Сочинение на тему обломов обломовщина

17 вариантов

  1. Для меня понятие «обломовщина» синонимично с термином «деградация». Человек, который не замечает чужих проблем, не стремится работать и достигать целей, боится реальности, постепенно угасает, как личность. Именно это и показал автор на примере Ильи Ильича Обломова.
    Если искать ответ на вопрос, почему Илья Обломов закрывается в себе и начинает жить в собственных фантазиях, то можно прийти к детскому периоду персонажа. Мне кажется, что именно в детстве начался необратимый процесс деградации личности. Автор показывает маленького героя любознательным, активным, имеющим желание познавать мир. Но чрезмерная опека родителей, которые запрещали сыну трудиться, изучать что-то новое и замечать мир, который находится за пределами деревни, приводит к обретению ложного смысла жизни. На своем примере они привили ему совершенно ложные, «обломовские» ценности: лень, нежелание работать, безволие и страх перед реальным миром.
    Трагизм Ильи Обломова состоит даже не в том, что он боялся общества, не боролся за свое счастье, не стремился что-то изменить, жил скучной и серой жизнью, а в том, что его устраивала замена реальной жизни иллюзорной. В мечтах у него было все хорошо, там он и решил остаться. Такая социальная тенденция характерна и для нашего общества, понятие «обломовщина» как никогда актуально сегодня. Многих современных людей характеризует постоянная апатия, лень, нежелание что-то делать. Реальна жизнь заменяется не на иллюзорную, а на виртуальную, но это уже совершенно другая история…

  2. В романе Ивана Александровича Гончарова описываются непростые события, изменение власти дает о себе знать. Илья Ильич Обломов молодой помещик, который привык жить за счет крепостных крестьян. Крепостные привыкли к такой жизни и уже совсем позабыли, что такое быть свободными людьми. Родители очень сильно разбаловали Облома, в тридцать два года молодой человек сам не мог ни поесть, ни одеться, ни лечь спать.
    Обломов знает для общества он бесполезный человек, родители его слишком разбаловали. В Обломовщине, где он жил со своими родителями мама его приучила спать и есть. Мать Илье Ильичу всегда говорила о том, что самое главное быть сытым и выспавшимся. Переезжая в Петербург Обломов, живет так же само, как и в родовом селе, лежит целыми днями на диване в грязном халате.
    Выходить Обломов, никуда не выходит, потому что не знает как вести себя в обществе, он попросту его боится. В Обломовщине за ним ходили слуги и делали все за него. В Петербурге так же за ним ходит его слуга Захар, который такой же ленивый, как и хозяин. Обломова устраивает, что в Петербурге он продолжает жить по правилам Обломовщины.
    Обломов остался таким же ребенком, не приспособленным к жизни, родители не научили его взрослой жизни. Он понимает, что ничего не умеет, Обломова все обманывают, и он ничего не может с этим сделать. Илья Ильич не умеет отстаивать и бороться за свое, поэтому страдает от этого.
    Обломов винит во всем Обломовщину и говорит, что стоит что-то изменить, но он уже не может, ведь он не умеет жить по-другому. Его лежание на диване не от того что он болеет или не может встать, просто по-другому он не умеет. В комнате бардак, везде пыль и грязь и Обломова это не заботит, его слуга такой же ленивый, как и хозяин и ему это нравиться. Не надо ничего почти делать, лишь ухаживать за Обломовым и он к этому уже привык.
    Обломовщину можно сравнить с местом, где процветает лень и безделье. Люди привыкли жить в свое удовольствие и удовлетворять свои потребности, такие как сон и голод. Обломов слишком поздно понял, что Обломовщина сыграла с ним злую шутку, и он остался один без родителей и без знаний о взрослой жизни.

  3. Обломов и обломовщина
    Роман Гончарова “Обломов” стал частью решения человечеством проблем нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: “Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук”.
    И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём “дороже всякого ума: честное, верное сердце!” Многих героев романа он одарил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.
    Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своём диване. “Сон Обломова” – это великолепный эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик героя, в этом отношении, “Сон” сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что роман без “Сна” был бы произведением неоконченным. “Сон” многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.
    Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что весь “штат и свита” дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.
    Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” – отвечает: “Есть – обломовщина!”
    Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.

  4. Роман Гончарова «Обломов» был написан в ХIХ веке, а точнее во второй его половине.
    Понятие «обломовщина», с которым мы встречаемся в этом произведение, присуще эпохе, которая царит вокруг, в обществе, в те времена. Но, если углубиться в суть понятия, то мы с точностью можем сказать, что оно переходит с человеком из эпохи в эпоху, их столетия в столетие.
    Это понятие стало актуальным и в наши дни. Оно уже далеко не индивидуально и не уникально. Оно охватывает массы людей.
    Используя главного героя социально–психологического романа, Гончаров пытается показать слабые стороны не только Обломова. Они присущи каждому из нас. Где-то глубоко, все мы прячем такие пороки, как слабость, лень, праздность. И автор решил представить все эти пороки на яркое обозрение зрителю. Без всяких приукрашений, без лишних масок. И эта правда, чистая и реальная, вызывает у нас ужас и отвращение.
    Читая роман, мы можем быть возмущены поступками Обломова, его невиданной ленью. Но, согласитесь, друзья, какая–то, хоть и небольшая правда в этом есть. Его поведение свойственно всем людям, таким, как мы с вами. В каждом из нас живут такие же черты, как в главном герое романа. Просто, мы в той или иной степени боремся и угнетаем их.
    Понятие «обломовщины» кроет в себе ту лень, которая так часто руководствует нами. Мы так часто обещаем, но, вскоре просто ленимся выполнить данное слово. Мы ставим себе цели, имеет свои мечты и желания, но просто ленимся идти вперед и до конца. Мы готовы даже отказаться от того желанно, чтобы не перетруждаться и не прилагать никаких усилий. Ох, как это все низменно. Но, к большому сожалению, это действительная реальность, которая живет в каждом из нас.
    И вы знаете, я могу сказать, что «обломовщина» – это понятие наследственное, это последствие такого воспитания общества и каждого человека в нем. Желание избавиться от проблем и переложить их на плечи другого человека – это наша сущность. Как же мне хочется, чтобы наши последователи, читая этот роман, могли с гордостью заявить, что они побороли «обломовщину», что они изменили себя и свой внутренний мир навсегда.

  5. Введение
    Обломовка и «обломовщина»
    Детство Обломова в Обломовке
    Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
    Заключение

    Введение

    Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

    Обломовка и «обломовщина»

    Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке.
    Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
    Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
    Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

    Детство Обломова в Обломовке

    В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
    Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

    Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

    В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
    Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

    Заключение

    Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
    Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».
    Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова – сочинение на тему | источник

  6. Наверняка каждый из читателей нашел в образе главного героя черты, которые присущи ему самому. Как часто мы ленимся, стремимся к праздному образу жизни, готовы скрыться в крепости дома от проблем и забот? Думаю, что в душе, скрывая это от окружающих, мы признаемся сами себе — да, я тоже в чем-то похож на Обломова… Я не выполнил то, что обещал, бросил начатое дело на пол пути, ведь это трудно…
    Это и есть «обломовщина»! Зачастую мы ищем себе оправдания и пытаемся переложить ответственность за наши слова и поступки на других людей, сетуем на судьбу-злодейку, виним обстоятельства… Но справедливо ли это? Нет! Наша лень и нежелание действовать, приложить усилия и выполнить то, что планировалось — вот показатель нашего характера!
    Так стоит ли дальше жить жизнью Обломова или нужно что-то в себе поменять? Достойны ли мы уважения, пока делаем добро чужими руками? Ответ очевиден! Автор произведения дает нам возможность задуматься над этими вопросами, переосмыслить свое поведение и сделать правильные выводы.
    Согласитесь, что роман «Обломов» актуален и в наши дни? Не зря мы изучаем это произведение тогда, когда уже вполне можем отвечать за свои действия, когда понимаем, что хорошо и плохо, когда планируем дальнейшую жизнь. Ведь именно сейчас, в пору расцвета, мы можем определить для себя жизненные приоритеты!
    Готовы ли вы стать Обломовым и жить такой жизнью, как главный герой романа? Готовы ли вы к отрицательному мнению окружающих вас людей? Готовы ли вы потратить свою жизнь на праздность, забыв о назначении каждого человека на земле? Думаю, что нет! А это значит, что автор романа добился своей цели — изменил ваше мнение! Именно для этого он и трудился!

  7. 7
    Текст добавил: //Моржей вижу,как дни//

    «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.
    На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.
    Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.
    После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.
    Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.
    Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.
    Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

    Вариант 4

    Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.
    Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.
    Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.
    Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.
    Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.
    Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.
    Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”. Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.
    10 класс.

  8. Илья Ильич – потомственный дворянин, в его распоряжении имеется огромное поместье, но он им не занимается. Староста, назначенный управлять имением, ворует и даже не скрывает этого. Хотя, и до этого Обломову нет никакого дела. Финансовые вопросы не трогают его мечтательную душу.
    Главный герой находится в облаке фантазий, воспоминаний о детстве, о жизни в деревне под названием Обломовка. А еще Илья Ильич, строит грандиозные планы на будущее, хотя реализовывать их не собирается.
    Каждый день друзья, знакомые наведываются в гости к Обломову, пытаясь хоть что – то изменить в его жизни. В числе прочих и лучший друг главного героя – Андрей Штольц. Кое – что у него получается. Илья появляется несколько раз в обществе, начинает интересоваться новостями, окружающими людьми. Самое главное – он снимает свой поношенный халат и меняет его на нормальную одежду. Речь даже заходит о браке с энергичной, веселой, задорной девушкой Ольгой Ильинской.
    К сожалению, порывы Ильи Ильича недолги, в скором времени персонаж вновь оказывается в том самом халате, на свое любимом диване. Мысли о надвигающейся женитьбе начинают приводить в его неописуемый ужас. Героя пугает вся эта свадебная возня, суета, прочие ненужные хлопоты. Спустя время, Обломов просто забывает о невесте, а Ольга, полностью разочаровавшись – уходит.
    Со временем в жизнь главного героя все же проникает женщина – экономка Агафья. Она потакает Илье, не тревожит его сон, печет блины и пироги. Агафья Матвеевна женит на себе Обломова и рожает ему сына, хотя это также мало его беспокоит. Он продолжает жить затворником и все реже выходит в реальный мир.
    Напоследок мне хочется сказать, что мне очень жаль главного героя. Он не сумел справиться со скукой, не смог побороть себя и сгубившую его Обломовщину. Хотя Илья Ильич, как человек и персонаж, мне крайне симпатичен.

  9. Роман “Обломов”, который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название.
    Величайшим достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранен, противоречив и даже трагичный образ. Уже его характер предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее действие.
    Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется сначала.
    В первой части романа писатель показывает лишь один обычный день героя, который тот проводит не вставая с дивана. Автор рисует портрет этого потомственного дворянина: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Гончаров особое внимание обращает на быт героя, дает понять, что этот человек — нравственно погибающий. “По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”; “Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”. Автор по- дробно описывает халат Обломова, восточный, “без малейшего намека на Европу”, просторный, широкий, который покорно повторяет движения его тела. Этот халат как бы символизирует этапы духовной жизни главного героя.
    Так, когда герой влюбляется в Ольгу Ильинскую, и его душа пробуждается к активной, деятельной жизни, у него появляются мысли о необходимости “сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума”. И действительно, эта вещь на какое-то время исчезает, но затем новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына находит его в чулане и возвращает к жизни. Это свидетельствует о том, что слабые попытки главного героя изменить свое существование терпят крах. Обломов продолжает свое никчемное существование: лежит на диване, скрываясь от вторжения внешней жизни. Тихо, но неуклонно Илья засыпал, погружался в вечный сон, не нарушая привычки жить как раньше.
    Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? На мой взгляд, все дело в явлении, получившем название “обломовщины”, почвой для которой был уклад жизни в Обломовке. Обломов привык получать все не своими усилиями, а с помощью других людей: и эта привычка развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. Этот молодой человек медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. В этом заключается его трагедия.
    Хотя в какой-то момент в романе мы видим, что Обломов близок к пробуждению, благодаря Ольге Ильинской. Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом”, в ней не было “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”. Эта женщина пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, но ему была чужда та жизнь, которую предлагала Ольга. И

    Похожие сочинения

    Социально-психологические причины «обломовщины»
    В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений…смотреть целиком
    Антитеза как композиционная основа романа “Обломов”
    Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью .приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя — герою, события — событию, понятия — понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее,…смотреть целиком
    Почему Обломовщина актуальна и сегодня?
    В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков “Фрегат “Паллада” и три романа — “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. Писатель говорил, что это не три отдельных романа, а один.
    Роман “Обломов” появился в печати,…смотреть целиком
    “Мысль семейная” в романе “Обломов”
    Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви (а не о героях,…смотреть целиком
    Образ и характеристика Обломова в одноименном романе Гончарова
    «Обломов» появился в обстановке подъема демократического движения и имел большое значение в борьбе передовых кругов русского общества против крепостного права. Гончаров в романе критиковал отсталые, косные и застойные нравы, присущие феодально-крепостническому…смотреть целиком
    Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов»
    Роман И.А. Гончарова, основная тема которого – обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при отсутствии труда и практической деятельности, выстроен как рассказ…смотреть целиком
    Загадочный Андрей Штольц (о романе «Обломов» И. А. Гончарова) Новое!
    У Гончарова Штольц таит в себе некую загадку. Нашему воспри­ятию, видимо, мешает то, что Обломов и Штольц не равнозначны, так сказать, с точки зрения художественной полнокровности и убе­дительности. Как только в романе речь заходит о Штольце, так появляется…смотреть целиком

  10. Сам роман Гончарова и его главное определение, которое проносится как лейтмотив всего романа, конечно это набившая оскомину многим людям обломовщина.
    Сама по себе этот термин или определение русской диалектики души, считается негативным, так как как однозначно кажется на первый взгляд и если смотреть на него поверхностно, символизирует собой, только лишь отсутствие воли и полную бездеятельность. Однако нотки душевной проблематики Обломова и эмоционально-нравственная окраска русского помещичьего уклада жизни и всех этих людей которые имели крепостных и прожигали жизнь на баллах, символизировала собой пустоту и снобизм. Такие негативные качества, которые определенно трансфомировались в искусственные мероприятия этих людей и отсутствие в них всякой духовности и ума, показаны тем же Грибоедовым в его романе “Горе от Ума”. При этом, Грибоедов в своем произведении, не создает остроумного и активного Чатцкого. Его задача, выглядит абсолютно в другом и направленна она на то, что бы показать, что все люди разные и есть некий альтернативный уход от этого жеманства, которое царило в быту привилегированного общества тех лет.
    Сводится оно к тому, что есть люди, которые наделены тонкой душевной организацией и ранимой, но при этом, мечтательной натурой, которая при своей самодостаточности, может проводить время в перманентном единении от нежеланных ему людей. Эти люди олицетворяют собой, весь свет в целом, за исключением его друга Штольца и возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской. На этом фоне, мы можем наблюдать то, что при всей кажущейся омертвелости обломовщины, она порождает собой крайнею избирательность в контактах и действительно коррелирует с яркими современника общества.
    При этом, безусловно стоит отметить и то, что обломовщине и герою который ее олицетворяет, в силу ее мягкости в душевном плане и отсутствии должной моторики, не хватает энергии на то, что бы дать отпор людям, которым все же удается проникнуть в ее пространство и изнутри ее разъедать, подавлять и даже пытаться полностью истребить. Речь конечно идет о брате Пшенициной, Иване Мухоярове. Однако заметьте, что Обломову, удается компенсировать свои слабости, за счет друга Штольца, которого ему удалось преобрести за счет того, что он обладал душевной безмятежностью и чистой души, так как именно благодаря ей, деятельный Андрей к нему и тянулся. Тут еще стоит сказать что разноплановые люди притягиваются к друг другу и именно поэтому, помимо Штольца, к Обломову тянулась и талантливая и прогрессивно мыслящая Ольга Ильинская и хозяйственная Агафья Матвеевна Пшеницына. Поэтому даже у такой как кажется слабой позиции в социуме, так же есть свои плюсы.
    Конечно полная незаинтересованность в общем пороке общества от которого Обломов тотально абстрагировался и даже не хотел ничего менять, в итоге его доконало. При этом, в этом романе, прослеживается некоторое перерождение обломовщины в сыне самого Обломова, Андреи, которого в итоге взялись воспитывать объединившись и Пшеницына и Штольц, который воссоединился в союзе с Ольгой Ильинской, с которой они в плане мировоззрения и образа жизни являлись более подходящей партией друг для друга. В итоге остается надежда, сто человек являющейся сыном Обломова и безусловно унаследовавший его гены, сможет в дальнейшем, при воспитании таких людей в союзе, более успешно чем его отец адаптироваться в обществе где большинство людей, относящих себя к элите, не отличались чистотой души и искренностью.

  11. В 1859 году в четырех номерах журнала «Отечественные записки» был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом же году книга вышла отдельным изданием и имела большой успех в читательской среде. Журнал «Библиотека для чтения» так запечатлел воздействие нового романа на русское общество: «Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей шумно кинулись к «06- ломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного малейшего, безуездного, заштатнейшего города, где бы не читали «Обломова», не спорили об «Обломове»…
    Обширными статьями откликнулись на роман известные критики Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин.
    Роман назван по имени главного героя — Ильи Ильича Обломова. Это добряк, ленивец, равнодушный и безразличный ко всему, что происходит вокруг него. Он может целыми сутками лежать на диване, ему ничего не нужно от жизни, лишь бы ему не мешали, не беспокоили, не волновали никакими вопросами и проблемами. Из этого состояния апатии его не могут вывести и пробудить ни дружба, ни любовь. Так он и прошел по жизни, не оставив ни следа, ни памяти о себе, хотя человек был честный, чистосердечный, не лишенный чувственности, размышлений об общественном благе…
    Почему же так произошло?
    Как и в случае с Онегиным и Печориным, на дальнейшей судьбе Обломова сказалось его воспитание в барском доме. Вот небольшой отрывок, который дает полное представление о его воспитании: «захочет ли чего- нибудь Илья Ильич, ему стоит лишь мигнуть — уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он чего-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли зачем, — ему иногда как резвому мальчику, так и хочется переделать все самому, а тут отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:
    — Зачем? Куда? А Васька? а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!
    И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»
    Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах, подержите, остановите, упадет, расшибется! Стой, стой!» Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, — опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…» И Ильюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая…»
    Таким образом, он был воспитан в обстановке старорусской жизни, привык к барству, бездействию и полному угождению своим потребностям и прихотям. Он оказался изнеженным и избалованным. Кормление на убой, сон вволю, удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, — вот основные начала обломовского воспитания. Это и сказалось впоследствии на его судьбе.
    Когда Илья Ильич стал учиться, он усвоил, в чем состоит жизнь и обязанности человека. Образование научило его презирать праздность, сочувствовать идеям о долге, о труде, общественной деятельности, но сделать что-либо ради усвоенных головой идей он не мог. Он настолько привык к покою и безмятежности, что не мог стряхнуть с себя барские привычки даже под воздействием воспринятых умом идей. Более того, Обломов сформулировал философскую основу своей жизни: лень в его глазах получила силу закона. Он отказался от всякой деятельности, благо, обеспеченное состояние давало ему возможность не трудиться и не заботиться о куске хлеба, и он задремал морально и физически…
    Иногда Обломова начинает щемить тоска, ему хочется двинуться с места, сделать что-то; начинает работать воображение, строятся планы… Он любил иногда вообразить себя непобедимым полководцем, великим мыслителем или художником, за которым гоняется изумленная толпа и преклоняется перед ним… Но смелые планы разлетаются в пух и прах, как только наступает время их осуществления. Привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от чужих, брала свое, и он так и оставался со своими мечтами и планами лежать на диване.
    Но при всем при этом Обломов сумел сохранить чистоту и свежесть чувства. Он может увлечься женщиной, искренно влюбиться. Чувство к Ольге Ильинской поднимает его наконец с дивана, им овладевает полнота жизни, и, казалось бы, вот он уже на пороге духовного возрождения… Но любить, обзаводиться семьей оказалось тоже хлопотно. Обломов и здесь отступает и возвращается на свой диван… «Вся личность его влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «голубиного» нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности. Этот недостаток губит все его хорошие свойства», — писал об Обломове Д.И. Писарев.
    Сам автор иронизирует над своим героем, говоря о нем: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить». И когда Ольга Ильинская, девушка, растормошившая Обломова, вызвавшая его любовное чувство, спрашивает: «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
    — Есть, — сказал он чуть слышно… — обломовщина!»
    Таким образом, сам автор нашел название тому пороку, который сопутствовал герою всю жизнь, и название его происходит от имени самого героя. «Обломовщина» — это духовное состояние человека, когда «замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира». Так определил этот порок критик Писарев. И потом он дополнил свои слова фразой: «Апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия; это — обломовщина, как назвал ее г. Гончаров. Это болезнь, развитию которой способствует и славянская природа и жизнь нашего общества».
    Судьба Обломова оказалась типичной для многих людей из круга дворянской интеллигенции сороковых годов. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» критик указывал на то, что герой «не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни». Эту черту Обломова Добролюбов находит общей для многих литературных героев: Онегина, Печорина, Рудина, Бельтова и других. Он сопоставляет эти образы, анализирует их поведение в различных ситуациях и приходит к выводу, что все они в той или иной мере «обломовцы», то есть каждый из них несет в себе определенные черты Обломова, и это их сближает и стягивает в один круг.
    Не исключая того, что между этими героями существует и «личная разница», тем не менее Добролюбов считает, что «над всеми этими лицами тяготеет Одна и та же обломовщина, которая кладет на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете… У них всех одна общая черта — бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего… В этом они поразительно сходятся».

  12. Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором “норма жизни была готова и преподана… родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки…”. Творение Гончарова убеждало читателей, что для живой жизни мало одной преемственности – ей необходимо обновление.
    Лучшее, что могла породить помещичья среда, – это Обломов с его “золотым сердцем”. В личных проявлениях Илья Ильич чист и благороден, но он весь спрятан только в них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода в мир общественный. Девушка, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” – “Есть… Обломовщина”, – отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычны для общественной жизни 1855 – 1862 годов. В этом заключается трагизм романа, в котором описана уходящая в прошлое патриархальная Русь.
    Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Покой – идеал жизни героя, “его нормальное состояние”.
    Илья Ильич Обломов – русский помещик, живший в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, увлекался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых -Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов обладает многими положительными качествами. “Это хрустальная, прозрачная душа”, – говорит о нем Штольц. Попытки друга пробудить героя к жизни ни к чему не приводят. Многие ответы на вопросы автор дает в “Сне Обломова” в девятой главе романа.
    В Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и в последующей жизни во многом определяющая черта характера Ильи Ильича – поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратись отчасти в черты 288
    “обломовщины”. Но эти же устои позволят герою сохранить естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца. В обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в “Сне Обломова”.
    Сказка из “Сна Обломова” переходит в жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, “настоящее и прошлое слились и перемешались”. И вновь герой погружается в “сонное царство”, только оно уже именуется “жизнь”. Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург – город полурусский, полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам в Обяомовке: обременительная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода – пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича- это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего.
    Обломов – лишь дитя своего времени. Царство крепостной России -вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакого труда, – основа всех поступков и действий Обломова.
    В своем произведении Гончаров создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В образе Обломова воплощены типичные черты русского характера. Автор показал русского барина – ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для новой жизни, при этом мучается, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: “Стоит ради такой жизни вставать с дивана”. Превратившись в ненужное и горькое прозябание, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич.
    В своем романе, который можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончаров сумел реалистически отразить все те сложные процессы, которые проходили в русском обществе во второй половине XIX столетия. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведен образ русского барина, а с другой, – пороки современной автору действительности – “обломовщины”.

    Похожие сочинения

    Образ Ильи Обломова в романе И.А.Гончарова

  13. В 1859 году был опубликован роман И.А.Гончарова “Обломов”. Выход в свет этого романа и его громадный успех у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся писателей. Тогда же в России впервые прозвучало слово ” обломовщина”.
    Что же такое “обломовщина”? Это слово давно стало нарицательным и хорошо известно в наше время. Оно обозначает апатию, бездействие. Гончаров прослеживает это явление на примере одного человека – Ильи Ильича Обломова.
    Роман начинается с того, что мы застаем Илью Ильича за его самым любимым занятием – лежанием на диване.” В Гороховой улице… лежал утром в постели… Илья Ильич Обломов”. Он весь день проводит в бездействии, призирает труд и трудящихся людей, а поводом для гордости считает то, что он сам ни разу не натянул на себя носок. Такие вещи как халат и диван становятся символом жизни,(символом лени и апатии). Жизнь в большом городе не для него. Ведь Обломов родился и вырос в небольшом и уютном уголке – деревне Обломовке, о которой мечтает целыми днями. Круг общения его ужасно мал, основу которого составляет почти один только Захар.
    Что же сделало Обломова таким безрадостным к жизни? Безусловно, причины такой апатии лежат глубоко в детстве. О детстве маленького Илюши мы узнаем из главы,которая называется “Сон Обломова”. Деревня Обломова есть основная почва, где укоренилась и проросла ” обломовщина”. Ведь именно там рос и воспитывался любознательный некогда мальчик. Тот образ жизни, отношение к образованию, сама атмосфера деревни, где царили старые традиции и обычаи, превратили Илюшу в “типичного обломовца”.
    Уже взрослый Обломов не сделал ничего полезного ни для себя, ни для общества. Единственное, что он мог – это лежать на диване и мечтать.
    Илья Илья не терпит вторжений в свою жизнь, которые могли бы изменить её привычное течение. Но такая личность, как Андрей Штольц, пытается ” растормошить” “старого друга”, и на какой-то миг ему удаётся пробудить интерес к жизни у Обломова. Но тщетно – боязнь жизни оказалась сильнее. “Испытание любовью” он тоже не прошёл. “Обломовщина” настолько глубоко въелась сознание барина, что одержала верх над любовью. Обломов испугался перемен, волнений и тревог.
    После небольшой “встряски”, жизнь Ильи Ильича вернулась на “круги своя”. Он стал вести свой привычный образ жизни, найдя пристанище в доме Агафьи Пшеницыной , которая создала для Обломова условия те же, что были в его детстве, в его родной Обломовке.
    Андрей Штольц первым употребил слово ” обломовщина”. Позже, уже и сам Обломов неоднократно произносил его. Таким образом, слово “обломовщина” укоренилось в русском лексиконе и означает жизнь без цели, всякое бездействие и лень.
    Добавил: MothersJourney
    Беру!

  14. Гончаров И. А.

    Сочинение по произведению на тему: Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

    Роман Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права.
    Роман сразу стал предметом всеобщего внимания как для читателей, так и для критиков. Выделяется оценка романа Добролюбовым. В статье “Что такое обломовщина?” критик назвал роман Гончарова “знамением времени”, а также заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении “обломовщины” и сходных с ней социально-нравственных явлений.
    В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.
    Роман “Обломов” — это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, – “обломовщине”.
    Главное действующее лицо романа – Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, культурный человек, получивший хорошее образование. Так, Гончаров рисует портрет Обломова: “Это был человек лет тридцати двух – тридцати трех, приятной наружности с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Автор отмечает “выражение усталости и скуки”, нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. Для более полного раскрытия характера героя Гончаров во всех подробностях описывает быт Обломова, а вся первая глава посвящена одному дню из жизни Ильи Ильича.
    Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала. могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.
    Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова “засалился”, то у Захара – постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. “Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п.”
    Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.
    Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
    И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. “А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало.” “Однако. любопытно бы знать., отчего я такой?” — задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части “Сон Обломова”, которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как “обломовщина”.
    Деревня – это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.
    Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в “сонном царстве”, где “норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность” Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был “Захар и еще триста Захаров”. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Покинув Обломовку, “этот рай на земле”, Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку.
    Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.
    Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову “претрудной школой жизни”. Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их он не может – не знает как.
    Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга “сняла” с него халат, Агафья же снова “надела”. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
    Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман “Обломовщина”. “Одно слово, – думал Илья Ильич, – а какое. ядовитое”. Автор видит также и причины, породившие это явление, — условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила лучшие начала личности.
    Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.
    http://www.school-essays.info/goncharov/oblomov76

  15. Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое “обломовщина”?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права. Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так могущественна?
    Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права. И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов… лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя.
    Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”?
    Однако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой.
    “Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: “Барин!” Да, я барин и делать ничего не умею!
    ” — говорит Обломов. Он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни.
    Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома.
    Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него.
    Ведь он родился и вырос в Обломовке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”. Такая жизнь и стала обломовским идеалом. Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “Сон Обломова”.
    Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве. Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”.
    Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян. Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”.
    Мать Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался сон: “…всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”.
    Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне.
    Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь?” Их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”. Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев.
    Из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”. Воспитание, полученное Ильей Обломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия и отразилось на всей его судьбе: “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить”. Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя.
    Единственное, что он мог, — это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что “сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни.
    Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: “Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть”. Но боязнь жизни оказалась сильнее. Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской.
    Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга, так же как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться.
    “Обломовщина” победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни. После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней, спокойной и ленивой, жизни.
    И он нашел для себя последнее прибежище — дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Обломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?
    Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” — “Есть, — сказал он чуть слышно… — “Обломовщина”!” Так, в конце концов, сам Обломов нашел слово для обозначения того зла, которое погубило всю его жизнь.
    Можешь выбрать что тебе полее от сюда подходит!

  16. Что такое “обломовщина”?
    Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале “Отечественные записки” и сразу привлек внимание читателей.
    Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам “русской души”. Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
    Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе “Сон Обломова” автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину “мирного уголка”. “Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг”; “ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю”; “жизнь, как покойная река, текла мимо них” — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.
    Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”, — читаем мы в романе. Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.
    Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.
    К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в “байбака”, в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: “В этом же углу лежат и замыслы твои “служить”, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников”.
    Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов “Обломова”. Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде: вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам. Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.
    Немец Штольц находится “беспрестанно в движении”. Его кредо — активная жизненная позиция, недоверие к “мечте, загадочному, таинственному”. Характер Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен, благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. На вопрос Обломова: “Во имя чего ты трудишься?” — он ничего не находит сказать, кроме как: “Для самого труда, больше ни для чего”. Штольц не тянет на положительного героя, потому что он “слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея”.
    Очень важно то, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает. По существу, Обломов — загадка и для самого автора.
    Трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в запустении его родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов “…был полным и естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины”.
    Энергичный Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть”.
    Обломов понимает свое духовное падение, — тем сильнее его душевная драма. “Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором”. Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его: “Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…”, — “Есть, — сказал он чуть слышно… — обломовщина!”.
    Гончарову удалось создать типичный характер, порожденный крепостнической действительностью. Классовыми корнями ему служит русское барство с его паразитизмом. В образе крепостного слуги Захара писатель показывает другую сторону “обломовщины” — губительное действие крепостничества на человека, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его в умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о своем слуге: “Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам”.
    Пожалуй, черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: “Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да, я не такая: мне мало этого…” Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.
    Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода “бездна”. Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.
    Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа “Обломов” заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан “современный русский тип” и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: “Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”.
    Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: “…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается”. Обломовы – это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инертное ничто, в жалких неудачников.
    В том и заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос – значит изменить жизнь коренным образом к лучшему.

  17. Обломов — помещик не только по своему происхождению, но и по духу, идеологии, сознанию. Он ощущает себя прежде всего барином — это его звание, положение, наконец, предназначение на земле, дающее ему право попрекать слугу и вообще всех крестьян в явной неблагодарности: «…для вас я посвятил всего себя, для вас вышел в отставку, сижу взаперти…». Комизм сцены возрастает в силу полной убежденности Обломова в справедливости этих; обвинений, основанных на чистой фантазии. Однако Захар, искалеченный крепостным правом не в меньшей степени, чем Обломов, нисколько не сомневается в естественности и законности образа жизни и образа мыслей своего барина. Даже его капризы Захар «уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права». Противопоставляя свою неподвижность и мнимую независимость мирской суете, Илья Ильич не отдает себе отчета в том, что сам он является частичкой все того же ненавистного ему мира, где нарушается цельность человеческой личности, где, по его же убеждениям, «грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет…». Как справедливо сказано в одном из исследовании, «руссоизм» Ильи Ильича Обломова, «постановка им вопроса о норме человеческого существования постоянно помещичьи привычки, ставшие его второй натурой». Изредка прозрение озаряет Обломова, и тогда он с гнетущим давлением начинает задумываться не только над своей жизнью, ( и над причинами, которые предопределили гибель всего доброго, но ныло в нем заложено:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *