Сочинение на тему носова огурцы

9 вариантов

  1. Краткое содержание рассказа “Огурцы” Николая Носова для читательского дневника

    Собрались два друга Павлик и Котька на рыбалку.
    Но клева в тот день не было и мальчишки возвращались с пустыми руками домой.
    Они увидали огород с огурцами и решили немного нарвать себе.
    Когда они заканчивали, их заметил сторож и ребята стали убегать с охапкой огурцов.
    Сторож так и не смог их догнать.
    Ближе к дому, Павлик отдал все свои огурцы Котьке, ведь подумал, что его накажут за кражу.
    А Котька принес свои овощи маме и стал хвастаться.
    Мама расстроилась и отругала мальчика, приказав отнести все огурцы обратно.
    Котьке было так страшно их нести, но он всё-таки вернул огурцы сторожу.
    Мальчик обо всем рассказал сторожу, а мужчина и сам поведал мальчику, что его тоже могли наказать за украденные овощи.
    Но вот одного огурца не хватало, и Котька признался, что съел огурец.
    Старый сторож сказал мальчику, что съеденный огурец – это награда за его честность.
    Мальчик счастливый отправился домой и решил, что больше никогда не будет красть.

    План пересказа произведения “Огурцы” Н. Носова

    1. Павлик и Котька отправляются на рыбалку.
    2. Клева нет.
    3. Колхозный огород.
    4. Побег от сторожа.
    5. Павлик отдает все огурцы Котьке.
    6. Котька хвалится маме украденными огурцами.
    7. Мама посылает мальчика вернуть краденое.
    8. Мальчик все рассказывает сторожу.
    9. Награда за честность.
    10. Котька понимает, что чужое брать негоже.

  2. В рассказе Носова “огурцы” есть несколько главных героев. Это Котька и Павлик, мама Котьки и дедушка-сторож.
    Котька и Павлик два друга, они от нечего делать украли огурцы с колхозного огорода.
    Павлик вовремя сообразил, что мама отругает его за такой поступок и отдал все свои огурцы Котьке. Я уверена, что он не рассказала маме о таком постыдном поступке. он вышел сухим из воды.
    Котька оказался не таким сообразительным, как его друг. Он принес огурцы домой, хотел порадовать маму своей добычей. Он честно рассказал ей о том, где набрал огурцов. Ему стало неприятно и страшно, когда он понял какой некрасивый поступок они с Котькой совершили. Хоть ему и было страшно идти одному ночью к колхозному сторожу, но он отнес все огурцы сторожу. Котька действительно осознал свою вину, раскаялся в своем поступке.
    Сторож оказался очень мудрым человеком. Наверняка он узнал ребят, но не пошел жаловаться на них родителям. Так же он принял извинения Котьки и простил ему один огурец, который Котька успел съесть.
    Мама Котьки оказалась честной и мудрой женщиной. Она заставила сына исправить его собственную ошибку. она преподала ему урок на всю жизнь. Я уверена, что благодаря матери Котька больше никогда в жизни не брал чужого.
    Главная мысль этого рассказа заключается в том, что не надо действовать по науськиванию других, каждый из нас должен думать своей головой прежде чем что-то сделать. Если же человек совершил неблаговидный поступок, за него придется расплачиваться.

  3. Главные герои рассказа сорвали огурцы, не спросив при этом сторожа. Ребята сорвали их столько, что пришлось нести огурцы домой. Дома мама одного из главных героев узнала о том, каким образом сын достал огурцы. Тогда она сказала мальчику отнести их обратно на огород, и во всем признаться сторожу. Мальчики там и поступили. Сторож их немного поругал, но огурцы сказал оставить себе. Произведение Носов «Огурцы» повествует о том, что ни в какой ситуации нельзя брать чужое без проса, ведь это очень плохо.

    Краткое содержание Носов Огурцы

    Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой. Их путь пролегал через огороды. На одном из них мальчики увидели уже созревшие огурцы, и решили сорвать для себя несколько штук. Ребята очень тихо перелезли через забор, сорвали огурцы и со своей добычей побежали со всего духу домой.
    Котька прибежал домой с огурцами, там его уже давно ждала мама. Она спросила, откуда у его сына овощи. Тогда мальчику пришлось сознаться в содеянном. Мама сказала Котьке о том, что ему обязательно нужно вернуть огурцы и сознаться в том, что он их украл. Мальчик не хотел этого делать, ведь ему было стыдно. Но все же Котька вернулся на огород и признался сторожу. Тот немного ему поругал, но сказал оставить огурцы себе.

  4. 4
    Текст добавил: -Пельмешка-(Crazy)

    Краткое содержание рассказа “Огурцы” Н.Носова для читательского дневника:
    Главные герои Котька и Павлик отправились на рыбалку, но в этот день плохо клевало. Возвращаясь домой, мальчики решили набрать огурцов с чужого поля, которое охранялось сторожем. Когда они заканчивали свое дело и собирались уходить сторож их заметил, но не догнал, он был пожилым. Павлик не стал нести огурцы домой, подумав, что его накажут и решил все отдать другу. Котька пришел домой и похвастался огурцами перед матерью. Но она не обрадовалась украденным огурцам и наказала отнести все назад.
    Сын стал плакать и говорил, что боится идти назад. Но мать сказала все равно сделать это. Котька взял огурцы и отправился обратно. На улице было темно и мальчику становилось страшно. Сначала он подумал выбросить огурцы, но понял, что так его накажут еще больше. Преодолев свой страх, он плача подошел к сторожу и все рассказал. Тот выслушал мальчика и сказал, что он все правильно сделал. В противном случае старика бы наказали. Так же старик сказал ему, что нужно принимать решение самому, а не делать все по указу товарища.
    Но одного огурца не хватал, потому что мальчик его уже съел. Котька спросил у старика, будет ли этот огурец краденным и тот ему сказал, что он является подарком за честность. После этого на душе у мальчика стало легко, он радостный отправился домой. И после этого случая решил, что никогда не будет брать чужое. Именно этому и учит рассказ.

  5. Огурцы. Носов Рассказ для детей читать
    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
    Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принес!
    Мама посмотрела, я у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.
    – Где ты их взял? – говорит мама.
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто, я сам нарвал.
    – Значит, украл?
    – Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.
    Котька начал вынимать огурцы из карманов.
    – Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.
    – Почему?
    – Сейчас же неси их обратно!
    – Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.
    – Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
    – Ну, я их выброшу.
    – Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
    Котька стал плакать:
    – Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
    – Вот видишь, что делаете! А если бы он поймал вас?
    – Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
    – Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь де душка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
    Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
    – Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
    – И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
    – Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
    – А брать не боялся?
    Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
    – Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!
    Котька повернулся и медленно медленно пошёл по улице.
    Уже было совсем темно.
    «Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто нибудь увидит, и дедушке из за меня попадёт».
    Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
    «Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
    Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.
    – Ты чего плачешь? – спрашивает.
    – Дедушка, я принёс огурцы обратно.
    – Какие огурцы?
    – А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
    – Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё таки огурцы то стащили. Нехорошо!
    – Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
    – А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
    Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
    – Ну, все, что ли? – спросил старик.
    – Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.
    – Почему не хватает, где же он?
    – Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
    – Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
    – А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
    – Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.
    Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
    – Дедушка, дедушка!
    – Ну что ещё?
    – А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
    – Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
    – А как же?
    – Ну, считай, что я тебе подарил его.
    – Спасибо, дедушка! Я пойду.
    – Иди, иди, сынок.
    Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

  6. 6
    Текст добавил: Принцесс~КоIIIоколадка

    Разделы:
    Начальная школа
    Цели:
    познакомить с новым произведением Н.Носова;
    развивать речь и творческие способности
    учащихся;
    совершенствовать навык выразительного чтения;
    формировать нравственные качества.
    Оборудование:
    картинки к произведения Н.Носова;
    карточки с названиями произведений;
    портрет Н. Носова;
    книги с произведениями Н.Носова;
    учебник О.В.Кубасова “Любимые страницы” 3 кл., 1-я
    часть;
    рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой.
    ХОД УРОКА.
    I. Организационный момент
    II. Повторение изученного
    1. Изученные произведения Н.Н.Носова:
    – Вспомните, какие произведения Н.Н.Носова мы с
    вами уже изучали?
    Опираясь на картинки, вывешенные на доске,
    дети вспоминают названия произведений: “На
    горке”, “Фантазёры”, “Живая шляпа”,
    “Находчивость”, “Затейники”.
    – Скажите, кто являлся главными героями этих
    произведений?
    III. Изучение нового материала
    – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
    произведением Н.Н.Носова. Как оно называется, вы
    узнаете, отгадав загадку:
    Летом в огороде – свежие, зелёные,
    А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас?…(Огурцы)
    – Правильно, так и будет называться наше
    произведение.
    На доску прикрепляется карточка с названием
    произведения и картинки к нему.
    – А как вы думаете, о чём будет это
    произведение?
    Высказывания детей; учитель направляет
    ответы учащихся, обращая их внимание на название
    изучаемого раздела.
    а) Подготовка к восприятию
    Учащиеся читают подготовительные упражнения
    перед текстом.
    IV. Физминутка
    б) Знакомство с текстом
    Чтение первой части учеником до слов
    “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
    – Предположите, что могло произойти дальше?
    Высказывания детей.
    Чтение второй части учеником до слов “Котька
    повернулся и медленно-медленно пошёл по улице”.
    – Предположите, как может поступить Котька?
    Высказывания детей.
    Чтение произведения учащимися до конца
    небольшими фрагментами.
    в) Работа по содержанию
    – Какие чувства вызвал у вас рассказ?
    – Что вы можете сказать о поступке Павлика и
    Котьки?
    – За что мы осуждаем Павлика?
    – Понравился ли вам главный персонаж рассказа?
    Почему?
    – Могут ли эти слова Я. Акима, посвящённые В.
    Драгунскому, стать эпиграфом к нашему
    произведению? Почему?
    На доске записаны слова: “Юному человеку
    нужны все витамины, в том числе все нравственные
    витамины! Витамины доброты, благородства,
    честности, порядочности, мужества.”.
    – Как на протяжении рассказа меняется
    состояние героя?
    Составление схемы. На доску по-очереди прикрепляются
    карточки со словами:
    РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
    ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
    СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так
    поменялось настроение?)
    ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти
    изменения?)
    – Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его
    мама именно так отнесётся к его поступку?
    – Правильно ли поступила мама?
    – Какою была мама? (строгой, справедливой, доброй,
    настойчивой)
    – В чём проявилась любовь матери к Котьке?
    – Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы
    обратно, а не выбросить их?
    – Каким был дедушка-сторож?
    – В чём проявились строгость и доброта дедушки?
    – Как стало на душе у Котьки, после того как он
    искупил свою вину? Найдите и прочитайте.
    г) Работа с пословицами
    – Какая из пословиц передаёт главную мысль
    рассказа “Огурцы”?
    На доске записаны пословицы:
    Труд делает человека умелым.
    Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.
    Умел ошибиться, умей и поправить.
    V. Итог урока
    Работа с выставкой книг.
    VI. Домашнее задание
    – Cтр. 115–119 читать и выполнить задания
    учебника, в тетради – стр. 29.
    15.11.2006

  7. Проблемы:
    > Проблема роли матери в жизни ребенка.
    > В каком возрасте нужно прививать нравственные ценности?
    > Проблема угрызений совести.
    > Проблема ответственности за свои поступки.
    > Проблема слепой материнской любви (контраргумент).
    > Проблема ответственности родителей за воспитание ребенка.
    > Проблема роли матери в формировании личности ребенка.
    > Проблема лояльного отношения к детским проступкам со стороны родителей (контраргумент).
    Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
    Котька пришел домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принес!
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
    – Где ты их взял? – говорит мама.
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто, я сам нарвал.
    – Значит, украл?
    – Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
    Котька начал вынимать огурцы из карманов.
    – Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама,
    – Почему?
    – Сейчас же неси их обратно!
    – Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
    – Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
    – Ну, я их выброшу.
    – Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
    Котька стал плакать:
    – Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
    – Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
    – Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
    – Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
    Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
    – Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
    – И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
    – Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
    – А брать не боялся?
    Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
    – Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
    Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
    Уже было совсем темно.
    “Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет”.
    Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
    “Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно”.
    Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
    Сторож услышал и подошел к нему.
    – Ты чего плачешь? – спрашивает.
    – Дедушка, я принес огурцы обратно.
    – Какие огурцы?
    – А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
    – Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
    – Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
    – А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
    Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
    – Ну, все, что ли? – спросил старик.
    – Нет… одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.
    – Почему не хватает, где же он?
    – Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
    – Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
    – А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
    – Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
    Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
    – Дедушка, дедушка!
    – Ну что еще?
    – А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
    – Гм! – сказал дед. – Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
    – А как же?
    – Ну, считай, что я тебе подарил его.
    – Спасибо, дедушка! Я пойду.
    – Иди, иди, сынок.
    Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

  8. Маргарита Коротких
    «Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы». Занятие по развитию устной связной речи старших дошкольников

    Цель:

    развитие устной связной речи на примере художественных произведений.

    Задачи:

    -учить пересказу по опорным картинкам
    -развивать грамматические навыки
    -обогащать словарный запас
    -отвечать на вопросы целым предложением

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Носова (демонстрация портрета писателя).
    Воспитатель: Какие произведения этого автора мы с вами уже читали?
    Дети: “Приключения Незнайки”, “Горки”.
    Воспитатель: А о чём будет новый рассказ Н. Носова, вы скажите сами как только отгадаете загадку:
    Летом в огороде – свежие зелёные,
    А зимою в бочке – жёлтые солёные.
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас?

    Дети: (огурцы)
    Воспитатель: Когда их много, они – огурцы. А когда один?
    Дети: Огурец.
    Воспитатель: Есть что? (показывает картинки)
    Дети: Огурец, огурцы.
    Воспитатель: Нет чего?
    Дети: Огурца, огурцов.
    Воспитатель: Подошёл к чему?
    Дети: К огурцу, к огурцам.
    Воспитатель: Доволен чем?
    Дети: огурцом, огурцами.
    Воспитатель: Думаю о чём?
    Дети: Об огурце, об огурцах.
    Воспитатель читает рассказ. В процессе чтения помещает на доску иллюстрации по порядку.
    Проводится беседа по содержанию рассказа.
    Воспитатель: Кто главные герои рассказа?
    Где живут дети : в городе или в деревне?
    Куда отправились дети?
    Куда забрели дети на обратном пути?
    Что делали мальчики на колхозном огороде?
    Как отнеслась мама к тому, что Котька пришел с огурцами?
    О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?
    Что Котька сказал сторожу?
    В каком настроении Котька возвращался домой?

    Физминутка :”Дружно за руки берись”

    Игра: “Что такое хорошо и что такое плохо?”
    Воспитатель называет разные поступки, дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулачке.
    1. Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
    2. Мальчики забрались в чужой огород.
    3. Мальчики убежали от сторожа.
    4. Павлик подумал, что ему достанется от родителей и отдал огурцы Котьке.
    5. Котька рассказал маме, где взял огурцы.
    6. Мама отправила Котьку к сторожу.
    7. Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет что отнёс.
    8. Котька подумал:”Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!”
    9.”Дедушка, я принёс огурцы обратно,”- произнёс Котька.
    10. Котька сказал: “Павлик брал и я взял”.
    11. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
    Воспитатель: Дети, в народе говорят: “Не тобой положено, не тобой и возьмётся”. Как вы понимаете эту пословицу?
    Кому из героев рассказа нужно так сказать?
    Дети:
    -Нельзя брать чужого. –
    -Нужно отвечать за свои поступки. –

    Упражнение на эмоциональную разгрузку : “Хмуриться не будем!”

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Всех никак не сосчитать.
    Хмуриться не будем,
    Про печаль забудем,
    Станем улыбаться,
    Весело смеяться!
    Улетели все печали,
    Лица радостными стали!

    “Пирамида добра”

    Воспитатель: Дети, всё, что мы хотим пожелать Котьке и самим себе, мы вложим в нашу пирамиду.
    Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают пирамиду.
    -Будь честным!
    -Будь трудолюбивым!
    -Будь смелым!
    -Будь умным!
    -Будь здоровым!
    -Будь счастливым!

    Воспитатель: Дети, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутя!

  9. Разделы:
    Начальная школа
    Класс:
    3

    Цели:
    Развитие у детей способности
    полноценно воспринимать художественное
    произведение, сопереживать героям, эмоционально
    откликаться на прочитанное; развитие
    скорочтения, освоение форм драматизации.

    Задачи:

    Формирование умения определять и анализировать
    композицию произведения;
    Умение анализировать характер и поступки
    героев;
    Умение составлять план рассказа.
    Развивать умение сравнивать, обобщать, делать
    выводы;
    Совершенствовать навыки выразительного чтения;
    Воспитание нравственных качеств личности.

    Оборудование:

    Портрет писателя Н.Н. Носова
    Выставка книг писателя
    Набор карточек с названиями его произведений
    Отрывки из произведений для чтецкой разминки
    Карточки с пословицами, словами синонимами для
    тренировки многосложных слов из рассказа
    “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
    Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для
    физкультминутки

    Ход урока

    1. Организационный момент


    Учитель:
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    – Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок
    литературного чтения немного иначе, чем всегда.
    Давайте отправимся с вами в театр, где вы
    попробуете проявить себя в роли актёров.
    Все уселись на свои места, настроились на
    работу. С каким настроением вы пришли? Покажите
    мне его при помощи “маленького человечка”.
    Обозначьте своё настроение.

    2. Проверка домашнего задания


    – Давайте проверим, все ли готовы к нашему
    путешествию. Посмотрим, как вы выполнили
    домашнее задание.
    – На прошлом уроке мы познакомились со
    шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
    Найдите и прочитайте, за что принцесса
    полюбила пастуха.
    Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
    Кто из героев сказки принадлежит чудесному
    миру?
    Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду,
    какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
    Какая идея этой сказки?
    Какая пословица подходить больше всего к нашей
    сказке?
    Слово пуще стрелы разит.
    Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
    “Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
    Прочитайте пословицу медленно.
    Подумайте, о чём говориться в скороговорке
    Проговорите пословицу несколько раз: сначала
    медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
    Произнесите пословицу несколько раз вслух в
    быстром темпе.
    Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
    Произнесите пословицу с разной интонацией:,
    выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с
    ! , с ?. интонацией.
    Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово
    ударение.

    3. Подготовка к восприятию текста


    – Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и
    мы можем отправляться в театр. Закройте все
    глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
    (На доске – рисунок театра.)
    Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а
    главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня
    мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте
    главного актёра театра.
    Коротышка озорной
    В яркой шляпе голубой.
    Неумейка и зазнайка
    И зовут его…Незнайка.
    (Звучит музыка, появляется сказочный
    персонаж Незнайка.)

    Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы
    меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто
    придумал меня и всех моих друзей из Цветочного
    города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но
    он писал книги не только о нас – сказочных
    человечках, но и о таких ребятах, как вы.
    Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда
    самые потрёпанные. Как вы думаете, почему?
    Правильно, их читают, они никогда не залеживаются
    на полках.

    Незнайка: Ребята, а что вы знаете о
    самом писателе Н.Н.Носове?
    (Свободные высказывания детей.)
    На доске портрет Н. Носова.

    Биографические сведения о Н.Н.Носове.
    Учитель:
    Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем
    мне захотелось потому, что у меня была интересная
    жизнь и у меня было много о чём порассказать
    людям”.

    Ученица:
    Он много знал и обладал от природы
    разнообразными талантами, и многое в жизни ему
    пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось
    быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и
    рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и
    фотографией, учился играть на скрипке и
    мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный
    журнал “Икс”. А потом поступил в Московский
    институт кинематографии и стал работать в кино,
    снимать разные учебные, научные и
    мультипликационные фильмы.
    Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов
    сначала сочинял сказки и рассказы просто так –
    для своего маленького сынишки. А потом один свой
    рассказ “Затейники” он отнёс в журнал
    “Мурзилка”. Это было в 1938 году.

    Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
    Учитель: Н.Н.Носов – автор таких
    произведений как “Мишкина каша”, “Живая
    шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом
    последовали другие. Посмотрите на нашу выставку
    книг. Широкую известность принесли автору
    повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”,
    “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и
    дома”, а также целая серия романов – сказок
    “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка
    в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”.
    Персонажи этих книг полюбились не только нашим,
    но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии,
    Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии,
    Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии.
    Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в
    нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
    Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего
    времени с удовольствием читают его произведения.

    4. Физкультминутка


    Незнайка: А сейчас объявляется
    антракт. Давайте немного отдохнём.

    5. Первичное чтение

    – Угадайте название рассказа Н. Носова.
    Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
    Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
    Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
    Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый
    огурец!

    А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “
    Огурцы” (Звучит фонограмма.)
    – Кто главный герой этого произведения?
    А сейчас для вас, как для начинающих актёров,
    задание: отработать чтение “трудных” слов.

    6. Подготовка к восприятию

    (стр. 115 учебника.)

    а) читай целыми словами.

    место – поместил – поместились.

    б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем –
    целыми словами.

    о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
    о-ста-но-вил-ся – остановился

    в) Читай внимательно.

    Соврал – сорвал
    Совать – соврать
    Нарвали – наврали
    Выпрошу – выброшу.

    7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова


    – Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному
    чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”.
    Обратите внимание на знаки препинания в конце
    предложений.

    а) чтение учеником вслух до слов: “
    …Котька
    начал вынимать огурцы из карманов”.
    – Предположите, что могло произойти дальше с
    Котькой?
    (Ответы 1–2 учеников.)

    – Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой
    радостный.)
    б) Выразительное чтение учащихся до слов:
    “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл
    по улице”.
    Автор; мама; Котька:
    Это I часть –
    вступление, из которого мы
    узнали, в какой обстановке будет развиваться
    действие.
    – Что мы узнали о двух друзьях?
    – Как вы относитесь к поступку Павлика?
    – Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти
    слова вывешиваются на доске.)
    – Каким вы представляете Котьку? (Глупый,
    доверчивый.)
    – Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама?
    В чём проявляется её строгость? Справедливость?
    Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её
    любовь к сыну?
    – Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не
    будет сына.)

    в)
    Чтение II части до слов: “ Котька
    побежал домой…”

    – Это Кульминация – наивысшая точка
    развития сюжета, в которой конфликт максимально
    обострён и требует немедленного разрешения. Что
    думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
    – Какие чувства испытывал Котька? (Досаду,
    печаль, тревогу, волнение, страх.)
    – Какие черты характера проявились здесь у
    Котьки?
    – Каким изобразил его автор?
    – Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый,
    честный.)
    – Каким был дедушка-сторож? (Честным,
    трудолюбивым.)
    – В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать:
    “А ты на Павлика не смотри…”)
    – В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый –
    не кричал, не наказал.)

    – Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой –
    сторожем)
    г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка –
    логическое заключение).

    – Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами
    характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
    – Почему дедушка так обращается к мальчику?
    Чему радовался Котька в конце рассказа?
    Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение
    дедушки.)
    – Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам
    герой рассказа? Почему?
    – Найдите в этом рассказе предложение, в
    котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика
    не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
    Вывод: Вот, что бывает с человеком,
    когда он совершает необдуманный поступок.
    – От чьёго имени ведётся рассказ?
    Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать
    этот рассказ.
    Озвучим эти картины.

    Автор; Мама; Котька; Сторож.

    Найдём интонацию чтения, исходя из содержания
    текста и понимания поступка и характера героя
    рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
    (Необходимо выразить возмущение, строгость.)
    – Какую интонацию используем в репликах Котьки
    на протяжении всего рассказа:
    Радость
    чувство удивления
    досады
    растерянности
    плач

    8. Проверка знания текста


    На доске приготовлены листочки. Необходимо
    последовательно их распределить.
    Котька пришёл домой радостным.
    Всё равно они уже расти не будут.
    Пусть лучше у меня не будет сына…
    Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
    А ты на Павлика не смотри, сам…
    На душе у него было радостно.

    (На доске запись этих предложений.)
    – Молодцы! Справились!
    Из трёх пословиц выберите одну, которая
    выражает главную мысль этого произведения:
    Стыдно сказать, а грех утаить.
    Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести
    нет.
    Правда дороже золота.
    В заключении урока хочу вас спросить, так
    почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы
    были испытанием для Котьки. Из всего
    случившегося он вышел достойно.)

    9. Подведение итогов


    – Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на
    уроке вы показали себя настоящими актёрами:
    выразительно читали, работали над текстом,
    инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы
    подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать
    в любой театр.
    – Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
    – Какую оценку поставите?
    – С каким настроением вы заканчиваете урок?
    – Покажите мне его при помощи “маленького
    человечка”.
    – На этом наше путешествие закончено. Всем
    спасибо за урок.

    10. Домашнее задание


    стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
    Оценка класса.
    3.12.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *