Сочинение на тему нравственные заветы древней руси

8 вариантов

  1. Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
    Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
    Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
    По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
    Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.

  2. Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом. Наиболее ярким и значимым произведением Владимира Мономаха является его “Поучение”, написанное, по-видимому, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира. В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”. Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям. Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными. В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”. Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья. Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы. Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам. Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голодным, нищим и несчастным. Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград! “Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье!
    !

  3. Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.
    До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.
    О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.
    Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.
    Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».
    Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».
    Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.
    Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»

  4. Сочинение
    7 класс. Нравственные заветы Древней Руси (“Поучение”
    Владимира Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”)

    Древнерусская литература является поистине
    кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского
    народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются
    актуальными и в наши дни. Это «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть
    о Петре и Февронии Муромских».
    Владимир Мономах был одним из самых выдающихся
    деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он
    обладал еще и литературным талантом. Наиболее ярким и значимым произведением
    Владимира Мономаха является его «Поучение», написанное, по-видимому,
    не ранее 1117 г.
    «Поучение» Владимира Мономаха содержит как
    конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем
    произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного
    деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах
    предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек,
    тонко чувствующий красоту окружающего мира.
    В «Поучении» содержатся те нравственные
    заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это,
    прежде всего, вера в Бога, который «милостив и премилостив». Но
    в «Поучении» есть заветы, которые могли бы пригодиться не только
    верующим людям. Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот
    и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он
    рекомендует быть очень внимательными. В мирной же жизни заветы Владимира
    Мономаха помогут избежать многих проблем. По его мнению, следует
    избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание
    гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым
    ни в мыслях, ни в делах.
    А вот мой самый любимый завет: «Старых чти,
    как отца, а молодых, как братьев». Я думаю, если б мы следовали
    данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных
    кровопролитных конфликтов.
    «Поучение»
    Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают
    нам только счастья. Так давайте же следовать советам мудрых людей!
    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» возникла
    в ХVI в. на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой
    деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная
    огромной нравственной силой и мужеством, которая одерживает верх
    над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые
    загадки и рассудительно решает житейские проблемы. Сила ее любви
    так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а
    крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.
    Правление Петра и Февронии отличалось следованием
    законам Божьим. Они были сердечны ко всем, «не любили только спесивых
    и грабительствующих», помогали голодным, нищим и несчастным.
    Петр
    и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не
    смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!
    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит
    нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые
    во все времена приносили людям истинное счастье!

  5. Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
    Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
    По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
    Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
    (Вот )
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.

  6. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. («После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление»[28, с.9]) Как считает Громов Н.М.: «По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни». [6, с. 65] Как пишет академик Д.С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра» [16 ,с. 237]
    Таким образом можно сказать, что в древней Руси выдвигались такие нравственные идеалы как великое чувство – любовь, верность в любови, преданность, умение прощать, добросердечие и невысокомерие ( ведь именно они, по мнению Февронии, необходимы, чтобы излечиться), благочестие, самоотверженность и др. Жизнь Петра и Февронии чистая, светлая, без обмана и хитрости, без лукавства и лжи; они исполняют христианские заповеди; любят друг друга и всех людей. Автор повести наверняка хотел, чтобы эти герои служили людям примером в жизни, в отношении к людям, тогда и они удостоятся божеской милости.
    Т.П. Гаврилова отмечает, что «другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу» [5, с. 58]. «Слово…» – это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов:
    «Ингвар и Всеволод,
    и все три Мстиславича –
    не худого гнезда соколы!
    Не по праву побед
    добыли себе владения!
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские
    и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами
    за землю Русскую,
    за раны Игоревы,
    буйного Святославича!»[31, с. 9]
    «Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой». [6, с. 79]
    По мнению Громова Н.М., «нет никаких сомнений в том, что “Слово…” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам» [6, с.82]:
    «На Дунае Ярославнин голос слышится,
    кукушкою безвестною рано кукует:
    “Полечу, говорит, – кукушкою по Дунаю,
    омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле» [31, с. 10]
    По мнению Лихачева Д.С «автором воссоздаются героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне» [17, с 35]. Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров [26, с.37]:
    «О дети мои, Игорь и Всеволод!
    Рано начали вы Половецкой земле
    мечами обиду творить,
    а себе славы искать.
    Но без чести для себя вы одолели,
    без чести для себя кровь поганую пролили.
    Ваши храбрые сердца
    из крепкого булата скованы
    и в отваге закалены.
    Что же сотворили вы моей серебряной седине?» [31, с. 7]
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине:
    «Здравы будьте, князья и дружина,
    Борясь за христиан
    против нашествий поганых!
    Князьям слава и дружине!
    Аминь» [31, с. 13]
    И, действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые, верные и стойкие защитники Родины, которые ищут славу не для себя, а для Отечества, которые готовы на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, желающие сохранять ее характер и культурные особенности, которые готовы подчинить свои интересы интересам страны.
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа. Древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим чувствами. Тема красоты и величия родины, «светло светлой и красно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира, — одна из центральных тем древнерусской литературы, и один из основных заветов Древней Руси. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее государство. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.
    Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

  7. Ксюнька
    Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
    Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
    Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе.
    По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве» , подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега.
    Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой.
    Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русскоготнарода.
    http://otvet.mail.ru/question/64604544

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *