Сочинение на тему о высоком достоинстве человеческого слова и письма

9 вариантов

  1. «О высоком достоинстве человеческого слова и письма…»
    Вчитаемся в темы сочинений, которым исполняется сто лет
    Осенью я был в гостях на одной старой подмосковной даче. Вернее сказать, это был старый-старый дом с мезонином. В 1930-х годах его перетащили из зоны затопления канала Москва–Волга. С тех пор он оброс пристройками, обветшал, но верно служит четырем поколениям физиков и лириков.
    После застолья две маленькие дочки хозяина повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Мы постояли в полумраке, прислушиваясь и приглядываясь. «Здесь живет Оно…» – авторитетно сказала старшая из сестренок. «Кто это – Оно?…» – спросил я шепотом.
    Ответа я не дождался, потому что младшая распахнула какие-то дверцы и белым мотыльком выпорхнула на ветхую крышу. Пришлось ее срочно ловить.
    Потом мы снова бродили по чердаку, то уклоняясь от каких-то вещей, то подбирая что-то. И все это время я чувствовал, что мы здесь не одни, что кто-то приветливо на нас смотрит. Наверное, это и было оно – Старое Доброе Время. Здесь, на чердаке, оно тихо царствовало над вещами, выпавшими из разных эпох, и невольно сплотившимися в одну семью.
    Вот крепкие ящики, на которых торопливо намазано гуталином: «Институт физики. Казань». С этими ящиками семья эвакуировалась в 1941 году. Рядом с ними соседствуют компьютерные мониторы середины 90-х. Из древнего серванта подслеповато мерцают фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов. В старом книжном шкафу дремлют научные журналы начала ХХ века. Среди них я и увидел растрепанный «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в 1906 году.
    [more]Добрые хозяева подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадеду­шке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал разглядывать его, пытаясь понять, что же меня привлекло к этой невзрачной книжке-«методичке». Через несколько минут я уже не мог оторваться. Давно я не читал ничего более размеренного, степенного, исполненного ясности и непоказной, застенчивой мудрости. Из предисловия: «В планах дано почетное место так называемым художественным описаниям, с целью пробуждения в учениках поэтического чувства, действующего, как известно, облагораживающим, смягчающим образом на природу человека…»
    На этих словах раздался звонок в дверь: пришла с работы, из школы, моя жена Наташа. Она положила на стол пачку тетрадей и сборник с яркой обложкой «Литература. ЕГЭ-2010. Экзаменационные задания». Я открыл его и прочитал в предисловии: «В предлагаемом пособии публикуется открытый сегмент по литературе Федерального банка экзаменационных материалов… Наиболее важной, конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа…»
    Как получилось, что к учителю обращаются сейчас таким машинным языком? Неужели всего за сто лет педагогическая литература разучилась говорить с учителем и с детьми по-человечески, без нервной скороговорки терминов?
    Мне скажут, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность, когда по всей России пылали усадьбы, а «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали баррикады на Первой Мещанской, на Арбате и Пресне.
    В гимназические окна жадно глядела революция в маске соблазнительной Незнакомки, но учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И опирался на пособия, составленные людьми не только толковыми, но и любящими, сердечными. Темы, которые они предлагали учителю и ученикам, могли показаться мелкими, незначительными. Они на первый взгляд не вязались с действительностью, но в этом было их достоинство. Своей мирной интонацией они укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме таких абстракций, как «счастье трудового народа» и «мировой прогресс», есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба… Они учили видеть не только лозунги и заголовки новостей, но и жизнь. Вот хотя бы старый дуб во дворе.
    «Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям, вследствие величественного вида… Дуб составляет жилище многих насекомых и птиц… На листьях находятся служащие для приготовления чернил чернильные орехи…» В этом примере для описаний мне слышится голос не сурового методиста, а Х.К. Андерсена.
    Открывается сборник «описаниями простыми». Первая глава посвящена часам, вторая – башне, третья – дому… Описания прелестны по важности тона. «Перепелка – птичка степей. Просторно ея царство…», «Цветы встречаются везде, даже острова Ледовитого океана не лишены их…»
    Кажется, что эта книга написана героями Аксакова и Тургенева для таких же литературных детей, как Петя Ростов из «Войны и мира» или Егорушка из «Степи».
    Вот темы для рассказов (первые классы гимназии): О том, что видела птичка в дальних землях. О том, как дети собирали ягоды, грибы и орехи. История постройки дома и разведения при нем сада…
    А вот темы для описаний (средние классы гимназии): Листопад. Зимний вечер. Река в лунную ночь. Путешествие на пароходе. На катке. Мои поездки и прогулки. На берегу большой реки. Встреча войска, возвратившегося из похода. Бульвары Москвы. Волга у г. N. Большие праздники. Метелица на большой реке. Лес в лучшую свою пору…
    Или темы для рассуждений по истории: Светлые и темные страницы всеобщей истории. О проявлении нравственного начала в истории. Какие столетия особенно замечательны в истории и почему? Домашняя жизнь в героическое время.
    Вот темы для рассуждений по литературе: О раскрытии в поэзии высших сторон человеческого духа. Роль домашних животных в произведениях Гомера. Мачеха и падчерица в народных сказках. Отличительные черты древней русской проповеди.
    А это примеры для рассуждений. Тут отзвук грозового времени явственно слышен.
    «Куда бы ни склонялся твой дух, созидай свое счастье на основании более прочном, нежели простая надежда, и заботься в своей юности о том, чтобы к твоим воспоминаниям не примешалась когда-нибудь горечь раскаяния…»
    «Кто видел мир в обширных размерах, тот не заботится об исполнении мелочных предписаний различных кружков…»
    Вот примеры тем разнородного содержания: Почему жизнь сравнивают с путешествием? Родина и чужая сторона. Почему в обществе часто говорят о погоде? О высоком достоинстве человеческого слова и письма. Слово как источник счастья. Неприятности и удовольствия, испытываемые пешеходами.
    А также – темы для описаний: Пароходная пристань. Прибытие поезда. Почтовая станция. Замирание нашего сада осенью. Дедушкин садик. Великаны и пигмеи лесного царства.
    При всем простодушии эти темы требовали воспоминания, наблюдательности, лирического движения души.
    Раздумье над такими темами помогало обрести очень простые навыки: рассудительность, духовную трезвость, чувство меры, способность продумывать последствия своих поступков. Все это очень простые вещи, но в переходные эпохи, страстно зовущие куда-то, большинству людей именно этих качеств почему-то остро не хватает.
    Как, наверное, возмущали темы из этого сборника буйных гимназистов или «передовых» семинаристов! После марксистских брошюр – «Дедушкин садик»?!
    Сборник тем написан за какие-то считанные годы до войны, братоубийства, террора и ГУЛАГа! Можно ужасаться слепоте людей, но можно думать и о другом: о том, как учителя хотели «заговорить», отодвинуть беду, внушить детям понятия добра и милосердия. Не получилось. Возможно, одни учителя просто не торопились, думая, что у них впереди долгие годы спокойного развития во главе с сильным премьером Столыпиным. А другие, быть может, сочувствовали грядущему перевороту. Да, возможно, они многого не просчитали, не предусмотрели. Но они шли к детям, чтобы сказать о чем-то самом важном…
    «Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей…»

  2. Эти темы уже приятно просто прочитать, и сразу думаешь: какими тогда воспитывали детей. ¦¦¦

    Общие темы для сочинений:

    Замирание нашего сада осенью.
    Река в лунную ночь.
    Лес в лучшую свою пору.
    Встреча войска, возвратившегося из похода.
    Дедушкин садик (для детей 12-13 лет).

    Темы сочинений для младших классов:

    О том, что видела птичка в дальних землях.
    История постройки дома и разведения при нем сада…
    Великаны и пигмеи лесного царства.

    Темы сочинений для старших гимназистов:

    Слово как источник счастья.
    Почему жизнь сравнивают с путешествием?
    Родина и чужая сторона.
    О скоротечности жизни.
    Какие предметы составляют богатство и почему?
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
    О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
    О проявлении нравственного начала в истории.
    На чем основывается духовная связь между предками и потомством.
    Источник
    Возможно такие темы могли бы разбавить стандартный школьный репертуар в стиле «Как я провел это лето» или «Кем работают мои родители».
    Жаль, что мы в школе на такие темы сочинений не писали, всё больше про Пушкина, Толстого или просто изложения. Или не жаль?! Может я не прав?!
    А сейчас, насколько я знаю, и подавно хотят уйти от сочинений. Но разве это хорошо? Ведь сочинение развивает фантазию, работают мозги, ребёнок думает в этот момент о чём-то светлом, хорошем.
    А ваши дети пишут сочинения в школах и как часто? Есть ли, на ваш взгляд, интересные темы в сочинениях современных школьников?
    Например,было бы крайне любопытно почитать, написанное на эту тему:
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма”.

    Спасибо, что прочли!

    ?

  3. Галевская Наталья
    “Мы не рабы, рабы не мы” – из Букваря
    Все мы в школе писали сочинения. Писали их наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Пишут их и наши дети. Задумывались ли вы о том, зачем вообще необходимо писать именно сочинения? Ведь вполне достаточно изложения для проверки у ученика грамматики русского языка.
    Есть родители, которые считают, что раз их ребёнок склонен к точным наукам, то гуманитарные науки, а в данном случае написание сложных, развёрнутых сочинений, ему совсем ни к чему. Они ошибаются!
    Сочинение не для “галочки”, а на темы, которые заставляют задуматься о сути многих вещей в жизни, формируют гармонично и разносторонне развитого мыслящего человека. Это основа всех основ для любого ученика, вне зависимости от того, в какой профессии он в последствии реализует себя.
    В дореволюционной России это знали! Достаточно лишь прочитать названия тем сочинений для учеников (взято из “Сборника тем и планов для сочинений”, издано в Петербурге в 1906 году):
    для гимназистов 12-13 лет –
    Замирание нашего сада осенью.
    Река в лунную ночь.
    Встреча войска, возвратившегося из похода.
    Лес в лучшую свою пору.
    Пароходная пристань.
    Дедушкин садик.
    Прибытие поезда.
    Для младших классов –
    О том, что видела птичка в дальних землях.
    История постройки дома и разведения при нем сада…
    Великаны и пигмеи лесного царства.
    Для старших гимназистов –
    Слово как источник счастья.
    Почему жизнь сравнивают с путешествием?
    Родина и чужая сторона.
    О скоротечности жизни.
    Какие предметы составляют богатство России и почему?
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
    О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
    О проявлении нравственного начала в истории.
    На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
    Чувствуете разницу? А помните какие письма писали наши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки? Их можно было издавать и читать, наслаждаясь великолепным русским языком, запечатлённым в них. Не имело значения, какую профессию они выбрали. Они были разносторонне развитыми людьми, они владели родным языком. Они были личностями. Думающими людьми.
    Сейчас в школах всё направлено на упрощение в этом вопросе. Примитив приветствуется. Зачем развивать фантазию, воображение, умение размышлять? Достаточно напичкать детей массой фактов, (часто ненужных) и дать варианты ответов на выбор. Зачем растить мыслящих личностей, умеющих делать выводы, обладающих образным мышлением, стремящихся к саморазвитию, быть разносторонне и гармонично развитыми?
    Достаточно сформировать тупого, ограниченного раба, напичканного огромным количеством фактов и “знаний”, чтобы у него создалось ощущение образованности. А мыслить ему не обязательно. Мыслящий человек – это неудобный человек. Раб – удобен. Он исполнителен и ограничен одной сферой знаний, он профессионально ориентирован. Ему удобно думать, что он “гуманитарий”, “технарь”, “склонен только к точным наукам”. Ему об этом сказали в школе. Школа формирует рабов, манипулируя с сознанием детей.
    Припомните книгу “451 градус по Фаренгейту” Рэя Бредбери. Ничего не напоминает? Это Наше время. Масса ненужных фактов в головах людей, куда ни кинь – всюду подсовывают игрушки, чтобы отвлекать от действительности, которая не нравится. Телевидение переполнено различными развлекаловками. Для чего? Чтобы не думали! Чтобы ни в коем случае не начали размышлять!!! Чтобы оставались рабами. И начало этого с успехом формируется в школе. Тупо и упрощённо. Только выбирай ответ: А, В или С. Всё продумано за тебя. Ни в коем случае не думай, а просто много запоминай, много-много всего. Много ненужного в жизни.
    Вам никогда не приходило в голову: то, что закладывается в школе, программирует как дальнейшую жизнь человека, так и его самого?
    Фраза “Мы не рабы, рабы не мы” Не пустая фраза! Программироваие различными фразами известно очень давно. Извините, но НЛП, манипулирование, действие на подсознание никто не отменял. Именно поэтому, чем качественнее мысли, передаваемые в стенах школы, тем качественнее будет закладка в ребёнке не только знаний как таковых, но и умения РАЗМЫШЛЯТЬ, тем более разносторонней и качественно развитой личностью станет этот человек.
    Именно в школе можно и должно формировать не рабов, а мыслящих людей! И посредством сочинений в том числе. Великолепным “инструментом” для достижения определённых целей.
    Что же такое сочинение? Это отражение внутреннего мира человека.
    Для банальной проверки грамотности достаточно изложения. Этим вполне можно было бы ограничиться. Но, этого не достаточно, поскольку владение русским языком, РОДНЫМ ЯЗЫКОМ (словарным запасом, умением высказать свою мысль и т.д.) необходимо каждому ученику вне зависимости от того, будет он писателем в будущем или нет.
    Также сочинение, написание на определённые темы, выполняет другие функции, которые не видны на первый взгляд.
    А именно:
    1. Заставляет развивать фантазию, воображение (необходимые во всех сферах жизни человека).
    2. Заставляет продумать своё отношение к тому, о чём каждый из нас обязан сформировать своё мнение именно в детском возрасте, для дальнейшего качественного развития личности. Например, темы сочинений, приведённые выше о родной земле, о Родине, о воинах, защищавших Родину, о сути слова: “Слово как источник счастья.”, “Почему жизнь сравнивают с путешествием?”, “Родина и чужая сторона.”, “Какие предметы составляют богатство России и почему?”, “О высоком достоинстве человеческого слова и письма.”, “На чем основывается духовная связь между предками и потомством.”
    Многие из нас и сейчас не задали себе эти вопросы, не имеют для себя чёткое определение и представление о их сути: что такое Родина, слово, связь поколений. Вроде бы простые слова, а ни разу глубоко о них не задумывались! Откуда же родиться любви к Родине, своему языку и патриотизму в таком случае?
    3. Некоторые темы сочинений с успехом формируют в подсознании молодого человека тот самый патриотизм, с привитием которого подрастающему поколению в наше время существует очень большая проблема.
    Именно в детские годы всё это и должно сформироваться в человеке, иначе потом это будет просто невозможно сделать.
    Повторюсь, одна из самых главных задач любого обучения (в данном случае в школе) – научить размышлять, т.е. формировать саморазвивающуюся личность. Школьные сочинения на качественные темы делают из детей размышляющих людей. Уметь размышлять – пригодится во всех случаях жизни.
    Теги:

  4.      Вчитаемся в темы сочинений, которым исполняется сто лет
    Осенью я был в гостях на одной старой подмосковной даче. Вернее сказать, это был старый-старый дом с мезонином. В 1930-х годах его перетащили из зоны затопления канала Москва–Волга. С тех пор он оброс пристройками, обветшал, но верно служит четырем поколениям физиков и лириков.
    После застолья две маленькие дочки хозяина повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Мы постояли в полумраке, прислушиваясь и приглядываясь. «Здесь живет Оно…» – авторитетно сказала старшая из сестренок. «Кто это – Оно?…» – спросил я шепотом.
    Ответа я не дождался, потому что младшая распахнула какие-то дверцы и белым мотыльком выпорхнула на ветхую крышу. Пришлось ее срочно ловить.
    Потом мы снова бродили по чердаку, то уклоняясь от каких-то вещей, то подбирая что-то. И все это время я чувствовал, что мы здесь не одни, что кто-то приветливо на нас смотрит. Наверное, это и было оно – Старое Доброе Время. Здесь, на чердаке, оно тихо царствовало над вещами, выпавшими из разных эпох, и невольно сплотившимися в одну семью.
    Вот крепкие ящики, на которых торопливо намазано гуталином: «Институт физики. Казань». С этими ящиками семья эвакуировалась в 1941 году. Рядом с ними соседствуют компьютерные мониторы середины 90-х. Из древнего серванта подслеповато мерцают фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов. В старом книжном шкафу дремлют научные журналы начала ХХ века. Среди них я и увидел растрепанный «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в 1906 году.
    Добрые хозяева подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадеду­шке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал разглядывать его, пытаясь понять, что же меня привлекло к этой невзрачной книжке-«методичке». Через несколько минут я уже не мог оторваться. Давно я не читал ничего более размеренного, степенного, исполненного ясности и непоказной, застенчивой мудрости. Из предисловия: «В планах дано почетное место так называемым художественным описаниям, с целью пробуждения в учениках поэтического чувства, действующего, как известно, облагораживающим, смягчающим образом на природу человека…»
    На этих словах раздался звонок в дверь: пришла с работы, из школы, моя жена Наташа. Она положила на стол пачку тетрадей и сборник с яркой обложкой «Литература. ЕГЭ-2010. Экзаменационные задания». Я открыл его и прочитал в предисловии: «В предлагаемом пособии публикуется открытый сегмент по литературе Федерального банка экзаменационных материалов… Наиболее важной, конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа…»
    Как получилось, что к учителю обращаются сейчас таким машинным языком? Неужели всего за сто лет педагогическая литература разучилась говорить с учителем и с детьми по-человечески, без нервной скороговорки терминов?
    Мне скажут, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность, когда по всей России пылали усадьбы, а «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали баррикады на Первой Мещанской, на Арбате и Пресне.
    В гимназические окна жадно глядела революция в маске соблазнительной Незнакомки, но учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И опирался на пособия, составленные людьми не только толковыми, но и любящими, сердечными. Темы, которые они предлагали учителю и ученикам, могли показаться мелкими, незначительными. Они на первый взгляд не вязались с действительностью, но в этом было их достоинство. Своей мирной интонацией они укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме таких абстракций, как «счастье трудового народа» и «мировой прогресс», есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного неба… Они учили видеть не только лозунги и заголовки новостей, но и жизнь. Вот хотя бы старый дуб во дворе.
    «Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям, вследствие величественного вида… Дуб составляет жилище многих насекомых и птиц… На листьях находятся служащие для приготовления чернил чернильные орехи…» В этом примере для описаний мне слышится голос не сурового методиста, а Х.К. Андерсена.
    Открывается сборник «описаниями простыми». Первая глава посвящена часам, вторая – башне, третья – дому… Описания прелестны по важности тона. «Перепелка – птичка степей. Просторно ея царство…», «Цветы встречаются везде, даже острова Ледовитого океана не лишены их…»
    Кажется, что эта книга написана героями Аксакова и Тургенева для таких же литературных детей, как Петя Ростов из «Войны и мира» или Егорушка из «Степи».
    Вот темы для рассказов (первые классы гимназии):
    О том, что видела птичка в дальних землях.
    О том, как дети собирали ягоды, грибы и орехи.
    История постройки дома и разведения при нем сада…
    А вот темы для описаний (средние классы гимназии):
    Листопад.
    Зимний вечер.
    Река в лунную ночь.
    Путешествие на пароходе.
    На катке.
    Мои поездки и прогулки.
    На берегу большой реки.
    Встреча войска, возвратившегося из похода.
    Бульвары Москвы.
    Волга у г. N.
    Большие праздники.
    Метелица на большой реке.
    Лес в лучшую свою пору…
    Или темы для рассуждений по истории:
    Светлые и темные страницы всеобщей истории.
    О проявлении нравственного начала в истории.
    Какие столетия особенно замечательны в истории и почему?
    Домашняя жизнь в героическое время.
    Вот темы для рассуждений по литературе:
    О раскрытии в поэзии высших сторон человеческого духа.
    Роль домашних животных в произведениях Гомера.
    Мачеха и падчерица в народных сказках.
    Отличительные черты древней русской проповеди.
    А это примеры для рассуждений. Тут отзвук грозового времени явственно слышен.
    «Куда бы ни склонялся твой дух, созидай свое счастье на основании более прочном, нежели простая надежда, и заботься в своей юности о том, чтобы к твоим воспоминаниям не примешалась когда-нибудь горечь раскаяния…»
    «Кто видел мир в обширных размерах, тот не заботится об исполнении мелочных предписаний различных кружков…»
    Вот примеры тем разнородного содержания:
    Почему жизнь сравнивают с путешествием?
    Родина и чужая сторона.
    Почему в обществе часто говорят о погоде?
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
    Слово как источник счастья.
    Неприятности и удовольствия, испытываемые пешеходами.
    А также – темы для описаний:
    Пароходная пристань.
    Прибытие поезда.
    Почтовая станция.
    Замирание нашего сада осенью.
    Дедушкин садик.
    Великаны и пигмеи лесного царства.
    При всем простодушии эти темы требовали воспоминания, наблюдательности, лирического движения души. Раздумье над такими темами помогало обрести очень простые навыки: рассудительность, духовную трезвость, чувство меры, способность продумывать последствия своих поступков. Все это очень простые вещи, но в переходные эпохи, страстно зовущие куда-то, большинству людей именно этих качеств почему-то остро не хватает.
    Как, наверное, возмущали темы из этого сборника буйных гимназистов или «передовых» семинаристов! После марксистских брошюр – «Дедушкин садик»?!
    Сборник тем написан за какие-то считанные годы до войны, братоубийства, террора и ГУЛАГа! Можно ужасаться слепоте людей, но можно думать и о другом: о том, как учителя хотели «заговорить», отодвинуть беду, внушить детям понятия добра и милосердия. Не получилось. Возможно, одни учителя просто не торопились, думая, что у них впереди долгие годы спокойного развития во главе с сильным премьером Столыпиным. А другие, быть может, сочувствовали грядущему перевороту. Да, возможно, они многого не просчитали, не предусмотрели. Но они шли к детям, чтобы сказать о чем-то самом важном…
    «Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей…»
      Дмитрий Шеваров

  5. 5
    Текст добавил: ПоЗИтИфффЧиК

    Смеетесь? Боги, может, и спят. Не спали христиане, разночинцы, большевики. Взять хоть стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» – что в нем, ради бога, могло смутить цензора?
    Утрата чувства природы – лейтмотив русской классики 19-20 вв. «Что вы со мной сделали, Петя?» («Вишневый сад»). В самом деле, что же он сделал?.. 🙂 Жизнеспособен ли народ без чувства природы? Смотря какой. Дед Михаила Светлова «душил зверей» и «боялся деревьев», но род его процветает. 🙂 Илью Сельвинского одолела «индустрия», которая что-то «сделала с его душой», но таких случаев немного. Если приглядеться, чувство природы не исчезло, однако тон в культуре задают люди, в чьей крови не лес, но сухая степь, горы и побережье. «Желто-бог у Зелено-бога // Выиграл в шашки шалаш орешник». Андрей Макаревич вот тоже «пугается каждого куста в лесу» и «сидит у третьего окна», любуясь морским прибоем («Три окна»). Таких примеров полно. Но Россия не Кавказ и не крымский берег.
    Еще почитаемее «мертвые формы». Промысел божий ни при чем. Госзаказ, много денег и мастера искусств с Горьким во главе. Академиков, писателей, поэтов, философов разбивали на десятки и отправляли на борьбу с «красотами природы», как студентов на картошку. Другой отряд прививал русскому сознанию любовь к машине. Книг и статей было мало, ездили по сёлам. Программные тезисы набросал Бердяев в «Судьбе России»: «Переход от органичности дерева, от благоухающей растительности к механичности машины должен быть пережит и прожит религиозно». В крестьянской стране Бердяев был важнее Маркса. Горький, Пильняк, Платонов, Гастев, известные и безвестные поэты Пролеткульта – у них этот мотив уже перепевается и склоняется на разные лады. Плоды этого мы сейчас пожинаем. Любопытно посмотреть темы школьных сочинений 20-30-х годов, сопоставить. Дело, понятно, не в одной литературе, да и большевики только доделали работу, начатую задолго до них церковью.
    Главная беда, имхо, в том, что русские (и нерусские) пассионарии, таланты, герои слишком часто попадали в сети христианства, масонства, науки, техники, социализма. Не всем довольно красот природы, и вот этих людей мы почти потеряли. Сейчас их единицы – Борейко, Никитин, Чирикова. Мегаполис в целом тоже «выиграл в шашки» у природы. У «архитектора №1» Вячеслава Глазычева есть интересные мысли по психофизиологии города. Хотя, всё и так воочию.
    Извиняюсь за много букв. Для позитива места не осталось. 🙂 Потом отправлю несколько ссылок. Пока это: Армин Молер. Консервативная революция в Германии. h_ttp://magazines.russ.ru/nz/2010/69/mo7-pr.html. Последняя цитата – просто момент истины. Для немцев, по крайней мере.
    PS. Друзья рериховского общества в каких-то сумерках пребывают. И трехлебовы настораживают. 🙂 Про математику это вы хорошо.
    Моя почта woodair@yandex.ru

  6. Человек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Я считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие. Близкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь – это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства. Если право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь – это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками. Также, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов. Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А. С. Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

  7. 1. Сроки проведения
    1.1. Работы принимаются до 23.59, 22 июля 2013 года. Длее идёт обсуждение и голосование.
    2. Требования к авторским работам и участию.
    2.1. Участие анонимное. Авторам запрещается раскрывать свое авторство до окончания конкурса.
    2.3. ВНИМАНИЕ! Работа должна быть новой, нигде не опубликованной, ни в сети, ни в бумажном/электронном альманахе, она не должна быть прочитана никем, кроме самого автора.
    2.4. К участию принимается один рассказ на любую из прдложенных тем.
    2.5. Жанр: НФ, фентези, мистика.
    2.6. Объем работы — от 5 тысяч знаков по счетчику word.
    2.7. Темы на выбор:
    Для гимназистов старших классов:
    «Почему жизнь сравнивают с путешествием?»
    «Родина и чужая сторона»
    «О скоротечности жизни»
    «Слово как источник счастья»
    «Какие предметы составляют богатство России и почему?»
    «О непрочности счастья, основанного только на материальном богатстве»
    «О высоком достоинстве человеческого слова и письма»
    «О проявлении нравственного начала в истории»
    «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?»

    Для гимназистов младших классов:
    «История постройки дома и разведения при нём сада»
    «Великаны и Пигмеи лесного царства»
    «О том, что видела птичка в далёком царстве»

    3. Голосование:
    Голосование закрытое – в ЛС организатору. Срок голосования – неделя. До 23.59 30.07.2013.
    Каждый участник обязан выставить оценки всем рассказам по пятибальной шкале. Единицу выставлять не обязательно, но пятёрка может быть (и должна быть) только одна (!), на обе номинации. Голосовать могут не только участники, но и вольные читатели (мы вам всегда и везде рады).
    3.1. Голосуем по двум номинациям:
    – Лучший рассказ;
    – Соответствие теме.
    4. Подведение итогов:
    Победителем считается тот, рассказ, который наберёт больше всех баллов в двух номинациях.
    При равенстве баллов побеждает рассказ, автор которого выбрал тему из первого списка.
    На конкурс принято девять рассказов:
    1. Калейдоскоп
    2. Мантикора
    3. Суисайдер
    4. Нетривиальные вибрации
    5. Вставайте
    6. Завещание дворецкого
    7. Экзаменационное сочинение выпускника гимназии на тему «Жизнь – движение. Большое Путешествие»
    8. «Im Anfang war das Wort» – «В начале было Слово»
    9. Обет послушания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *