Сочинение на тему неподражаемый бессмертный ломоносов

8 вариантов

  1. 1 ведущий:
    Кому могут принадлежать эти известные всему миру слова (1747г):
    «О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне одобрены
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать!»
    Да, эти известные всему миру слова принадлежат М.В. Ломоносову.
    2 ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов — один из величайших гениев в истории человечества. Он стал первым нашим соотечественником, которого и современники, и потомки с полным правом ставят в один ряд со знаменитыми европейскими учёными, заложившими основы научных знаний нового времени.
    1 ведущий: Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его уникальный, всеобъемлющий талант. Ломоносова сравнивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения. Такие величайшие умы появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще — один только раз!
    Научные открытия Ломоносова обогатили мировую науку, некоторые из них опередили на несколько столетий своё время, а для России он стал основоположником отечественной науки и культуры нового времени.
    2 ведущий: 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения достойнейшего сына Русской земли!
    1 ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов родился в Архангельской губернии, по разным источникам в деревне Мишанинской или Денисовке, расположенной на берегу Курострова, самого большого из островов в устье Северной Двины, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина — помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
    Юный Михайло, как звали Ломоносова, с детских лет помогал отцу, слыли они в округе опытными мореходами. Ходили вместе в море, охотились на морского зверя и ловили рыбу. Михайло с десяти лет уже умел управлять кораблём.
    Суровая, но по своему прекрасная природа родного края, обычаи и нравы его обитателей, далёкие и небезопасные путешествия по морю с отцом — все эти впечатления с жадностью впитывал наблюдательный парнишка.
    2 ведущий: У Михайлы очень рано пробудилась тяга к познанию, к творчеству. И читать, и писать, и считать лучше всех научился и местных учителей превзошёл. По преданию, местный дьячок, учивший пытливого отрока, поражённый его способностями, упал пред своим учеником на колени, признавшись, что больше ничему научить его не может. Желание «познать разные науки» становилось всё сильнее. У своих соседей, братьев Дудиных, Михайло увидел две светские книги — «Грамматику» Милентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл «вратами своей учёности».
    1 ведущий: Когда будущему учёному исполнилось 19 лет, отец решил женить сына и передать ему всё хозяйство. Неудержимо стремившийся к знаниям, юноша решил бежать в Москву. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Михайло надел на себя две рубахи, тулуп, занял у соседа три рубля денег, взял с собой подаренные ему «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. В ту пору стояли лютые морозы, и риск замёрзнуть был велик.
    2 ведущий: На третий день Михайло настиг обоз и упросил рыбаков взять его с собой. Через три недели юноша был в Москве. В Москве Михайло не имел ни одного знакомого человека, а ночевал пока у рыбного обоза, с которым пришёл. Но ведь, когда продадут последнюю рыбу, обоз вернётся домой и Михайло останется один. Думая об этом, Ломоносов горько плакал. Однажды пришёл какой-то господский приказчик покупать рыбу с обоза и оказался он земляком Ломоносова. А, узнав, для чего тот в Москву пришёл, взял его к себе в дом, отвёл для житья угол между слугами того дома.
    1 ведущий: Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно – греко-латинская академия (“Спасские школы”). В неё и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение.
    2 ведущий: Ломоносов начал учёбу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учёбы осилил три класса.
    Когда Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.
    – Глядите, какой болван пришёл с нами учиться!
    – Дядь, достань воробушка!
    Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил:
    – Что с тобой делать? На крышу забросить?
    Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть.
    – Да он лучше учителей всё знает – шептались школяры. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3.
    1 ведущий: Когда по решению Сената в Петербурге организовали при Академии наук «семинарию» для самых способных к учению дворян, Ломоносов попал в список тридцати избранных. Спустя некоторое время трёх наиболее способных студентов направили в Германию для изучения химии и горного дела. Подающий большие надежды Михайло Ломоносов вошёл в их число.
    2 ведущий: Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Христиан Вольф. Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого, который в кротчайшие сроки овладел немецким языком.
    1 ведущий: В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории.
    2 ведущий: Во Фрейбурге он встретил свою будущую жену – Елизавету – Христину Цильх, или, как звал её Ломоносов, Лизхен. Брак с ней, заключённый в 1740 г., М. В. Ломоносов долгое время скрывал.
    1 ведущий: Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург.
    2 ведущий: Более года он скитался по Германии и Голландии. Во время странствий он повстречал прусских вербовщиков в армию. За попытки к бегству из армии прогоняли через строй, отрезали нос, уши. Рослый, с богатырской физической силой парень бросился им в глаза. Они подпоили Ломоносова, и он очнулся в камере прусской крепости солдатом. Ломоносов взломал решетку в окне и бежал.
    1 ведущий: С помощью русского посланника в 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность. Через полгода после возвращения в Петербург тридцатилетний учёный был назначен адъюнктом Академии по физическому классу, начал подводить итоги своим наблюдениям в Германии, составляя книгу по металлургии, писал разные физические и химические «диссертации» для Академии, занимался со студентами и начинал приобретать первую славу как поэт.
    2 ведущий: Молодой адъюнкт (нечто вроде теперешнего аспиранта-докторанта), вернувшись на родную землю, не мог привыкнуть к хозяйничанию в Академии немецких администраторов, вроде Шумахера, презиравших всё русское. Восшествие на престол дочери Петра Елизаветы сопровождалось победой «русской партии» в Академии. Однако резкие ссоры М. В. Ломоносова с немецкими академическими дельцами продолжались. Дело даже приняло такой оборот, что М. В. Ломоносов был подвергнут более чем семимесячному домашнему аресту.
    1 ведущий: Однажды летом, возвращаясь в Петербург из Петергофа от двора императрицы Елизаветы Петровны, Ломоносов остановил коляску, вышел на опушку леса и задумался. Не впервые ездил он просить о назначении ректором университета в Санкт-Петербурге и всякий раз уезжал ни с чем. Щебетали птицы, веселый кузнечик стрекотал в траве… Сами собой сложились стихи:
    Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
    Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!..
    Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен;
    Что видишь, все твое; везде в своем дому;
    Не просишь ни о чем, не должен никому.
    Горькие строки. Всеми признанному таланту, гордому и самолюбивому Ломоносову нередко приходилось унижаться, кланяться, просить.
    2 ведущий: Невиданная одарённость и знания М. В. Ломоносова взяли, однако, своё. В своей «челобитной» на имя царицы в 1745 г. М. В. Ломоносов с полным основанием писал: «В бытность мою при Академии наук трудился я нижайший довольно в переводах физических и механических и пиитических с латинского, немецкого и французского языков на российский и сочинил на российском же языке горную книгу и риторику и сверх того в чтении славных авторов, в обучении назначенных ко мне студентов, в изобретении новых химических опытов, сколько за неимением лаборатории быть может, и в сочинении новых диссертаций с возможным прилежанием упражняюсь».
    1 ведущий: По этим достаточно убедительным мотивам М. В. Ломоносов, несмотря на свои «проступки», стал профессором химии и полноправным членом Академии на основании представленной диссертации о металлургии. Это произошло 266 лет тому назад, 25 июля 1745 г. Назначение в академию совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова.
    2 ведущий: Проводя огромную исследовательскую и научную работу в химической лаборатории, построенной благодаря его самоотверженным усилиям, гениальным русским учёным был открыт закон сохранения материи и движения — один из основных законов природы.  Научные интересы Ломоносова были столь разнообразны, что их с лихвой хватило бы не одному десятку учёных. Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, верно указал на электрическую природу северных сияний и определил их высоту — 110 км., открыл атмосферу на Венере.
    1 ведущий: Далеко опережая современную ему науку, Михаил Васильевич первым из учёных разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды. За двадцать лет неустанных трудов учёный-исследователь создал необычайно важную для практического применения работу по горному делу, где дал описание руд и минералов, рассказал о признаках их залегании, причинах и значении окраски горных пород.
    2 ведущий: Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае. К книге была приложена замечательная работа Ломоносова «О слоях земных», которая положила начало геологической науке в нашей стране.
    1 ведущий: Взгляды великого учёного значительно опередили его время. Ломоносов утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные, а пласты каменного угля имеют органическое происхождение. Также Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в 20 веке.
    2 ведущий: Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряжённого труда и огромной исследовательской работы учёного стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим учёным были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба» — прибор ночного видения для морских кораблей, дающий возможность ночью или в сумерках различать скалы и корабли в море. Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.
    1 ведущий: Михаила Васильевича Ломоносова первого из русских учёных избрали почётным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получила европейское признание. Ломоносов вошёл в историю России как создатель русской науки. Огромна его роль в развитии образования и просвещения. Великий учёный считал, что русский университет необходим России как воздух. Именно по его планам и проектам, при содействии графа Шувалова, 1 мая 1755 года Московский университет распахнул свои двери перед русскими юношами.
    2 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин писал по этому поводу: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Сейчас Московский государственный университет носит имя великого учёного.
    1 ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия». Из сорока мозаик до наших дней сохранилось двадцать четыре. За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук в Италии в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.
    2 ведущий: Ломоносов был не только учёный, но и поэт. По этому поводу у него есть шуточное стихотворение.
    У химии с физикой
    Пот проливаю,
    За вирши, за басни
    Хвалы пожинаю.
    1 ведущий:  Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:
    – Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут,
    2 вед.: – Открылась бездна, звёзд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна,
    1 вед.: – Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать!
    2 ведущий: Его имя стоит первым в ряду гениев поэтического слова — Ломоносов, Державин, Пушкин. С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. В написанной им новой «Российской грамматике» великий Ломоносов создал систему норм и правил живого русского языка, соответствующей его природной сути.  Стало знаменитым его изречение о сравнении русского языка с другими: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского и сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
    1 ведущий: Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не
    часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (пива) с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».
    2 ведущий: Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове, он пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.
    1 ведущий: Но и в конце жизни Ломоносов  став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих  не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
    2 ведущий: До конца жизни Ломоносов не переставал помогать родным своим, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.
    1 ведущий: Всю жизнь великий учёный трудился, не покладая рук, для пользы и величия Отечества. О борьбе с врагами своими он писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».
    И, обращаясь уже к истории и к будущим поколениям, говорил: «Восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи. И радости и надежды сполна, красуйся, ликуй, возвышайся!» Михаил Васильевич Ломоносов воплотил в своих деяниях духовную энергию и мощь не только своей личности, но и своего народа.
    2: Куда бежать от сплетен и доносов!
    В просторных залах смрадно, как в аду!
    И вот опять Михайла Ломоносов
    Шумит в академическом саду.
    1: Строптивый сын архангельских поморов,
    Прямой, как ветер северной реки,
    Он сохранил неукротимый норов
    И песни, что певали рыбаки.
    2: Не он ли в школе Заиконоспасской
    Одной латынью голод утолял,
    Молокососов укрощал указкой
    И смёткою монахов удивлял?
    1: Поднявшись вне параграфов и правил,
    Везде дыханьем родины храним,
    Не он ли в старом Марбурге заставил
    Немецких буршей трепетать пред ним?
    2: Не он ли дал российской музе крылья,
    Нашёл слова, звучащие, как медь!
    Доколе ж иноземное засилье
    Придётся в Академии терпеть?
    1: В неё вошел, достойный славы россов,
    Как беломорский ветер молодой,
    Крестьянский сын Михайла Ломоносов
    Родившейся под северной звездой.
    Викторина
    Вспомните, к какой народности принадлежал Ломоносов.
    карелы
    поморы
    угры
    финны
    Кем по роду занятий был отец Ломоносова?
    Земледельцем
    Путешественником
    Рыбаком
    Священником
    С какой проблемой столкнулся Ломоносов, решив учиться в Славяно-греко-латинской академии?
    Обучение стоило слишком дорого
    Он не мог сдать вступительные экзамены
    Он не подходил по возрасту, т.к. был уже взрослым
    Туда не принимали крестьянских детей
    Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом?
    17
    18
    19
    20
    В какой области наук стал профессором Ломоносов в 1745 году?
    Математики
    Физики
    Философии
    Химии
    Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»?
    историю
    логику
    математику
    философию
    Когда был основан Московский университет?
    В 1755-м году
    В 1756-м году
    В 1757-м году
    В 1758-м году
    Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?
    Академический университет в Петербурге
    Марбургский университет
    Славяно-греко-латинская академия
    Фрейбергский университет
    Почему Ломоносов был схвачен прусскими войсками во время своего пребывания в Пруссии?
    Его хотели забрать в армию
    За неуплату долгов
    На основании лживого доноса
    Чтобы отправить его на Родину
    В какой научной области Ломоносов не сделал открытий?
    Астрономии
    Биологии
    Оптике
    Химии
    Какое древнее искусство Ломоносов возродил благодаря своим занятиям химией?
    Витражи
    Мозаику
    Роспись по шёлку
    Фрески
    Что вез обоз, с которым Ломоносов отправился в Москву?
    Добытые минералы
    Заморские товары, прибывшие Северным путем
    Изделия северных ремесленников
    Наловленную рыбу
    Литература:
    Буторина, Т. Ломоносов. Личная судьба / Т.Буторина // Наука и жизнь. – 2011. – №11. – с.67-77.
    Михайле Ломоносову 300. Специальный выпуск // Родина. – 2011. – №9 [ Материал полностью посвящен М.Ломоносову ].
    Карпеев, Е.П. М.В.Ломоносов: Имя Россия. Исторический выбор 2008 / Е.П.Карпеев. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 188. [4] с.: ил.
    Морозов, А.А. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 / А.А.Морозов. – М.: Молодая гвардия, 1955. – 926 с. – (Жизнь замечательных людей).
    Савельев, А.Н. Ломоносов: Человек-университет, человек-эпоха / А.Н.Савельев // Русский дом. – 2011. – №11. – с.18-20
    Уткина, Н.Ф. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения /Н.Ф. Уткина.- М.: Мысль, 1986.- 224 с.- (Мыслители прошлого).
    Яблоков, М. Секретные свитки Ломоносова /М.Яблоков // Техника – молодежи. – 2011. – №11. – с.48-53.
    Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

  2. “Неподражаемый, бессмертный Ломоносов…”

    Я ИДУ НА УРОК

    Галина КОЧЕТКОВА,
    педагогический колледж,
    г. Шахты,
    Ростовская обл.

    “Неподражаемый, бессмертный
    Ломоносов…”

    Материалы к уроку по творчеству поэта

    Слово твоё… слово российского
    племени… пролетит во устах народных за
    необозримый горизонт столетий.

    А.Н. Радищев
    Ломоносов стоит впереди наших
    поэтов, как вступление впереди книги.

    Н.В. Гоголь
    Данный сдвоенный урок
    занимает серединное положение в системе занятий,
    посвящённых поэзии Ломоносова.
    На первых уроках мы рассматриваем проблемы,
    связанные с его филологическими трудами, и
    рассказываем о жанровом разнообразии
    ломоносовского литературного наследия
    (хвалебно-торжественные оды, начало поэмы «Пётр
    Великий», две трагедии, религиозно-философские
    стихотворения, научно-дидактическое «Письмо о
    пользе стекла» и стихотворения сатирические).
    Отмечаем, что взгляды Ломоносова на литературу
    (поэзию) изложены в напечатанном анонимно
    рассуждении «О качествах стихотворца» (1755).
    Ломоносов считает поэзию наукой (“Стихотворство
    должно почитаться за самую труднейшую науку
    между многими другими”). Разъясняя, “какой
    важности она есть наука”, автор рассуждения
    требует от “стихотворца-поэта природного
    дарования”, “силы совоображения”, широкого
    философского и научного образования,
    совершенного знания языка, “на котором пишешь”,
    подражания лучшим авторам “всеобщей
    литературы”. Однако “при подражании одном
    оставаться не должно”, надо стремиться к
    собственному “вымыслу”, то есть к оригинальному
    творчеству. Рассуждение заканчивается ссылкой
    на Цицерона, подчёркивающей общественное
    назначение поэзии: “В безделицах я стихотворца
    не вижу, в обществе гражданина видеть его хочу,
    перстом измеряющего людские пороки” (2, 15).
    На последующих уроках мы рассматриваем
    стихотворения «Разговор с Анакреоном» и
    «Памятник» («Я знак бессмертия себе
    воздвигнул…»).
    Проблемный вопрос к уроку. Почему
    В.Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром
    Великим русской литературы”?
    Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных
    произведений Ломоносова, касаемся вопросов об
    особенностях классицизма как художественного
    метода, об идеях, которые проповедовала
    литература классицизма. Отмечаем особенности
    русского классицизма.
    Связь с современной действительностью, которая
    в лучших произведениях освещается с точки зрения
    передовых идей времени.
    Обличительно-сатирическая струя в творчестве
    писателей.
    Интерес к истории своей Родины.
    Защита преобразований Петровской эпохи.
    Русский классицизм показал человека в его
    духовной жизни.
    Отмечаем, что с творчеством Ломоносова в
    русскую литературу пришёл классицизм, а с ним и
    высокий жанр оды.
    Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного
    поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков,
    они всегда имеют в виду конкретную
    общественно-политическую ситуацию и содержат
    оценку тех или иных правительственных
    мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме),
    рекомендации или пожелания, которые поэт от
    имени нации представляет правительству. Ода
    выражает патриотическое, религиозное и
    философское воодушевление поэта. Она создаётся,
    как правило, по строгим нормам: “высокий стиль
    речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа
    в десять стихов с твёрдой схемой рифм —
    абабввгддг.
    Ломоносов видел возможность поднять в оде
    общеполитические проблемы, осмыслить явления в
    широком общегосударственном плане.
    У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и
    мир, история России, её военные победы, счастье
    мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура
    Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы
    учёных. По словам Г.П. Макогоненко, содержание
    од определялось политическими убеждениями
    Ломоносова. В преобразовательной деятельности
    Петра поэт находил подтверждение своих идей: он
    считал, что только просвещённый монарх может в
    современных ему условиях принести благо стране и
    народу. Поэтому постоянная тема его од —
    деятельность Петра, которая, по Ломоносову,
    должна была служить примером и для царствующей
    императрицы Елизаветы Петровны.
    Ода писалась на торжественные случаи
    придворной жизни, часто к годовщинам восшествия
    на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно
    включалась похвала императрице. “Но, — как
    замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть
    ищущего подарка придворного”. Ломоносов
    создавал жанр программной оды —
    оды-рекомендации. Примером произведения
    подобного рода является «Ода на день восшествия
    на престол императрицы Елизаветы Петровны,
    1747 г.».
    Начало работы над одой организуем вопросами о
    читательских впечатлениях. Далее предлагаем
    учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую
    тональность повествования, его стиль
    (возвышенная, торжественная…), и объяснить свой
    выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их
    точки зрения звучат наиболее торжественно,
    величаво.
    Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит
    торжественно, когда речь идёт о Петре I?
    (Ярчайшая фигура российской истории.
    “Великий” — пример для подражания. Ломоносов
    славит Петра за то, что его деятельность
    способствовала возвышению России и развитию
    науки, техники, просвещения.)
    Особенность «Оды на день восшествия…» в том,
    что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн
    царице, но для Ломоносова главное — выразить
    свои заветные мечты. Какие?
    (Распространять просвещение в России,
    развивать науки, использовать богатства русской
    земли и так далее.)
    Далее останавливаемся на некоторых вопросах и
    заданиях по тексту оды.
    1. Что вы понимаете под словом тишина?
    Почему “возлюбленная”?
    2. Как относится автор к Петру I и
    Елизавете?
    3. Каково отношение к науке у преемников
    Петра I?
    4. Что поэт советует Елизавете?
    5. В чём состояла насущная задача страны?
    6. Как бы вы определили главную тему оды?
    (Восхваление мира как основы развития науки,
    техники, просвещения; эта тема сочетается с темой
    величия, богатства, непобедимости Родины.)
    7. Попытайтесь определить художественные
    особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова
    прежде печатания читалась вслух во время
    праздника:
    а) ода строится как ораторское сочинение;
    б) излюбленный приём — “вопрошение”, за
    которым следует ответ;
    в) Ломоносов считал обращение великолепной,
    сильной, оживляющей фигурой;
    г) поэт активно использует тропы: сравнения,
    метафоры, метонимии, особенно гиперболы
    (обязательно приводим примеры);
    д) в речи много славянизмов, библеизмов;
    е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов
    считал, что ямбический размер, идя от
    безударности к ударению, “возносится вверх”,
    чем и вызывает впечатление “высокости и
    великолепия”).
    8. Прочитайте слова Н.В. Гоголя о том, что
    отличительная черта русской поэзии —
    “стремление как бы унестись куда-то вместе со
    звуками”, и высказывание Г.Макогоненко:
    “Ломоносов был первым, у кого это качество
    проявилось: ни его предшественники (Ф.Прокопович,
    А.Кантемир), ни его современники (В.Тредиаковский,
    А.Сумароков), ни один из поэтов нового поколения
    (Херасков), вплоть до появления Г.Р. Державина
    не мог соперничать с ним в этом отношении”.
    Покажите справедливость этих слов, рассмотрев
    пространственно-временную организацию
    произведения. (Время: прошлое — настоящее —
    будущее; пространство: безграничность — в одно
    мгновение позволяет нам перенестись от Волги,
    Днепра, Оби к Амуру, Лене, даже Нилу; с высоты “гор
    превысоких” — к подземным недрам. Так мог видеть
    мир только гениальный Ломоносов (ведь это только
    XVIII век!), уверенный в своём великом
    предназначении.
    Устами движет Бог;
    Я с ним начну вещать,
    Я тайности свои и небеса отверзу…
    Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю
    озирает он от края до края, с какой светлой
    вершины, любуясь и не налюбуясь её
    беспредельностью”.
    Далее мы останавливаемся на анализе ряда
    стихотворений Ломоносова.
    «К статуе Петра Великого»
    — Какие достоинства Петра отмечает поэт?
    (Герой этого стихотворения — “просвещённый
    монах”, идеальный герой; теория просвещённого
    абсолютизма составляет его содержание).
    — Обратим внимание на:
    а) синтаксис: причастные, деепричастные
    обороты, употребление инверсии способствуют
    созданию интонации величавости,
    торжественности;
    б) приём нарушения лексической сочетаемости
    слов (“премудрый Герой”) помогает подчеркнуть
    разносторонность, грандиозность фигуры Петра.
    «Вечернее размышление о Божием
    величестве при случае великого Северного
    сияния”
    1. Каковы ваши впечатления?
    2. Как бы вы определили ведущую тему
    произведения? (Единство в разнообразии природы.)
    3. Что восхищает читателя?
    4. Что восхищает автора?
    Бог выступает здесь как создатель и
    организатор мироздания, бесконечно богатого в
    великих и малых проявлениях, связанных
    неразрывно друг с другом в общей гармонии, в
    “стройном чине”. Но преклонение перед величием
    Творца не порабощает поэта, он охвачен
    стремлением познать природу. Его восхищает
    многообразие природы. Более того, коль
    “просветлённая лампада возжжена”, то это ко
    многому должно подвигнуть человека.
    «Утреннее размышление о Божием величестве»
    Сия ужасная громада
    Как искра пред тобой одна.
    О, коль пресветлая лампада
    Тобою, Боже, возжжена
    Для наших повседневных дел,
    Что Ты творить нам повелел!
    Почти через полтора века в русской литературе
    отзовётся Ломоносову другой поэт — В.Маяковский,
    когда напишет своё знаменитое «Послушайте!»
    (“…Ведь если звёзды зажигают — значит это
    кому-нибудь нужно…”)
    В «Утреннем размышлении…» Ломоносов образно
    передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те
    научные представления, которые сложились лишь к
    концу XIX века, после изобретения спектроскопа.
    В «Вечернем размышлении…» с гениальной
    простотой выражается восхищение человека
    глубиной мироздания, неизмеримым множеством
    миров, бесконечностью вселенной. Художественное
    пространство поражает космизмом масштабов.
    (И вновь отмечаем ломоносовские отзвуки в
    русской литературе: М.Ю. Лермонтов. «Выхожу
    один я на дорогу…».)
    1. Найдите в «Размышлениях…» примеры
    нарушения лексической сочетаемости,
    трансформации смысла слов.
    2. К чему это приводит? (Создаётся более яркая,
    образная, впечатляющая картина.)
    Заметим, что А.П. Сумароков выступал против
    ломоносовского “великолепия”, “восторга”,
    напряжённой метафоризации речи, отстаивал
    логическую простоту стиля, ясность и
    естественность слов. С упрёками Сумарокова
    трудно не согласиться, но выскажите несколько
    аргументов в защиту Ломоносова.
    Сложная, глубокая натурфилософская лирика…
    и вдруг, казалось бы, безделица, сюрприз,
    преподнесённый нам поэтом, — «Ночною темнотою
    покрылись небеса…»
    .
    1. Каково было слушать по сравнению с
    предыдущими?
    2. Почему “легко и приятно”? (Смешение
    стилей.)
    3. Почему ночной гость обещает поэту: “Ты
    будешь век крушиться”?
    Подводя итоги,
    подчёркиваем, что исследователи творчества
    Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и
    сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или
    невольно заимствуя его образы, интонации,
    речения, так или иначе развивались с оглядкой на
    грандиозный поэтический мир, им созданный.
    Отвечая на проблемный вопрос занятия,
    подчёркиваем: гением Ломоносова была создана
    новая русская литература. Он определил
    общественную роль поэзии в жизни страны, открыл
    перед ней возможности плодотворного развития.
    Гражданские темы, публицистическая страстность,
    патриотическая любовь к своему отечеству,
    выразительный, богатый язык, звучные, сильные
    ямбы силлабо-тонического стиха — все эти
    особенности стихов Ломоносова высоко поднимали
    русскую поэзию над тем, что было сделано до него.

  3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Филатова Анна Сергеевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 3 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (03.01.2002 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Во времена Петра Великого в небольшой северной деревне в семье помора родился сын. Крепок он был здоровьем, любил свой край, любил с отцом ловить рыбу, любил шторм на море. Но была у мальчика заветная мечта – он очень хотел учиться. И однажды в студеную зимнюю ночь он, уже юноша, тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.
    Так начал свой путь в науку Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся сын России.
    Михаил Васильевич Ломоносов поистине был замечательным человеком. За свою не столь длинную жизнь он сделал очень много открытий, внес огромнейший вклад во все отрасли науки. Тем, что Ломоносов достиг в жизни и в науке самых высоких вершин, он обязан своему удивительному характеру и достоин восхищения и подражания во все времена.
    В чем бы я хотела быть похожей на Ломоносова? Что меня восхищает в этом человеке? Прежде всего, его неистовая любовь к Родине, ради которой он совершал свои открытия, доказывая всему миру значимость русского народа. Его интерес ко многим областям науки, страстное желание к познанию нового, стремление к достижению поставленных целей говорят о любознательности, трудолюбии и целеустремленности этого человека. Каждым своим делом ученый был увлечен до вдохновения, до самозабвения. А решительность, смелость, несокрушимая воля Ломоносова – признаки настоящей мужественности. Он был  подвижным, энергичным и в то же время скромным, житейским.
    Великий Ломоносов мечтал видеть Россию свободной, могучей, богатой, стоящей в первых рядах научно-технического прогресса. Так и мы, живущие уже в XXI веке, должны направить всю свою деятельность на процветание нашей Отчизны.

  4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Божьева Екатерина Евгеньевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (20.03.2001 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Среди славных имен прошлого русской науки есть одно, особенно нам близкое, – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Очень яркие слова написал о нём А.С. Пушкин: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    А что я знаю об этом выдающемся человеке? В чем я хотела бы быть похожей на Ломоносова?..
    …Начало XVIII века, 1711 год. В России в это время «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, а книга была редкостью и неоценимым сокровищем». И в это-то время на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины у рыбака родился сын, Михайло. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в море в качестве юнги. Эти поездки оставили в душе Ломоносова неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными знаниями. Очень рано в мальчике зародилось осознание необходимости учения, которое крепло с каждым годом. Как росток к солнцу, он тянулся к знаниям. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту. Но желание учиться дальше заставило Михайло оставить родной дом и отправиться в Москву.
    Нелёгок был и дальнейший путь Ломоносова в науку. Но этот простой русский человек смог подняться до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать. Трудно перечислить все заслуги этого талантливого человека. Он был известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ.
    Да, удивительна была жизнь М.В. Ломоносова. Он рождён был в России, жил для России и все свои знания отдал России. Мы восхищаемся и гордимся великим ученым. И теперь я знаю, какие черты характера мне хотелось бы перенять у этого человека. Это, прежде всего, безграничную любовь к Родине и к русскому народу, уважение родителей и осознание своих корней, работоспособность и тягу к познанию нового, глубину мышления и ответственность за принятые решения, несокрушимую волю. Может быть, я не стану великим ученым и не сделаю никаких открытий, но я точно знаю, что с такими качествами характера я смогу принести пользу окружающим меня людям и моей стране.

  5. “Неподражаемый, бессмертный Ломоносов…” Материалы к уроку по творчеству поэта
    Слово твоё… слово российского племени… пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий. А.Н. Радищев Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. Н.В. Гоголь
    Данный сдвоенный урок занимает серединное положение в системе занятий, посвящённых поэзии Ломоносова.
    На первых уроках мы рассматриваем проблемы, связанные с его филологическими трудами, и рассказываем о жанровом разнообразии ломоносовского литературного наследия (хвалебно-торжественные оды, начало поэмы «Пётр Великий», две трагедии, религиозно-философские стихотворения, научно-дидактическое «Письмо о пользе стекла» и стихотворения сатирические).
    Отмечаем, что взгляды Ломоносова на литературу (поэзию) изложены в напечатанном анонимно рассуждении «О качествах стихотворца» (1755). Ломоносов считает поэзию наукой (“Стихотворство должно почитаться за самую труднейшую науку между многими другими”). Разъясняя, “какой важности она есть наука”, автор рассуждения требует от “стихотворца-поэта природного дарования”, “силы совоображения”, широкого философского и научного образования, совершенного знания языка, “на котором пишешь”, подражания лучшим авторам “всеобщей литературы”. Однако “при подражании одном оставаться не должно”, надо стремиться к собственному “вымыслу”, то есть к оригинальному творчеству. Рассуждение заканчивается ссылкой на Цицерона, подчёркивающей общественное назначение поэзии: “В безделицах я стихотворца не вижу, в обществе гражданина видеть его хочу, перстом измеряющего людские пороки” (2, 15).
    На последующих уроках мы рассматриваем стихотворения «Разговор с Анакреоном» и «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»).
    Проблемный вопрос к уроку. Почему В.Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”?
    Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма. Связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей времени. Обличительно-сатирическая струя в творчестве писателей. Интерес к истории своей Родины. Защита преобразований Петровской эпохи. Русский классицизм показал человека в его духовной жизни.
    Отмечаем, что с творчеством Ломоносова в русскую литературу пришёл классицизм, а с ним и высокий жанр оды.
    Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII-XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм – абабввгддг.
    Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.
    У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. По словам Г.П. Макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями Ломоносова. В преобразовательной деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. Поэтому постоянная тема его од – деятельность Петра, которая, по Ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.
    Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, – как замечает Г.П. Макогоненко, – это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды – оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».
    Начало работы над одой организуем вопросами о читательских впечатлениях. Далее предлагаем учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую тональность повествования, его стиль (возвышенная, торжественная…), и объяснить свой выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их точки зрения звучат наиболее торжественно, величаво.
    Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
    (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” – пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)
    Особенность «Оды на день восшествия…» в том, что на первый взгляд эта ода – хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное – выразить свои заветные мечты. Какие?
    (Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)
    Далее останавливаемся на некоторых вопросах и заданиях по тексту оды.
    1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”? 2. Как относится автор к Петру I и Елизавете? 3. Каково отношение к науке у преемников Петра I? 4. Что поэт советует Елизавете? 5. В чём состояла насущная задача страны? 6. Как бы вы определили главную тему оды?
    (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)
    7. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника:
    а) ода строится как ораторское сочинение; б) излюбленный приём – “вопрошение”, за которым следует ответ; в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой; г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы (обязательно приводим примеры); д) в речи много славянизмов, библеизмов; е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
    8. Прочитайте слова Н.В. Гоголя о том, что отличительная черта русской поэзии – “стремление как бы унестись куда-то вместе со звуками”, и высказывание Г.Макогоненко: “Ломоносов был первым, у кого это качество проявилось: ни его предшественники (Ф.Прокопович, А.Кантемир), ни его современники (В.Тредиаковский, А.Сумароков), ни один из поэтов нового поколения (Херасков), вплоть до появления Г.Р. Державина не мог соперничать с ним в этом отношении”.
    Покажите справедливость этих слов, рассмотрев пространственно-временную организацию произведения. (Время: прошлое – настоящее – будущее; пространство: безграничность – в одно мгновение позволяет нам перенестись от Волги, Днепра, Оби к Амуру, Лене, даже Нилу; с высоты “гор превысоких” – к подземным недрам. Так мог видеть мир только гениальный Ломоносов (ведь это только XVIII век!), уверенный в своём великом предназначении.
    Устами движет Бог; Я с ним начну вещать, Я тайности свои и небеса отверзу…
    Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю озирает он от края до края, с какой светлой вершины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью”.
    Далее мы останавливаемся на анализе ряда стихотворений Ломоносова. «К статуе Петра Великого»
    – Какие достоинства Петра отмечает поэт? (Герой этого стихотворения – “просвещённый монах”, идеальный герой; теория просвещённого абсолютизма составляет его содержание).
    – Обратим внимание на:
    а) синтаксис: причастные, деепричастные обороты, употребление инверсии способствуют созданию интонации величавости, торжественности;
    б) приём нарушения лексической сочетаемости слов (“премудрый Герой”) помогает подчеркнуть разносторонность, грандиозность фигуры Петра. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния”
    1. Каковы ваши впечатления? 2. Как бы вы определили ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.) 3. Что восхищает читателя? 4. Что восхищает автора?
    Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в “стройном чине”. Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль “просветлённая лампада возжжена”, то это ко многому должно подвигнуть человека.
    «Утреннее размышление о Божием величестве»
    Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О, коль пресветлая лампада Тобою, Боже, возжжена Для наших повседневных дел, Что Ты творить нам повелел!
    Почти через полтора века в русской литературе отзовётся Ломоносову другой поэт – В.Маяковский, когда напишет своё знаменитое «Послушайте!» (“…Ведь если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно…”)
    В «Утреннем размышлении…» Ломоносов образно передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те научные представления, которые сложились лишь к концу XIX века, после изобретения спектроскопа.
    В «Вечернем размышлении…» с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, неизмеримым множеством миров, бесконечностью вселенной. Художественное пространство поражает космизмом масштабов. (И вновь отмечаем ломоносовские отзвуки в русской литературе: М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…».)
    1. Найдите в «Размышлениях…» примеры нарушения лексической сочетаемости, трансформации смысла слов. 2. К чему это приводит? (Создаётся более яркая, образная, впечатляющая картина.)
    Заметим, что А.П. Сумароков выступал против ломоносовского “великолепия”, “восторга”, напряжённой метафоризации речи, отстаивал логическую простоту стиля, ясность и естественность слов. С упрёками Сумарокова трудно не согласиться, но выскажите несколько аргументов в защиту Ломоносова.
    Сложная, глубокая натурфилософская лирика… и вдруг, казалось бы, безделица, сюрприз, преподнесённый нам поэтом, – «Ночною темнотою покрылись небеса…».
    1. Каково было слушать по сравнению с предыдущими? 2. Почему “легко и приятно”? (Смешение стилей.) 3. Почему ночной гость обещает поэту: “Ты будешь век крушиться”?
    Подводя итоги, подчёркиваем, что исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный.
    Отвечая на проблемный вопрос занятия, подчёркиваем: гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха – все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.

  6. (1) Многие современники Ломоносова не могли во всем размахе постичь сущность и цели коренных перемен в жизненном укладе России, происшедших в результате петровских реформ.
    (2) «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» показал себя одним из немногих в пору действительно глубоких исторических мыслителей.
    (3) Незадолго до смерти Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». (4) Россия, только что пережившая бурное время петровских пре-образований, менее всего была склонна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой. (5)Победы русского оружия, ускоренное развитие промышленнос- ти и наук,пробуждение общественной активности самых разных слоев населения, вызванное новым отношением к человеку (оценка личности определялась не сто-лько по происхождению, сколько по заслугам перед обществом), — все это вызы-вало у русских людей чувство гордости и вселяло уверенность в высоком истори-ческом предназначении молодой России, по праву занявшей свое место в кругу «просвещенных народов» Европы. (6) Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо. (7) Но учиться — полагаясь на «свое разумение», на свои рес урсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития. (8) Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собою уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры. (9) Не было в середи не XVIII века другого поэта, который бы так же страстно, убежденно и талантливо, как Ломоносов, отстаивал в своих стихах эту истину.
    (10) Наиболее глубокую и впечатляющую поэтическую трактовку ее мы находим в «Разговоре с Анакреоном» (1758—1761), который не обинуясь следует назвать художественно-философским завещанием Ломоносова. (Е. Лебедев).

  7. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Цыганкова Анастасия Алексеевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (02.11.2000 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Суров русский Север. Тёплые дни стоят всего три месяца, а остальное время — зимушка-зима. И семьи на севере природе подстать — крепкие душой, надежные в дружбе. В одной такой семье и родился светоч русской науки, Ломоносов Михаил Васильевич.
    Очень рано М.В. Ломоносов научился научился читать и книгам посвящая большую часть времени. Стремясь продолжить обучение, в 1730 году Ломоносов ушел в Москву, где, выдав себя «за сына дворянина», поступил в славяно-греко-латинскую академию. Такая сила вела его по жизни — жажда познания. Вдохновенное лицо нашего гения источает свет, не гаснущий для русского духа и русского сердца уже три века.
    По моему мнению, М.В. Ломоносов был глубоко мыслящим человеком, стремящимся освоить все области науки ради развития и процветания своей Отчизны. Он стремился зажечь от своего «огня» как можно больше молодых сердец во славу русской науки и культуры. Россия в течение многих лет училась грамоте по ломоносовской «Грамматике». Лмоносов был разносторонне развитым человеком и масштабных успехов достиг во многих науках.
    Один французский историк даже считал, что в России есть два Ломоносовых — химик и поэт. Но это был один и тот же человек. А еще Михаил Васильевич Ломоносов был физиком и художником, астрономом и географом, историком, просветителем и государственным деятелем. Московский государственный университет в Москве, который он создал, теперь с гордостью носит его имя.
    Мне бы хотелось иметь такие же качества характера, какие были  у М.В. Ломоносова. Это и упорство в познании различных наук, и целеустремленность, и великая любовь к своей Родине! Так же, как и Ломоносов, я верю в талантливость поколений русских людей!

  8. Материалы к уроку литературы по творчеству поэта

    Галина КОЧЕТКОВА,
    г. Шахты, Ростовская область

    Слово твоё… слово российского племени… пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий.
    А.Н. Радищев
    Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.
    Н.В. Гоголь
    Данный сдвоенный урок занимает серединное положение в системе занятий, посвящённых поэзии Ломоносова.
    На предыдущих уроках мы рассматриваем проблемы, связанные с его филологическими трудами, и рассказываем о жанровом разнообразии ломоносовского литературного наследия (хвалебно-торжественные оды, начало поэмы «Пётр Великий», две трагедии, религиозно-философские стихотворения, научно-дидактическое «Письмо о пользе стекла» и стихотворения сатирические).
    Отмечаем, что взгляды Ломоносова на литературу (поэзию) изложены в напечатанном анонимно рассуждении «О качествах стихотворца» (1755). Ломоносов считает поэзию наукой (“Стихотворство должно почитаться за самую труднейшую науку между многими другими”). Разъясняя, “какой важности она есть наука”, автор рассуждения требует от “стихотворца-поэта природного дарования”, “силы совоображения”, широкого философского и научного образования, совершенного знания языка, “на котором пишешь”, подражания лучшим авторам “всеобщей литературы”. Однако “при подражании одном оставаться не должно”, надо стремиться к собственному “вымыслу”, то есть к оригинальному творчеству. Рассуждение заканчивается ссылкой на Цицерона, подчёркивающей общественное назначение поэзии: “В безделицах я стихотворца не вижу, в обществе гражданина видеть его хочу, перстом измеряющего людские пороки” (2, 15).
    На последующих уроках мы рассматриваем стихотворения «Разговор с Анакреоном» и «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»).
    Проблемный вопрос к уроку. Почему В.Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”?
    Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.
    Связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей времени.
    Обличительно-сатирическая струя в творчестве писателей.
    Интерес к истории своей Родины.
    Защита преобразований Петровской эпохи.
    Русский классицизм показал человека в его духовной жизни.
    Отмечаем, что с творчеством Ломоносова в русскую литературу пришёл классицизм, а с ним и высокий жанр оды.
    Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг.
    Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.
    У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. По словам Г.П. Макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями Ломоносова. В преобразовательной деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. Поэтому постоянная тема его од — деятельность Петра, которая, по Ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.
    Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».
    Начало работы над одой организуем вопросами о читательских впечатлениях. Далее, предлагаем учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую тональность повествования, его стиль (возвышенная, торжественная…), и объяснить свой выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их точки зрения звучат наиболее торжественно, величаво.
    Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
    (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)
    Особенность «Оды на день восшествия…» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?
    (Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)
    Далее останавливаемся на некоторых вопросах и заданиях по тексту оды.
    1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?
    2. Как относится автор к Петру I и Елизавете?
    3. Каково отношение к науке у преемников Петра I?
    4. Что поэт советует Елизавете?
    5. В чём состояла насущная задача страны?
    6. Как бы вы определили главную тему оды?
    (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)
    7. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника:
    а) ода строится как ораторское сочинение;
    б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;
    в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
    г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы (обязательно приводим примеры);
    д) в речи много славянизмов, библеизмов;
    е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
    8. Прочитайте слова Н.В. Гоголя о том, что отличительная черта русской поэзии — “стремление как бы унестись куда-то вместе со звуками”, и высказывание Г. Макогоненко: “Ломоносов был первым, у кого это качество проявилось: ни его предшественники (Ф.Прокопович, А.Кантемир), ни его современники (В.Тредиаковский, А.Сумароков), ни один из поэтов нового поколения (Херасков), вплоть до появления Г.Р. Державина не мог соперничать с ним в этом отношении”.
    Покажите справедливость этих слов, рассмотрев пространственно-временную организацию произведения. (Время: прошлое — настоящее — будущее; пространство: безграничность — в одно мгновение позволяет нам перенестись от Волги, Днепра, Оби к Амуру, Лене, даже Нилу; с высоты “гор превысоких” — к подземным недрам. Так мог видеть мир только гениальный Ломоносов (ведь это только XVIII век!), уверенный в своём великом предназначении.
    Устами движет Бог;
    Я с ним начну вещать,
    Я тайности свои и небеса отверзу…
    Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю озирает он от края до края, с какой светлой вершины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью”.
    Далее мы останавливаемся на анализе ряда стихотворений Ломоносова.
    «К статуе Петра Великого» — Какие достоинства Петра отмечает поэт? (Герой этого стихотворения — “просвещённый монах”, идеальный герой; теория просвещённого абсолютизма составляет его содержание).
    — Обратим внимание на:
    а) синтаксис: причастные, деепричастные обороты, употребление инверсии способствуют созданию интонации величавости, торжественности;
    б) приём нарушения лексической сочетаемости слов (“премудрый Герой”) помогает подчеркнуть разносторонность, грандиозность фигуры Петра.
    «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния” 1. Каковы ваши впечатления?
    2. Как бы вы определили ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.)
    3. Что восхищает читателя?
    4. Что восхищает автора?
    Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в “стройном чине”. Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль “просветлённая лампада возжжена”, то это ко многому должно подвигнуть человека.
    «Утреннее размышление о Божием величестве»
    Сия ужасная громада
    Как искра пред тобой одна.
    О, коль пресветлая лампада
    Тобою, Боже, возжжена
    Для наших повседневных дел,
    Что Ты творить нам повелел!
    Почти через полтора века в русской литературе отзовётся Ломоносову другой поэт — В.Маяковский, когда напишет своё знаменитое «Послушайте!» (“…Ведь если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно…”)
    В «Утреннем размышлении…» Ломоносов образно передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те научные представления, которые сложились лишь к концу XIX века, после изобретения спектроскопа.
    В «Вечернем размышлении…» с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, неизмеримым множеством миров, бесконечностью вселенной. Художественное пространство поражает космизмом масштабов. (И вновь отмечаем ломоносовские отзвуки в русской литературе: М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»).
    1. Найдите в «Размышлениях…» примеры нарушения лексической сочетаемости, трансформации смысла слов.
    2. К чему это приводит? (Создаётся более яркая, образная, впечатляющая картина.)
    Заметим, что А.П. Сумароков выступал против ломоносовского “великолепия”, “восторга”, напряжённой метафоризации речи, отстаивал логическую простоту стиля, ясность и естественность слов. С упрёками Сумарокова трудно не согласиться, но выскажите несколько аргументов в защиту Ломоносова.
    Сложная, глубокая натурфилософская лирика…
    и вдруг, казалось бы, безделица, сюрприз, преподнесённый нам поэтом, — «Ночною темнотою покрылись небеса…».
    1. Каково было слушать по сравнению с предыдущими?
    2. Почему “легко и приятно”? (Смешение стилей.)
    3. Почему ночной гость обещает поэту: “Ты будешь век крушиться”?
    Подводя итоги, подчёркиваем, что исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или, иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный.
    Отвечая на проблемный вопрос занятия, подчёркиваем: гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.

    11. “Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина”

    Шайдулина Минзифа Закировна, учитель русского языка и литературы,
    МОУ “Чемашинская СОШ”, ХМАО, Тюменская область
    Тема урока: Ода Горация “К Мельпомене” в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
    Цель: сопоставление стихотворений поэтов и выявление сходств и различий по содержанию и форме.
    Ход урока
    Учитель: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг. до н.э.) – великий римский поэт. В его оде главная мысль, что поэт получает бессмертие благодаря художественному совершенству своих стихов. На основе текста оды Горация в 1747 году ученый, реформатор русского языка и литературы, поэт М.В. Ломоносов, а затем в 1795 году поэт, переводчик и драматург Г.Р. Державин создают свои оригинальные произведения.
    (Мельпомена – в греческой мифологии муза трагедии.)
    Комментарий к стихотворению М.В. Ломоносова “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”
    Аквилон – северный и северо-восточный ветер у древних греков.
    Авфид – река в южной Италии.
    Давнус – легендарный царь Апулии, римской провинции, в которой родился Гораций.
    Алцейская лира – символ древнегреческой поэзии. Алцей – великий лирик (VII в. до н.э.).
    Дельфийский – относящийся к городу Дельфы, в котором находился главный храм древнегреческого бога Аполлона, покровителя поэзии.
    Стихи эольски – образцовые стихи.
    Комментарий к стихотворению Г.Р. Державина “Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…” (“Памятник”).
    Рифей – Уральские горы.
    Фелица – обращение к просвещенному монарху – Екатерине II.

    Работа по сопоставлению стихотворений.

    Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите их основную тему (Тема назначения поэта и поэзии).
    – Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы? (Особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к слову).
    – Ребята, как вы думаете, нашли ли отражение мысли Горация в этих произведениях? Докажем текстом.
    Что ставит себе в заслугу М.В. Ломоносов? Г.Р. Державин?
    М.В. Ломоносов:
    Отечество мое молчать не будет
    Что мне беззнатный род препятством не был.
    М.В. Ломоносов сам творец своей судьбы, внес “в Италию стихи эольски”.
    Г.Р. Державин:
    Первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить.
    Поэт соединил похвальную оду с язвительной сатирой, бичующей нравы придворных, тем самым нарушив законы классицизма – в этом новаторство поэта. В заслугу ставит “сердечную простоту”, искренность, душевность своих стихов, гражданское мужество (“истину царям с улыбкой говорить”).
    – Прочитаем и сопоставим первую строфу стихотворений. О чем она? Чему уподобляет свое творчество каждый из поэтов?
    Ломоносов:
    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди…
    Творчество уподобляет знако бессмертия. Сила поэзии могущественнее законов природы и движения времени.
    Г.Р. Державин:
    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид.
    Творчество уподобляет памятнику, силу поэзии сравнивает с могущественными законами природы и движения времени.
    – Найдем в текстах стихотворений слова, показывающие, с чем связывают свое бессмертие Ломоносов и Державин.
    – Что дает поэту право на бессмертие? (Ломоносов связывает свое бессмертие с Римом, здесь использована перифраза “великий Рим” – Гораций, “великий Рим” – господствующее государство. Идеалом поэта была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе).
    Державин связывает свое бессмертие с родом славян:
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    Державин высказывает уверенность, что его имя будет жить в сердцах и памяти народа:
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных…
    – Прочитаем 4 строфу стихотворений. В чем видят задачу поэзии поэты? Назначение поэта? (Ломоносов пишет о заслугах перед читателем. Державин видит в том, чтобы “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт – служитель и поборник истины.
    – В чем, по мысли поэтов, достоинство и сила поэзии? (По мнению Державина в том, чтобы проповедовать истину и справедливость:
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
    Задание 2. Обратим внимание на язык стихотворений. Какое из них труднее читать? Как по-вашему, с чем это связано? (У Ломоносова использована высокая лексика, много малопонятных слов. Державин нарушает правила классицизма и смешивает “высокое” и “низкое”. Ломоносов писал высоким “штилем”. С какой целью употреблена высокая лексика в стихотворении Державина?)
    – Какие слова придают стихотворениям торжественность? Найдем их в тексте.
    Задание 3. Найдем в стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка. (Слова с неполногласием, усеченной формой прилагательных; эпитеты, сплетение гиперболы и сравнения, риторические обращения, перифразы).
    – Подумаем какова роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания стихотворений?
    Задание 4. Определим размер стихотворений. (У Ломоносова: четырехстопный ямб. По его мнению, ямб усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. У Державина: шестистопный ямб. Он придает величавость, торжественность ритму стихотворений, соответствует важности темы.)
    Задание 5. Скажите, нашли ли отражение мысли Горация в стихотворениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?
    Чем отличается стихотворение Державина от стихотворения Ломоносова? (Державин нарушает правила классицизма: смешивает “высокое” и “низкое”, сочетает классическую торжественность и будничность, приближает поэзию к жизни, поэтический язык обновляется).
    Учитель: Тексты стихотворений проанализированы. Как вы думаете, что можно сказать о мировоззрении поэтов разных эпох? (Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия. Державин убежден, что России нужен просвещенный абсолютизм. В поэзии он шел другими путями, чем Ломоносов.) Таким образом, начиная с XVIII века, тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году – А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
    Домашнее задание: Используя приобретенный на уроке опыт, ответьте, что общего в стихотворении А.Х. Востокова с проанализированными произведениями?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *