Сочинение на тему о песнь о вещем олеге

11 вариантов

  1. Сочинение: Пушкин А. С.: Песнь о вещем Олеге8.05.2011
    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
    О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.
    Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песни о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.
    Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты провозвестники высшей воли.
    Волхвы не боятся могучих владык,
    И княжеский дар им не нужен.
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
    Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала.
    Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

  2. Он был мудрым правителем и народ сложил о нем немало легенд и песен. Олегу приписывали недюжинный ум, мудрость и даже умение предугадывать будущее. Он был отличным военачальником и бесстрашным воином.
    Неудивительно, что А. С. Пушкин не смог обойти своим вниманием такую значимую фигуру и воспел подвиги князя в своем стихотворении “Песнь о вещем Олеге”. Автор говорит об Олеге как о русском богатыре, который много сражался и одерживал немало побед и при этом был любим судьбою. При написании произведения Пушкин опирался на русскую историю и предания о великом князе. Его очень заинтересовала тема неизбежности и предопределенности судьбы, которая звучит в легенде об Олеге.
    Когда князь встретил волхва, он спросил у него о своей смерти. На это Олег услышал малопонятный ответ, что ему суждено принять свою смерть от любимого и верного коня, который верой и правдой служил князю. Тогда он попытался перехитрить судьбу и отослал коня, приказав хорошо о нем заботиться.
    Однако в стихотворении четко прослеживается мысль о том, что предначертанное свыше не может быть изменено или отложено. Все должно произойти в свое время и именно так, как нужно. Несмотря на то, что князь избавился от коня и тем самым, как ему казалось, от угрозы смерти, судьба все равно его настигла. Спустя много лет, на празднике он узнает, что конь мертв, и хочет посетить место его захоронения. Когда Олег ставит ногу на его череп, оттуда вылезает змея и кусает князя. Таким образом, предсказанное сбывается, Олег действительно принимает смерть от своего коня.
    Эта история наталкивает на мысль о том, что у каждого своя судьба и не нужно пытаться ее изменить.

  3. В начале X века в Киеве правил князь Олег. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
    Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается колдуном, умеющим превратиться в зверя и птицу, и даже в муравья. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Царьграду. В народе Олега называли вещим за то, что он был мудрым князем и умел предсказывать будущее. Александр Сергеевич Пушкин читал летописи, изучал архивы. Поэт интересовался историей русского государства.
    А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о богатыре. Ему подвластны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил колдуна. В ответ на вопрос князя, «…скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «…примешь ты смерть от коня своего».
    У Олега был хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Он любил своего коня. Когда Олег услышал предсказание колдуна, он решил расстаться с конем и приказал отвести его подальше и хорошо за ним ухаживать, хорошо кормить. Олег думал, что так он сможет избежать своей смерти.
    Прошло много лет. У Олега было много походов, битв. Князь не погиб. Во время одного праздника Олег вспомнил о своем коне. Ему сказали, что конь уже давно умер. Олег рассердился. Зря он тогда поверил кудеснику и расстался со своим верным другом конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на место, где его похоронили. «На череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил». В этот момент из черепа выползла змея, и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника, и великий князь умер.
    В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду. Одни говорят, что он умер на месте, а другие – что князь после этого ещё несколько дней болел и умер мучительной смертью.

  4. В старых летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он сделал удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе Олегу было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость,. Умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и ловкого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил туры на колеса и привел войско к Царьград. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песни о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинного богатыря. Олег много делал походов, много боролся, но судьба хранила его. Пушкин любил и знал русскую историю, “перевода веков. В легенде о князе Олегу и его лошади поэта заинтересовала тема судьбы, неизбежности определенной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное прохождение своего мнения, и созвучно древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
    Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдивая и свободная их вещая речь И с волей небесною дружеская. Правду нельзя не купить, не обойти.
    Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
    С мертвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала.
    Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князя Олегу наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

  5. Сочинение рассуждение на тему песнь о вещем Олеге

    Ответы:

    Сочинение: Пушкин А. С.: Песнь о вещем Олеге8.05.2011В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни о вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты провозвестники высшей воли. Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала. Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

  6. сочинение рассуждение на тему песнь о вещем Олеге

    Ответы:

    Сочинение: Пушкин А. С.: Песнь о вещем Олеге8.05.2011В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни о вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты провозвестники высшей воли.Волхвы не боятся могучих владык,И княжеский дар им не нужен.Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала конь мертв, судьба настигает князя. Он трогает череп коня:Из мертвой главы гробовая змея,Шипя, между тем выползала.Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

  7. В начале X века в Киеве правил князь Олег. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами. Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается колдуном, умеющим превратиться в зверя и птицу, и даже в муравья. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Царьграду. В народе Олега называли вещим за то, что он был мудрым князем и умел предсказывать будущее. Александр Сергеевич Пушкин читал летописи, изучал архивы. Поэт интересовался историей русского государства. А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о богатыре. Ему подвластны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся недруги, “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал” не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил колдуна. В ответ на вопрос князя, ” … скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?”, кудесник ответил: ” … примешь ты смерть от коня своего”. У Олега был хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Он любил своего коня. Когда Олег услышал предсказание колдуна, он решил расстаться с конем и приказал отвести его подальше и хорошо за ним ухаживать, хорошо кормить. Олег думал, что так он сможет избежать своей смерти. Прошло много лет. У Олега было много походов, битв. Князь не погиб. Во время одного праздника Олег вспомнил о своем коне. Ему сказали, что конь уже давно умер. Олег рассердился. Зря он тогда поверил кудеснику и расстался со своим верным другом конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на место, где его похоронили. “На череп коня наступил и молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил”. В этот момент из черепа выползла змея, и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника, и великий князь умер. В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду. Одни говорят, что он умер на месте, а другие – что князь после этого ещё несколько дней болел и умер мучительной смертью.

  8. Александр Пушкин создал множество произведений, разных по стилю и жанру. Поэт интересовался историей Руси, изучал документы и фольклорные источники по этой теме. В результате он пишет потрясающую балладу «Песнь о Вещем Олеге». В ней акцентируется внимание на героическом прошлом, а так же поднимаются важные философские вопросы, как, например, подвластен ли человек своей судьбе?
    Центральными образами являются князь Олег и кудесник. Первый – главный герой, отважный киевский князь. Второй же есть воплощением поэта, ни от кого независимого человека-творца.
    Образ Олега имеет исторического прототипа. Но при его создании автор использовал не только достоверные исторические источники, но и легенды. Олег известен своими успешными походами и боевыми подвигами. Дело было не исключительно в храбрости князя, но и в его мудрости, умении предугадать ход событий на войне. За эту особенность прозвали Олега Вещим. Когда войско князя стало побеждать греков, то те решили отравить врага. Они вынесли ему отравленное угощение. Однако Олег не принял его, так как разгадал их коварный замысел.
    Но, несмотря на то, что Олег был мудрым стратегом, умел предсказывать события на войне, но свою судьбу он не смог предвидеть. Для этого в балладу введен второй важный герой, кудесник. Именно он говорит, что участь Олега решит его верный конь. И это очень символично, то, что погубит великого князя не опасный враг, а самый верный товарищ. Кудесник не просто говорит Олегу о его судьбе, но и дает ему емкую характеристику, как храброму и непобедимому врагами князю. Этот человек говорит правду, не боясь наказания. Ведь кудесник – это образ свободолюбивого поэта. Олег не хочет верить в то, что конь может навредить ему. Однако он отправляет верного друга подальше от себя.
    Правильно ли поступает князь, поверив в пророчество? По сути, он сам отказывается от того, чтобы взять судьбу в свои руки. Возможно, автор хочет нам показать, что от судьбы просто так не отгородиться. Есть всего два варианта: либо следовать судьбе, либо активно ей противостоять. Но никак не пытаться от нее уйти. Князь пытался сделать так, и ему не удалось.
    Князь раскрывается с хорошей стороны в любви к верному боевому товарищу, коню. Он всегда ухаживал за ним, доверял, как лучшему союзнику. И даже когда он его отправил подальше от себя, поверив в пророчество, то все равно не забывал о нем.
    Художественный образ Олега, созданный Пушкиным, намного человечнее, чем в летописи. Ведь согласно летописи, Олег, узнав о своей судьбе, отказывается от коня и не хочет его больше никогда даже видеть.
    Образ Олега – это образ бесстрашного воина, мудрого правителя, которого называли вещим за то, что он легко предугадывал ход военных событий, но не мог разгадать свою собственную судьбу.

  9. Тему неотвратимости судьбы, можно увидеть во многих произведениях Пушкина. Великий поэт придавал судьбе большое значение. Пушкин, как бы показывает в своих произведениях, что есть что-то такое, что предначертано человеку свыше, вспомним «Метель», «Пиковую Даму», и многие другие произведения великого поэта и писателя.
    Одно из таких мистических произведений посвященных року, это «Песнь о Вещем Олеге». Олег был храбрым и очень умным воином, он воевал против хазар, и не побоялся выступить против могущественной в то время Византии. Перед военным походом против греков, Олег попросил колдуна предсказать ему будущее, волхв предсказал князю, что он победит византийцев, но, сам вскоре умрет, и конь станет причиной его смерти. Олег, услышав это страшное предсказание, попрощался с конем, приказал хорошо за ним ухаживать, а сам отправился в поход против византийцев.
    Когда греки не дали ладьям Олега пройти по морю к Константинополю, Олег поставил ладьи на колеса и по суше двинулся к Царьграду. Греки видя такой шаг противника, пришли в ужас от вида двигающихся по суше ладей вражеского войска. Попытка отравить Олега отравленным вином и яством, не принесла им успеха, и они вынуждены были согласится платить дань и заключить торговый договор.
    Победив греков, князь вернулся на родину, вскоре он решил проведать своего любимого коня, но узнает что конь умер. Проклиная волхва за ложное предсказание, Олег пошел к останкам коня, чтобы попрощаться со своим любимым животным, в этот момент его ужалила ядовитая змея, выползшая из черепа животного.
    Змея символизирует здесь обман, а череп смерть, смерть обманула Олега и ужалила его ядовитой змеёй. Обмануть смерть не удалось и Олег в этом убедился, поразившись перед смертью сбывающемуся предсказанию колдуна.
    Напрасно Олег думал убежать от судьбы и обмануть смерть, её не обманешь и от судьбы не уйдешь, она будет только такой какой она должна быть, эта мысль и есть главная в стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».

  10. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти год работал поэт над этой историей. В основу написания лег летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем. Прозвали его «вещим» за победоносный поход на греков в 907 году.
    В своем стихотворении Пушкин почти без изменений пересказал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надежным хранилищем. Не каждый человек интересуется историей и о таком факте может и не знать. Поведанная же А.С. Пушкиным баллада знакома каждому.
    О князе Олеге сложено много песен, легенд и преданий. Его княжение в Киеве — это время борьбы с хазарами. Совершив удачный поход на Царьград, в сторону Каспийского моря Олег освободил русскую землю от них. Для купцов Олег заключил с Византией торговый договор, который был выгоден не только им.
    Олег был мудрым и умным правителем, бесстрашным и находчивым военачальником, обладал талантом предсказывать. Его находчивость помогла победить греков. Перекрыв Босфор цепями, они не думали, что Олег сможет пройти эти препятствия. Он поставил ладьи на колеса и привел свое войско к воротам Царьграда. Ему всегда и во всем сопутствовала удача, судьба его оберегала. Даже встреченный Олегом кудесник говорит о его удачливости:
    Победой прославлено имя твое,
    Твой щит на вратах Цареграда,
    И волны, и суша покорны тебе,
    Завидует недруг столь дивной судьбе.
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал,
    Щадят победителя годы…
    Под грозной броней ты не ведаешь ран;
    Незримый хранитель могущему дан.
    Но на вопрос о будущем кудесник, не боясь Олега, предрекает ему трагическую гибель от друга. «Открой мне всю правду, не бойся меня». Что кроется за этими словами «не бойся»? То, что в глубокую старину убивали гонца за плохую весть. Однако кудесник отвечает:
    Волхвы не боятся могучих владык.
    Правдив и свободен их вещий язык.
    Несмотря на историческую направленность стихотворения, под кудесником Пушкин подразумевает поэта-предвестника, который высшими силами наделен даром предвидеть и предсказать неизбежности судьбы. Любовь и знание Пушкиным русской истории, «преданий веков» позволили ему озвучить тему рока, используя устаревшие слова. Эти слова не только передали торжественность, но и усилили трагизм стихотворения.
    Отказавшись от награды, кудесник предрекает смерть от лучшего друга Олега — коня. Князь из-за этого предсказания избавляется от коня. Как лучшего друга, который вынес все тяжести походной жизни с ним, Олег приказывает его холить и заботиться о нем.
    Проходит много лет, предсказание не сбылось, и Олег решает навестить друга. Однако его боевой друг мертв. Олег идет на место, где покоится его конь, и здесь судьба настигает его. Олег наступает на череп коня:
    Мне смертию кость угрожала!
    Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала.
    Смысл стихотворения «Песнь о вещем Олеге» в том, что судьбу нельзя обойти, ее не обманешь. А используемые А.С. Пушкиным устаревшие слова помогают передать летописный дух произведения.

  11. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Песнь о Вещем Олеге
    Алекандрова Н. В.

    Предисловие для ученика

    Перед нами – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое называется “Песнь о Вещем Олеге”. В этих стихах рассказана история, похожая на сказку: о старинных временах, о князе – непобедимом воине, о его чудесном коне, о волшебнике и смертоносной змее. Только это не совсем сказка, потому что князь Олег действительно когда-то княжил, ходил в далекие военные походы и прославился своими победами, – хотя и очень давно, больше тысячи лет назад. Мы знаем об этом из летописей – старинных книг, в которые записывали разные события: в таком году то-то произошло. В то время русский язык был иным, чем теперь – летописи написаны на древнерусском языке: слово “лето” означало “год”, отсюда и само слово “летопись”. Вести летописи стали все-таки позже, чем княжил Олег – в его времена на Руси еще не было книг, и потому предания об этом князе, передаваясь из поколения в поколение, стали похожими на сказку. Пушкин любил рассказы о русской старине, знал и летописные предания, читал сочинения ученых-историков. Летописное предание о гибели древнерусского князя Олега – хотя и немного страшное, но поэтичное – Пушкин передал в этих стихах, которые назвал “песнью”. Ведь когда-то в старину такие сказания – о воинах, о битвах, о встречах с чудесами – рассказывались нараспев на княжеских пирах.
    В этом стихотворении много непривычных слов – старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.
    Сначала, конечно, нужно рассказать о том времени, когда жил князь Олег. Мы уже сказали, что это было больше тысячи лет назад, –только историки так не говорят; они скажут: “Эта история произошла в начале десятого века”. Один век – это сто лет, а счет веков ведут от Рождества Христова. Значит, речь идет о том времени, когда пошла десятая сотня лет после Рождества – прошло девять веков, и начался десятый, девятьсот с лишним лет. Это был, как считается, 912 год. Олег тогда, конечно, был уже старым человеком, и большая часть его жизни прошла еще в девятом веке.
    В IX веке (века обозначают римскими цифрами) Олег стал князем в городе Киеве, который стоял на берегу Днепра. Сказав это, мы должны посмотреть на карту. Днепр – большая, широкая река: там, где стоит Киев, даже не видно другого берега. Мы видим ленту этой реки на карте – она долго течет среди степей и, наконец, впадает в Черное море. Степи – это широкие пространства, где совсем нет лесов; в те далекие времена в степи не так много жило людей, и далеко расстилались ее просторы, покрытые лишь дикими травами. Среди степи высились курганы – древние холмы над могилами, в которых часто покоились воины, погибшие в битвах. Ведь здесь с самых древних времен переселялись, сменяя друг друга, разные народы; на открытом пространстве степей разыгрывались ожесточенные войны. Жители Руси – славяне – степные просторы называли “полем” и с опасением смотрели в сторону “дикого поля”, откуда можно было ждать нападения степных народов.
    Вокруг Киева жили славяне, которых называли “полянами”; “поляне” – от слова “поле”. Севернее же Киева Днепр течет через леса – тогда это были глухие, непроходимые леса, и, если нужно было отправляться в путь, то передвигались по рекам – на лодках или, зимой, на санях. Здесь, среди лесов, жили другие племена славян – например, древляне, кривичи, а реке Оке – вятичи. Еще севернее, где стоял город Новгород, жили новгородские словене. Славяне были земледельцами: сеяли хлеб на полях, а землю пахали деревянной сохой или плугом, запрягая в него лошадь. Разводили и скот, а зимой ходили на охоту, чтобы прокормиться и запастись мехами. В лесах добывали дикий мед, собирали орехи и ягоды. Лес давал и дерево для построек, и смолу для лодок, и лыко для корзин, и многое другое. Древние славяне, как и другие народы своего времени, знали самое разное ремесло: были и гончарами – лепили посуду из глины, и кузнецами – ковали железо, которое добывали на своей земле. По берегам рек стояли первые города – совсем небольшие, с деревянными постройками и бревенчатыми стенами с башнями – для сторожей, чтобы издали увидеть неприятеля. Ученые, которые раскапывают древние поселения – археологи – изучили жизнь древних славян, и в музеях можно увидеть их вещи, привезенные с раскопок: глиняную посуду, топоры, конскую упряжь или украшения, которые носили славянки – ожерелья, перстни, браслеты.
    В главных городах жили князья – военные предводители славян, которые подчиняли окрестные племена и собирали с них дань дорогими мехами и другими ценностями. Князья вели войны – и затем, чтобы защитить свои владения, и затем, чтобы захватить новые земли и военную добычу – золото, серебро, дорогое оружие. Таким князем-воином и был Олег, и свой город Киев он тоже захватил в результате военного нападения, придя туда из Новгорода; сам же Олег был из варягов.
    Варяги – воинственный народ сурового севера – жили за Балтийским морем (найди его на карте), которое тогда называли Варяжским морем. Варяги были хорошими мореходами; они плавали по морям на длинных кораблях с веслами, большим парусом и головой дракона впереди. Варяжские корабли заходили и в реки; по рекам они и попадали в земли славян.
    Проследим путь такого корабля. Он переплыл Балтийское море и зашел в узкий Финский залив, и дальше пошел по реке – широкой, но совсем не длинной – это река Нева, она несет свои воды к морю, вытекая из Ладожского озера. Из Ладоги корабль повернул на юг и поплыл по реке Волхову, миновал еще одно озеро и продолжал путь в том же направлении. Уходя на юг, реки становились все уже и мельче, и вот уже корабль днищем скребет по камням – и приходится тащить его, как говорили, волоком.
    Так, волоками, и перетащили корабль к Днепру, и теперь, плывя по течению, можно добраться до Черного моря. Плывут варяги по Днепру и удивляются его красоте: то леса густою чащей заслоняют его берега, а вот уже раскинулись неоглядные ковыльные степи. Куда стремится корабль, не боясь трудностей? – За море, к богатому городу Царьграду. Город этот в то время был столицей большого государства, и жили в нем греки – южный народ. Поэтому путь, по которому прошел корабль, называли “Из варяг в греки”. По нему плавали в Царьград за богатыми товарами и варяги, и славяне, а страну по берегам рек стали называть “Русь”. Русские корабли – ладьи – везли свои лесные богатства – меха, мед, – чтобы за них получить у греков заморский товар – красивое оружие, дорогие узорчатые ткани. Самыми дорогими мехами на Руси считались куничьи шкурки, поэтому ими даже пользовались, как деньгами, а цены измеряли в “кунах”.
    Неудивительно, что именно на этом пути выросли самые богатые русские города: на Волхове – Новгород, а на Днепре –-Киев.
    Что же летописи нам рассказывают об Олеге? – В Новгороде одно время правил варяжский князь Рюрик. Когда он умер, его сын Игорь был еще совсем мал, и за него стал править воинственный Олег. И вот собрал Олег своих воинов, отправился на ладьях по Днепру, захватил Киев и стал в нем править, пока подрастал княжеский наследник Игорь. Ходил он в то время в далекие военные походы – и в “поле”, и даже в далекий Царьград, – об этом мы еще расскажем, когда будем читать стихотворение Пушкина.
    И, наконец, летопись рассказывает, что у князя Олега был любимый конь. И услышал князь предсказание, что будто он погибнет от этого коня. Потому Олега и прозвали “вещим”, то есть мудрецом, таким человеком, который знает будущее. Но теперь почитаем само стихотворение Пушкина, – почитаем вместе, внимательно, размышляя над каждым словом.
    А.С.Пушкин Песнь о Вещем Олеге
    Как ныне [1] сбирается вещий Олег
    Отмстить неразумным хозарам [2] :
    Их села и нивы [3] за буйный набег
    Обрек он мечам и пожарам.
    С дружиной [4] своей, в цареградской броне [5] ,
    Князь по полю [6] едет на верном коне.
    Из темного леса, навстречу ему,
    Идет вдохновенный кудесник [7] ,
    Покорный Перуну [8] старик одному,
    Заветов [9] грядущего [10] вестник,
    В мольбах и гаданьях проведший свой век.
    И к мудрому старцу подъехал Олег.
    “Скажи мне, кудесник, любимец богов,
    Что сбудется в жизни со мною?
    И скоро ль, на радость соседей-врагов,
    Могильной засыплюсь землею?
    Открой мне всю правду, не бойся меня:
    В награду любого возьмешь ты коня”.
    “Волхвы [11] не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Грядущие годы таятся во мгле;
    Но вижу твой жребий на светлом челе [12] .
    Запомни же ныне ты слово мое:
    Воителю слава – отрада;
    Победой прославлено имя твое;
    Твой щит на вратах Цареграда [13] ;
    И волны, и суша покорны тебе;
    Завидует недруг столь дивной судьбе.
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой [14] непогоды
    И пращ [15] , и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    Под грозной броней ты не ведаешь ран;
    Незримый хранитель могущему [16] дан.
    Твой конь не боится опасных трудов;
    Он, чуя господскую волю,
    То смирный стоит под стрелами врагов,
    То мчится по бранному полю [17] ,
    И холод и сеча [18] ему ничего:
    Но примешь ты смерть от коня своего.”
    Олег усмехнулся; однако чело [19]
    И взор омрачилися думой,
    В молчаньи, рукой опершись на седло,
    С коня он слезает угрюмый;
    И верного друга прощальной рукой
    И гладит, и треплет по шее крутой.
    “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
    Расстаться настало нам время:
    Теперь отдыхай; уж не ступит нога
    В твое позлащенное [20 стремя [21] .
    Прощай, утешайся, да помни меня.
    Вы, отроки-други [22] , возьмите коня!
    Покройте попоной, мохнатым ковром;
    В мой луг под устцы отведите;
    Купайте, кормите отборным зерном,
    Водой ключевою поите”.
    И отроки тотчас с конем отошли,
    А князю другого коня подвели.
    Пирует с дружиною вещий Олег
    При звоне веселом стакана.
    И кудри их белы, как утренний снег
    Над славной главою кургана [23] …
    Они поминают прошедшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.
    “А где мой товарищ, промолвил Олег;
    Скажите, где конь мой ретивый [24] ?
    Здоров ли? Все так же ль легок его бег?
    Все тот же ль он бурный, игривый?”
    И внемлет ответу: на холме крутом
    Давно уж почил непробудным он сном [25] .
    Могучий Олег головою поник
    И думает: “Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый, безумный старик!
    Презреть бы твое предсказанье!
    Мой конь и доныне носил бы меня.”
    И хочет увидеть он кости коня.
    Вот едет могучий Олег со двора.
    С ним Игорь и знатные гости.
    И видят, на холме, у брега Днепра,
    Лежат благородные кости;
    Их моют дожди, засыпает их пыль,
    И ветер волнует над ними ковыль [26] .
    Князь тихо на череп коня наступил
    И молвил: “Спи, друг одинокий!
    Твой старый хозяин тебя пережил,
    На тризне [27] , уже недалекой,
    Не ты под секирой ковыль обагришь
    И жаркою кровью мой прах напоишь [28] !
    Так вот где таилась погибель моя!
    Мне смертию кость угрожала!”
    Из мертвой главы гробовая змея
    Шипя, между тем выползала;
    Как черная лента вкруг ног обвилась:
    И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
    Ковши круговые [29] запенясь шипят
    На тризне плачевной Олега:
    Князь Игорь и Ольга [30] на холме сидят;
    Дружина пирует у брега;
    Бойцы поминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.
    [1] Ныне – старинное слово, как и многие слова, что еще встретятся нам в этом стихотворении; оно значит “теперь, сейчас”. И в наше время говорят “отныне” (“от сегодняшнего дня”), “нынешний” (“который существует сейчас”).
    [2] Хозары (теперь говорят “хазары”) жили в степях, в нижнем течении реки Волги (посмотри на карту). Здесь, на Волге, стояла столица хазар – город Итиль. У славян были князья, а у хазар – каганы, поэтому и государство их называют Хазарский каганат. Некоторые племена славян сначала платили дань хазарам, но Олег воевал с хазарами и стал сам собирать дань с этих славян.
    [3] Нивы – это засеянные хлебом поля; слово “поле” во времена древней Руси означало совсем другое – “степь”, “степные пространства”, где жили степные народы – хазары и другие.
    [4] Дружина – воины, которые всегда были при князе и служили ему; вместе с князем они сражались, вместе жили при его дворе, участвовали в княжеских пирах. Князь должен был снабжать свою дружину всем необходимым – оружием, конями, – кормить дружинников, делиться с ними воинской добычей.
    [5] “В цареградской броне”. – “Броня” – это воинские доспехи. У Олега броня была “цареградская” – значит, привезена из Царьграда.
    [6] По полю ехал… – Олег ехал не по полю, где сеют хлеб, а по степи (смотри примечание к слову “нивы”).
    [7] Кудесник – волшебник; это слово родственно словам “чудо”, “чудесный”. Чтобы понять, что это был за кудесник, нужно посмотреть объяснения к словам “волхвы” и “Перун”.
    [8] Перун – божество древних славян; они верили в то, что Перун – могучий повелитель грозы и грома. Перуна почитали у старого дуба или на специальных местах – капищах, где горел священный огонь. Такое капище археологи раскопали недалеко от Новгорода.
    [9] Завет – от слова “завещать”, что значит “обещать”. Кудесник знал то, что “завещали”. “обещали” на будущее боги, в которых он верил. Он был “вестником” этих заветов, то есть “вещал” о будущем, предсказывал будущее.
    [10] Грядущее – будущее, от слова “грядёт” – “будет”, “настанет”.
    [11] Волхвы – служители древних славянских богов. “Кудесник” и был таким волхвом.
    [12] “Вижу твой жребий на светлом челе”. – “Жребий” – “судьба”. Жеребьями славяне называли дощечки, на которых гадали о судьбе. “Чело” – это лоб; само слово “человек” произошло от этого старинного слова. Значит, старец как бы “читал” судьбу на лбу у человека. Мы тоже говорим что-то подобное: “У тебя на лбу написано”.
    [13] “Твой щит на вратах Цареграда”. – Летописи рассказывают о том, как Олег отправился в поход на Царьград. Царьград тогда был столицей империи, то есть очень большого и сильного государства. Его называют “Византийской империей”, или просто “Византией”, потому что когда-то на месте великого Царьграда стоял небольшой греческий город Византий. Сами греки называли свою столицу “Константинополь”, что значит “город Константина”, – а Константин был знаменитым императором, который и сделал этот город столицей. Византия была страной христиан; – пройдет несколько десятилетий после Олега, и отсюда на Русь также придет христианская вера, приедут мастера – строители храмов и иконописцы. Но пока что Олег идет на Царьград войной, и в его ладьях – множество воинов. Нелегким был путь вниз по Днепру: путь преграждали пороги – острые камни торчали из воды, грозили кораблям. Но вот подошли ладьи к цареградским берегам. Испугался император, обещал богатый выкуп русскому князю, чтобы увел он свое войско. По преданию, в знак победы Олег прибил свой щит на ворота осажденного города, – потому кудесник и говорит ему: “Твой щит на вратах Цареграда”.
    [14] Роковой – от слова “рок”, что значит “судьба”, скорее даже – “страшная, неотвратимая судьба”. “Роковой” – значит, предвещающий судьбу.
    [15] Пращ – теперь обычно говорят “праща”. Праща – это древнее оружие, которым метали камни: камень вкладывался в ремень, который раскручивали и с силой запускали этот камень.
    [16] Могущий – могучий.
    [17] По бранному полю – по полю битвы. “Бранное” – от слова “брань”, то есть “битва”, сражение”.
    [18] Сеча – битва. Во время сражения “секутся” мечами, отсюда слово “сеча”.
    [19] Чело – смотри примечание 2 на стр….
    [20] Позлащенное – позолоченное (наше слово “золото” – старинное “злато”; отсюда “позлатить” вместо “позолотить”, “позлащенное” вместо “позолоченное”.
    [21] Стремя прикрепляется к седлу, чтобы была опора для ноги. В древности стремена делали из железа, бронзы или серебра. Княжеские стремена, конечно, были дороже и богаче украшены.
    [22] Отроки-други. – Слово “отрок” значило “мальчик”. Здесь “отроки” – самые молодые члены дружины, которые еще не стали настоящими воинами; они служили старшим дружинникам, ухаживали за конями.
    [23] Курган. – В древности многие народы насыпали над могилами холмы – курганы. Курганы славян, раскопанные археологами, многое рассказывают о тех временах: здесь находят оружие воинов, украшения женщин, посуду и другие вещи, по которым можно судить и о жизни древних славян, и об их верованиях.
    [24] Ретивый – от слова “реть” (“состязание”). “Ретивый” конь – значит “резвый”, “быстрый”-
    [25] Почил непробудным он сном – умер.
    [26] Ковыль – степная трава с очень длинными гибкими колосьями, покрытыми белёсым пухом. Когда дуют ветры, ковыль колышется – и по степи как будто бегут серебристые волны.
    [27] Тризна – пир в честь погибшего воина над его курганом. Во время тризны не только пировали, но и устраивали военные игры. Если воины сидят “на тризне плачевной Олега” – это значит, что они только что похоронили его.
    [28] “Не ты под секирой ковыль обагришь
    И жаркою кровью мой прах напоишь!” – Речь идет о том, что, когда погибал воин, вместе с ним в могилу клали его коня. Слова “ковыль обагришь” означают, что конь прольет кровь на ковыль, и ковыль станет багровым, то есть красным. Секира – древнее оружие, похожее на плоский топор на длинной рукояти.
    [29] Ковши круговые. – Был древний обычай пить на пиру из ковшей, передавая их по кругу, что означало единство собравшихся людей.
    [30] Князь Игорь и Ольга. – После Олега, как рассказывает летопись, в Киеве княжил Игорь – сын Рюрика. После гибели Игоря правила его жена – Ольга, потому что сын Игоря был еще мал. Летописные предания об Ольге очень драматичны – о том, как она мстила за смерть князя Игоря, о том, как ездила в Царьград. Она прославилась тем , что первой из киевских правителей приняла крещение в христианскую веру, и потому причислена к лику святых.

    Послесловие для учителя

    Мы предлагаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина “Песнь о Вещем Олеге” для подробного изучения на уроках русской словесности в начальной школе. Почему?
    Одна из важных особенностей начального образования – нацеленность его не только на конкретные знания, но на формирование кругозора ученика и его мировоззрения, основанного на восприятии традиций отечественной и мировой культуры. Уроки чтения, литературы в начальной школе несут большую долю ответственности именно в этом отношении: прочитанная в раннем возрасте литература дает основы гуманитарной культуры в очень широком диапазоне – от навыков чтения и обращения с книгой до опыта восприятия литературного образа, начала познания исторического прошлого и многого другого. Выбранное нами стихотворение представляется с этой точки зрения необыкновенно емким: здесь все – и образ большой художественной силы, и русская история в ее “начальный” период, и значимая для исторических образов лексика, и прекрасно выдержанная поэтическая традиция, и совершенство чисто пушкинского стиля; кроме того, как показывает опыт, завораживающий сюжет этой “страшной сказки” не воспринимается детьми более старшего возраста. Стихотворение невозможно прочитать, не объяснив ребенку множества вещей, знание которых составит и образную, и познавательную основу для восприятия русской истории и литературы. Объясняя ему, что такое “тризна”, “чело”, мы создаем для него образ далекого прошлого и ставим его самого в определенного временное отношение к этому прошлому, поскольку нельзя не рассказать в связи с этим о счете веков и времени жизни древнерусского князя Олега; прочитав слова “в цареградской броне”, нельзя не показать карту, не рассказать о Киеве и Царьграде, о славянах и варягах. Познавательная ценность такого чтения соединяется таким образом с задачей формирования у ребенка навыка внимательной работы с текстом, включающим примечания и иной справочный материал.
    “Песнь о вещем Олеге” – одно из сравнительно ранних стихотворений Пушкина, написанное в период создания “южных поэм”, во время южной ссылки (опубликовано впервые в “Северных Цветах” в 1825 г.). Несомненно, что замысел стихотворения возник под влиянием дорожных впечатлений Пушкина, отправившегося в долгий путь по степным местам, видевшего древние курганы, посетившего Киев, глядевшего на воды Днепра. Однако создание “Песни” было основано на глубоком знании историко-литературной традиции, летописного сказания, осмысления его в трудах Н.М.Карамзина, которого так любил читать Пушкин. Вот рассказ Карамзина о легендарной смерти князя Олега: “Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседов не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, государь народов многочисленных, повелитель войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил на земле дело свое – и смерть его казалась потомству чудесною. “Волхвы, – так говорит летописец, – предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужилила князя, и герой скончался…” Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается, благоприятствуют таки вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей древности”.
    Повествование Карамзина придерживается летописного рассказа, первоисточника этого предания:
    И живяше Олегъ миръ имеа ко всем странамъ, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь. Бе бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: “От чего ми есть умрети?” И рече ему кудесник один: “Княже! Конь, его же любиши и ездиши на нем, от того ти умрети”. Олег же приим во уме, си рече: “Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того”. И повеле кормити и и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: “Кде есть конь мъй, его же бех поставил кормити и блюсти его?” Он же рече: “Умерлъ есть”. Олег же посмеася и укори кудесника, река: “То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ”. И повеле оседлати конь: “А то вижю кости его”. И прииде на место, идеже беша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и сседе с коня, и посмеяся рече: ” От сего ли лба смьрть было взяти мне?” И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова.
    Древнее летописное сказание имеет и свою интересную предысторию, о которой делает замечания и сам Карамзин. Предыстория эта восходит к “варяжским” преданиям. В “Истории Норвегии” Тормода Торфея содержится рассказ о рыцаре Орваре Одде, получившем предсказание прорицательницы Вельвы о грядущей смерти от коня Факса. Текст предсказания Одду удивительно перекликается со словами пушкинского кудесника, начавшего свою речь с похвалы славному герою и обещанию его непобедимости, и закончившего ее мрачным предсказанием: “… она стихами изрекла предсказание в таком духе: “я наперед знаю судьбу всех людей. Как бы ни были широки заливы, как бы ни были длинны моря, ты их переплывешь, если бы даже стали захлестывать тебя волны морские – но погребальному сожжению ты все же подвергнешься в Беруриодре”. Затем, заговорив с ним уже прозою, она предсказала, что ему предназначен трехсотлетний возраст жизни, что подвигами своими он распространит свою славу по отдаленнейшим землям; везде он будет велик, везде славен – но напоследок роковым для него окажется пепельной масти конь, по длинной гриве своей названный Факсием” (здесь и далее перевод с латыни И.К.Линдемана). Одд пытается воспротивиться предсказанию: уводит коня в глухие болота, закалывает его и бросает в глубокую яму, завалив ее камнями. Одд совершил множество военных подвигов и побывал в разных странах. Как утверждает норвежский историк, его владения находились и на Руси, где он женился на дочери русского князя. Однако тоска по родине одолевает рыцаря, и он на своих кораблях возвратился в Норвегию, где решил посетить и могилу коня: “… Так это, сказал он, череп Факсия, и переворачивая его копьем, зашатался. Между тем выползшая из конского черепа ящерица стала жалить его в пяту, вследствие чего все тело наполнилось ядом”. Здесь исполнительницей страшного предсказания является ящерица, однако в другом варианте норвежского предания – в саге об Орвар-Одде – фигурирует змея:
    “Через какие бы широкие фиорды ты не переправлялся,
    Какие бы длинные морские заливы ты не переплывал,
    Если бы даже тебя и захлестывали
    Рассыпающиеся гребни волн,
    Ты все же умрешь в Беруриодре,
    И будешь там сожжен.
    Своими ядовитыми зубами
    Тебе причинит вред змея,
    Внезапно выползшая из старого черепа Факса;
    Вот когда ехидна эта ужалит тебя
    В нижнюю часть голени,
    Тогда, князь, жизни твоей с тебя будет достаточно”.
    Древнее норманнское предание, отзвуки которого сохранил летописный рассказ о князе-варяге Олеге, приобрело совсем иное звучание, окрашенное моралью более позднего времени: рыцарь Одд страшится коня и расправляется с ним, Олег же “повеле кормити и не водити его к нему”. В “Песни” Пушкина этот мотив – прощания с любимым конем, заботы и печали о нем – звучит особенно сильно. В письме Бестужеву Пушкин писал об этих стихах: “Тебе, кажется, они не нравятся – напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе, есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического”.
    С первого же слова своего стихотворения Пушкин дает настрой на старинное русское предание, воспользовавшись приемом былинного зачина: “Как ныне сбирается…”. Дав ему название “Песнь”, он также он также настраивает читателя на былинный лад, вызывая образ песнопения на княжеском пиру, рассказывающего о былой жизни прославленного воина – образ, постоянно присутствующий и в самой “Песни”: “Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они”. Эти – последние слова стихотворения – возвращают нас к его названию, и старинная история приобретает словно движение по кругу: рассказ о событиях прошлого завершается воспоминаниями, возвращающими к началу событий. Круговое движение времени создает внутренний ритм песни: Олег над курганом вспоминает “минувшие дни”, о которых говорится в первых строфах, затем – уже над курганом Олега – вспоминают его самого, и здесь же сидит его преемник князь Игорь, которого также ожидает трагическая гибель, курган и “ковши круговые”. Начало событий заключат в себе конец, а конец обращен к началу. Такое завораживающее круговращение создает развитие как будто музыкальной темы, и в этом основа внутреннего строя стихотворения, где все соразмерно, все подчинено единому строю, единому звучанию.
    Настрой стихотворения – элегический, это печаль по давно ушедшему прошлому, печаль поэта, который глядит на дальнюю дорогу по древним заброшенным местам, на одинокие курганы, хранящие в себе останки “былой славы”, на бесконечную степь, где “ветер волнует над ними ковыль”. Элегическое настроение свойственно поэзии романтизма; черты романтического направления, проявившиеся в “Песни”, – это и само обращение к полному суеверий народному прошлому, и поэтическая идеализация простой, безыскусственной жизни сурового воина, его “товарищеской любви” к своему коню, и тревожное ожидание исполнения рока, “поэзия смерти”, столь характерная для главного русского романтика – Жуковского, его баллад и стихотворений:
    На всех ярится смерть – царя, любимца славы,
    Всех ищет грозная… и некогда найдет…
    Тема рока, неминуемой судьбы, занимавшая еще Пушкина-романтика – в том числе в его сказках, – продолжилась и в более поздних сочинениях – в “Капитанской дочке”, в “Медном всаднике”. В “Песни о вещем Олеге” она выражена наиболее непосредственно и именно в русле романтической поэзии: “Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе”, – здесь и тревожная “мгла” времени, и неотвратимость будущего.
    Еще одна черта стихотворения, свойственная романтизму – постоянное чувство грозной и неистовой природы, состояние которой словно соединено с действием судьбы. “Синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды” действует также, как “пращ, и стрела, и лукавый кинжал”. Само необъятное пространство, которое охвачено словами прорицателя, таит в себе “тревогу отдаленности”: его речь словно летает над огромными просторами: вышедший из леса, он видит и “синее море”, и заморский Царьград, и “бранное поле”, – и в завершение отдает их во власть князя – “и волны, и суша покорны тебе”. Двум главным противостоящим силам, воплощенным в князе и кудеснике, соответствуют разные стихии: князь “по полю едет”, неся в себе образ вольной жизни, далеких походов, а “вдохновенный кудесник” идет “из темного леса”, как носитель таинственного, “мглы”, вестник грядущего несчастья.
    Сама рукопись пушкинской “Песни”, отражающая работу над текстом этих стихов, дает представление о том, как в каждом слове искалось приближение к образной и звуковой цельности стихотворения. Так, первоначальный вариант “над ветхой главою кургана” был заменен на вариант “над гордой главою кургана”, что создало большую созвучность в этом словосочетании: “гордой главою” – мы слышим ассонанс, и все три слова “гордой главою кургана” теперь объединены аллитерацией; образ “гордой главы” здесь также более удачен и созвучен общему настрою стихотворения. Стремление к звучности и более выдержанному ритму продиктовало и необходимость замены “отроки, тотчас возьмите коня” на “отроки-други, возьмите коня”; то же произошло в строке “дружина играет у брега”, переправленной сначала на “и старцы пируют у брега”, а затем получившей вид “дружина пирует у брега”. Перемена же строк “и ветер в часы непогоды” – “в часы роковой непогоды” создала смысловое созвучие мимолетного образа “непогоды” и общего смысла стихотворения, настроенного на тему “рока”. В целом в рукописи “Песни” немного исправлений, и некоторые строфы написаны Пушкиным сразу начисто (“Скажи мне, кудесник…” или “Запомни же ныне…”), что говорит о его глубоком внутреннем чувстве единства звучания стихов и выраженного в них настроения
    Говоря о глубинных особенностях стихотворения и о чтении его детям, конечно, надо отдавать себе отчет в том, что в каждом возрасте – свое восприятие. Детям не все можно и уместно объяснять с литературоведческих позиций, однако многое нужно прочувствовать. К тому времени, когда они будут готовы к аналитическому отношению к литературе, должен уже накопиться достаточный опыт восприятия литературного текста.
    “Песнь в вещем Олеге” слушается детьми на одном дыхании. Хотя стихотворение и достаточно длинное, однако держит внимание ребенка до самого конца – как завораживающая сказка с напряженным ожиданием развязки. Несмотря на то, что здесь много непонятных слов и, может быть, даже ситуаций, первое чтение не должно прерываться пояснениями, чтобы не нарушить живую ткань литературного текста и развитие чувства слушающего ученика. Пояснения, тем не менее, составят важнейшую часть работы и займут много времени, которого в данном случае, как нам представляется, не нужно жалеть, поскольку все, что здесь требует разъяснений, дает выход на формирование основополагающих представлений историко-литературного характера.
    Но прежде всего – о самом чтении. Стихотворение обладает определенной мелодикой, которую при чтении прежде всего не надо нарушать; любая экспрессия, интонационное выделение слов должно быть как бы “вписано” в ритм стихотворения, который сам ведет за собой чтеца.
    Каждая строфа “Песни” состоит из шести стихов. Первые четыре стиха чередуются по длине: за четырехстопным стихом следует трехстопный, пятый и шестой стихи – оба четырехстопные. Размер стихов – амфибрахий, т. е. стопа состоит из трех слогов, из которых средний – ударный, а значит, произносится не только более сильно, но также с большей долготой и певучестью. Четырехстопный стих (первый, третий, пятый, шестой) завершается усеченной стопой:
    Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…
    Второй и третий стихи – имеют по три полных стопы
    Расстаться настало нам время…
    Из четырех стоп амфибрахия выстраивается довольно длинная стихотворная строка (в данном случае 11 слогов), что придает этим стихам неторопливое звучание, напоминающее эпическое повествование. Этому же впечатлению способствует и большая величина строфы – шесть стихов, и усложненный рисунок рифмы – перекрестная (aBaB), затем – смежная (cc, общая схема aBaBcc – зд. мужская рифма обозначена строчной буквой, женская – прописной).
    При воспроизведении рифмы следует вспомнить о том, что во времена Пушкина некоторые окончания слов произносились иначе; разница в произношении прослеживается даже между рукописью Пушкина и первым печатным изданием: в рукописи – “С коня он слезает угрюмой”, в печатном тексте – уже “угрюмый”. Рукописный вариант наиболее точно соответствует пушкинскому прочтению и вообще общепринятому чтению того времени. Поскольку точная рифма (“думой” – “угрюмой”) была основана именно на этом, устаревшем для нас варианте чтения, то, может быть, есть смысл воспроизводить именно его при декламации, хотя, несомненно, с соответствующими оговорками. “Под влиянием современного произношения некоторых прилагательных (угрюмый, ретивый, игривый, одинокий) мы и в данный текст внесли поправку и, таким образом, в некоторых случаях стерли рифму”. Этих случаев в тексте стихотворения – три:
    Олег усмехнулся; однако чело
    И взор омрачилися думой,
    В молчаньи, рукой опершись на седло,
    С коня он слезает угрюмой;
    “А где мой товарищ, промолвил Олег;
    Скажите, где конь мой ретивой?
    Здоров ли? Все так же ль легок его бег?
    Все тот же ль он бурный, игривой?”
    Князь тихо на череп коня наступил
    И молвил: “Спи, друг одинокой!
    Твой старый хозяин тебя пережил,
    На тризне, уже недалекой,…
    Перед началом разбора стихотворения необходимо уделить время некоторым предварительным разъяснениям. Дети такого возраста в большинстве своем не имеют многих представлений, которые просто подразумеваются, когда мы читаем пушкинские стихи. В первую очередь речь пойдет о самом Пушкине, о пушкинской эпохе. Чтобы яснее почувствовать задачи, стоящие в данном случае перед учителем, можно начать с вопросов, обращенных к ученикам: что они знают о Пушкине, о его времени, давно ли он жил? Неувязки в ответах детей могут произвести на учителя сильное впечатление, которое само по себе настроит на необходимые разъяснения. Вопрос о том, сколько времени отделяет нас от Пушкина, не однозначен для маленьких детей и очень важен сам по себе. Для понимания данного стихотворения это особенно важно, – не обозначив заранее это временное “расстояние”, нет смысла говорить о веках, отделяющих нас и Пушкина от времен древней Руси.
    Ставя перед детьми вопросы, которые они не вполне могут ответить, мы тем самым заостряем их внимание на объяснениях. В каком веке живем мы и в каком веке жил Пушкин? Как выглядели улицы города в его время (Москвы или другого родного города)? Какие вещи окружали Пушкина? Здесь достаточно хотя бы нескольких штрихов, вызывающих нужные образы: Пушкин писал свои стихи гусиным пером, обмакивая его в чернильницу, и т. п. Нужно вспомнить стихи Пушкина, которые дети уже знают, наметить и некоторые важные и понятные детям моменты б

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *