Сочинение на тему нравственный портрет маленького человека в комедии ревизор

8 вариантов

  1. «Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
    Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
    Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
    Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.

  2. 2
    Текст добавил: Ангел в цепях

    “Ревизор” – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
    Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
    Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
    Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.

  3. Семён
    «Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
    Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
    Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
    Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
    http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002693_0.html
    http://www.znaj.ru/soch/gogol/
    [ссылка появится после проверки модератором]
    http://www.besoch.com/?p=soch&autor=gogol

  4. Хлестакова сначала мы видим мелким помещиком, он должник, приехал в этот городок, не имея почти ни копейки. Он должен в трактире, он даже еду берет в долг, не платит за гостиницу и услуги. Самостоятельно он никогда бы не смог стать значительным лицом, добиться успеха в карьере, потому что он не задумывается о жизни, тратит в пустую деньги, у него нет определенной цели, он скитается в поисках приключений, даже здесь он хочет поиграть в карты и спрашивает, где бы это можно было сделать у городничего. Он ленив, почти ничего не хочет делать, привык занимать деньги и жить за чужой счет.
    Хлестаков испуган приходом чиновника, начинает оправдываться, говорит, что не хочет в тюрьму, он думает, что к нему пришли из-за долгов, чиновник же понимает, что он ”ревизор” не хочет прикрывать недостатки и будет очень придирчив, боится этого. Он не понимает ошибки городничего, если бы он это понял, то мог бы извлечь большую пользу для себя, но он не смог догадаться, что к чему. Ему повезло, что городничий был слишком испуган и не мог спокойно разобраться в том, кто есть кто, хотя он хорошо разбирался в людях и спокойно мог вывести его на чистую воду. Затем Хлестаков принимает извинения городничего, сам не понимая, зачем он ему все это рассказывает, он не противится обстоятельствам, течет по течению жизни. Далее Хлестаков осматривает город из любопытства, он удивлен, что к нему так хорошо относятся, и все показывают, сам городничий выступает в роли экскурсовода, его это не смущает. Потом, в доме городничего хвастается о своей жизни, врет с три короба и не краснеет, делает предложения дамам, пытается соблазнить их, спокойно берет взятки с многих жителей города, даже не понимая этого. Далее он пишет письмо, в котором всех высмеивает. Вот механизм превращения из маленького человека в значительное лицо. Он был никем и стал на некоторое время всем для данного города, все вокруг него бегали и путались угодить, не понимая, кто он есть на самом деле.
    Хлестаков и Городничий зеркало друг друга, они очень похожи, Хлестаков недоглуп, придурковат, Городничий же недоумен, но умен по-своему. Жители города сами сделали из него значительное лицо, а он и не противился этому. Если бы Осип не поспешил бы уехать, его бы разоблачили, но ему удалось уехать безнаказанным, на его мете мог оказаться любой другой человек.

  5. Сочинение на тему: Превращение “маленького человека” в “большого” в комедии Гоголя «Ревизор».
    Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Иван Александрович Хлестаков не только беден, но и совершенно никчемен: он промотался, остался без денег, его положение абсолютно безвыходно. Самостоятельно он никогда бы не смог стать значительным лицом, добиться успеха в карьере, потому что он не задумывается о жизни, тратит в пустую деньги, у него нет определенной цели, он скитается в поисках приключений. Он ленив, почти ничего не хочет делать, привык занимать деньги и жить за чужой счет.
    Сам того не ведая, Хлестаков перепугал всех «больших людей»-крупных чиновников. Ему повезло, что городничий был слишком испуган и не мог спокойно разобраться в том, кто есть кто, хотя он хорошо разбирался в людях и спокойно мог вывести его на чистую воду. Затем Хлестаков принимает извинения городничего, сам не понимая, зачем он ему все это рассказывает, он не противится обстоятельствам, течет по течению жизни. Далее Хлестаков осматривает город из любопытства, он удивлен, что к нему так хорошо относятся, и все показывают, сам городничий выступает в роли экскурсовода, его это не смущает. Потом, в доме городничего хвастается о своей жизни, врет с три короба и не краснеет, делает предложения дамам, пытается соблазнить их, спокойно берет взятки с многих жителей города, даже не понимая этого. Далее он пишет письмо, в котором всех высмеивает. Вот механизм превращения из маленького человека в значительное лицо. Он был никем и стал на некоторое время всем для данного города, все вокруг него бегали и путались угодить, не понимая, кто он есть на самом деле.
    Хлестаков по своей природе глуп, но сумел воспользоваться ситуацией и обмануть всех. Таким образом, Хлестаков превращает себя из маленького человека, мелкого чиновника в ревизора, высокого человека, пишущего книги.

  6. Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н.В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
    В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А.С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
    Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А.С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н.В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
    Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
    Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович – обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
    С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя – тема Петербурга. Петербург для Гоголя – это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург – это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
    В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
    Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 – 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
    Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» – жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
    Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
    Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
    Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
    Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения – тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
    Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин – «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
    Одна любовь и одна страсть владела душой героя – будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
    Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
    Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин – жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
    Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве Н.В. Гоголя. Она рассматривается писателем в двух планах. Гоголь показывает, как среда измельчает и уничтожает человека в независимости от того, где он живет – в провинции или в столице. Но Петербург писатель считает наиболее страшным городом России. Он видит в нем создание дьявола, соблазняющее и разрушающее «маленьких» людей, населяющих столицу.
    Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном – о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.

  7. Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
    Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
    Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.

  8. НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

    В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь блистательно развенчал нравственные и социальные пороки чиновничества. Воровство, обман, взяточничество — вот далеко не полный список прегрешений людей, облеченных властью, не только во времена и не только в стране, описанных автором. Власть притягивает честолюбивых людей, но не всегда эти люди отличаются строгими нравственными принципами. Ведь так легко, обладая властью над огромной массой народа, переступить тонкую черту между правдой, справедливостью и подлостью, откровенным обманом.
    Дружную семью чиновников в комедии воз­главляет городничий Антон Антонович Сквоз­ник-Дмухановский. Именно городничий первым сообщает своим подчиненным пренеприятнейшее известие о приезде ревизора. Эту новость он пред­варяет красочным описанием сна, как оказалось впоследствии, пророческого: «Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные кры­сы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали — и пошли прочь». Эх, знал бы городничий, что со­зданные его воображением крысы скоро страш­ным кошмаром войдут в его жизнь.
    Городничий довольно умен, чтобы трезво оце­нить ситуацию: «нет человека, который за собой не имел каких-либо грехов». Антон Антонович прекрасно понимает, что не все в порядке во вве­ренном ему хозяйстве. «Смотрите, по своей час­ти я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам», — дает рекомендации своим подчиненным городничий. Однако все его хлопоты касаются только внешней стороны вопроса: в больнице нет необходимых лекарств, больные содержатся в антисанитарных условиях, но городничий забо­тится о белых колпаках врачей. В системе обра­зования единственная проблема — неадекватное, на взгляд чиновников, поведение преподавате­лей. «Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси», — вердикт городничего образованным людям. На окружаю­щую действительность городничий Сквозник-Дмухановский оказывает такое же влияние, как и обыкновенный сквозняк: и был ветерок, но вот его уже и нет.
    Наиболее ярко чиновники проявляют свои душевные и моральные качества, встретившись с плутом Хлестаковым. Словно на исповедь, по очереди приходят они на аудиенцию к мнимому ревизору, стремясь купить себе индульгенцию.
    Городничий, помимо всего прочего, еще и вор. Приходя в лавку купцов, он требовал подарков для жены и дочки. Но и этого ему мало: беззас­тенчиво грабил Антон Антонович купеческие лавки. Для тех, кто смел прекословить, городни­чий придумал своеобразное наказание: направ­лял в дом провинившегося целый полк солдат на постой. За взятку городничий готов был отпра­вить человека на солдатскую службу, разрушить семейное счастье, обречь на голодное существо­вание бедную слесаршу. Справедливостью город­ничий тоже не отличается. Не разобравшись в деле, не определив точно виновника происше­ствия, городничий приказал высечь унтер-офи­цершу. Не стоит говорить, что пережила женщи­на, во-первых, несправедливое наказание («так отрапортовали: два дня сидеть не могла»), во-вто­рых, моральные мучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *