Сочинение на тему обелиски в горах

12 вариантов

  1. Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
    Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?
    Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж… Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
    Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
    Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.
    Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.
    Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
    И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
    Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
    В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

  2. “Обелиск” – исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.
    С самого начала повести раскрывается основная тема – уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком,прошедшим войну.
    Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.
    Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.
    Героизм – идейно-нравственное понятие, позволившее понять проявления человека в мирное время и военные годы.

    Сочинение по рассказу Быкова Обелиск

    Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. «Обелиск» – это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику. В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далёкого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.
    С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведёт журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведёт рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всём: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.

  3. “Этот
    чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его
    помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед
    праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды
    проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло
    реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов
    этот наиболее соответствовал его облику.”
    Это
    строки из повести Василя Быкова, которая называется “Обелиск”. Книги
    о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Все дальше идет
    всесоюзный поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает
    он. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах
    тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и
    прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших.
    Василий
    Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное
    училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая
    артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все
    испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим,
    даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном
    поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной,
    есть своя тропа и у писателя Василия Быкова
    Она-то
    и привела его к обелиску на котором значились пять имен подростков, погибших во
    время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя – их учителя Алеся
    Ивановича Мороза.
    Весь
    мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в
    газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей
    несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть,
    оставшись неизвестными миру?
    Повесть
    В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им
    посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание
    произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы
    тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя
    бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
    Повесть
    пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает
    сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе
    и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера
    гражданственной ценности и современного человека.
    Возможно,
    кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно,
    был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это
    во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в
    школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к
    гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода
    его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает
    однозначного “да-нет” на этот вопрос. Он просто вводит две полемические
    позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было,
    что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом
    спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил
    на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых
    погибших учеников.
    Спор
    Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон
    Миклашевича, который, как и Мороз, учительсвовал в сельской школе и уже одним
    этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.
    У
    таких, ак Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот
    сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу.
    Но комиссар Ткачук знает большее: он проник в нравственную сторону поступка
    Мороза. “Не будем учить мы – будут будут оболванивать они” – вот
    принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из
    партизанского отряда, чтобы выслушатьобъяснения Мороза. Оба они познали истину:
    борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
    Борьбу
    эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал,
    что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если
    явится их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не
    явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то,
    чему он учил детей.
    И
    он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его и ребят. И такой была
    нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из
    этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став
    учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук,
    узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно
    заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу
    видать”.
    В
    повести, таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича,
    Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно
    видимый, не всегда всеми признаваемый…
    Писатель
    заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный,
    помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом,
    когда он шел из партизанскогоотряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем,
    когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он
    бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не
    поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них
    дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как
    Ксендзов, предпочел бы скорее всего усраниться; есть еще любители порицать и
    поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради
    других.
    Спор,
    который ведется в повести “Обелиск”, помогает понять преемственность
    героизма, самоотверженности, истинной доброты.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
    http://lib.sportedu.ru

  4. Гафиятулина Сара
    учащаяся 9 класса
    Средней общеобразовательной школы № 10
    города Экибастуза
    Сочинение
    Обелиск Славы
    Обелиск Славы в нашем городе воздвигнут  9 мая 1983 года в честь годовщины Победы. Он возведен  в виде штыка, устремленного в небо. Удивительно, как гармонично вписывается памятник в пространство местности. Независимо, откуда ты на него смотришь, он предстает во всем своем великолепии, высокий, стройный, серебристо – изящный и одновременно грозный. Мощность и силу придают металл и бетон, из которых сооружен  памятник  Победы. Этот обелиск  является украшением нашего города.
    У нашей достопримечательности свои особенности: двенадцатиметровая высота придает величественность, а скульптуры свидетельствуют  нам о том, что простые люди – солдат, горняк и труженица –  совершали великие дела, именно они выковали Победа своим трудом и доблестью. Создателем этого монумента является замечательный художник и скульптор Сергей Пантелеев.
    Мысль о том, что этому памятнику уже тридцать  два года наводит  на меня мысль о том, сколько этот прекрасный мемориал видел за  эти годы. Сколько людей приходило,  они  возлагали   цветы в память о погибших. Сколько было ветеранов, вспоминавших минувшие, но страшные событие военных лет,   товарищей – однополчан, не  доживших до Победы.
    Подхожу и я каждый год к пьедесталу, смотрю на огонь. Но в  языках пламени я вижу совсем другие картины, они тревожат мое сердце, наполняя болью и состраданием к людям, познавшим ужасы войны. Я вижу, как  хладнокровно и жестоко убивали людей, как голодали  и  умирали дети, как совсем юные подростки шли на заводы и фабрики  вместо своих отцов. Как женщины, оставшись без мужского плеча, воспитывали детей и тяжело работали. Слышу крики,  страдания и мольбы о милосердии. Сквозь душераздирающие вопли донесется до слуха тихий, детский голосок. Молитва.  Молитва маленького бойца перед боем, шепот которого едва размыкает губы…Я не различаю, что он шепчет, может,  вспоминает родных и близких, или произносит клятву. Вижу в его глазах решимость и  веру. Веру в Победу и Справедливость, которая  помогла  нашему народу выстоять и победить.
    Обелиск Славы заставляет подумать не только о празднике 9 Мая, но и о страданиях людей,  ценой которых  была достигнута эта Победа. Пусть никогда больше не повторится тот ужас войны. Пусть никогда не будет войн на Земле!

  5. В этом году мне посчастливилось отправится со всей семьей в путешествие — в горы. Все вместе мы побывали в очень известном месте — горы, которые приняли Олимпийский игры 2014.  Это было наше самое потрясающее путешествие.
    Когда издали видишь краешек гор — нет такого чувства восторга. Но стоит лишь, подъехать к подножию, сразу понимаешь всю мощь, весь масштаб. Смотришь вверх, а верхушек не видно совсем. Когда я дотронулся до горы рукой, я испытал восторг — ведь этим горам большое множество лет, они видели столько туристов, столько событий, столько войн. Они тихо и мирно стоят, лишь впитывая в себя всю историю, невольно становясь участниками всех этих событий.
    В этом путешествие я первых раз встал на лыжи. На территории комплекса «Красная поляна»  есть несколько вершин, и добраться до верха можно на подъемнике. Подъем стоит недорого, но выгоднее сразу купить карту на весь день.
    Когда выходишь из кабины сразу получаешь заряд восторга, заряд силы. Воздух наверху разряженный, дышится здесь по-другому. При виде этого потрясающего пейзажа, все мысли уходят на задний план. На многие километры вперед все усыпано  пушистым снегом. Смотришь вперед, а края этой красоте не видно. Впереди лишь горы и невероятное спокойствие. Я до сих пор нахожу под впечатлением от увиденного.
    В горах мы становимся ближе к звездам, к небу. Если подняться высоко в горы можно увидеть, как облака соприкасаются с землей.  Даже кажется, что можно дотянуться до этих перьевых подушек рукой.
    Если подниматься все выше и выше, то пики гор, как будто соединяются вместе, как будто громоздятся друг над другом. Верхушки становятся одним целым. Если смотреть вдаль, то можно разглядеть лишь очертания этих могучих стражей.
    Человек в этих местах бессилен. Мощь гор, способна, как воодушевить пришедшего, так и сломать недостойного.
    Я очень хочу вернуться в горы летом и познакомится с их противоположной стороной, с нежной и цветущей частью этих великих каменных глыб.
    В. Высоцкий «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

  6. Прекрасные человеческие качества
    с особой силой проявляются именно
    в момент наибольшей опасности.
    И. Панин
    Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые—семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как “Сотников”, “Дожить до рассвета”, “Волчья стая” и другие.
    События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному.
    Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.
    В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.
    Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени. Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Нравственная проблема в творчестве В. Быкова служит как бы “вторым оборотом” ключа, открывающего дверь в произведение. “Первый же его оборот” позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни.
    Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: “Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои”. Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны. В своей повести “Сотников” писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.
    Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова “Обелиск”, в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.
    Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.
    Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников “отличников учебы и послушных зубрил”, прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.
    В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. “Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи”.
    Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что “не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили”. В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам.
    Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче.
    Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.
    Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой.
    В. Быков обращается к вечным, “нетленным” темам. Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях. Как и многие другие произведения писателя, повесть “Обелиск” производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных. Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль “Обелиска” выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы — поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков и многие другие.
    Обелиски… Обелиски… Много их на моей родной земле.
    Для меня они — символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.
    Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в “детях войны”, которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.

  7. Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.
    Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
    Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.
    На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
    Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.
    У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» – вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
    Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, – ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.
    И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».
    В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.
    Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.
    Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

  8. Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
    Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?
    Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж… Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
    Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
    Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.
    Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.
    Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
    И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
    Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
    В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

  9. Найдите значение выражения 5ac^2/a^2-4c^2*a-2c/ac
    Максимальный объем аммиака, который теоретически может быть получен исходя из 40 литров азота и 30 литров водорода, при нормальных условиях составит в опросительный знак
    В студенческой столовой провели опрос. На вопрос: «Что вы предпочитаете,рыбные или мясные блюда?» – большая часть ответила: «Мясные», меньшая: «Рыбн ые», а один студент затруднился ответить. Далее выяснили, что среди
    любителей мяса 30% предпочитают гуляш, а 70% – отбивные. У любителей рыбы
    уточнили, какую именно рыбу они предпочитают. Оказалось, что 56,25% выбрали
    треску, 37,5% – воблу, и лишь один затруднился ответить. Сколько студентов было
    опрошено?
    Представьте,что мама принесла из магазина овощи и поручила вам приготовить из них салат.Что вы булете делать сначаоа,потом после этого?Составьте повес твовательный текст на тему @<>.Начните так.<>
    Помогите пожалуйста составить нам текст я вас оччень прошу
    Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?
    спишите предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами. В связи с этим винительный падеж существительных – дополнений замените родительны м 1. Подумаешь – решишь задачу. 2. Посеешь – урожай соберёшь. 3.Упустишь минуту – потеряешь час. 4. Смажешь колёса – быстро поедешь. 5. Кто собирает колосья, у того будет и воз. 6. Будет хлеб – будет и обед
    Помогите пожалуйста срочно надо
    Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица 1) Город улыбается тебе цветами на клумбах. 2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко. 3) Ты идёшь сегодня на спектакль? 4) Рано утром вода в лужах замёрзла..
    Муравьи – удивительные существа! Люди про них уважительно говорят: «Мал муравей телом, да велик делом». Каким же делом он велик? Муравьи разносят семе на лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц. Много?!
    Но муравей очень силён. Он может таскать тяжести, которые превышают его собственный вес в пятьдесят раз. Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину – как бы все ахнули!
    Муравьи всё делают дружно и организовано. Каждый муравей знает свои обязанности.
    Определи тему текста и вырази её в заголовке. Запиши заголовок.
    Выпиши предложения, в котором выражена основная мысль текста.
    Сколько смысловых частей в тексте. Выпиши из них главную часть.
    Ответь своими словами письменно на вопрос, почему люди считают муравья сильным.
    Выпиши номера предложений, в которых дана не информация о муравьях, а отношение к ним автора.
    Выпиши из текста: а) однокоренные слова с корнем мурав-, б)формы слова муравей.
    Найди в выписанной тобой части текста предложение с однородными членами, подчеркни их. Укажи части речи, над склоняемыми частями речи – падежи.
    – Покажи схемой постановку знаков препинания.
    8. Выпиши из текста пословицу. Как ты её понимаешь? В каком значении употреблён союз да? Запиши да – …
    9. Как ты считаешь, можно ли истолковать эту пословицу по отношению к человеку? Если да, то запиши, как она может звучать?
    Клумба имеет форму прямоугольника со сторонами 3 м и 4 м 50 см.Садовник хочет огородить эту клумбу невысокой решёткой.сколько метров решётки нужно что бы огородить клумбу?
    Составьте план по теме «Познание как вид деятельности»

  10. Обелиск
    “Этот чуть
    выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил,
    несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед
    праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды
    проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло
    реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов
    этот наиболее соответствовал его облику.”
    Это строки из
    повести Василя Быкова, которая называется “Обелиск”. Книги о героях
    минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Все дальше идет всесоюзный
    поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Память об
    отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто
    воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными
    эмоциональными связями слит с памятью о павших.
    Василий
    Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное
    училище, был фронт. Сначала пехота, потом истрибительная противотанковая
    артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, все
    испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести павшим,
    даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном
    поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературной,
    есть своя тропа и у писателя Василия Быкова
    Она-то и
    привела его к обелиску на котором значились пять имен подростков, погибших во
    время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя – их учителя Алеся
    Ивановича Мороза.
    Весь мир знает
    о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере
    вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей несмотря на
    предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись
    неизвестными миру?
    Повесть
    В.Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им
    посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание
    произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы
    тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя
    бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
    Повесть
    пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает
    сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе
    и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера
    гражданственной ценности и современного человека.
    Возможно,
    кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно,
    был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это
    во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в
    школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к
    гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода
    его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает
    однозначного “да-нет” на этот вопрос. Он просто вводит две полемические
    позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было,
    что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом
    спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил
    на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых
    погибших учеников.
    Спор Ксендзова
    и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон
    Миклашевича, который, как и Мороз, учительсвовал в сельской школе и уже одним
    этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.
    У таких, ак
    Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам,
    оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но
    комиссар Ткачук знает большее: он проник в нравственную сторону поступка
    Мороза. “Не будем учить мы – будут будут оболванивать они” – вот
    принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из
    партизанского отряда, чтобы выслушатьобъяснения Мороза. Оба они познали истину:
    борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.
    Борьбу эту
    учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что
    обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится
    их учитель,- ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится,
    враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он
    учил детей.
    И он пошел на
    верную смерть. Знал, что казнят всех – и его и ребят. И такой была нравственная
    сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят,
    пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он
    передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что
    один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил:
    “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”.
    В повести,
    таким образом, намечены путитрех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое
    из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не
    всегда всеми признаваемый…
    Писатель
    заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный,
    помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом,
    когда он шел из партизанскогоотряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем,
    когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он
    бросился защищить девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не
    поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них
    дейсвовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как
    Ксендзов, предпочел бы скорее всего усраниться; есть еще любители порицать и
    поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради
    других.
    Спор, который
    ведется в повести “Обелиск”, помогает понять преемственность
    героизма, самоотверженности, истинной доброты.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/

  11. Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал В. Быкова правофланговым в шеренге ровесников — сподвижников по литературе, одним из тех писателей-фронтовиков, которые «заставили и других писать лучше».
    Одной из лучших повестей Быкова является «Обелиск», написанная в 1972 году.
    Она рассказывает о замечательном человеке, учителе из Сельца — Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный, ничем не примечательный внешне, этот человек по* степенно завоевывает симпатию читателей своими серьезными поступками, добросовестным отношением к делу и ученикам. С ребятами у Мороза складываются дружеские отношения. В школе Алесь Иванович не гнушался никакой работы. Если школе нужны были дрова, он пилил их с ребятами; добыл книги на русском языке в брошенной панской усадьбе, а потом читал и объяснял ребятам «Войну и мир» Толстого. Мороз видит в своих учениках будущих личностей; понимает пользу и необходимость учебы, поэтому отстаивает каждого ученика. Маленьких Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает домой через лес. Алесь Иванович, может быть, был не так образован, как другие учителя, но он имел прекрасную душу и доброе сердце.
    Недаром Павел Миклашевич предпочел жить не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз сумел отстоять право ребенка сделать свой выбор. Ученики любили и уважали своего учителя, хотя никогда не говорили ему об этом в лицо.
    Коля Бородич не уехал в пятый класс и ходил повторно в четвертый, лишь бы в Сельце. Мороз «спас» Бородича от суда, когда тот осквернил католический храм, взяв вину на себя. Алесь Иванович «доложил начальству, будто все это результат его не совсем продуманного воспитания». А тут и война пришла. Мороз и при немцах остался в школе работать, детей учить, говоря: «Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».
    Понял Ткачук, бывший заведующий РОНО, что работает Мороз «если не на наше нынешнее, так на будущее. Ведь будет и у нас будущее. Должно быть».
    Вокруг Мороза сколотилась группа ребят: Коля Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей. Они хотели защитить своего любимого учителя от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы моста, полицейские отделались легким испугом, а ребята оказались в тюрьме.
    Партизаны ничем помочь не могли. Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам, чтобы в тюрьме поддержать дух воспитанников. «Он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. Говорил, что жизнь человеческая несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом вечности… их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград». Когда повели всех на расстрел, Мороз сумел спасти Павла Миклашевича.
    Учитель до конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть, коль он не сумел их уберечь.
    Повесть имеет кольцевую композицию. Автор использует «рассказ в рассказе», прием, придающий достоверность повествованию. Очевидец рассказывает о событии, которое сам пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному взгляду на поступок учителя Мороза. Сейчас трудно поверить, что было время, когда честного, самоотверженного человека могли оклеветать подонки, а доказать правду было невозможно.
    Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.
    Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. «А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж… Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо.
    Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.
    Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.
    Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго.
    Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь.
    Сколько смогу, разумеется». Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации.
    Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.
    И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».
    Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?
    В повести «Обелиск» писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: «Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *