Сочинение на тему нестерова видение отроку варфоломею 8 класс

11 вариантов

  1. Судя по картине можно понять, что на дворе только появилась ранняя осень. Деревья уже не кажутся зелеными, а приодели совсем другой наряд. Некоторые верхушки деревьев еще виднеются на горизонте. Все поля распаханы и на них осталось несколько колосков, которые склонили очень низко головы к земле. А их еще больше наклоняет ветер, который очень сильно дует в разных направлениях. Трава уже пожелтела и уже не такая яркая как раньше. Кроме этого на картине виднеется дорога, на которой имеется несколько луж после недавнего дождя. Небо уже такое голубое как раньше, а теперь оно стало темным.
    Прямо на переднем фоне расположены две фигуры. Это маленький мальчик, который стоит перед стариком. Он смотрит на него и ждет когда тот, поможет ему в чем-то и даже сложил руки. Этого мальчика и зовут Варфоломей. Он одет в простую крестьянскую одежду. Вокруг рубахи располагается красный пояс, темные и просторные штаны, которые заканчиваются сапогами.
    Напротив него стоит монах, на котором надето одеяние черного цвета. Голова его покрыта капюшоном. Судя по бороде можно сказать о том, что данный мужичина находится в годах. У него в руках находится небольших размеров ларец, а вот его содержимое он хочет показать тому самому мальчику, который находится напротив него. Смотря на старца можно с уверенностью сказать, что ему можно доверять и от него можно научиться мудрости. Рядом с ним располагается большой и могущественный дуб, который символизирует силу и мудрость.
    Картина является гармоничной и каждая деталь, которая находится на ней, дополняет полный ее образ. Если очень долго смотреть на нее, то появляется ощущение тоски, но вместе с тем спокойно и приятно.

    Сочинение-описание №2

    Как говорил сам художник Нестеров, он продолжит жить в своей картине Видение отроку Варфоломею. Для него данная работа была символом всего творчества и его вершиной. Нестеров ценил Видение, которое считал своим подлинным достижением.
    Помимо этого для художника было близко и содержание картины. Там он запечатлел эпизод из жития Сергия Радонежского (которого Нестеров почитал с детства) который увидел в отрочестве, еще будучи Варфоломеем, молящегося под дубом старца. Как гласит житие, этим старцем был присланный к Варфоломею ангел.
    Молодой отрок ожидал, когда инок окончит молитву и только после этого почтенно поклонился ему. Далее посланник божий спросил чего хочет Варфоломей и тот спросил обучиться грамоте. Ангел дал ему просфору как знак небесной благодати и благословил.
    Собственно, этот эпизод и изображается на полотне, которое, конечно, имеет не только значение пересказа жития, но и значение символическое. Нестеров писал свою работу практически на рубеже веков. Тогда Россия пребывала в поиске собственной идентичности, опоры и для многих этой идентичностью стала история, обращение к православным корням и былинной традиции.
    Помимо этого Сергий Радонежский был для самого Нестерова крайне значимой фигурой. Его почитали в семье Нестеровых, и сам художник нередко искал в этом святом подвижнике свою душевную опору. Из этих фактов легко понять какое глубокое значение и какие пласты смыслов заключены в этой работе.
    К примеру, возьмем далекую перспективу, которая выступает фоном, располагающимся за действующими лицами. О чем хотел сказать художник? Он предлагает неизмеримый простор: холмы, поля, леса продолжаются и переходят друг в друга, сливаются с небом, мы ощущаем бесконечность этой территории.
    Конечно, на фоне располагается церковь как основа, одна из опор жизни на этой земле. А на переднем фоне стоит ангел в образе инока-старца, который дает отроку из чудесного ларца свой небесный дар. Такое объединение мотива чудесного, божественного провидения с образом бесконечной русской земли является ключевым для этой работы и всей смысловой канвы, которую пытался передать автор.

  2. Картину «Видение отроку Варфоломею» написал великий русский художник М.В. Нестеров. Она является одним из самых значимых произведений русской живописи конца 19 века, точнее картина была написана в 1880-х годах. Произведение носит религиозный характер, художник писал ее под влиянием сюжетов и рассказов о преподобном Сергии Радонежском. Этот святой был символом русского оружия, так как с его благословения в битве на Куликовом полке победил Дмитрий Донской. Но сюжет еще связан не только с религиозной тематикой, но и с тем, что, как и преподобный Сергий Радонежский, Михаил в детстве тяжко заболел и лишь благодаря матери, молившейся преподобному, он смог выжить.
    В юном возрасте Нестеров увлекался церковной живописью, в частности фресками на темы жития святых, недаром в будущем он создаст множество произведений на эту тему. Одним из самых известных произведений художника станет картина «Видение отроку Варфоломею».
    Художник много общался с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым и часто бывал в его имении в Абрамцево. Нестеров был членом так называемого абрамцевского кружка, куда входили многие знаменитые художники конца 19 века. Часто ездивший в те края создатель картины, писал пейзажи именно с абрамцевских красот, полей и окрестностей. Во многом в картине воплотился русский пейзаж, спокойный и тихий, соответствовавший настроению сюжета.
    Нестеров писал картину в деревне недалеко от Сергиева Посада. Во многом влияние на произведение оказало близость к монастырю с мощами Святого Сергия Радонежского. Перед написанием своего шедевра художник написал несколько этюдов с натуры с Абрамцево и множество зарисовок и набросков самой картины.
    На картины центральной фигурой является мальчик, отрок Варфоломей, стоящий перед иноком в темной закрытой одежде, Сергием Радонежским. Фигура мальчика явно меньше последней, это придает картине некую таинственность и даже святость. Юноша преклоняет колени перед иноком, а преподобный дает ему в руки что-то наподобие ларчика. Ларец олицетворяет собой Священной Писание и мудрость Божию. Именно эти главные ипостаси Святой Сергий вручает отроку. Действительно, произведение художника Нестерова отчасти напоминает икону, здесь чувствуется неуловимый религиозный и мистический подтекст. Например, даже сияние нимба над головой инока говорит о святости изображаемого героя.
    Костюмы обоих героев очень различны по своей цветовой насыщенности и типу. Юноша одет в традиционную русскую одежду: рубаху с поясом и шаровары, а инок носит длинную до пол темную рясу с капюшоном. Эти элементы подчеркивают различие между героями. Юноша еще совсем молод и его молодость подчеркивает белый оттенок, дополненный синими и красными цветами. А мудрость и старость олицетворяет черный, такой мрачный, но в то же время строгий и спокойные цвет.
    Одно из главных значений здесь играет пейзаж, насыщенный яркими желтыми тонами, видимо, действие происходит осенью, в то же время солнечно, а небо окрашено в нежно-голубой цвет. Светлое небо играет фоном для выделяющихся на заднем плане ярких элементов, таких как купола церкви, огороды на противоположной стороне и огромное простирающееся поле.
    В общем картина представляет собой законченное и гармоничное произведение, где в основу лег известный сюжет о Сергии Радонежском и встрече с отроком Варфоломеем. У Нестерова это был целый цикл картин, посвященных святому старцу, но самой лучшей из них была именно эта. Художник сам признавался, что «Видение отроку Варфоломею» вершина его творчества.

  3. Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Цели: – помочь учащимся понять идею картины;
    – обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами;
    – формировать гражданские и нравственные чувства старшеклассников.
    Ход урока:
    1. Вступительное слово.
    Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»?
    Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.
    Кем было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»?
    В 1418 году учеником Епифанием.
    Преподобный – максимально (очень) подобный высшему идеалу. Преподобными называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства.
    В какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский?
    В 1314-1392гг, во времена нашествия татаро-монгольских полчищ.
    Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский?
    Родители Варфоломея были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они тем не менее вели жизнь простую, с крепким укладом.
    Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе?
    Не мог постичь грамоту, что огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
    Сумел ли художник на картине выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
    Да, художник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика.
    2. Рассказ о художнике.
    Михаил Васильевич Нестеров родился в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.
    В 1877 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
    Нестеров рано стал самобытным художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбрал людей особого склада, натуры, чистые в своих помыслах.
    Картиной «Видение отроку Варфоломею» Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению.
    Нестеров вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».
    В его картинах высказано свое понимание идеи русского народа, русского духа в крутые переломные эпохи истории.
    3. Беседа по картине.
    Какой момент легенды отражен на картине?
    Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.
    Что вы видите в глазах мальчика?
    Душевную чистоту, спокойствие, ожидание, но они печальны.
    Как вы думаете, о чем диалог двух встретившихся людей?
    Варфоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть грамотой. Монах ему сказал, что теперь, по благословению Божьему, он научится читать и будет мудрым.
    Каким изображен старец-монах?
    Его лицо почти целиком закрыто капюшоном. Он стоит, слегка наклонив голову.
    Что можно сказать про пейзаж картины?
    Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика.
    Изображена осень: нивы сжаты, покраснела рябина, облетают золотые листья берез.
    Природа охвачена тишиной, в ней нет ярких красок.
    – Нестерова, по его собственному выражению, в искусстве «всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.
    4. Работа с текстом.
    1. Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах – кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, тихих лесов, ее легенд и сказок.
    Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.
    Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе видны каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка – березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.
    Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера. (К. Паустовский. «Заметки о живописи»)
    Чем вас заинтересовал текст К.Паустовского?
    Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, язык писателя красив.
    Какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств?
    Использует эпитеты: хрустальный светильник, синеглазые реки, тихая красота России; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух; девочка-березка; ударяет по сердцу, сдержать невольные слезы – оценочные словосочетания.
    К какому стилю речи мы можем отнести этот текст?
    Художественный стиль с элементами публицистического (обращение к читателям, стремление их убедить, эмоциональность)
    – В тексте 154 слова, из них прилагательных – 26, причастий – 4, существительных – 52, глаголов – 9. Исходя из этого, можем сделать вывод, что текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования.
    2. «Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890гг) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.
    Маленькая болезненная девочка из деревни Комякина послужила моделью для отрока Варфоломея.
    Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально-проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражают недетской силой убежденности.
    Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущей в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.
    Картина была экспонирована на 18 передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею, заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека». (П.А.Буевская)
    Что нового о картине вы узнали из этого текста?
    Художник писал картину недалеко от Троице-Сергиевого монастыря. Моделью образа Варфоломея послужила девочка из деревни. Обращено внимание на фигуру монаха.
    Есть ли разница в языковом оформлении текстов и в чем она заключается?
    Язык Паустовского поэтичен; он использует яркие образные средства для описания картины и передачи своих чувств.
    Текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает о содержании картины более спокойно, не выражая открыто своих чувств, впечатлений, поэтому язык ее текста не так красочен.
    К какому стилю можно отнести 2-ой текст?
    К научно-популярному: популярно и доступно рассказано о картине, использованы искусствоведческие термины.
    Какой тип речи присутствует в тексте?
    Описание и повествование, но преобладает описание.
    – В тексте несколько абзацев, разных по объему. Они выделяются по признаку единства и некоторой законченности содержания. Есть повествовательные элементы: в них сообщается о создании картины (используются предложения с причастными и деепричастными оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени, много описательных слов)
    – Мы убедились, что и писатель Паустовский, и искусствовед Буевская для раскрытия содержания картины и ее изобразительных средства используют описание, но стиль описания различен, поскольку авторы решали различные задачи: один стремился передать свое впечатление, восприятие, чувства, целью другого было раскрыть содержание и смысл картины.
    5. Написание сочинения.
    -Приступая к работе, уясните, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип, речь, стиль).

  4. Цели:
    подготовить обучающихся к сочинению-описанию
    картины М.В.Нестерова: помочь им понять идею
    картины;
    проанализировать обусловленные содержанием
    языковые единицы текста-образца (на лексическом,
    морфологическом и синтаксическом уровне);
    обогатить словарь обучающихся историзмами и
    архаизмами;
    дать импульс формированию эстетического вкуса,
    нравственных чувств, синтезировать их
    впечатления и наблюдения.
    Оборудование: репродукция (в
    учебнике) с картины М.В.Нестерова «Видение отроку
    Варфоломею»; исторический очерк Б.К.Зайцева
    «Преподобный Сергий Радонежский»;
    тексты-образцы для сравнения, «Житие Сергия
    Радонежского»; икона «Сергий Радонежский»;
    путеводитель «Третьяковская галерея»;
    репродукция с картины «Видение отроку
    Варфоломею» (увеличенная); портрет художника
    М.В.Нестерова.
    ХОД УРОКА
    1. Оргмомент
    Слово учителя. Сообщение темы и целей
    урока.
    – Сегодня нам с вами предстоит работа
    над сочинением по картине и тексту, посвященным
    жизни одного из самых любимых и почитаемых на
    Руси святых – Сергия Радонежского.
    2. Предварительная подготовка к
    сочинению. Опережающее задание

    – Учитывая специфику работы
    (религиозный сюжет картины, необходимость
    использования церковной и устаревшей лексики),
    накануне урока-беседы по картине М.В.Нестерова
    «Видение отроку Варфоломею» было предложено
    обучающимся задание для самостоятельной работы:
    прочитать исторический очерк Б.К.Зайцева
    «Преподобный Сергий Радонежский» по
    учебнику-хрестоматии для 8 класса стр. 17-23;
    объяснить, пользуясь словарём, значение
    устаревших слов и слов церковного обихода
    (оборатать, черноризец, пресвитер, просфора,
    псалом, игумен, пустынь, литургия, пажить, схима).
    Оборатать – накинуть узду, черноризец
    – монах, пресвитер – священник, просфора
    –белый хлебец особой формы, употребляемый в
    православном богослужении, псалом –
    религиозная песнь, входящая в состав Псалтири,
    одной из книг Ветхого Завета, игумен –настоятель
    монастыря, пустынь –
    первоначально-уединённое место, где жил
    отшельник, позднее монастырь, возникший на этом
    месте, литургия – главное христианское
    церковное богослужение, схима – высшая
    монашеская степень в православной церкви,
    требующая от посвященного в неё строгого
    аскетизма, пажить – луг, поле, лампада –
    небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и
    зажигаемый перед иконой, отрок – мальчик –
    подросток в возрасте между ребёнком и юношей, ковчег
    – ларец для хранения Святых даров, дароносица
    – ковчег, в котором носят Святые дары, онуча –
    кусок плотной материи, навёртываемый на ногу при
    ношении лаптей.
    3. Беседа по содержанию очерка
    Б.К.Зайцева
    (с целью восприятия картины).
    – Прочитав очерк, каким вам
    представился этот святой, «просиявший в земле
    Русской»? (Человеком нравственной чистоты,
    мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и
    людям.)
    – Кем и когда впервые было составлено «Житие
    преподобного и богоносного отца нашего игумена
    Сергия, чудотворца»? (Написано оно было в 1418 году,
    спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его
    учеником мудрейшим Епифанием, который сам более
    30 лет провёл в Троице-Сергиевом монастыре.)
    – Вспомните, в какую историческую эпоху жил
    Сергий Радонежский? (Святой Сергий жил около 1314 –
    1392 г.г., во времена нашествия татаро-монгольских
    полчищ, когда гнёт Орды ещё тяжело давил на Русь).
    Расскажите о семье, в которой воспитывался
    Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
    (Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были
    благочестивы и праведны. Будучи знатными
    ростовскими боярами, они при этом были людьми
    тихими, спокойными, вели жизнь простую, с крепким
    и серьёзным укладом).
    – Что огорчало Варфоломея в период обучения его
    в церковной школе? (когда пришло время, Кирилл
    отдал Варфоломея и двух других своих сыновей
    учиться грамоте, но в отличие от братьев
    Варфоломей постичь грамоту не мог, что очень
    огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
    – Какие качества, черты характера ещё с детства
    отличали Варфоломея от его сверстников?
    (Мечтательность, любовь к одиночеству, упорство и
    добросовестность при исполнении всякого дела).
    – А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В.
    Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сумел ли
    художник выразить черты характера, свойственные
    Варфоломею? (Да, сумел. Особенно впечатляют нас
    его широко раскрытые глаза, умный взгляд,
    выразительность его взгляда).
    4. Сообщение о художнике (по
    ходу рассказа индивидуальное задание, показ
    репродукций нескольких картин М.В.Нестерова).
    1) Сообщение ученицы.
    – М.В.Нестеров родился 31 мая 1862 года в
    Уфе в семье, жившей по старинному укладу: ходили в
    церковь, соблюдали посты, радовались праздникам.
    Рано появившаяся склонность к искусству сначала
    не встречала поддержки у родных. Но в 1877 году
    наконец сбылась мечта юноши – он поступил в
    Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
    Его первым учителем и идейным наставником был
    В.Г.Перов – кумир демократической,
    художественной молодёжи той поры. По окончании
    училища в 1881 году Нестеров поступил в
    Петербургскую Академию художеств, где учился до
    1884 года. Нестеров рано стал художником, сказавшим
    своё слово в искусстве. Уже в 1886 году он получает
    большую серебряную медаль за картину «Избрание
    Михаила Фёдоровича на царство». Героями своих
    картин художник делает людей особого склада,
    натуры чистые в своих помыслах, чуждые
    мещанскому равнодушию. Первыми произведениями
    такого рода, которые обратили на себя внимание
    своеобразием замысла, большой поэтичностью
    образа, задушевностью, были картины «Христова
    невеста» (1887г.), «Царевна» (1887г.), «Пустынник»
    (1888г.). Летом 1888г. М.В.Нестеров живёт в Сергиевом
    посаде при Троице-Сергиевой лавре, где пишет
    картину «Видение отроку Варфоломею», которую
    сразу же приобретает для своей галереи
    П.М.Третьяков. В 1897 году художник приносит в дар
    Третьяковской галерее картины «Сергиевского
    цикла» – «Юность С.Радонежского»,«Труды
    преподобного С.Радонежского» и акварельный
    эскиз к «Прощанию преподобного Сергия с князем
    Дмитрием Донским».
    В 1898 году Академия художеств присуждает
    М.В.Нестерову звание академика. Приверженность
    духовным традициям народа отражают такие
    произведения замечательного художника, как
    «Зосима Соловецкий», «Дмитрий Царевич»,
    «Голгофа» (1900г.), «Чудо», «Под благовест», «Святая
    Русь» (1900–1905г.г.), «Христиане» впоследствии –
    «Душа народа» или «На Руси (1906–1916г.г.), «Философы»
    (1917г.).
    2) Дополнение учителя к сказанному.
    – Творчество М.В.Нестерова (1862–1942г.г.)
    выросло на почве христианской духовной традиции.
    Оно вдохновлялось идеей о православии как
    движущей силе отечественной истории. Нестеров
    обращается к воплощению в искусстве «настроения
    народной души, народной поэзии». Самыми
    глубокими и художественно-совершенными стали те
    его произведения, в которых он создаёт свой
    поэтический миф о Святой Руси, стране, где
    человек и природа, объединённые возвышенным
    молитвенным созерцанием, находятся в
    гармоническом единстве. Нестеровский пейзаж и
    его любимый герой появляются впервые в картине
    «Пустынник» (1888–1898г.г.). Наиболее яркое выражение
    художественные и нравственные идеалы Нестерова
    находят в картине «Видение отроку Варфоломею»
    (1889–1890г.г.), одной из работ цикла, посвящённой
    Сергию Радонежскому. Интерпретируя эпизод из
    древнейшего «Жития преподобного Сергия»,
    написанного его учеником Епифанием, Нестеров
    изображает встречу юного Варфоломея, после
    пострижения получившего имя Сергий, с
    неизвестным святым старцем, разглядевшим в нём
    «сосуд, избранный Святым духом», и
    благословившим его. Скромный осенний пейзаж,
    написанный в подмосковном Абрамцеве, словно
    преображённый простодушной верой в чудо,
    приобретает исторические черты. Особенной
    удачей Нестерова становится кроткий отрок
    Варфоломей – воплощение богоизбранности. С
    циклом картин о Сергии Радонежском художник
    связывал то заветное слово, которое хотел
    сказать народу о нём самом. Помимо «Видения»,
    приобретённого у автора П.М.Третьяковым, в
    галерее находятся также «Юность преподобного
    Сергия» (1892–1897г.г.) и триптих «Труды преподобного
    Сергия» (1896–1897г.г.), подаренные Нестеровым
    коллекционеру. Собирательный образ России
    художник создал в картине «На Руси» («Душа
    народа») (1914–1916г.г.).
    5. Слово учителя
    – В основу сюжета картины «Видение
    отроку Варфоломею» легло религиозное предание.
    Оно уже знакомо вам по очерку Б.К.Зайцева. Давайте
    вспомним содержание предания.
    6. Сообщение ученицы
    – Однажды отец послал Варфоломея искать
    пропавших лошадей. В лесу под дубом юный отрок
    увидел «старца черноризца саном пресвитера».
    Варфоломей поведал ему свою печаль:
    неспособность овладеть грамотой. Тогда старец,
    протянув мальчику кусочек просфоры, повелел
    вкусить, сказав, что с этого времени, по
    благословению Божьему, постигнет он грамоту. И
    действительно, вернувшись из леса домой
    Варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно
    прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом,
    по благословению Божьему, получив разум к
    книжному учению, он стал преуспевать в нём,
    обретал мудрость.
    7. Беседа по картине
    – Посмотрите на репродукцию в вашей
    хрестоматии. Как вы считаете, какой момент
    легенды отражён в картине? (М.В.Нестеров
    изобразил момент, когда отрок Варфоломей
    остановился перед старцем, ожидая окончания его
    молитвы.)
    – Удивлён Варфоломей появлением старца? (Нет.
    Варфоломей как будто ждал его и теперь погружён в
    созерцание.)
    – Как художнику удалось передать трогательную
    беззащитность отрока? (Хрупкая фигурка
    мальчика в открытом пространстве, словно молодая
    берёзка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми
    пальцами сложены в молитве.)
    – Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея.
    Что поражает в них? (В васильковых глазах
    мальчика светится душевная чистота, спокойствие
    и какое-то тихое ожидание, но они печальны и
    поражают недетской силой убеждённости).
    – Создаётся ли у вас впечатление, что мальчик
    разговаривает с монахом? (Да. Варфоломей не
    просто смотрит на старца, но и говорит с ним. Это
    видно по его жестам, позе).
    – Как вы думаете, о чём этот диалог? (Варфоломей
    поведал монаху свою печаль; он не может овладеть
    грамотой. Монах дал отроку кусочек просфоры и
    сказал, что теперь, по благословению Божьему, он
    научится читать и будет мудрым).
    – А как изобразил художник старца-монаха? Видим
    ли мы его лицо? (Мы не видим его лица, почти
    целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику
    важно было показать не выражение лица, а общий
    облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову.
    Вокруг головы круг, подобный солнечному сиянию. С
    особой тщательностью художник изобразил руки с
    тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ
    монаха как бы нематериален – он видение отроку).
    – Как вы думаете, почему художник так тщательно
    подбирал пейзаж, составляющий общий фон картины? (Пейзаж
    в картине тесно связан с человеком, с настроением
    мальчика. Тишина осенней природы как бы
    сливается с настроением Варфоломея).
    – Согласны ли вы с тем, что природа изображена
    Нестеровым с глубоким пониманием, что не просто
    фон для действия, а воплощение поэтического
    представления о русской природе, о её нежной
    красоте и удивительной гармонии? (Это
    поэтическое изображение поздней осени: нивы
    сжаты, рябина, тронутая утренним холодом,
    покраснела; золотые листья берёзки облетают,
    тёмные островерхие ели чётко выделяются среди
    пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов
    и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы
    России).
    – Как, по-вашему, какая человеческая жизнь стоит
    за этим пейзажем: полная суеты или спокойствия,
    умиротворения? (Природа охвачена чуткой
    осенней тишиной. Задумчиво грустны нежные тона
    золотой осени. Мы видим дома деревни, сараи,
    красноватую крышу деревенской часовенки с
    серебристо-голубыми главками. Красота и гармония
    пейзажа как бы являются воплощением идеала
    спокойствия и чистоты).
    – Помогает ли этот пейзаж понять настроение
    мальчика? (Грустный мотив осеннего пейзажа,
    трепетная тишина природы созвучны детской
    печальной внимательности мальчика, какому-то
    тихому душевному ожиданию).
    – Как созвучность настроения мальчика и природы
    подчёркнута художником в композиции картины? (Высокий
    горизонт, далеко простирающиеся равнины и
    лесистые холмы; движение пологих, плавно
    развивающихся по диагонали линий пейзажа,
    неторопливый торжественно-плавный разворот
    пространства создают определённый
    эмоциональный настрой. Грустный мотив звучит в
    пейзаже, в нём, как и в изображении Варфоломея,
    нет ярких красок. Всё это подчёркивает слитность
    настроения мальчика с настроением, царящим в
    окружающей природе).
    – Какой композиционный приём использовал
    художник, чтобы придать пейзажу некоторую
    идеальность? (Пейзаж условен и отдалён. Это
    придаёт ему и всему действию некоторую
    идеальность).
    Вывод. Нестерова, по его
    собственному выражению, в искусстве «всегда
    больше привлекала не внешняя красота, а
    внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его
    картины угадывается жажда духовного
    совершенства, готовность к испытаниям и лишениям
    ради его достижения. Утверждая своей картиной
    реальность чуда, даже естественность
    его в духовной жизни отрока, показывая душевную
    чистоту мальчика, художник связывает его
    стремление к возвышенной гармонической жизни с
    духовными идеалами русского народа.
    8. Работа с текстом К.Г.Паустовского
    – Перед вами текст К.Г.Паустовского. Что
    прежде всего поражает вас в этом отрывке? (Поэтичность
    описания картины, безграничная любовь автора к
    родной земле, которую он передаёт ярким образным
    языком. Язык писателя поразительно красив и
    светел. Чувствуется, что картина произвела на
    К.Паустовского огромное впечатление).
    – Понаблюдайте, какими
    художественно-выразительными средствами языка
    пользуется писатель для описания картины и своих
    чувств. (Автор использует метафорические
    эпитеты: «хрустальный светильник», «синеглазые
    реки», «сокровенная тихая красота» России,
    «глубочайшей чистоты синие глаза»; сравнения:
    «чистый, как ключевая вода, воздух», «картина как
    хрустальный светильник», «девочка-берёзка»;
    оценочные словосочетания: глубины любви,
    сдержать невольные слёзы, ударяет по сердцу).
    – К какому стилю речи мы можем отнести этот
    текст? (К стилю художественной литературы с
    элементами публицистического стиля : наряду с
    образностью языка здесь есть и элементы
    публицистики: распространённое обращение к
    читателям («Все знают картину Нестерова»),
    стремление убедить их («Всё это кажется
    драгоценным. Да так оно и есть.»), эмоциональность
    («Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу
    каждого, у кого есть сердце.»).
    – Сам К.Г.Паустовский определил жанр своей
    статьи как «заметки о живописи.». Согласны ли вы ,
    что прочитанный отрывок из заметок о живописи
    представляет собой цельный текст? (Да, это
    текст, поскольку он обладает такими признаками,
    как связанность, завершённость, цельность,
    авторская оценка).
    – Найдите фразу, в которой выражена основная
    мысль текста. («Картина эта как хрустальный
    светильник, зажжённый художником во славу своей
    страны, своей России.»).
    – Как писатель раскрывает основную мысль?
    Зачитайте. (Самое замечательное – пейзаж).
    – Какими морфологическими средствами
    пользуется Паустовский для выражений значений
    признака? (Автор использует «описательные
    слова» – имена прилагательные, причастия,
    отвлечённые имена существительные).
    – Давайте определим место «описательных слов» в
    тексте. С этой целью выпишите слова со значением
    признака. (В тексте 154 слова, из них
    знаменательных частей речи: имён прилагательных
    – 26 (деревенский, глубочайший, синий,
    белоголовый, худенький, стародавний,
    сокровенный, тихий, неяркий, нежаркий,
    неоглядные, хрустальный, крошечный, драгоценный,
    синеглазый, тёмный, родимый, большой, спокойный,
    невольный, прекрасный, русский); причастий – 4
    (зажжённый, виден, долетающий, выраженный); имён
    существительных – 52, из них со значением
    признака – 7 (чистота, красота, олицетворение,
    светильник, сияние, звон, глубина).
    – На основе проведённого анализа сделайте вывод
    о типе речи, преобладающем в данном тексте. (Этот
    текст представляет собой описание (с некоторыми
    элементами повествования), так как в нём названы
    постоянные, одновременные признаки. Развитие
    основной мысли происходит за счёт того, что
    каждое предложение добавляет к сказанному новые
    признаки. В тексте преобладают «описательные»
    части речи, слова со значением признака. Глаголов
    мало, всего – 9).
    Вывод. Вы, конечно, обратили
    внимание, что в тексте немало
    традиционно-поэтического. Однако оно
    органически вливается в спокойное и
    неторопливое течение простых и безыскусных слов,
    синтаксических конструкций, чистого и ясного,
    простого и мудрого языка прозы К.Г.Паустовского.
    9. Работа с текстом искусствоведа
    А.А.Буевской

    – Прочитайте текст искусствоведа
    А.А.Буевской. Что нового о картине М.В. Нестерова
    вы узнали из этого текста? (Мы узнали, что
    маленькая болезненная девочка из деревни
    Комякино послужила моделью для отрока
    Варфоломея и что картина эта была экспонирована
    на 18-ой передвижной выставке).
    – Заметили ли вы разницу в языковом оформлении
    текста А.Буевской и текста К.Г.Паустовского? (Разница
    очевидна. Если язык К.Г.Паустовского очень
    поэтичен, он использует яркие образные средства
    для описания картины и передачи своих чувств, то
    текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает
    о содержании картины более спокойно, не выражая
    открыто своих чувств, впечатлений, поэтому и язык
    её текста не так красочен, за исключением
    отдельных эпитетов при описании природы).
    Учитель: Для искусствоведа
    Буевской, видимо, важно было раскрыть содержание
    картины и сообщить некоторые сведения об истории
    её создания, а для писателя Паустовского важно
    выразить своё отношение, впечатление. Текст
    Паустовского вы отнесли к художественному стилю
    речи и сейчас ещё раз подтвердили это. А к какому
    стилю вы отнесёте текст Буевской и почему?
    научно-популярному. Буевская популярно, доступно
    рассказывает о картине, вместе с тем использует
    искусствоведческие термины (пейзажные
    зарисовки, послужила моделью, ритмически
    повторяемые первым и вторым планами, фигура
    отрока, образ, картина экспонирована,
    передвижная выставка, несла идею, эпоха,
    живописное выражение).
    Учитель. Тем самым, Буевская
    проявляет свою творческую индивидуальность.
    Давайте попробуем определить, какой тип речи
    преобладает в тексте Буевской. Для этого
    проведем лингвистический анализ текста. Сколько
    абзацев в тексте? Чем обусловлено их выделение? (В
    тексте 5 абзацев, разных по объёму. Они выделяются
    по признаку единства и некоторой законченности
    содержания. Так в первом абзаце говорится о том,
    где и как писал художник картину, во втором – о
    модели для фигуры Варфоломея, в третьем – о
    картине и об облике отрока, в четвертом – о
    фигуре монаха, в пятом – об идее картины.)
    – А теперь ещё раз прочитайте каждый абзац и
    подумайте, какой тип речи в нём преобладает.
    Докажите своё мнение. (Первый и второй абзацы
    представляют собой в основном повествование, в
    них сообщается о создании картины, для этого
    используются простые предложения с
    деепричастными и причастными оборотами,
    употребляются глаголы прошедшего времени (знал,
    легло, послужила), конкретные имена
    существительные (художник, монастырь, природа,
    картина и т.д.), мало описательных слов. В третьем
    и четвёртом абзацах описывается сама картина
    (пейзаж, отрок, монах). Употребляются простые
    предложения с однородными членами и причастными
    оборотами, а также сложное предложение с
    придаточным определительным. Здесь преобладают
    «описательные» слова (мягкие, повторяемые,
    первый, второй, тонкие, покрытые, осенние,
    прозрачный, особый, исполненный, хрупкая,
    сложенные, трогательно-беззащитный,
    печально-проникновенные, непоколебимая,
    недетский, лаконична, лёгкий, держащие, лишённый,
    несущий, зримый, призванный), отвлечённые имена
    существительные (созерцательность, тишина,
    выражение, вера, желание, убеждённость,
    конкретность, отвлечённость). В пятом абзаце
    повествуется об экспонировании картины и её
    значении для этой эпохи. Используются простое и
    сложноподчинённое предложения с придаточным
    определительным и причастным оборотом. Глаголы
    употреблены в форме прошедшего времени (была
    экспонирована, несла, не находила).
    Следовательно, какой вывод можно сделать о типе
    речи этого текста? Текст представляет собой
    сочетание повествования и описания, однако
    преобладает описание, поскольку элементы
    описания есть во всех абзацах, а в третьем и
    четвёртом (описание картины) развитие мысли
    происходит за счёт выявления новых признаков,
    характеризующих красоту природы, облик отрока и
    фигуру монаха. Синтаксис этого текста несложен,
    преобладают простые предложения с однородными
    членами и причастными оборотами). В тексте много
    описательных слов. Всё это говорит о том, что
    перед нами текст – описание с элементами
    повествования.)
    Вывод. Таким образом, мы
    убедились, что и К.Паустовский, и А.А. Буевская для
    раскрытия содержания картины и её
    изобразительных средств используют описание, но
    стилевая принадлежность этих описаний различна,
    поскольку писатель и искусствовед решают разные
    задачи: один – передать своё восприятие, свои
    впечатления, чувства, а другой – раскрыть
    содержание и смысл картины.
    10. Задание
    – Приступая к работе над сочинением, вы
    тоже должны прежде всего уяснить, о чём вы хотели
    бы рассказать и как, в какой форме (тип речи,
    стиль) это лучше всего сделать, какие средства
    языка помогут вам решить поставленную задачу.
    11. Итог урока. Домашнее задание
    – Написать сочинение, используя
    репродукцию с картины «Видение отроку
    Варфоломею».

  5. Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Нестерова “Видение отроку Варфаламею”
    Сочинение по картине: М. В. Нестерова “Видение отроку Варфаламею”.
    Полотно М.В.Нестерова “Видение отроку Варфаламею” считается одним из значительных произведений художника.
    Сам Нестеров в воспоминаниях пишет, что замысел написать картину родился в тот момент, когда он любовался открывающимся пейзажем, стоя на террасе абрамцевского дома, захваченный простой красотой русской природы осенью.
    Именно осенний пейзаж служит фоном, на котором происходят чудесные события из детства Сергия Радонежского. Это событие Нестеров передал в своей картине. Чудо, случившееся с отроком Варфоломеем, изменило всю его жизнь. Варфоломей на картине изображен в благоговейном трепете. В восторге он сложил молитвенно руки и внимает всему, что говорит ему странник.
    Невозможно сказать, стар или молод чудотворец, передающий Варфаламею чудесный дар. Он устало прислонился к дереву, его лицо закрывает капюшон схимны. Зато Варфаламей весь открыт для того святого, что вошло в его жизнь вместе с этим усталым путником.
    А вокруг раскинулись широкие русские просторы. Золотые леса оттеняют строгие одежды святого. Недалеко виднеется церковь, дома. Но ничего не видит отрок Варфаламей: ни родной деревни, ни осеннего леса. Для него в тот момент есть только странник в одежде монаха и его слова, произнесенные от имени Бога. А природа разливает покой, который отныне поселился в душе мальчика, увидевшего свое предназначение на этой земле.
    Описание картины Нестерова “Видение отроку Варфаламею”.
    Нестеров Михаил Васильевич – советский художник-живописец. Ему принадлежит множество прекрасных картин. С одной из его картин на уроке нас познакомила учительница по литературе. Эта картина называется “Осенний пейзаж”. Сейчас осень, пасмурно, дождливо.
    Эта картина очень точно отражает наше состояние на данный период времени, ведь осень – удивительная пора! Картина “Осенний пейзаж” была написана Михаилом Васильевичем в 1906 году. Даже не верится, что этой картине уже более сотни лет!
    Существует мнение, что многие пейзажи Нестерова М.В. можно сравнивать с поэзией. Я считаю, что одной из таких картин как раз является “Осенний пейзаж”. На этой картине изображена прекрасная природа. На переднем плане изображено одиноко стоящее деревце. Можно заметить, что половина этого дерева абсолютно “голая”, а другая – еще совсем зеленая. Это необычное сочетание красок природы. Также на картине изображена река, а за ней виднеется лес.
    Я считаю, что Нестеров на этой картине изобразил именно самое начало осени: ту прекрасную осеннюю пору, когда листья деревьев только начинают желтеть. И это совсем не сложно заметить. Ведь всего несколько деревьев осень “раскрасила” в свои яркие цвета: желтые, красные, оранжевые.
    Река кажется прозрачно-чистой. Только видно, как в ней отражаются эти величественные деревья. Поверхность и водная гладь этой реки напоминает зеркало.
    За этим очень интересно наблюдать. Также нельзя не заметить серые облака, которые также удивительно находят свое отражение в реке. Эта картина навевает какую-то грусть. Появляется ощущение какой-то удрученности. Глядя на эту картину, не хочется думать о том, что скоро наступит зима. Сразу хочется окунуться в прекрасные летние деньки.
    Таким образом, “Осенний пейзаж” Нестерова М.В. – удивительная картина, очень точно отражающая и показывающая все прелести и краски осени. В этой картине можно разглядеть ту прекрасную живописность нашей природы, на которую мы порой не обращаем внимания. Хочу отметить то, что эта картина произвела на меня необычайное впечатление, вызвав у меня неоднозначные чувства.
    Описание картины “Видение отроку Варфоломею”.
    Всё в тающей дымке – холмы, перелески,
    Здесь краски неярки и звуки нерезки,
    Здесь медленны реки, туманны озёра,
    И всё ускользает от беглого взора…
    Н. Рыленков “Всё в тающей дымке”
    О картине Нестерова “Видение отроку Варфоломею”
    Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890-е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
    Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
    Первым произведением этого цикла была картина “Видение отроку Варфоломею”, появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
    В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
    В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
    Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.
    Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.
    Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.
    Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
    Картина Нестерова “Видение отроку Варфоломею” была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, – всё это были новые моменты в живописи передвижников.
    Сочинение по картине М. В. Нестерова “Видение отроку Варфаламею”.
    На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
    На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
    Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.
    Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.
    Все сочинения школьной программы по картине

  6. Главная
    О проекте
    Сочинения
    Картины
    О художниках
    Методическая страница
    О жанрах
    Посмотреть

    Пейзаж

    Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Март»
    Сочинение – описание картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»
    Сочинение-описание картины Василия Поленова «Московский дворик»

    Исторический жанр

    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Сочинение-описание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
    Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»

    Портрет

    Сочинение-описание картины И.Е. Репина «Осенний букет»
    Сочинение – описание картины Серова «Девочка с персиками»
    Сочинение – описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Всё в тающей дымке – холмы, перелески,
    Здесь краски неярки и звуки нерезки,
    Здесь медленны реки, туманны озёра,
    И всё ускользает от беглого взора…

    Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
    О картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
    Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
    Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
    В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
    В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
    Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.
    Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.
    Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.
    Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
    Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, – всё это были новые моменты в живописи передвижников.
    Л. Воронихина, Т. Михайлова

    На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
    На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
    Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.
    Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.
    наверх
    ©
    Проект Цепковой Евгении 2008

  7. Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею »
    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.
    В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ?? ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.
    Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся в XV??? на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
    Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.
    Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

  8. Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского, рассказывает нам о чудесном явлении молодому мальчику таинственного старца, подарившего ему разум к учению. Все это происходит, в руках художника, на фоне удивительной природы, типичной для средней полосы России.
    Вся картина глубоко символична, и многое, что заставляет задуматься, будет видно только при внимательном рассмотрении. Так, например, символично то, что мальчик, стремящийся к учению и святости, на картине изображен под куполами деревенского храма, а старец – наравне с этим храмом. Еще символично то, что действие происходит на вершине холма, будто возвышающего персонажей над всем вокруг. А спокойные осенние тона усиливают наше внимание. Художник, изобразивший отрока смиренным и вопрошающим, именно таким видел Сергия Радонежского в детстве.
    Мальчик и ВарфоломейМногое картина нам может рассказать и о времени, когда жил отрок Варфоломей. Мы видим засеянные, еще не убранные небольшие поля, а рядом находятся маленькие деревенские домики, во всем чувствуется атмосфера трудолюбия и семейной доброй жизни. Видимо, в такой любящей семье воспитывался и Сергий Радонежский, иначе как бы он стал таким великим святым, известным во всем мире. А старец, стоящий под большим деревом, и цветом своей одежды, и всем видом своим символизирует и показывает нам что-то очень высокое, вечное и таинственное. У старца над головой, Михаил Нестеров изобразил свет вокруг, а у отрока Варфоломея – над головой чистое небо.
    И все вокруг мальчика чистое и светлое, приятное и спокойное, что выражено не только деталями, но и неяркими тихими красками, успокаивающими наш взор. Действительно, именно характер мальчика, хотел показать автор картины, его внутреннюю чистоту и красоту. И сама его тонкая фигура и, что-то просящее положение рук, и спокойный взгляд говорят нам о его внутренней красоте, и о важности самого события.
    В каждом отдельном элементе картины чувствуется абсолютная гармония и красота. Очень плавно холмы и возвышения переходят один к другому, соприкасаясь осторожно с водной гладью. А деревенский храм сливается всем своим видом с общим пейзажем. Сейчас у художника вся природа участвует в этой чудесной встрече, каждое деревце и каждая травинка становятся свидетелями этой великой тайны, подарившей русской земле великого святого.

  9. На картине художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» мы видим смиренного отрока. Рядом с ним, склонив голову, в монашеском христианском облачении стоит Святой Старец. В его руках духовные реликвии, Голова Старца освящена небесным сиянием. За спиной мальчика мы видим просёлочную дорогу, ведущую к православному храму.
    В картине прослеживается символизм двух начал, в данном контексте они предстают перед зрителем как Учитель и Ученик. Вдали виден храм с двумя куполами. Слева от мальчика вдоль дороги изображены два дерева, это белая берёзка и тёмная ольха. Мальчик держит руки в молитвенном жесте на уровне своего сердца, рядом с ним стоит совсем маленькая, почти лишённая веток, ёлочка. А вот рядом со Старцем мы видим многолетнее дерево, и, кажется, будто он и сам из него произрастает.
    На накидке Старца изображён равносторонний красный Крест, такой знак символизирует собой портал в мир Духовных Знаний. По сути, на данном полотне изображено Посвящение Варфоломея в Мистическое Таинство Христианского Эгрегора. После таких Духовных Инициаций жизнь человека значительно  меняется и теперь посвящённый адепт отдаёт всего себя во служение Высшим Силам.
    Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» с первого взгляда может показаться довольно невзрачной и неинтересной. Но если проникнуться состоянием, транслируемым изображением, прочувствовать то послание, которое хотел передать нам автор работы, то можно получить духовную передачу из Высших Сфер Бытия. На Востоке подобные вещи называют Даршаном или Дикшей, когда Мастер передаёт Ученику свою Энергию посредством взгляда, прикосновения, подарка…
    Глядя на эту картину, хочется лишний раз поблагодарить Всевышнего за напоминание о Себе…

  10. Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку
    Варфоломею »

    Михаил Васильевич
    Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился
    в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в
    Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена
    и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился
    интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником.
    Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего
    большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища
    живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с
    профессией художника.
    В стенах училища,
    начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень
    привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в
    Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и
    А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая
    из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ??
    ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П.
    Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и
    Нестерова.
    Несмотря на
    одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах.
    В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего
    пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского
    народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым
    произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся
    в XV???
    на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над
    своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена
    Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и
    удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая,
    прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и
    благорасположенности.
    Нежные тона ранней
    осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные,
    круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые
    холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся
    дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная
    церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный
    пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины,
    художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по
    деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко
    открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом.
    Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем
    плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика,
    помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется
    неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто
    русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти
    круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно
    сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к
    картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на
    бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую
    рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это
    символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком,
    рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного
    одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка,
    синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и
    деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на
    капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами
    отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности,
    надуманности.
    Пейзаж на картине
    собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое
    о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с
    сайта http://www.studentu.ru

  11.      Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет, отец отвёз его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определён в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, всё сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике и К. М. Трутов, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, согласился связать судьбу своего сына с профессией художника.
    В стенах училища, начиная с 1872 года, устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника. На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на ?? ученической выставке наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и др. выставлялись работы и Нестерова.
    Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в его работах. В начале 80-х годах Нестеров делает много портретных работ.
    В поисках своего пути Нестеров делает предметом искусства область духовной жизни русского народа, связанную преимущественно с нравственными религиозными исканиями.
    Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившееся в XV??? на передвижной выставке. Работать над ней Нестеров начал в 1889 году.
    При работе над своей картиной художник придавал первостепенное значение пейзажу.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким вниманием и любовью. Он тонко передал её нежную красоту и удивительную гармонию. Она избавлена от повседневной суеты, умиротворённая, прекрасная в своей чистоте. Этот пейзаж, как бы является воплощением чисты и благорасположенности.
    Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледными золотыми цветами картину. Линии плавные, круглящиеся, текучие, всё замерло в ожидании чуда.
    Слева лесистые холмы, под ними протекает голубая речка (там где-то розовеют, дали, вьётся дымок), а ближе малахитовые огороды. Справа золотится роща, деревянная церквушка с синими маковками.
    Найдя убедительный пейзаж, уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник никак не мог найти голову мальчика.
    Но однажды, идя по деревне, он заметил девочку лет десяти, стрижённую, с большими, широко открытыми, удивлёнными глазами, болезненную, с кордным, горячечно дышащим ртом. Наконец он нашёл, что искал.
    И так, на переднем плане, на возвышенности стоят пастушок, а монах. Тонкая фигура мальчика, помещена почти в центре картины, она сливается с пейзажем и кажется неотъемлемой частью полей, зелёных перелесков, трепетных деревьев, этого чисто русского пейзажа с его деревянною церковью и извилистой речкой.
    Большие, почти круглые глаза Варфоломея устремлены на святого, худенькие ручки молитвенно сложены перед его грудью. Он замер в ожидании чуда. Даже не приглядываясь к картине, можно понять, что между пастушком и монахом идет разговор не на бытовые, а на возвышенные темы.
    Отрок одет в белую рубашку, окаймлённую красной тесьмой, синие порты и красные сапожки. Всё это символизирует юность, чистоту души мальчика.
    Перед мальчиком, рядом с высоким, старинным дубом, стоит монах в чёрном плаще. Из-за его тёмного одеяния создаётся ощущение (впечатление) массивности фигуры старца.
    Белая рубашка, синий капюшон, нимб вокруг головы, говорят о божественной чистоте его мыслей и деяний. А борода говорит о мудрости, но в то же время красные кресты на капюшоне показывают молодость его души. Чувствуется контраст между образами отрока и старца.
    Несмотря на сказочность сюжета, нет ощущения его ложности, надуманности.
    Пейзаж на картине собирает в себе все красоты русской природы, а Варфоломей и монах—молодое о старшее поколение.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *