Сочинение на тему о как убийственно мы любим

9 вариантов

  1. Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

    Средства выразительности

    Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.
    Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,
    Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

  2. Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева занимаеи немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости.
    Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью у женщин высшешего света,покорял которых благодаря своей романтической натуре, и блестящему интеллекту.
    15 лет длился «блаженно-роковой» роман Ф.И.Тютчева с Е. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый «денисьевский цикл» — шедевр русской любовной лирики. Любовь в лирике Тютчева — одно из самых глубоких наслаждений жизни, но она является и источником страданий. Примером этому служит стихотворение «О, как убийственно мы любим…», в котором обнажается прежде всего трагическая сущность любви. «Поединок роковой» — такова любовь в понимании Тютчева..
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей.
    Любовь у Тютчева та же стихия «буйная слепота страстей». Любовь ассоциириуетсяи со страданием, страданием, тоской, взаимной болью, слезами, взаимным непониманием:
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Все опалили, выжгли слезы
    Горючей влагою своей.
    Уже первую встречу с любимой поэт называет «роковой», как бы предчувствуя будущие страдания. «Ее волшебный взор и речи и смех младенчески-живой» были «мимолетным гостем». Лирический герой недоумевая задает риторический вопрос: «И где все это?». Вообще в этом стихотворении много риторических вопросов, которые придают ему особую интонацию: лирический герой не может найти ответы на беспокоящие его вопросы:
    И что ж теперь? И где все это?
    И долговечен ли был сон?
    Ответа герой не знает, но мучается от того, что доставил невыразимую боль не только себе, но и своей возлюбленной:
    Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла!
    Любовь у Тютчева — это страшные муки, от которых, в первую очередь, страдает женщина, потому что , несмотря на «долгое мученье», ей «удалось» сберечь хотя бы то, что от этой любви осталось —«пепл».
    Итак, в стихотоврении «О, как убийственно мы любим…» показаны прекрасные мгновения взлета любовных чувст, а также страшные моменты их краха. В этом стихотворении, как и во многих других стихотворениях поэта, хаотические разрушительные стихии бушуют, и человек не в силах управлять ими.

  3. Федор Иванович Тютчев… Блестящий дипломат, не приезжавший в Россию более двадцати лет, но ярый славянофил, великолепный рассказчик и обаятельный герой гостиных, увлекающийся и страдающий влюбленный. А еще – великий русский поэт, подаривший нам одни из самых лучших и проникновенных строк о любви. Его видение этого чувства не похоже ни на кого другого. Поговорим сегодня о нем.
    Основные темы поэта – жизнь природы и любовь. Но в традиционном смысле пейзажной его лирику о природе назвать нельзя – с помощью природных образов он философски осмысливал мир. Но вот в стихах о любви нам открывается очень интимный и очень трагический поэт.
    Для сочинения возьмем несколько стихотворений: «Предопределение», «О, как убийственно мы любим!», «Последняя любовь», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»
    Материалы к сочинению
    Вступление уместнее всего лирическое, ведь стихи прекрасные! Но если вдохновение не прилетит, то и биографическое неплохо. Упомяните в нем адресата почти всей любовной лирики – Елену Александровну Денисьеву, гражданскую жену поэта. Ей была уготована трагическая судьба: отвергнутая обществом, она очень рано умерла от чахотки, оставив детей. Для Тютчева она была и любовью, и вечным укором: из-за него эта женщина пожертвовала всем.
    Основная часть
    Тезис: любовь, по Тютчеву, прекрасное, но трагическое чувство, так как в нем изначально отсутствует гармония.
    В одном из первых стихотворений «Предопределение» поэт уже говорит о любви как о поединке, а не союзе двух родных душ. Он считает, что «съединенье, сочетанье» сердец – всего лишь предание, миф, повторяемый годами, более того, это неравная борьба, в которой «изноет» более любящее сердце. Лирический герой отвергает саму возможность гармоничной любви, говоря о ней «поединок роковой». Роковой – предопределенный судьбой, да и само стихотворение носит такое же название.
    Стихотворение «О, как убийственно мы любим!» входит в Денисьевский цикл, это его центральное стихотворение. Оксюморон «убийственно любим» уже задает тон всему произведению. Лирический герой остро ощущает «буйную слепоту страстей», которую пережил, не в силах сопротивляться этому огромному чувству. Но какова цена за любовь? Героиня страдает от того, что отвергнута обществом, а герой сознает, что это произошло по его вине. «Жизнь отреченья, жизнь страданья» выжгли сердце героини, исчез младенчески-живой смех, «очарование ушло». Но не только себя винит лирический герой: не меньше виновата толпа, которая «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Закольцевав произведение, Тютчев еще раз повторяет оксюморон, ставя логическую точку: за любовь мы жестоко платим, и она приносит страдания.
    Однако есть в Денисьевском цикле и светлые стихотворения. Шедевр поэта, проникнутый пронзающей душу лиричностью, – «Последняя любовь». Когда его читаешь, сразу замечаешь сбой ритма: «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней» (вот он, сбой!). Это как будто пропущенный удар сердца, как вздох любви. Лирический герой сознает, что любит в последний раз, и от этого его душа наполняется светом догорающей вечерней зари, неярким, нежным, уходящим. Эта метафора особенно подчеркивает целую гамму чувств, переполняющих героя: это и любовь, и печаль, и сожаление, и та особенная любовная тоска, которая свойственна любящим.
    После смерти Елены Александровны Тютчев написал одно из самых проникновенных стихотворений – «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». В этот день умерла Денисьева. Стихотворение полно тихой печали. Главное в нем даже не чувства героя, а свет: в первой строфе «в тихом свете гаснущего дня», во второй – «все темней, темнее над землею», улетает последний отблеск дня, и лирический герой остается наедине с ангелом, в которого, несомненно, превратилась его возлюбленная. Он отчаянно хочет, чтобы она увидела его, еще раз простилась с ним или даровала прощение. Он уверен, что его душа навечно соединена с его душой, и от этого ему легче. И только теперь он может преодолеть роковое разъединение душ, о котором сказано в первом стихотворении. Жаль, что в земной жизни это невозможно.
    Заключение
    Ф.И. Тютчев написал о любви одни из самых прекрасных строк, но его любовь – чувство трагическое, потому что влюбленные живут среди жестокого мира. Но не только это мешает гармонии между влюбленными. Сама любовь по природе своей – чувство неравное, а гармония возможна только в иной жизни. Это печально, но все же вновь и вновь читатель возвращается к стихам поэта как к дневнику любившего и любящего, ликующего и страдающего человека.
    До встречи!
    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
    No related posts.

  4. Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта – Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту.
    Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование.
    Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя:
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом:
    И что ж теперь? И где все это?
    И долговечен ли был сон?
    Поэт сам дает неутешительный ответ:
    Увы, как северное лето,
    Был мимолетным гостем он!
    Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?»
    Героине «оставались лишь воспоминанья… Но изменили и оне»:
    И на земле ей дико стало,
    Очарование ушло…
    В итоге – что осталось в сердце героини?
    И что ж от долгого мученья,
    Как пепл, сберечь ей удалось?
    Боль, злую боль ожесточенья,
    Боль без отрады и без слез!
    Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества:
    Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    То, что в душе ее цвело.
    Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини.
    Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены:
    Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была,
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла!
    Лирический герой делает вывод:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее.
    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!»
    Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами.
    Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это.
    Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» – одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

  5. Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» (1851 год) принадлежит к знаменитому «денисьевскому циклу». Этот цикл посвящен последней любви поэта — Елене Александровне Денисьевой. Отношения между поэтом и его возлюбленной окрашены в трагические тона: их брак был незаконным, из-за этого Елену Александровну отвергли в обществе. Всю свою жизнь она посвятила поэту.
    Кроме того, Денисьева болела чахоткой. Несомненно, переживания, связанные с незаконной любовью, сказались на здоровье девушки. В 1864 году она умерла, оставив Ф. И. Тютчева в неутешном горе. Поэтому неудивительно, что «денисьевский цикл» весь пронизан трагизмом, к светлому чувству любви здесь всегда примешивается горечь и разочарование.
    Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано через год после встречи Тютчева и Денисьевой. В нем поэт размышляет о переменах, произошедших в его возлюбленной. А эти перемены очень разительны. Лирический герой, страдая, спрашивает себя:
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Он вспоминает, что при первой встрече был очарован «волшебным взором», речью, «младенчески-живым» смехом героини. Поэт задается мучительным вопросом:
    И что ж теперь? И где все это?
    И долговечен ли был сон?
    Поэт сам дает неутешительный ответ:
    Увы, как северное лето,
    Был мимолетным гостем он!
    Встреча двух героев оказалась «роковой»: любовь лирического героя изменила его возлюбленную до неузнаваемости: «что уцелело от нея?»
    Героине «оставались лишь воспоминанья… Но изменили и оне»:
    И на земле ей дико стало,
    Очарование ушло…
    В итоге — что осталось в сердце героини?
    И что ж от долгого мученья,
    Как пепл, сберечь ей удалось?
    Боль, злую боль ожесточенья,
    Боль без отрады и без слез!
    Но в чем причина ее страданий, ведь любовь героев была так сильна? Да, любовь была наградой, но и наказанием, потому что она считалась «незаконной» в глазах общества:
    Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
    То, что в душе ее цвело.
    Экспрессивная метафора «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело» в полной мере передает равнодушие и жестокость толпы, уничтожившей прекрасное чувство и разрушившей жизнь героини.
    Во всем случившемся герой винит себя. Он эгоистично увлекся своими чувствами, своей победой: «Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя…» За своими переживаниями герой совсем не думал о судьбе его незаконной жены:
    Судьбы ужасным приговором
    Твоя любовь для ней была,
    И незаслуженным позором
    На жизнь ее она легла!
    Лирический герой делает вывод:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    В этих словах звучит «роковая» сила: что-то неподвластное человеку врывается в его жизнь и разрушает ее.
    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Одно и то же четверостишие начинает и заканчивает стихотворение. Вероятно, эти строки являются ключевыми, самыми важными, самыми выстраданными для поэта. Кажется, что герой долго размышлял и пришел к такому неутешительному выводу: «Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!”
    Стихотворение насыщено риторическими восклицательными и вопросительными предложениями, передающими силу душевных мук героя. Также данное произведение содержит предложения с умолчанием («Ей оставались вспоминанья…», «И на земле ей дико стало», «Очарование ушло…» и др.) Они помогают передать боль героя, его эмоциональные сильные переживания, граничащие со слезами.
    Полноправным героем стихотворения является возлюбленная поэта. Через его восприятие дается портрет девушки (до и после «встречи роковой»), внутренний мир героини, ее переживания. Разительные изменения во внешнем и внутреннем облике возлюбленной поэта передаются с помощью эпитетов и метафор, с использованием устаревшей лексики: розы ланит, улыбка уст, блеск очей, волшебный взор, смех младенчески-живой, злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез. Что было тому причиной? «Долгое мученье, жизнь отреченья, жизнь страданья». Сравнение «как пепл» передает силу страданий героини. Ее жизнь стала почти невыносимой, метафора «незаслуженным позором На жизнь ее она легла» подтверждает это.
    Таким образом, стихотворение «О, как убийственно мы любим…» — одно из лучших стихотворений, входящих в «денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева. Оно передает все основные темы и мотивы этого цикла: трагическую любовь, роковую предопределенность чувств, злую силу толпы, страдания обоих героев.

  6. Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.
    Благодаря перекрестной рифме и пятистопному хорею, стихотворение читается плавно, на одном дыхании. Также в стихе присутствуют архаизмы (ланит, очи, взор). Они вместе с междометием «О» в первой строчке указывают на одическую традицию XVIII века. Поэт использует риторические вопросы, на которые не находит ответа. Также много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональной насыщенности стихотворения, об искренних страданиях автора.
    Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой. В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:
    Давно ль, гордясь своей победой,
    Ты говорил: она моя…
    Год не прошел – спроси и сведай,
    Что уцелело от нея?
    Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:
    И что ж теперь? И где все это?
    И долговечен ли был сон?
    Увы, как северное лето,
    Был мимолетным гостем он!
    Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:
    Куда ланит девались розы,
    Улыбка уст и блеск очей?
    Все опалили, выжгли слезы
    Горючей влагою своей.
    Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал. Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают.
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим
    Что сердцу нашему милей!
    Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.
    Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.
    Анализ «О, как убийственно мы любим» может быть использован в качестве основы для написания сочинения.
    Стихотворение посвящено Е. А. Денисьевой, написано в 1951 году. Поэт говорит о различных проявлениях любви. Все строки проникнуты тоской и отчаянием:
    О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    Художественные средства выразительности: эпитеты – волшебный, ужасным, живой, роковой, горючей; ассонанс – повторяются гласные о, а, и, е; звукопись – «О как убийственно мы любим»; умолчание – «очарование ушло…», «ей оставались воспоминания…», «что сердцу нашему милей…»; олицетворение – «вышли слезы», «очарование ушло»; рифма перекрестная; сравнение – « О как убийственно мы любим! Как в буйном слепоте страстей».
    Читая это стихотворение от авторе можно сказать, что он необыкновенно чувствительный, лиричный человек, который может глубоко проникнуть в душевный мир любимой женщины и понять переживания. Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Стихотворный размер – хорей. Стиль речи: художественный, так как цель: воздействовать на чувства и мысли с помощью образов и картин. Тип речи: повествование плюс описание и есть элементы рассуждения: автор рассказывает о любви, для восприятия использует средства художественной выразительности, вспоминает страдания и взывает к читателю. Ф. И. Тютчев видит в любви какой –то символ. Это роковое чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Любовь для автора – чувство, позволяющее достичь новых высот. Мне очень понравилось это стихотворение, потому что в нем отражены душевные переживания, безграничное и необъятное чувство – любовь к человеку, безумие, потерянная молодость- все это помогло передать душевное состояние и картину того времени. Я думаю, оно никого из читателей не оставит равнодушным.
    Автор рецензии Ирина Васильева
    Копирование без размещения ссылки на первоисточник и указания автора рецензии запрещено.
    Лучшее в базе рефератов
    Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.
    В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.
    Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».
    Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

  7. В лирике Тютчева любовь, как правило, носит оптимистичный характер. Эта тема связана с философской темой, потому что приводит лирического героя к выводу о несовершенстве земной природы человека. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» входит в денисьевский цикл, героиней которого была Елена Александровна Денисьева (1826-1864). В одном из произведений цикла поэт называл дату начала их любви – 15 июля 1850 г. В течение четырнадцати лет Е.А. Денисьева была музой и тайной женой Тютчева.
    В стихотворении десять четверостиший (обрамляет одна и та же строфа), написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. В восьми средних восстанавливается история отношений «ее» и лирического героя. Образ возлюбленной создается на основе реальных впечатлений, но главным в нем становится характеристика героини как романтической жертвы судьбы. Любовь в земном мире – это слепая, губительная страсть, страдание, мученье, позор. Лирическая концепция выражена в оксюмороне, начинающем первое и десятое четверостишия – «О, как убийственно мы любим…». В последней строфе его значение усилено восклицанием.
    При первой встрече лирического героя поразили в Ней «волшебный взор», свежий румянец, «смех младенчески-живой». Героиня показалась ему воплощением цветущей юности, и он гордился своей победой, очарованный ее прелестью. Третья и четвертая строфы стихотворения представляют собой воспоминание о ее облике, сопровождающееся риторическими вопросами (они начинаются в конце второго четверостишия и продолжаются в пятом). Изменения произошли так быстро («Год не прошел – спроси и сведай, что уцелело от нея?»), что их стремительность заставляет искать виновников. Среди них не только ход времени, но и сам лирический герой.
    В шестой строфе он представлен в качестве орудия судьбы, чья любовь внесла в жизнь героини незаслуженные страдания, потребовала отречься от земных радостей. Продолжение этой мысли в седьмом четверостишии приводит к пониманию жизни как обреченности на ужасные испытания, помогающие человеку понять ее сущность. Так, личностная боль становится доказательством объективной истины, философское содержание стихотворения выявляется в обрисовке лирической ситуации.
    Мучением стала любовь на земле – в мире низменных стремлений (среди них оказывается и жажда одержать «победу» в любви), господства толпы (романтический образ общества, света), пытающейся «в грязь втоптать» цветы чувств («То, что в душе ее цвело»). Восьмая строфа проясняет романтическую суть образов. Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим героем своей вины. Его искренняя любовь вызвала у избранницы ожесточенье, боль из-за того, что он не смог справиться с предопределением судьбы, оказался проводником ее злой воли.
    В девятом четверостишии любовь предстает злым огнем, сжигающим без остатка, оставляющим лишь пепел земных очарований: исчезли розы ланит, блеск очей, улыбка. Они были недолговечным сном о красоте, иллюзией вечного лета.
    Философская проблематика этого стихотворения сосредоточена вокруг выяснения вопроса о смысле жизни. Его лирический герой погружен в мечты, содержание которых обрисовывается необычным образом. Размышляя, он бродит по улицам, видя вокруг суету и «многолюдство». Не оставляют его раздумья и в компании друзей – «юношей безумных». Несмотря на то, что приводятся свидетельства его рассеянного светского времяпровождения, в тексте создается ощущение мрачной безысходности.
    Мечты лирического героя – это мысли о смерти. Каждого из встреченных им на жизненном пути он представляет в грядущем «под вечными сводами». Природа навевает думы о скоротечности человеческого существования – «века забвенного» по сравнению с бытием «патриархов лесов». Конец жизни для героя – вполне конкретное событие, его ожидание выглядит как лишенное всякой идеализации превращение в «охладелый прах», «бесчувственное тело». И, тем не менее, переживание лишено трагизма, так как эмоциональный акцент переносится на осознание красоты и многообразия жизни. Ее ценности не тускнеют от принятия неизбежности их внезапного конца. Философским смыслом стихотворения оказывается возвышение скоротечного, но неповторимого «века» личности, осознавшей свое место в вечной природе, соединяющей время и пространство в единое целое.
    Признание значительности человека ведет к философскому субъективно-психологическому освобождению от страха смерти, к радостному приятию жизни. В последней строфе стихотворения ассонансный звук «у» выделяет слова, имеющие жизнеутверждающее значение (пусть, будет, красою вечною), что свидетельствует о пересмотре привычных оценок.
    Для лирического героя стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» реальность становится доказательством не только того, что любовь – цветение души, пока она остается в ее глубине, но и значения личности. Сознавая, что при столкновении с действительностью исчезает «очарование», мечты превращаются в грязь, «пепл», сама любовь становится средоточием мировых противоречий, романтический лирический герой вступает в конфликт с судьбой, подтверждая, что готов, хотя бы ценой мучительных переживаний, доказать равновеликость соединяющей людей любви «буйной слепоте страстей» небожителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *