Сочинение на тему о народном промысле 6 класс

5 вариантов

  1. Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
    Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

    Хохлома 6 класс

    Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
    Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

    Дымковская игрушка

    А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

    Матрешка 6 класс

    Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.


  2. Цель:

    Формировать у учащихся художественное
    восприятие окружающего мира; расширять кругозор;
    развивать устную и письменную речь.
    Учиться собирать материал к сочинению:
    правильно употреблять слова, учитывая их
    лексическое значение; пополнять свою речь
    словами, связанными с народно-прикладным
    искусством.
    Содействовать развитию эстетического вкуса,
    формированию высоких нравственных и
    эмоциональных качеств.

    Тип урока:
    урок развития связной
    речи.

    Оборудование:
    выставка изделий
    народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово,
    Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова;
    выставка книг, используемых при подготовке к
    уроку.

    Ход урока

    I. Слово учителя

    1. Сегодня у нас с вами два урока развития
    связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам
    показать, что многие предметы, изучаемые в школе,
    взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке,
    помогают вам на другом. Наши уроки русского языка
    связаны с уроками изобразительного искусства.
    Познакомимся мы сегодня с видами
    народно-прикладного искусства, попытаемся
    определить особенность каждого вида. Попробуем
    себя в роли искусствоведа и расскажем о
    понравившемся предмете народно-прикладного
    искусства. А также будем учиться собирать
    материал к сочинению: правильно употреблять
    слова, учитывая их лексическое значение;
    пополнять свою речь словами, связанными с
    народно-прикладным искусством.
    2. Записываем дату, тему урока.
    3. Обратите внимание на слово искусство.
    Искусство существует не отдельно от жизни. Вся
    наша жизнь связана с искусством, в нашей
    повседневной жизни и зарождается. Как это
    происходит? Любовь к природе, любовь к нашему
    родному городу, любовь к людям – вот откуда
    происходит искусство. Наша природа для людей из
    других стран может показаться очень скромной, не
    яркой, но когда мы что-то любим, то нам
    открывается внутренний характер этой вещи – мы
    видим её красоту. Искусство рождается и тогда,
    когда человек любит делать вещи и в этих вещах
    передавать свою любовь к родной природе и людям.
    Человек издавна стал стремиться к творчеству, к
    красоте. Ведь красота всегда приносит людям
    радость. И люди начали облагораживать окружающие
    их вещи, которые сопровождают их в течение всей
    жизни, с детства до старости. Человек начал
    украшать своё жилище, предметы быта, труда. При
    этом природа была его учителем. Она предоставила
    простейшие материалы для изготовления этих
    вещей – глину, дерево, металл, камень, кость, лён,
    шерсть. Народ веками отбирал в природе
    совершенные формы, радостные сочетания цветов,
    удивляя и радуя своей изобретательностью и
    вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки,
    деревянные хохломские изделия, гжельская
    керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров,
    вологодские кружева, жостовские подносы
    принадлежат к лучшим образцам народного
    искусства.
    Какие виды искусства вы знаете? (живопись,
    литература, скульптура, архитектура, искусство
    танца)
    Сегодня будем говорить о
    народно-прикладном искусстве. А для знакомства с
    несколькими видами народного искусства мы
    отправимся в музей народно-прикладного
    искусства. Но мы должны хорошо себе представлять,
    что значит музей народно-прикладного искусства.
    Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение
    слова музей?
    А как же в толковом словаре?
    Работаем над следующим словом – народный.
    Что значит народный? А как в толковом словаре?
    От какого слова образовалось прилагательное
    прикладное? О чём говорит этот корень? приставка?
    (можно приложить, применить к данному случаю)
    Поможет нам разобраться толковый
    словарь.
    Владимир Даль в книге “Пословицы
    русского народа” приводит такие пословицы:
    Где лад, там и клад.
    На что клад, коли в семье лад?
    Толк да лад, тут и клад.
    Как вы понимаете эти пословицы?
    Слово искусство. С
    этого слова я начала наш урок. Говорила, как
    произошло зарождение искусства. А происходит
    благодаря любви – любви к природе, любви к
    родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем
    значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства.

    Вывод.
    Язык и народно-прикладное
    искусство – это память, это нравственность,
    это богатство народа. Открывая для себя мир
    народно-прикладного искусства, одновременно
    открываем и мир русского языка. Почему?
    На этот вопрос мы ответим в течение урока.

    Когда попадаешь в музей, вы встречаете
    экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя
    обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет.
    Потому что все предметы без специалиста нам
    ничего о себе не расскажут. В музее
    народно-прикладного искусства мы посетим три
    зала, где познакомимся с хохломской росписью,
    дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь
    в каждом зале, вы составляете рассказ по плану
    (вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я
    предлагаю вам не просто смотреть, но и
    запоминать, делать пометки в своих тетрадях
    (знакомство с планом)
    План рассказа:
    1. Внимательно рассмотрите предметы
    народного искусства, скажите, что вас в них
    привлекает, что нравится?
    2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете
    предметы?
    3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково,
    Жостово?
    4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в
    заглавии была выражена основная мысль.
    5. Ваше отношение к предметам народного
    искусства.
    6. Начните свой рассказ так:
    Вот передо мной…
    Однажды я увидела…
    Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…

    Итак, первый зал – зал хохломской
    росписи.
    И наши экскурсоводы. Вы узнаете
    много интересной информации, которая
    понадобиться при дальнейшей работе.

    II. Хохломская роспись


    1. Разговор мы начнём, откуда же
    появилось это удивительное хохломское
    искусство?
    2. Говорят, будто давным-давно
    поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу
    поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную
    вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена
    не забывал насыпать. Прилетела как-то к его
    порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг
    Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и
    чаша стала золотой.
    3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние
    времена в Москве жил талантливый
    мастер-иконописец. Царь высоко ценил его
    мастерство и щедро награждал за труды. Любил
    мастер своё ремесло, но ещё больше любил он
    свободу. И однажды покинул он царские палаты и
    поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся
    своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его
    искусство стало всем родным, как простая русская
    песня, и чтобы в нём отразилась красота родной
    природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и
    тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере
    разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да
    любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились
    рядом. Слава о мастере дошла и до государя.
    Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и
    вернуть в Москву. Но народная молва летела
    быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер,
    собрал своих односельчан и раскрыл секреты
    своего мастерства. А утром, когда царские
    посланцы вошли в село, они увидели, как ярким
    пламенем горела изба чудо-художника. А самого
    художника как ни искали, нигде не нашли. Но
    остались от художника краски, вобравшие в себя и
    жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но
    осталось его удивительное мастерство, в котором
    отразилась и горячая любовь к людям, и жажда
    красоты. Знать, кисть у художника была
    необычайной – она была из солнечных лучей.
    Да, это легенды. А как же на самом деле?
    4. Хохлома – старинное село,
    затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его
    историей уходит в далёкое прошлое зарождение там
    известного на весь мир искусства хохломской
    росписи.
    Впервые упоминание об этом селе
    встречается в документах XVI века. Ещё при Иване
    Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под
    названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд
    селений вместе с Хохломской перешли во владение
    Троице-Сергиева монастыря, расположенного
    недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время
    зародилось в Хохломе производство деревянной
    золочёной посуды, т.к. в документах монастыря
    упоминаются ковши, ложки, раскрашенные
    разноцветными красками и золотом. Не было здесь
    ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей
    семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом.
    Больше всего занимались обработкой дерева. Вся
    территория края представляла собой как бы одну
    разбросанную по сотням деревень мастерскую, где
    жители, будто бы сговорившись, разделили между
    собой все виды деятельности. Жители деревень с
    одним и тем же занятием селились рядом, составляя
    свой цех, свой куст. У каждой такой группы
    деревень был центр – крупное село, куда
    крестьяне каждую неделю приезжали на базар
    сбывать выработанную продукцию. Деревянная
    посуда с древних времён была в повсеместном
    употреблении: деревянную ложку с миской можно
    было увидеть на боярском столе и в избе
    крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц,
    обеденные ложки найдены в археологических
    раскопках ещё X-XII веках.
    Требовалась эта посуда в большом количестве:
    ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII
    веке посуда выделывалась на продажу и
    привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.
    Заметим, что промасленные стенки
    сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
    Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать
    посуду олифой. Возможно, живописное искусство
    Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.

    Может быть, у вас есть вопросы?

    Из какой древесины изготовляли хохломские
    изделия?

    Хохломские изделия изготовляли из
    берёзы и липы.

    Почему деревянные изделия называют
    хохломскими?

    Издавна делали и расписывали посуду в
    лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино,
    Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не
    новопокровской, а хохломской. И вот почему.
    Катят груженные подводы вдоль
    извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк!
    – погромыхивает деревянный товар. Везут его в
    большое торговое село Хохлома сёминские и
    кулигинские мастера. Оттуда разлетались
    жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
    Кричат зазывалы на ярмарке:
    – Кому посуда для кашки – окрошки?
    Чудо-блюдо да чашки – ложки?
    – Откуда посуда?
    – К вам приехала сама золотая Хохлома!
    Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот
    и по сей день расписную посуду хохломской зовут.
    Странное и весёлое слово Хохлома! В нём
    и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох!
    Слышатся.

    Какие изделия у хохломских художников наиболее
    распространены?

    Хохломской росписью расписывали
    различную домашнюю утварь: посуду, прялки,
    шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими
    подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали
    в подарок. Хоть все они и имели одинаковые
    названия, они отличались друг от друга и формой, и
    росписью.
    В больших количествах изготовляли
    ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал
    определённой величины кусок дерева – баклушу,
    разрубал её на нужное количество кусков. Бить
    баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа
    считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том
    числе и роспись, делали мастера, назывались они
    ложкарями.
    Красивые ложки и ковши тоже
    использовались и используются и как музыкальные
    инструменты.

    Что писали художники на изделиях?

    Художники любят рисовать на
    поверхностях своих изделий земляничку, малину,
    крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они
    ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их
    одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа,
    по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В
    этом проявляется богатство творческого
    воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод
    называется растительный орнамент. Самым любимым
    и стародавним является растительный орнамент –
    травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки,
    написанные кустиком. Как не странно, травка
    пишется красным и чёрным цветами.
    Пожеланием добра, благополучия с давних пор на
    Руси считались изображения цветущих кустов и
    плодов.
    Теперь обратимся к иллюстрациям.
    5. На выставке вы видите три иллюстрации, где
    наблюдается хохломская роспись.
    Мастера хохломской росписи умеют,
    используя лишь несколько растительных
    элементов, создать впечатление пышного
    декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки”
    с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски,
    придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно
    закручивается на наших глазах, следуя форме
    миски. При кажущемся обилии орнамента нет
    ощущения тесноты – рисунок свободно размещается
    на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств
    сказывается тонкое понимание мастером законов
    декоративного искусства.
    Обратим внимание на следующую
    иллюстрацию.
    Сравнивая роспись первого поставца со
    вторым, отметим, что основной растительный
    орнамент у первого поставца нанесён на золотой
    фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно
    выделяются золотые листья и травки. И особенно
    ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и
    охотно обращаются к реальным растительным
    мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника,
    веточкам хмеля. В спокойной размеренности
    чередования ягод и листьев роспись плавно
    обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную
    форму.
    На третьей иллюстрации вы видите
    декоративные изделия. Расписывали в Хохломе
    тысячи изделий, каждое из которых по-своему
    привлекало глаз и поражало своей
    неповторимостью.
    6. Правду говорят, что хохлома, как и
    любой другой вид народного искусства, словно
    старинная песня: слова её неизменны, однако
    каждый человек и каждое новое поколение поёт
    по-своему. И хочется не только есть и пить из этих
    чаш и ковшей, но и поставить их на стол и
    радоваться заключённому в них какому-то
    совершенно особому поэтическому образу России.

    III. Работа учителя по развитию речи (обобщение
    по прослушанному материалу)


    1. Экскурсия в зале хохломской росписи
    закончена. Теперь приступаем к нашей совместной
    работе. Наши экскурсоводы часто использовали
    слова хохлома, хохломская роспись, хохломские
    изделия. Так что же означает слово хохлома?
    Составим словарную статью.
    Хохлома

    1. Большое старинное торговое село, где
    продают хохлому.
    2. Изделия, которые делают мастера.
    3. Народный промысел.
    Как называется такое явление в русском
    языке?
    Составьте предложения со словом хохлома в
    разных значениях:
    I вариант – село
    Хохлома.
    II вариант – изделия, которые
    делают мастера.
    III вариант – народный промысел.
    Какой тип речи вы будете использовать в
    сочинении о хохломе? (описание)
    Что характерно для описания? (оно как бы
    отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки,
    отличительные черты, каково общее впечатление о
    предмете)
    2. Наступает время пробовать себя в роли
    искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец.
    А вы следите, как автор отвечает на данные
    вопросы плана.

    Чудо – хохлома!
    Вот передо мной изделия мастеров
    хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они
    роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
    Глядя на эту красоту, представляешь
    себе народного умельца, который зимним вечером, у
    свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь,
    как он улыбнулся над каким-то затейливым узором,
    подивился, как озорничает завиток на чаше, как
    красная клубника прямо манит его к себе.
    Я думаю, что у грубого, жестокого
    человека никогда бы не появилось таких
    прекрасных вещей, потому что эти изделия творят
    истинные мастера, знатоки своего дела.
    Приятно сознавать, что хохломская
    роспись по дереву – один из самых знаменитых
    русских промыслов.

    Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения
    на вопросы, данные а плане.
    Кто был внимательным слушателем, тот должен
    сказать, как автор умело использует синонимы в
    тексте к слову мастер?
    Как ещё мы можем его назвать?
    Какую работу этот мастер делает?
    Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие
    узоры вы видите?
    Что помогает сделать этот узор прекрасным?
    (листья, травка, завиток, стебель ягодки)
    3. И вновь мы с вами обращаемся к плану.
    Теперь вы должны сами составить текст.
    Поработаем по вопросам (план!)

    Составление рассказа, корректировка
    устных ответов.

    4. Отдохните, вытяните ноги, руки за
    спину, немного потянитесь.
    Вы побывали в зале хохломской росписи,
    вы узнали много интересного, участвовали в
    работе по собиранию материала к сочинению,
    увидели как можно сделать сочинение красивым.
    Теперь переходим в другой зал – зал
    жостовского подноса. И также нас встречают
    экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в
    своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы,
    опорные слова.

    IV. Жостовские подносы

    1. Жостовские подносы делают в деревне
    Жостово, которая находится в 25 километрах от
    Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году
    бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись
    на волю, открыли мастерские по изготовлению
    расписных подносов. Теперь в деревне Жостово
    работает фабрика, продукция которой известна
    всему миру.
    Издавна цветы на лугу, в саду привлекали
    человека своей красотой; цветы дарили в дни
    радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота
    недолговечна. Продлить цветение, окружить себя
    цветами круглый год, создать дома мир радости и
    красоты – вот задача жостовских мастеров.
    Жостовские мастера пишут букеты цветов
    преимущественно на чёрном фоне, который даёт
    возможность по контрасту выделить яркие краски
    пышных роз, пионов, георгинов и скромные и
    незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек,
    колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите
    на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них
    чувствуется игра света.
    Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а
    почему расписывают подносы.
    2. Поднос – необходимая человеку вещь,
    известная с давних пор. Он удобен, когда надо
    поднести к столу угощение, особенно горячие
    блюда, он необходим на столе как подставка под
    разные предметы его убранства и напитки. На
    подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не
    сервировать стол. Более широко он стал
    применяться с распространением чая и кофе: на
    поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На
    подносы складывали свои визитные карточки
    посетили особняков знати и учреждений, на них
    лакеи подавали господам письма.
    3. Первые известные в России подносы были либо в
    виде больших расписных деревянных блюд, либо
    металлических досок с бортами, главным образом,
    из олова, меди и латуни. Но постепенно
    выполненные из меди и ладуни предметы перестают
    привлекать покупателей, и в XIX веке медные
    подносы всё чаще заменяются сделанными из
    железа. Железо имеет одну неприятную
    особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит
    из употребления. Краски росписи со временем
    тускнеют, растрескиваются и стираются. Для
    придания подносам прочности и привлекательности
    их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым
    уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но
    по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья,
    написанные на них художниками.
    Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он
    сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев
    Вишняковых.
    4. По своей форме жостовские подносы разные:
    здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и
    треугольные. Размеры подносов тоже разные – от
    больших для праздничного стола до детских.
    Композиция росписи разная (показать образцы):
    “Букет собранный”, “Букет враскидку”,
    “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши,
    они привлекают своей яркостью, декоративностью,
    в чём сказывается мастерство художника, его
    умение творчески следовать народной традиции.
    5. Процесс изготовления подноса длительный и
    непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос
    проходит через ряд операций в разных цехах: из
    листа железа на большом электропрессе
    изготовляют поднос, который затем шлифуется,
    грунтуется, просушивается, несколько раз
    покрывается лаком.
    И вот поднос у художника, у мастера. Мастер,
    расписывающий поднос, в полном смысле творец: он
    создаёт особый и неповторимый мир красоты и
    дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она
    требует не только тщательности, кропотливости,
    но и любви, мастерства, таланта.
    В каждом художественном произведении
    отразилась личность мастера: его видение мира,
    его чувство цвета и ритма, его понимание красоты
    и согласия.

    V. Работа учителя по развитию речи
    (обобщение по прослушанному материалу)

    Вы уже почти как настоящие искусствоведы –
    сами должны составить устный рассказ.
    Поработаем над языком вашего будущего
    рассказа.
    Что можно сказать о форме подноса?
    Какова композиция росписи, т.е. как расположен
    рисунок.
    Какие цветы использует мастер?
    Какой цвет предпочитают?
    Теперь поработаем над содержанием рассказа
    (составление рассказа).
    Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал,
    помните, что работа наша с каждым этапом всё
    усложняется и становится более ответственной. Я
    могу вас заверить, что вам будет очень интересно.
    И по результатам этой работы, мы приступим к
    описанию не только устному, но и письменному.
    Прошу вас перейти в следующий зал – зал
    дымковской игрушки.

    VI. Дымковская игрушка


    1. Глина, используемая для изготовления
    керамических изделий, – это один из самых древних
    и самых распространённых природных материалов,
    известных человеку.
    Нельзя не любоваться забавными, ярко
    раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие
    всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и
    “петух”, и многое другое. Это – знаменитые
    “вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые,
    задорные игрушки. “Вятки” – потому что город
    Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой.
    “Дымки” – потому что первые мастерицы жили в
    Зареченской Дымковской слободе.
    В Дымкове и сейчас живут замечательные
    мастерицы по изготовлению всемирно известных
    дымковских глиняных расписных игрушек.
    Творчество их уходит своими корнями в глубокую
    древность. Зарождение промысла связывают с
    древним народным праздником “Свистунья”, к
    которому в течение всей зимы мастерицы готовили
    разнообразные свистульки в виде коней,
    всадников, коров, птиц. Весенний праздник
    сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их
    яркая, красочная роспись соответствовала общему
    радостному весеннему настроению.
    2. Техника изготовления дымковской
    игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится
    только женщинами из заранее заготовленной
    красной жирной глины, в которую добавляется
    небольшое количество чистого речного песка.
    После длительное время сушат игрушку, потом
    обжигают, а затем только раскрашивают.
    Узор дымковских игрушек своеобразный
    и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого
    горошка, клеток, полос.
    Дымковские игрушки похожи друг на
    друга, но двух одинаковых фигурок не найти.
    В настоящее время дымковские игрушки
    изготовляют в основном в мастерских Кировского
    дома художников, некоторые художницы работают у
    себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.
    3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте
    и клетчатой юбке с оборками идёт по улице
    “девушка-водоноска”. Ступает медленно,
    осторожно, боясь расплескать воду из
    ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле.
    Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы
    девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо
    посматривают по сторонам. Так когда-то в старой
    Вятке ходили за водой девушки “на виданье”,
    специально вырядившись в лучшее платье, чтобы
    понравиться будущему жениху. Плавно перетекают
    округлые формы скульптуры, взаимно
    уравновешивая друг друга. Красный цвет,
    повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки,
    создаёт гармоничную цветовую композицию. С
    большим вкусом найдены мягкие созвучия
    коричневого, синего и жёлтого цветов.
    За студёною водицей
    Водоноска-молодица
    Как Лебёдушка плывёт;
    Вёдра красные несёт
    На коромысле не спеша.
    Посмотрите, как хороша –
    Это девица-краса:
    Тугая чёрная коса,
    Щёчки алые горят.
    Удивительный наряд.
    Сидит кокошник горделиво.
    Водоноска – так красива.
    Как Лебёдушка плывёт,
    Песню тихую поёт.
    На второй иллюстрации вы видите коней. В них
    много забавного – как и положено игрушке.
    Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало,
    что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши
    похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в
    чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и
    оранжевые.
    Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая
    фантазия народных мастеров превращает самых
    обычных домашних птиц в сказочные существа. Из
    трёх-четырёх основных цветов – красного,
    жёлтого, зелёного и синего на белом фоне –
    художник создаёт удивительное зрелище.
    Утка – Марфутка
    Бережком идёт.
    Уточек – Марфуточек
    Купаться ведёт.
    Посмотрите на “Индюка”, веером распустил
    крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А
    какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной
    бороды. Чувствуется какая-то смешная важность
    этой птицы.
    Вот индюк нарядный,
    Весь такой он ладный.
    У большого индюка
    Все расписаны бока.
    Всех нарядом удивил
    Крылья важно распустил.
    Посмотрите, пышный хвост
    У него совсем не прост –
    Точно солнечный цветок,
    А высокий гребешок,
    Красной краскою горя,
    Как корона у царя.
    Индюк сказочно красив,
    Он напышен, горделив.
    Смотрит свысока вокруг.
    Птица важная – индюк.

    VII. Работа учителя по развитию речи


    1. Видя такую красоту, народ и слагать
    стихотворения стал.
    Какие игрушки вы видите?
    Какие узоры их украшают?
    Какая игрушка тебе особенно понравилась?
    Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?

    Вот истинное признание народного искусства.

    Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый
    и грубый человек?
    Если вы внимательно слушали, … сказал –
    мастерица; … – игрушка лепиться только женщинами?
    Почему, как вы думаете?
    2. Составление словосочетаний и предложений
    (работа с планом).
    3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими
    искусствоведами. Перенесите все свои мысли,
    чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий
    искусствовед должен в совершенстве владеть не
    только устной, но письменной речью.
    Объём самостоятельных сочинений в 6 классе –
    одна страница. Может кто-то из вас испытывает
    трудности при написании сочинения, то эти
    учащиеся могут избрать другой вариант: они могут
    написать о хохломских изделиях, используя текст,
    который дан для образца.

    VIII. Самостоятельная работа учащихся

    IX. Итоги урока


    Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
    Вижу, что вы представляете себя в роли
    изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что
    завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши
    сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без
    внимания подготовительную работу.
    Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому,
    с чего начинали, и непосредственно к теме
    сегодняшнего урока.
    Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым
    людям на загляденье…”?
    Чему научились?
    Учились собирать материал к сочинению:
    правильно употреблять слова, учитывая их
    лексическое значение; пополняли свою речь
    словами, связанными с народно-прикладным
    искусством.
    И ещё у нас был очень важный вопрос:
    Почему, открывая мир народно-прикладного
    искусства, одновременно открываем и мир русского
    языка?

    X. Домашнее задание.

    Закончить работу, переписать в тетради по
    развитию речи

    Литература

    Декаративно-прикладное искусство в жизни
    человека: Учебник для 5 класса
    общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В.
    Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е
    изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
    Русский язык: Учебник для 6 класса
    общеобразовательных учреждений/ М.М.
    Разумовская, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

  3. Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
    Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
    Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
    Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

  4. Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте
    Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным
    Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус
    Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям
    Народные промыслы (ЕГЭ по русскому)
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
    Спасибо за внимание.
    Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж росписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
    Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных с хохломской росписью.
    На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный арнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя. Это достойный подарок на все времена.
    Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. 5
    Текст добавил: илюминатор тв

    Сочинение-рассказ о народном промысле
    Цель урока:
    развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи;
    пополнение словарного запаса.
    Гжельская роспись
    Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
    Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
    В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями в искусстве. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.
    У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
    Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
    Палехская роспись
    Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.
    С течением времени их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.
    Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.
    Жостовская роспись
    История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях – Жостове, Осташкове, Хлебникове и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
    Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
    Перед тем как попасть к живописцу, поднос шлифуется, грунтуется и лакируется. Эти процессы проходят несколько стадий. При росписи используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
    Дымковская игрушка
    Дымковская глиняная игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
    Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.
    Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
    Городецкая роспись
    Городецкая роспись – это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
    Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только в анфас. И все это – в окружении роскошных цветочных гирлянд.
    Городецкая роспись символична. Конь в ней – символ богатства, птица – символ счастья, а цветы – здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах,свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.
    Великоустюжское чернение по серебру
    Этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов. Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла
    Вологодские кружева
    Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.
    Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения.
    Оренбургский платок
    Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
    Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо
    Подбираем лексический материал
    Мастер: волшебник, художник, творец, создатель, кружевница.
    Лепит, творит, создает, обжигает, расписывает, чернит, декорирует, украшает.
    Стиль, традиции, оттенок, обжиг, промысел.
    Орнамент, затейливый, витой, ажурный.
    Впечатления: радость творчества, талант, удивительно утонченная работа, родник народного творчества, благородная работа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *