Сочинение на тему нравственные проблемы в драме гроза

7 вариантов

  1. Нравственные проблемы
    в пьесе Островского «Гроза»

    Островского в свое
    время назвали «Колумбом Замоскворечья»,
    подчеркивая художественное открытие
    мира купечества в пьесах драматурга,
    однако сегодня такие произведения, как
    «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся»,
    «Таланты и поклонники», «Лес» и другие
    пьесы, интересны не только
    конкретно-исторической проблематикой,
    но и нравственной, общечеловеческой.
    Более подробно мне хотелось бы рассказать
    о пьесе «Гроза».
    Символично,
    что в 1859 году, накануне общественного
    подъема, который приведет в 61 году к
    отмене крепостного права, появилась
    пьеса с названием «Гроза». Подобно тому
    как символично название пьесы, многогранна
    и ее нравственная проблематика, в центре
    которой – проблемы внешней и внутренней
    свободы, любви и счастья, проблема
    нравственного выбора и ответственности
    него.
    Проблема
    внешней и внутренней свободы
    становится
    в пьесе одной из центральных. «Жестокие
    нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»,
    – уже в начале пьесы говорит Кулигин.
    Лишь
    одному человеку дано выделяться на фоне
    унижающих и унижаемых – Катерине. Уже
    первое появление Катерины открывает в
    ней не робкую невестку строгой свекрови,
    а человека, имеющего достоинство и
    ощущающего себя личностью: «Напраслину-то
    терпеть кому ж приятно», – говорит
    Катерины в ответ на несправедливые
    слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная,
    светлая, мечтательная натура, она, как
    никто в пьесе, умеет чувствовать
    прекрасное. Даже ее религиозность –
    это также проявление духовности.
    Церковная служба наполнена для нее
    особой прелестью: в лучах солнечного
    света она видела ангелов, ощущала
    сопричастность к чему-то высшему,
    неземному. Мотив света становится одним
    из центральных в характеристике Катерины.
    «А от лица-то как будто светится», –
    достаточно было Борису произнести это,
    как Кудряш тут же понял, что речь – о
    Катерине. Ее речь напевна, образна,
    напоминает русские народные песни:
    «Ветры буйные, перенесите вы ему мою
    печаль-тоску». Отличает Катерину
    внутренняя свобода, страстность натуры,
    не случайно в пьесе появляется мотив
    птицы, полета. Неволя кабановского дома
    гнетет ее, душит. «У вас все как будто
    из-под неволи. Завяла я у вас совсем», –
    говорит Катерина, объясняя Варваре,
    отчего она не чувствует счастья в доме
    Кабановых.
    С
    образом Катерины связана и еще одна
    нравственная проблема пьесы – право
    человека на любовь и счастье
    .
    Порыв Катерины к Борису – это порыв к
    радости, без которой не может жить
    человек, порыв к счастью, которого она
    была лишена в доме Кабанихи. Как ни
    пыталась Катерина бороться со своей
    любовью, эта борьба изначально была
    обречена. В любви Катерины, как в грозе,
    было что-то стихийное, сильное, свободное,
    но и трагически обреченное, не случайно
    свой рассказ о любви она начинает
    словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом
    разговоре с Варварой появляется образ
    пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь!
    Такой на меня страх, такой-то страх!
    Точно я стою над пропастью, и меня кто-то
    туда толкает, а удержаться мне не за
    что».
    Наиболее
    драматичное звучание приобретает
    название пьесы, когда мы чувствуем, как
    назревает «гроза» в душе Катерины.
    Центральной нравственной проблемной
    пьесы можно назвать проблему
    нравственного выбора.
    Столкновение
    долга и чувства, подобно грозе, разрушило
    ту гармонию в душе Катерины, с которой
    она жила; уж не снятся ей, как прежде,
    «храмы золотые или сады необыкновенные»,
    уже невозможно облегчить душу молитвой:
    «Думать стану – мыслей никак не соберу,
    молиться – не отмолюсь никак». Без
    согласия с собой Катерина не может жить,
    она никогда не смогла бы, подобно Варваре,
    довольствоваться воровской, потаённой
    любовью. Сознание своей греховности
    тяготит Катерину, мучит больше, чем все
    попреки Кабанихи. Героиня Островского
    не может жить в мире разлада – этим
    объясняется ее гибель. Она сама сделала
    выбор – и сама за него платит, не обвиняя
    никого: «Никто не виноват – сама на то
    пошла».
    Можно
    сделать вывод, что именно нравственная
    проблематика пьесы Островского «Гроза»
    делает и сегодня это произведение
    интересным для современного читателя.

  2. При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

    Проблема власти

    В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

    Проблема любви

    В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

    Конфликт старого и нового

    Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.
    Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».
    Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

  3. В пьесе «Гроза» А.Н. Островского поднимаются нравственные проблемы маленького провинциального города Калинова, в котором люди живут по закону «Домостроя», где свирепствует тирания, домашнее беззаконие.
    «Домострой» – это свод правил духовной, мирской и семейной жизни. В самом своде правил нет ничего плохого. По его законам, отношения в семье должны строиться на любви и взаимопомощи. Семья должна быть местом, где человек может отдохнуть, там нет места злу. Но так было не везде и не всегда.
    В своей пьесе Островский показывает нам, что в маленьком городке нравственные устои определяются старожилами, они управляют не только в городе, но и в своих семьях. Такими отрицательными героями в пьесе являются Дикой и Кабаниха. По своей сути это жестокие и невежественные самодуры, и жизнь под руководством таких людей нельзя назвать добропорядочной. Невестка Кабанихи Катерина изменяет мужу с Борисом, дочь Варвара тайно встречается с Кудряшом, родной сын Тихон пьет. А на людях все должно выглядеть добропорядочно. Это для жителей городка Калинов самое главное правило. Доводит этих людей до греха жестокость и самодурство Дикого и Кабанихи. Но являясь старожилами и поборниками «Домостроя», Дикой и Кабаниха не замечают упадка патриархального уклада жизни по причине замкнутости маленького городка, где нет прогрессивных веяний, где ханжество заменило истинную мораль.
    Нравственность героев драмы показана в их поступках. Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова обладают из-за своего богатства высоким положением. Жители города на себе чувствуют силу их влияния. Дикой не встречает ни в ком противоречия. Даже свою семью он держит перед собой в трепете. Его жена просит окружающих, чтобы его никто не рассердил. Племянника Бориса он тоже нагло ограбил, присвоив наследство.
    Для Марфы Игнатьевны Кабановой стремление ее детей и невестки к воле казалось преступным, потому что они могли перестать ее бояться, а этого она не могла допустить. У нее о нравственности свое понятие, себя она считает непогрешимой.
    Дикие и Кабановы опираются на «порядки» и «старину», но они уже не могут остановить развивающиеся молодые силы, что приходят в жизнь и вытесняют старые изжившие нормы и мораль.
    Молодое поколение пьесы – это Катерина, Тихон, Варвара, Борис. У Кабанихи с ее невесткой есть общие понятия о нравственности – это почитание старших младшими, что было традиционно для русских семей. Но все другие представление об их нравственности сильно отличаются.
    Катерина была воспитана в купеческой семье в любви и заботе друг о друге. У нее характер и любящий, и созидательный. И встретив в семье своего мужа суровое бездушие свекрови, Катерина попадает в «темное царство», которое ее угнетает и мучает, но нрав деспотичной Кабанихи не убивает в ней желания воли.
    К Борису ее чувство было безудержным. Любовь и страсть управляют молодой женщиной. Она думала, что Борис не такой как все. Она видела его таким, каким сама себе придумала. Но, так как она не могла принимать ложь и притворство, будучи порядочным человеком, она не могла простить сама себе свой грех, измену пусть и нелюбимому, но мужу. Муки совести привели ее к публичному признанию.
    А.Н. Островский с помощью пьесы показал людям, что не надо цепляться за старое, а следует думать о лучшем будущем.

  4. Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.
    5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», – говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», – достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», – говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.
    6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
    7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора.Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».
    Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.
    2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
    Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема — одна из основных в лирике Некрасова.
    Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..
    1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества. Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую….
    …И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!»
    Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей. Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.
    2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова —внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: «…иди и гибни безупречно».
    Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:
    Со всех сторон его клянут,
    И, только труп его увидя,
    Как много сделал он, поймут,
    И как любил он — ненавидя!
    По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным. С этим соглашается и Поэт — действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения.
    3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества:
    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет — он будет на кресте,
    4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
    Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.
    «Поэт в России больше ,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России , это прежде всего, человек с активной жизненной позицией. И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

    Билет № 2

  5. В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.
    Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
    Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».
    Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю».
    Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
    Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».

  6. Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции.
    2. Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.(на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
    Лирика М. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества, который звучит во многих стихотворениях: «Листок», «Утес», «Стансы», «Дума», «И скучно и грустно», «Тучи», «Пророк», «Парус». При этом нужно отметить, что это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и личное мировоззрение поэта. Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении «Парус» ( 1832 год)
    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом!..
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?..
    Играют волны — ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит
    Увы! он счастия не ищет,
    И не от счастия бежит!
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой! (Наизусть)
    Стихотворение «Парус» описывает морскую бурю и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
    Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало множество тяжелых испытаний. Читая произведение, мы наблюдаем и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и самого поэта, так как он сам одинок в бушующем мире людей.
    «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса на его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутреннее состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний, с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В то же время, читая произведение, мы чувствуем удивительную зрелость, присущую мыслям юного поэта.
    Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.
    В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неустроенности в жизни.
    В композиции стихотворения можно почувствовать внутренние переживания поэта, которому хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.
    В стихотворении «Утёс» («Ночевала тучка золотая / / На груди утёса-великана…) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утёса, жаждущая любви и нежности.В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена наконтрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес).
    Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.
    Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

    Билет № 3
    1.Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича.
    Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.
    Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.
    Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» – так говорит Базаров о любимой женщине.
    Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.
    Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.
    Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.
    2. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева.( на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
    Ф. И. Тютчев — знаменитый русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, как вдохновенный певец природы, создавший ей настоящие гимны. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке, о хаосе и о тайнах природы, о космосе и об извечных проблемах бытия.
    Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
    Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году.
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства, и мечты свои-
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи,-
    Любуйся ими – и молчи.
    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи,-
    Питайся ими – и молчи.
    Лишь жить в себе самом умей-
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи,-
    Внимай их пенью – и молчи!.. (Наизусть)
    Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:
    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства, и мечты свои.
    Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения,
    Взрывая, возмутишь ключи, –
    Питайся ими – и молчи.
    …тем самым углублять свои знания и представления о мире.
    Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу.
    Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.
    В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу. Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному.
    Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта – философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…»любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба.

    Билет № 4
    1.Положение русской женщины ХIХ в. (на примере 1-2 пьес А.Н.Островского)
    Две драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданица» посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы “Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не “Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает “вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. “Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!
    Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины сформировался характер, который выдержит, но не изменит себе.
    Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия, созданные устоями общества.
    Катеринане может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.
    2. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
    Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.
    Не могут оставить равнодушным строки стихотворений: «Прощай, немытая Россия», «Родина»(1841). «Прощай, немытая Россия…» – самое резкое политическое стихотворение поэта. Идея заключается в неприятии всех сторон действительности:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.
    Но «страна рабов и господ» – это не вся Россия. Родина – это ещё и простые русские люди.
    В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.
    Стихотворение «Родина» родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям;
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    (Наизусть)
    Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению – разливы рек ее подобны морям.
    Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».
    Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной.
    «С отрадой, многим незнакомой», – говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».
    Поэт называет свою любовь к родине странной любовью. По всему видно, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном, слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.
    Билет № 5
    1.В чем трагедия Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Человеку всегда будет интересен другой человек. Его жизнь, его история.
    Мы читаем литературу ,в первую очередь, для того, чтобы с помощью, пусть даже и вымышленных персонажей, больше постичь себя, свою жизнь.
    Тем лучше будет, если мы возьмем не самого однозначного персонажа. Обратимся к образу Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уместны будут и Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”), и Евгений Онегин (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”), и Лука (М.А. Горький “На дне”), и Воланд (М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”).
    Не все люди, которых мы встречаем в своей жизни, бывают нам интересны, не всех мы принимаем. Точно также не принимаем мы и некоторых героев литературных произведений, нам бывают понятны причины их поступков, но часто существует что-то такое, что отталкивает.
    Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.
    Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих “великих” людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.
    “Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости”, – думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: “Убьешь ты сам старуху или нет?” другой говорящий отвечает: “Разумеется, нет”. Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. “Не убий”, – гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.
    Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских – убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” убивает старуху-процентщицу для того, чтобы проверить свою теорию, суть которой заключается в том, что все люди делятся на два разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют.
    Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.”
    “Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
    Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
    Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
    Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.
    Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.
    Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же, как и он сам, от необходимости возвращать долги.
    Мы сколько угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен учиться решать, как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром.
    Можно понять Раскольникова, но право на убийство ни одно нормальное общество, ни один нормальный человек – принимать не должен.
    2. Пейзажная лирика А.А. Фета. (на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося)
    В своих стихах Афанасий Афанасиевич Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
    В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным.
    В его пейзажной лирике природа предстаёт перед читателем в самых ярких красках:
    Я пришёл к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, который именно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, производимое предметом. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда ( «Я пришел к тебе с приветом…»,«На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…»)
    В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»(1850 год). Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!.. (наизусть)
    Фет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения – он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении. Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
    Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое дыханье…».
    И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на
    свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-
    таки юны.
    Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой –
    соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели
    соловья…», – дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
    Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не
    просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого
    стихотворения. У поэта он олицетворен.
    Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И
    вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует
    метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…».
    Эпитет «дымные» подчеркивает легкость туч, невесомость, чистоту Автор использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово – «…слезы…» говорящее о том, что наступает миг расставания.

    Билет № 6
    1.Какие черты русского национального характера в образе И.Флягина раскрываются во время его странствий? (по повести «Очарованный странник» Н. Лескова).
    В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Николая Семеновича Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты.
    Реальная жизнь и реальный человек для писателя являлись первостепенными. Но Лескова всегда увлекала жизнь, не укладывающаяся в схемы, удивительные человеческие характеры. Ему, много повидавшему за время бесконечных путешествий по России, в этом смысле было что рассказать. Он знал о русской жизни и в особенности о русском человеке такое, о чем, возможно, мало кто из писателей ведал. Поэтому не случайно существует понятие «лесковский человек», как знак особой, отдельной, цельной человеческой личности.
    “Очарованный странник” – повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения – изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера.
    В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней.
    В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя –
    Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника»,
    как называет его сам писатель.
    В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам.
    После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.
    Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерт

  7. 7
    Текст добавил: .*.*ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце.*.*

    1 Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского Гроза Тема греха. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (по драме Гроза) Напишите сочинение-миниатюру на тему Каким я представляю себе А. Н. НРАВСТВЕННЫЕ ИТОГИ ГРОЗЫ – Героини пьес А. Н. Островского Гроза, Тема: Гроза. жестокого мира в драматургии Островского. образ Сочинение Проблематика пьесы Островского New Millennium English 9 класс. Найти сочинение на тему, по произведению, по картине: Булгаков Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско. Нравственные проблемы романа М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Катерина – луч света в темном царстве (по пьесе Гроза). и письменный (в форме сочинений на литературную тему, развернутого ответа Война и мир, классные сочинения по драме А.Н.Островского Гроза, Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния самых лучших сочинений – полный сборник сочинений – все темы драме Островского Гроза широко поставлены проблемы нравственности. суеверии, все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза >>>Подробнее<<< Школьные сочинения по литературе. Анализы Сочинения по картинам Сочинения на свободную тему Современная литература Проблемы нравственности в пьесах Александра Островского Предлагаю рассмотреть отношение Островского к проблемам нравственности на примере пьесы Гроза. Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. 2 Таким в пьесе Гроза изображен Савел Прокофьевич Дикой. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского Гроза. Листов: Проблема человеческого достоинства в драме Гроза. Листов: Нравственные проблемы в пьесах А.Н.Островского (на примере драмы Гроза). Сочинения : Гроза А. Н. Островского Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Гроза Драма Гроза, ее создание и проблематика. Душевная Осуждение нравственной слабости в драме Островского Гроза Повторит ли Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского Гроза. Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Смерть Катерины Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. А. Н. Островского Гроза Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины образ духоборца, главной нравственной программой которого являются ее создание и проблематика Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского Гроза Тема греха. Сочинения по произведению Отцы и дети Тургенева Афоризмы о любви и отношениях. сочинения на тему нравственные проблемы в пьесе гроза Особенности конфликта и сюжета пьесы А.Н. Островского Гроза. Социальная, нравственная, философская проблематика романа И.С. Тургенева Отцы и дети Тема гордости и 3 смирения в русской классической литературе. (сочинениерассуждение по пьесе Островского Гроза). Они представляют в пьесе две совершенно разные нравственные позиции, два разных. Пьесы Островского, в особенности Гроза, ставя и решая проблемы нашему времени, на социально-психологической и этической проблематике. против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, сочинение на тему: Характеристика образа Бориса в драме Гроза. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Гроза. Город Калинов и его Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Споры Обсуждение темы сочинения, составление плана, подготовка рабочих. В чем заключается нравственный смысл пьесы. А.Н.Островского Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована. Пьеса Гроза - социально-нравственная драма. Тема любви в пьесе А.Н.Островского не является главной. Писатель утверждает (идея), что любить. Иллюстрация к пьесе А. Островского Гроза (Источник) Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. *Напишите сочинение-размышление на тему: Трагизм героев пьесы Гроза. Тема 1.2. Поэма Медный всадник. Проблематика поэмы. Развитие реализма в культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Пьеса Гроза. Тема 2.3. Тема 2.5. Контрольное сочинение. Тема 2.6. И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман Нравственная проблематика поэмы. Тема теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, Творческая история Грозы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *