Сочинение на тему нигилизм в современном обществе

10 вариантов

  1. Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.
    Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:
    нравственные принципы;
    любовь;
    природа;
    искусство.
    Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

    Кто такой нигилист?

    Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист – это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.

    Нигилизм – плюсы и минусы

    Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:
    Возможность человека проявить свою индивидуальность.
    Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
    Поиски и вероятность новых открытий.
    Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:
    Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
    Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
    Непонимание со стороны окружающих.

    Виды нигилизма

    Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:
    Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
    Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
    Эпистемологический – отрицание знания.
    Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
    Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
    Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
    Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

    Правовой нигилизм

    Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:
    Законы не соответствуют интересам граждан.
    Исторические корни.
    Разные научные концепции.

    Моральный нигилизм

    Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

  2. Для Достоевского идеал этический и эстетический – Христос, отсюда можно вывести, что все, не соответствующее идеалу писателя, противостоящее ему, находящееся в оппозиции к нему, обозначается «сатаной». Идеи вступают в противоборство и получают свое воплощение в образе Бога и сатаны. Вроде бы, Инквизитор хочет добра людям, все это он делает из сострадания, очень похоже на утопические идеи Маркса, о чем речь пойдет впереди. Идеи, которым суждено было сыграть жестокую роль в жизни целых обществ. Мог ли знать об этом Достоевский? Мы утверждаем да, знал и предчувствовал, и предупреждал. Только ли с идеей всеобщего равенства путем временного закабаления был знаком Достоевский, только ли ее подвергает оценке? «Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончают тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет, а извлекший меч погибнет мечом.»
    Достоевский не только предупреждает о невозможности объединиться силой, но и о убийственной замене Бога – человекобогом, о идее «сверхчеловека». Достоевского иногда называют первым, кто поставил проблему «сверхчеловека», но это несправедливо. Как считает Фридлендер, он лишь показал ее последствия, ибо знал о ней из драм Шиллера, поэм Байрона, произведений Пушкина, романов Бальзака, Гофмана. Мотивы индивидуалистического «титанизма», образ личности, одиноко и дерзко восстающий против освященных веками авторитетов и смиренных моральных предрассудков «толпы», имели весьма широкое хождение также в философии первой половины XIX века от Карлейля до Макса Штирнера.
    Поэтому в поэме «Великий Инквизитор» органично сплелись идеи не только марксизма, но и ницшеанства, философии абсурда. Подобно Заратустре, Инквизитор провозглашает неравенство людей, их деление на «высших» и «низших». «Высшие» приближаются к богам, ибо несут на себе бремя управления «стадом.» Два героя заявляют, что свобода для «стада» лишь тяжкое бремя. Иван в своем нигилистическом бунте идет дальше, подобно нигилистическим философам, объявляя, наконец, что «все позволено.» Если бессмертия нет и бытие не имеет смысла, нет также и объективной нравственности, – заключает Иван. Четкое следствие из всего этого звучит буквально: «Все дозволено!» Как пишет Лаут, так как объективного нравственного закона не существует, не может быть ни проступков, ни преступлений. Любое действие, внушенное моим духом как полезное, есть благо для меня, если оно ведет к моему удовольствию, будь то даже людоедство. Каждый может спокойно распоряжаться жизнью и смертью другого, каждому позволено желать смерти ближнего, если она ему полезна или угодна, – вот вывод Ивана, сделанный из смерти Бога у бессмысленности мира. Знаменитое ницшеанское «все позволено!» Как логический вывод из нигилистического определения мира.
    Что же понимается под нигилизмом в XX веке? Где его истоки? Верно ли Достоевский определил это явление? Нигилизм (от лат. ничто) – в широком смысле слова социально- нравственное явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральной норме, культуры. Впервые появившейся у Ф. Якоби понятие, но в своем действительно культурно-историческом значении оно выступает у Ницше, который определил нигилизм: «Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет ответа на вопрос «зачем?»
    Непосредственной причиной, вызвавшей нигилизм, является согласно Ницше, «обезбожение мира», разложение христианской религии. «Бог умер» говорит Ницше. И его смерть тотчас обнаружила, что весь тот нравственный миропорядок, который покоился на религиозном основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же человек может и разрушить его. Однако разложение религиозного сознания является по Ницше лишь непосредственной причиной нигилистического умонастроения. Более глубокий источник – в самой христианской религии, которая расколола мир на потусторонний – истинный, и посюсторонний – неистинный.
    После того, как обнаруживается «искусственный характер» этого высшего мира, нам остается только один «отвергнутый» мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности. Покончить с христианством – с его «делением мира на бытие и смысл» – значит согласно Ницше «покончить и с нигилизмом, что приведет к торжеству новой эры, эры «сверхчеловека», для которого нет больше добра и зла», ибо нет раздвоенности мира. То же духовное явление отметил и Кьеркегор, назвав его «отчаянием». Однако Кьеркегор видит кризис мировоззрения в отсутствии подлинного христианского мировоззрения. «Отчаяние» Кьеркегора парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся действительность не имеет смысла. Однако Кьеркегор видит источник «отчаяния» – в «эстетическом» мироощущении (природное в противоположность нравственному; языческое – истинно христианскому).
    Продолжение ниже

  3. Сочинение по литературе: Нигилизм

    Нигилизм.
    Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
    Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева “Отцы и дети”. Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров – нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “последователями”. Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.
    “Ситников – “ученик” Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с “тревожным тупым напряжением в “маленьких чертах его прилизанного лица”. На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной – “эмансипированной” женщине, по словам Ситникова, “необычайно интересной натуре”. И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни”.
    В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность “наступать на горло собственной песне”. Им нигилистические “прынципы” приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам “дурмана в кабаке”. У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в “грязных перчатках”, разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что “не должно признавать авторитетов” богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от “своего благоверного”. Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? “Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров “ничего не нашелся ответить”. Минутой позже она гордо произносит: “Рiеrrе Сапожников.., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников.., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает”. “Но сам Маколей…”, “…Прочтите лучше книгу Мишле…”. Все это Евдоксия произносит, “томно уронив руку на смятую подушку дивана”, утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, “как у Ситникова, вечно скребло на душе” от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. “Невольно хотелось спросить у ней: “Чего ты пружишься?” Рядом с такими “единомышленниками” самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: “Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои”.
    Кирсанов Аркадий Николаевич – молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью “нигилизма”. Кроме того, А.К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т.д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову.
    Сочинения по литературе

  4. 11 Января 2012

    Быть современным значит ли быть нигилистом?

    Нигилизм
    в самом популярном определении – это философский подход, согласно которому все
    не имеет никакого смысла и ценности. И вполне возможно, не зная содержания этого
    философского течения, плыть под его парусом, как это делает множество людей в
    наше время
    . Об этом рассуждает
    турецкий журналист Сердар Демирел.

    Каким бы ни был их цвет кожи,
    язык, религия, идеология, люди, живущие в одну эпоху, называются
    современниками. Но, когда задается вопрос: «Какой он, современный человек?», то
    и в вопросе, и в ответе на него не подразумевается индивид, совершенно
    независимый от других.
    Здесь под «современным
    человеком» имеется в виду человек, чье состояние соответствует эпохе. Применяя
    к нашему времени, несмотря на все противоречия, это человек, сформированный в
    эпоху модернизма и постмодернизма. В определенном смысле, человек, усвоивший
    западный взгляд на мир, трактующий в соответствии с этим все иные мировоззрения
    и получающий из этого силу…
    Современный человек в какой-то
    степени и нигилист. Слово нигилизм
    происходит от латинского nihil, что
    означает «ничто». Хотя в наши дни нигилизм разделился на множество
    специфических ветвей, в самом популярном определении это философский подход, согласно которому все не имеет никакого смысла и
    ценности.
    И вполне возможно, не зная содержания этого философского течения,
    плыть под его парусом, как это делает множество людей в наше время.
    Немецкий
    философ Мартин Хайдеггер считал нигилизм одним из элементов, из которых состоит
    западная мысль
    . По его мнению, это мировоззрение в
    действительности запрещает себе задаваться вопросом о смысле существования для
    того, чтобы дать определение «ценности» и «существующего».
    Турецкий писатель Дарйуш
    Шайеган,
    исходя из самого общего философского смысла этого термина,
    утверждает, что нигилизм – это взгляд, согласно которому несуществующее в действительности существует. Он имеет отношение и к той точке зрения, согласно
    которой в моральной сфере отрицается какая-либо разница между добром и злом.
    Нигилизмом можно назвать взгляд, считающий существующее пустым и нереальным, и
    пытающийся преодолеть его опытом несуществования (Bat?
    Kars?s?nda Asya: s.19).
    Нигилизм
    – это общее название взглядов, не принимающих никаких моральных ценностей,
    выступающих против общепринятых ценностей, не склоняющихся ни перед какой
    волей.
    В связи с этим отрицаются и религиозные, традиционные и
    семейные ценности. В категорической форме отрицается универсальность морали. Нигилизм
    не видит никакой разницы между универсальными принципами морали и имеющим
    локальное распространение этикетом, часто основанном на проявлении гордыни.
    Западное общество самыми
    быстрыми темпами тянут к нигилизму. Утверждая это, мы не имеем намерений
    открыть какую-то неизвестную истину и опереться при этом на интеллектуальный
    конформизм. Наоборот, мы хотим указать на ту сокрушающую истину,
    что и мы, как общество, испытываем влияние того безвыходного положения, в
    которое, как известно, втягивается Запад.

    Мы видим, как во многих
    фильмах, сериалах, телепередачах, газетах различными средствами, не называя их имен,
    народу пропагандируют нигилизм. Чем, как не пропагандой нигилизма является
    среда, где атакуется институт семьи, традиционные ценности игнорируют,
    моральные нормы не только попирают, но и всячески призывают попирать.
    Правительства, боясь оказаться
    несовременными, не предпринимают мер, чтобы предотвратить это. Не говорят: «Вы
    уничтожаете ценности, которые делают нас нами». Не торопятся высказать критику,
    что во имя свободы слова и искусства не следует играть с традиционными
    ценностями и моральными принципами общества. Не говорят: «Вы же узаконивается
    прелюбодеяние между членами семьи (инцест), гомосексуализм, обман друг друга
    супругами».
    Специалисты бьют тревогу: процент
    разводов растет в геометрической пропорции, возраст, когда заключаются браки,
    растет  ужасающим образом, наблюдаемое
    падение рождаемости угрожает нашему будущему, возраст употребления алкоголя
    упал уже дальше некуда и т.д., и т.п.
    И что, предпринимаются ли
    какие-либо меры в соответствии с предупреждениями специалистов? Если
    правительство и ответственные инстанции, зная о такой опасности, не
    предпринимают необходимых мер, на них падает грех.
    Сердар Демирел
    Источник: http://www.darulhikme.org.tr
    Перевод: http://www.islam-portal.ru

  5. А насчет значения – приходится к его Величеству Интернету обратиться за помощью. Так, значит… философия тотального (то есть всеобщего) отрицания и даже разрушения. Увы, в нашей новейшей (и не очень) истории мы всё это проходили. До сих пор последствия расхлебываем.
    Существует ли нигилизм сегодня? Еще какой! Первое, что приходит на ум почему-то, — отсутствие интереса к политике, аполитичность, иначе говоря. Причин — более чем достаточно. Главной считаю неверие в нашу действующую власть. Она не в состоянии что-либо реально изменить к лучшему. Вот и слышишь со всех сторон фразы типа «я политикой не занимаюсь» или «меня политика не интересует». По-нынешнему говоря – пофигизм. Грубо, но это так и есть.
    Хотя, если вдуматься, Базаров лукавил, когда объявлял себя нигилистом, этаким Фомой неверующим. Он ведь был человек науки, на лягушках опыты ставил. Значит, в науку все-таки верил! Нигилизм его только к философии да поэзии относился, и то его потом с головой накрыло, просто «башню снесло» от страсти к Одинцовой.
    Как я представляю современного Базарова? Очень даже представляю: не обязательно бедно и неопрятно одет – наоборот, всё при нем! Циник, бабник, прагматик до мозга костей – хочет иметь всё и сейчас, ждать слишком долго не согласен. Нацелен на карьеру, на успех, на возвышение над другими. Таких когда-то называли — Иван, родства не помнящий. Живет по принципу «где хорошо – там и родина». И осуждать у меня лично язык не повернется – это хотя и не пример для всеобщего подражания, но что-то в этом есть, честное слово…

  6. ?
    Российская федерация согласно Конституции РФ является демократическим, а также правовым государством. Данный термин означает, что основными категориями в РФ являются право и закон, а также уважение прав и свобод граждан, защита и гарантирование которых обеспечивает государство. [1]
    Это утверждение показывает то, что в РФ главное место занимает законодательство и законность, которые формируют права и свободы граждан, а также что их защита является главной задачей законодательства. В числе явлений, подрывающих, затрудняющих работоспособность права и законов в нашей стране является правовой нигилизм. Можно сказать, что сейчас эта проблема приобрела всемирную огласку и известность, но особенно она развита в России на протяжении всей её истории, поэтому ей уделяется колоссальное внимание. Это доказывают слова, сказанные Салтыковым-Щедриным давно, но не потерявшие смысл до нашего времени: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
    Бытует мнение, что рождение нигилизма произошло еще тогда, когда люди превратились в разумные существа и стали формировать культурные ценности. Но началом развития и распространения в Западной Европе и России принято считать 80-е годы ХХ века. С того момента он имеет множество форм и затрагивает все возможные слои общества и жизни людей, заставляет их задуматься о своём существовании в современном мире.
    Нигилизм (от латинского слова «nihil» — ничего, ничто) — это негативное отношение субъекта к определённым ценностям, идеалам, отдельным, а иногда и всем, сторонам жизни человека. [5] Из этого следует, что правовой нигилизм — это именно отрицательно отношение субъекта к праву.
    Можно выделить целый ряд форм выражения правового нигилизма:
    1) Осознанное и умышленное нарушение законов, и подзаконных актов (преступление).
    2) Массовое неисполнение и нарушение правовых норм.
    3) Пропаганда в обществе псевдоправовой литературы и отрицательно настроенных идей: возникновение теорий и идей, оправдывающих противоправное поведение человека, запрещенное законодательством;
    4) «Противостояние законов»: создание законов и подзаконных актов органами государственной власти различных ветвей власти, которые противоречат и исключают действующее законодательство; конфликт между законодательством федерального уровня и законодательством субъектов;
    5) Массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина.
    6) Понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. [2]
    Правовой нигилизм-это явление, поэтому для него характерен ряд признаков:
    1) Широкое распространение и массовость.
    2) Бесконтрольность.
    3) Вариативность форм его проявления.
    4) Дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.).
    5) Соединение нигилизма с иными антиправовыми явлениями.
    6) Распространение правового нигилизма при помощи средств массовой информации.
    Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России из-за правовой некомпетентности, правового незнания ее граждан. Часто субъекты правоотношение даже не знают о своих правах и обязанностях, не говоря уже о мониторинге изменений законодательства. Это, в свою очередь, является причиной увеличения роста преступлений и иных правонарушений. Так же известен факт, что определенный процент граждан руководствуется не правом в своем поведении, а нормами морали и нормами религиозными. Правовой нигилизм каждого государства отличается между собой, так как каждое государство уникально, поэтому и причины правового нигилизма отличается в зависимости от государства. Но в России главной причиной правого нигилизма нужно считать факт того, что не все законы исполняются полностью, и граждане знают об этом. Это объясняется тем, что отрицательно направленный гражданин, узнав о так называемой «лазейке» в законе, попытается ее использовать в своих интересах и иногда противоправных. Данный факт приводит к тому, что человек перестает руководствоваться нормами права в своем поведении и доходит до правового нигилизма. Существует точка зрения, согласно которой правовой нигилизм в России вытекает из концепции «географического детерминизма». [3] Согласно данной концепции, «необъятные пространства» России искажают правовое сознание граждан. Данная концепция имеет свои недостатки, которые появляются, если применить эту теорию на практике. К примеру, если уровень правового нигилизма выше в странах с малой плотностью населения и с большой территорией, то, следовательно, в странах с небольшой территорией и большим числом жителей уровень правового нигилизма должен быть мал, но это не так, и доказательством может служить такие страны как Украина, страны Ближнего Востока. Что же касается практики, то Россия показала довольно удивительные примеры правового нигилизма реализованного в форме правового идеализма. Существует точка зрения, в которой правовой идеализм, а именно необоснованная вера в право и в его способность решать любые проблемы, является не только формой правового нигилизма, но и его источником. Следуя этой точке, правовой нигилизм является продолжением разочарования на практике в праве и в его способностях регулятора отношений, так же разочарование происходит при недостаточности навыков применения права самим человеком, и право, вследствие этого, не реализует себя полностью.
    Правовой нигилизм в России на сегодня проявляется в нарушении и не исполнении самых «простых и обычных» правовых норм, включающих правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, нарушение комендантского часа, невыплата налогов, девиантное поведение в обществе и т. д.
    Мы считаем, что для преодоления такого явления, как правовой нигилизм, необходимо мотивировать граждан к стремлению повышения уровня правовой культуры общества и личности. Необходимо регулярно проводить профилактику преступлений и иных правонарушений, проводить просветительскую и агитационную работу среди граждан и особенно проблемных групп. В данной деятельности необходимо использовать все возможные средства: СМИ, литература, школы, высшие учебные заведения и даже церковь. Правовое воспитание должно выйти на первый план среди задач школ, ВУЗов и т. д. Таким образом, право как социальный регулятор и часть правовой культуры может преодолеть правовые нигилистические тенденции среди молодежи, что позволит, наконец, сформировать правовое государство.
    Необходимо озвучить пути борьбы с правовым нигилизмом в нашей стране:
    1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
    2) укрепление режима законности на территории государства;
    3) осуществление верховенства основного и других законов государства;
    4) совершенствование правовой системы государства;
    5) осуществление правового порядка в государстве;
    6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
    7) проведение в государстве правового воспитания. [4]
    Правовой нигилизм является многосторонней проблемой современного общества и не только России. Поэтому для борьбы с ним необходимой использовать всевозможные способы и меры, основой которых должны быть гарантии государства по защите прав и свобод его граждан, а также по поддержке режима законности. Юридическими гарантиями является совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди данных юридических гарантий основными являются экономические и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.
    Литература:
    Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ]: Рос. газ., 21.01.2009.
    Байниязов Р. С. «Правовое сознание и правовой менталитет в России»// Саратов,2001. С.97–100.
    Вопленко Н. Н. «Правосознание и правовая культура»// Волгоград,2000, С.37–41.
    Гуляихин В. Н. «Правовой нигилизм в России»// Волгоград, 2005. С.55–58
    Ефимов Е. Г. «Правовой нигилизм как социокультурное явление»// сборник научных трудов Волжского филиала МЮИ// материалы Недели науки, 22–29 мая 2009 г.: Международный юридический институт, Волжский филиал. — М., 2010.

  7. Текст сочинения:
    Нигилизм особое течение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной чертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева нигилизм представлен, по су?и, только одним человеком
    Евгением Базаровым. Си?ников и Кукшина лишь от
    теняю? подлинность главного героя; их образы даны ав
    тором в откровенно сатирическом ключе. Причем в
    системе образов романа Базаров противопоставлен не
    только своим подражателям, но и всем остальным пер
    сонажам. Это вызвано убежденностью автора в преждев
    ременности для России героя романа. Но сам Базаров
    считает себя представителем совершенно нового миро
    воззрения, объединившего людей, мечтающих в корне
    изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно под
    черкивает свою причастность духу времени, поколению
    ниспровергателей. Базаров вери?, что для его поко
    ления еще придет время действовать, а пока задача ни
    гилизма революция сознания, уничтожение устарев
    ших ценностей. Но масштаб его личности, незауряд
    ность характера и сила ума создаю? образ, не умещаю
    щийся в рамки ?ипичного представителя поколения.
    Сложное переплетение личного и общего определяет
    ?у глубину, неоднозначность ?ургеневского героя, кото
    рая до сих пор вызывает ожесточенные споры.
    У идейных оппонентов Базарова есть черта, объединяющая их в единый социальный образ, все они дворяне. А сын полкового врача с гордостью говори? о своей близости народу, и слово разночинец, ставшее синонимом нового поколения, превращается в символ исторического вызова одного сословия другому. Нигилизм лишь внешняя оболочка социального противостояния дворян и разночинцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, чем споры ученых разных школ.
    Базаров остро чувствует разницу между собой и обитателями Марьина и Никольского. Тургеневский герой человек труда, а те, у кого он гости?, баре. При чем для Базарова труд не только вынужденная необхо
    димость, но и основа его личного достоинства. Он ощу
    щает себя человеком дела, а профессия врача в оценке Базарова прекрасная возможность приносить конкретную пользу народу. Образ жизни и взгляды стареньких роман?иков кажу?ся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени. Дворяне для Базарова люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям.
    Нигилизм для Базарова единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей страны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя исчерпали. Обличи-тельство ни к чему не приводи?, на месте одного опозоренного чиновника ?у? же появляется другой, ничуть не лучше. Вера в принципы, в вечные основы человеческого поведения ничего не приноси? России, либералы бессильны и перед инер?ностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание способ изменения сознания, разрушения не оправдавших себя жизненных установок. Вместо веры разум, вместо теорий эксперимен?, вместо искусства наука. Ничего не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму вот кредо его нигилизма. При этом Базаров с гордостью говори?, что он сам себя сделал, что он не зависи? от обстоятельств, от среды, от времени. И вот здесь и начинаю?ся те особенности главного героя романа, которые превращаю? его из ?ипичного представителя поколения в личность, индивидуальность.
    Давно замечено, что по силе ума и силе характера Базаров не встречает себе равных противников в романе. Исключение Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне намечается идейный конфликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы единодушно считаю?, что перед ними человек, которому суждено большое будущее. Причем судьба уездного врача слишком мала для личности такого масштаба. Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядовым участником собы?ий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он считает себя человеком, способным изменить и себя, и других. Взгляды Кирсановых для Базарова неправильны, потому что дворянская оценка народа не дает герою возможности стать ?ворцом истории. Базаров чувствует в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России. Страна стои? на пороге крупнейших перемен, а это всегда эпоха быстрого взлета талан?ливых людей. Честолюбие, сила воли и знания даю? Базарову право на лидерство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы сверху или реформы снизу.
    Но драматизм романа в том и состои?, что ум, честолюбие и воля Базарова остаю?ся невостребованными эпохой. Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с собственным благополучием. Эгоизм власти толкает талан?ливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находи?ся опоры. Для крестьян Базаров такой же барин, как и Кирсановы или отец героя. Ни внешняя простота, ни желание помочь народу не могу? преодолеть недоверия, вековой отчужденности мужика от всех, кто образован, кто стои? выше на социальной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняется перед народом, наоборот, он именно себя считает тем, кто укажет массам правильный путь.
    Гибель Базарова символична и по-своему закономерна. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствую? традиции, сложившиеся веками. Герой романа словно оказался посередине двух сил народа и дворянства, почти одинаково не понятный и чуждый и тем и другим. Гибнет не нигилист, а человек, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состои? своеобразие ?ургеневского романа, представившего читателю в одном герое и ?ипичного представителя поколения, и незаурядную лич-
    пость. Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозначно его восприятие и так долговечна история О?цов и детей в русской литературе.
    Права на сочинение “Нигилизм и нигилисты в романе И.С. Тургенева О?цы и дети” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. Актуальность темы исследования обусловлена возросшим уровнем значения социальных норм и ценностей в создании,условий для устойчивого и поступательного развития общества, а” также настоятельным велением времени по поиску путей противодействия экстремизму, одним из источников которого является моральный и правовой нигилизм: Потребность концентрации современной социально-философской мысли на нигилистической’ проблематике обусловлена причинами как теоретического; так и сугубо прикладного характера». К первым, в частности, относится острая потребность в уточнении существующих подходов к исследованию феномена нигилизма, продемонстрировавшего не только устойчивость своего исторического существования в любом социуме и любой социокультурной ситуации, но и ярко выраженную способность к мимикрии, самовоспроизводству и мультипликации. Очевидная ограниченность концептуальных схем позволяет получить лишь одномерное представление относительно социальной природы нигилизма, что предельно актуализирует потребность в привлечении эвристического потенциала всех без исключения областей социально-гуманитарного знания; объединенных общим принципом междисциплинарности.
    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/nigilizm-v-sovremennom-obshchestve-fenomen-i-sushchnost#ixzz4TTn2cDOV

  9. Современная культура ориентирована на постоянные изменения, на активность и деятельность, возведенную в ранг высшей ценности. Но при этом сам механизм целе-полагания меняется таким образом, что человек отстраняется от сущности бытия. И никакая активность его не вернет к утраченному единству с самим собой. «Никакая акция, никакой активизм не изменят состояния мира, потому что бытие как действенность и действие замыкают сущее от события. Даже неимоверное страдание, захлестнувшее землю, неспособно само по себе пробудить никакой перемены, потому что оно воспринимается лишь как страдание, т.е. страдательно и тем самым как состояние, противоположное действию, а стало быть – заодно с действием в той же самой метафизической сфере воли к воле» [1, с. 192].
    Таким образом, ницшевский нигилизм – это продуманная до конца западная философия, гарантирующая возвращение к ее истокам, к началу. Ницше стремится удалить метафизику не из мышления, хотя и такая задача ставится, но прежде всего из бытия. И эту его мысль Хайдеггер делает достоянием широкой интеллектуальной общественности, сопровождая собственным комментарием. «Метафизически отчеканенный способ человеческого представления обнаруживает повсюду только метафизически устроенный мир. Метафизика присуща природе человека. Но что такое сама природа? Что такое сама метафизика? Кто такой, внутри этой природ-
    ной метафизики, сам человек? Есть ли он простое Я, которое впервые по-настоящему утверждается в своем Я лишь через обращение к Ты, потому что существует в отношении Я к Ты?» [1, с. 178].
    Античная философия, прежде всего в лице Сократа, поставила перед собой задачу рациональной реконструкции системы ценностей, перестройки пространства человеческого действия на принципах разума. Завершение проекта через столетия совпало с осознанием того, что на принципах разума можно было построить и иной мир, да и сами пресловутые принципы разума не являются тем, чем они казались философам-рационалистам от Сократа до Гегеля.
    Таким образом, преодоление метафизики мыслится и как причина, и как следствие европейского нигилизма. Переоценка ценностей, затеянная Ницше, как и последовательное отрицание всех и всяческих ценностей радикальными нигилистами, имела своей целью отказаться от мира, созданного метафизическим способом мысли. Этот мир не является единственно возможным, но представляет собой мир, порожденный новоевропейской культурой под несомненным влиянием всех предыдущих эпох. Этот мир – лишь один из возможных миров, как и это влияние – воздействие лишь некоторых идей и концептов античной, средневековой и ренессансной культуры.
    Преодоление мира, построенного средствами метафизики, вовсе не означает перехода к чему-то абсолютно иному как в смысле идей, так и в смысле ценностей. Необходимо лишь разрушить тот мир, в котором идеи и ценности оказались подобраны и скреплены особым, исторически сложившимся и метафизически организованным образом. Разрушение старого мира или «отречение от него» создает, по мысли нигилистов, условия для возвращения к первоистокам для того, чтобы из этого исходного материала можно было бы построить новый мир, лишенный недостатков прежнего. Да и выступать в роли пассивного наследника менее привлекательно, нежели обрести статус демиурга, строителя нового мира, открывателя новых горизонтов, хозяина своей судьбы.
    Все три типа причинного комплекса нигилизма не раз уже встречались в истории человечества, иногда по отдельности, иногда вместе. Но наиболее интересен четвертый вариант, связанный с рождением и развитием современного общества, которое можно было бы отнести к числу рациональных или современных. В таких обществах, как известно, стремительно возрастает удельная доля целерациональных действий по сравнению с традиционными и ценностно-рациональными. «Социальное действование, как и всякое действование, может определяться: 1) (соображениями) целевой рациональности, т.е. ожиданиями относительно поведения предметов внешнего мира и других людей, причем эти ожидания выступают как „условия” или „средства” для достижения результата: рационально поставленных и взвешенных целей; 2) (соображениями) ценностной рациональности…» [2, с. 98-99], основанными на вере в некие безусловные ценности религиозного, этического или эстетического характера.
    Необходимость действовать целерационально обусловлена в современных обществах прежде всего их
    сложностью и дифференцированностью деятельности, возникающих в результате углубления и расширения роли формальных организаций, а также дальнейшего разделения труда. В таких условиях индивиду постоянно приходится принимать решения в нестандартных ситуациях, ибо его действия не могут быть механическим повторением прежнего опыта. Но для принятия решений в нестандартных ситуациях необходимо уметь думать, рассуждать, обсуждать вопросы, связанные с целями, средствами, их соотношениями. «В иных случаях разыскиваются мотивы поступка и свобода определяется как „свобода выбора”. Как однажды мимоходом заметил Вл. Соловьев, свобода состоит не в следовании тому или иному мотиву, а в нашем воздействии на мотив, каков бы он ни был, не в принятии его или утверждении, а в действии независимо от „влияния” мотива» [3, с. 102].
    Необходимо уметь моделировать собственное будущее, соотносить возможности и желания, рациональные и эмоциональные мотивы действия и применять данные умения в различных сферах целеполагания: от сугубо практических до смысложизненных. И если выбор решения связан всего лишь с оптимизацией действий внутри технической или технологической схемы действия, то здесь на первый план выступает умение считать и просчитывать. Если же речь идет о соотношении технических и ценностных мотивов в принятии решения, то само рассуждение может оказаться слишком сложной задачей для социального актора. И тогда моральный или правовой нигилизм оказывается средством снижения сложности механизма принятия решений, а значит, и средством повышения его эффективности.
    Эпистемологические затруднения философов привели их к осознанию того факта, что в отношении человека к миру, обществу и самому себе сложилась новая ситуация, получившая название ситуации постмодерн. По поводу удачности данного термина не утихают споры, хотя он уже прижился и получил широкое распространение. Основная идея данного названия, именующего то ли культурную эпоху, то ли особое состояние общества, то ли особый тип мышления, то ли и первое, и второе, и третье, состоит в том, что темпоральная артикуляция нашего отношения к миру утрачивает аксиологическое измерение.
    Новое понимание исторического времени, создающее эффект преодоления аксиологии прогрессизма, разрушает господствующую в Новое время парадигму стремления к новому как безусловно лучшему и превосходящему прежнее, новое отношение к настоящему, новая система ценностей или отказ от единой системы ценностей и неоправданная надежда на ценностный плюрализм. Нет сомнения в том, что несбывшаяся надежда – это путь к нигилизму, который лежит через обычное разочарование. Особого внимания заслуживают обстоятельства такого перехода. Богатые и процветающие общества всегда практикуют плюрализм ценностей и мнений, толерантность к другим культурным образцам и веротерпимость. Возникающие культурные разногласия приобретают форму конфликта в тех обществах, где богатство и процветание оказываются под угрозой. И тогда одной из форм конфликта, а также одним из его следствий становится нигилизм.
    В нигилизме всегда присутствуют наряду с рациональными мощные эмоциональные импульсы и даже иррациональные мотивы. Но и в этих случаях следует различать пассивный нигилизм, фактически совпадающий с индифферентизмом, и активный нигилизм, содержащий в себе мощную волевую составляющую. Именно волевая компонента нигилизма соединяет этические, эстетические и когнитивные элементы, формируя моральное, религиозное или же правовое неприятие мира.
    Активный нигилизм, как правило, разделяется на следующие типы:
    1) ситуативный моральный и правовой нигилизм, подразумевающий негативную позицию по отношению к конкретным (принятым в данном обществе) ценностям и правовым нормам;

  10. Содержание к диссертации
    Введение
    Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа нигилизма 14
    1.1. Концепции нигилизма в философии и социологии. 14
    1.2. Нигилизм как социально-культурное явление 36
    1.3. Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма 49
    Глава 2. Формы проявления нигилизма в культуре современного российского общества 69
    2.1. Правовой нигилизм 69
    2.2. Нигилизм и молодежная контркультура 87
    2.3. Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма 108
    Заключение 128
    Примечания 134
    Библиография .1
    Нигилизм как социально-культурное явление
    Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма
    Нигилизм и молодежная контркультура
    Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма

    Нигилизм как социально-культурное явление

    В XX веке проблематика нигилизма является одной из самых обсуждаемых в философских, культурологических и социологических дискуссиях. В последние десятилетия количество монографий и научных статей, посвященных анализу нигилизма, его места в современной культуре, исследованию его различных проявлений, значительно возросло. Данный факт обусловлен, прежде всего, коренными изменениями в массовом сознании современных людей, когда абсолютное и относительное неверие, или отрицание смысла, становится одной из самых распространенных мировоззренческих установок. Это приводит к появлению новых форм негативизма в сознании и практической деятельности. В частности, Ж. Бодрийяр, говоря о нигилизме как о факте жизни, отмечает, что в начале XX века существовал эстетический, сюрреалистический и дадаистский нигилизм; еще раньше, в начале XIX века, можно было говорить о романтическом нигилизме. Теперь же в широких слоях распространился нигилизм как полное безразличие и отсутствие убеждений. Он пишет: «… для нас не остается ни малейшего проблеска надежды, что течение вещей еще сможет приобрести какой-то смысл». (1) Все это говорит о том, что нигилизм – это не просто литературная или философская проблема, а часть современной социальной действительности.
    Практическую актуальность проблемы нигилизма подчеркивает также Урсула Хоманн, автор обзора на тему «Нигилизм и искание смысла». Обобщая проанализированные ею работы, она пишет: «Современная мысль снова переживает кризис, и утверждение, что традиционные общеобязательные представления о ценностях и общепринятые образы мысли давно уже не удовлетворяют никого… не кажется ни особенно новым, ни удивительным… Просвещенческие идеалы давно успели потускнеть. Вместо надежды на будущее и веры в прогресс перед лицом необеспеченности настоящего и неуверенности в завтрашнем дне все шире распространяются безнадежность, страх и резиньяция. Не происходит не одного публичного выступления, ни одного комментария к текущим событиям, чтобы в них не констатировалось повсеместное ощущение утраты смысла и не выражались сож;аления по поводу вялой безучастности у большей части молодежи». (2)
    Нигилизм (от лат. nihil – ничто) в широком смысле выражает отрицательное отношение субъекта (группы, общности) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.
    Действительная история нигилизма может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, в качестве истории развития самого нигилистического мироощущения как неприятия утвердившихся в обществе норм и ценностей. И во-вторых, в качестве истории осознания нигилистической проблематики и рефлексии над ней. В данном случае нас будет интересовать именно последний аспект истории нигилизма. При этом ориентирами исторического экскурса в проблему будут служить вопросы взаимосвязи нигилизма с характером и особенностями современной культуры.
    У. Хоманн намечает три основных стадии почти двухсотлетней истории осмысления проблемы нигилизма. На первой стадии, в конце XVIII века, происходит вхождение понятия нигилизма в обиход философских споров благодаря концепции Ф. Якоби. На второй (после Ф. Ницше) – нигилизм обрел статус философской категории. Наконец, начиная с 30-х годов XX века, нигилизм превратился в явление политической и духовной культуры, в умонастроение, претендующее на то, чтобы овладеть массовым сознанием.
    Если ростки нигилизма как определенного умонастроения можно обнаружить достаточно давно, то проблематика нигилизма в явном виде появляется в середине XIX века, когда в западноевропейской философии на передний план выступают иррационалистические концепции. Для этого име 16 лись определенные идейные и социальные причины. Прежде всего, утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования в тех идеях, которые проповедовал философский рационализм. Представители последнего считали, что природа и история базируются на принципах разума, поэтому возможен прогресс в обществе на основе применения законов разума и просвещения. В середине же XIX века стало понятно, что развитие науки и техники само по себе не ведет к реализации вековых идей человечества, более того оно может иметь негативные последствия для самого человека. Из-за этого утратила свою притягательную силу идея приоритета социальной активности человека, стали распространяться скептицизм и пессимизм. Под влиянием этого умонастроения происходит переосмысление рационалистической концепции отношения человека к окружающей действительности, изменение представлений о смысле и целях человеческой деятельности и познании, пересмотр самих способов осмысления бытия.
    Во многих отношениях начало новому типу философствования положил А. Шопенгауэр. Все существующее, по его мнению, выступает проявлениями воли, которая понимается как универсально-космический феномен. Воля иррациональна и не имеет разумной цели, она выступает лишь как потребность выжить и сохраниться. Поэтому неразумным является и мир в целом, история лишена смысла, а наука постоянно заходит в тупик, пытаясь обосновать мир исходя из законов разума. Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает как безнадежное угасание и страдание. Человек может придать своей жизни смысл, лишь избавившись от воли к жизни, погрузившись в состояние «нирваны».
    Наиболее полное свое теоретическое обоснование нигилизм получил в концепции Ф. Ницше, чьи размышления о нем положили начало целой философской традиции. Примечательно, что сам термин «нигилизм» Ницше позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который в свою очередь взял его у И.С. Тургенева. (3) Именно в образе героя романа Тургенева «Отцы и дети» – Е. Базарова – тип нигилиста получил свое обобщенное художественное выражение. Он представал как герой-бунтарь, отвергавший многие устоявшие ценности окружавшей его действительности и предлагавший новые идеи. Вслед за этим нигилистами стали называть революционеров и радикальных реформаторов, резко критиковавших современные им порядки. В России 60-70 годов XIX века идеи нигилизма обычно связывались с именами Д.И. Писарева, П.Н. Ткачева, П.А. Кропоткина. Стоит отметить и тот факт, что среди размышлений Ницше о нигилизме значительное место занимала проблематика произведений Ф.М. Достоевского. Обращаясь к материалам русского писателя, он использовал их для подтверждения основных положений своей концепции, хотя общая оценка нигилизма у Достоевского и Ницше не совпадала. (4) Ницше исходит также из идей А. Шопенгауэра о бессмысленности человеческого существования, однако не соглашается с тезисом последнего об угашений «воли к жизни» и придает нигилизму активный характер переоценки ценностей.
    Ницше впервые дал определение понятию «нигилизм». «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность … нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?». (5) Уже в этом коротком определении заложена глубокая идея, – нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира. Нигилизм – это явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.
    Рассуждая о происхождении нигилизма, Ницше пытается не только проследить конкретный способ его происхождения (т.е. ответить на вопрос «как?»), но и выявить исторические корни этого мироощущения (т.е. ответить на вопрос «откуда?»). Соответственно этому выделяется психология и история нигилизма.
    Нигилизм есть процесс обесценивания прежних верховных ценностей. Когда эти верховные, придающие ценность всему сущему ценности обесцениваются, лишается ценности и опирающееся на них сущее. Возникает ощу 18
    щение неценности, ничтожества всего. Нигилизм как падение верховных ценностей есть, таким образом, одновременно приход нигилизма как «психологического состояния» или как ощущения неценности всего.
    Существуют, по мнению Ницше, три условия возникновения психологического состояния нигилизма. Во-первых, – это разочарование в поисках осмысленности жизни. Оно наступает, когда люди ищут во всем происходящем «смысл», которого там нет. Под смыслом он понимает ценность вещей, а также цель, то есть любые «к чему» и «ради чего» человеческих поступков и свершений. Ницше перечисляет, каким мог бы быть искомый смысл: «нравственный миропорядок»; «возрастание любви и гармонии во взаимоотношениях существ»; вечный мир; «приближение к состоянию всеобщего счастья». Однако эти безусловные цели в человеческой истории никогда еще не достигались. Все усилия и предприятия, все начинания и действия, направленные на их достижение, оказались бессмысленны. Ожидания человека в этом плане оказываются обманутыми, и возникает сомнение, – стоит ли вообще устанавливать для сущего в целом какую-то цель и искать какой-то смысл. Сами верховные ценности в этих условиях начинают шататься, утрачивает свой бесспорный характер. Шаткость верховных ценностей доходит до сознания человека, в силу чего меняется его отношение к сущему в целом и к самому себе.
    Вторым условием наступления психологического состояния нигилизма является то, что человек пытается обнаружить в окружающем мире какую-либо целостность и системность. Ему эту необходимо для собственного самоутверждения, чтобы ставить цели и планировать поступки. Поскольку верховные ценности поколеблены, необходимо чтобы за видимым хаосом и становлением существовал какой-либо порядок. Оказывается однако, что организация и систематизация придуманы людьми для собственного удобства, и в реальном мире просто не существуют.

    Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма

    В социологии принято различать стабильное и кризисное состояние общества. Первое означает устойчиво воспроизводящийся социальный порядок. Второе выражает нарушение стабильности, служит способом движения социальной системы от прежнего ее состояния к новому. При переходе к новым формам организации общественной жизни адаптация населения к изменяющимся условиям протекает, как минимум, в двух внешне независимых друг от друга, но внутренне тесно связанных между собой пространствах обстоятельств. В первом из них происходит адаптация различных социальных групп (и составляющих их индивидов) к изменяющимся социальным условиям жизни (в первую очередь, материальным и экономическим). Арсенал средств, используемых при этом, состоит из материальных благ и социальных позиций, унаследованных от предыдущих социально-экономических обстоятельств, обеспечивающих удержание или развитие сложившегося уровня и качества жизни. Среди них, в первую очередь, – экономический и профессиональный статус, а также системы социальных связей. (34) Другая область, внутри которой происходит адаптация, – это ценностно-нормативное пространство, детерминирующее изменяющиеся социальные отношения. В этом пространстве на уровне поведенческих навыков происходит выработка норм, адекватных новым социальным обстоятельствам, а также усвоение ценностных приоритетов и общей системы мироотношения, обеспечивающей индивиду эффективную реализацию собственных жизненных программ в изменившихся социальных обстоятельствах. (35)
    Таким образом, во время кризиса общество стоит перед необходимостью переоценки ценностей, как морально-этических, адресованных отдельной личности, так и социальных и общечеловеческих, адресованных всему обществу. Необходимость такой переоценки связана с тем, что основной подсистемой социальной регуляции, обеспечивающей существование, воспроизводство и развитие социальных отношений в любой сфере общества является культура. Она создает такие важные условия для стабильности функционирования социума, как формирование того или иного способа упорядочения реальности, единство системы ориентиров для проявления социальной активности, единство интерпретации и оценки своего и чужого поведения, т.е. способствует стандартизации и упорядочению социальных взаимодействий.
    Важным моментов в осмыслении состояния современного российского общества является характеристика его как транзитивного (переходного). С этим согласны практически все исследователи, независимо от того, как они оценивают происходящие изменения, считают их реформированием или разрушением. Можно отметить терминологическую неопределенность в названии этого перехода вследствие того, что в современной отечественной науке наблюдается сосуществование различных социологических, политологических и культурологических парадигм. Его обозначают как переход от социализма к капитализму; от тоталитаризма к демократии; от плановой, административно-командной и даже мобилизационной экономики к современной, либеральной; существуют и утверждения о движении России в направлении к Западу, или о ее возвращении из Азии в Европу.
    Заслуживает внимания позиция тех авторов, которые полагают, что современный переходный период в России аналогичен переходу европейских обществ от феодализму к капитализму или от традиционного общества к гражданскому. М.Н. Кузьмин отмечает по этому поводу: «…мы, несмотря на внешние успехи в наращивании «материального тела» индустриальной цивилизации, парадоксально продолжаем оставаться гетерогенной страной, которая социально, ментально и культурно во многом еще не выбралась из полутрадиционного состояния общества, из многоукладное, когда различные регионы страны, сосуществуя хронологически одновременно и как бы «взаимопроникающее реально живут в разном историческом времени». (36)
    Автор работы «Социальная модернизация в России в конце XX века» Л.А. Беляева также определяет суть данного перехода как трансформацию сословной структуры в классовую. По ее мнению, сословно-иерархическая структура общества формируется на основе безрыночного, т.е. бессубъектного производства и распределения. Такое общество всегда организовано по вертикали, его бессубъектность не мешает жесткой детерминированности социальной структуры. Переход к новому, несословному обществу, – отмечает Беляева, – в настоящих условиях чрезвычайно труден, ибо требует радикальных изменений в общественных отношениях. «Бремя прошлого развития, традиционно сложившаяся структура ценностей накладывают свой отпечаток на все процессы, в том числе и преобразование социальной структуры в целом и ее отдельных элементов. Преодоление сословной структуры общества в России сопровождается своеобразными процессами трансформации элитного слоя, формированием классовой стратификации, изменением социального статуса российской интеллигенции и глубокой имущественной дифференциацией населения». (37)
    В любом случае под социальным переходом понимается радикальная системная и структурная трансформация общества, ведущая к замене одного типа социального порядка другим. Важным аспектом становления нового социального порядка является формирование новой нормативно-ценностной системы. Под нормативно-ценностной системой в социогуманитарном знании принято понимать комплекс, состоящий из интересов, ценностей, целей и средств их достижения.

    Нигилизм и молодежная контркультура

    Эти данные созвучны результатам пилотажного исследования ценностных ориентации учащейся молодежи, проведенного в феврале 2002 года на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета при участии автора. Было опрошено 185 студентов четырех факультетов ВУЗа. Индикаторами неприятия молодежью существующих моральных и правовых норм служило их отношение к девиантным нормам поведения и степень причастности к формам данного поведения.
    На вопрос: «Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?» – около трети молодых людей (32%) дали положительный ответ и более половины (58%) – отрицательный. На вопрос: «Есть ли у Вас в «криминальном мире друзья?», – положительный ответ дали 46% опрошенных. 19% опрошенных считают для себя вполне возможным участие в криминальных группировках, а 10,3 % расценивают этот способ зарабатывания денег как нормальный и допустимый. При этом 23% опрошенных в качестве основной причины бедности называют неумение воровать.
    Показательно также отношение молодежи к употреблению наркотиков и алкоголя. 64% респондентов указали, что не пробовали наркотиков и не хотят; 19% – признаются в том, что пробовали, но больше не хотят; 15% -свидетельствуют, что «балуются» иногда; 2% – заявляют, что постоянно употребляют наркотики. 48% опрошенных употребляют легкие спиртные напитки, 11% – крепкие, и лишь 41% заявили, что не употребляют алкоголь. Около 9% респондентов положительно относятся к проституции.
    Такая моральная «неразвитость» может быть объяснена как неустойчивостью ценностных ориентации, свойственной для молодежи, так и противоречием между ее потребностями и возможностями для их удовлетворения, которое с особой силой обостряется в кризисные моменты развития общества. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении может приводить не только к насильственным преступлениям, но и к «уходу» в мир алкоголя или наркотиков.
    В то же время в ситуации переходного периода развития социума у молодежи есть и свои преимущества перед старшими поколениями. Л.Е. Ке-сельман и М.Г. Мацкевич, исследуя показатели пессимизма и оптимизма в различных возрастных группах, пришли к выводу о наличии большего потенциала адаптации молодежи к современным условиям по сравнению с другими генерациями. (36) Нынешняя ситуация в российском обществе определяется общим изменением механизмов социальной жизни. Это предопределяет не просто изменение, но зачастую полную смену правил социального и экономического поведения индивидов. Такая ситуация требует от человека не просто освоения новых навыков, но и, что крайне тяжело, отказа от старых, ранее приобретенных, тех, которые еще относительно недавно вполне обеспечивали существование, а подчас и преуспевание. Чем большим опытом использования ранее приобретенных навыков и ценностно-нормативных представлений обладает отдельно взятый человек, тем, при прочих равных условиях, ему труднее отказаться от них, а значит, и освоить новые, адекватные нынешним условиям жизни. От этого практически полностью освобождены молодые люди, нормативно-ценностная структура которых формируется сегодня в естественном процессе социализации.
    Именно поэтому так контрастен сейчас оптимизм молодежи на фоне пессимизма пожилых людей. Согласно социологическим исследованиям у молодежи в возрасте до 25 лет заметно преобладают оптимисты. В 2000 году среди молодых петербуржцев индивидуальных оптимистов, ожидающих повышения своего благосостояния, в семь-восемь раз больше, чем их антиподов, оценивающих свои индивидуальные перспективы пессимистически. Особенно заметно преобладание оптимистов в группе 20-24-летних – тех, кто родился между 1976 и 1981 годами. Во всех последующих возрастных группах отчетливо наблюдается рост численности индивидуальных пессимистов. На рубеже сорокапятилетия зона ощущения благополучия и экономического оптимизма заканчивается. В последующих возрастных группах фиксируется преобладание пессимистического видения индивидуальных экономических перспектив. (37)
    Понятно, что в определенном смысле оптимистический взгляд на мир и собственное будущее молодым обычно присущ в большей мере, нежели более пожилым людям. Однако такой существенный разрыв уровней оптимизма и пессимизма молодежи и старших поколений в относительно стабильный период был бы невозможен. Он объясняется тем, что молодежь практически полностью свободна от необходимости отказываться от груза неприемлемых в новых условиях представлений и навыков. На плечи же представителей старших поколений давит не только необходимость освоения новых норм и навыков социальной и экономической жизни, но и груз старых, хорошо зарекомендовавших себя раньше, но в большинстве своем неприемлемых сейчас социальных навыков и стереотипов. И ко всему этому добавляется естественное возрастное усиление ригидности (снижение лабильности). Именно этим обусловлены их адаптационные проблемы.
    Все вышеперечисленные факторы приводят к генерационной отчужденности современной российской молодежной субкультуры и ее контркультурной направленности. Как отмечает В.Я. Суртаев, поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и, в то же время, прогрессирующая социальная неадаптивность привели к противопоставлению молодежной культуры «культуре отцов». (38) Особенно заметны контркультурные элементы молодежной субкультуры на уровне досуга. При этом следует подчеркнуть, что досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Подлинная жизнь для молодого человека зачастую начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь уходит в досуг как в определенную защищенную нишу, где она чувствует себя по-настоящему свободной. Культура свободного времени является одним из показателей развития свободы и творческой активности личности. Поэтому особенности молодежной субкультуры можно выявить на материале исследований ее досуга.
    Социологические исследования, проведенные А.Л. Маршаком (39), позволили установить наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи. (См. таблицу 4) Таблица 4. Наиболее частые виды досуговой деятельности российской молодежи. Затраты времени на антикультуру (азартные игры, употребление алкоголя и др.) 10 8 3 Результаты пилотажных исследований, проведенных коллективом Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, подтверждают, что досуговые предпочтения молодежи и в 2002 году остаются прежними. Около 81% респондентов не испытывают потребности в общественной работе в институте или школе. При этом 41% практически каждый день посещает дискотеки или встречается с друзьями в целях пассивного отдыха.

    Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма

    Это потребовало новых, более гибких регулятивов поведения, основанных на личностно-избирательной, осмысленной ценностной позиции. Развенчание веры в Бога и последующее за ним разрушение традиционных шаблонов культуры стало мощным фактором освобождения человека от множества норм и запретов. С одной стороны, это стимулировало активность и самодеятельность индивидов, но с другой, привело к потере четких ориентиров действий. Когда же обозначились разрушительные последствия человеческой инновационной активности, проявились негативные черты индустриализма, стали подвергаться сомнению и ценности современного общества. Подобное разрушение основ культуры послужило основой возникновения нигилистических установок.
    В современном российском обществе, в связи с переходным периодом его развития, нигилизм получает особенно широкое распространение. Важной составляющей радикальной трансформации социума является переоценка ценностей. Она необходима для формирования новой нормативно-ценностной системы, способной регулировать социальные взаимодействия в изменившихся условиях. Однако этот процесс сопровождается деструкцией существующего аксиологического сознания. При этом отвергаются не только действительно изжившие себя нормы и ценности, но и многие традиции и правила поведения, составляющие основу национального самосознания. Согласно данным социологических исследований распад прежних ценностей до сих пор продолжается. Кроме того, пока еще декларируемые новые ценности не имеют большого значения, их нарушение в настоящий момент является неписаным правилом.
    Такая ситуация представляет социальную опасность, поскольку в этих условиях социальные субъекты обладают недостаточной способностью удерживать на необходимом уровне эффективность воспроизводства общественных отношений. Безразличие к средствам достижения целей, склонность к экстремистскому поведению, различные социальные патологии – все это можно назвать прямыми или косвенными проявлениями нигилизма, которые представляют собой следствия деструкции ценностных систем в трансформирующемся обществе.
    Одной из наиболее распространенных форм социокультурного нигилизма в нашей стране является правовой нигилизм. Его сущность заключается в отрицательном отношении к праву, которое приводит к антиправовым поступкам. Подобный дефицит правосознания имеет свои истоки в специфике менталитета, коренящейся в истории российской государственности. Исторически сложилось так, что идея закона ассоциировалась у русского народа скорее с монархом, чем с юридическими нормами. Действительность советского периода лишь усугубила эти явления, так как огосударствление всех сфер общественной жизни приводило к отчуждению человека от власти, а следовательно, к пренебрежению к праву.
    В настоящее время легитимность действующей правовой системы также недостаточна. В правосознании народа до сих пор сохраняются элементы юридического нигилизма, причудливо сочетающиеся с безграничной верой в могущество государства. Это связано с характером социальной действительности, в которой происходит постоянное нарушение законов, замена юридических норм актами власти, вследствие чего в широких массах населения прочно укореняются навыки теневого поведения. Современный правовой нигилизм в нашей стране носит разрушительный характер и препятствует действенности социально-политических и экономических реформ. Для изменения ситуации нужна кардинальная перемена установок сознания. Нормы права лишь тогда начнут выполнять свои нормативно-регулирующие функции, когда начнут осуществляться в конкретных правоотношениях, станут осознаваться населением в качестве необходимых социальных ценностей.
    Контркультура также может рассматриваться в качестве одного из проявлений нигилизма по отношению к господствующей культуре общества, поскольку активно противостоит официальной культуре, пытаясь разрушить ее фундаментальные ценности. Она является феноменом современного общества и связана, во-первых, с кризисом культуры индустриального социума, а во-вторых, с происходящими в нем глубокими социальными трансформациями, которые сопровождаются декомпозицией социальных статусов и ролей большого количества людей.
    Понятие контркультуры в современной социологии зачастую отождествляется с молодежной субкультурой. Это правомерно и обусловлено кардинальным изменением места и роли молодежи в современном обществе. С одной стороны, нынешняя культура ориентирует молодое поколение на самореализацию, возможную лишь в условиях инициативы и творческой активности. С другой, вступая в конкурентную борьбу со старшими поколениями, молодежь нередко оказывается в неравных условия. В современном российском обществе нигилистические тенденции молодежных субкультур усиливаются. Несмотря на присущую ему оптимистичность и способность к адаптации, молодое поколение испытывает трудности в социализации и не всегда может найти социально одобряемые пути поведения. В условиях социальной нестабильности сомнение в традиционных ценностях и социально негативное поведение становятся для молодого человека скорее нормой, чем патологией.
    В условиях кризисного состояния общественных отношений происходит резкая активизация различных экстремистских движений. Под экстремизмом понимается приверженность определенных социальных сил к крайним взглядам, мерам и действиям. Для его субъектов характерно агрессивное поведение, стремление добиться своих целей любым путем, отрицание легитимных методов борьбы. Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Он представляет собой систему насильственных действий, нацеленных на достижение целей, отражающих интересы достаточно узкой группировки, посредством создания негативного социально-психологического климата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *