Сочинение на тему нравственные уроки романа преступление и наказание

13 вариантов

  1. Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин — сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить — сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека — судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь — это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
    Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание — великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
    Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
    Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
    Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

  3. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
    Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
    Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

  4. Чей путь вы считаете более правильным?
    почему?

    (Обсуждение)

    6. Выход к авторской позиции


    Какие бы пути ни были предложены в
    романе, Достоевский не предлагает четкого,
    определенного, единственного решения. Ведь перед
    нами полифонический, многоголосный роман –
    роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем
    истина для них?

    Раскольников видит для Сони только три
    выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший
    дом или окунуться в разврат
    (обращение к тексту
    романа, ч. 4 гл. 4).

    Для Сонечки единственный выход и для
    себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в
    Боге (“Бог защитит!”)

    Чей путь ближе для самого
    Достоевского? Почему?

    Путь Сонечки – это приближение к
    будущему, для Достоевского, которое наступит
    тогда, когда человек, осознав значимость
    собственной личности, посвятит ее служению
    людям. Правда Сонечки ближе всего к правде
    Христа.

    7. Проекция на современность.
    Подведение итогов


    Роман “Преступление и наказание” был
    написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и
    находят продолжение своего существования и в
    наши дни.
    Вашему вниманию предлагается текст В.
    Дроганова. Подумайте, каким образом эта история
    связана с проблемами, поднятыми Достоевским в
    романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

    Я даже не помню, как называлась та
    книга. Помню только, что на коричневой обложке
    длинным зигзагом алел вымпел какого-то
    парусника. Я не особенно любил читать, но с
    удовольствием давал книги из нашей домашней
    библиотеки своим одноклассникам. Петька
    Солодков вытащил её из портфеля и положил на
    стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое
    октябрьское небо, с которого, словно пух, падал
    редкий снег.
    – Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь
    сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно
    улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
    В это время в класс вошел Колька
    Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый,
    долговязый, нескладный… У него не было отца. Его
    и маленькую сестренку воспитывала мать,
    истеричная, крикливая женщина, которая то и дело
    приходила в школу, чтобы разобраться с
    обидчиками её детей. Но такое заступничество
    только усиливало наше презрительно-высокомерное
    отношение к её жалкому отпрыску.
    Увидев Бабушкина, все сурово умолкли,
    и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с
    нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил
    изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг
    увидел книгу. Она лежала на его половине парты.
    Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню,
    взял её в руки.
    – Санёк, глянь! – толкнул меня Петька.
    Я от возмущения разинул рот.
    Бабушкин пролистал книгу, и странная
    восторженная улыбка появилась на его лице. Он
    посмотрел на нас и вдруг сказал:
    – Спасибо за подарок!
    – Положи книгу на место и не трогай
    чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
    Колька испуганно вздрогнул и выронил
    книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда
    провалиться сквозь землю, густо покраснел,
    торопливо поднял её и, погладив обложку,
    отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что
    посмел к ней прикоснуться.
    – Просто у меня сегодня день рождения,
    и я подумал, что…

    (Высказывания учащихся)
    В. Дроганов заканчивает текст так:

    Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я
    оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и
    бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему
    виной не какие-то исторические закономерности,
    не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой,
    когда я нечаянно разрушил огромный дом
    человеческой веры, когда я сделал больно другому
    и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И
    наша жизнь пошла по другой дороге, где всем
    больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять
    упавших.
    А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе
    всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но
    только он сгорел в танке под Кандагаром, в
    Афганистане, когда я учился на втором курсе
    университета. Боль стала моей неразлучной
    спутницей, она смотрит на меня глазами
    долговязого восьмиклассника и терпеливо
    напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не
    успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь
    дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

    Как вы считаете, можно ли последнюю
    фразу отнести и к роману Достоевского? Почему?
    Можно ли сказать, что именно этот нравственный
    урок преподносит нам автор?

  5. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
    Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
    Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».
    < Предыдущая Следующая >

  6. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
    Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.
    А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.
    Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
    Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
    Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?. . то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
    Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
    Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
    Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
    Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.
    Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.
    Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».
    «
    1
    2
    »

  7. В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — “униженным и оскорбленным”, — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.
    Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником — спасителем души человеческой — является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.
    В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “…голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.
    Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.
    Соня — “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.
    Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

  8. “Преступление и наказание” – первый из серии знаменитых романов Достоевского, благодаря которым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной литературы.
    На первый взгляд может показаться, что сюжет “Преступления и наказания” укладывается в стандартную схему так называемого “уголовного романа” с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.
    Предельная напряженность сюжета романа выражена в нагнетании острейших драматических ситуаций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова… – и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчитано, например, что слово “вдруг” встречается в тексте около 560 раз.
    В “Преступлении и наказании” Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в лингвистике название “несобственно-прямая речь”. Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в процесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.
    Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои Достоевского обычно одержимы “идеей-страстью”, выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ принимают нередко самые мучительные формы.
    Действующие лица романа, за редким исключением, почти все время находятся на грани психологического срыва. Для них не существует душевного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозрительности, даже ненависти. Только там, где появляется Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.
    В “Преступлении и наказании”, по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволнованные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания парадного Петербурга с Невским проспектом и Медным всадником. У писателя свой Петербург – город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. “Я люблю, – признавался герой романа, – как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица…” И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело…
    Удушающее, узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника). В это пространство, состоящее из “ужасно острых” и “слишком безобразно тупых” углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.
    Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это произошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. “С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди…” Так начиналось воскресение Раскольникова.

  9. Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До­стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра­жающейся в напряженных драматических ситуа­циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини­мают нередко самые мучительные формы.
    Действующие лица романа, за редким исклю­чением, почти все время находятся на грани психо­логического срыва. Для них не существует душев­ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри­тельности, даже ненависти. Только там, где по­является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.
    В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно­ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па­радного Петербурга с Невским проспектом и Мед­ным всадником. У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрач­ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль­ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь­никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, — признавался герой романа, — как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен­ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо­жих бледно-зеленые и больные лица…» И само­убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став­нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело…
    Удушающее, узкое жизненное пространство окру­жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль­ного четырехугольника). В это пространство, состоя­щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.
    Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про­изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест­ность. С дальнего другого берега чуть слышно до­носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри­мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди…» Так начиналось воскресение Раскольникова.
    Интересна цветовая гамма «Преступления и нака­зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе — желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за­нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.
    В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ­ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа­нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем­брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос­вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни­цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
    Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об­ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе­мых катастрофах, к которым могут привести ново­явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос­тых людей, их естественные права на жизнь, свобо­ду и счастье. Материал с сайта //iEssay.ru

  10. 22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.
    25.12.2016Вниманию старшеклассников! Один из авторов нашего сайта, Мищенко Светлана Николаевна , ждет учеников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе и русскому языку. Светлана Николаевна – Почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет высшую категорию, звание «Учитель-методист9raquo;, прекрасно готовит учеников к экзаменам. Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. Найти учителя можно так: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // mishenko1950-50 – Skyp //9215276135.
    30.10.2016 – Книжная полка сайта «спешит на помощь” тем, кто не прочел когда-то «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Обломов9raquo; И.А.Гончарова. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения. Материал >9gt;
    16.04.2016 – За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >9gt;
    22.02.2016 – На Форуме сайта проводится мастер-класс “Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года”. Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >9gt;

    Русский язык. Итоговое сочинение №3. Какие нравственные уроки может преподать литература (ВИДЕО)

    Поделись с другом в социальной сети
    Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир.
    Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19 века, которая выявила много выдающихся гениев пера той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой–это лишь малая часть той выдающейся плеяды русских писателей, которые прославились не только на Родине, но и снискали признание во всем мире. Их произведения стали классикой. Недаром моего любимого писателя Толстого назвали “учителем в жизни и искусстве”.Рассматривая творчество Льва Николаевича Толстого, я не могу не остановиться на таком произведении, как “Война и мир”.
    Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что я могу назвать этот роман учебником жизни. На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роль личности в истории, ложный и истинный патриотизм.
    Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, русская отвага. Свою родину народ защищал не только на фронте, но и вступал в партизанские отряды, которые громили врага в тылу. “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величавой силой и гвоздила французов до тех пор пока не разгромила все нашествие.”Я думаю, что роман Толстого стал величайшим памятником героям событий 1812 года, которые заняли достойное место в истории нашей страны.
    Прочитав этот роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В своем произведении Толстой показал, что каждый его положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда их искания наталкивались на правильный путь. Например, ведь Пьер Безухов сначала искал смысл жизни в вине, кутежах, в масонстве. Затем Пьер попадает на войну. И война становится переломной эпохой в жизни Пьера, именно она подготовила его к приходу в стан декабристов. Он находит свою цель в жизни в служении русскому народу. Целью моей жизни является также служба на благо отечеству. В чем же она заключается? Жить, прежде всего, для своих близких, для тех людей, которые меня окружают, обрести работу и стать мастером своего дела.
    Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты–это те люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершили подвиг. Например, Тушин не знал, что победой сегодняшнего дня обязаны ему, он даже считает себя виновником, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает полк и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин–все они ведут себя как истинные патриоты своей Родины. Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в драме военных действий. Автор с иронией говорит об этих людях, которые ввели штраф на французский язык. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Я прихожу к выводу, что истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустословии и праздном рассуждении.
    Роман учит меня понимать, что такое истинная красота, и, чтобы это понять, я сравниваю Элен с Марией Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, не являясь красавицей, наделена всеми душевными человеческими качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим.
    В романе я познаю и что такое любовь, настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и Пьера я вижу, что такое настоящая человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь–это чувство, которое испытывается трудностями. Пройдя через все испытания, выстрадав, Наташа только тогда понимает, что она любила одного Андрея Болконского.
    В произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни–пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как она бы была крахом его карьеры. Я, как и Толстой, осуждаю таких людей. Я считаю, что в жизни самая главная цель–служение народу, Родине.
    Роман “Война и мир” для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга нравственности. Из нее я извлек множество нравственных уроков, которые будут мне помогать в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя. В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, как нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я считаю, роман Л. Н.Толстого “Война и мир” является этим источником.
    Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
    Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  11. Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, возвышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей.
    Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на “тварей дрожащих” и “право имеющих” преступать любые моральные устои?
    Не желающий прозябать среди “тварей дрожащих”, которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уме прост оказывается этот путь. Раскрывая историю совершения преступления и особенно последующего наказания, автор касается общих особенностей общественной и духовной жизни, нравственных и моральных проблем, стоящих перед всем человечеством.
    События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравственные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные литературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке. И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним “страшный” сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли.
    Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих людей, вынужденных терпеть издевательства “хозяев” этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить. И убивают — если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страшной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуманному им самим плану. Его природа бунтует. Но замысел продолжает жить в его сознании. И желание воплотить его лишь усиливается от впечатления, которое оказывает на героя история семьи Мармеладовых.
    Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вынужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процентщицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безропотно подчиняется.
    Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Может быть, внутренняя борьба Раскольникова и могла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, но именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву — выйти замуж за нелюбимого. Такое будущее Дуни, которое во многом напоминает судьбу Сони, пугает его. Родион не может допустить подобного и потому принимает окончательное решение.
    Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо — Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора.
    Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окружения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только “через страдание”.
    Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни — значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родионом Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступление сломило его как человека.
    Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: “Станьте солнцем, вас и увидят”. То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлось убедиться в этом на своем собственном печальном опыте. Таким образом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопросам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.

  12. Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек — Достоевский», — писал М. Горький. «Преступление и наказание » — самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.
    В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления Раскольникова рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
    Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка — Раскольников. Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.
    В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа — проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.Герой романа — талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник Свидригайлов может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа — время коренных реформ (отмена крепостного права).
    Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд Лужина на христианство неприемлем. Его главная цель — достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.
    Непомерные страдания бедняков, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *