История свидетель всему происходящему. Благодаря ей мы знаем, как жили знаменитые люди, изобретали первый автомобиль, строили первые храмы, происходили первые научные открытия, политические скандалы, смена власти, революции, и многое другое. В каждом определенном историческом этапе происходили бедствия, беды, но время показывало, что они рано или поздно менялись к лучшему. Говорят, богат тот народ, кто знает историю. Ничего нет мудреного, прошлое помогает нам не совершать ошибки наших предков. История несет не только изведанные факты, но и учит чему-то новому, учит нас справедливости, помогает фокусировать свои взгляды на разные факторы жизни.
Многие задавались вопросом, зачем изучать историю? Это же былое и некоторый опыт не актуален на сегодня. Изучая традиции, нравы, культуру своей страны, понимаешь, как стремительно развивалось человечество. Ведь, развитие культуры и хранение традиций предков – залог успешной сильной развивающей страны. Кто-то считает себя носителем знаний истории, но чаще всего это мнение ошибочное. К примеру, человек знающие важные события, открытия, гениев всех эпох. Это лишь иллюзия того, что ты человек образованный. Возможно, жизни не хватит, чтобы познать деяние всех событий. Каждую минуту в мире творится нечто особенное. В это время пишется новая история…
Все мы хотим сделать свой вклад в историю, оставить след после себя. Хочется, чтобы тебя помнили. Мы живем в таком времени, что любой поступок в той или иной степени заставляет помнить о вас. Не обязательно всемирное признание. Достаточно, близких тебе людей.
История – это дорога во времени. Она берет начало в древних веках, и выводит нас в современный мир.
Во всех учебниках пишут, что история – это наука о прошлом. История – это записи о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад. Даже то, что происходит с нами сейчас, когда-то станет историей и попадет в школьные учебники.
Знать историю своего народа также важно, как и разбираться в том, что происходило во всем мире давным-давно. История учит нас положительным и отрицательным примерам. Мы можем сделать выводы на ошибках прошлого и больше их не совершать. Или узнать полезное из устройства других народов, их законов и способов ведения хозяйства, применить успешные проекты для своей страны.
Знать историю своего края не только полезно, но и интересно. Важно помнить о том, какие войны и революции свершались в нашей стране, в городах, где мы родились и живем. Необходимо знать о том, как жили люди много лет назад на улицах, где сейчас расположены наши дома, как они одевались, чем питались, на чем ездили, с кем враждовали, а с кем сотрудничали.
История учит нас не совершать ошибки прошлого, а делать выводы и выбирать для примера успешные проекты. Тогда про наше время в школьных учебниках напишут только приятные сведения об успехах нашей эпохи, о достижениях в науке, культуре, производстве, сельском хозяйстве и других сферах деятельности.
Многие великие люди говорили о том что, не зная своего прошлого, сложно смотреть в будущее. Каждый день происходят события, которые могут попасть в историю и наше поколение несет ответственность за то, какими они будут. Именно поэтому необходимо изучать историю своего города, своей страны и всего мира
Содержание статьи:
Требования к сочинению по истории
План сочинения по истории
Разбор сочинения по истории
Пример реального сочинения по истории
Критерии оценивания сочинения по истории
Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.
Требования к сочинению по истории в ЕГЭ
Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
В демо-версии 2020 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
План сочинения по истории
Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
Оценка значимости данного периода для истории страны.
Важно!
– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.
Разбор сочинения по истории
Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
Период истории России: 1928 – 1940 гг. Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.
Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
1881-1894
Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
(автор сочинения – Ирина Айтуганова)
Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 12. К1. Указание событий, явлений 2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса). К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) 2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России 1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. К5. Использование исторической терминологии 1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология. К6. Наличие фактических ошибок 3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки ! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов ! К7. Форма изложения 1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала). ! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.
Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.
Что поможет написать сочинение хорошо:
Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).
Период мировой истории 1918 г. — начала XXI в., получивший название Новейшая история, включает около одного столетия; это тяжелейший период в судьбах человечества, народов и отдельных людей.
Никогда раньше за столь короткие сроки общество не менялось так кардинально. Научно-технический прогресс не только изменил к лучшему повседневную жизнь людей, но и привёл к созданию оружия массового поражения: отравляющих веществ, атомных бомб и средств их доставки на дальние расстояния — реактивной техники. В XX в. человечество пережило две мировые войны и множество других не менее тяжёлых потрясений — распад империй, революции, в разных странах ставились небывалые социальные эксперименты, разрабатывались идеократические планы построения нового мира. В то же время человек осваивал космическое пространство; в помощь природному интеллекту он изобрёл искусственный — компьютеры и робототехнику. В этот период появились новые системы коммуникации — Интернет, электронная почта, мобильная телефонная связь. Величайшими достижениями века можно считать расширение и защиту прав человека, осознание их как неотъемлемой нравственной ценности, присущей правовому государству.
История человечества – это история его прогресса, история знаний и культуры. Летописи и книги, а теперь еще кино и видео способны передавать накопленный людьми запас знаний. И они отмечают вехи того, как этот запас знаний пополняется чем-то новым.
Недавно я смотрел с отцом фильм 2006 года «Апокалипсис». Это кино о древней цивилизации майя, где не знали колеса и приносили богам человеческие жертвы в случае засух и болезней. Но придут в Америку конкистадоры, познакомят местных жителей и с колесом, помимо всего прочего…Завоюют их земли и подчинят их себе. Тогда, думаю, эти люди понимать, что приноси-не приноси жертвы, а лучше от этого жить не станешь, болезни не уйдут. Так копилка знаний человечества стала немного полнее.
В 16-м веке в Европе изобрели микроскоп и телескоп. Уже спустя столетие ученые начали говорить о том, что в микроскоп можно наблюдать живых существ, что меньше самой крохотной вши! Наверное, домохозяйки, как и сейчас частенько в ответ на сенсации, говорили: «Вранье!» и шли на кухню печь пирог. Но тогда произошел очередной прорыв в культуре и науке. «Не все-то ты, человек, видишь своими глазами, не все-то знаешь о мирах больших и маленьких!» – будто сказала природа: «А разгляди-ка на месте, что кажется тебе пустым, сотню мелких букашек!»
Сейчас мы тоже живем в эпоху прогресса науки и техники. Мы уже 10 лет как провели дома Интернет и пользуемся им с родителями и сестрой. Для нас это и кинозал, и библиотека, и справочник полезной информации, и магазин товаров.
Моя мама еще помнит свою прапрабабушку, с которой жила в детстве в деревне. Этой женщине выпал невероятно долгий век: она прожила сто шесть лет. Жаль, маме было всего десять лет, когда бабули не стало, но кое-что из ее рассказов она запомнила. Например, бабушка еще помнила, как в их городке на юге России случилась страшная эпидемия оспы, от которой умерло много народа. А где теперь черная оспа? Нет ее больше, победили прививками! Она помнила, как в их городок привезли первый автомобиль, такого раньше никто не видел! И он еще лет десять оставался там единственным! А теперь, мне кажется, авто вокруг больше, чем людей.
Что еще принесет история человечеству? Я надеюсь на хорошее. На новые лекарства от болезней, например. А в целом все надеются на добро и счастье. История – это ведь не только изобретения. Это и летопись человеческого счастья, ошибок и достижений.
История свидетель всему происходящему. Благодаря ей мы знаем, как жили знаменитые люди, изобретали первый автомобиль, строили первые храмы, происходили первые научные открытия, политические скандалы, смена власти, революции, и многое другое. В каждом определенном историческом этапе происходили бедствия, беды, но время показывало, что они рано или поздно менялись к лучшему. Говорят, богат тот народ, кто знает историю. Ничего нет мудреного, прошлое помогает нам не совершать ошибки наших предков. История несет не только изведанные факты, но и учит чему-то новому, учит нас справедливости, помогает фокусировать свои взгляды на разные факторы жизни.
Многие задавались вопросом, зачем изучать историю? Это же былое и некоторый опыт не актуален на сегодня. Изучая традиции, нравы, культуру своей страны, понимаешь, как стремительно развивалось человечество. Ведь, развитие культуры и хранение традиций предков – залог успешной сильной развивающей страны. Кто-то считает себя носителем знаний истории, но чаще всего это мнение ошибочное. К примеру, человек знающие важные события, открытия, гениев всех эпох. Это лишь иллюзия того, что ты человек образованный. Возможно, жизни не хватит, чтобы познать деяние всех событий. Каждую минуту в мире творится нечто особенное. В это время пишется новая история…
Все мы хотим сделать свой вклад в историю, оставить след после себя. Хочется, чтобы тебя помнили. Мы живем в таком времени, что любой поступок в той или иной степени заставляет помнить о вас. Не обязательно всемирное признание. Достаточно, близких тебе людей.
История – это дорога во времени. Она берет начало в древних веках, и выводит нас в современный мир.
Во всех учебниках пишут, что история – это наука о прошлом. История – это записи о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад. Даже то, что происходит с нами сейчас, когда-то станет историей и попадет в школьные учебники.
Знать историю своего народа также важно, как и разбираться в том, что происходило во всем мире давным-давно. История учит нас положительным и отрицательным примерам. Мы можем сделать выводы на ошибках прошлого и больше их не совершать. Или узнать полезное из устройства других народов, их законов и способов ведения хозяйства, применить успешные проекты для своей страны.
Знать историю своего края не только полезно, но и интересно. Важно помнить о том, какие войны и революции свершались в нашей стране, в городах, где мы родились и живем. Необходимо знать о том, как жили люди много лет назад на улицах, где сейчас расположены наши дома, как они одевались, чем питались, на чем ездили, с кем враждовали, а с кем сотрудничали.
История учит нас не совершать ошибки прошлого, а делать выводы и выбирать для примера успешные проекты. Тогда про наше время в школьных учебниках напишут только приятные сведения об успехах нашей эпохи, о достижениях в науке, культуре, производстве, сельском хозяйстве и других сферах деятельности.
Многие великие люди говорили о том что, не зная своего прошлого, сложно смотреть в будущее. Каждый день происходят события, которые могут попасть в историю и наше поколение несет ответственность за то, какими они будут. Именно поэтому необходимо изучать историю своего города, своей страны и всего мира
Содержание статьи:
Требования к сочинению по истории
План сочинения по истории
Разбор сочинения по истории
Пример реального сочинения по истории
Критерии оценивания сочинения по истории
Что делать, чтобы написать сочинение хорошо
Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.
Требования к сочинению по истории в ЕГЭ
Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.
В демо-версии 2020 г. на сайте разработчиков ЕГЭ http://www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):
Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
План сочинения по истории
Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:
Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
Оценка значимости данного периода для истории страны.
Важно!
– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.
Разбор сочинения по истории
Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
Период истории России: 1928 – 1940 гг.
Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:
В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.
Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.
Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.
Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
1881-1894
Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
(автор сочинения – Ирина Айтуганова)
Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 12.
К1. Указание событий, явлений
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
К5. Использование исторической терминологии
1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
К6. Наличие фактических ошибок
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
К7. Форма изложения
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.
Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.
Что поможет написать сочинение хорошо:
Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).
Период мировой истории 1918 г. — начала XXI в., получивший название Новейшая история, включает около одного столетия; это тяжелейший период в судьбах человечества, народов и отдельных людей.
Никогда раньше за столь короткие сроки общество не менялось так кардинально. Научно-технический прогресс не только изменил к лучшему повседневную жизнь людей, но и привёл к созданию оружия массового поражения: отравляющих веществ, атомных бомб и средств их доставки на дальние расстояния — реактивной техники. В XX в. человечество пережило две мировые войны и множество других не менее тяжёлых потрясений — распад империй, революции, в разных странах ставились небывалые социальные эксперименты, разрабатывались идеократические планы построения нового мира. В то же время человек осваивал космическое пространство; в помощь природному интеллекту он изобрёл искусственный — компьютеры и робототехнику. В этот период появились новые системы коммуникации — Интернет, электронная почта, мобильная телефонная связь. Величайшими достижениями века можно считать расширение и защиту прав человека, осознание их как неотъемлемой нравственной ценности, присущей правовому государству.
История человечества – это история его прогресса, история знаний и культуры. Летописи и книги, а теперь еще кино и видео способны передавать накопленный людьми запас знаний. И они отмечают вехи того, как этот запас знаний пополняется чем-то новым.
Недавно я смотрел с отцом фильм 2006 года «Апокалипсис». Это кино о древней цивилизации майя, где не знали колеса и приносили богам человеческие жертвы в случае засух и болезней. Но придут в Америку конкистадоры, познакомят местных жителей и с колесом, помимо всего прочего…Завоюют их земли и подчинят их себе. Тогда, думаю, эти люди понимать, что приноси-не приноси жертвы, а лучше от этого жить не станешь, болезни не уйдут. Так копилка знаний человечества стала немного полнее.
В 16-м веке в Европе изобрели микроскоп и телескоп. Уже спустя столетие ученые начали говорить о том, что в микроскоп можно наблюдать живых существ, что меньше самой крохотной вши! Наверное, домохозяйки, как и сейчас частенько в ответ на сенсации, говорили: «Вранье!» и шли на кухню печь пирог. Но тогда произошел очередной прорыв в культуре и науке. «Не все-то ты, человек, видишь своими глазами, не все-то знаешь о мирах больших и маленьких!» – будто сказала природа: «А разгляди-ка на месте, что кажется тебе пустым, сотню мелких букашек!»
Сейчас мы тоже живем в эпоху прогресса науки и техники. Мы уже 10 лет как провели дома Интернет и пользуемся им с родителями и сестрой. Для нас это и кинозал, и библиотека, и справочник полезной информации, и магазин товаров.
Моя мама еще помнит свою прапрабабушку, с которой жила в детстве в деревне. Этой женщине выпал невероятно долгий век: она прожила сто шесть лет. Жаль, маме было всего десять лет, когда бабули не стало, но кое-что из ее рассказов она запомнила. Например, бабушка еще помнила, как в их городке на юге России случилась страшная эпидемия оспы, от которой умерло много народа. А где теперь черная оспа? Нет ее больше, победили прививками! Она помнила, как в их городок привезли первый автомобиль, такого раньше никто не видел! И он еще лет десять оставался там единственным! А теперь, мне кажется, авто вокруг больше, чем людей.
Что еще принесет история человечеству? Я надеюсь на хорошее. На новые лекарства от болезней, например. А в целом все надеются на добро и счастье. История – это ведь не только изобретения. Это и летопись человеческого счастья, ошибок и достижений.