Сочинение на тему нравственный выбор человека

10 вариантов

  1. Ежедневно нам приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями. Мы делаем свой выбор в пользу чего-то, поступаем так, как считаем нужным. Иногда от принятого человеком решения зависит не только собственное разочарование или удовлетворение, но и чья-то жизнь.
    Проблема нравственного выбора будет существовать всегда. С ситуацией, когда нужно делать нравственный выбор, сталкивается любой человек. Чаша весов при этом может быть перевешена как в пользу добра, так и в пользу зла.
    Находясь в экстремальной или сложной жизненной ситуации, человек может проявить себя двояко. Кто-то поступает так, как никогда не поступил бы в обычное время. Другие же, наоборот, ведут себя вполне обычно. Это также является показателем их нравственности.
    Как бы то ни было, проблема морального выбора особенно обостряется в сложных ситуациях. Человек, оказываясь в подобной ситуации, обычно раскрывает свои нравственные качества, показывая тем самым, насколько он достоин звания Человека.
    Понятия хороших и плохих поступков закрепляют общепринятые нормы. Так нравственность человека рассматривается через призму его отношения к определённым ценностям.
    Нравственный выбор в пользу добра делает человек с сильной волей. Это качество в сложных ситуациях оказывается намного важнее и дороже многих факторов. Людям с сильной волей обычно не приходится стоять перед проблемой нравственного выбора. Они полностью осознают свои действия и принимают твёрдые решения.

  2. Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.

    Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)

    Определение понятия

    Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.

    Аргумент из прочитанного текста

    В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина. На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией. В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.

    Аргумент из личного опыта

    Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.

    Заключение

    Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.

    Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)

    Определение понятия

    Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.

    Аргумент из прочитанного текста

    В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей. Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд. И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…

    Аргумент из личного опыта

    Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.

    Заключение

    Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.

    Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)

    Определение понятия

    Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.

    Аргумент из прочитанного текста

    Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой. Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки. Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.

    Аргумент из личного опыта

    Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.

    Заключение

    Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.

  3. (63 слова) Однажды в компании моей знакомой предложили покурить наркотическую смесь. Ее долго уговаривали, даже угрожали тем, что перестанут с ней общаться, если она отстанет от коллектива. Но девушка адекватно оценила ситуацию и ушла с этой вечеринки, а один из тех, кто согласился, в итоге попал в больницу. Под давлением окружающих сложно сделать правильный выбор, но необходимо думать о себе, а не об общественном мнении.
    (57 слов) Один мой знакомый купил ответы на экзамены через интернет. Этот человек потратил около десяти тысяч рублей, а накануне экзамена продавец удалил свою страницу из социальной сети и не выходил на связь. Так мой знакомый, сделав неправильный выбор и надеясь на ответы, не сдал ЕГЭ. В выборе лучше всегда полагаться на добродетель, ведь цена за ошибку слишком высока.
    (62 слова) Несколько лет назад я случайно забыла свой телефон в куртке, когда сдавала ее в школьный гардероб. После занятий я не нашла его в кармане. Однако спустя неделю случайный прохожий нашел этот телефон валяющимся в сугробе. Он мог бы взять его себе, но сделал другой выбор, позвонив по номеру моей мамы и вернув мне. За это я до сих пор благодарна тому человеку.
    Правильный выбор иногда совершить сложно, так как платишь за него собственными удобствами и выгодами. Но, не сделав его, лишаешься гораздо более важного – покоя, ведь совесть – самый строгий судья человека, о неправильном поступке она будет напоминать годами.
    Автор: Мария Блинова

  4. Каждый человек вынужден делать выбор в своей жизни. Это всегда сложно, ведь определенный выбор повлечет за собой те или иные события. Что-то может обернуться полнейшим кошмаром, а другое обрадует человека, и он будет считать, что лучше просто быть не могло. Но нельзя рассматривать варианты выбора, опираясь лишь на разум и желание сделать себе лучше. Нужно прислушиваться к своей совести.
    Нравственность включает в себя не обычный выбор, который диктуют эмоции. Это здравое взвешенное решение, какой из сторон отдать предпочтение: добру или злу.
    Такой выбор предстает перед каждым человеком и в абсолютных мелочах. К примеру, кто-то может подумать: а поднять ли и забрать себе деньги, которые выпали из кармана мимо проходящего человека? Или же: заступиться ли за ребенка, которому угрожают хулиганы? Иногда нравственный выбор может встать таким боком, что будет затрагиваться и жизнь человека.
    Нравственность выступает регулятором моральных установок человека. Они не позволят ему совершить ошибку, перейти грань между злом и добром, подскажут, где и кому оказать помощь.
    Есть и такие случаи, когда человек совестливый, но ему сложно сделать правильный нравственный выбор. Бывает, что человека может привлечь темная сторона. Ведь всем известно, что зло способно оказаться очень соблазнительным и привлекательным. Не надо думать про выгоду – это прямое отрицание самой нравственности. Без этого человек способен не совершать корыстных поступков, на которые его так и толкают те самые соблазны.
    Человек получает нравственность из того, что окружает его с самого детства. Это может быть и через воспитание родителей, и через религию, где упоминается наказание через грех. Также не стоит забывать про детские сады и школы – еще там проходит процесс обучения ребенка нравственности. Все может измениться с возрастом, но будет намного сложнее изменить принципы и нравственные устои сформировавшейся личности.
    Чтобы правильно делать нравственный выбор, необходимо учиться любить, помогать окружающим и забыть про эгоизм со злостью.

  5. Нравственный выбор человек делает, руководствуясь совестью, моралью, а также собственными представлениями о жизни. Нравственный выбор – это своеобразный ответ на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?»: пройти мимо или оказать необходимую помощь нуждающемуся, пойти на обман или сказать всё как есть, поддаться искушению или устоять.
    Яркий пример нравственного выбора мы наблюдаем в тексте А.Г.Алексина, где Ваня Белов решает сделать свой нравственный выбор в пользу своего друга: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который боялся остаться на второй год и украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня сообщил директору, что именно он украл тетради, а не Сеня. Ваня Белов совершил такой благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс.
    Нравственный выбор был сделан и Петром Гринёвым, героем повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич в свою очередь убеждал своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Однако Гринёв, несмотря на то, что и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, решил отдать деньги. Для него было правильным поступить так, как учил его отец – по законам чести.
    Человеку всю жизнь приходится делать какой-то выбор, часто принятие решения зависит от его моральных устоев. Нравственный выбор – это решение, которое принимается нами ежедневно: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти на встречу в назначенное время.

  6. В сочинении на столь сложную тему обычно предполагается, что ученик опирается на произведения, прочитанные в рамках школьной программы или внеклассного чтения. Эти произведения наверняка обсуждались на уроках литературы, поэтому нужно вспомнить, что на них говорилось. Как правило, речь идёт о книгах:
    Что нужно написать в любом случае?
    Во-первых, отметить, что война, убийство людьми друг друга, сама по себе безнравственна, но когда речь идёт о защите своей Родины, своей земли, от неё нельзя самоустраниться и оставить борьбу с врагом кому-то другому, и это самый первый и главный нравственный выбор.
    На войне страшно, на войне убивают. Инстинкт самосохранения велит человеку бежать куда подалее с места, где это происходит. Но нужно перебороть его и остаться, потому что на войне каждый прикрывает спину другому, и это постоянный нравственный выбор, который приходится делать воюющему.
    Третий главный нравственный выбор связан с гордыней. Желание сочинить геройство на голом месте, приписать себе заслуги убитого товарища тоже свойственны людям, особенно трусам. Они добавляют зловонный душок тщеславия туда, где и так пахнет отнюдь не розами.
    Примеры из прочитанных произведений, раскрывающие данные тезисы, станут основной частью сочинения.
    Во введении следует указать, что тема войны и поведения человека на войне всегда была одной из важнейших в литературе, потому что экстремальные ситуации, возникающие на войне, раскрывают человеческий характер во всей его полноте.
    В заключении можно написать, что тема нравственного выбора на войне заставляет читателя задуматься над тем, насколько правильно делает он свой нравственный выбор в ежедневной мирной жизни.
    Предложенное выше является лишь примером того, по какой схеме может развиваться тема. И примеры для тезисов, и выводы придётся делать самостоятельно, потому что иначе работа будет выглядеть как набор избитых фраз, за которыми нет мыслительных и душевных усилий учащегося.

  7. А это текст, по которому написано сочинение, присланное Светланой Николаевной:
    (1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, выстроившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (5)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.
    (8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.
    (10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.
    (12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?
    (14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказывавшие о Ю.Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, общественных идеалов и ценностей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И все-таки человека выбирает.
    (24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать. (26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.
    (29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.
    (30)… Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31)Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32)От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33)Они близко, они вплотную. (34)Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней…
    (35)А значит, каждому человеку надо ещё раз продумать свое отношение к тому, что происходит в мире. (36)Сделать выбор. (37)Правильный выбор. (38)И действовать.
    (По Т.М.Джафарли)
    Джафарли Теймураз Мамедович – автор книг и статей в области философии, социологии, педагогики.
    Удалить

  8. (По тексту Э. Шима)

    сочинение-рассуждение

    Я думаю, автор, говоря, что
    хотел показать, как мальчик расстроен тем, что ему приходится обманывать родителей.
    Гоша понимает, что поступает неправильно, и пытается избежать совершения некрасивого поступка. Все его поведение говорит об этом. «Но как же я. Вера, мне же. Ну, неудобно. », — говорит он. В предложениях 33-34 наглядно показано, как Гоша не хочет выполнять приказ Верочки («беспомощно смотрит», «плетётся» в квартиру).
    Но тихому, застенчивому мальчику очень хочется нравиться девочке, и он выносит духи. Однако Гоша остро чувствует свою вину, поэтому, чтобы скрыть свои чувства, сердито и свысока разговаривает с Верой.
    В заключение хочется сказать, что Э. Шим своим рассказом показывает нам, как тяжело делать выбор и как совесть нередко заставляет раскаиваться сразу по совершении проступка.
    Нравственный выбор – выбор, совершаемый человеком в соответствии с его морально-этическими представлениями.
    Мы сталкиваемся с подобной дилеммой каждый день: солгать или сказать правду, помочь или пройти мимо и т.д. Каждый решает для себя, у многих различное мнение на этот счёт. Сказать однозначно, что верно, довольно сложно. Мы следуем своим правилам, и на наше поведение в этом плане влияет многое из далекого детства. Обычно ребенка учат делиться, говорить правду, различать добро и зло в самых примитивных ситуациях. По мере взросления задачи усложняются, однозначно положительные или отрицательные персонажи почти не встречаются. Нередко один нравственный выбор влияет на всю оставшуюся жизнь.
    В качестве аргумента для сказанного можно привести пример выбора мальчика Гоши из рассказа Эдуарда Шима. Мы видим, как Гоша ворует духи своей матери для того, чтобы понравиться девочке Вере.
    Уже в момент преступления он чувствует угрызения совести, потому что понимает, как этим он огорчит родителей. Его надменность в отношении с Верочкой демонстрирует недовольство её жизненной позицией, а также обиду на самого себя, на свою трусость. Видя раскаяние мальчика, мы прощаем Гоше его проступок.
    Еще одним примером, доказывающим, что нравственный выбор нередко влияет на судьбу человека, может служить образ главного героя из рассказа Л.Н. Толстого «После бала». После увиденного кошмара, связанного с наказанием солдата, герой отказывается от возлюбленной, от дальнейшей государственной службы, хотя он и мог сделать блестящую карьеру, дабы не причинить вреда людям, даже случайно.
    Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что нравственный выбор – важнейшая часть жизни каждого. Он учит нас быть ответственными за свои поступки, он определяет в людях степень человечности.

  9. (1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
    (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
    (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
    (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
    (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
    (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
    (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
    (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
    (По Ю. Трифонову)*
    * Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

    Готовое сочинение 15.3 «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»

              Часто в жизни нам приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации: сказать правду или солгать, помочь или остаться равнодушным, устоять или поддаться искушению. Такого рода решения называются нравственным выбором. Делая его, человек руководствуется моралью, совестью, представлениями о жизни. Докажу это примерами из жизненного опыта и прочитанного текста.
    В тексте Юрия Трифонова мальчик Глебов имел авторитет в классе благодаря тому, что его мать работала билетёршей в кинотеатре. За счет этого ему удавалось ходить на просмотры фильмов без билета, а иногда и одноклассников проводить. Но проводил он далеко не всех, а только тех, в дружбе с кем был заинтересован, от которых что-то можно было взять взамен (предложение 10). Это и есть нравственный выбор Глебова: корыстное общение ради собственной выгоды, а не ради дружбы.
    В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» нам показан секретарь Фамусова Алексей Молчалин, который делает свой нравственный выбор в пользу карьеры, «теплого местечка». Для этого он лицемерит, обманывает, льстит и отказывается от собственного мнения.
    Таким образом, мы пришли к выводу, что нравственный выбор – это решение человека о том, как ему поступить в той или иной ситуации: хорошо или плохо, правильно или неправильно, корыстно или бескорыстно. Это решение каждый принимает самостоятельно, опираясь на жизненный опыт, совесть и моральные принципы.

  10. В своём тексте автор А. Владимиров  поднимает важную  проблему  ответственности за нравственный  выбор.
    Вопросы о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, волновали человечество издавна.  Сейчас эти вопросы не менее актуальны. В настоящее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком.
    Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. Перед выбором оказывается и герой текста Николай Савушкин. Узнав однажды, что в их местах видели косулю, он, взяв ружьё, отправляется на её поиски. У него давно болеет дочь. Отцу невыносимо видеть «как … ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным   лабиринтам боли».  «Самое страшное — когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет». Помочь может лекарство из рогов косули. Исходив всю лощину, он нашёл животное и, уже приготовившись выстрелить,  заметил рядом с косулей ее детёныша и попятился назад.
    А. Владимиров  заставляет читателя задуматься над тем, оправдывает ли цель любые средства? При этом подразумевается благородная цель  – спасти жизнь своей больной дочери.  Позиция автора такова, что нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого. Автор  на первое место ставит даже не то, с какой бедой живет человек, а то, какой выбор он делает в сложившихся обстоятельствах. Для писателя очень важно показать, что, в какую бы проблему  ни заносила человека судьба, он всегда должен оставаться Человеком, преданным себе и своим моральным устоям.
    Мне близка позиция автора. Выбор и нравственность. Что они значат для каждого из нас, и как мы поведем себя в ситуации, подталкивающей нас на безнравственное преступление? Если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу.
    В литературных произведениях мы также часто видим, что герой стоит перед выбором. Нравственный выбор совершает героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Маргарита отчаянно пытается спасти Мастера и идет ради этого на сделку с дьяволом, соглашаясь быть королевой на Великом балу полнолуния. Когда же все испытания позади, и Воланд просит её назвать любое свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за неё. Совершая этот благородный выбор, Маргарита отказывается от своего счастья, ведь она не знает, что ей позволят еще попросить для себя.
    В рассказе Ричарда Мэттисона «Кнопка, кнопка» автор ставит вопрос: «Смог бы ты отнять жизнь у незнакомца, чтобы изменить свою собственную?» Артур и Норма — молодая семья, которая испытывает финансовые затруднения. Неожиданно супруги становятся счастливыми обладателями коробочки с кнопкой. Им объясняют, что, если нажать на кнопку, они немедленно получат один  миллион  долларов. Одна тонкость — в этот момент где-то умрет совершенно незнакомый им человек… Норма рассудила: «Почему я ради себя и своего благополучия не могу поступить, как мне заблагорассудится?» и нажала на кнопку. Но просто так ничего не бывает в этом мире, за всё приходится платить: за жадность, за безрассудство и бесчеловечность. Под угрозой становится жизнь сына, и Норма погибает ради его спасения.
    Текст А. Владимирова  заставляет задуматься. Свой выбор мы должны совершать по совести, каким бы трудным он ни был. В любом случае, какой бы выбор мы ни совершали, следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша  жизнь, но и жизнь тех, кто с нами  рядом.
    Валерия Гумовская ©

    Текст А. Владимирова (о косуле)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *