Сочинение на тему неравенство людей

7 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ..:::БеЛоЕ зОлОтО:::..

    Текст из ЕГЭ

    (1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
    — (7)Барышня какая-то пришла! — доложил Егор.
    — (8)Вас спрашивает!
    — (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?
    (11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
    — (13)Извините, — начала она дрожащим дискантом.
    — (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов…
    (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…
    — (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
    — (20)Я пришла к вам с просьбой… — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…
    — Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
    — (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…
    — Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?
    (33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…
    — (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико…
    (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?
    — (46)В чиновниках.
    — (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!
    (53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.
    (56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…
    (57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58)Он уже не чувствовал скуки…  — (59)Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (60)А как вы с ним сошлись?
    (61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
    — (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…
    :
    (68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
    — (71)Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
    — (72)На что-с?
    — (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
    — (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…
    (78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…
    (83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.
    (По А.П. Чехову)

    Введение

    В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.

    Комментарий

    В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.
    Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.
    Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.
    Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

    Тема, проблема, идея

    В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.
    В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

    Авторская позиция

    Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.

    Своя позиция

    Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

    Аргументы и примеры

    В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.
    Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.
    Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» — вершащий судьбы людей.
    Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.
    Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

    Заключение

    К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!

  2. Эссе на тему: «Неравенство – такой же хороший закон природы как и всякий другой?»
    Неравенство – это закон природы? Некий порядок, которому подчиняются любые явления? Или это всё-таки искусственно созданные условия, воспользовавшись которыми одни люди стараются менять внутреннюю конъюнктуру, а другие, говоря о невозможности честного успеха, пытаются скрыть личную слабость? Может быть,это среда, в которой человек среди очень неоднозначных и весьма противоречивых условий должен выбрать личный путь? Я думаю, что неравенство – это, конечно же, закон, применивший который правильно одни становятся счастливыми, а другие оказываются в жизненном тупике, потому что не видят в данном законе смысла, пользы,мотивов…
    «Мне не хватает денег… Мне лень… Я собирался, но… Я полежу на диване… Жена, принеси мне покушать, не то я умру от несправедливости, которая продиктована неравенством» или « Как мне заработать? Как добиться успеха? Каков мой план действий? Я смогу! Мне всё по силам! Как? Как? Как?» Каждый вправе выбирать образ своих мыслей и характер действий. Тому, кто стремится стать независимым, неравенство служит инструментом для личного роста. Тому, кто привык только жаловаться на свое положение и вечно порицать всех, неравенство является иллюзией для того, чтобы не признавать собственных ошибок, считая себя неоцененным гением (По факту – бездарным гением). Неравенство либо заставляет человека побеждать внутренний инфантилизм, лень, глупость( если обобщить – слабость), либо превращает человека в глупого мудреца, живущего в веселой печали, который, к примеру, заваривая лапшу быстрого приготовления, садится у телевизора смотреть любимую программу «Дом-2» и , ко всему прочему, ругает Путина, который виноват в том, что отпуск проходит не у моря с семьей, а на диване с бутылкой… А что? Всё, по-видимому, логично! Некоторым придраться даже не к чему… Плакать хочется, когда слышишь такого роды мысли…
    Неравенство играет очень полезную, а главное – правильную роль в жизни, потому что отбирает самых сильных, умных, настойчивых людей в стезю прогресса.
    Имеет место быть и другой аспект неравенства: негативный… Тот человек (маленький, скучный, бедненький ), у которого наислучайнейшим образом переворачивается в двух метрах от дома самосвал с пряниками, начинает жадно, отчаянно , алчно набивать себе карманы , озираясь и боясь подпустить кого-то ещё к этому сокровищу. Дальше случается щелчок (в мозгах). Происходит нечто ужасное: « Я большой! Я сильный! Все люди- животные! Одним можно лгать, другими – управлять! Их вкусно обманывать! Я всемогущий! У меня есть пряник! Не один! Много!» Даже страшно представить, если пряником является власть или деньги…
    Позвольте, я вспомню одну личность, которая была олицетворением ужасных событий XIXвека, а вы, пожалуйста, попробуйте сразу понять, о ком идёт речь. Отец был алкоголиком , умер от рака. В семье было 13 детей. Тринадцать! Сам он мал ростом(151 сантиметр), несоразмерные и непропорциональные туловищу руки, короткие ноги, громадная челюсть, сгорбленная спина. Император! Полководец! Государственный деятель! Узнали? Наполеон! Бонапарт! Никому не надо напоминать, с какими катастрофическими событиями связана эта личность… Поработитель народов… Убийца людей…
    Этим примером я хочу сказать, что неравенство не должно выходить за рамки естественного. Нельзя, получая привилегии, порабощать, убивать, ломать… Противно, добившись чего-либо, неравенство считать поводом личной исключительности, потому что оно должно восприниматься, как условие, которое может помочь человеку расти в духовном, физическом, материальном планах , не ломая границы своих и чужих человеческих достоинств.
    Вышеупомянутое негативное проявление неравенства очень опасно , потому что именно оно не дает нормально развиваться обществу(без войн, революций…) . Оно порождает противоположный эффект или действие(противостояние такому неравенству )со стороны тех людей, которым вместо продвижения развития приходится противостоять злу. В данном случае неравенство выступает напрямую законом… Законом порождения добра и зла… Как всем известно, эти два явления рядом всегда и везде… А можно ли сейчас однозначно сказать: хороший это закон или нет? Думаю, что однозначный ответ будет циничен, как для тех людей, которые погибли, к примеру, во времена Великой Отечественной Войны , так и для истории существования человеческого рода, которое было бы монотонно без неравенства.
    Решая какую- либо задачу, к примеру, по физике или математике, человек придёт однозначно к неправильному ответу, если будет нарушать законы, на которых базируется правильное решение задачи. Неправильное решение либо расстроит нас, либо принесёт двойку, либо никак не повлияет на наше состояние, потому что каждый может сказать: «Ну и чёрт с этой задачей !» Но факт – останется фактом… человек не дошёл до правильного решения, он не получил того, ради чего садился решать задачу, он не получил ответа… Я думаю, в жизни всё происходит таким же образом. Без разницы, нравится тебе закон или нет, ты должен либо правильно воспользоваться им, либо отойти в сторонку, следовательно, не получить выгод или наград, которые даются правильным использованием закона. Именно в том, что некоторые люди не хотят принимать действительность объективной, проявляется действие неравенства, как закона. Он не даёт тем, кто им не воспользовался, того, что для них, может быть, является счастьем.
    Тех, кого неравенство на жизненном пути заставляло падать, путаться, биться, ошибаться, начинать и снова начинать ( как в самой трудной задаче – жизни), оно в будущем делало теми, кого невозможно сломать, потому что это по определению стало невозможно, оно дало им то, ради чего они путались , бились и ошибались. Тому, кто привык сдаваться и проигрывать, неравенство, как закон, смеётся в глаза, следовательно, вызывает с обратной стороны только зависть, злобу, агрессию и ненависть.
    Я думаю , что закон не может быть плохим по определению , потому что он является стражем справедливости. Живёшь по закону – получаешь свободу, независимость, счастье… Если иначе, то все пути к мечтам и целям закрыты, у тебя отберут свободу, независимость и создадут одни только проблемы… Неравенство- хороший закон природы , потому что помогает, как это не странно , тем, кто его осознал, и отбрасывает остальных, которые не способны были принять действительность объективной… такой, какая она есть.

  3. Во-первых, было разное окружение у этих людей, и они видели жизнь по-разному. Общество Шерер проводило время, обсуждая новости и ведя светские беседы, которые по сути не приносили никакой пользы. Толстой видит неестественность такого социума и осуждает его. Автор поддерживает, скорее, общество благородных людей в лицах Ростовых и Болконских. Только благодаря им была выиграна Отечественная война. Здесь мы видим, что неравенство общества не принесло проблем, не вызвало ярких противостояний между ними.
    Еще я увидела проблему неравенства в социуме в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В тюрьме он не потерял свою душу, в отличие от других работников и заключенных. Там не ценили личность, а относились к человеку хуже, чем к животным. Даже по именам там никого не называли: был просто порядковый номер. Читая это произведение, человек понимает, какие страдания приносило такое ужасное отношение и как тяжело было Ивану Денисовичу оставаться человеком с большой буквы. Тоталитаризм принес неравенство в обществе, потому что люди, занимающие высшие позиции получили право решать человеческие судьбы.
    Эти примеры, что я привела, по своей сути совершенно разные. С одной стороны, неравенство общество никак не отражается на жизни простых людей, а с другой – угнетает личность. Во многом влияет время. Сегодня невозможно жить без конкуренции, только так мы идем вперед, а не стоим на одном месте. Но все равно в неравном обществе найдутся те, которые будут использовать хитрые интриги и незаконные средства, чтобы достичь поставленной цели. К сожалению, от этого не уйти. В любом случае, я считаю, что неравенство общества оправдано.

  4. Термин социальное неравенство иногда используется для обозначения множественных различий в материальном благосостоянии людей в обществе.
    В отличие от неравенства доходов или богатства «социальное неравенство» в настоящее время в науке не имеет хорошей проработки и все теории неравенства имеют классовую основу, где учёный, основываясь на позиции, которая ему близка, высказывает причины преобладания того или иного класса в обществе.
    Социальное неравенство может измеряться различными способами в различных сферах, таких как доходы, богатство, сегментация рынка труда, пол и этническая принадлежность, социальный статус, навыки и подготовка, здоровье и жилье, и это лишь некоторые из них.
    В современном обществе существуют группы, которые имеют значительно большие ресурсы, богатство и власть, чем другие, а, следовательно, находятся в более привилегированном положении.
    Существует два основных способа измерения социального неравенства: неравенство условий и неравенство возможностей. Неравенство условий относится к неравному распределению доходов, богатства и материальных благ. Жилье, например, является неравенством условий с бездомными и теми, кто живет в жилищных проектах, расположенных на дне иерархии, в то время как те, кто живет в многомиллионных особняках, сидят наверху. Другой пример – на уровне целых сообществ, где некоторые из них бедны, нестабильны и страдают от насилия, в то время как другие инвестируются бизнесом и правительством, чтобы они процветали и обеспечивали безопасные, безопасные и счастливые условия для своих жителей.
    Неравенство возможностей относится к неравному распределению жизненных шансов у отдельных лиц. Это отражено в таких мерах, как уровень образования, состояние здоровья и лечение системой уголовного правосудия. Например, исследования показали, что преподаватели колледжей и университетов с большей вероятностью игнорируют электронные письма от женщин и людей с другим цветом кожи, что дает привилегии образовательным результатам белых мужчин, направляя предвзятое количество наставничества и образования ресурсов для них.

  5. Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

    Понятие социального неравенства

    Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином “социальная стратификация”, о которой мы писали ранее.
    Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.
    Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже  в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.
    На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.
    Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:
    Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.
    Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.
    Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.
    Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

    Социальное неравенство в России

    Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.
    Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.
    Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.
    Другие примеры социального неравенства вы можете найти здесь и здесь. А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!
    С уважением, Андрей Пучков

  6. 6
    Текст добавил: I Dont Wanna Go Mr.Stark

    Я согласен с мнением И. Шерра , что неравенство- это такой же хороший закон природы, как и всякий другой. Все формы общности людей можно разделить на естественно-исторические, этноисторические и социально – исторические. Естественно – исторические формы общности людей – это раса, поколение, пол и т.д. К этноисторическим общностям относятся племя, народность, нация. Социально- историческими формами общности людей являются классы, сословия, и т. д. Шерр сравнивает неравенство с законом природы. Что же может быть общего у неравенства с природой? Чаще всего выделяют два типа неравенства: природное и социальное. Природным является различие в возрасте, поле, внешности и т. д. Социальное неравенство выражается в том, что люди имеют неодинаковый доступ к богатству, власти, привилегиям. Одни люди очень умны, другие отличаются добротой. Повара хорошо готовят еду, строители – строят дома. Одни люди обладают организаторскими способностями, другие хорошо умеют учить. Т. е. мы неравны – по способностям, отношению к власти, богатству и т. д.
    Но это закон. Человеческое общество можно сравнить с лесом, где каждое дерево играет свою роль в сложившейся биосистеме. Высокие ели дают прохладу мху, под березами хорошо растут грибы. Если каждый человек займет свое место в обществе, будет хорошо всем. А неравенство будет заставлять его совершенствоваться. Как в природе выживает сильнейший по закону естественного отбора, так и человек, находясь в неравном положении с другим, будет стремиться его преодолеть. Можно привести множество примеров из истории, подтверждающих данное положение. Именно борьба за свои права, за равенство привели к ряду революций: Французкой (ее девиз был: «За свободу, равенство и братство»), Октябрьской 1917 года(«Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим»). Последняя отменила титулы и привилегии дворян. Неравенство заставило – эмансипированных женщин пойти на борьбу за равные возможности с мужчинами. Результат – равное избирательное право, равная оплата труда вне зависимости от пола.
    Подведем итог. Я считаю, что неравенство является стимулом для развития общества, его движения вперед. Но невозможно вообще преодолеть неравенство, надо только сделать так, чтобы распределение благ было справедливым, соответствующим тому, что делает человек для общества.
    Александр Жуков 9″А” класс, школа № 1041

  7. Тема социального
    неравенства в произведениях А.И. Куприна

     и других
    авторов.

    С постоянным интересом и
    вниманием обращался к проблеме детства Александр Иванович Куприн (1870—1938).
    Так же как Чехова, его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров —
    мира «больших» и мира «маленьких» («Бонза»). Настоящим социальным протестом
    проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на
    нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах
    старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный
    деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное… чудище» («В
    недрах земли»).
    Обращаясь с рассказами к
    детям, в самом поэтическом свете писатель изображает мир животных. Всегда
    справедливы, добры, самоотверженны и особенно любят маленьких друзей Слон,
    Сапсан, Барбос и Жулька. Так, тяжело заболевшей девочке, которой никто не мог
    помочь, принес спасение день, проведенный с настоящим живым слоном  («Слон»).
    На примерах увлекательных
    и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей
    портретной и психологической характеристике, писатель хочет убедить читателя,
    насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда, скажем, говорят
    «глуп, как гусь» или когда утверждают, что «кошка… привязывается не к
    человеку, а к жилью». Героиня рассказа «Ю-ю» — балованная красавица-кошка
    настолько привязана к маленькой семье, что она, кажется, не только понимает
    людей, но и разделяет весь уклад, все заботы этого дома. С каким лиризмом
    описывает автор те часы, когда уже давно «все люди спят, и все звери спят, и
    лошади, и дети, и Колины игрушки…». Не спят только хозяин и Ю-ю, которая
    помогает своему большому другу создать ощущение покоя, уюта, «тихой отрады» для
    его работы. Еще большую самоотверженность проявляет она, когда заболевает ее
    маленький дружок, обнаруживая удивляющее всех «звериное сочувствие».
    Героями рассказов Куприна
    чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит
    людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две
    половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся
    барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин,
    маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего
    драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя.
    Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных
    принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь
    вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг,
    ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
    На каждом шагу писатель
    подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному
    воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с
    восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и
    ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется
    только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано
    зря, вce, что он
    говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.
    Тонкий психолог детства,
    Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство
    маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого;
    нравственного начала.
    Вряд ли будет большим
    преувеличением сказать, что ни одна область художественного творчества рубежа
    века не пред­ставляла картины более противоречивой и пестрой, чем детская
    литература. Это резко обозначилось на фоне возросшего в обществе, особенно
    после первой русской революции, всестороннего интереса к личности ребенка, его
    социальному положению, воспитанию и образованию (недаром к многочисленным
    названиям нового, XX в. прибавилось еще одно — «век ребенка»).
    Интерес к проблемам
    воспитания обусловливает небывалый количественный рост книжной продукции для
    детей. Если в 1901 г. общий тираж детских книг составлял 3243 тыс. экземпляров,
    к 1913 г. их выпуск увеличился почти вдвое. В период с 1901 по 1917 г. в разное
    время существовало около 70 названий журналов для детей всех возрастов.
    Одной из ведущих тем
    прогрессивной реалистической литературы становится тема тяжелого детства при
    капитализме, отражавшая   реальные   факты,   социально-экономические
    процессы. Образ   ребенка-пролетария   начинает   выступать   на   страницах
    книг  наравне  с  образами  других   маленьких  тружеников. При  этом  подчас
    сосредоточенность  на  описании  условий  общественного труда, быта, положения
    детей отвлекала авторов от создания характера, показа внутренних движений
    детской души. К тому  же,   несмотря   на   остроту  социальных  конфликтов,
    характерную для многих произведений, в них продолжают преобладать мотивы
    скорби, безнадежности. Такова, например, общая тональность  рассказа  Л.
    Андреева  «Петька  на  даче»,  где автор по-чеховски сдержанно и психологически
    тонко изображает процесс омертвления детской души.  Об  этом  же и  рассказ В.
    И. Дмитриевой «Димка» (1900 г., переиздается и сейчас). Герой рассказа,
    деревенский парнишка, «продан» в город на стекольный  завод,  в  этот  ад
    капиталистического  производства,  в обстановку   обезличивания   и
    вырождения.   Но,   в   отличие   от андреевского Петьки, героев
    Мамина-Сибиряка, Димка не свыкся с антигуманными законами, не подчинился им. Он
    бежит с завода, из города, принимающего в рассказе облик ненасытного чудовища,
    обратно в деревню.
    Способность откликаться
    на красоту жизни подчеркивают в своих маленьких героях-тружениках А. С.
    Серафимович («Мишка-упырь», «В лесу»), А. И. Куприн («Белый пудель», «В недрах
    земли»), В. И. Дмитриева («Ванька-Баклай») и др.  Нередко сила, чистота
    нравственного чувства ребенка является для писателя единственным положительным
    началом, противопоставленным злу жизни (Васька из рассказа А. И. К у п-р и н а
    «В недрах земли», Сашка из рассказа Л. Андреева «Ангелочек» и др.).
    С подлинным гуманизмом,
    без прикрас и дешевого умиления раскрывается в произведениях
    писателей-демократов идея правды и сострадания к человеку социальных низов,
    уважения к его труду и душевному благородству (Н. Телешов. «Елка Митрича»,
    «Домой»). Дружба с добрым, отзывчивым и жизнерадостным солдатом Кузьмой,
    рыбаком-греком из рассказов И. С. Шмелева «Солдат Кузьма», «На морском берегу»
    является для их маленьких героев самым светлым воспоминанием детства.
    Произведения
    писателей-демократов получили путевку в жизнь, как правило, со страниц
    прогрессивных детских журналов: «Детское чтение», «Родник», «Всходы». Например,
    повесть А. Свирского «Рыжик» — первое крупное произведение отечественной
    литературы для детей вышла в виде отдельной книги — приложения к журналу
    «Всходы».
    Смело затрагивая острые
    социальные вопросы, обличая язвы общественной жизни, буржуазной морали, семьи,
    искренне веря в грядущие преобразования, многие из писателей не представляли
    себе реальные пути этих преобразований, что лишало их произведения перспективы
    будущего, необходимой для юного читателя оптимистической высоты.
    Новой в истории
    литературы о детях и для детей явилась тема участия юного поколения в
    революционных событиях. Маленьким гражданам будущего пришлось пережить немало
    героических и трагических минут, вынести тяжесть недетских бед,
    разочарований,   потрясений,   иным   и   пройти   боевое   крещение.
    Эту новизну положения
    ребенка-героя, его мыслей, чувств, поступков стремились отразить писатели самых
    разных идейно-эстетических позиций и дарований.
    По убеждению декадента Ф.
    Сологуба, попытка революционного обновления не может завершиться победой, и
    смерть под пулями солдат доброго и впечатлительного мальчика Симы тому
    доказательство (рассказ «Елкич»). Реакция ребенка на происходящие вокруг него
    события, их оценка интересны, но раскрыты они в усложненной, декадентской,
    символистской форме.
    В рассказе писателя
    демократического направления П. Т е л л ь е «Из жизни уличного мальчика» (он
    был напечатан на страницах одного из самых передовых журналов начала века «Юный
    читатель», 1906) показана нелегкая судьба российского гамена, в жизнь которого
    неожиданно ворвался вихрь революции. Затронув в рассказе остросоциальную тему,
    автор, однако, не сумел показать социальную специфику психологии пролетарского
    ребенка так, как это сделал В. Гюго в образе Гавроша, для которого так логичен,
    естествен приход на баррикады.
    Задорны и обаятельны
    фигурки двух бесшабашно смелых мальчишек из рассказа А. С. Серафимовича «На
    Пресне», которые своим поведением как бы бросают вызов царским усмирителям, с
    одной стороны, и дрожащим от страха обывателям — с другой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *