Сочинение на тему новая жизнь былин

7 вариантов

  1. Былины на любую тему 6-7 класс Сборник былин
    1.«Былина о любви»
    Во славной городе да в Ё – бурге,
    Стоит да поживает школа долговечная,
    И номерок то у неё 154!
    В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,
    А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой
    он.
    Любили они друг друга, да преградой был им
    Ростислав плохучий,
    И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.
    И решили они бороться с Ростиком плохучим,
    Да у него был приспешник славный,
    Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.
    Боролись они три дня и три ночи,
    А победил Ростик плохучий,
    Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.
    И воссоединились Полинка и Антошка!
    Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав
    вернулся…
    Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,
    Но у Полинки были подруги верные: Женька и
    Настюшка!
    И спасли они Полину раскрасавицу,
    А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог
    Ростика плохучего поймать.
    Наконец-то Полина и Антон остались вместе да
    Навсегда!
    2.«Алёша Потапович против русской мафии»
    Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.
    Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.
    Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.
    3. «Алёша Попович и вороны Кощея»
    Кощеевы слуги, чёрны вороны,
    Повадились на хлеб киевский
    Через день налетать, да поклёвывать.
    И отправил князь Владимир гонцов
    В деревеньку дальнюю,
    Да за Алёшей Поповичем,
    Мол, спаси нас, богатырь
    Да от силы вражеской, да от голода.
    Засобирался богатырь
    Во владения Киевские.
    Прыгнул могучий конь
    Лишь два раза да утомился,
    А город большой уже виден.
    Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.
    Да налетели вдруг чёрны вороны,
    Да тут же солнышка не видно стало.
    Проснулся богатырь, натянул тетиву
    И начал по воронам палить.
    Испугались супостаты, полетели.
    А Алёша Попович на коня и за ними.
    Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,
    А в глубине на троне костяном Кощей сидит.
    Рассердился он, наказал воронам
    На богатыря русского напасть.
    Отбивался Алёша Попович,
    Пока не попадали вороны все.
    Испугался Кощей, побежал от смерти.
    Но нагонять его богатырь начал,
    Да такие слова кричать:
    «Бойся, Кощей, будешь знать,
    Как землю русскую грабить!»
    Быстрей, быстрей Кощей бежал,
    Да свалился с горы высокой.
    Отправился Алёша Попович в город.
    Хвалили его, садили за стол богатый,
    Да кормили едой лучшей,
    Да песню о нём слагали.
    4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»
    Жил да был в одном городе славном,
    Да во стольном Киев-Граде
    Богатырь Никита Добрынич.
    С трудом носила его мать, сыра земля.
    Да и был Никита грамоте разной обучен.
    ***
    Однажды к Владимиру Светлому Княже
    Басурмане напали на стольный Киев-Град.
    Да и Никита с дружиною своею отлучился.
    Послал князь Владимир гонца за Никитою.
    Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.
    Догнал он Никиту возле Волги матушки.
    Тотчас отправился Никита.
    ***
    Выезжал Никита во чисто поле,
    Залазил Никита на сосну высокую.
    Смотрел Никита на город осаждённый.
    Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».
    ***
    Решил Никита часть дружины оставить в кустах.
    С другой же частью пошёл на басурман.
    Завязался бой жестокий.
    Никита вперёд махнёт мечом – улочка,
    Направо – проулочка.
    Устала часть дружины – её другая сменила.
    ***
    Выиграл бой Никита.
    Выходил к нему князь с поклоном.
    Целовал Никиту в уста сахарны.
    Устроил князь пир на весь мир.
    И я там был, мёд-пиво пил.
    По усам текло, да в рот не попало!
    5.Былина «Сергей и Екатерина»
    В славном городе, да во Киеве,
    Жил-поживал князь Сергей.
    А в Муроме жила-была
    Простая красивая крестьянка Екатерина.
    Поезжал когда-то Сергей по Мурому,
    Повидал Екатерину, да и ахнул.
    Нежданно-негаданно влюбился.
    Сели на коня да и поехали.
    Хороша, прекрасна земля,
    Но что-то небо скручивалось.
    Темноту завидел князь.
    Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.
    Пешком возвратился домой князь Киевский,
    Время прошло, он да и забыл.
    Прошло лет пять оттуда,
    Да и услыхал Сергей, что во Франции
    Екатерина у сударя Максима суженая.
    Но, а ту не узнал князь,
    Но на славном коне,
    Во Францию поспешил,
    Поздравить маму невесту.
    По синему морю плывёт,
    По сырой земле скачет,
    Мимо облаков пролётывает.
    Вот и во Франции наш князюшка.
    Сразу Сергей на свадьбу поспешил.
    Увидали Сергей и Катя друг друга,
    Вспомнили прекрасную любовь.
    Но Максим, завидев взгляд…
    Драка, сборище и мрак.
    Помыкающим месяцем лежал Сергей,
    Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:
    «Максима на костре сожгут».
    А Катя и Сергей жили-поживали,
    Да и троих детей нарожали.
    6.Былина об удалом молодце.
    Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!
    7.Былина о Петруше.
    Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.
    Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.
    Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.
    Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.
    Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.
    Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.
    Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.
    Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.
    «Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»
    «Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».
    «Вызволю я её, князь!»
    «Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».
    «Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».
    «Ну, как знаешь».
    Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.
    Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.
    Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:
    «Проси чего хочешь!»
    «Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»
    «Раз хочешь – женись!»
    И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
    8.Радомир.
    Как-то в богатом-то городе
    Да в Новгороде
    Жил добрый молодец
    По имени Радомир.
    Жил он бобылем,
    С хлеба на квас перебивался –
    Ни кола, ни двора
    У него не было.
    И отправился он
    На море синее.
    А на море том
    Беда приключилася.
    Корабли, что по морю плыли
    В пучину морскую провалилися.
    Как подул Радомир, разогнал волны пенные,
    Освободил корабли купеческие.
    9. Илья Муромец и сила татарская.
    Ай, и татарины поганые,
    Набрали силы могучей Татарской,
    Набрали силы многотысячной..,
    Да, поехали татарины поганые,
    На великое дело страшное.
    К князю стольному-киевскому,
    Приезжают тут татары поганые
    Дело страшное творить.
    Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.
    Сам, поехал хан их к Владимиру,
    Испугался наш Владимир стольно-киевский…
    Что татарины поганые зажимают…
    Что земли не видно из-за силы ихней!
    Но богатырям русским страх не ведом,
    Наплевать им на силу грозную, татарскую
    Не боятся силы смертной они!
    Но и в бой не рвутся, выжидают…
    Силе смертной засаду готовят…
    Тем временем князь стольно-киевский
    Убирался прочь в чисто поле…
    Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,
    Впрямь всю душу ему затерзало!
    И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…
    Но идея его осенила,
    Можно подкрепление позвать,
    Русским богатырям в помощь!
    И рванулся он быстрее ветра,
    Подгоняемый криками, воплями
    Свистом стрел и звоном мечей!
    Прискакал он к поселению русскому,
    Смерть там царила уже…
    Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…
    Скачет он дальше, ещё быстрее, к поселению другому…
    Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!
    Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,
    И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…
    Открывает ему Илюша,
    Истинный богатырь!
    Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?
    О, да о помощи тебя просить.
    Окружили наш город татары,
    Великою силой татарской.
    Соберу я дружину свою,
    И рванусь в Киев-град я!
    Выполнил он тут же своё слово…
    И собрал войско богатырское,
    И двинулись они вперёд…
    Подошли они к граду Киеву,
    Тишина вокруг. НИ ДУШИ…
    И решились в город зайти.
    В городе огонь царил и смерть.
    И звуки были торжества.
    Татарин одержал победу…
    И праздновал сейчас и грабил,
    Наши земли пресвятые осквернял!
    На главной площади они
    За победу свою выпивали.
    Решил Илья не ждать, напасть,
    Чтоб силу их врасплох застать!
    Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!
    В ней вместе бранных песен стрелы запоют,
    И копья наши и мечи остаят разговоры.
    И вот свершилось то мгновение!
    Вот наши двинулись вперёд!
    Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!
    Недолго ждать осталось, судьба предрешена!
    К утру освобождён Киев.
    Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,
    Сейчас он праздновал победу,
    Владимир благодарен был ему!
    10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»
    Как во славной сети Интернетушке
    Поселилася Силушка, да нечистая.
    Да не простая она была, а виртуальная.
    И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.
    И задумала она думу чёрную,
    Думу чёрную нехорошую –
    Заразить всех людей в «сети»
    Страшным вирусом лютой злобушки.
    Лютой злобушки и жестокости,
    Чтоб повывести род человеческий
    И зажить потом припеваючи.
    А тем временем в одном городе,
    Что стоит на реченьке Исетюшке,
    Да зовётся славным именем Екатеринушки,
    Жил простой русский богатырь – Илюшенька.
    Был он дальним внучатым племянником
    Всем известного Ильи Муромца.
    Славен был наш Илюшенька силою,
    Но не столь силён был наш молодец
    Кулаками махаться да лихачиться,
    Сколь силён он был по сетям гулять
    (Не простым сетям, а компьютерным).
    Программистом он стал не быстрёхонько –
    С детства, с измальства учился прилежненько.
    Поначалу жил Илюша у бабушки
    И осваивал премудрости компьютера.
    Игрушечек у него было достаточно
    И играл он часто в «контрушечку»,
    «Замочил» там немало всякой нечисти.
    Юность быстро прошла беззаботная,
    Пролетели деньки институтские.
    Тут пошёл наш Илюша на работушку,
    На работу серьёзную-слидную.
    Поступил он на службу государственную,
    Встал на страже «сетей» своей Родины.
    Вот однажды выполнял он секретное задание
    Самой-самой повышенной сложности.
    И пришлось добру молодцу Илюшеньке,
    Чтоб с задание справиться наславушку,
    Во «сети» познакомться с красной девицей,
    Величали которую Алёнушкой.
    Хоть не видывал он той девицы,
    Но пришлась она ему по нраву молодецкому,
    Покорила сердце богатырское
    Красотою души своей бесхитростной
    И умом своим пытливым не по летушкам.
    Завязалась меж ними переписочка.
    До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,
    Когда письма писал он своей зазнобушке.
    И ему отвечала Алёнушка взаимностью,
    Не скупилась на письма электронные.
    Как прознала да прослышала Силушка нечистая
    Про такую любовь непорочную,
    Поняла она, что покудова
    Есть ещё на Земле чувства добрые,
    Не бывать ей паутинушки,
    Кличут которую Интернетушкой.
    И задумала Силушка нечистая
    Извести красну девицу – Алёнушку,
    Заразив её страшным вирусом,
    Страшным вирусом лютой злобушки,
    Лютой злобушки и жестокости.
    Послала она доброй девице
    Письмецо лихое заражённое.
    И закралась белезнюшка недобрая
    На e-mail и в душу милой девушки.
    Позабыла она чувства светлые
    К добру молодцу свет-Илюшеньке,
    Написала она ему весточку
    Лютой злобой и холодом полную.
    Содрогнулося сердце богатырское
    От такого удара жёсткого,
    От удара жёсткого и нежданного.
    Заподозрил неладное Илюшенька,
    Отписал своей любушке словами прежними
    С добротой, лаской и нежностью.
    Ну, а сам, не теряючи времени,
    Стал искать, в чём причина неладного.
    От коллег своих по работушке
    Уж не раз слыхивал
    Про нечистую злую Силушку,
    Интернет заражавшую злобушкой.
    Слово дал он себе богатырское
    Отыскать и изжить её со свету.
    Вот уж месяц-второй богатырь не спит,
    Исхудал и исчах наш Илюшенька.
    Только память про предка великого –
    Всем известного Илбю Муромца –
    Помогала ему в дни отчаяния
    Оставаться верным слову данному,
    Слову данному – богатырскому.
    Нелегко было вычистить Силушку нечистую.
    Больно уж хитра и ловка она.
    Больно много у неё помощников,
    Тех, что могут предать Человечество
    Ради собственной выгоды пустяшненькой.
    Но не зря добрый молодец Илюшенька
    Много лет гранит науки осваивал.
    Он настиг ту Силушку нечистую,
    Разгадал он секретный код доступа
    И разрушил вирус ужаснейший.
    Вот и рухнули козни зловредные,
    Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,
    И сыграли они свадебку весёлую.
    Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,
    Убежала из «сети» Интернетушки.
    Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри
    На землюшке-то русской,
    На землюшке-то уральской!
    11.Славный программист Кирюшенька.
    В славном городе, да в городе Пскове,
    Жила силушка, да нечистая.
    Да и в этом городе славненьком
    Жила девица арембишная.
    Вот была у неё подруженька лучшая,
    Да советы давала прекрасные.
    И влюбился в девицу молодец,
    Программистом он подрабатывал.
    Коль красавицы той арембишной
    Уж нету красивей, милее,
    То задумала план злобный силушка,
    Да которую звали нечистою.
    Как украли из клуба красавицу,
    Василису красавицу-девицу,
    Взаперти всё держали от глаз чужих,
    Всё скрывали от глаз, таки яростных.
    Вот узнал о том горе Кирюшенька,
    Это тот, программистом работающий,
    От подруженьки Васелисеньки,
    У которой советы прекрасные.
    Указала дороженьку прямую,
    Дорогу прямую, прямоезжую.
    Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,
    Где машины стоят, да невиданные.
    Сделал выбор свой, добрый молодец,
    По душе, выбрал злат запорожец.
    И сказала подружка Кирюшеньке:
    «Чтож ты, молодец, лучше не видывал?
    Со всего света, со света собраны.
    Есть могучие, богатырские!»
    Да твердит ей в ответ добрый молодец:
    « Мне не нужно машин, да могучих,
    Мне не нужно машин богатырских,
    По душе мне мой запорожец!»
    Не смогла дать совета подруженька,
    Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.
    Да поехал дорогой он прямою,
    Дорогой прямою, проямоезжею.
    Увидала силушка злат запорожец,
    Да не признала гостя незваного.
    А наш славный добрый молодец
    Без труда, без войны спас красавицу.
    Ну а силушки, да нечистой,
    Не видеть больше земли-то русский!
    Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,
    Ай, красива девица арембишная!
    Да кончается наша былина,
    Поучительна, восхитительна…

  2. Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
    Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
    Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
    Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
    Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
    В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
    В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
    Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

  3. Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!
    Содержание:
    Былины – песни о старине 1
    О чём рассказывают древние былины 1
    Былина как художественное произведение 2
    Былинные ??богатыри 2
    На богатырской заставе 3
    Старший былинный богатырь Илья Муромец 3
    Славный русский богатырь Добрыня Никитич 4
    Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич 4
    Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко 4
    Микула Селянинович – собирательный образ русского земледельца 5
    Пословица – произведение устного народного творчества 6

    Валентина Крутецкая
    Готовые сочинения по былинам. 5–6 классы

    Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!

    Былины – песни о старине

    Былины – это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI – ХII веках. Тогда они назывались стари?нами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках – героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее – только в ХIХ веке.
    Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё – особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь – главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.
    Древний сказитель – это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами – в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.
    Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: “Боян” – то есть древнерусский певец и сказитель, “песнотворец”. Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.
    На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста – от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.
    Само слово былина означает, что в её основе – быль , то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком прошлом. Мы узнаём, как жили наши предки, какими были старинные города, каким оружием владели русские воины, какие наряды носили русские женщины.
    Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название – Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет – до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.
    Самые известные из всех былин – героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, – идея защиты русской земли.

    О чём рассказывают древние былины

    На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина – это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.
    Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.
    В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.
    Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

  4. Былины — это вид древних русских народных эпических песен исторического
    содержания. Слагая их, народ рассказывал о самых разнообразных сторонах
    повседневной жизни: труде, гуляньях, семейных проблемах, национально-
    освободительных войнах.
    Почти тысячелетнюю историю насчитывает былинный эпос. Его зарождение
    относится к древним временам раннефеодальной Руси. Образы былинных
    богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича — знакомы нам
    с самого раннего детства. Прославляемые в былинах героические защитники
    родной земли от всех ее врагов не являются исторически реальными личностями.
    Русский былинный эпос — один из ярких образцов художественного творчества.
    Содержание былин представляет собой непрерывно развивающееся действие, в
    ходе которого даются все необходимые характеристики и описания, раскрываются
    образы богатырей. Как правило, описания природы, бытовой обстановки,
    различных богатырских предметов, которыми они владеют — очень кратки.
    Конфликты, происходящие в былинах, отличаются исключительной остротой, что
    в полной мере соответствует характеру отображаемых реальных исторических
    событий, смертельной опасности, которой подвергался русский народ со стороны
    иноземных захватчиков.
    В былинном эпосе мы можем найти множество характерных художественных
    особенностей, одна из которых — целенаправленное преувеличение. Богатыри
    представлены как идеальные герои, наделенные силой, умом и храбростью.
    Враги…
    же их изображены только отрицательно, гротескно. В стилистике былин
    отразилась и любовь русского народа к остроумной шутке, смеху, иронии.
    Былинное повествование отличается величавой медлительностью и плавностью.
    В былине часто используются повторения слов, а так же словосочетаний,
    которые образуются из слов с одинаковым корнем или без синонимов.
    Например, «давным-давно», «без бою, без драки-кровопролития». Часто в басне
    можно встретить повторение эпизодов, но при этом каждый из них раскрывается
    так, что действие непрерывно нарастает.
    И конечно, в каждой былине мы встречаем прочно вошедшие в народный
    обиход тщательно подобранные эпитеты и сравнения: «белая береза», «тугой
    лук», «бояре толстобрюхие».
    Как и многие другие писатели, Бунин прекрасно понимал, что фольклор —
    неиссякаемый источник не только народной мудрости, хранимой столетиями,
    не только огромное творческое наследие, работая с которым, можно создавать
    все новые и новые произведения, но и зеркало самой жизни простого народа.
    И сколько бы ни прошло веков, писатели и поэты все равно будут оглядываться
    назад, бережно храня наследие, оставленное нашими предками, гордыми и
    сильными людьми, ратующими за процветание нашей родины, способными
    отдать жизнь за землю, которая их взрастила.

  5. 5
    Текст добавил: Самый Неуловимый

    Былины – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.
    В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как “детские”. А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
    Собственно народное название былины – старина, т. е. повествование о старинных событиях. Слово “былина” впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И. П. Сахаров.
    Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:
    1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.) .
    2. Новгородские былины (Герои – Садко и Василий Буслаевич) .
    Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
    Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
    Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.
    Часто повторяющийся в былинах сюжет – сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.
    Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить “богатырско сердце” героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.

  6. «Былины — наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской ЖИЗНИ, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной ЧИСТОТЫ и духовной красоты народа. Былины эпические поспи о событиях Древней Руси, возникшие и народной среде отразившие народные идеалы» — так характеризует современная фольклористика значение, содержание и происхождение былин.
    Изучение литературы в V классе открывается чтением одной и лучших русских былин. Былины продолжают знакомство учащихся с устным народным творчеством, начатое в IV классе.
    Велика роль былинного эпоса в идейно-нравственном и художественном развитии учащихся. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи — могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги. Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи — все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, на который мы вправе рассчитывать. Поэтому перед учителем встает задача первоочередной важности: чтобы заинтересовать детей былинным творчеством родного народа, необходимо прежде всего подготовить их как читателей к восприятию героических песен.
    Правильное чтение открывает перед пятиклассниками занимательность содержания былины и дает первое представление о художественном своеобразии этого? вида устной поэзии— медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырства героев. Но глубина и значительность
    былин приоткроются только тогда, когда дети увидят связь сказочно-гиперболизованных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами. Поэтому здесь особое значение приобретает комментирование во всех его видах и формах.
    Былины —один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочными, фантастическими вымыслами.
    Былины не воспроизводят точных исторических фактов. «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость».
    Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались, — XI—XII веков: это поэтическое изображение Киева — стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко (в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей—Владимира Святославовича и Владимира Мономаха), упоминание о многих известных деятелях Древней Руси X—XIII веков (около 30 имен). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие». Позднее новые события — вторжение монголо-татарских полчищ — вызвали к жизни появление былин о Калине, Батыге, Мамаевом побоище и др.
    Главные герои киевского цикла былин — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын.
    Былин, в названиях которых упоминается имя Ильи Муромца, чрезвычайно много. В них получают развитие все темы русского народного эпоса. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри па Руси».
    Однако, как установили ученые-фольклористы, создавались эти былины не в биографической последовательности. Первые (по времени появления) былины воспевали подвиги богатыря, и лишь тогда, когда в народе утверждалась его слава, возникали другие былины, отвечавшие на  вопросы, откуда взялся герой, что предшествовало великому подвигу, что последовало затем1. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершенные другими, менее популярными; так, былина «Илья Муромец и Идолище поганое» является переработкой более древней «старины» об Алеше Поповиче и Тугарине. Такое переосмысление вполне объяснимо, если мы вспомним, что с течением времени прозвище Попович стало восприниматься как указание на поповское происхождение Алеши и вызвало изменение его прежней характеристики. «Смелый Олешенька Попович млад» превращается в «бабьего пересмешника» хвастуна и задиру, «Алешенька рода поповского; поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие…»
    Неизменным оставалось отношение народа к своему любимцу Илье Муромцу. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях только народными интересами, выразилось прежде всего » описании его внешности:
    Ехал стар по тосту полю,
    По тому раздолью широкому.
    Голова  бела,  борода  седа,
    По белым грудям росстилаетси,
    Как скачен жемцгог россыпаетси…
    В былинах Илья ласково именуется Илыошенькой, Илеюш-КОЙ. Свою любовь к нему и восхищение народ выразил и теми Эпитетами, которые всегда сопровождают его имя: добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский. Перифразом имени Ильи Муромца стало выражение «старый казак». Исследователи видят в этом наименовании влияние XVII века, «когда казачество стало играть видную роль в народных восстаниях, и слово «казак» могло приобрести смысл эпитета, указывающего на независимость, свободолюбие, воинственность»3. Вполне возможно, что определение «старый» в этом сочетании указывало не на возраст, а па принадлежность к исконному, «кадровому» казачеству. Однако слово «старый» так прочно связалось с величественным образом Ильи Муромца, что стало средством выражения особой уважительности к герою, особого, любовного почитания его:
    Снимал тут старый со буйной головы да шеломчат колпак,
    И он начал, старенький, тут шеломоц помахивать…
    Творцы былин поэтизируют все, что связано с богатырем: его коня, одежду, вооружение.
    Богатырский копь по совету калик перехожих куплен Ильей Муромцем у первого встречного крестьянина: «Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, бурого жеребчика косматенького…» За ним начинается тщательный уход: «…кормил его пшеном белояровым, поил свежей ключевой водой; и прошло поры-времени три месяца, стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, в три росы его выкатывал, подводил ко тыпу высокому, и стал бурушко через тын перескакивать…» («Исцеление Ильи Муромца».)
    Знакомство с былинами, посвященными любимому богатырю, создает представление о его образе —образе, покоряющем своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекающим силой и благородством выраженных в нем чувств; создается «целостный монументальный образ безупречного воина — слуги народа, который выступает в русском эпосе как гениальное обобщение жизненного опыта народа, как выражение его идеальных представлений о народном герое, и который живет в сознании народа-творца до сих пор».
    Изложенный выше материал учитель может использовать, рассказывая о героях русских былин на вступительном занятии, а также на уроке внеклассного чтения в процессе работы над картиной В. Васнецова «Богатыри».

  7. Природа русского обряда: “Обряд” – слово русское и происходит от корня “ряд”. Рядить или обряжать значило: обсудить, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило, провести праздник.
    В широком смысле слова – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обрядов определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности, обряды являлись и средством общения, и средством выражения коллективных эмоций. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Разумеется “праздники” не в нынешнем их значении сплошного отдыха, а праздники как дни “страшные” или “страстные”, посвященные богам, которые регулируют жизнь в природе и человеческом обществе.
    Большинство славянских обрядов сложилось в доисторические времена. Жизнь племен и народов носила относительно демократический характер, эти племена не знали рабства, подневольного труда и долговой кабалы. Только с развитием частной собственности начался процесс разделения земель, т. е. процесс закрепощения, появились феодальные государства, нуждающиеся в новой религии. Такой религией стало христианство. Православные миссионеры все больше вторгались в жизнь народа, всячески способствуя его духовному закрепощению. Духовенство с помощью княжеских дружин насильно загоняло людей в реки и крестило, превращая их единым взмахом меча и креста в рабов господ небесных и земных.
    Однако пройдет много времени, а люди по-прежнему будут упорно молиться силам природы и их богам: Роду. Ладе, Сварогу, Дажьбогу, Перуну, Велесу. Не способная искоренить до конца старые обычаи, церковь вынуждена была приспосабливаться к ним. Однако у славянских народов обычаи оказались более прочно связаны с жизнью и бытом родов и племен, были проникнуты более стойким демократическим духом общины, чем у народов, находившимися под властью христианства Римской империи. Православной церкви пришлось, отступая по необходимости от церковных канонов, “переделывать” народные обряды таким образом, чтобы установить над ними свой церковный контроль и придать им сугубо христианский характер. Поэтому сохранились два направления обрядности: народная и церковная, противоположные не только в мировоззренческой или идейной своей основе, но и в социально-политическом значении. Народный обряд по своему существу был всегда противоположен религиозному ритуалу, так как проникнут земными человеческими потребностями, идеями и чувствами через природу. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей, а обрядность религиозная сложилась на политической, классовой основе и сформировалась вместе с аппаратом насилия, освящаемого религией. Силы и мудрость народа умело соединили две религии в образе жизни и в обрядах и лучшее смогли донести до наших дней.
    Обряд – это освященное многовековой традицией развернутое условно-символическое действие. И когда начинаешь познавать и понимать суть символов, то становится стыдно за наши обвинения предков в невежестве. Ведь таковыми оказались мы сами. Остается только позавидовать, насколько человек понимал природу, а она взаимно одаривала его знаниями. Все символы действий и предметов подсказывала она же. Сам обряд становился мистерией, актом очищения и соединения с космосом, дававшим силы телесные и духовные. Человек знал, что после напряженной работы, в обряде, в торжественном единении он приобретет новые силы. Основные праздники – солнечные – разбивали жизнь по ритму солнца на четыре фазы или на четыре времени года. Вся деятельность человека совпадала с ритмами космоса, который давал соответствующие силы. Обряды изменялись по форме, но по своему смыслу и назначению в цикличной смене времен года, в хозяйственной деятельности и в самой человеческой жизни оставались неизменными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *