Сочинение на тему нравственный портрет маленького человека
10 вариантов
“Ревизор” – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
«Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой. http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002693_0.html http://www.znaj.ru/soch/gogol/
[ссылка появится после проверки модератором] http://www.besoch.com/?p=soch&autor=gogol
Семён
«Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой. http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002693_0.html http://www.znaj.ru/soch/gogol/
[ссылка появится после проверки модератором] http://www.besoch.com/?p=soch&autor=gogol
Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н.В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А.С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А.С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н.В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович – обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя – тема Петербурга. Петербург для Гоголя – это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург – это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 – 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» – жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения – тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин – «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
Одна любовь и одна страсть владела душой героя – будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин – жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве Н.В. Гоголя. Она рассматривается писателем в двух планах. Гоголь показывает, как среда измельчает и уничтожает человека в независимости от того, где он живет – в провинции или в столице. Но Петербург писатель считает наиболее страшным городом России. Он видит в нем создание дьявола, соблазняющее и разрушающее «маленьких» людей, населяющих столицу.
Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном – о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
“Ревизор” – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
ТEMA «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Образ «маленького человека» — это своего рода обобщенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен перед жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный государственной машиной и вечной нуждой, порой он способен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачастую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в баснях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страницам произведений русской классики XIX века.
Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя называется «петербургским». Образ «маленького человека» является порождением большого города. Если А. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной стороны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, которым позавидовала бы любая европейская столица. С другой стороны, это был город глухих и вечно темных дворов, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чиновники, ремесленники и нищие художники.
Самое страшное то, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не понимает, зачем живет.
Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно единственным в его жизни. А кража столь ценной для него шинели, обернулась трагедией.
Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а тем более чем-то помочь. Его смерть заметили только на четвертый день.
Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что и в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до нас мысль о таких людях. Мы должны научиться обращать на них внимание и протягивать руку помощи.
Стоит отметить, что подшучивая над такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем совершать. Иногда мы раскаиваемся, иногда нет.
Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда восторжествовала справедливость.
Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.
“Ревизор” – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
«Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002693_0.html
http://www.znaj.ru/soch/gogol/
[ссылка появится после проверки модератором]
http://www.besoch.com/?p=soch&autor=gogol
Семён
«Ревизор» – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00002693_0.html
http://www.znaj.ru/soch/gogol/
[ссылка появится после проверки модератором]
http://www.besoch.com/?p=soch&autor=gogol
Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н.В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А.С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А.С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н.В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович – обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя – тема Петербурга. Петербург для Гоголя – это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург – это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 – 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» – жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения – тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин – «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
Одна любовь и одна страсть владела душой героя – будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин – жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве Н.В. Гоголя. Она рассматривается писателем в двух планах. Гоголь показывает, как среда измельчает и уничтожает человека в независимости от того, где он живет – в провинции или в столице. Но Петербург писатель считает наиболее страшным городом России. Он видит в нем создание дьявола, соблазняющее и разрушающее «маленьких» людей, населяющих столицу.
Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном – о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
“Ревизор” – это гениальное произведение, которое до сих пор сохраняет свою актуальность. Во все времена существовало начальство, и существовали подчиненные, которые являются олицетворением маленького человека.
Сначала в городе проходит слух, что приезжает проверяющий – и местное начальство резко меняется. Если раньше они чувствовали себя полновластными правителями города, то сейчас они превратились в жалких букашек, в марионеток. Спесь куда-то испарилась, а остался только страх за теплое местечко и за собственную обустроенную жизнь. Получается, что в экстремальной ситуации люди проявляют свою истинную сущность. Если человек велик в душе, он никогда не станет унижаться, а вот маленький человек превратится в настоящего муравья, которого может раздавить каждый.
Приезд предполагаемого ревизора быстро расставил все по местам, снял с людей маски, показал все в истинном свете. Маленькие люди готовы унижаться, выполнять все прихоти начальства и надеяться на пощаду. Они давно потеряли остатки человеческого и погрязли в пороках. Автор показал нам изворотливость, хитрость, угодничество и ложь, которые процветают в душе маленького человека буйным цветом.
Гоголь показал нам, что маленький человек легко идет на сделку с собственной совестью, забывает о лучших душевных качествах. Такие люди живут среди нас, общаются с нами, а потом легко вонзают в спину нож. Они намного хуже, чем предатели, потому что они – это маленькие человечки с большими амбициями, которые готовы пробиться наверх любой ценой.
ТEMA «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Образ «маленького человека» — это своего рода обобщенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен перед жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный государственной машиной и вечной нуждой, порой он способен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачастую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.
Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в баснях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).
Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страницам произведений русской классики XIX века.
Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя называется «петербургским». Образ «маленького человека» является порождением большого города. Если А. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной стороны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, которым позавидовала бы любая европейская столица. С другой стороны, это был город глухих и вечно темных дворов, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чиновники, ремесленники и нищие художники.
Самое страшное то, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не понимает, зачем живет.
Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно единственным в его жизни. А кража столь ценной для него шинели, обернулась трагедией.
Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а тем более чем-то помочь. Его смерть заметили только на четвертый день.
Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что и в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до нас мысль о таких людях. Мы должны научиться обращать на них внимание и протягивать руку помощи.
Стоит отметить, что подшучивая над такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем совершать. Иногда мы раскаиваемся, иногда нет.
Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда восторжествовала справедливость.
Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.