Образ дороги (пути).
Материалы к выпускному сочинению
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги». Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, —
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.
Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его личность были предметом творческих исследований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении познать самого себя. Сам писатель прошел свой актуальный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.
Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия – вот высшая поставленная проблема, высшее назначение человека.
К этой высшей цели Толстой ведет героев романа. Его любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы -герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, стремление быть полезными, нужными, любимыми.
Наиболее ослепительно способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского.
При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все наскучило: и его “маленькая княгиня”, и все эти пустые светские разговоры. Стремясь отделаться от наскучившего ему общения, Андрей решает шагать на войну. Но была ещё одна причина – Болконский жаждет славы, хочет найти “свой Тулон”, Наполеон – его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе – это стремление сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие военачальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. Не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив существовать только для себя. Смерть жены лишь усугубляет сердечный кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо существовать, совершать, любить…
Его товарищ Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельника. Первая наша саммит с ним происходит там же, в салоне у А. П. Шерер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный период. После получения богатого наследства Пьер женится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог побудить на дуэль Долохова, ведь он ни разу не держал оружие в руках. Ранив Долохова (Пьер думал, что убил его), порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов повергается в пучину переживаний и сомнений. Временное успокоение он находит в масонстве, но замечает подлость и карьеризм и там; Пьер начинает отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он воспринял масонство как учение о братстве, равенстве и любви. Пьер собирался облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы. В таком настроении он приезжает к князю Андрею и ему удается “разбудить” последнего, но лишь на мгновенье, – все-таки они товарищ друга не понимают.
В тот самый момент князь Андрей пребывает в смятении, не видит в жизни смысла и поэтому хочет дожить свою жизнь без угрызений совести, никому не мешая. Пьер этого не понимает.
Однако разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельностью сообща со Сперанским, но разочаровывается в нем благодаря встрече с Наташей Ростовой; ее естественность и непринужденность лишь оттенили духовную пустоту Сперанского. Любовь становится всем в жизни князя Андрея, поэтому измена Наташи и смерть отца— это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они более того называют его “наш князь”.
В деле защиты отечества он находит то, что так длительно искал: подлинный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает понимать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает более того измену Наташе. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как “освобождение от жизни”.
Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что правда — в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, “сопрягая” свою жизнь с жизнью народа.
Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым содержится в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путями, хотя оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Но Пьер идет к этому “путем сердца”, все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по “пути ума”, обдумывает всякий свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.
Николай Ростов же является “золотой серединой” между нравственным совершенством князя Андрея и Пьера и столь “земными” образами множества иных героев “Войны и мира”. Нам очень подробно показана служба Николая и его увлечения. Его испуг в Шенграбенском сражении совершенно естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлечение императором Александром I было типично для молодежи того времени. По моему мнению, если человек не обладает качествами Николая Ростова, то его можно считать “подлецом в душе”, как каждого из семейства Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга…
Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе повествования автор сам ещё раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо “сопрягать” свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. Неважно, каков тот самый путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть…
Александр сергеевич пушкин — замечательный писатель. трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений. роман «капитанская дочка» является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном событии, повествует о драматическом отрезке времени в россии — крестьянской войне под предводительством пугачева. кто же был этот человек, объявивший себя петром iii, сумевший поднять и повести за собой огромные массы забитого и угнетенного народа? александр сергеевич пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков. простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. емельян пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. мы видим его на расправе в белгородской крепости жестокого, беспощадного: «пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к », но и помнящего добро. он сохранил жизнь гриневу и савельичу, вызволить машу из рук швабрина. пугачев видит гибельность своего пути. это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. недаром он рассказывает гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. ворон ответил, что он «питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь». орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом «орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что бог даст! » почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. но емельян пугачев хочет свободы не только для себя. в этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек. александр сергеевич пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать правдивый образ крестьянского вождя. мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о емельяне пугачеве, созданной шишковым в одноименном романе.
Случается ли так, что человек, приобретая опыт, совершает столь серьезные, непоправимые ошибки, которые исправить уже невозможно? Вероятно, на сложном жизненном пути подобное соотнесение опыта и ошибок встречается весьма часто. Можно ли избежать роковых ошибок благодаря опыту? Над этим сложнейшим философским вопросом рассуждает великий русский писатель И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Главный герой произведения, молодой нигилист Евгений Базаров, много и упорно занимается естественными науками, в освоении которых у него, несомненно, накоплен большой опыт.
К чему же привел он Базарова? К тому, что до определенного времени герой не верит в любовь, считая, что поступками влюбленных движет исключительно физиология и женщине категорически нельзя позволять завладеть хотя бы кончиком пальца. Он не признает уникальность личности каждого человека: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Великая и могучая сила природы воспринимается как мастерская, а человек вправе по своему усмотрению использовать эту мастерскую. Откуда у Базарова столь циничные рассуждения? Только ли от того, что он занимается естественными науками? Думается, нет. В основе его опыта положена мысль о бездуховности человека, мнение о том, что нравственные ценности — всего лишь пустые, не доказуемые материалистическими науками воззрения.
Но ошибки, ставшие результатом бездуховного опыта осмысления жизни и людей, были неминуемы. В конце романа мы видим совсем другого человека: он, оказывается, страстно мечтает о любви; к природе, на самом деле, относится именно как к храму, а не как к мастерской, он способен на высокие нравственные поступки. Почему стали возможными такие кардинальные изменения в личности героя Тургенева? Ответ очевиден: он, будучи человеком умным и глубоким, смог осознать свои ошибки, соотнести свой богатый научный опыт постижения мира и непреходящие нравственные ценности.
Таким образом, ответ на вопрос о соотношении опыта и ошибок не является столь неразрешимым, как это кажется многим людям: положительный опыт, практический и научный, безусловно, необходим. Но избежать непоправимых ошибок может помочь только твердая убежденность в существовании незыблемых нравственных ценностей, которые и помогут отличить плохое от хорошего.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» изображает историю огромной страны, целого народа. Но писатель не ограничивается указанием наиболее важных фактов Жизни, каких-то событий, происходивших в жизни своих героев pi в жизни всей России, а старается показать чувства, душу народа. Историю народа Толстой описывает, изображая жизнь своих любимых героев. Недаром автор показывает их в единении с народом, живыми, совершенствующимися, а всех остальных — статичными, неизменяющимися.
В числе любимых героев писателя — Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир — Наполеон, личность деятельная и сильная.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава — это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград, таких, как Жерков и Друбецкой. Но романтические представления о чести, о славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого все, о чём он мечтал прежде, представляется ему «пустым» и «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — это единственное, что ему остается. «Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя», — говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. «Надо жить, надо любить, надо верить», — эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству к Наташе. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного».
Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и… простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нам показан жизненный путь Петра, его душевная сила и решения, что ему приходится принимать в тяжелые минуты. Он решает не пасовать перед Пугачевым, не предает свое отечество, беспокоится о чести Марьи. Ему не страшно понести наказание, гораздо страшнее сдаться, спасовать перед трудностями, потерять свое лицо.
А, например, Швабрин думает только о себе, делает так, как выгодно только ему. Такой человек в любой момент может «воткнуть нож» тебе в спину, не чувствуя себя виноватым. Совершая такие подлые поступки, он не испытывает угрызений совести. Швабрина заботят только его состояние и его жизнь. Он готов даже предать родину ради самого себя.
Возьмем роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главный герой постоянно находится на распутье жизненного пути, ему нужно делать выбор, но он остается искренним с собой до конца. Да, это привело к плохим последствиям, но Евгений был честен. Честен перед собой, честен перед окружающими. И за каждый поступок сам нес ответственность, никого не обвиняя ни в чем.
Итак, жизнь – это постоянный выбор, делая который, мы строим свою жизнь. Поступать нужно так, как велит тебе твое сердце. Важно быть искренним с самим собой и не отступать перед сложностями, ведь жизнь – это череда мгновений, иногда плохих, иногда хороших. Вероятно, есть смысл прожить их все. А сдаться ты всегда успеешь.
“Война и мир” — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории РФ первой четверти девятнадцатого века. Человек в этом месте поставлен перед лицом исторических событий. Можно высказать, что в романе Толстого два сюжета — внешний и внутренний. Внешний сюжет — это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний — духовная биография героев. Они постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого.
Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”
Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа аккурат тем, что хотят постигнуть смысл и поставленная проблема своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.
Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во час Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.
После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая саммит со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,— все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу — хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет — саммит с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и ещё разлад — Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но в данный момент не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во час Бородинского сражения — решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.
Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей РФ, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый добросердечный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не совершать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь существовать для других, только теперь я понял все счастье жизни…”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла махаловка тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, аккурат на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть сообща с народом. Время защиты Москвы и плена — труднейшее в его жизни — стало и счастливейшим: ведь он сообща со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя аккурат тот самый путь.
Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.
Образ дороги (пути).
Материалы к выпускному сочинению
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, —
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По странной по дороге по калужской.
Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его личность были предметом творческих исследований и Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении познать самого себя. Сам писатель прошел свой актуальный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.
Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия – вот высшая поставленная проблема, высшее назначение человека.
К этой высшей цели Толстой ведет героев романа. Его любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы -герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, стремление быть полезными, нужными, любимыми.
Наиболее ослепительно способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского.
При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все наскучило: и его “маленькая княгиня”, и все эти пустые светские разговоры. Стремясь отделаться от наскучившего ему общения, Андрей решает шагать на войну. Но была ещё одна причина – Болконский жаждет славы, хочет найти “свой Тулон”, Наполеон – его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе – это стремление сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие военачальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке. Не найдя славы, он возвращается домой, твердо решив существовать только для себя. Смерть жены лишь усугубляет сердечный кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо существовать, совершать, любить…
Его товарищ Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельника. Первая наша саммит с ним происходит там же, в салоне у А. П. Шерер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный период. После получения богатого наследства Пьер женится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог побудить на дуэль Долохова, ведь он ни разу не держал оружие в руках. Ранив Долохова (Пьер думал, что убил его), порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов повергается в пучину переживаний и сомнений. Временное успокоение он находит в масонстве, но замечает подлость и карьеризм и там; Пьер начинает отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он воспринял масонство как учение о братстве, равенстве и любви. Пьер собирался облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы. В таком настроении он приезжает к князю Андрею и ему удается “разбудить” последнего, но лишь на мгновенье, – все-таки они товарищ друга не понимают.
В тот самый момент князь Андрей пребывает в смятении, не видит в жизни смысла и поэтому хочет дожить свою жизнь без угрызений совести, никому не мешая. Пьер этого не понимает.
Однако разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельностью сообща со Сперанским, но разочаровывается в нем благодаря встрече с Наташей Ростовой; ее естественность и непринужденность лишь оттенили духовную пустоту Сперанского. Любовь становится всем в жизни князя Андрея, поэтому измена Наташи и смерть отца— это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они более того называют его “наш князь”.
В деле защиты отечества он находит то, что так длительно искал: подлинный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает понимать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает более того измену Наташе. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как “освобождение от жизни”.
Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что правда — в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, “сопрягая” свою жизнь с жизнью народа.
Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым содержится в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путями, хотя оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Но Пьер идет к этому “путем сердца”, все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по “пути ума”, обдумывает всякий свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.
Николай Ростов же является “золотой серединой” между нравственным совершенством князя Андрея и Пьера и столь “земными” образами множества иных героев “Войны и мира”. Нам очень подробно показана служба Николая и его увлечения. Его испуг в Шенграбенском сражении совершенно естествен и понятен простому человеку, его восторженное увлечение императором Александром I было типично для молодежи того времени. По моему мнению, если человек не обладает качествами Николая Ростова, то его можно считать “подлецом в душе”, как каждого из семейства Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга…
Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе повествования автор сам ещё раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо “сопрягать” свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. Неважно, каков тот самый путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть…
Александр сергеевич пушкин — замечательный писатель. трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений. роман «капитанская дочка» является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном событии, повествует о драматическом отрезке времени в россии — крестьянской войне под предводительством пугачева. кто же был этот человек, объявивший себя петром iii, сумевший поднять и повести за собой огромные массы забитого и угнетенного народа? александр сергеевич пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков. простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. емельян пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. мы видим его на расправе в белгородской крепости жестокого, беспощадного: «пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к », но и помнящего добро. он сохранил жизнь гриневу и савельичу, вызволить машу из рук швабрина. пугачев видит гибельность своего пути. это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. недаром он рассказывает гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. ворон ответил, что он «питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь». орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом «орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что бог даст! » почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. но емельян пугачев хочет свободы не только для себя. в этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек. александр сергеевич пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать правдивый образ крестьянского вождя. мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о емельяне пугачеве, созданной шишковым в одноименном романе.
Случается ли так, что человек, приобретая опыт, совершает столь серьезные, непоправимые ошибки, которые исправить уже невозможно? Вероятно, на сложном жизненном пути подобное соотнесение опыта и ошибок встречается весьма часто. Можно ли избежать роковых ошибок благодаря опыту? Над этим сложнейшим философским вопросом рассуждает великий русский писатель И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Главный герой произведения, молодой нигилист Евгений Базаров, много и упорно занимается естественными науками, в освоении которых у него, несомненно, накоплен большой опыт.
К чему же привел он Базарова? К тому, что до определенного времени герой не верит в любовь, считая, что поступками влюбленных движет исключительно физиология и женщине категорически нельзя позволять завладеть хотя бы кончиком пальца. Он не признает уникальность личности каждого человека: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Великая и могучая сила природы воспринимается как мастерская, а человек вправе по своему усмотрению использовать эту мастерскую. Откуда у Базарова столь циничные рассуждения? Только ли от того, что он занимается естественными науками? Думается, нет. В основе его опыта положена мысль о бездуховности человека, мнение о том, что нравственные ценности — всего лишь пустые, не доказуемые материалистическими науками воззрения.
Но ошибки, ставшие результатом бездуховного опыта осмысления жизни и людей, были неминуемы. В конце романа мы видим совсем другого человека: он, оказывается, страстно мечтает о любви; к природе, на самом деле, относится именно как к храму, а не как к мастерской, он способен на высокие нравственные поступки. Почему стали возможными такие кардинальные изменения в личности героя Тургенева? Ответ очевиден: он, будучи человеком умным и глубоким, смог осознать свои ошибки, соотнести свой богатый научный опыт постижения мира и непреходящие нравственные ценности.
Таким образом, ответ на вопрос о соотношении опыта и ошибок не является столь неразрешимым, как это кажется многим людям: положительный опыт, практический и научный, безусловно, необходим. Но избежать непоправимых ошибок может помочь только твердая убежденность в существовании незыблемых нравственных ценностей, которые и помогут отличить плохое от хорошего.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» изображает историю огромной страны, целого народа. Но писатель не ограничивается указанием наиболее важных фактов Жизни, каких-то событий, происходивших в жизни своих героев pi в жизни всей России, а старается показать чувства, душу народа. Историю народа Толстой описывает, изображая жизнь своих любимых героев. Недаром автор показывает их в единении с народом, живыми, совершенствующимися, а всех остальных — статичными, неизменяющимися.
В числе любимых героев писателя — Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир — Наполеон, личность деятельная и сильная.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава — это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград, таких, как Жерков и Друбецкой. Но романтические представления о чести, о славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого все, о чём он мечтал прежде, представляется ему «пустым» и «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — это единственное, что ему остается. «Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя», — говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. «Надо жить, надо любить, надо верить», — эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству к Наташе. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного».
Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и… простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нам показан жизненный путь Петра, его душевная сила и решения, что ему приходится принимать в тяжелые минуты. Он решает не пасовать перед Пугачевым, не предает свое отечество, беспокоится о чести Марьи. Ему не страшно понести наказание, гораздо страшнее сдаться, спасовать перед трудностями, потерять свое лицо.
А, например, Швабрин думает только о себе, делает так, как выгодно только ему. Такой человек в любой момент может «воткнуть нож» тебе в спину, не чувствуя себя виноватым. Совершая такие подлые поступки, он не испытывает угрызений совести. Швабрина заботят только его состояние и его жизнь. Он готов даже предать родину ради самого себя.
Возьмем роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Главный герой постоянно находится на распутье жизненного пути, ему нужно делать выбор, но он остается искренним с собой до конца. Да, это привело к плохим последствиям, но Евгений был честен. Честен перед собой, честен перед окружающими. И за каждый поступок сам нес ответственность, никого не обвиняя ни в чем.
Итак, жизнь – это постоянный выбор, делая который, мы строим свою жизнь. Поступать нужно так, как велит тебе твое сердце. Важно быть искренним с самим собой и не отступать перед сложностями, ведь жизнь – это череда мгновений, иногда плохих, иногда хороших. Вероятно, есть смысл прожить их все. А сдаться ты всегда успеешь.
“Война и мир” — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории РФ первой четверти девятнадцатого века. Человек в этом месте поставлен перед лицом исторических событий. Можно высказать, что в романе Толстого два сюжета — внешний и внутренний. Внешний сюжет — это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний — духовная биография героев. Они постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого.
Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”
Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа аккурат тем, что хотят постигнуть смысл и поставленная проблема своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.
Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во час Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.
После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая саммит со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,— все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу — хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет — саммит с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и ещё разлад — Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но в данный момент не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во час Бородинского сражения — решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.
Таков и Пьер. Внебрачный сын одного из богатейших людей РФ, он вызывает в светском обществе лишь насмешки своими суждениями, но, получив богатое наследство, становится уважаемым гостем и желанным женихом. Его брак с Элен, безнравственной и низкой женщиной, становится несчастьем для Пьера. Разрыв с женой, острый добросердечный кризис приводят Безухова в масонскую ложу, однако вскоре он видит всю фальшь масонства. Пьер пытается заниматься преобразованиями в своих деревнях; все это он делает потому, что для него невыносима жизнь “без цели, без трудов”. Он говорит Андрею: “Жить только так, чтобы не совершать зла, чтобы не раскаиваться? Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь существовать для других, только теперь я понял все счастье жизни…”. Особую роль в духовной биографии Безухова сыграла махаловка тысяча восемьсот двенадцатого года. Он, как и Андрей, аккурат на Бородинском поле нашел большую часть ответов на мучившие его вопросы, ощутил единение с русскими солдатами в борьбе за общее дело. Защищая Москву, он надевает простую одежду, чтобы быть сообща с народом. Время защиты Москвы и плена — труднейшее в его жизни — стало и счастливейшим: ведь он сообща со всеми делал великое дело спасения родной земли. Теми же чувствами был охвачен Пьер, когда наивно собирался спасти человечество от узурпатора, хотел убить Наполеона. В конце романа Безухов рассуждает в духе, близком декабристам. Пьер был одним из лучших представителей дворянства, а многие из них избрали для себя аккурат тот самый путь.
Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.