Сочинение на тему нравственность 7 класс

4 варианта

  1. Обучение написанию сочинения-рассуждения и подготовка к такого вида сочинениям – традиционная форма работы учителя-словесника, в процессе чего преподаватель учит понимать тему; четко формулировать свои мысли; последовательно и логично излагать материал; точно аргументировать высказывания; делать обобщения и выводы.
    Из опыта работы учителя русского языка и литературы Синяковой Марины Владимировны.
    Знания – это только тогда знания, когда они
    приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.
    Л.Н.Толстой
    Данная работа ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На мой взгляд, целесообразно начать обучение сочинению-рассуждению по  раскрытию понятий на нравственную тему с 5 класса. Это можно делать на уроках литературы в процессе проговаривания лексического значения определенных понятий и приведения примеров проявления данного качества в изучаемом произведении. Далее можно продолжить работу с использованием клише для написания сочинения. С подобным заданием справляются ученики с разными творческими способностями. Уже с 5 класса таким образом ведется подготовка к ОГЭ.
    Напомню задание ОГЭ 15.3: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта». В качестве доказательства тезиса на уроках литературы ребята обращаются к художественным произведениям, изучаемым в настоящий момент. Таким образом, они накапливают свой «Литературный сундучок», который окажет им помощь при написании творческого задания на ОГЭ в 9 классе.
    При обучении сочинению-рассуждению обращаемся к общему плану.
    План сочинения-рассуждения
    Толкование понятия с небольшим комментарием.
    Первый пример-аргумент из изучаемого художественного произведения.
    Второй пример-аргумент из данного художественного произведения или из другого художественного произведения, прочитанного ранее по программе или самостоятельно (можно использовать и зарубежную литературу).
    Вывод.
    Работа над толкованием понятий сначала ведется совместно по определенному плану.
    План работы над определением понятия:
    Ответы учеников на вопрос «Как вы понимаете слово «……..»?
    Какими синонимами вы могли бы заменить данное понятие?
    С чем ассоциируется у вас данное слово?
    Обращение к толковому словарю, чтение понятия.
    Обращение к словарю по этике.
    Формулировка понятия по схеме: понятие = родовое понятие + видовые отличия (существенные признаки определяемого понятия).
    Во время этой работы важно отмечать особенности нравственных понятий, например, выписывая определения из словарей, находим главные слова в определениях: любовь – это чувство, дружба – это взаимоотношения, отзывчивость — это качество и т.д.
    Вывод – это почти то же, что и первая часть, сформулированная другими словами. Ученикам  советую  в последнем абзаце дать ответ на один из вопросов:
    Почему без …. невозможна наша жизнь? (если речь о положительном понятии)
    Почему без …. жизнь будет лучше? (если речь об отрицательном понятии)
    Речевые клише для написания сочинения помогают найти “переходные мостики” для связи вступления и основной части сочинения, основной части и заключения. Начиная с 5 класса, предлагаю ученикам писать сочинения по речевым клише, по образцам.
    5 класс
    Сочинение по образцу
    Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина
    А.С.Пушкин – ………………………………………………………………………………………. Он создал много …….., …….., ………… Наше знакомство с Пушкиным начинается ……………………………………………………., когда нам читают …………………………. Поэт написал ………………………..сказок, но мне больше всех нравится……………………………………………… , потому что…………………………………………………………………… Мой (-я) любимый(-ая) герой (-иня) пушкинских сказок – ……………………………………………………………  О нем (ней) я хочу рассказать.
    (Имя героя) – ………………………………………………герой (героиня) сказки А.С.Пушкина «…………………………………………………». Мне нравится этот персонаж тем, что он (она)……………………………………………………………………………………… Характер ………………………………………проявляется в его (её) поступках. Например, …………………………………………………… Можно с уверенностью сказать, что (имя героя, героини)…………………………………………………………………………человек, так как он (она)…………………………………………. Я бы отметил(-а) такие черты характера (имя), как…………………………………..  Другие персонажи сказки относятся к  герою(героине)………………………………… Им нравится…………………………………………………………
    На протяжении всего повествования (имя) ведет себя………………………, ……………………………. Поэтому я считаю его (её) своим любимым героем сказок А.С.Пушкина.
    Сочинение
    Что помогло Васютке выжить в тайге?
    Тайга – это бескрайние леса, где …………………………….. Там  …………….. выжить человеку, если он не знает ……………………….
    Васютка из рассказа Виктора Астафьева с детства воспитывался в тайге. Поэтому, когда он заблудился, ему помогло знание …………………………….: у него были ………………….., ……………………….., …………………………… Он смог …………………………………………., переночевать ………………………….., опознавать, …………………………………., найти ………………………………………………….
    Трудно было мальчику преодолевать ……………………….. в ночном лесу. Ему казалось, что ………………………………, но он смог проявить ……………………………….        Не раз к нему приходило отчаяние, но он …………………………………………. Мальчик вышел к………………………………….. и …………………………………….
    Васютка  не раз проявлял ……………, …………….. Например, когда……………………………………… Или когда……………………………………………………………. Все это свидетельствует о том, что мальчик ………………………
    Одним словом, Васютка оказался ………………………………….. Он не только…………………………, но и ……………………………………. В честь такого не стыдно и озеро назвать!
    6 класс
    Что такое детство?
    (по повести Л.Н.Толстого «Детство»)
    Детство – это……   В детские годы…….. В течение остальной жизни……….
    О (об)   ……….   поре детства писали…………………….. Л.Н.Толстой создал……………………….. В ней он ……………………….  Главный герой повести «Детство» – ……………………….. Именно его глазами мы……………..   Повествование ведется от первого лица, чтобы ………………………………. Мальчик вынес из этого………………………… периода многие хорошие  человеческие качества: …………………………… Его окружали в детские годы ………………………………., поэтому ……………………………………….  Люди относились к ребенку………………………………. Став старше, герой вспоминает о……………………….. Ему……………………………  В памяти навсегда остались………………………………..  Для Николеньки детство – это……………
    Л.Н.Толстой в трилогии хотел показать, как…………………………………………….. Его герой во многом……………….  Детство, по мнению, Л.Н.Толстого, – ………………………………… Эту мысль он вкладывает в…………………………..
    Таким образом, становясь взрослыми, люди………………………………………. . Они уносят из мира детства…………  Но это сказочное время ………………………………, потому что детство – это…………………….
    Нравственный выбор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
    Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения. Обычно он связан с выбором между ………………… В течение жизни ……………………………………….. Это  происходит не только в важнейших судьбоносных решениях, но и  в……………………………………………….
    О нравственном выборе писали многие представители русской литературы. Например, В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» обращается к этой теме. (6-8 предложений о том, кто оказывается в этой ситуации и как из нее выходит.)
    Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор – это выбор, ……………………………………………… Принятое человеком …………………………………….. Очень важно, чтобы нравственный выбор ………………………………………………
    Что такое сострадание?
    Сострадание – это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это ………………………………….. Оно  проявляется в …………………………………….. Высшая цель сострадания – ……………………………….
    Многие писатели обращались в произведениях к теме сострадания. Сострадание проявляет ……………………………………., герой рассказа И.А. Бунина «Лапти». Он………………… (Написать 2-4 предложения о том, в чем проявляется сострадание героя).
    И.А. Бунин этим рассказом хотел……………………………………………….. Читая произведение, мы понимаем, что надо……………………………………………… Я думаю, сострадание……………………………………………………………………….
    В 7-9 классах ученики уже способны сами делать «мостики» между частями сочинения, так как основу сочинения-рассуждения они поняли в 5-6 классах. Клише я даю только слабым ученикам или тем, для кого русский язык не является родным. Остальные сами хорошо справляются с определением понятий и их аргументацией. Итогом данной работы считаю то, что результаты творческих работ стали лучше, большинство ребят выбирают на ОГЭ по русскому языку задание 15.3, которое выполняют на высокий балл.

  2. Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем.
    Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы.
    Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность – это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным.

  3. Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей.
    Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.
    Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее.
    Умение жить с другими людьми, то есть доброжелательно к ним относиться, характеризуется терпимым отношением к другим вкусам и мнениям, сочувствием человеку при его неудаче, поддержкой в трудной для него ситуации.
    Уважение к человеку — это отношение к нему как к высшей ценности, поэтому вежливость — стиль взаимоотношений, которого совершенно естественно придерживается нравственно воспитанный человек.
    Правила поведения, предусмотренные нравственностью, дают человеку модель общепринятого и социально оправданного поведения и тем самым облегчают ему общение с другими людьми.

  4. Материал для подготовки к сочинению на морально-этическую тему в 7 классе
    Что такое подвиг?
    Подвиг, согласно словарю С.И.Ожегова, – это «героический, самоотверженный поступок». Уверен, что возможность совершить его есть у каждого из нас! Только надо быть смелым и отважным. В этом убеждают нас примеры из художественной литературы.
    Смелость- это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг – это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Лишь подвигаясь вперед, мы совершенствуемся. Подвиг связан с таким движением. Совершение подвига необходимо каждому человеку для того, чтобы самому духовно вырасти, дать пример малым и слабым, укрепить в себе гордость духа. Совершая подвиги, мы достигаем жизненных удач, делаемся подвижниками. О подвигах мечтают подростки и юноши, именно в этом возрасте героизм воспринимается как служение людям и отечеству.
    Что такое сила духа?
    Сила духа – это одно из основных нравственных качеств человека, которой может быть сформировано с помощью упорства в преодолении трудностей. Только благодаря силе духа человек имеет возможность добиваться своих целей, преодолевать самые сложные препятствия.
    Что такое нравственный выбор?
    Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердием или равнодушием, совестью или бесчестием, законом или беззаконием… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека.
    Нравственный выбор – это решение, которое человек принимает во благо другой личности, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. На мой взгляд, нравственный выбор демонстрирует, какие моральные ценности предпочитает человек.
    Что такое самопожертвование?
    1) Самопожертвование… Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Безусловно, самоотречение ради высокого идеала, героизм, спасающий жизни и стоящий на страже моральных ценностей, альтруизм и благородство. Поспорить с этим сложно.
    2) Самопожертвование – это пренебрежение человека личными интересами с целью сохранения благополучия другого, это стремление отказаться от удовлетворения собственных желаний, удовольствий, нередко даже жизни для защиты интересов других людей. Самопожертвование считается крайней формой альтруизма. В современном обществе, где властвует всепоглощающее тяготение к личной наживе, где нравственность отошла уже даже не на второй, а на третий план, описываемое явление встречается все реже.
    Что такое свободолюбие
    Свободолюбие как качество личности – способность превратить любовь к свободе в самое главное желание своей жизни, склонность души и разума проникнуться стремлением к свободе, к независимости. Это свобода мыслей и поступков, способность и желание поступать по собственному желанию, независимо от мнений других людей.
    Что такое смелость (храбрость, отвага, мужество)
    Смелость — это бесстрашие, отвага. Это качество, которое позволяет человеку без промедления, забыв о риске, броситься на помощь кому-то или встать на чью-то защиту.
    В моём понимании смелость — это умение без оглядки подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость движет теми, кто спасает людей во время пожара, без опаски отправляется в тяжёлые экспедиции, выходит на бой с врагом. Однако и в обычной жизни много примеров смелых поступков.
    Использованные интернет-ресурсы
    1. https://owlearn.ru/news/nravstvennyj_vybor/2016-12-13-626
    2. https://podskazki.info/svobodolyubie/
    3. http://www.xapaktep.net/virtues/leadership/independence/desc.php
    4.http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochineniya-na-oge/36-oge-15-3-9-klass-sochinenie-na-temu-smelost-po-l-voronkovoj
    5. http://didacts.ru/termin/podvig.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *