Сочинение на тему нигилизм и нигилисты

8 вариантов

  1. Текст сочинения:
    Нигилизм особое течение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной чертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева нигилизм представлен, по су?и, только одним человеком
    Евгением Базаровым. Си?ников и Кукшина лишь от
    теняю? подлинность главного героя; их образы даны ав
    тором в откровенно сатирическом ключе. Причем в
    системе образов романа Базаров противопоставлен не
    только своим подражателям, но и всем остальным пер
    сонажам. Это вызвано убежденностью автора в преждев
    ременности для России героя романа. Но сам Базаров
    считает себя представителем совершенно нового миро
    воззрения, объединившего людей, мечтающих в корне
    изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно под
    черкивает свою причастность духу времени, поколению
    ниспровергателей. Базаров вери?, что для его поко
    ления еще придет время действовать, а пока задача ни
    гилизма революция сознания, уничтожение устарев
    ших ценностей. Но масштаб его личности, незауряд
    ность характера и сила ума создаю? образ, не умещаю
    щийся в рамки ?ипичного представителя поколения.
    Сложное переплетение личного и общего определяет
    ?у глубину, неоднозначность ?ургеневского героя, кото
    рая до сих пор вызывает ожесточенные споры.
    У идейных оппонентов Базарова есть черта, объединяющая их в единый социальный образ, все они дворяне. А сын полкового врача с гордостью говори? о своей близости народу, и слово разночинец, ставшее синонимом нового поколения, превращается в символ исторического вызова одного сословия другому. Нигилизм лишь внешняя оболочка социального противостояния дворян и разночинцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, чем споры ученых разных школ.
    Базаров остро чувствует разницу между собой и обитателями Марьина и Никольского. Тургеневский герой человек труда, а те, у кого он гости?, баре. При чем для Базарова труд не только вынужденная необхо
    димость, но и основа его личного достоинства. Он ощу
    щает себя человеком дела, а профессия врача в оценке Базарова прекрасная возможность приносить конкретную пользу народу. Образ жизни и взгляды стареньких роман?иков кажу?ся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени. Дворяне для Базарова люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям.
    Нигилизм для Базарова единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей страны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя исчерпали. Обличи-тельство ни к чему не приводи?, на месте одного опозоренного чиновника ?у? же появляется другой, ничуть не лучше. Вера в принципы, в вечные основы человеческого поведения ничего не приноси? России, либералы бессильны и перед инер?ностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание способ изменения сознания, разрушения не оправдавших себя жизненных установок. Вместо веры разум, вместо теорий эксперимен?, вместо искусства наука. Ничего не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму вот кредо его нигилизма. При этом Базаров с гордостью говори?, что он сам себя сделал, что он не зависи? от обстоятельств, от среды, от времени. И вот здесь и начинаю?ся те особенности главного героя романа, которые превращаю? его из ?ипичного представителя поколения в личность, индивидуальность.
    Давно замечено, что по силе ума и силе характера Базаров не встречает себе равных противников в романе. Исключение Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне намечается идейный конфликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы единодушно считаю?, что перед ними человек, которому суждено большое будущее. Причем судьба уездного врача слишком мала для личности такого масштаба. Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядовым участником собы?ий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он считает себя человеком, способным изменить и себя, и других. Взгляды Кирсановых для Базарова неправильны, потому что дворянская оценка народа не дает герою возможности стать ?ворцом истории. Базаров чувствует в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России. Страна стои? на пороге крупнейших перемен, а это всегда эпоха быстрого взлета талан?ливых людей. Честолюбие, сила воли и знания даю? Базарову право на лидерство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы сверху или реформы снизу.
    Но драматизм романа в том и состои?, что ум, честолюбие и воля Базарова остаю?ся невостребованными эпохой. Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с собственным благополучием. Эгоизм власти толкает талан?ливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находи?ся опоры. Для крестьян Базаров такой же барин, как и Кирсановы или отец героя. Ни внешняя простота, ни желание помочь народу не могу? преодолеть недоверия, вековой отчужденности мужика от всех, кто образован, кто стои? выше на социальной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняется перед народом, наоборот, он именно себя считает тем, кто укажет массам правильный путь.
    Гибель Базарова символична и по-своему закономерна. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствую? традиции, сложившиеся веками. Герой романа словно оказался посередине двух сил народа и дворянства, почти одинаково не понятный и чуждый и тем и другим. Гибнет не нигилист, а человек, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состои? своеобразие ?ургеневского романа, представившего читателю в одном герое и ?ипичного представителя поколения, и незаурядную лич-
    пость. Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозначно его восприятие и так долговечна история О?цов и детей в русской литературе.
    Права на сочинение “Нигилизм и нигилисты в романе И.С. Тургенева О?цы и дети” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  2. Сочинение по литературе: Нигилизм

    Нигилизм.
    Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
    Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева “Отцы и дети”. Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров – нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “последователями”. Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.
    “Ситников – “ученик” Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с “тревожным тупым напряжением в “маленьких чертах его прилизанного лица”. На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной – “эмансипированной” женщине, по словам Ситникова, “необычайно интересной натуре”. И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни”.
    В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность “наступать на горло собственной песне”. Им нигилистические “прынципы” приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам “дурмана в кабаке”. У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в “грязных перчатках”, разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что “не должно признавать авторитетов” богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от “своего благоверного”. Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? “Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров “ничего не нашелся ответить”. Минутой позже она гордо произносит: “Рiеrrе Сапожников.., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников.., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает”. “Но сам Маколей…”, “…Прочтите лучше книгу Мишле…”. Все это Евдоксия произносит, “томно уронив руку на смятую подушку дивана”, утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, “как у Ситникова, вечно скребло на душе” от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. “Невольно хотелось спросить у ней: “Чего ты пружишься?” Рядом с такими “единомышленниками” самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: “Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои”.
    Кирсанов Аркадий Николаевич – молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью “нигилизма”. Кроме того, А.К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т.д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову.
    Сочинения по литературе

  3. 3
    Текст добавил: БаЛдЕю От СвОеЙ ОбАлДеНнОсТи

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».
    Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.
    Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.
    Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

  4. Нигилизм особое те?ение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной ?ертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева нигилизм представлен, по сути, только одним ?еловеком
    Евгением Базаровым. Ситников и Кукшина лишь от
    теняют подлинность главного героя; их образы даны ав
    тором в откровенно сатири?еском клю?е. При?ем в
    системе образов романа Базаров противопоставлен не
    только своим подражателям, но и всем остальным пер
    сонажам. Это вызвано убежденностью автора в преждев
    ременности для России героя романа. Но сам Базаров
    с?итает себя представителем совершенно нового миро
    воззрения, объединившего людей, ме?тающих в корне
    изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно под
    ?еркивает свою при?астность духу времени, поколению
    ниспровергателей. Базаров верит, ?то для его поко
    ления еще придет время действовать, а пока зада?а ни
    гилизма революция сознания, уни?тожение устарев
    ших ценностей. Но масштаб его ли?ности, незаурядность характера и сила ума создают образ, не умещаю
    щийся в рамки типи?ного представителя поколения.
    Сложное переплетение ли?ного и общего определяет
    ту глубину, неоднозна?ность тургеневского героя, кото
    рая до сих пор вызывает ожесто?енные споры.
    У идейных оппонентов Базарова есть ?ерта, объединяющая их в единый социальный образ, все они дворяне. А сын полкового вра?а с гордостью говорит о своей близости народу, и слово разно?инец, ставшее синонимом нового поколения, превращается в символ истори?еского вызова одного сословия другому. Нигилизм лишь внешняя оболо?ка социального противостояния дворян и разно?инцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, ?ем споры у?еных разных школ.
    Базаров остро ?увствует разницу между собой и обитателями Марьина и Никольского. Тургеневский герой ?еловек труда, а те, у кого он гостит, баре. При ?ем для Базарова труд не только вынужденная необхо
    димость, но и основа его ли?ного достоинства. Он ощу
    щает себя ?еловеком дела, а профессия вра?а в оценке Базарова прекрасная возможность приносить конкретную пользу народу. Образ жизни и взгляды стареньких романтиков кажутся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени. Дворяне для Базарова люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям.
    Нигилизм для Базарова единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей страны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя ис?ерпали. Обли?и-тельство ни к ?ему не приводит, на месте одного опозоренного ?иновника тут же появляется другой, ни?уть не лу?ше. Вера в принципы, в ве?ные основы ?елове?еского поведения ни?его не приносит России, либералы бессильны и перед инертностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание способ изменения сознания, разрушения не оправдавших себя жизненных установок. Вместо веры разум, вместо теорий эксперимент, вместо искусства наука. Ни?его не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму вот кредо его нигилизма. При этом Базаров с гордостью говорит, ?то он сам себя сделал, ?то он не зависит от обстоятельств, от среды, от времени. И вот здесь и на?инаются те особенности главного героя романа, которые превращают его из типи?ного представителя поколения в ли?ность, индивидуальность.
    Давно заме?ено, ?то по силе ума и силе характера Базаров не встре?ает себе равных противников в романе. Исклю?ение Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне наме?ается идейный конфликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы единодушно с?итают, ?то перед ними ?еловек, которому суждено большое будущее. При?ем судьба уездного вра?а слишком мала для ли?ности такого масштаба. Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядовым у?астником событий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он с?итает себя ?еловеком, способным изменить и себя, и других. Взгляды Кирсановых для Базарова неправильны, потому ?то дворянская оценка народа не дает герою возможности стать творцом истории. Базаров ?увствует в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России. Страна стоит на пороге крупнейших перемен, а это всегда эпоха быстрого взлета талантливых людей. Честолюбие, сила воли и знания дают Базарову право на лидерство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы сверху или реформы снизу.
    Но драматизм романа в том и состоит, ?то ум, ?естолюбие и воля Базарова остаются невостребованными эпохой. Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с собственным благополу?ием. Эгоизм власти толкает талантливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находится опоры. Для крестьян Базаров такой же барин, как и Кирсановы или отец героя. Ни внешняя простота, ни желание помо?ь народу не могут преодолеть недоверия, вековой от?ужденности мужика от всех, кто образован, кто стоит выше на социальной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняется перед народом, наоборот, он именно себя с?итает тем, кто укажет массам правильный путь.
    Гибель Базарова символи?на и по-своему закономерна. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствуют традиции, сложившиеся веками. Герой романа словно оказался посередине двух сил народа и дворянства, по?ти одинаково не понятный и ?уждый и тем и другим. Гибнет не нигилист, а ?еловек, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состоит своеобразие тургеневского романа, представившего ?итателю в одном герое и типи?ного представителя поколения, и незаурядную ли?-
    пость. Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозна?но его восприятие и так долгове?на история Отцов и детей в русской литературе.

  5. Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… – В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
    Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

  6. Для Достоевского идеал этический и эстетический – Христос, отсюда можно вывести, что все, не соответствующее идеалу писателя, противостоящее ему, находящееся в оппозиции к нему, обозначается «сатаной». Идеи вступают в противоборство и получают свое воплощение в образе Бога и сатаны. Вроде бы, Инквизитор хочет добра людям, все это он делает из сострадания, очень похоже на утопические идеи Маркса, о чем речь пойдет впереди. Идеи, которым суждено было сыграть жестокую роль в жизни целых обществ. Мог ли знать об этом Достоевский? Мы утверждаем да, знал и предчувствовал, и предупреждал. Только ли с идеей всеобщего равенства путем временного закабаления был знаком Достоевский, только ли ее подвергает оценке? «Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончают тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет, а извлекший меч погибнет мечом.»
    Достоевский не только предупреждает о невозможности объединиться силой, но и о убийственной замене Бога – человекобогом, о идее «сверхчеловека». Достоевского иногда называют первым, кто поставил проблему «сверхчеловека», но это несправедливо. Как считает Фридлендер, он лишь показал ее последствия, ибо знал о ней из драм Шиллера, поэм Байрона, произведений Пушкина, романов Бальзака, Гофмана. Мотивы индивидуалистического «титанизма», образ личности, одиноко и дерзко восстающий против освященных веками авторитетов и смиренных моральных предрассудков «толпы», имели весьма широкое хождение также в философии первой половины XIX века от Карлейля до Макса Штирнера.
    Поэтому в поэме «Великий Инквизитор» органично сплелись идеи не только марксизма, но и ницшеанства, философии абсурда. Подобно Заратустре, Инквизитор провозглашает неравенство людей, их деление на «высших» и «низших». «Высшие» приближаются к богам, ибо несут на себе бремя управления «стадом.» Два героя заявляют, что свобода для «стада» лишь тяжкое бремя. Иван в своем нигилистическом бунте идет дальше, подобно нигилистическим философам, объявляя, наконец, что «все позволено.» Если бессмертия нет и бытие не имеет смысла, нет также и объективной нравственности, – заключает Иван. Четкое следствие из всего этого звучит буквально: «Все дозволено!» Как пишет Лаут, так как объективного нравственного закона не существует, не может быть ни проступков, ни преступлений. Любое действие, внушенное моим духом как полезное, есть благо для меня, если оно ведет к моему удовольствию, будь то даже людоедство. Каждый может спокойно распоряжаться жизнью и смертью другого, каждому позволено желать смерти ближнего, если она ему полезна или угодна, – вот вывод Ивана, сделанный из смерти Бога у бессмысленности мира. Знаменитое ницшеанское «все позволено!» Как логический вывод из нигилистического определения мира.
    Что же понимается под нигилизмом в XX веке? Где его истоки? Верно ли Достоевский определил это явление? Нигилизм (от лат. ничто) – в широком смысле слова социально- нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральной норме, культуры. Впервые появившейся у Ф. Якоби понятие, но в своем действительно культурно-историческом значении оно выступает у Ницше, который определил нигилизм: «Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет ответа на вопрос «зачем?»
    Непосредственной причиной, вызвавшей нигилизм, является согласно Ницше, «обезбожение мира», разложение христианской религии. «Бог умер» говорит Ницше. И его смерть тотчас обнаружила, что весь тот нравственный миропорядок, который покоился на религиозном основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же человек может и разрушить его. Однако разложение религиозного сознания является по Ницше лишь непосредственной причиной нигилистического умонастроения. Более глубокий источник – в самой христианской религии, которая расколола мир на потусторонний – истинный, и посюсторонний – неистинный.
    После того, как обнаруживается «искусственный характер» этого высшего мира, нам остается только один «отвергнутый» мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности. Покончить с христианством – с его «делением мира на бытие и смысл» – значит согласно Ницше «покончить и с нигилизмом, что приведет к торжеству новой эры, эры «сверхчеловека», для которого нет больше добра и зла», ибо нет раздвоенности мира. То же духовное явление отметил и Кьеркегор, назвав его «отчаянием». Однако Кьеркегор видит кризис мировоззрения в отсутствии подлинного христианского мировоззрения. «Отчаяние» Кьеркегора парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся действительность не имеет смысла. Однако Кьеркегор видит источник «отчаяния» – в «эстетическом» мироощущении (природное в противоположность нравственному; языческое – истинно христианскому).
    Продолжение ниже

  7. Мировоззрение главного героя – Евгения Базарова – сводится к отторжению сложившегося в стране положения. Он не верит в отмену крепостного права и в то, что оно в силах что-нибудь изменить в обществе. Аристократия и либералы не могут ничего сделать, а их убеждения давно уже себя изжили. Однако и в народе герой не видит силы. Он нигилист и отрицает семью, искусство, церковь, государственное устройство – все, на чем строится буржуазное и дворянское общество.
    Базаров готов принять только то, что приносит ощутимую пользу. Даже  внешне он стремится выделяться, хочет быть непохожим на своих «врагов», нося большие бакенбарды и балахон с кистями. На лице Базарова отражается уверенность и незаурядный ум. Молодой человек изучает естественные науки. Это вполне соответствует его материалистическим убеждениям.
    Евгений – свободомыслящий человек, автор поместил его в чуждую и даже враждебную среду, поэтому в герое проявляется грубоватость, резкость и вместе с тем ум, уверенность в себе и убежденность. Базаров не приемлет эстетического восприятия мира: искусство его не интересует, потому что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
    Молодой человек не может из-за своих взглядов найти общий язык с родителями-разночинцами. Его чувства к ним неоднозначны: он разрывается между любовью и презрением к «глупой жизни отцов».
    Для раскрытия образа Базарова в полной мере необходимо было испытание любовью. Отношения с Анной Одинцовой показывают страстность натуры Базарова: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, – страсть, сродни злобе». К сожалению, чувство героя не взаимно, что наносит ему серьезный удар.
    Мы видим духовную эволюцию Базарова. Тургенев попытался в своем произведении осмыслить мировоззрение нигилиста, основываясь на противопоставлении взглядов людей старой и новой формации.

  8. План
    1. В чем суть нигилизма?
    2. Характеристика Евгения Базарова
    3. Что лучше – верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?
    Евгений Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми – аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм – это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.
    Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа – «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.
    Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное – это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов – его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *