Сочинение на тему никита 5 класс платонов

8 вариантов

  1. В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле. Мальчик же оставался дома один. В рассказе описан день из жизни Никиты. Фразой «Везде есть люди, только кажутся они не людьми» автор пытался показать, как все вокруг казалось Никите живым, когда он целый день ходил по двору и избе. Воображение Никиты вмещает в себя великанов, змей, водяных людей, для каждого из которых мальчик придумывает свои привычки, черты характера, поведение.
    Все герои для него делятся на две категории – злые и добрые. Например, в старом пне он видит опасность и угрозу, а в солнце доброту и радость. Мальчик общается с неодушевленными предметами, так как ему необходимо узнавать мир. Даже автор говорит о нем: «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».
    Описанный в рассказе день был особенным для Никиты, так как именно тогда с войны возвращается отец. Этот день был наполнен для мальчика радостью и счастьем. Первое, что делает отец, – раскалывает старый трухлявый пень. Так, автор дает понять, что теперь Никите нечего боятся. Также отец и сын постелили новый пол, положив этим начало их новой жизни.

  2. Сочинение по произведению “Никита” Андрей Платонович Платонов

    Ответы:

    Главный герой рассказа
    Андрея Платоновича Пла­тонова — Никита. Об этом говорит и название
    про­изведения. Никита — пятилетний мальчик, отец ко­торого ушёл на войну
    и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а
    Никита оста­вался дома один.
    Платонов показывает нам один такой день из жиз­ни Никиты. Мальчик бродит
    по избе и двору, и всё вокруг кажется ему живым: «Везде есть люди,
    только кажутся они не людьми». В своём воображении он ви­дит вокруг
    маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. При этом для
    каждого такого суще­ства Никита придумывает свой облик, характер,
    при­вычки. Всех он делит на добрых и злых. Больше всего Никита боится
    старого пня, в котором он тоже ви­дит черты какого-то человека. Самым
    добрым кажет­ся ему солнце, потому что Никита решил, что на нём теперь
    живёт умерший дедушка, которого он очень любил.
    Можно сказать, что Никита — добрый, любозна­тельный, общительный
    мальчик. Ему всё интересно: «Он хотел теперь узнать то, чего он не
    знал».
    Так как он оставался на целый день один и ему было не с кем общаться,
    Никита разговаривал с окружа­ющими предметами, оживляя их в своём
    воображе­нии. Ему было одиноко и страшно, ведь Никите было всего пять
    лет: «…он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось
    сердце». И когда солнце- дедушку закрыло облако, Никита не выдержал и
    по­бежал к матери.
    Но день, описанный Платоновым, для Никиты был особенным — с войны
    вернулся его отец. Мы видим, что это событие очень изменило жизнь
    мальчика. Ни­кита объявил всем «жителям» двора: «К нам отец при­шёл. Он
    век будет с нами вековать».
    Интересно, что первым делом отец расколол на дрова старый пень. Этим
    автор дал нам понять, что Никита больше не будет ничего бояться.
    Отец и сын решили постелить в избе новый пол. Так началась и «новая»
    жизнь Никиты. Он с радостью тру­дился, выпрямляя гвоздики, в которых
    тоже видел маленьких человечков, которые теперь были добры­ми, потому
    что Никита их «сам трудом сработал».
    В конце рассказа Никита произнёс главную мысль:

  3. Платонов в своем рассказе «Никита» заложил глубокую мысль о человеке, и в целом его отношении к жизни. Мораль в том, что именно то, что скрыто внутри человека, то напрямую отражается в его мыслях, эмоциях, словах, и, конечно же, поступках.
    На примере фантазий и страхов маленького мальчугана Никиты, автор показал, как важна поддержка и внимание близким людям. Как губительно одиночество, и какие разрушительные эмоции человек испытывает, попадая в стрессовые ситуации. Как кардинальным образом меняется жизнь в лучшую сторону с появлением крепкого и надежного плеча.
    Так же автор обращает внимание читателя на проблему взаимоотношения родителей и детей. Увы, взрослые далеко не всегда могут понять детские страхи, переживания, смятения. Они бездушно ровняют детей под себя, требуя от них покорности и самостоятельности. Это подтверждает тот факт, что Никита рассказывал матери о своих страхах, и, конечно же, это не принесло желаемого результата.
    Зачастую дети, подают разные знаки о том, что им очень нужна помощь взрослого. Однако далеко не каждый родитель может вовремя, а главное правильно отреагировать на «звоночек». Старшее поколение в основном просто придумывает разного рода отговорки, сваливая все на занятость и усталость.
    Конечно, детские фантазии и страхи, наряду с другими проблемами, кажутся ничтожными. Вот поэтому и мама Никиты, в тот день, без зазрения совести оставила его одного дома. Мало того, она поручила ему определенные дела по хозяйству. А ведь это могло все закончиться намного хуже, чем простой «побег» из дома к матери в поле.
    Конечно, автор хотел показать еще и то, что детей нужно приучать к труду с самого младенчества. Только тогда они быстрее смогут приспособиться во взрослой жизни. Смогут раньше раскрыть свои интересы, и в будущем будут с удовольствием заниматься любимым делом.
    Чтобы стать хорошим человеком, которого многие уважают, не обязательно становиться героем, участвовать в военных действиях или демонстрировать свою силу. Не обязательно демонстрировать свой интеллект. Нет. Нужно просто к людям относиться по-доброму, жить без злобы на сердце и по возможности научиться прощать. А еще нужно верить в лучшее, ведь только вера способна сотворить настоящие чудеса.
    Мама Никиты верила и надеялась на возвращения мужа с войны. Да, было тяжело, и порой отчаянье вот-вот бы и завладело ее разумом, но женщина продолжала ждать мужа с войны. Она делала это даже не ради себя, она верила ради сына.
    Женщина научила Никиту любить и уважать отца, которого он даже не видел, и именно эта сила спасала солдата на войне. Он вернулся к ним живой, только потому, что чувствовал себя нужным. Он знал, что его ждут, надеются и верят.
    Семья – это самое важное для каждого человека. Те сложности и порой серьезные жизненные испытания, которые выпадают на долю каждого человека, не должны его сломать или разрушить отношения с окружающими. Все, что посылается свыше, наоборот должно укреплять семейные союзы, выводя их на совершенно новый уровень – любовь.

  4. Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.
    Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.
    Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.
    Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.
    В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны. Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства.
    С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

  5. Андрей Платонов в своем рассказе “Никита” раскрыл внутренний мир пятилетнего ребенка и то, как он меняется в зависимости от окружающей его действительности. Мальчик Никита имеет достаточно развитую фантазию, поэтому он воспринимает каждый предмет в виде живого существа. Он одухотворяет все, что видит в доме и во дворе, и его “тайные люди” живут своей жизнью.
    Поскольку мальчик еще мал, а действие происходит в годы войны, то и его созданный мир враждебный и суровый. Никита не находит того, кто может его защитить, поэтому он пытается отыскать защиту даже у умерших близких людей. Пока Никита чувствует свое одиночество и беззащитность, то и его вымышленные персонажи несут в себе угрозу.
    Все меняется, когда возвращается с фронта отец мальчика, который становится для него плечом, на которое можно опереться в дальнейшей жизни. Теперь он чувствует защищенность, а потому и его вымышленный мир стал совсем другим. Никиту теперь окружают добрые предметы, и он наконец-то обрел покой. А сделанный собственноручно гвоздь мальчик воспринимает теперь в виде доброжелательного маленького человечка.
    Таким образом, душевный мир Никиты автор представляет то со знаком “минус”, а то и со знаком “плюс”, в зависимости от того, кто находится рядом с мальчиком и от способности взрослого мира принести ему уверенность и защиту.

  6. Сиротства человек не терпит, и оно –
    величайшее горе.
    А. Платонов
    (“Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксакова)

    Во второй половине 1930-х гг. одной из важнейших в
    творчестве А. Платонова становится тема семьи.
    Содержание платоновских рассказов, в том числе и
    детских, вступало в напряженный диалог с эпохой,
    ограничивавшей семью функцией воспроизводства.
    В концентрированном виде взгляды писателя на
    проблему семьи выражены в статье “Детские годы
    Багрова-внука” С.Т. Аксакова”, из которой взят
    эпиграф к настоящей статье.
    Внимательный читатель сразу обратит внимание
    на двусмысленность, возникающую, когда
    А. Платонов говорит о месте и роли семьи в
    современном ему обществе: “… В социлиазме оно,
    семейство, обрекается не на гибель, но на
    прогресс и развитие” [1, с. 512; курсив в цитатах
    здесь и далее наш. – Н.В.]. У писателя, очевидно,
    нет уверенности в том, что эти прогресс и
    развитие будут достигнуты. Точнее говоря, сама
    возможность прогресса и развития ставится им под
    сомнение. Однако А. Платонову важно высказать
    собственное отношение к проблеме. Семья
    “освобождает” в человеке человеческое, пишет
    он, “питает, как источник, и другие, более широкие
    и высшие сферы жизни человека” [1, с. 513]. Это
    чувство родины и патриотизм. Именно любовь
    ребенка к родителям, по мнению писателя, является
    залогом его будущей любви к родине, доверия
    людям, позитивного восприятия окружающего мира.
    Мать учит Багрова-внука сопереживанию и
    сочувствию, отец показывает мальчику большой
    мир, в котором ребенку предстоит жить.
    А. Платонов высказывает мысль, очень важную
    для понимания рассказа “Никита”: “И ребенок
    принимает этот мир с доверием и нежностью, потому
    что он введен в него рукой отца
    ” [1, с. 514]. И,
    напротив, ребенок, лишенный по тем или иным
    причинам родительских любви и заботы,
    находящийся в состоянии “сиротства”, будет
    воспринимать мир чужим и враждебным.
    Учитывая эти предварительные замечания,
    обратимся к рассказу “Никита”.
    Рассказ очень непрост для восприятия
    пятиклассников. Чтобы работа с текстом была
    успешной, учащимся рекомендуется предварительно
    прочитать рассказ дома. Размышления о характере
    главного героя и особенностях его
    мировосприятия целесообразно подкреплять
    элементами лингвистического анализа, так как
    стиль А. Платонова в известной степени сложен,
    и детские рассказы не являются исключением.
    Приведем тезисно вопросы, определяющие логику
    анализа платоновского рассказа, и ожидаемые
    ответы учащихся.

    1. Что вы узнали о семье Никиты?

    Никите пять лет, у него нет братьев и сестер (“В
    избе и на всем дворе оставался хозяином один
    Никита, пяти лет отроду” [2; с. 110].
    Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера
    (“Рано утром мать уходила в поле со двора на
    работу” [2; с. 110]). Отец ушел на войну и “не
    вернулся оттуда
    ” [2; с. 110] ? по всей видимости,
    погиб. По крайней мере, А. Платонов
    неоднократно подчеркивает тщетность ожидания
    матери, что отец вернется: “его [отца. – Н.В.] все
    не было и нет
    ” [2; с. 110].
    Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Дедушка
    любил внука, и мальчик представляет, что дедушка
    теперь – это солнце (“Доброе солнце по-прежнему
    светило на небе и глядело на него в ответ теплым
    лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на
    умершего дедушку, который всегда был ласков к
    нему и улыбался, когда был живой и смотрел на
    него” [2; с. 111]). Умершую бабушку мальчик
    отождествляет со старой баней во дворе.
    Когда мать уходит на работу, Никита остается за
    хозяина. Мать поручает ему следить за домом и
    двором: “Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету,
    ? говорила мать. – Ты умный теперь… ” [2;
    с. 110]. Но Никите тяжело принять на себя роль
    хозяина, и он просит мать прийти поскорей. Ответ
    матери очень показателен: “…Ты не бойся, ты живи
    смирно один
    ” [2; с. 110]. Учащимся можно
    предложить найти синоним глагола “жить” в этой
    фразе и проанализировать разницу в значении.
    Очевидно, что фразы “побудь один” (“посиди один
    дома”, “подожди меня”) и “живи смирно один”
    соотносятся как временное и неизменное
    состояния. Мать как бы говорит сыну: “Ты уже
    вырос. Ты теперь за хозяина. Привыкай к тому, что
    ты один”. В ходе анализа рассказа целесообразно
    предложить учащимся вести “платоновский
    словарик”, в который они запишут это и подобные
    выражения с расшифровкой их значения.

    2. Как начинается день Никиты?

    Мать уходит на работу рано утром, а Никита
    остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну
    поручения. Интересно понаблюдать за тем, при
    помощи каких языковых средств А. Платонов
    описывает начало дня в этой маленькой семье
    (первые два абзаца рассказа): “рано утром мать уходила”,
    “каждый день мать ожидала”, “оставался
    хозяином один Никита”, “мать ему наказывала”,
    говорила мать”, “отвечал Никита” [2;
    с. 110]. Глаголы несовершенного вида,
    употребленные автором, подчеркивают
    повторяемость этих действий и очерчивают
    своеобразный круг одиночества ребенка.

    3. С помощью каких глаголов А. Платонов
    описывает действия мальчика?

    В третьем абзаце, открывающем повествование о
    том, как Никита провел день, несовершенный вид
    глагола сменяется совершенным. Пятиклассники
    обратят внимание, что в тексте рассказа очень
    много глаголов. Это связано с тем, что Никита
    активно познает окружающий мир. После того, как
    мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то
    есть в большой мир), так как “он хотел теперь
    узнать то, чего он не знал” [2; с. 110]. При этом
    мальчик проявляет известные смелость и
    настойчивость. Никита наделен живым
    воображением: он не только сразу представляет,
    как выглядят фантастические существа, но и
    сочиняет о них целые истории (например, о
    человеке, живущем в бочке, или о водяных людях).

    4. Кто или что окружает Никиту? Фантастические
    или реальные события происходят в рассказе?

    Живое воображение Никиты одухотворяет все, что
    его окружает. Все предметы в доме и во дворе
    представляются мальчику “тайными людьми” [2;
    с. 113]. Эти “тайные люди” умеют говорить,
    слушать и живут своей потаенной, непостижимой
    жизнью. Этот прием называется олицетворением.
    Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен.
    В мальчике есть активное исследовательское
    начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
    Однако “открытый” им мир трагичен: он
    враждебен по отношению к мальчику. Все, что
    окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

    5. Как вы думаете, почему фантастические
    существа в начале рассказа такие злые и опасные?

    Никита очень одинок и не чувствует себя
    защищенным. Именно одиночество мальчика в
    большом мире наполняет мир вокруг него
    трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества
    у взрослого близкого человека: сначала у солнца,
    которое представляется ему дедушкой, а потом у
    “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за
    облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына.
    Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от
    таинственного и опасного мира, в котором он
    оказался, к матери, в поисках защиты.

    6. Когда Никита начинает иначе воспринимать
    окружающий мир?

    Когда домой возвращается его отец. Сначала
    окружающие Никиту фантастические существа
    перестают вести себя враждебно по отношению к
    мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем
    стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо,
    никто не карябался оттуда наружу, на свет” [2;
    с. 115]. Потом мир вокруг ребенка становится
    обыкновенным: “Никита так же, как и вчера,
    смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне
    он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком
    не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни”
    (с. 116). Затем мальчик снова одухотворяет
    предметы, окружающие его, но теперь этот мир
    фантастических существ добр по отношению к
    Никите: “Когда он выпрямил первый гвоздь, он
    увидел в нем маленького доброго человечка,
    улыбавшегося ему из-под своей железной шапки” [2;
    с. 117].

    7. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет
    “сделать живыми”?

    Отец считает, что у Никиты “доброе сердце” [2;
    с. 117].

    8. Согласны ли вы с отцом мальчика?

    Да, потому что в характере ребенка есть и
    сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако
    Никита нуждается в защите и родительской любви,
    чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в
    нем.

    9. Почему отец считает, что Никита “останется
    добрым на весь свой долгий век?”.

    Теперь мальчик защищен любовью родителей, их
    вниманием и заботой, и его смелость,
    находчивость, живое воображение служат во благо
    мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай
    все трудом работать, и все живые будут” [2;
    с. 117].
    Во время беседы учащихся важно подвести к мысли
    о том, что природные качества Никиты могут
    послужить как во зло, так и во благо мира.
    Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может
    быть как со знаком “плюс”, так и со знаком
    “минус”. Все зависит от того, насколько мир
    взрослых окажется способным защитить неокрепшую
    душу ребенка, избавить маленького человека от
    “сиротства”.
    Завершающим этапом работы над платоновским
    произведением может стать составление плана
    рассказа о главном герое.

    Литература

    1. Платонов А.П. “Детские годы Багрова-внука”
    С.Т. Аксакова // Фабрика литературы:
    Литературная критика, публицистика / Сост.,
    комментарии Н.В. Корниенко. – М.: Время, 2011. ? С.
    512-514.
    2. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.
    учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и
    др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 271 с.

  7. В рассказе Платонова “Никита” всего три героя, а действие происходит на исходе войны. Главный герой – Никита, мальчик пяти лет, который живет вместе с мамой, а отец его воюет. Мама вынуждена тяжело работать в поле, зарабатывая трудодни, ведь ей нужно прокормить сына. Она редко бывает дома, поэтому все хозяйственные дела выполняет Никита.
    Никита постоянно дома один, поэтому ему страшно и одиноко, но он – мальчонка самостоятельный, поэтому выполняет свои обязанности и в доме, и во дворе. Никита оживляет всё, что его окружает, и в его воображении возникают злобные существа, которые его не любят.
    Но однажды с фронта возвращается отец, и это меняет представления мальчика о мире. Отец – человек мудрый и справедливый, он вникает в проблемы сына и искренне пытается ему помочь. Отец объясняет ребенку, что всё, что человек создает собственным трудом – доброе, и труд очень важен в жизни человека. А все фантазии непрочны, и они легко рассеиваются, если человек честно трудится.
    Главная мысль рассказа заключается в том, что человек является творцом всего того, что существует в мире. И только от него зависит каким будет этот мир: добрым или злым. Рассказ учит нас тому, что труд рождает добро, а скука и безделье – страх и злобу. Нужно трудиться и не поддаваться надуманным страхам – только тогда человек спокоен и счастлив.

  8. Разработка урока литературы для 5 класса
    по рассказу А.Платонова «Никита»
    Цель урока:
    образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
    развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
    воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
    Ход урока
    1). Оргмомент.
    2). Сообщение о писателе.
    Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
    3). Анализ рассказа.
    а). Беседа о прочитанном рассказе.
    – Какие чувства у вас вызвал рассказ?
    – Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
    – Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
    После первого прочтения как бы вы определили:
    – Тему рассказа?
    – Основную мысль?
    – Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
    б). Лексическая работа
    – Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному, изба, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень.
    в). Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
    Мама уходит на работу.
    Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
    Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
    Никита «живёт один».
    1) Кто живёт в бочке.
    2) «Доброе солнце».
    3) Колодезные жители.
    4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
    5) Жёлтый цветок.
    – Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
    – С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
    – Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
    – Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
    – Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
    (сорвал цветок. Зачитать).
    – Почему мир стал агрессивным?
    (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
    Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
    3. Возвращение отца.
    1) Встреча Никиты с отцом.
    2) Разговор Никиты с отцом.
    3) Работа с отцом.
    Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
    Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
    Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
    Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
    Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
    (Добро – это прежде всего труд).
    – Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
    (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
    – Во что верил отец Никиты?
    (Никита останется добрым на весь свой долгий век).
    А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
    Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
    В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
    – Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
    (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
    Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
    Проблемы: добра и зла, каким быть.
    Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
    4). Подведение итогов урока. Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
    5). Рефлексия.
    Я начинаю предложение, а вы продолжаете
    Сегодня я убедился…
    Сегодня я узнал…
    Сегодня я учился…
    Я задумался о том…
    6). Домашнее задание на выбор:
    Подобрать пословицы о труде;
    Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
    Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *