Сочинение на тему низкая самооценка

8 вариантов

  1. 1. Введение.

    В нашем современном обществе существует
    проблема, которой общество пока не уделяет должного внимания и не придаёт
    особого значения. Это широкое распространение заниженной самооценки в социуме.
    Пока не касаешься этой проблемы, она вроде бы и незаметна. Но когда человеку
    попадается интересная статья на эту тему, или приходится изучать это на работе
    или столкнуться в жизни, оказывается, что это явление наблюдается почти повсеместно:
    в школах, вузах, на работе, во власти и даже в обществе охотников и рыболовов.
    И это не «болезнь третьего курса», когда начинающие изучать конкретные предметы
    студенты-медики «находят» у себя и своих знакомых признаки той или иной
    болезни, постепенно всё больше убеждаясь в своей «правоте». Увы, проблема
    достаточно серьёзная и распространённая. И наше общество несёт от неё огромные
    потери: как в материальном плане, так и в моральном.
    Заниженная самооценка, – это когда человек не
    может видеть себя комплексно, обращая внимание только на свои отрицательные
    стороны. Так его приучили родители («радетели»), которые почти замечали его
    успехи, а всегда устраивали разносы и разборки за мелкие недостатки и
    недоработки.
    Заниженная самооценка (закомплексованность)
    приносит огромный вред подрастающему человеку, это для него настоящая трагедия,
    которая может испортить всю жизнь не только ему, но и его спутникам жизни,
    которых, скорее всего, будет больше одного. А потом это повторится в его детях.
    Человек сам себе кажется непривлекательным. Физические недостатки, часто
    вымышленные, гипертрофируются в его сознании. Положительные личные качества и
    способности умаляются, такие дети часто вырастают трусливыми, застенчивыми,
    обидчивыми, ревнивыми, завистливыми, даже садистами. Они любят всё уточнять, очень бояться
    оказаться виноватыми и неправыми даже в нейтральной полемике, стремятся всегда
    оставить за собой последнее слово. В отношениях с противоположным полом боятся
    быть непринятым, прячут свои чувства, опасаясь быть высмеянным.
    2.Роль
    семьи
    .
    Всё начинается с детства. Детей надо любить. Не
    залюбливать. Страдающие заниженной самооценкой родители, хотят воспитать своего
    ребёнка более успешным, чем они сами, и более совершенным. Сделал ребёнок
    какое-то дело или задание отлично на 95 процентов – на отличное никто не обратил
    внимания. Вместо похвалы этот недолюбленный ребёнок слышит, что мог сделать
    лучше, немного недотянул, должен стараться, брать пример с успешных. Ему
    внушают завышенные притязания. Перфекционизм? Да. Так воспитывали и самих
    родителей в рамках того же перфекционизма. Не получающие одобрения дома, дети зачастую находят
    поддержку среди друзей, поощряющих их девиантное поведение, начинают выпивать,
    курить, хулиганить, материться, принимать наркотики, совершать административные
    и уголовные преступления. Это касается и детей из вполне благополучных семей. Стремление
    соответствовать недосягаемому в юности эталону успешного отца или матери не
    приводит к положительному результату. С возрастом закомплексованность только усиливается. Этому способствует
    «крутизна» свертников: модная одежда, смартфоны, планшеты, наушники, велосипеды,
    внимание противоположного пола.
    Воспитание
    мальчиков проходит в духе «Ты всем и всегда должен. Настоящий мужчина в
    состоянии один содержать семью, обязан регулярно что-то приносить в клювике
    своим птенцам». Резкое социальное расслоение, начавшееся в конце ХХ века,
    приводит к тому, что победителями в этой гонке становятся в основном те, кто
    больше получил от родителей не только материальной помощи, но и …одобрений. Важным
    фактором дальнейшей успешности является и женитьба. И речь не о приданном и
    влиятельности новой родни, хотя и это имеет значение. Если жена верит в своего
    мужа, он рано или поздно добьётся значительных успехов. Если же будет только
    критиковать, эта семья рано или поздно будет бедной.
    Проигравшие
    в битве за успех часто опускаются. Выход находят в алкоголе, никотине, других
    наркотиках. На рынке женихов они котируются ещё ниже. Такие соискатели
    должностей соглашаются на работу с оскорбительно низкой зарплатой. Количество
    холостяков и бегающих от алиментов постоянно растёт, и это становится
    национальной проблемой. Довольно часто мать критикует не очень успешного отца в
    присутствии сыновей и дочерей. При этом никогда его не хвалит. В результате у
    подрастающего поколения полностью отсутствует положительный опыт роли мужчины в
    семье. Неполные семьи воспроизводятся в следующих поколениях. Однополая семья у
    нас – эта мать, дочь и бабушка. Без мужчин.
    Писатель
    Иван Ефремов писал, что в культурах, где женщина находится в униженном,
    подчинённом положении, вырастают трусливые сыновья. У них тоже заниженная
    самооценка. Большие семьи – это не из любви к детям, а боязнь, что ребёнок
    останется без братьев и сестёр. Ни себя, ни детей родители не считают
    самодостаточными. На работу такие начальники принимают своих соплеменников не
    ради них, а ради себя. Такие сыновья скромно ведут себя, когда одни. И только в кругу себе подобных очень смелые,
    даже наглые. Подбадривание себя часто выражается в публичном исполнении
    национальных танцах в необычных для этого местах.
    Воспитание
    девочек без систематического одобрения приводит часто к ещё более тяжким
    последствиям. Девочек подобное
    воспитание травмирует сильнее, чем мальчиков. Они нуждаются в более частых
    похвалах. Девушке ни с того, ни с сего внушают, что успешный и красивый
    юноша – не для неё. Часто такие неветы непритязательны: выходи замуж, пока
    зовут. Какой ни есть, лишь бы был. Часто вместо брака соглашаются на «гражданскую
    дружбу»: «ведь я недостойна ни настоящей свадьбы, ни настоящей семьи».
    Выражение «выйти замуж» понемногу перерастает в понятие «сходить замуж», …года
    на три. Заработать алименты от успешного мужчины, а потом как получится,
    возможно, придётся предоставить такую возможность другой претендентке.
    Поскольку неизбежным атрибутом заниженной самооценки является ревность, то она
    очень быстро может похоронить даже сильную любовь и разрушить семью, изначально
    самую крепкую. О ревности у меня
    есть отдельная статья на этой же страничке: https://www.chitalnya.ru/work/717812/ Она
    так и называется «О ревности». Там это чувство раскрыто подробнее.
    3. Роль
    общества
    .
    Но родители сами начинали не с чистого листа,
    они росли в семье и обществе, которому свойственны определённые национальные и
    религиозные традиции. «Пробуждение духовности человека начинается с признания
    им своей греховности!» «Один раскаявшийся грешник будет с большей радостью
    встречен у ворот рая, чем тысяча праведников». И «в ад скорее попадут не те,
    кто привык грешить, а те, кто не склонен каяться!» Стоит отметить, что нигде не
    сказано, что «одна раскаявшаяся грешница будут с большей радостью встречена у
    ворот рая, чем тысяча праведниц».
    Гендерное неравенство, однако.
    Потом пришла эра «строительства коммунизма»,
    воспитания нового человека, и, казалось бы, эпоха унижения личности должна была
    уйти в прошлое. Но нет, настала эпоха жесточайшей критики и обязательной
    самокритики. Человек стал винтиком в огромнейшем механизме партии и
    государства. «Единица – ноль! Единица вздор!» Это у Маяковского. Довольно часто заседания партийных комитетов
    и партийно-хозяйственных активов заканчивались неврозами, инсультами и
    инфарктами критикуемых. Существовал даже специальный защитный тренинг «Думай о
    ёжиках!» На заседаниях, когда тебя уже сравняли с самыми ярыми врагами
    государства и общества, и всё обсуждение подводится к тому, что ты достоин
    только немедленного вывода во внутренний дворик и расстрела без суда и
    следствия, наступает время испытанного десятилетиями тренинга. В этот момент критикуемому персонажу нужно
    всеми силами заставить себя думать только о том, как же всё-таки спариваются
    колючие ёжики. Не нужно принимать на веру критику, на неё нужно смотреть всего
    лишь как на информацию и обязательно со своей точки зрения.
    Недовольство собой толкало людей порой на
    немыслимые поступки и подвиги, на небывалые свершения. Люди с заниженной
    самооценкой всячески старались доказать окружающим и, в первую очередь, себе
    самим, что они достойны стоять в одном ряду вместе со всеми, что они ничем не
    хуже других. Люди совершали боевые и трудовые подвиги. А потом благодарили за
    них «КПСС, её Центральный Комитет и лично Леонида Ильича Брежнева».
    Эпоха перехода к дикому капитализму не привела
    к повышению самооценки большинства граждан. Те, кто честно работал, трудился
    бесплатно на субботниках, думал прежде о коллективном интересе, а уже потом о
    собственном, банально проиграли. Выиграли спекулянты, мошенники, обладатели
    тёплых мест у «закромов Родины», которые эти закрома и приватизировали. Началось
    резкое социальное расслоение общества. А пачка денег в чужом кармане всегда
    толще, чем в своём. Недовольство собой у многих только усилилось, хотя они не
    были виноваты в бедах страны.
    Но и успешные, на первый взгляд, но закомплексованные
    стремятся всеми силами повысить свою самооценку, приобретая нужные им
    исключительно для престижа острова, яхты, дворцы, самолёты, дорогие автомобили,
    меняя влиятельных жён, перспективных невест, давних подруг и рядовых любовниц.
    Им удаётся убедить в своей успешности всех, кроме себя. Потому что
    договариваться со своим сознанием очень трудно, ведь это нужно делать
    профессионально.
    Одним
    из неизбежных факторов заниженной самооценки является у человека отсутствие
    психологии Победителя. Он к этому
    просто не готов, не может себе это разрешить. У индивида нет юлианской привычки
    действия «Пришёл, увидел, победил!»
    Значимость поражений возносится до небес. Степень своей ответственности
    за всё происходящее преувеличивается до абсолюта. А ведь многое зависило от обстоятельств,
    от степени информированности при принятии решений. Иногда эти промахи
    вспоминаются всю жизнь. Осознание своей ущербности, неудачливости и
    безысходности от таких воспоминаний только усиливается. Иногда это приводит к суицидам.
    Психологию Победителя нужно прививать каждому
    ребёнку. Нужно больше верить в своих детей, больше доверять им. К сожалению,
    чаще происходит обратное. Родители покупают отпрыску машину, «он ведь сам не
    неё не сможет заработать». Потом оформляют на себя ипотеку. «Ему ведь это не осилить».
    Медвежья услуга? А тем не менее сами они
    заработали, пусть не сразу, на квартиру и на машину. И времена были не самые
    лёгкие. А потом нужно переписать загодя своё жильё на внуков, которые уж точно
    ничего сами не смогут и не сумеют.
    4. Роль образования.

    Ни
    для кого не секрет, что школьные программы в последние двадцать-тридцать лет резко
    перегружены. Сколько процентов обучающихся осваивают школьную программу на
    «отлично»? Максимум десять. Больше пяти медалистов в классе – это серьёзное
    достижение даже для передовых школ. Упразднение коррекционных классов и школ
    привело к тому, что в одном кабинете собираются и те, кто хочет учиться, и те,
    кто по своим способностям не освоит школьную программу никогда. Вся беда в том,
    что неуспевающие освоить программу обязательно чувствуют себя ущербными. Таких
    тянут до окончания девятого класса. Иначе нельзя, хотя всё это время они мешают
    учиться другим.
    Но
    подсознание неуспевающих учеников стремится реабилитироваться, перевалить вину
    на других. И виновные находятся. Такие ученики начинают мстить другим ученикам,
    учителям, школе. Распространёнными стали случаи вандализма. Если раньше всё
    ограничивалось надписями на стенах туалетов, то сейчас часто слышим о случаях
    разбивания унитазов, смывных бачков, раковин, намеренном засорении канализации
    фруктами, пластиковыми стаканчиками, авторучками, карандашами, листами бумаги и
    даже об отвинчивании унитазов. Дети мстят системе образования за свой неуспех.
    К этому разряду уже можно отнести случаи расстрелов в учебных заведениях или
    ещё нет?
    Ребёнок может оскорбить и даже ударить
    учителя. Учитель же низведён до уровня обслуживающего персонала заведения, где
    клиент всегда прав. А ведь простой перевод в коррекционные или специальные
    школы мог бы исключить резкое различие в способностях учеников в одном классе.
    Их могли обучать в таких школах специально обученные педагоги, используя все
    последние достижения педагогики и психологии работы с такими детьми. И дети
    чувствовали бы там себя равными среди равных. Стране нужны не только инженеры и
    врачи. Страна нуждается в водителях, сварщиках, проводниках вагонов,
    кондукторах, рекламных агентах и промоутерах. Разделить же первоклашек по
    классам даже при приёме в школу нет никакой возможности. Всякие тесты и
    испытания запрещены.
    5. Социальные сети.

    Социальные
    сети – лишь отражение социума. Всё, полученное в реальном общении, переносится
    в виртуальное. Не имеющие успеха здесь, стремятся к успеху там. Чего только не
    применяет уязвлённое самолюбие! А уж заниженная самооценка – самый мощный
    генератор активности. Появляются чужие аватарки на личных страницах, фото после
    фотошопа, по сути, уже тоже чужие. Придумываются экзотические псевдонимы.
    Завышается и занижается возраст. Выкладываются фотоснимки на фоне «значимых»
    объектов и вещей и рядом с узнаваемыми личностями. Идёт погоня за комментариями
    и лайками, а самые «продвинутые» в информатике накручивают себе и то, и другое.
    Кто-то заводит тысячи друзей, кто-то вступает в тысячи сообществ и групп. Жизнь
    кипит. Всё ради того, чтобы убедить себя в полноценности, повысить свою
    заниженную самооценку. Но первые реальные встречи с виртуальными друзьями очень
    часто оказываются и последними. Весь блеск и мишура слетают при таких встречах
    с обеих сторон.
    Даже
    в Сети, как в интермедии Геннадия Хазанова, фазан, по сути своей, остаётся
    петухом. Никуда не девается зависть, обидчивость, ревность, стремление всех
    поправлять, уточнять, оставлять за собой последнее слово, боязнь остаться
    неправым. Проявляется истинная орфография, синтаксис, вся неуспешность на
    ранних стадиях становится заметна очень быстро. Особенно профессионалам. Лексикон
    Эллочки Людоедки пока не выходит из употребления. И в социальных сетях «рыбак
    рыбака видит издалека». И получается, что победители общаются с победителями, а
    неуспешные – с неуспешными. Там в полемиках своя «культура победившего нас
    пролетариата», свой жаргон, специфический
    этикет, свой кодекс чести. И свои популярные темы.
    Кого
    они винят в своей неуспешности больше всего??? Правильно! Государство и Президента. Как будто он
    Всемогущий. Виноваты ведь все, кроме их самих. Для таких «хорошо там, где нас
    нет». За морями, за лесам и океанами. Это из них формируется несистемная
    оппозиция. Даже успешные и знаменитые личности с заниженной с детства
    самооценкой мстят обществу и властям, потому что считают, что их
    недооценивают, мало восхваляют, редко
    награждают, не приглашают на инаугурации. И пример соседей, «выкопавших Чёрное
    море», их ничему не научил. Они, как пушкинская старуха, уже получившая стиральную
    машину-автомат и многие другие достижения науки и техники, особняк на берегу
    самого синего моря, должность и звания, сидят в Сети и, на чём свет стоит,
    ругают того, от кого они всё перечисленное получили – государство и власть.
    6. Против России. Анатомия предательства.

    Но
    где-то ведь такие «недооценённые» могут найти своё признание (и призвание)? Да,
    могут, в несистемной, по сути, в «безбашенной» оппозиции. В отличии от людей с
    адекватной самооценкой, персонажи с заниженной далеко несамодостаточны, и они
    считают себя сильными, только сбившись в стаи. «Вместе мы – сила!» – это лозунг
    фашистов в обиженной союзниками Веймарской Германии. Фашио – группа.
    И сейчас
    таких, обиженных легче завербовать в «навальнята», в виртуальную секту «Синий
    кит», в ИГИЛ (запрещена в России), в секту «Свидетели Иеговы» (запрещена в
    России), в некоммерческие организации, финансируемые разведками и
    госдепартаментом с помощью грантов и наличности. Разведчики прекрасно знают,
    что легче завербовать тех, кто считает себя кем-то обиженными, обойдёнными и
    недооценёнными, чем-то недовольными и обделёнными. Легче работать с
    завистником, ревнивцем, отягощённым вредными привычками, имеющим слабости.
    Умеют
    ли они вычислять таких людей? Безусловно. Даже здесь, в Сети такие персонажи
    прекрасно просчитываются людьми, хоть немного знакомыми с психологией, тем
    более, серьёзно изучающими её в вузах. Это умение может пригодиться и в
    повседневной жизни, например, при выборе спутника жизни. Обращайте внимание на
    мелочи, именно в них проявляются ревнивцы, завистники и садисты.
    Кто,
    скорее всего, пойдёт на инициативный шпионаж? Обиженный. Вспоминаю однокурсника
    Кольку, который, услышал на военной кафедре в середине семидесятых, что
    западные спутники прекрасно фотографируют местность, что позволяет рисовать
    карты с точными координатами, но вот с отметками высот над уровнем Балтийского
    моря у них очень большие проблемы. Колька сразу же запомнил отметку поверхности
    земли под телебашней Омска. На всякий случай, наверное. Авторитетом он у нас не
    пользовался, его не любили. Его нет в
    живых уже давно, с двухтысячного года.
    В ХХ
    веке у нас были считающие себя недооценёнными артисты балета, спортсмены, два
    капитана: лётчик Беленко и хоккеист Могильный. Можно вспомнить генерала Власова
    с его «товарищами по оружию» в РОА, у него тоже были завышенные притязания к нашему
    обществу. И ещё многих, в разных должностях и званиях. Сумели ли они повысить
    свою самооценку, сбежав за границу? Кто это знает? Они – продукт нашего общества,
    которое допускало ошибки в отборе, подготовке и воспитании кадров, начиная с
    самого раннего детства.
    Среди
    современников есть много вполне легально уехавших за бугор, но всё ещё не
    способных вписаться в то, новое для них сообщество. Они не ощущают себя там
    успешными, равными, своими. Здесь у них остались друзья, знакомые – так
    называемая референтная группа. Они переживают за нашу страну, получая
    информацию из разных источников, надёжных и не очень, порой самую
    противоречивую. Часто они приезжают в места бывшего проживания на «крутых»
    машинах, присылают фотографии своих домов и роскошных застолий, которыми нас
    можно удивить всё меньше и меньше.
    Эти люди
    ещё помнят жизнь в СССР и советуют нам, пережившим перестройку, ваучеризацию и
    приватизацию, выживших в лихие и грязные девяностые, познавших кризисные годы
    двадцать первого века, как лучше жить, что делать, за кого голосовать, а кого
    свергать. Будем надеяться, что они делают это от чистого сердца и искренне
    желают нам, русским, а так же всем россиянам только хорошего.

    16
    января 2019 года.

  2. Министерство образования российской федерации
    Казанский государственный технический университет
    Кафедра ЕНГД
    Реферат
    Самооценка личности
    Выполнила: студентка группы 7296
    Кузнецова Юлия Сергеевна
    Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД
    Набережные Челны 2003 год
    Содержание
    Введение
    1. Понятие самооценки и её виды
    2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки
    3. Самооценка личности в студенческой среде
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.
    Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.
    Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.
    Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчет не берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента
    Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.
    Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:
    — Дать определение объекту исследования и указать его виды
    — Раскрыть процесс формирования самооценки
    — Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.
    1.Понятие самооценки и её виды
    Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
    Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.
    Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
    Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
    Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
    В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
    Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
    Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
    На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
    Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
    Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
    Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
    Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
    Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
    Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
    2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
    Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.
    Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
    Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности индивида.
    Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,
    Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
    Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности,
    Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в псртхологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
    Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
    К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются её идеалами, интересы — её интересами и т.д. в процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
    Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, её количественной и качественной характеристик.
    Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.
    Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я идеальное, позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.
    Одаако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.
    Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы -входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
    Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
    Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменения этих оценок.
    3.Самооценка личности в студенческой среде
    Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
    Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантская стройка КамАЗа, так вдохновившая молодежь тех лет, не оправдала надежд. Материальное благополучие и уровень занятости населения в основном зависит от деятельности одного завода, что приводит к появлению чувства социальной незащищенности, неуверенности в будущем. Будущее нашего города, я думаю, — молодежь 17-20-и лет. В неё входят люди нового поколения, воспитание которых проходило на фоне экономической нестабильности, перехода к новому пути развития общества, поэтому защита и поддержание психического здоровья молодежи представляются мне актуальными и первостепенными задачами.
    Цель моего исследования — выявление уровня уверенности молодежи в себе и её перспективы. Я предполагаю, что при всей демократичности и социальной адаптированности нашей молодежи по достижению тридцатшхетнего возраста сработают социальные нормы и традиции, заложенные в нас при воспитании родителями и окружающими.
    Я протестировала 40 человек в возрасте от 17 до 19 лет. Результаты теста №1 таковы, что у 35% наблюдалась завышенная самооценка, у 10% -самооценка была заниженной и у 55% — адекватной. Именовании данных результатов можно сделать вывод, что преобладает завышенная самооценка личности. Параллельно с тестом №1 я проводила тест Дембо, который выявляет подверженность испытуемого к «первородному греху». Данный термин в психологию ввел М.Е. Литвак, кандидат медищшских наук, главный психотерапевт ростовской области. Он же и описал это психическое явление: «человека, зараженного «первородным грехом», мучают страхи, которые он порой не осознает. Он чувствует зависть к тем, кто наверху, презрение к тем, кто внизу, и вину перед собой. Мы часто страдаем не от того, чего у нас нет, а от того, что есть у другого». У 55% опрошенных тест Дембо выявил подверженность к «греху». Можно предвидеть, что конфликт между внутренней самооценкой и социальными общепринятыми нормами в будущем (примерно 27-30 лет) может привести к духовной дисгармонии и к снижению общего уровня самооценки у испытуемых, что может проявиться в виде фобий, таких как дисморфофобия (ненависть к собственному телу), и неврозов.
    Инструментарий исследования представлен тестом№1 и тестом Дембо.
    r= l-0.00075*?d2
    На бланке с перечислением 20-и различных качеств личности человек в левой колонке № ранжирует эти качества в той мере, в какой они ему самому более нравятся, для него более значимы. Затем в правой колонке № он ранжирует эти качества относительно себя самого, в какой мере они ему присущи. Далее вычисляется разница между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), Эта разность возводится в квадрат и вычисляется общая сумма. Затем вычисляется коэффициент корреляции по данной в таблице формуле. Чем более коэффициент приближается к 1, тем более высокая самооценка личности присуща данному человеку.
    Самый умный—————-— самый глупый
    Самый здоровый——————самый больной
    Самый хороший ~———-—— самый плохой
    Самый счастливый—————-самый несчастный
    Если человек располагает себя на каждой из этих шкал посередине, то он заражен «первородным грехом», то есть сравнивает себя с другими.
    Заключение
    Любые межличностные отношения начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга и профиля решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите, особенно впервые. В своей работе я раскрыла понятие самооценки как одной из сторон многогранной личности человека, охарактеризовала её виды, а именно завышенную, заниженную и адекватную, раскрыла процесс формирования самооценки, который заключается в переходе критериев оценки из внешней среды в подсознание человека.
    Приведенные среднестатистические данные о проведенном анкетировании молодых людей 17-20-и лет позволяют сделать вывод о том, что самооценка не стационарное новообразование психики, а изменчивый элемент психики.
    Согласно опросу, молодые люди обладают в целом завышенной самооценкой, но в то же время несут в себе источник будущих стрессов -явление, названное как «первородный грех».
    Список использованной литературы
    1. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ. 2000. — 85с.
    2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 512с.
    3. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. — 416с.

  3. Рекомендации и упражнения по коррекции заниженной самооценки.
    Рекомендации:
    1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
    2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог их добиться.
    3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
    4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
    5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
    6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
    7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
    8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
    9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
    10. Не сравнивай себя с “идеалом”. Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
    11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности;
    12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
    Упражнения:
    1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
    2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
    3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
    4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

  4. Самооценка есть у каждого человека, у кого-то она завышенная, у другого – заниженная, но в любом случае она присутствует. Она показывает то, как мы сами к себе относимся. Считаем ли мы себя красивыми, умными, мудрыми, добрыми, сильными и уверенными или видим в себе лишь одни недостатки?
    Лично я о себе нормального мнения. Конечно же, я умею далеко не все и иногда за это мне стыдно, ведь в моем возрасте необходимо знать гораздо больше. Просто я не могу изучать то, что мне не интересно. И мне кажется, что это и есть своего рода проявление собственного «я». Еще самым отличным качеством, которым я сейчас обладаю, это ответственность. Благодаря такому отличию от своих сверстников, ко мне с уважением относятся взрослые, в том числе, и мои учителя.
    Но это не завышает мою самооценку, я никогда не пытаюсь быть выше кого-то, ведь мне это не нужно. Я считаю, что, прежде всего, следует быть хорошим человеком и не ставить свои интересы превыше всего.
    Однако в то же время я считаю, что без должной самооценки потеряется личность человека. Например, если он не будет уважать сам себя, а только будет помогать другим и выслуживаться перед кем-то, то в таком случае он только навредит себе. И при этом он перестанет быть интересным для других. По этой причине не следует о себе забывать.
    Мне кажется, что только сильный духом человек сможет добиться уважения, а также у него получится достичь всего того, что он запланировал. Я, конечно же, пока только учусь этому. Стараюсь постоянно работать над собой, ведь только таким путем можно стать личностью и не затеряться в толпе одинаковых людей.
    А еще я люблю читать книги, но среди моих сверстников это, к сожалению, не актуально и не популярно. Они привыкли меряться новыми мобильными телефонами, а у некоторых их даже два, но я считаю, что это не то, к чему должен стремиться человек. Таким образом можно стать безликим, то есть таким же как и все. А я выделяюсь из толпы и мне это нравится. Собственно благодаря этому и повышается моя самооценка.
    Я стараюсь всегда оценивать себя и свои поступки здраво, и мне очень не нравится, когда мои одноклассники превозносят себя. Я считаю, что это неправильно, ведь мы еще очень молоды, чтобы считать себя выше других, да и в любом возрасте этого делать не стоит. Такое проявления следует отнести только к плохим качествам, поскольку все люди одинаковые и равные. И нет среди нас лучших или худших. Просто если кого-то что-то не устраивает, то следует усиленно заниматься над собой и тогда обязательно все начнет получаться.
    Я считаю, что самооценка должна быть правильной. Она не должна быть слишком завышенной или же наоборот – заниженной. Только когда удастся найти золотую середину, тогда и жизненный баланс будет находиться в норме. К тому же самооценку можно сравнить в зеркалом, то есть если оно кривое, то и отображение будет таким. Поэтому кривое зеркало является плохим советчиком, к которому не следует прислушиваться. Нужно следовать только тем людям, которые настоящие, ведь их поступки тоже таковы. Для меня этими людьми являются мои родители. Они для меня и есть пример для подражания. Я их очень люблю и хочу, чтобы в будущем у меня тоже была такая крепкая и веселая семья.
    Поэтому, мне повезло, ведь у меня прекрасные родители. Именно они дали мне все, что только можно пожелать и именно благодаря ним моя самооценка сформировалась правильно. Возможно, они не всегда покупали и покупают то, что я у них попрошу, но с возрастом я понимаю, что не стоит на это обижаться, так как они поступают правильно. Поскольку мои родители хотят меня воспитать высокоморальным, нравственным человеком, который будет уважительно относиться к себе и окружающим людям.

  5. Когда самомнение идет во вред

    Высокая самооценка — это вовсе не то же самое, что здоровая самооценка, убеждены психологи. Профессор психологии из Университета штата Джорджия Майкл Кернис в своем исследовании обнаружил интересную закономерность: поведение людей с неустойчивой и поверхностной высокой самооценкой практически ничем не отличается от поведения людей с низкой самооценкой. «Ранее считалось, что, чем выше человек оценивает себя, тем лучше. Однако в последние годы эта теория трещит по всем швам, особенно, если речь идет об агрессивном поведении, — говорит профессор Кернис. — Люди с завышенной самооценкой порой становятся просто невыносимыми, если кто-то ставит под угрозу их эго». Исследователь утверждает, что они компенсируют свою мнительность навязчивой тенденцией по любому поводу отстаивать и рьяно защищать «свою честь», на которую, в общем-то, никто и не посягал. Как правило, они преувеличивают степень потенциальной угрозы, поэтому им приходится прикладывать много усилий, чтобы сохранить чувство собственного достоинства.
    «Нет ничего крамольного в том, что люди хотят думать о себе хорошо, — резюмирует ученый. – Но, когда это приобретает навязчивый характер, человек становится слишком чувствительным к критике окружающих и вынужден постоянно доказывать свою значимость. Такое поведение лишает всех психологических преимуществ».
    Как известно, все мы «родом из детства»: если родители без устали повторяют ребенку, что он ничего не умеет и у него ничего никогда не получается, велика вероятность, что в будущем у этого человека возникнут большие проблемы. Поэтому совет родителям: что бы ни произошло, критикуйте поступок, а не ребенка. И совет тем, кто не может похвастаться «правильными» родителями: помните, что как говорят американские психологи, никогда не поздно иметь счастливое детство!»
    И, наконец, самое главная: следуя вышеуказанным советам повышения самооценки, не перестарайтесь, не «лезьте из кожи вон». Просто живите и верьте в то, что сможете добиться всего, чего захотите.
    Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:

    Читайте статьи данной категории:

    Это сайт, после которого жизнь кажется сказкой) ребят вы супер) надо пожертвовать за старания)
    Огромный спасибо вам всем лучшее это не где нет
    Молодцы) иногода возникает выбор между тем или иным ходом действий, и вот такие статьи, помогают соорентироваться.
    Очень помогает ваш сайт в данный период моей жизни, спасибо Вам большое!
    Рахмет! Очень помогло! Разреши себе быть несовершенным
    Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психологаЗаниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру, провоцирует неврозы и зависимости. Американский психотерапевт Дженет Войтиц предлагает конкретные советы, которые помогут уменьшить стресс в отношениях и повысить самооценку.
    Единственный способ осознать, кто вы, – найти то, что подходит именно вам.
    Само по себе обсуждение проблем в отношениях уже уменьшает страх быть брошенным.
    Вы все время пытаетесь угадать, что такое норма. Людям с низкой самооценкой важно знать и понимать, что понятия «нормальность» не существует. Эффективнее задавать себе вопрос: что для вас действительно важно? Что важно для вашей семьи? Задача не в том, чтобы угадать, что для вас нормально, а в том, чтобы понять, что лучше всего работает для вас и ваших близких.
    Первый шаг в преодолении любой вредной привычки – ее осознание. Просто понаблюдайте за собой. Вместо того чтобы заниматься самоосуждением, постарайтесь узнать себя, анализируя, как вы себя ведете. Когда человек начинает смотреть на себя честно и без осуждения, может отделить себя от своего поведения, он способен изменяться, развиваться и расти.
    Чувства не могут быть правильными или неправильными. Они просто есть. Если мы считаем свое чувство неправильным, то к нему добавляется чувство вины, и это еще больше ухудшает ситуацию. Гнев, который вы чувствуете, реален. Если вы решите, что испытывать чувство гнева неправильно и что вместо этого вы должны проявлять сострадание, вам это не поможет. Нельзя подменять одно чувство другим.
    Полностью преодолеть чувство одиночества невозможно, но есть способы уменьшить его. В первую очередь вам нужно взять на себя риск открываться окружающим. Лучший способ получить то, что вам нужно, – начать делать это самому. Если вы хотите быть любимым, сначала сами предложите свою любовь другим людям. Это риск – быть непонятым, брошенным. Но избегая риска, вы обрекаете себя на одиночество. Если вы решаетесь пойти на риск, то получаете возможность измениться. Недостаточно попытаться один раз. Пообещайте себе, что каждый день вы будете понемногу вступать в коммуникацию с другими людьми.
    Есть хорошее групповое упражнение, которое показывает, что самокритика всегда очень субъективна. Участники садятся в круг, задача – освободить себя, полностью или частично, от тех качеств, которыми они больше не хотят обладать. Если отвергнутые качества кому-то понравятся, он или она может присвоить их. Обычно один участник говорит, что хочет избавиться от своей прокрастинации, и это качество не успевает дойти до центра круга, как другой уже говорит, что хотел бы взять его, потому что он, наоборот, гиперактивный. Еще кто-то говорит: «Я хочу избавиться от своего чувства вины» – и тут же получает ответ: «Мне нужно немного твоей вины. Я чувствую себя слишком эгоистичным».
    Это упражнение демонстрирует, что наши черты нужно изучать. В какой степени они полезны нам? Насколько сильно мешают? Очевидно, что осуждение себя и своих недостатков не приносит пользы. Когда вы принимаете решение быть собой, вы получаете гораздо больше возможностей.
    Острая реакция на незначительный случай – например, друзья отменяют встречу в последнюю минуту – обычно связана с нашим прошлым. Что-то похожее уже случалось раньше – однажды или много раз, обычно в детстве. Первое, что вы должны сделать, – четко определить, в каких случаях вы начинаете остро реагировать. Насколько ваша реакция соответствует обстоятельствам? Стоит ли ситуация того, чтобы реагировать так остро?
    Если эти вопросы вызывают у вас желание защищаться, значит, вы и в самом деле слишком остро реагируете на данную ситуацию. Первый шаг на пути преодоления таких реакций – осознать их суть и понять, что в вашем прошлом явилось их причиной. Другой способ – сознательно изменить ваши привычки. Спросите себя, насколько вы привязаны к своим обычным планам. Можете ли вы пойти домой другой дорогой? Или поехать в магазин в среду, а не в четверг, как обычно? Можете ли вы менять свои планы, при этом не дезориентируя себя? Это ваш шанс стать более гибким. Гибкость в одной области дает возможность развить гибкость и в других областях.
    Проанализируйте, какие люди присутствуют в вашей жизни и какова суть ваших отношений с ними. Получаете ли вы от окружающих столько же, сколько отдаете им? Насколько эти люди сильнее или слабее вас? Возможно, если вы объективно оцените свое окружение, то увидите, что даете людям больше, чем получаете от них. Тогда вам придется изменить свой круг общения и поддерживать отношения только с теми людьми, которые способны на симметричные отношения. Возможно, так происходит оттого, что вы сами не позволяете окружающим делать что-то для вас. Вы считаете себя достаточно сильным, чтобы заботиться о себе самостоятельно, но вам следует дать возможность и другим людям участвовать в вашей жизни.
    Если вы день за днем говорите себе: «Почему я остаюсь с этим человеком? Почему не могу все это бросить?» – стоит проанализировать свои отношения. Люди, которые не заслуживают нашей лояльности, часто очень критичны по отношению к нам. Они часто рассказывают о том, что с нами не так. Будьте осторожны, когда слышите это, – о ком на самом деле говорит человек? Действительно ли эти заявления относятся к вам, или этот человек проецирует на вас собственные недостатки?
    Боль, печаль или гнев могут принадлежать только тому, кто их испытывает. Эти чувства не должны становиться вашими, вы лишь можете проявить эмпатию и сострадание. Возможно, вас втянули в нездоровые отношения, сыграв на чувстве вины. Если вами легко манипулировать на основе этого чувства, вы начинаете думать, будто что-то должны другому человеку. «Он был добр ко мне. Он заботился обо мне». Чувствовать себя виноватым или обязанным по этим причинам – неправильно. Вы ничего не должны людям за то, что они поддержали вас. Вы самоценны. Если вы чувствуете себя обязанным за то, что вас поддержали, вы тем самым говорите: «Я ничего не стою».
    Вы обретете уверенность в себе, если сможете решить задачи, которые сами себе поставили. Задачи могут быть простыми или сложными, но вам необходимо быть уверенным в том, что они выполнимы. Не всегда все получается. Если что-то получилось – это здорово и произошло не случайно, вы заслужили свой успех. Вознаграждайте себя за выполненные дела. Всегда помните о вещах, которые вам хорошо удаются. Не игнорируйте их. Используйте их как фундамент, чтобы стать цельной личностью. Если же у вас не получилось, нужно выйти из этой ситуации и попробовать что-то новое. Это не должно вас опустошать.
    Дженет Войтиц (1939–1994) первой в 80-е годы занялась исследованием проблем детей и родственников алкоголиков. Толчком послужил алкоголизм ее мужа. Войтиц обнаружила, что дети алкоголиков и дети, выросшие в неполных семьях, а также семьях, где один или оба родителя страдали от зависимостей и фобий, как правило, вырастают с сильно заниженной самооценкой и испытывают большие трудности в общении с другими людьми. Ее книга «Взрослые дети алкоголиков» стала бестселлером и способствовала зарождению движения, которое приобрело всемирный размах.

    Как рождается самооценка

    Как нас встретили в этом мире и какими воспринимали в детстве? Взгляд родителей всегда влияет на нашу самооценку, объясняет психоаналитик Марина Арутюнян.

    Низкая самооценка: как ее повысить?

    Низкая самооценка – как слабый иммунитет: она делает нас незащищенными от ежедневных мелких неудач. Что делать?

    Стоит ли хвалиться своими достижениями?

    Обычно мы рассказываем о своих успехах, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих. Но что происходит на самом деле? Многим ли нравится слушать чужие самовосхваления?

    5 французских способов повысить самооценку

    Проведя сотни интервью и исследований во Франции, журналистка Кэт Джейми Каллан выяснила, как француженкам удается всегда оставаться уверенными и довольными собой.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Функции самооценки: Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя. Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.  Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

  7. Здраствуйте, сегодня я хотела бы поговорить с вами о низкой самооценке. В последнее время эта тема широко муссируется. Многие говорят о том, как важно повышать самооценку, но не многие подробно объясняют почему это так важно… И поэтому я решила рассказать вам, чем же опасна низкая самооценка.
    Итак:
    ?Человек с низкой самооценкой вряд ли сможет быть по-настоящему счастлив. Почему? потому что ощущение некоторой неполноценности постоянно терзает его, оно способно доставить больше страданий, нежели физическая боль.
    Он не способен любить, уважать и понимать других, потому что не любит, не уважает и не понимает сам себя. Человек с низкой самооценкой не может понять, почему это вокруг него все такие беззаботные и радостные. Ему становится плохо, когда кому-то хорошо.
    ?Низкая самооценка приводит к неудачному выбору спутника жизни.Человек, лишенный чувства собственного достоинства, обычно выбирает себе супруга, который будет постоянно критиковать, осуждать и принижать его. Или же супруга – образец добродетели, чтобы в сравнении опять и опять находить подтверждение своей несостоятельности.
    ?Низкая самооценка может стать причиной недовольства всеми и всем, что вас окружает. Человек с низкой самооценкой склонен винить в своих неудачах соседей, родителей, школу, власти, страну, Бога. Он живет с ощущением, что мир ему всегда что-то должен. Такое недовольство может настолько озлобить человека, что его проявления принимают патологическую форму.
    ?Человек с заниженной самооценкой может замкнуться на себе, полностью от всего отключиться.Постоянно сравнивая себя с другими, он все больше убеждается в том, что ни на что не способен. Почувствовав однажды боль от поражения, он стремиться избежать повторения этого ощущения. Он погружается в одиночество и молчание, он боится первым заговорить, боится соревнований, собственных идей. Он напрочь лишен инициативы.
    Понимаю, что все, о чем я рассказала, не очень приятно. И возможно вызовет в вас протест, раздражение или любую другую агрессивную реакцию… На это и рассчитано. Лучше, если вы на волне протеста, агрессии начнете менять свою жизнь, чем будете тихо страдать в уголочке.
    Каждый человек имеет право быть счастливым. Использовать это право или нет, решать ВАМ!
    Удачи! ))

  8. Для того, чтобы жизнь была успешной, человеку очень важно оценивать себя адекватно. Если же человек недооценивает себя, свои способности и возможности, свою внешность, это может грозить ему множеством проблем.
    Низкая самооценка может привести к тому, что личная жизнь будет складываться далеко не лучшим образом. Считая себя хуже других, человек сам закрывает дорогу в свою жизнь подходящему партнеру. И открывает путь тем, кто будет его унижать и относиться к нему пренебрежительно. Так, женщина с низкой самооценкой будет, скорее всего, терпеть оскорбления или даже избиения со стороны своего мужчины, из боязни его потерять.
    Она будет уверена в том, что другого партнера ей уже не встретить. Подсознательно же она будет считать, что заслуживает именно такого пренебрежения к себе и недостойна любви и хорошего отношения. Если же в жизни такой женщины вдруг и появится достойный, симпатичный и влюбленный в нее мужчина, она испугается и может ему отказать, опять выбрав себе партнера похуже, который будет ее унижать.
    То же самое относится и к мужчинам. Неуверенный в себе мужчина будет рад, что хоть какая-нибудь женщина обратила на него внимание, и поэтому будет покорно сносить унижения, безропотно терпеть измены партнерши.
    Будучи невысокого мнения о своих способностях, человек напрочь перекрывает путь в свою жизнь успеху и материальному благополучию. Не претендуя на что-то большее, он соглашается на низкие должности и мизерные оклады. Признавая, что он так плох, что не заслуживает лучшего, он сам устанавливает самый низкий потолок для своих притязаний.
    И даже если успех каким-то чудом сам постучится в дверь подобного человека, тот испугается и дверь не откроет. Соглашаясь на самое худшее, что предлагает жизнь, такой человек сам себя обкрадывает, лишая себя многочисленных возможностей для улучшения своего существования.
    Поэтому, если вы страдаете низкой самооценкой, нужно срочно ее повышать, пока такой подход к себе окончательно не испортил вам жизнь. Внушайте себе, что вы личность, что вы многое можете и заслуживаете успеха. Проведите ревизию своих способностей, выявите то, что вы умеете делать лучше других. Начните уважать себя, и тогда вас начнут уважать окружающие.
    Не соглашайтесь на самый маленький и плохонький кусочек пирога, претендуйте на большее. Вспомните о чувстве собственного достоинства и развивайте его в себе. Осознайте свою неповторимость и уникальность, помните, что лучше себя переоценить, чем недооценить. Поверьте, вы действительно заслуживаете самого лучшего, так разрешите же себе это получать. Ваша жизнь в ваших руках, помогите же себе сделать ее лучше, ярче и полнее.
    Вы узнали, почему заниженная самооцента вредит вам, теперь читайте, как повысить самооценку до адекватного уровня и стать уверенной (ым).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *