Сочинение на тему нужна ли поэзия сегодня

8 вариантов

  1. Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*
    Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.
    Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.
    Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.
    Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.
    Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.
    С этой точки зрения, поэзия бесполезна для общества. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Общество манит нас глянцевыми развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением. “На бегу” невозможно читать стихи  – это слишком серьёзное занятие.
    Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?
    Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.
    Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?
    Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.
    Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.
    Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.
    Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.
    Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.
    В обществе нам предписывается играть социальные роли, быть сдержанными в выражении чувств и не слишком распространяться о прожитой жизни. Мы не рискуем быть слишком откровенными просто потому, что это может вызвать у окружающих непонимание, насмешки, злорадство, в лучшем случае – недоумение. А ведь опыт каждого из нас – со всеми переживаниями, мучительными размышлениями, внутренними конфликтами, неожиданными озарениями -, пожалуй, одно из самых главных наших богатств. И то, что мы узнали о жизни, промыслительно может оказаться важным для людей,  столкнувшихся с какой-то проблемой, стать тем самым недостающим ключом к её решению. Я полагаю, что в этом состоит одна из разгадок мощного влияния поэзии на человека.
    Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:
    “Это – круто налившийся свист,
    Это – щёлканье сдавленных льдинок,
    Это – ночь, леденящая лист,
    Это – двух соловьёв поединок”.
    Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму:
    “Не жалею, не зову, не плачу,
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым”.
    (Сергей Есенин)
    Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя.  В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.
    Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.
    Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.
    Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников.
    Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.
    Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.
    Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.
    Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.
    Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.
    Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.
    __________________
    * Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012)

  2. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф.И. Тютчева. Лирику Ф.И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф.И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву – признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
    сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
    что до черной доски, от которой мороз по коже,
    так и осталась черной. И сзади тоже.
    Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе. Я считаю, что поэзия – это лучшая духовная пища для любого развитого человека.

  3. Сегодня существует огромный разрыв между представлениями о настоящей поэзии творческой элиты и взглядами на этот предмет широкой аудитории. Такой разрыв имеет свои закономерности: элитарная культура опережает потребности общества в культурной пище, которая является основой его ценностей и духовности, задает направление развития культуры общества. Однако, если никто не возьмет на себя ответственность за управление процессом донесения до населения представлений о настоящем искусстве, не позаботится о том, чтобы этот разрыв сокращался, массовая культура не оставит шансов элитарной культуре быть востребованной, влиять на базовые основы общества. Недостаточность институтов управления подобными процессами неминуемо приведет к кризису культуры: выхолащиванию общечеловеческих ценностей, снижению духовности. Кто должен взять на себя ответственность за эти процессы?
    Общаясь с редакторами ведущих российских издательств, я столкнулась с неверием в то, что современная поэзия может быть востребована читателем. Редакторы говорят о том, что спрос есть на классику, поэтов серебряного века. Именно эти поэтические серии издаются наиболее часто. Издание же сборников современных поэтов крайне рискованно и убыточно.
    Большая часть современных поэтов годами копят деньги на издание своей книги. Кому то везет больше: их книги издаются на деньги спонсоров. Но меценатов, любителей настоящей поэзии, сейчас не так много. Поэзия не может быть основой для бизнеса, она по своей сути не имеет коммерческой составляющей.
    Редакторы толстых литературных журналов не считают своей миссией доносить талантливую современную поэзию до широкой аудитории, формировать, воспитывать в людях вкус к хорошей поэзии. Они видят своей миссией развитие современного поэтического творчества, работают в узких рамках профессиональной и элитарной аудитории, работая как бы на будущее.
    Вот характерное мнение одного из ведущих литературных критиков: «Масса в принципе не способна воспринимать настоящую поэзию – слишком тонкая и сложная это материя. Не позволить массе насыщаться всем низкопробным невозможно – ничто другое ее не насыщает. Дайте массе высокую поэзию – она скажет, что это глупый набор слов, и потребует стишков на случай. Низкопробных. И скажет: вот хорошие стихи». Это точка зрения очень хорошего критика, к сожалению, как и другие, чувствующего свое бессилие что-либо изменить.
    Точка зрения о “данности” способностей обсуждалась многими исследователями в области психологии. Чезаре Ломброзо говорил, что преступниками и проститутками рождаются, а потому бессмысленно заниматься социализацией, воспитанием тех, кто не может быть другим. Его концепция много раз подвергалась критике специалистами в области социальной психологии и педагогики. Существует множество факторов, влияющих на формирование личности и ее ценностных установок. Но если литературные критики стоят на такой жесткой позиции “они не мы, они никто”, а мы “только для избранных” – это значит, что они расписываются в собственной несостоятельности в системном влиянии на культуру. Они считают, что бесполезно работать с “серой массой”, “сеять разумное, доброе, вечное”, “пробуждать добрые чувства лирой”, искать пути воспитания в людях вкуса к поэзии. Либо это дано от природы, либо нет.
    Не это ли одна из причин засилья массовой культуры, что представители элитарной культуры не видят смысла бороться за то, чтобы истинное искусство было более широко представлено в сознании людей? В результате элитарное искусство все больше сдает свои позиции, и сознание людей наполняется штампами массовой культуры, порабощая личность.
    Алексей Алехин, главный редактор < поэтического журнала «Арион», в своей статье в журнале "Вопросы литературы" (№1 2012 г.) говорит о том, что "поэзия сохраняет в себе больше истинного искусства, хотя бы потому, что почти не покупается, а значит, и не продается". Он видит три ветви поэзии сегодня: Та самая “актуальная” поэзия, бесконечно имитирующая новизну Непритязательная поэзия для “широких” (относительно) масс И, наконец, существующая как всегда вопреки всему и как всегда тонкая, веточка собственно поэзии - поэзия как искусство. А. Алехин видит, тем не менее, некий континуум поэтического творчества, имеющий право на свое существование в обществе, который ведет читателя от простого к сложному. Цель поэзии как искусства, быть главным ориентиром этого движения, задавать высокие стандарты. По его мнению, «поэзия как искусство» - это и есть истинная поэзия, понимание которой доступно немногим. Это соответствует более общему мнению: настоящее искусство - элитно, по крайней мере, для современников. Для потомков сегодняшнее элитное искусство может приблизиться к массовому. И все же, если сейчас не позаботиться об институтах воспитания у людей вкуса к настоящей современной поэзии, потомки просто не смогут рассмотреть зерно истины в потоке все возрастающей информационной нагрузки на человека. Ответ “массы” литературным редакторам
    Размышляя над проблемой управления процессами сокращения разрыва между «элитарным и массовым», снижения негативного влияния массовой культуры на личность человека, укрепления ценностных и духовных основ общества, я решила обратиться к пользователям моего сайта edu.jobsmarket.ru и задать им вопрос: нужна ли поэзия современному человеку?
    Результаты этого исследования – это только подвод поднять вопрос, вместе со всеми заинтересованными лицами сформировать видение на проблему и найти нетривиальные решения.
    Кто принял участие в исследовании?
    Интерес к теме опроса был огромен, за 2-е суток было заполнено более 5000 анкет.
    Возраст
    Размер населенного пункта, чел.
    Пол
    Ответы пользователей на вопросы анкеты
    Вы когда-нибудь писали стихи?
    Как часто вы обращаетесь к поэзии?
    Как часто вы обращаетесь к поэзии? Ответили “НИКОГДА”, распределение по возрастным группам в %


    Что для вас является поводом обращения к поэзии?
    Если вы обращаетесь к поэзии, стихи каких поэтов вы будете скорее читать?
    Какая тематика стихотворений нравится вам больше других?
    Какой носитель информации предпочтителен для вас при чтении стихов?
    Разница предпочтений носителя информации в зависимости от возрастной группы, %
    Нужна ли поэзия современному человеку ?
    Как часто вы обращаетесь к поэзии? Ответили “НЕТ”, распределение по возрастным группам в %


    По вашему мнению, какую роль поэзия играет в культуре общества?
    Из результатов этого исследования мне видится, что наша российская «масса» читателей не столь безнадежна, как это кажется редакторам толстых журналов. Очевидно, что массовый читатель не только интересуется поэзией (пусть на своем уровне ее понимания), но и видит ее роль в своей жизни и жизни общества.
    Надеюсь, что это небольшое исследование будет хорошей информацией к размышлению для литературной среды, редакторов и поэтов. Об авторе:

  4. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву – признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    «
    1
    2
    »

  5. Название конкурса: Конкурс творческих работ юных  корреспондентов
    “СМИ и ДЕТИ”
    Тема: “Магия поэзии”
    Номинация: эссе
    Возрастная категория конкурса: 14-16 лет
    Название работы: Воспитание поэзией
    Ф.И.О. автора:  Ишкова Дарья Андреевна
    Возраст: 15 лет, 25.04.1999 г.р.
    Образовательное учреждение: МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1»  Советского района  Курской области
    Ф.И.О. руководителя: Репринцева Надежда Александровна
    Адрес: 306600, Курская область, Советский район, п.Кшенский, ул. Заводская  7
    Телефон: 8(47158) 2-19-82
    Электронный адрес: sovetskii661
    Когда поэзия есть, она может некоторыми
    не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются.
    Е. Винокуров
    Поэзия, как и проза – один из основных типов искусства слова, который имеет огромное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: в быту, на работе, или даже на войне.
    Лирика или роман в стихах, драма или поэма – это, в первую очередь, стихотворные произведения, которые отличаются от прозы способами организации художественной речи и ритмостроением. В поэзии взаимодействие стихотворной формы со словами создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла. Множество мастеров слова делятся своей радостью, печалью, восхищением, взволнованностью, мудростью, смелостью или страхом именно с помощью стихов.
    Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Такие произведения, как хокку или танка, тоже можно назвать поэзией, несмотря на то, что в них нет никакой рифмы и определенного ритма. В этих „свободных стихах” тоже видно те же человеческие чувства, красоту, природу.   Другими словами поэзия – это жизнь, это мечта, выражение чувств, переживаний, мыслей. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
    Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Конечно, без поэзии мир бы не стал другим, но стал беднее в духовном плане. Нужна ли поэзия современному обществу? Ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.
    В наш век компьютерных технологий, к сожалению, поэзия и литература вообще постепенно уходит на последний план. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор.
    Мы провели исследование среди обучающихся 8-9 классов МКОУ «Советская средняя  общеобразовательная  школа  № 1» Советского  района   Курской  области, с целью выяснения отношения обучающихся к литературе, в частности к поэзии. В эксперименте участвовали 42 школьника. На вопрос, чем вы предпочитаете заниматься в свободное время, лишь 14% респондентов отдали предпочтение  чтению художественной литературы,
    86 % – социальным сетям. Среди поэзии и прозы выбирают поэзию  – 11%, прозу- 84 %, все равно- 5% обучающихся.
    Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Никогда электронный текст не заменит общения с “живой” книгой.
    С лучшими образцами  поэзии мы знакомимся на уроках литературы. Уроки литературы учат нас думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями, ценностному отношению к миру. Николай Гумилев писал о поэзии: “Поэзия для человека — один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия, удовлетворяющего ее потребностям. То же относится и к поступкам или чувствам человека, не воплощенным в слове. Они могут быть прекрасными как впечатление, даваемое поэзией, но не станут ею, потому что поэзия заключает в себе далеко не все прекрасное, что доступно человеку. Никакими средствами стихотворной фонетики не передать подлинного голоса скрипки или флейты, никакими стилистическими приемами не воплотить блеска солнца, веяния ветра.”
    Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир человека, влиять на выбор их нравственных ориентиров подрастающего поколения. Моральные принципы,  нормы поведения людей по отношению друг к другу и обществу важная составляющая того, что мы называем нравственностью. Соответственно, нравственный ориентир – это представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению, что правильно, допустимо, а что неправильно и недопустимо.
    Мы сейчас живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей.
    Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.
    На уроках литературы и во внеурочное время нам предоставляется возможность реализации своих творческих способностей и сохранение собственной индивидуальности.
    Мне легче передавать в поэзии свои мысли и чувства. При сочинении стихотворений многие образные фразы позволяют мне быстро и емко передавать смысл сложных вещей. Для меня поэзия – удивительная вещь. Она заставляет меня по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
    Закрыв глаза, я представляю мир,
    Там тысячи дорог нам раскрывают тайны.
    В душе живет мечта, поэзия манит.
    И встречи с нею не случайны.
    Мы встретим с ней рассвет,
    Где солнца луч приветливо сверкает.
    И в небе мрачных красок больше нет.
    А мир поэзии манит и увлекает.
    Он увлекает нас своею чистотой,
    И между строк свою судьбу читаем.
    А мысли разговор ведут простой:
    Что ждет нас впереди, увы, не знаем.
    Но знаю я одно– поэзия жива!
    Пока есть те, кто просто в нее верит.
    Ведь в ней живет любовь, надежда, доброта,
    И в светлый мир для нас открыты двери!
    (Ишкова Дарья)
    К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

  6. Сочинение на тему: «Поэзия», как писать его, если не влюблен? Здесь речь не идет о чувствах к конкретному человеку. Каждый из нас ежедневно радуется жизни – это и есть любовь.Как бы беден и пуст был мир без поэзии, живописи и других видов искусства. Они выполняют важную роль в нашем становлении, делают из нас настоящего человека: глубоко чувствующего, сопереживающего, интеллигентного, интеллектуального, помогают формированию нашего мировоззрения. Они подсказывают нам правильный путь.
    «Поэзия — форма любви», – так сказал о ней известный писатель Михаил Пришвин. И действительно, ничто так хорошо не отражает наши эмоции и состояния, как поэзия. Читая стихотворения, невольно ощущаешь силу того чувства, которое испытывает поэт к любимому человеку, семье, родине.
    О любви вообще сложно рассказать. Даже самые красивые слова будут блеклыми и невыразительными по сравнению с той бурей страстей, которые переживает человек в этом состоянии. Здесь на помощь прозе приходит поэзия, проявляя красоту этого чувства. О поэзии говорят, что это «музыка слов», «живопись, которую слышат».
    Леонардо да Винчи сравнивал поэзию с живописью. Он говорил: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».
    Человеку свойственно «чувство прекрасного», к которому он постоянно тяготеет. Но то, что прекрасно для одного, может быть безразлично для другого, но это уже другой вопрос. Здесь все упирается в индивидуальные предпочтения.
    Творческие способности у всех людей различные, но есть то, что объединяет всех – люди способны чувствовать, испытывать ощущения, горевать и радоваться. Если человек не в состоянии воспринимать мир на уровне чувств – это уже отклонение.
    Именно чувства, эмоции, размышления – это предшественники поэзии, то, что ее рождает и развивает. Это относится и к другим видам искусства. Ближе всего к поэзии по эмоционально-чувственному восприятию, на мой взгляд, живопись и музыка. И поэт, и художник, и музыкант – все творят, пропуская мир через собственное сердце, которое и рождает шедевры, живущие не одно поколение.
    Поэзия, как и другие виды искусства, создают творение, согретое теплотой собственного сердца, которое становится всеобщим достоянием и бережно передается потомкам. Возможно, таким образом, накапливается лучшее, что есть в человеческой природе.
    Как писать сочинение на тему: «Поэзия» подскажет внутренний романтик, живущий в душе каждого человека. Поэзия помогает увидеть прекрасные и необычные стороны в самых обыкновенных вещах, в той простой жизни, которая каждый день окружает нас. Можно с уверенностью сказать, что поэзия учит любить.
    Стихи не отличаются многословием, они емкие, содержательные по смыслу, как будто, читатель знает о тех чувствах, которые описывает поэт.
    Много стихотворений, посвященных любви к Родине. Особенно это касается русских поэтов. Здесь вспоминается творчество Пушкина, Есенина, Блока.
    Какую бы тему не раскрывало стихотворение, оно погружает в глубину, радует созвучием слов и смыслов, проявляет чувства, окрыляет. Читая поэзию, сопереживаешь вместе с автором, наполняешься вдохновением.
    Статьи

  7. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву — признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
    сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
    что до черной доски, от которой мороз по коже,
    так и осталась черной. И сзади тоже.
    Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе. Я считаю, что поэзия — это лучшая духовная пища для любого развитого человека.

  8. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву — признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
    сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
    что до черной доски, от которой мороз по коже,
    так и осталась черной. И сзади тоже.
    Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе. Я считаю, что поэзия — это лучшая духовная пища для любого развитого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *