Сочинение на тему обломов 10 класс

10 вариантов

  1. Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.
    У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.
    В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.
    Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.
    Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил.  Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.
    Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь.  Он задается вопросами почему он такой.  Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».
    В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.

    Сочинение 2

    Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.
    В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.
    С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.
    В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.
    Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.
    Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.
    В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

  2. Урок литературы в 10 классе.
    Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». Р.р.
    Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.
    Проанализировать темы сочинений.
    Отобрать материал для сочинения.
    Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.
    Развивать связную речь учащихся.
    Тренировать навык самостоятельной работы.
    I   Оргмомент.
    II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.
    «Во мне был заперт свет…»
    Штольц и Обломов.
    Обломов и обломовщина.
    Ильинская и Обломов.
    Трагичен ли образ Обломова?
    Роман «Обломов» в русской критике.
    Моё отношение к герою романа И.А. Гончарова «Обломов».
    «У тебя были крылья, да ты отвязал их».
    Обломов и «лишние люди».
    2. Развёрнутый план сочинения «Обломов и Штольц».
    I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:
    1) каждая историческая эпоха рождает новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;
    2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев – Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц – Обломов («Обломов»), Райский – Волохов («Обрыв»).
    II. Штольц – антипод Обломова:
    1) общие черты:
    а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
    б) вероиспове?дание (православие);
    в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;
    г) служба и быстрая отставка;
    д) любовь к Ольге Ильинской;
    2) черты различий:
    а) портрет;
    б) родители;
    в) воспитание;
    г) отношение к учёбе в пансионате;
    д) дальнейшее образование;
    е) образ жизни;
    ж) ведение хозяйства;
    з) жизненные стремления;
    и) взгляды на общество;
    к) отношение к Ольге;
    л) взаимоотношения и взаимовлияние;
    м) самооценка;
    н) особенности характера.
    III. Значение образов Обломова и Штольца:
    Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;
    Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;
    Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;
    Неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.
    III. Работа по написанию сочинения.
    Отбор цитатного материала к сочинению.
    Работа с черновиком. Проверка, правка.
    Переписывание сочинения в тетрадь.
    IV. Домашнее задание: 1. Театр Островского. Сообщение.
    2. Драму «Гроза» прочитать.
    3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

  3. Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.
    Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

    Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

    Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
    Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.
    Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

    Заключение

    Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

  4. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

  5. План
    I. Вступление.
    Способы характеристики персонажей.
    II. Основная часть.
    Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».
    1. Внешний облик героев.
    2. Воспитание и образование героев.
    3. Герои и Ольга Ильинская.
    4. Дальнейшая судьба героев.
    III. Заключение.
    Надежда на будущее.
    Литераторы прибегают к различным приёмам характеристики героев для того, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавшие его личность. Сон главного героя?–?популярный приём описания внутреннего состояния персонажа, неоднократно использовавшийся многими русскими классиками. Ещё одним способом характеристики литературного героя является приём антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих действующих лиц произведения. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети», князь Мышкин и Парфён Рогожин из романа Ф.?М.?Достоевского «Идиот». Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко.
    Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда – халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.
    Столь не похожие внешне герои – близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова – образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.
    Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.
    Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.
    Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла характеры обоих друзей с новой стороны, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, которая изменила и главную героиню. Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильёй Ильичём превратилась из наивной девушки в прекрасную молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела громадный жизненный опыт, возвысивший её даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но даже она оказалась неспособной победить обломовщину. Штольц полюбил уже «новую» Ольгу, которая изменилась благодаря Обломову, которая много пережила, страдала, боролась, но проиграла.
    После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании – нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.
    Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.

  6. В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
    Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

    Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

    В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
    Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

    Заключение

    Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

  7. Урок литературы в 10 классе
    Учитель Е.Г.Брушкова
    Тема: Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.
    Цель  урока:
    создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений писать сочинение по изученному произведению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию итогового сочинения.
    Тип урока: комбинированный урок.
    Задачи урока:
    Познавательная: изучить требования к написанию итогового сочинения;
    Развивающая: переносить ранее полученные  знания о создании сочинений в новую ситуацию написания сочинения по изученному произведению в формат итогового сочинения;
    Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность учащихся.
    Средства обучения:
    Раздаточный материал для учащихся:
    критерии оценивания итогового сочинения;
    примеры сочинений учащихся 10 класса по роману И.А.Гончарова «Обломов»;
    памятки с ссылками на ЭОР «Готовясь к сочинению…».
    Ход урока
    Перед началом работы учитель проговаривает условия совместной работы, правила оформления записей по материалам урочной деятельности, создает настрой на работу во время урока, знакомит с системой оценивания деятельности учащихся.
    Начало мастерской (индуктор)
    На доске учитель пишет слово «Сочинение» при этом говорит о значении слова по словарям:
    Википедия
    действие по значению гл. сочинять; создание, выдумывание литературного текста или музыкального произведения
    результат такого действия, выдумка, литературное или музыкальное произведение, созданное кем-либо
    вид ученической работы в школах, заключающийся в письменном изложении мыслей ученика на заданную или свободную тему
    Словарь русских синонимов
    творение, выдумка, труд, диссертация, трактат, импровизация, произведение, плод вдохновения, плод трудов,  составление, кропание, создание, писание, работа, состряпывание, слагание, фантазирование, пописывание, выдумывание, описание, россказни, написание.
    -Не правда ли, что все услышанное вами – не новость. Вы все это знали.
    Вот сегодня на уроке мы будем вместе создавать очень нужный результат нашей работы, который пока не буду озвучивать, сохраню в тайне.
    Мы должны родить новое содержание, новый продукт здесь и сейчас. Готовы?
    Первым нашим шагом будет следующее задание:
    Самоконструкция
    -Запишите у себя в тетради ряд слов, которые рождаются у вас только у вас, когда вы  слышите «СОЧИНЕНИЕ», ассоциации.  Нам все это очень-очень пригодится.
    Социализация
    -Озвучьте, что у вас получилось (учащиеся друг за другом называют записанное, все остальные дописывают то, чего у них в тетрадях не хватает).
    Учитель вслед за учащимися делает записи на доске.
    Вы совершенно правы. Вы продемонстрировали хорошие знания техники написания сочинения.
    Разрыв
    -Сегодня мы с вами являемся свидетелями процесса снижения уровня читательской культуры наших современников. Возможно, вы об этой проблеме знаете со слов взрослых, а кто-то из личных наблюдений. Согласитесь, что уровень читательской культуры недостаточно высок. Государство в лице Президента обеспокоено сложившейся ситуацией и пытается найти способы для ее изменения в лучшую сторону. Так в РФ с 2014года для будущих выпускников школ было введено итоговое сочинение как форма допуска к прохождению итоговой аттестации. В скором времени и вам предстоит пройти испытание ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ.
    -Как написать его, чтобы получить «зачет» и быть допущенным к сдаче ЕГЭ?
    -Итак, это главный вопрос, на который нам нужно сегодня найти ответ.
    -Делимся на 3 (4) группы по 5 человек, в каждой группе распределяем роли:
    1уч-ся озвучивает решение группы
    1уч-ся следит за временем выполнения заданий и временем  поиска верных путей
    все остальные уч-ся делают записи в тетради
    предлагает порядок ответа групп.
    Задание для групп (Приложение 1):
    №1
    -ознакомиться с критериями – требованиями написания итогового сочинения. В тетради должен появиться главный результат нашего урока – правила, памятка, руководство к успешному написанию итогового сочинения. Времени на выполнение этого задания 7-10мин.
    Социализация (по итогам выполнения 1 задания)
    -Прочитайте, что у вас получилось. Озвучьте ваши правила. Начинает 1-я, затем 2-я и т.д. Участники остальных групп внимательно слушают и делают записи в тетради.
    -Спасибо, вы хорошо справились с заданием.
    -А сейчас разделитесь на микро группы по 2-3 человека,  вам предстоит провести экспертизу ученических сочинений с точки зрения соответствия их требованиям итогового сочинения. Времени на выполнение этого задания 10-15мин. За временем следит Истомин А.
    №2
    -прочитайте предложенные сочинения, отметьте положительные стороны, сделайте вывод о соответствии/несоответствии работ требованиям итогового сочинения. Аргументируйте свой ответ. Не забываем о главном результате нашего урока.
    Социализация (по итогам выполнения 2 задания)
    -Прочитайте, что у вас получилось.
    Разрыв
    -Вернитесь к тем записям – знаниям, что вы  высказывали в начале урока о сочинении, сравните то, что вы знали о сочинении до сегодняшнего урока, с тем, что узнали в ходе урока. Какие  открытия вы совершили?
    Рефлексия.
    -Завершая работу, предлагаю озвучить главный продукт нашего урока, над которым мы с вами трудились. (Учащиеся зачитывают правила, памятку, руководство к успешному написанию итогового сочинения).
    -Спасибо!  Безусловно, если вы будете следовать озвученным правилам написания сочинения, вы будете успешны на ИС. Успехов вам и удачи.
    Оценивание деятельности учащихся.
    Д/З: написать сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате ИС, выбрав одну из понравившихся тем (Приложение2). Для успешной работы предлагаю воспользоваться интернет-ресурсами, указанными в памятке (Приложение3).

  8. Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова. Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями. Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом. Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.

    Проблема «лишнего героя»

    Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.

    Философская проблематика

    Тема любви

    В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути. Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.
    Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.
    Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

    Смысл жизни человека

    Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.

    Заключение

    Раскрытые вопросы не исчерпывают идейной глубины произведения, а только представляют собой анализ проблематики «Обломова» кратко. Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие? Автор только приближает читателя к решению этой извечной дилеммы, верным выходим из которой, возможно, является гармония двух ведущих в нашей жизни начал.

  9. 9
    Текст добавил: .*.*ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце.*.*

    Что же могло стать причиной такого положения Ильи Ильича? Гончаров отвечает на этот вопрос в главе романа « Сон Обломова». Обломовка —  место, где провел свое детство герой и где его, без сомнения, научили воспринимать мир и общество по-особенному, «по-обломовски». Деревня эта — царство покоя и умиротворения; жизнь проходит мимо ее жителей, да они и не особо гонятся за ней, провозглашая главными ценностями сон и еду. Их важнейшие примитивные потребности полностью выполнялись за счет крепостных. Следствием этого стало паразитирование на чужом труде, нежелание трудиться ни физически, ни умственно. Обломовская праздность прививает маленькому Илюше ленивый образ жизни и инфантильность.
    К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам. К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять. Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

  10. Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в оме, “напитывает мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей”. И то, что он видел вокруг, “был какой всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. Никто никуда никогда не спешил и не торопился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполнению самых насущных и необходимых дел: “жизнь, как покойная река, текла мимо них “.
    Бесконечное стремление Илюши к познанию окружающего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обя­зана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз. Лишь во время послеобе­денного сна Илюша освобождался из-под чужого контро­ля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.
    Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам. Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным “еще на праотцев наших”. Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, “находя это возможным и должным”.
    Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в ат­мосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездея­тельной жизни. Так он сам начал неприязненно отно­ситься к новому, а основание для собственной непрактич­ности и бездеятельности окружающих находил не в ре­альной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюш­киных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний. Сказки, предания, суеверия так глу­боко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев» часто грустил о том, “зачем сказка не жизнь, а жизнь сказка”.
    Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, чтобы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился в обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру  Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых не­замысловатых вопросов. Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое нача­ло, может быть, теперь уже умершее…”
    И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритич­ной, с развитыми чувствами и богатой душой. Чувство соб­ственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют без­различными и нас. И все же беда Обломова в силе привыч­ки, в том, что в его жизни “никогда не загоралось никако­го, ни спасительного, ни разрушительного, огня”. А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?
    Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей “Что такое обломовщина” в том, что они пока­зали типичность обломовщины, которая жива по сегодняшний день. Поэтому прав будет и Илья Ильич, дел­ясь своими мыслями со Штольцем: “Наше имя легион”. Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушающее  волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.[/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *