотта, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша- эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» – «пьесой недотеп».
    Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: недотепа. Епиходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа вся¬кого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.
    Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович – человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет – за счет народа.
    В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Иванов¬ны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.
    У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положи¬тельных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное – нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.
    Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову
    В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.
    Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

  13. Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.

    А. П. Чехов

    Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Ду-няше, Пете Трофимову, Фирсу…
    Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
    Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “.. .Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю…”
    Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой .основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
    К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы…
    Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада.
    Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагическ^ гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов…
    Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” — замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, — точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
    К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Л опахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
    Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти…

  14. План
    1. Кто такие «недотепы»?
    2. Герои-недотепы в пьесе «Вишневый сад».
    3. Важность сочувствия.
    Драматургия Антона Павловича Чехова – это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, «настоящих» человеческих эмоций, но и «живых», четких и объемных образов. Каждый чеховский герой весьма многогранен. В пьесе «Вишневый сад» изображены самые что ни на есть привычные и знакомые современнику автора человеческие характеры, и в то же время большинство из них – самые настоящие «недотепы». Несчастные, по сути, люди, страдающие от несовершенства жизни, они вызывают больше сочувствия, чем смеха. Конечно, автор употребляет в пьесе эпитет «недотепа» только по отношению к четырем персонажам – Фирсу, Дуняше, Яше и Пете Трофимову. Но реальный круг недотеп, изображенных в пьесе, куда как шире.
    Лакей Яша, более всего на свете мечтающий о роскошной и блестящей парижской жизни, поражает читателя не только вопиющим убожеством своего внутреннего мира, но и искаженностью своей системы жизненных ценностей, грубостью, невежеством и нежеланием как-либо развиваться или совершенствоваться. Такой же огрубелый, как и Яша, лакей Фирс – человек косный, укоренившийся в собственных заблуждениях, лишенный малейшего чувства собственного достоинства. Петя Трофимов, который пытается делать «хорошую мину при плохой игре», утверждает, что ни в чьей и ни в какой любви не нуждается, хотя на самом деле является человеком, которому не хватает как раз любви и понимания. Идеалист, разочаровавшийся в жизни мечтатель, он никому не интересен как личность и страдает от этого. Такими же недотепами являются в глазах читателя и бывшие хозяева вишневого сада – Гаев и Раневская. Вместо того, чтобы спасать свое имение, когда появляется такая возможность, и строить реальные планы на будущее, эти люди тешат себя надеждой на помощь полумифической тетушки из Ярославля. Они несчастны, и их страдания – искренни, но в то же время их горе остается горем человека-недотепы, который не предпринимает реальных шагов для того, чтобы как-то исправить положение, человека, утратившего всякое чувство реальности. Образ Лопахина – еще один пример классического недотепы. Он противоречив и неоднозначен – Лопахин одинок и страдает от этого, но в то же время многие личные качества не дают ему предпринять реальные шаги для того, чтобы как-то это исправить.
    Словом «недотепа», произнесенным лакеем Фирсом, и заканчивается пьеса «Вишневый сад». Чехов, раскрывая читателю образы героев-недотеп, не считает своей первейшей целью обличительство. Не заклеймить недотеп следует – а просто посочувствовать этим, по сути, глубоко несчастным людям. Каждый из них неправ по-своему – и поэтому по-своему несчастен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *