Сочинение на тему ненормативная лексика

7 вариантов

  1. Ненормативная лексика.
    Бороздя просторы Интернета, особенно различного рода форумы, конференции, блоги и др., становится неловко от применения пользователями бранных выражений, ругани, мата и т.п. Начинаешь задумываться, по какой причине люди употребляют нецензурные слова и выражения? Что это – крик души, бедность лексикона, невоспитанность, самовыражение, плохое влияние? С уверенностью можно сказать, каждый человек говорит непотребные слова. Но одно дело, когда говоришь, чтобы усилить оттенок того или иного события или случая, ситуации, другое дело, когда люди бросаются такими словечками по отношению друг к другу.На уроке русского языка нам предложили несколько тем для проекта.Мне и Артёму сразу приглянулась тема о ненормотивной лексике.Нам всегда было интересно откуда пришёл русский мат.Всё оказалось не  так сложно!
    Мат (ма?терный язык, лая матерная (устаревшее)) — наиболее грубая разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках.
    История возникновения.
    Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными (корова, козел, баран, бык, кобыла и т. д.). Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно. Что интересно, в странах, которых постигла та же участь, почти так же и ругаются. Так, например, сербское “ебене слунце в пичку” практически идентично нашему “е*ать”. Фактически синонимы произносимых в русском языке матерных слов встречают свое отражение и в польском языке, и в венгерском – уж столь далеком языке финно-угорской группы, а отнюдь не славянской группы языков.После монгол ругались все. Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже себя говорить на матерном языке, однако до нас дошли сочинения и Пушкина, и Некрасова, и Гоголя, которые не прочь были ввернуть матерное словцо. Все они так или иначе учились правильно излагать непристойные мысли у фактически основателя матерной поэзии – Игоря Семеновича Баркова – классика русской матерной словесности. Однако же матерный язык именно как язык разговорный был более присущ рабочим и крестьянам.
    Большое количество людей не образованных и привыкших выражать через “б*я” практически все свои мысли – попало во власть и начало крутиться. Ругался и Ленин (хоть и из образованной семьи был), и Сталин, закончивший церковную гимназию. Особое развитие мат получил как раз и при последнем.
    Постоянные ссылки людей, не виновных в том, что они евреи или родились в России, дал толчок русскому мату. Фактически в это время начались образовываться неодносложные матерные выражения, матом стали выражать свое мнение. Мат стал языком зоны, понятным как и заключенным, так и людям, которые их охраняли. Половина страны, отсидевшая за преступления или ни за что вообще, дала очень большой толчок развитию мата. В 1954 году началась так называемая “оттепель”, и на свет начали появляться самиздатовские книжки со стихами Баркова или приписанными к его творчеству (проще было указать имя человека, который умер еще в 18 веке, чем отвечать самому за все сказанное). Именно тогда появилось большинство матерных частушек, отражающих перемены и изобретения человечества (телевизор, космические полеты, конец войны). Мат стал неотъемлемой жизнью России. “Архипелаг ГУЛАГ”, за которого Солженицын получил Нобелевскую премию вовсю пестрит матерными выражениями, более выражающими состояние героев романа, нежели язык литературный.
    В связи со свободой слова, которая в России уже как 10 лет, мат вылез из подполья, и начали появляться уже хорошо оформленные издания с матерными стихами, словари мата. Недавно автором было замечено коллекционное издание “Луки Мудищева”… Что ж, в каждом из нас течет еще с незапяматных времен татаро-монгольская кровь, и пока жива Россия и русский язык, будет жить и мат как неотъемлемая часть русской культуры.
    Мат в современной жизни.
    Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29% населения страны вообще не ругается нецензурными словами. Зато 70% из них прибегают к помощи мата весьма регулярно.
    В чем же причина такого массового сквернословия? Неужели для большинства людей нецензурные слова являются нормальными и они пользуются ними в повседневной жизни, даже не подозревая, что это выглядит порой даже очень отвратительно? Некоторые психологи считают, что люди прибегают к мату лишь для того, чтоб лучше выразить свои эмоции, так как других слов для этого не хватает. А, может быть, другие слова не будут столь яркими эмоционально. Например, и музыканты из рок-групп уверены, что мат это слова, необходимые для снятия стресса. Поэтому, присутствие ненормативной лексики в творчестве рок-групп довольно обычное явление.
    Также, согласно статистике, 17% россиян употребляют мат для борьбы со стрессом и выплескивания эмоций. Некоторые россияне (5%) уверены в том, что, прибегая к помощи нецензурных слов, они делают свою речь более яркой и, тем самым, находят взаимопонимание со своими собеседниками. А 1% населения вообще считает, что материться следует везде и повсюду. Кстати, если слушать психологов, то среди них есть и такие, которые считают мат хорошим восстановительным средством для энергетического баланса человека. Они также уверяют о полезной роли нецензурной брани в снятии стрессового состояния у людей.
    Но, так или иначе, а у российского законодательства свои взгляды на употребление матов в общественных местах. И оно в корне несогласно с мнением ни психологов, ни отдельных музыкантов, и квалифицирует применение в разговоре нецензурных выражений как административное нарушение, за что положен штраф в размере 500 рублей.
    Интересно, что в Белгороде людей так достала ненормативная лексика (особенно в грубых формах ее проявления), что местная власть установила свое наказание за ругань в общественных местах в виде штрафа на 1500 рублей. И результат не заставил долго ждать. Буквально за несколько месяцев городской бюджет успешно пополнился на сумму, превышающую полмиллиона рублей.
    Но только лишь в России столь много любителей сквернословия? Да нет, конечно. Хотя, следует заметить, что русский язык по количеству нецензурных выражений, входит в лидирующую тройку. Его сумели опередить английский и голландский языки. Так что во многих странах мира прибегают к помощи мата. Ненормативную лексику можно услышать где угодно: на спортивных соревнований мирового уровня, из уст разных знаменитостей, в том числе и высокопоставленных политических деятелей, в кино и на телевидении. Одни из-за своей несдержанности несут наказания, другие – теряют своих поклонников, а третьих могут попросту не замечать. Ну, ругается и Бог с ним.
    Многим известно, например, чем закончилась несдержанность в своих выражениях для известного российского певца Филиппа Киркорова, когда во время своей пресс-конференции он оскорбил журналистку в «розовой кофточке». Тогда почти 700 радиостанций и телеканалов убрали из своего репертуара песни в исполнении Киркорова. На футбольных матчах судьи часто удаляют с поля игроков, выражающих свои эмоции при помощи мата. Даже в теннисе, где, казалось бы, играют одни джентльмены, тоже ругаются. Да еще так, что на всемирно известных соревнованиях в Уимблдоне пришлось создать штаб для борьбы с руганью. И виновные несут серьезные наказания в виде крупных штрафов.
    Среди известных политических деятелей наиболее колоритной фигурой, использующей нецензурные слова в своей лексике, является экс-президент США Джордж Буш. Он большой любитель «крепкого словца». Причем ругаться Буш может как в напряженном, так и в расслабленном состоянии.
    КОНФЛИКТОЛОГИЯ. БЕСЕДЫ О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ
    Практически любой конфликт, а их в любой организации бывает немало (либо недоразумения с покупателями, либо выяснение отношений в собственном коллективе и др.), не обходится без употребления ненормативной лексики, то есть мата. Те же, кто не был пойман на громко произносимом ругательстве, могут произнести его не вслух, а про себя.
    Но, значит, они тоже ругаются? Откуда эти знания? Да еще такие умения? И, главное, где-то однажды научившись, мы затем выясняем, что произносить вслух данные словечки в приличном обществе почему-то неприлично. А почему?
    Почему нельзя, если почти вся страна ругается? Недаром пресловутой стала фраза одного из политиков: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем», а еще большую популярность приобрела цитата: «Русский язык без мата похож на доклад».
    Если мат — запрещенная лексика, то встает вопрос: кто ее запретил и где список этих слов? И почему львиная доля ругательств черпается из табуированной области сексуальных отношений?
    По мнению ученых, оказывается, что все дело в нашей биологии и наших генах. Ведь человек унаследовал множество механизмов социального и сексуального поведения из животного мира, да и не так далеко мы от него ушли, как нам кажется. Многие животные инстинкты сидят в нас и поныне и, хотим мы того или нет, влияют на наше сознание, психику и образ жизни.
    Когда мы искали информацию нашего проекта в разных источниках, мы наткнулись на онлайн сайт «Ненормативная лексика в биологии» и
    попросили доктора биологических наук Сергея Пашутина рассказать нам  о биологических корнях ненормативной лексики. Итак, мат глазами биолога.
    Каковы функции у нецензурных слов с точки зрения биологии?
    — Прежде всего, мат как речевое воздействие используется в качестве бранной лексики — оскорблений, угроз, выражений крайнего презрения и прочих отрицательных характеристик. Однако, несмотря на повышенную эмоциональную нагрузку бранного сквернословия, это далеко не самое значимое предназначение вульгарных слов. Гораздо чаще человек использует ненормативные слова вовсе не для ругани, а как доходчивый способ общения или как убедительное и краткое средство подачи нужной информации.
    Что стоит за запретами на нецензурные выражения?
    — Вообще-то смысловая нагрузка матерной лексики не соответствует ее буквальному пониманию, особенно в настоящее время, хотя срамные слова потому и стали табуированными (запретными), что затрагивали сексуальную тематику. Более того, уже сам разговор на интимные темы воспринимался в те времена как неприличный, даже при использовании общеупотребительной нейтральной лексики. Подобные стереотипы поведения закрепились в нашем сознании.
    Матерное и бранное — эти понятия являются синонимами?
    — Вовсе нет. «Крепкими» и не для целомудренных ушей словами прежде всего были насыщены ругательства, но жесткие ограничения налагались только на нецензурную брань с явным сексуальным подтекстом. Вся прочая ругань, которая выстраивалась вокруг пищеварительно-выделительной физиологии или в которой преобладали богохульные выражения, находится на различных стадиях табуированности, однако к мату принципиально не относится. Такой тип нематерной хулы ближе к сниженной лексике, хотя и с ее помощью можно сильно обидеть человека.
    Существует теория, что бранный ритуал является показателем эволюции человека. Так ли это?
    Это действительно так. Биологический смысл ругани заключается в сдерживании злобного поведения или недружественных действий со стороны потенциальных врагов, а также для подтверждения своего «рейтингового» статуса. Достигается это с помощью демонстрации собственной агрессии, правда, выраженной в словесной форме. Но и у животных конфликты нечасто сопровождаются кровопролитием. Только вместо речи они пользуются другими упреждающими сигналами — специфическими телодвижениями, звуками и прочими ритуализированными действиями, что позволяет более слабому сопернику своевременно отказаться от безнадежной борьбы.
    С каждым годом среди людей разного возраста и статуса все больше распространяется употребление разного типа жаргон, сленг и ненормативной лексики. Особенно это отражается на подростках от 13 до 17 лет. По свидетельствам опросов 60% употребляют нецензурные слова из- за личных проблем и стрессов, а другие (40%) потому, что это считается круто. Мы решили проверить эти показатели и опросили учеников нашей школы с 5 по 11 классы.Вот что получилось:
    Ненормативная лексика: нехватка воспитания (образования) или способ самовыражения?
    1. Нехватка образованности, и, как следствие, отсутствие или бедность лексикона. Мы не имеем в виду не окончание школы, колледжа или вуза, т.е. формальное образование. Под этим мы понимаем недостаток общения с грамотными людьми, его узкий круг, отсутствие книжного образования, прекрасного источника пополнения лексикона. Чем объяснить человеку свою позицию или просто проигнорировать его, люди смело посылают его во всякие интимные места.
    2. Самовыражение. Это факт. Многие молодые люди, особенно школьники, применяя ненормативную лексику, демонстрируют якобы свою взрослость, матерость, выделяясь, таким образом, из своего окружения. Особенно горько смотреть на девушек, выражающихся блатными выражениями, такие девчонки, равно как и курящие, для меня являются объектом брезгливости и антипатии. Особенно резко бьет по органу слуха применение ими таких выражений так, для связки слов, бессмысленно.
    3. Выражение крайнего недовольства и наоборот, всплеск эмоций при описании ситуации, положения. Тут даже высокообразованный человек может сгоряча ляпнуть такое словечко, что уши пухнут. Но тут такого рода выражения используются в общении с равными по образованности и уровню интеллекта людьми.
    4. Банальная трусость. Это одна из распространенных причин, особенно в виртуальном общении. Человек понимает свою безнаказанность и недосягаемость, ведь в худшем случае его «забанят», и спокойно посылает и оскорбляет всех направо и налево. Хотя и при реальном общении доходит до взаимного оскорбления, начинается словесная перепалка и этим и заканчивается в основном.
    5. Невоспитанность, а равно плохое воспитание. Эта причина несколько схожа с первой. Но тут прежде всего зависит от непосредственного окружения: родителей, братьев, сестер и других близких родственников. Очень часто являюсь свидетелем сцены, когда родители, дяди, тети демонстрируют «продвинутость» своего несмышленного чада лет 3-4 от роду, громко и с достоинством озвучивающего «новые» слова. Хорошо если с годами эти слова не войдут в привычку.

  2. Аннотация: Статья представляет собой теоретическое исследование, изучающее влияние нецензурной лексики на психофизиологическое состояние человека.
    В статье раскрывается этимологическое значение нецензурных выражений, история их возникновения в нашей культуре, психофизиологическое влияние на людей разных полов и возрастов, а также рассматриваются причины, по которым люди употребляют скарбезные выражения в своей речи.
    Влияние нецензурной лексики на человека.“Мат бодрит и поднимает дух. Мат разряжает обстановку, снимает напряжение и помогает человеку влиться в коллектив. Мат вводит в ступор и убивает желание действовать. Мат делает человека, который на нем разговаривает, глупым, уродует его психику. Мат заживляет раны, помогает быстро восстановить силы, снять стресс. Мат разрушает женскую красоту” – все эти утверждения были сделаны после большого количества экспериментов учеными, психологами, врачами из разных стран независимо друг от друга.
    Так как же все таки мат влияет на человека? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы сначала разобраться, откуда он пришел в русский язык и что, собственно, означает?
    Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.
    Матерные выражения уходят своими корнями глубоко в древность. Считалось, что на Русь «матерщину» занесли монголо- татары, но были найдены древние берестяные грамоты с матерными выражениями, песнями и частушками. Матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и были связаны с ритуальными функциями. На этом уровне матерная брань не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют в буддизме).
    Традиционно историю мата связывают с оккультными и языческими, сексуальными обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. Матерные слова считались «словами силы»,потому что они имеют сильную энергию и влияние на эмоциональное состояние человека .С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и трансформировались в фольклор[6].
    Среди очень популярных в обращении “сексуальных” ругательств можно выделить несколько крупных блоков.
    O Отправление ругаемого в зону женских гениталий, в зону рождающих, производительных органов, в телесную преисподнюю (“пошел в …”), – не что иное как пожелание смерти. Как показал Михаил Бахтин, женское лоно является одновременно символом рождения и смерти.
    O Намек на то, что некто сексуально обладал матерью ругаемого, “… твою мать”. Кстати заметим, что обвинение в инцесте с матерью, широко представленное в иноязычных ругательствах.
    O Обороты речи с упоминанием мужских гениталий (типа “пошел на …”) ставят ругаемого в женскую сексуальную позицию, что равносильно лишению мужского достоинства. [3]
    Далее, приведем результаты исследования известного российского психолога Китаева- Смыка, которые говорят о том, что у многих народов(алтайских, индейских, у древних англичан) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения – инцеста (у вайнахов).
    Русский мат – это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность -парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни с характеристиками конкретных людей. Матерная речь – это не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались только в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а для того, чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но и физиологическим действием.
    «Матершинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддистскими диалогами. Но в последних нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).
    Ученый проводил исследования психофизиологических влияний матерной речи в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского и в боевых условиях на Северном Кавказе, при подготовке межпланетного полета и в российских тюрьмах. Анализируя позитивное и негативное влияние матерной лексики.
    В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат с его эротическими образами способствует выработке мужских гормонов андрогенов, которые нейтрализуют гормоны стресса. Андрогены к тому же являются мощными антагонистами гормонов, вызывающих воспаление, ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.
    Из многочисленных источников известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины. Их выброс в кровяное русло сопряжен с эмоциями трех видов: с гневом, либо со смехом, или с сексуальным возбуждением. Эти эмоции усиливают выделение эндорфинов и их обезболивающее, рождающее смелость действие. И эти три «эндорфинных эмоции» возникают при матерщине: ведь матерная ругань зла, а матерные шутки юморны и эротичны. Вот так мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшать боль.
    Психолог приводит пример, как матерные частушки после боя помогали солдатам быстро снять стресс, отдохнуть. По его мнению, ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта. При этом автор заверяет, что сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни [5].
    На женщин мат действует иначе. У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя, потому что матерная речь им вредна, провоцируя гормональные нарушения. Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка [4].
    Как мы видим, мат вредно влияет на растущий организм, но при этом мы можем заметить, что сейчас чаще всего нецензурную лексику использует именно молодежь.
    Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.
    Так, дети двух – пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.
    В возрасте пяти – семи лет основной движущей силой является бунт против того “как принято, как надо”. При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.
    В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся «матершинников», и дети, замечая это , думают что так можно заставить себя уважать и бояться.
    К двенадцати – четырнадцати годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Издревле считали, что мат это не оскорбление , а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно – нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития ,это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастаю тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте, будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя [8].
    Нас все же интересует, откуда берется нецензурная лексика в нашей речи и, почему мы с таким удовольствием её используем? На этот вопрос ответил Л.А.Китаев-Смык, классифицировав «матерную речь» по типам ее происхождения [4].
    – скабрезная окраска речи может быть обыденной у тех, кто пользовался ею раньше и всегда;
    – матерная речь может неожиданно стать доминирующей в изолированных мужских контингентах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте и еще в больничных палатах;
    – матерные речь и инвективы (ругательства) – нередко продукт сексуальной озабоченности. Она бывает, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [7];
    – акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при психосексуальной недоразвитости личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;
    – ременисцентная матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, когда-либо слышанная;
    – конформистски-подстраивающийся мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;
    – демонстративная матерная речь у, так сказать, культурных мужчин – признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;
    – командный мат – это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы утверждают свое господство иногда не в битве, а гомосексуальным актом;
    – убогая нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, как словесными протезами.
    Матерная речь различалась в экспериментах ученого в больничных палатах по эмоциональности:
    – наиболее часты два вида ее звучания – радостно-смешливый и боевито-задорный. Их провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность «Я» освобождалась от давления «сверх-Я»;
    – агрессивно-защитная матерная речь больных была на пути к такому освобождению «Я» от запретов «сверх-Я». Она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;
    – междометийный мат был у людей с неразвитой речью и заполнял интервалы подыскивания нужных слов и выражений;
    – наконец, были замечены случаи эхолалийного мата как спонтанные повторы дебилами вслед за чьим-либо произнесением скабрезности. Ее эмоциональность возбуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе. Но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель[4].
    Профессор В.И. Желвис, дополняя мнение Л.А. Китаева-Смыка о полезных свойствах мата, отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуально-вербальных инвектив («матерной ругани») благодаря их:
    – табуированию. Нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное;
    – эмоциональной разрядке. Будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие;
    – агрессивности. Словесная агрессия подменяет реальную. Это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием;
    – театрализации сексуально-эмоциональных действий. Благодаря им субъект включен в «театр жизни»;
    – претензии на захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования скабрезных ругательств.
    – ритуальной сущности этих ругательств, потребной, в частности, во многих экстремальных ситуациях;
    – возможности эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя интернациональные сексуальные образы [2].
    Далее, рассмотрим мнение на этот счет доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Бориса Сосновского.
    Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.
    Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение. Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи.
    По словам психолога, один из «минусов» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения – как выход эмоции – заразительна. В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения – один из тяжелейших последствий ее существования
    Профессор доказывает, что мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево- Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная[1].
    Итак, проанализировав положительное и отрицательное влияния нецензурной лексики на человека, возникает вопрос надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка?
    Ответ однозначный: « Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций». Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни. Ведь мат влияет не только на психическое, но и на физиологическое состояние человека, а также на нравственное и душевное развитие. Так что если мы хотим жить и растить детей в здоровом во всех смыслах обществе, то каждый из нас должен задуматься над проблемой мата в нашем языке и нашей культуре.
    Список литературы:1. Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целом психику человека.9.06.2009 г. http://www.amic.ru/news/106133/
    2. Желвис В.И. ,Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М: Ладомир, 2001.
    3. Зеленин Д.К. ,Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1930. -Вып. IХ.
    4. Китаев-Смык Л.А. ,Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань). // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд. ЧГУ, 2005,с. 17 – 21
    5. Китаев-Смык Л.А., Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: РИК, 2001
    6.Успенский Б.А.,Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А.. Избранные труды. В 3 т. М., 1996, т.2. Язык и культура.
    7.Фрейд З., Психоанализ детских неврозов// Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990, с. 37-199.
    8. http://referat.yabotanik.ru

  3. Ненормативная лексика
    Бороздя просторы Интернета, особенно различного рода форумы, конференции, блоги и др., становится неловко от применения пользователями бранных выражений, ругани, мата и т.п. Начинаешь задумываться, по какой причине люди употребляют нецензурные слова и выражения? Что это – крик души, бедность лексикона, невоспитанность, самовыражение, плохое влияние? С уверенностью можно сказать, каждый человек говорит непотребные слова. Но одно дело, когда говоришь, чтобы усилить оттенок того или иного события или случая, ситуации, другое дело, когда люди бросаются такими словечками по отношению друг к другу.На уроке русского языка нам предложили несколько тем для проекта.Мне и Артёму сразу приглянулась тема о ненормотивной лексике.Нам всегда было интересно откуда пришёл русский мат.Всё оказалось не так сложно!
    Мат (мамтерный язык, лая матерная (устаревшее)) — наиболее грубая разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках.
    История возникновения.
    Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными (корова, козел, баран, бык, кобыла и т. д.). Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно. Что интересно, в странах, которых постигла та же участь, почти так же и ругаются. Так, например, сербское “ебене слунце в пичку” практически идентично нашему “е*ать”. Фактически синонимы произносимых в русском языке матерных слов встречают свое отражение и в польском языке, и в венгерском – уж столь далеком языке финно-угорской группы, а отнюдь не славянской группы языков.После монгол ругались все. Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже себя говорить на матерном языке, однако до нас дошли сочинения и Пушкина, и Некрасова, и Гоголя, которые не прочь были ввернуть матерное словцо. Все они так или иначе учились правильно излагать непристойные мысли у фактически основателя матерной поэзии – Игоря Семеновича Баркова – классика русской матерной словесности. Однако же матерный язык именно как язык разговорный был более присущ рабочим и крестьянам.
    Большое количество людей не образованных и привыкших выражать через “б*я” практически все свои мысли – попало во власть и начало крутиться. Ругался и Ленин (хоть и из образованной семьи был), и Сталин, закончивший церковную гимназию. Особое развитие мат получил как раз и при последнем. ненормативный лексика конфликтология
    Постоянные ссылки людей, не виновных в том, что они евреи или родились в России, дал толчок русскому мату. Фактически в это время начались образовываться неодносложные матерные выражения, матом стали выражать свое мнение. Мат стал языком зоны, понятным как и заключенным, так и людям, которые их охраняли. Половина страны, отсидевшая за преступления или ни за что вообще, дала очень большой толчок развитию мата. В 1954 году началась так называемая “оттепель”, и на свет начали появляться самиздатовские книжки со стихами Баркова или приписанными к его творчеству (проще было указать имя человека, который умер еще в 18 веке, чем отвечать самому за все сказанное). Именно тогда появилось большинство матерных частушек, отражающих перемены и изобретения человечества (телевизор, космические полеты, конец войны). Мат стал неотъемлемой жизнью России. “Архипелаг ГУЛАГ”, за которого Солженицын получил Нобелевскую премию вовсю пестрит матерными выражениями, более выражающими состояние героев романа, нежели язык литературный.
    В связи со свободой слова, которая в России уже как 10 лет, мат вылез из подполья, и начали появляться уже хорошо оформленные издания с матерными стихами, словари мата. Недавно автором было замечено коллекционное издание “Луки Мудищева”… Что ж, в каждом из нас течет еще с незапяматных времен татаро-монгольская кровь, и пока жива Россия и русский язык, будет жить и мат как неотъемлемая часть русской культуры.
    Мат в современной жизни.
    Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29% населения страны вообще не ругается нецензурными словами. Зато 70% из них прибегают к помощи мата весьма регулярно.
    В чем же причина такого массового сквернословия? Неужели для большинства людей нецензурные слова являются нормальными и они пользуются ними в повседневной жизни, даже не подозревая, что это выглядит порой даже очень отвратительно? Некоторые психологи считают, что люди прибегают к мату лишь для того, чтоб лучше выразить свои эмоции, так как других слов для этого не хватает. А, может быть, другие слова не будут столь яркими эмоционально. Например, и музыканты из рок-групп уверены, что мат это слова, необходимые для снятия стресса. Поэтому, присутствие ненормативной лексики в творчестве рок-групп довольно обычное явление.
    Также, согласно статистике, 17% россиян употребляют мат для борьбы со стрессом и выплескивания эмоций. Некоторые россияне (5%) уверены в том, что, прибегая к помощи нецензурных слов, они делают свою речь более яркой и, тем самым, находят взаимопонимание со своими собеседниками. А 1% населения вообще считает, что материться следует везде и повсюду. Кстати, если слушать психологов, то среди них есть и такие, которые считают мат хорошим восстановительным средством для энергетического баланса человека. Они также уверяют о полезной роли нецензурной брани в снятии стрессового состояния у людей.
    Но, так или иначе, а у российского законодательства свои взгляды на употребление матов в общественных местах. И оно в корне несогласно с мнением ни психологов, ни отдельных музыкантов, и квалифицирует применение в разговоре нецензурных выражений как административное нарушение, за что положен штраф в размере 500 рублей.
    Интересно, что в Белгороде людей так достала ненормативная лексика (особенно в грубых формах ее проявления), что местная власть установила свое наказание за ругань в общественных местах в виде штрафа на 1500 рублей. И результат не заставил долго ждать. Буквально за несколько месяцев городской бюджет успешно пополнился на сумму, превышающую полмиллиона рублей.
    Но только лишь в России столь много любителей сквернословия? Да нет, конечно. Хотя, следует заметить, что русский язык по количеству нецензурных выражений, входит в лидирующую тройку. Его сумели опередить английский и голландский языки. Так что во многих странах мира прибегают к помощи мата. Ненормативную лексику можно услышать где угодно: на спортивных соревнований мирового уровня, из уст разных знаменитостей, в том числе и высокопоставленных политических деятелей, в кино и на телевидении. Одни из-за своей несдержанности несут наказания, другие – теряют своих поклонников, а третьих могут попросту не замечать. Ну, ругается и Бог с ним.
    Многим известно, например, чем закончилась несдержанность в своих выражениях для известного российского певца Филиппа Киркорова, когда во время своей пресс-конференции он оскорбил журналистку в «розовой кофточке». Тогда почти 700 радиостанций и телеканалов убрали из своего репертуара песни в исполнении Киркорова. На футбольных матчах судьи часто удаляют с поля игроков, выражающих свои эмоции при помощи мата. Даже в теннисе, где, казалось бы, играют одни джентльмены, тоже ругаются. Да еще так, что на всемирно известных соревнованиях в Уимблдоне пришлось создать штаб для борьбы с руганью. И виновные несут серьезные наказания в виде крупных штрафов.
    Среди известных политических деятелей наиболее колоритной фигурой, использующей нецензурные слова в своей лексике, является экс-президент США Джордж Буш. Он большой любитель «крепкого словца». Причем ругаться Буш может как в напряженном, так и в расслабленном состоянии.
    Ненормативная лексика в конфликтологии.
    Практически любой конфликт, а их в любой организации бывает немало (либо недоразумения с покупателями, либо выяснение отношений в собственном коллективе и др.), не обходится без употребления ненормативной лексики, то есть мата. Те же, кто не был пойман на громко произносимом ругательстве, могут произнести его не вслух, а про себя.
    Но, значит, они тоже ругаются? Откуда эти знания? Да еще такие умения? И, главное, где-то однажды научившись, мы затем выясняем, что произносить вслух данные словечки в приличном обществе почему-то неприлично. А почему?
    Почему нельзя, если почти вся страна ругается? Недаром пресловутой стала фраза одного из политиков: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем», а еще большую популярность приобрела цитата: «Русский язык без мата похож на доклад».
    Если мат — запрещенная лексика, то встает вопрос: кто ее запретил и где список этих слов? И почему львиная доля ругательств черпается из табуированной области сексуальных отношений?
    По мнению ученых, оказывается, что все дело в нашей биологии и наших генах. Ведь человек унаследовал множество механизмов социального и сексуального поведения из животного мира, да и не так далеко мы от него ушли, как нам кажется. Многие животные инстинкты сидят в нас и поныне и, хотим мы того или нет, влияют на наше сознание, психику и образ жизни.
    Когда мы искали информацию нашего проекта в разных источниках, мы наткнулись на онлайн сайт «Ненормативная лексика в биологии» и попросили доктора биологических наук Сергея Пашутина рассказать нам о биологических корнях ненормативной лексики. Итак, мат глазами биолога.
    Каковы функции у нецензурных слов с точки зрения биологии?
    — Прежде всего, мат как речевое воздействие используется в качестве бранной лексики — оскорблений, угроз, выражений крайнего презрения и прочих отрицательных характеристик. Однако, несмотря на повышенную эмоциональную нагрузку бранного сквернословия, это далеко не самое значимое предназначение вульгарных слов. Гораздо чаще человек использует ненормативные слова вовсе не для ругани, а как доходчивый способ общения или как убедительное и краткое средство подачи нужной информации.
    Что стоит за запретами на нецензурные выражения?
    — Вообще-то смысловая нагрузка матерной лексики не соответствует ее буквальному пониманию, особенно в настоящее время, хотя срамные слова потому и стали табуированными (запретными), что затрагивали сексуальную тематику. Более того, уже сам разговор на интимные темы воспринимался в те времена как неприличный, даже при использовании общеупотребительной нейтральной лексики. Подобные стереотипы поведения закрепились в нашем сознании.
    Матерное и бранное — эти понятия являются синонимами?
    — Вовсе нет. «Крепкими» и не для целомудренных ушей словами прежде всего были насыщены ругательства, но жесткие ограничения налагались только на нецензурную брань с явным сексуальным подтекстом. Вся прочая ругань, которая выстраивалась вокруг пищеварительно-выделительной физиологии или в которой преобладали богохульные выражения, находится на различных стадиях табуированности, однако к мату принципиально не относится. Такой тип нематерной хулы ближе к сниженной лексике, хотя и с ее помощью можно сильно обидеть человека.
    Существует теория, что бранный ритуал является показателем эволюции человека. Так ли это?
    — Это действительно так. Биологический смысл ругани заключается в сдерживании злобного поведения или недружественных действий со стороны потенциальных врагов, а также для подтверждения своего «рейтингового» статуса. Достигается это с помощью демонстрации собственной агрессии, правда, выраженной в словесной форме. Но и у животных конфликты нечасто сопровождаются кровопролитием. Только вместо речи они пользуются другими упреждающими сигналами — специфическими телодвижениями, звуками и прочими ритуализированными действиями, что позволяет более слабому сопернику своевременно отказаться от безнадежной борьбы.
    С каждым годом среди людей разного возраста и статуса все больше распространяется употребление разного типа жаргон, сленг и ненормативной лексики. Особенно это отражается на подростках от 13 до 17 лет. По свидетельствам опросов 60% употребляют нецензурные слова из- за личных проблем и стрессов, а другие (40%) потому, что это считается круто. Мы решили проверить эти показатели и опросили учеников нашей школы с 5 по 11 классы.Вот что получилось:
    Ненормативная лексика: нехватка воспитания (образования) или способ самовыражения?
    1. Нехватка образованности, и, как следствие, отсутствие или бедность лексикона. Мы не имеем в виду не окончание школы, колледжа или вуза, т.е. формальное образование. Под этим мы понимаем недостаток общения с грамотными людьми, его узкий круг, отсутствие книжного образования, прекрасного источника пополнения лексикона. Чем объяснить человеку свою позицию или просто проигнорировать его, люди смело посылают его во всякие интимные места.
    2. Самовыражение. Это факт. Многие молодые люди, особенно школьники, применяя ненормативную лексику, демонстрируют якобы свою взрослость, матерость, выделяясь, таким образом, из своего окружения. Особенно горько смотреть на девушек, выражающихся блатными выражениями, такие девчонки, равно как и курящие, для меня являются объектом брезгливости и антипатии. Особенно резко бьет по органу слуха применение ими таких выражений так, для связки слов, бессмысленно.
    3. Выражение крайнего недовольства и наоборот, всплеск эмоций при описании ситуации, положения. Тут даже высокообразованный человек может сгоряча ляпнуть такое словечко, что уши пухнут. Но тут такого рода выражения используются в общении с равными по образованности и уровню интеллекта людьми.
    4. Банальная трусость. Это одна из распространенных причин, особенно в виртуальном общении. Человек понимает свою безнаказанность и недосягаемость, ведь в худшем случае его «забанят», и спокойно посылает и оскорбляет всех направо и налево. Хотя и при реальном общении доходит до взаимного оскорбления, начинается словесная перепалка и этим и заканчивается в основном.
    5. Невоспитанность, а равно плохое воспитание. Эта причина несколько схожа с первой. Но тут прежде всего зависит от непосредственного окружения: родителей, братьев, сестер и других близких родственников. Очень часто являюсь свидетелем сцены, когда родители, дяди, тети демонстрируют «продвинутость» своего несмышленного чада лет 3-4 от роду, громко и с достоинством озвучивающего «новые» слова. Хорошо если с годами эти слова не войдут в привычку.
    Размещено на Allbest.ru

  4. 4
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    «Оскверняет человека то, что из уст
    исходит»
    (Из сочинения ученика)
    В записной книжке известного юмориста
    рассказывается о человеке, который в публичном
    месте шепчет приличные и «во весь голос»
    произносит неприличные слова. Он спьяну
    перепутал, где, когда и что говорить.
    Филипп Киркоров сделал почти то же
    самое вроде бы на трезвую голову, нарушив
    общепринятое и только поэтому вызвав
    общественный протест. Существовал «консенсус»:
    нецензурную брань, по мнению большинства, можно
    было употреблять среди своих: рабочим – в своем
    кругу, интеллектуалам – в своем, родителям – не
    при детях, школьникам и студентам – не при
    «преподах» и т.д.
    Многие и сегодня согласны с этим, но
    уже перейдены все границы: известный мастер
    вокала даже кичится тем, что «матерится» при
    малолетней дочери; мальчики не стесняются
    употреблять ненормативную лексику при девочках,
    те тоже за неприличным словом в карман не лезут;
    одна из многотиражных газет изощряется в
    похабных заголовках. Неудивительно, что и за
    Киркорова вступаются известнейшие деятели
    эстрады и на помощь своему «клану» призывают
    ученых: подумаешь, человек устал и забылся, да и
    словечки, сказанные им в запальчивости и в рифму,
    являются органичнейшей частью русского языка.
    Недаром же они давно звучат со сцены и проникли в
    литературу и публицистику.
    На протяжении последних лет – в рамках
    не так давно введенных в программу предметов
    «русский язык и культура речи» и «русский язык
    как средство общения» – я не раз предлагал своим
    студентам написать об их личном отношении к мату.
    Увы, большинство терпимо относится к нему.
    «Я считаю, что раз уж существует
    ненормативная лексика – значит, она зачем-то
    нужна, – уверена довольно скромная девушка. – И
    нужна она для эмоционального выражения в
    словесной краткой и понятной форме… А если
    честно – мат моей жизни не мешает, а все, что не
    мешает, не вызывает ни отвращения, ни
    удовлетворения».
    Другая, побойчее, переходит в
    наступление: «…почему, собственно, разные ярые
    защитники русской речи так обижают русский мат?
    Ведь он – самая народная часть русской лексики…
    К примеру, песни “Ленинграда”… – настоящие
    современные народные песни о русской жизни, а раз
    так, то без мата в них никуда».
    Ее сверстник даже пытается понять,
    каково происхождение мата, и видит его истоки в
    трудностях быта народа: «…так уж исторически
    сложилось, что становление российской
    цивилизации происходило в очень неблагоприятных
    условиях… Трудно, очень трудно было вырастить
    хлеб, собрать урожай… Оптимизма не хватало… и…
    потому в суровом быту русского крестьянина и
    возникал мат…
    Сословие крестьян в русском обществе
    всегда было в подавляющем большинстве, и поэтому
    матерная речь росла и крепла…».
    Правда, и первая, и вторая, и третий
    оговариваются, вроде бы противореча самим себе
    (из чувства приличия, что ли?):
    «По-моему, в большинстве случаев
    употребление крепких выражений можно было бы
    свести на нет».
    «…разрешить мат повсеместно все же
    тоже нельзя…»
    «…без мата жить-то можно. И даже нужно.
    Мат не несет в себе такой уж психологической
    нагрузки, чтобы его нельзя было исключить. Мат
    рождается в безграмотности, там, где за незнанием
    огромного словарного запаса русского языка мы
    прикрываемся этими тупыми, по сути,
    бессмысленными выражениями».
    Чтобы не было неясности в том, кто же
    эти «мы», автор последних строк признается: «…я и
    сам… говорю, употребляя неприличные или
    ненормативные выражения, хорошо выбрав
    обстановку».
    Рассуждениями об обстановке другой,
    более старший по возрасту студент возвращает нас
    к «исходным рубежам»: «Мой дядя Ваня любил выпить
    и погулять. Иногда собирались у моего отца – его
    брата. Однажды во время такой вечеринки дядя Ваня
    услышал, что я (лет 10–12) в запале игры назвал
    кого-то “сукой”. И хотя он употреблял слова
    покрепче и почаще, дядя был неприятно задет моим
    “выражением” и пожаловался отцу. Отец дал мне
    нахлобучку – ясно показал, как в семье оценивают
    мое “богатство языка”. Замечу, что отец всю
    жизнь проработал на стройке, а там без
    “хорошего” словечка не обойдешься. Но в семье я
    никогда не слышал от отца, чтобы он выругался… О
    матушке и говорить нечего: я не могу представить
    себе, что услышу из ее уст “черное слово”… Я
    очень ценю и люблю своих родителей, они всегда
    будут для меня примером, на который я хотел бы
    равняться».
    И тем не менее и он реабилитирует мат
    для тех случаев, когда «без “хорошего” словечка
    не обойдешься»: «Общаясь со сверстниками, я
    заметил, что не применить какое-либо
    непристойное выражение для связки слов не
    получается: беседа не получит того эффекта, когда
    ты, рассказывая что-нибудь или отвечая, не
    вставишь какое-нибудь хлесткое словечко».
    Итак, все готовы «с волками жить – по
    волчьи выть»?
    К счастью, не все. Особняком стоят
    сочинения девушки и юноши, категорически не
    приемлющих вроде бы общего стиля. Примечательно,
    что оба, даже будучи старостами групп, тем не
    менее оказываются в них своего рода белыми
    воронами: они почти всегда одни, сами по себе – не
    исключено, во многом из-за их отношения к
    привычному для других мату. Девушка начинает
    сочинение с весьма существенной детали: «Мое
    детство прошло среди ровесников, чьи родители
    приехали из деревни, так называемые
    “лимитчики”. Вообще-то они очень неплохие
    ребята, но если послушать их разговоры… мама моя!
    Представьте себе шестнадцатилетнюю девочку,
    которая ругается, как пьяный извозчик. Хоть я ко
    всему привыкла, все равно противно…
    Хуже всего, когда матерятся
    первоклашки. Они, по-моему, сами не понимают, что
    говорят. Лично мое отношение к мату крайне
    негативное, но что один человек против
    миллионов?…».
    Кому-то такое «соотношение» покажется
    сильно преувеличенным. Но разве мало людей, не
    матерящихся в общественных местах, однако со
    смаком рассказывающих «анекдоты для курящих», а
    сгоряча способных и «выразиться»? Они не считают
    ни то, ни другое нравственно ущербным. Иного
    мнения верующий юноша, в своих суждениях прямо
    опирающийся на Библию:
    «Оскверняет человека то, что из уст
    исходит… То, о чем говорят уста, зависит от
    состояния сердца человека. Если в сердце сидят
    злоба, гнев, блуд и т.д. – все это выходит наружу…
    Скверные слова являются признаками гнилого
    сердца и духовного разложения… Сквернословие
    заметно разрушает целомудрие,
    благопристойность, разжигает плотскую похоть. Не
    случайно подбор слов у сквернословов
    сосредоточен вокруг совершенно определенной
    темы. Матерные выражения часто у людей являются
    «смазкой» между словами, которая, как яд,
    поражает самого человека, а также окружающих,
    близких. Стрелы этого демонического языка
    поражают все чистое, оскверняют воздух, остаются
    на долгое время в уме невинного…
    Часто за словами следуют поступки. За
    мерзкими речами стоят дела… Сквернословие и
    дела, за ним следующие, разрушают богоподобие
    нашей человеческой личности. “Если душа не
    очищена покаянием, если в ней существует зло, как
    же не излиться… скверной”.
    Когда употребляют выражение “Вся рота
    шагает не в ногу – один господин поручик шагает в
    ногу”, обычно иронизируют над поручиком. В свете
    сказанного выше не пора ли переосмыслить
    изречение и призвать роту последовать примеру
    шагающего в ногу? Пусть не сразу, но рано или
    поздно здесь должен быть заключен своего рода
    общественный договор, обозначена тенденция,
    сформулированы правила воспитанности,
    обязательные для всех».

  5. Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.
    Ключевые слова:ненормативная лексика, нецензурные выражения.
    The historical trends shaping profanity, the main factors affecting the use of profanity. The results of a poll of senior Novy Urengoy.
    Keywords: Profanity, obscenities
    Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений [2].
    Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и грубые жаргоны (например, сленг).
    Самый популярный миф, повсеместно распространенный, гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Как отмечают историки, ругань племен славян была сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными. Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и сохранились только в фольклоре.
    Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Ругательные слова несли функцию обычных слов. Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона и много еще где. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого похожего слова нет.
    Ругательные выражения в языческие времена был мистическим оружием, и применять его без определенного умения было опасно, можно было загубить не только себя, но и весь свой род [4].
    Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29 % населения страны вообще не ругается нецензурными словами. При этом, по данным ФОМ от 2012г.: 70 % из них прибегают к помощи ненормативной лексики весьма регулярно [6].
    Основными социально-политическими и психологическими факторами, определяющими на настоящий момент развитие распространение ненормативной лексики, являются следующие:
    1) Современное российское общество — это общество, в котором реально осуществлены принципыполитической свободы. Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы. Мышление и политическая деятельность человека раскрепощены, существуют возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все слои общества получили возможность активно проявить себя в политических организациях, в рыночных отношениях, люди проявляют активность в общественной жизни. С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества в период реформирования страны нашла взрывной выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но и к выбросу у части общества агрессивности и грубости. Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения.
    2) Свобода словастала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе.
    3) Отмена политической цензурыпривела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже ненормативной лексики.
    4) Нестабильность вполитическом и экономическом положении страны,низкий уровень жизни значительной части населения, инфляционные процессы, безработица и дороговизна в России переходного периода являются причинами стресса, в котором живут сегодня многие россияне самых различных социальных и возрастных групп.
    5) Интенсивноетехническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно, прежде всего, с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники, преимущественно зарубежного производства.
    6) Современный мир — это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой. В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связано с употреблением ненормативной лексики. В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историко-культурный характер [3].
    7) Культурная дезинтеграция: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни, проявляющееся в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности.
    Отношение к ненормативной лексике среди наших сограждан всегда было неоднозначным. Так, одни считают, что она засоряет и обедняет речь, уже не говоря о том, что дурно влияет на нравы, демонстрирует общее падение морали и нравственности. Другие же уверены, что ругань помогает сбросить негативные эмоции, «выпустить пар» и т. д. Судя по результатам исследования, изредка вставляют в свою речь нецензурные слова 48 % россиян. 14 % опрошенных считает, что нецензурная брань — это отличный способ снять напряжение и достучаться до некоторых людей [7].
    Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовальских институтов. И вот что выяснилось… Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали бранью, проросли лишь на 49 %. Вода, при этом, показала результат получше — 53 % проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %! Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет [2].
    Доктор биологических наук академик двух российских академий — Медико-технических наук и Естественных наук — директор Международного центра волновой генетики Пётр Горяев подчеркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм» [3].
    Выступая на Всероссийских Иринарховских чтениях, академик Петр Горяев сообщил, что многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть ни что иное как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, учёный подтверждает истинность Евангелия, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога». Так что не удивительно, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.
    Академик Горяев, считая долгом ученого говорить правду, заявил, что распространение блудного греха, безнравственность приводят к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Из сказанного им, к сожалению, можно сделать сразу два печальных вывода. Во-первых, широкая распространённость сквернословия уже сама по себе является показателем низкого уровня нравственности. А во-вторых, что ещё хуже, она является питательной средой для дальнейшего распространения, расширяя горизонты вседозволенности для подрастающих поколений.
    Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. По существу, речь человека — лакмусовая бумажка его общей культуры, а владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности.
    В последнее время ведутся дискуссии, свидетельствующие о возрастающем интересе к языку, в частности, к культуре речи, являющейся звеном современного научного мировоззрения [1].
    С целью изучения отношения старшеклассников к употреблению ненормативной лексики в марте 2014 г. было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.
    Объектом исследования выступили учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 50 человек.
    Результаты исследования позволяют установить, что, по мнению старшеклассников, применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей, так считают 60 % респондентов (рис. 1). Нецензурные выражения признаются большинством «легитимными» только в определенных местах и ситуациях. К примеру, в стрессовых обстоятельствах, когда человек обуреваем сильными эмоциями, и нецензурное выражение — способно снять стресс. Однако, более половины опрошенных (56 %) относится отрицательно к употреблению ненормативной лексики вообще, 44 % из которых составляют девушки. И всего лишь 6 % респондентов относятся положительно к употреблению ненормативной лексики, среди них лишь юноши.
    Рис. 1. Мнения старшеклассников о допустимом употреблении ненормативной лексики
    Статус нецензурных выражений в сегодняшней российской культуре амбивалентен. С одной стороны, их употребление, особенно публичное, остается табуированным. С другой, бранные слова занимают видное место не только в повседневной жизни и светской культуре, но и в публичном пространстве и культурном производстве: художественные произведения с употреблением ненормативной лексики имеют определенный круг почитателей; в рекламе популярны эвфемизмы матерных выражений; ряду публичных деятелей употребление ненормативной лексики служит едва ли не «визитной карточкой».
    В целом русское общество всегда осуждало нецензурную брань. Во времена царя Алексея Михайловича (XVII в.) услышать на улице нецензурное выражение было почти невозможно. Это объясняется прежде всего политикой, проводимой государством. В Соборном Уложении 1649г. подчёркивается недопустимость сквернословия. Во времена правления Петра I грубая брань выплеснулась из кабаков на улицы городов. В наше время государство своими методами борется за чистоту языка. Нелишне вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста [5]. Статья 20.1 «Мелкое хулиганство» действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт следующее наказание за брань в общественных местах: штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
    Большинство опрошенных старшеклассников считают, что современное общество невозможно избавить от употребления ненормативной лексики. 26 % респондентов предложили в качестве меры наказания денежный штраф, 20 % — выговор, 22 % — публичное пристыжение, 22 % — не считают наказание необходимым, 10 % респондентов предложили свой вариант: удар по губам, смертную казнь, устное замечание, «понять и простить» (рис. 2).
    Стоит заметить, что 46 % респондентов считают, что употребление бранных слов более характерно для мужчин, из них 30 % девушек. Посчитали, что употребление бранных слов не зависит от пола 44 % респондентов, из них 30 % девушек. И 2 % юношей считают, что употребление бранных слов более характерно для женщин.
    Так же мы просили указать, какая возрастная группа, по их мнению, чаще всего употребляет бранные слова. Респонденты считают, что чаще всего употребляют бранные слова молодежь, подростки и взрослые люди. На вопрос: «В каких социальных группах, по Вашему мнению, чаще всего употребляют ненормативную лексику?». Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что чаще всего употребляют ненормативную лексику учащиеся ПТУ и техникумов, работающие люди без образования, люди без образования и безработные.
    Рис. 2 Мнения старшеклассников об основных наказаниях за употребление ненормативной лексики в общественных местах
    Кроме того, перед нами стояла задача, определить, считают ли старшеклассники допустимым употребление ненормативной речи в семье. Проанализировав данные, мы получили следующее: в 70 % случаев родители не употребляют при детях ненормативную лексику, в 24 % иногда и в 6 % случаев употребляют. Статистика вполне благоприятная. Далее опрос показал: абсолютное большинство респондентов (92 %) считают недопустимым употребление ненормативной лексики в семье, а 8 % не думали об этом.
    Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, ненормативная лексика прочно вошла в разговорную речь большого количества русских людей. Проведенный анализ литературы и опрос подтвердили актуальность данной проблемы и необходимость ее решения на государственном уровне.
    В результате теоретического анализа и результатов проведенного исследования нами была условно разработана модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики (рис. 3), позволяющая наглядно продемонстрировать взаимосвязь элементов — среды и факторов употребления ненормативной лексики в обществе.
    Рис. 3. Модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики в обществе
    Литература:
    1. Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное [Текст] / в.м. Мокиенко// Русистика. — Берлин, 1994, № 1/2. — С. 50–73
    2. Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж, 2000.
    3. Стернин И. А. Сделаем шаг в сторону гласности (о жаргоне партаппарата) [Текст] / И. А. Стернин // Воронежские вести. 1995.
    4. Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии [Текст] // Б. А. Успенский. Избранные труды. Т.2. — М., 1994.
    5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8627/
    6. http://fom.ru/obshchestvo/10849
    7. http://www.regnum.ru/news/fd-volga/1199464.html

  6. Сколько матерных русских слов вы знаете. Пять, двадцать, три тысячи… Я вас разочарую. Матерных слов в русском языке всего три. Мальчик, девочка и то, чем они иногда занимаются и всё! Всего три слова. Но какие производные! Тут тебе и прилагательное, и глагол, и сказуемое, и имя собственное, и т.д., и т.д. Не ломайте голову – четвертого вы не придумаете.
    Да, есть десятки слов, которые принято считать в прииилиииичном обществе нецензурными, но это не матерные слова и они с удовольствием используются нашими писаками в своих произведениях.
    Однако, как бы нам не хотелось, но существуют ситуации, когда надо сохранить в невинности уши окружающих. Не всегда можно сказать то, что ты думаешь.
    Кроме того несколько лет ученые многих стран изучали воздействие мата на человеческий организм и пришли к выводу, что у юношей до 18-20 лет, которые много матерятся замедляется развитие половых органов, а у девушек начинает развиваться волосяной покров вокруг сосков, на лице, в области пупка…, т.е. там, где более всего хочется поцеловать. Поэтому, друзья мои, пока мы не деградировали, нам срочно надо заменять матерные слова на псевдомат или олбанский мат. Короче, наша Родина в опасности, срочно придумываем новый олбанский мат, от которого уши окружающих остаются в состоянии невинности, половые органы нормально развиваются, а волоса не растут там, где не надо!
    Чем должно отличаться слово или группа слов, которыми мы пытаемся заменить мат:
    1.Оно должно быть сочным и раскатистым.
    2.Его можно орать громко.
    3.Оно снимает стресс, вбрасывает адреналин.
    4.Оно обескураживает и стопорит на время окружающих.
    Рассмотрим несколько случаев, когда рядом с вами люди, при которых ругаться матом нельзя – ну нельзя и всё! Ваша девушка студентка физфака коренная москвичка, ее мама филолог с 30-летним стажем или ее папа ботаник и т.д., наконец малые дети, которые еще верят в трезвого Деда Мороза и Снегурочку.
    1. Вы в гостях. Идете обуваться в коридор и видите, что их котяра сволочь и мохнатый мастурбатор – нассал в ваш туфель. В вашем мозгу за доли секунды сформировались несколько этажей мата пополам с шестистопным ямбом, НО – нельзя. В этом случае, не самом сложном, можно воспользоваться импортными словами. Например – «ШААЙЗЕЕЕ!» или «МЭЭЭЭРД!». Согласитесь, гораздо приятней, чем заорать – «Ну ты и дерьмо!». Здесь как удар в лоб – «ШАЙЗЕ!!!».
    2. Рассмотрим более тяжелый случай. Вы на дне рождения. Кругом одни интеллигенты. И вот вам предлагают забить гвоздь, чтобы повесить картину, которую вы только что подарили… Замах, палец – хрясь!!! Как необходимо сейчас сказать все, что ты думаешь о молотке, его маме, заводе, который его сделал, том мудаке, который предложил повесить подаренную только что картину… Здесь нам на помощь приходят известные, может быть даже народные, артисты. Итак – замах, палец – хрясь!!! – «Ростислав Плятттт!» или – «Ингеборге Дапкунайте домофона маааать!».
    3. Очень частый и тяжелый случай. Светофор, желтый свет, вы резко тормозите и вот он член на четырех колесах! Вы чувствуете, что вашу машину отымели сзади. Подходите к его открытому окну из которого торчит морда с невинными глазками и…, вдруг замечаете, что уже подоспел милиционер, какая-то любопытная мамаша с двумя малолетними детьми, да и ваша девушка как мы помним с невинными ушами уже вышла из машины и смотрит удивленными глазами – как же так, нет зазора между машинами… Здесь на помощь приходят животные. Итак, светофор, удар, вы подходите к машине этого идиота и – «Шестисисечная горилла! Муфлон трехсосковый! Выхухоль новозеландский! Ты как тормозишь когда меня впереди нет!?». Чувствуете – полегчало и уши окружающих сохранены в невинности.
    4. Самый неприятный случай. Вы в ресторане за стойкой бара мило беседуете со своей девушкой и тут какая то шмара, которую никто в этот вечер не снял, спотыкается о вашу ногу и рассказывает вам все, что она знает о горных козлах их копытах и родственниках. На пару секунд вы становитесь похожи на туфель только что обоссаный котом. И тут вы достаете свое главное оружие и громко и с достоинством произносите – «Сука! Лярва! Проштыбовка! Тварь! Абортница! Дешевка!». Она в ступоре, вам полегчало, окружающие зауважали…
    Велик и могуч русский язык. Нет ему равных. На все случаи жизни можно изобрести слова, которые не будут травмировать окружающих. Все зависит от вашей фантазии:
    1. Навохудоносор пипетошный.
    2. Затычка трехнедельная.
    3. Выхухоля нахухоль.
    И т.д. и т.д. Друзья мои! Матерные слова имеют большую отрицательную энергию. Берегите своё здоровье и здоровье окружающих!

  7. В своей речи я частенько прибегаю к выражениям нецензурной лексики. Бывают такие обстоятельства когда я не могу выразить эмоции какими то словами и приходиться применить мат.Например когда упал, неожиданно споткнулся, когда при этом чувствую боль. Когда что то не получается, или не нравится, когда к человеку с которым встретился или общаешься не подобратьбольше другого слова или пытаюсь его оскорбить, или просто злой. Ругательства используемые мной чаще всего, ну скажу что их нет, и в последнее время я пытаюсь следить за выражениямикоторые произношу вместе с матом, и если это происходит то не более чем замена слова, которого просто не могу подобрать. Матерные выражения в присутствии подруг, лицпротивоположного пола, несовершеннолетних стараюсь совсем не использовать. А вот в присутствии родителей и старших по возрасту не употребляю и вовсе. Встречаются матерные слова частенько в общении с друзьями исверстниками. Что заставляет меня применять нецензурную лексику, так это может быть недостаточно яркая и выразительная речь, или когда не знаю как выразить свои эмоции без мата,когда обычных слов не достаточно. Распространение инвективной лексики среди молодежи связано прежде всего из-за плохого воспитания (когда в семье слышат мат), саморазвития (когда сними общаются друзья или взрослые с помощью матерных выражений), т. е. люди не понимают, почему ругаться плохо и не прилично, когда не могут сдерживать себя или просто не культурны. Неявляется ли такое распространение нецензурной лексики угрозой
    национальной безопасности страны тут я считаю что может быть и да и нет, потому что с возрастом человек долженумнеть и осознавать как он строит свою речь и какие выражения использует, кто то меняется, а у кого то это входит в привычку. Всё зависит от конкретного…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *