Сочинение на тему о покорении сибири ермаком 8 класс

4 варианта

  1. Василий Иванович Суриков – один из известных русских художников XIX в. Он жил в то время, когда создавались монументальные труды по истории России. Всё образованное русское общество активно интересовалось событиями и героями в исторической судьбе Отечества. Естественно, что и художники также обращались в своём творчестве к этой теме.
    В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. Неудивительно, что В.И. Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. Тем более, что художник был сам родом из Сибири и хорошо знал легенды этого далекого и сурового края. Соединив исторические сведения и фольклор, результаты научных исследований и предания, сохранившиеся в народной памяти, он запечатлел возникшие образы в масштабном полотне.
    Ключевое событие похода – взятие столицы ханства, города Сибирь, изображено на картине. Батальная сцена показывает столкновение двух войск – татарского и русского на реке, недалеко от городских укреплений. Картина построена на противопоставлении, что прослеживается в деталях. Командир татарского войска – вдалеке, наблюдает с обрыва за сражением. Командир казаков – Ермак – вместе с ними, в гуще боя. Войско сибирского хана вооружено луками и стрелами, на щитах нарисованы языческие символы. Напротив, русские воины стреляют из огнестрельного оружия, над ними развеваются хоругви с изображением Спасителя. Выбранный ракурс подчеркивает храбрость казаков – их число гораздо меньше, чем противника. Нагнетают обстановку и несколько мрачные тона изображения: серое, в тучах небо, темный, крутой обрыв, бурное течение реки.

  2. Одной из важных задач внешней политики Ивана IV Грозного на протяжении долгого времени оставалось освоение огромных пространств на востоке. В 1558 году, после взятия Астрахани и Казани, царь даровал грамоту на владение обширными территориями вдоль реки Тоболу богатым купцам Строгановым. Те, в свою очередь, к 1579 году собрали отряд численностью от 600 до 840 человек для защиты границ своих владений от вогуличей (современные манси) и остяков (ханты). Основу отряда составляли представители вольного казачества, во главе же был поставлен атаман Ермак Тимофеевич. Интересно, что отряд был сформирован без ведома царской власти.
    В начале сентября 1581 года все войско, погруженное на 80 парусно-гребных судов – струг, поднявшись по притокам Камы, добрался до Тагильского перевала в Уральских горах. Оттуда суда пришлось транспортировать по суше, преодолевая каменистую местность и густой лес. По свидетельствам очевидцев, казаки самостоятельно вырубали просеки, а из поваленных деревьев сооружали катки, облегчавшие протаскивание тяжелых судов по каменистой местности. Там же, где продвижение было особенно затруднено, казакам приходилось переносить суда на собственных плечах. Наконец, к наступлению зимы, отрядом был основан Кокуй-город – земляное укрепление для привала. Пережив холодное время года, казачье войско сплавилось по реке Тагил, а оттуда попало в Туру.
    К середине весны, когда войско оказалось в районе современной Свердловской области, начались первые стычки с сибирскими народами. Первым мурзой, разгромленным войском Ермака, стал Епанча. После этого слава о сильном и грозном войске настолько повлияла на умы местного населения, что маленький городок Чинги-Тура сдался без боя, стоило Ермаку только подойти к его стенам. Позже на месте этого поселения была основана Тюмень.
    4 октября хан Кучум, собрав войско в 15 тысяч человек, встретил казачий отряд у Чувашского мыса недалеко от слияния рек Иртыш и Тобол. Однако уже в ходе сражения большая часть войск, пообещавших хану поддержку, оставила его и бежала. Самому же Кучуму пришлось бежать Ишимскую степь.
    В 1582 году, 26 октября (5 ноября), отряд под командованием Ермака занял столицу Сибирского ханства город Кашлык. Местное население с тех пор было обязано платить дань ценным мехом – ясак. Постепенно на поклон Ермаку стали сходится представители разных сибирских селений с просьбой о защите в обмен на повиновение. Ермак поддерживал такие условия, а с племенной знати брал присягу о том, что ее народ будет выплачивать ясак своевременно. Эти договоры делали сибирские народы подданными русского царя.
    Несмотря на то, что при жизни Ермака так и не удалось одолеть Кучума, уже после смерти атамана русские войска разбили хана. Именно это событие стало точкой в долгом процессе присоединения Сибири.
    ?Краткий пересказ: О покорении Сибири Ермаком???

  3. Своей и вражьей кровью смыв
    Все преступленья буйной жизни
    И за победы заслужив
    Благословения отчизны, —
    Нам смерть не может быть страшна;
    Свое мы дело совершили:
    Сибирь царю покорена,
    И мы — не праздно в мире жили!
    (Кондратий Рылеев)
    Василий Суриков, по домашней легенде один из прямых потомков Ермака, известный русский живописец.
    Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в казачьей семье. Двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
    Кисти Сурикова принадлежат многие картины на тему истории России: “Переход Суворова через Альпы”, “Взятие снежного городка” , “Степан Разин” и многие другие. Эти картины принесли Сурикову широкую известность. Конечно его много критиковали – мало у кого были способности изобраэить на одной картине такое количество персонажей, дать широкое полотно происходящих событий.
    Но друзья и соратники художника по кружку Мир искусства всегда его поддерживали.
    Одним из эпических полотен художника было полотно “Покорение Сибири Ермаком”. Именно после похода Ермака в Западную Сибирь прекратились набеги сибирских татар на русские города Урала. Как известно, богатые купцы Строгановы, богатство которых заключалось практически в монопольной добыче соли на уральских месторождениях, пригласили для защиты своих городов атамана Ермака. По легенде это слово обозначает “котел”.
    Ермак, к тому время преследуемый царскими войсками за разбой на Волге, предпочел пойти на службу к богатым купцам и отправился с дружиной таких же удальцов через Каменный пояс, в царство Кучума. Во всех стычках сплоченное войско Ермака, оснащенное по тем временам современным оружием, брало верх над дезорганизованной толпой татар.
    Одну из схваток и изобразил Суриков.
    Конечно, это произведение не может служить пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Западной Сибири. Но художник изобразил своё видение истории. Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, как изображенных на заднем плане картины, скорее это города, которые Ермак с товарищами защищает. Городки и остроги ставили русские, которые опираясь на них и проникали все дальше в глубь огромной страны. Но художник прекрасно показал напряжение боя, он поднял над челнами волжских разбойников православные стяги с изображением икон, говоря этим, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов.
    Картина изобилует лицами, с берега в бой рвется неорганизованная толпа, которая, конечно потерпит поражение.
    В целом эта картина прекрасно отражает боевую схватку за будущее России.
    Кондратий Рылеев посвятил Ермаку своё стихотворение – “На диком бреге Иртыша”, которое стало народной песней.

  4. Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил ого своей рукой н и добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял е себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
    Исходил мужик реки п горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю бел поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
    — Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы нa плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, я людей его под власть Руси подведи.
    Ермак Тимофеевна не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
    Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
    — Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучуырвым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
    Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
    Вопросы и задания
    1. Какой из текстов преданий нам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
    2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
    3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
    Развивайте дар слова
    1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.
    2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.
    3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?
    <<< К началу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *