Сочинение на тему образ базарова в романе отцы и дети

15 вариантов

  1. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.

  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

    «Отцы и дети» — произведение И. Тургенева, которое считается классикой русской литературы. В нем писатель делает акцент на взаимоотношениях людей, на разрушительной силе недопонимания.
    В романе центральный герой — Базаров. Он вырос в деревне, благодаря родителям выучился в университете и стал медиком. Он любит своих родителей, но не показывает этого. Ему не нравиться изъявление чувств. Василий Иванович и Арина Власьевна тоже стараются не выражать эмоции при сыне, хотя безумно его любят. Они превозносят Евгения и даже немного боятся. Мать пытается всячески угодить сыну и печется о том, что отпрыск позабыл веру своих предков.
    Базаров постоянно проводит опыты. Он хочет быть полезным обществу, внедряя последние достижения науки. Постоянно ведет философские беседы с другом Аркадием.
    Евгений считает себя нигилистом. Все, что нельзя использовать в практических целях, по его мнению, ломаного гроша не стоит. Эмоции, чувства – праздная суета. Он самоуверен и дерзок. Разговаривая с Павлом Петровичем или Аркадием Евгений резок в своих суждениях. Ему противны нравы аристократов. Базарову намного интересней Фенечка. Ее простота и практичность вызывают уважение.
    Теория о жизненных устоях рушится, когда Евгений знакомится с Анной Сергеевной. Мысли о красавице не дают ему покоя. Встреча в комнате без свидетелей сводит Базарова с ума. Он не выдерживает натиска обольстительной женщины и открывает истинные чувства. Евгений умен. Он заранее знает о своем проигрыше. Спокойствие важнее для Одинцовой, чем любовь.
    Мир рушится. Базаров корит себя, упрекает в бессилии. Он зол. Евгений винит и себя, и возлюбленную. Лишь на смертном одре он увидит вновь Анну Сергеевну, но для него уже все потеряно, как потеряна сама жизнь.
    Нигилизм, который распространяется в русских землях, по мнению писателя, крайне опасен. Молодые люди на веру воспринимают новые веяния, отвергая веками хранившиеся традиции. Но без опыта предшествующих поколений не возможно будущее. Такой путь опасен, примером чего служит участь Базарова.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» / Январь 2016
    источник

  3. Произведение «Отцы и дети» до сих пор остается противоречивым среди критиков. Старшее поколение было представлено в нем консервативными братьями Кирсановыми, молодое поколение же – Евгением Базаровым.
    Роман начинается с приезда Евгения в имение Кирсановых. Появление главного героя всколыхнуло обыденную жизнь усадьбы.
    Базаров – сын лекаря, учится в университете, скромно живет, увлекается наукой. Он всегда старается помочь людям, и никогда не разделяет людей на сословия, а наоборот, гордится своим происхождением: «Мой дед землю пахал!».
    Тургенев делает акцент на уме героя, и представляет его читателю как довольно противоречивую особу для того времени. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» – подчеркивает автор.
    Базаров – нигилист, он гордо и с уверенностью отстаивает свою позицию. Тот факт, что он отрицает все на свете, ставит в тупик братьев Кирсановых.
    Поэзия и искусство – гроша ломанного не стоят, считает главный герой. Его мнение заключается в том, что человек должен воспринимать природу как «мастерскую», но не как «храм». Особенно выделяется то, как Евгений относится к любви, называя ее непростительной дурью.
    В итоге автор пытается показать нам, что такой персонаж как Базаров не может существовать. Тургенев проводит главного героя через ряд испытаний, которые вызывают в самом Евгении ряд противоречий.
    Так нигилизм, отрицание любви и других чувств, отрицание общепринятых правил приводят к конфликту внутри Базарова. Он не может бороться с привязанностью к своим родителям, говоря в конце Одинцовой не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Также не может бороться он и с чувством любви. Чем дольше он находится с Одинцовой, тем больше привязывается к ней, тяжело перенося чувства, которые он в себе открывает.
    В итоге автор убивает героя, ведь такой человек не может существовать. Тургенев хочет показать читателю, что мы не можем жить, отрицая все, что имеем. Человек без любви, без чувств, с таким отношением к природе и традициям не нужен, поэтому Базаров вынужден уйти.

  4. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  5. Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  6. План
    I. Яркость и неоднозначность главного героя романа.
    II. Базаров – носитель настроений нового поколения.
    1. Ярый противник авторитетов.
    2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии.
    3. Непомерная гордыня Базарова.
    4. Предтеча «нового человека».
    III. Слепое отрицание старого – не выход.
    Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все?таки обреченная на погибель, потому что она все?таки стоит еще в преддверии будущего.
    Письмо И. С. Тургенева к Случевскому
    Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «само?юбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же с?овам, призваны с?омать установ?енные нормы и порядок вещей, реа?изовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материа?истом – ма?о. Любое самое загадочное яв?ение и?и чувство он низводит до уровня химии и?и физио?огии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физио?оги, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй?ка анатомию г?аза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взг?яду? Это все романтизм, чепуха, гни?ь, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову. Мо?одой ниги?ист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением по?ьзы: «Мы действуем в си?у того, что мы признаем по?езным», – говорит Базаров Пав?у Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицате?ьного направ?ения – в си?у ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты ?юбишь яб?оки? – тоже в си?у ощущения».
    Но здесь?то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смыс?, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, пред?агает опуститься до уровня инстинктов. Он, обвиняющий дворянство в себя?юбии, сам то?ько себя и считает за че?овека, не скрывая презрения к окружающим. То?ько умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся по?ураздав?енным червяком.
    Самое яркое противоречие с?ов и чувств Базарова прояв?яется в его отношениях с Одинцовой. Бы?о бы даже забавно наб?юдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… ес?и бы он не де?а? этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, ?ишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощуща? он, как новое, неведомое, щемящее чувство запо?няет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыб?емые материа?истические устои, как с?етает с него на?ет цинизма? Как радость напо?няет его от одного осознания, что Она рядом?.. В доброво?ьном «усечении» собственной души, в разрушите?ьной войне с собой и с ?юбовью, в оз?об?ении на весь мир и на себя самого состоит г?убокий трагизм образа Базарова.
    Г?авный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить и?и порицать… и?и и то, и другое. Он, не боясь непонимания и?и осуждения, высказывает свои мыс?и; он честен и прямо?инеен; он це?еустрем?ен, собран, практичен; он явный ?идер по натуре; об?адает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и сме?; он носите?ь прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств бы?и необходимы обществу того времени, но общество еще не бы?о готово к ним. Да и сам Базаров не яв?яется идеа?ьным примером «нового че?овека». Скорее, он – предтеча этого че?овека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не то?ько прив?екате?ен, но и отвратите?ен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не с?учайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован то?ько временем. И. С. Тургенев показа?, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.
    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)
    План
    1. Проблематика романа «Отцы и дети».
    2. Жизнь и жизненная позиция Базарова.
    3. Трагичность образа Базарова.
    Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне?либералы и революционно настроенные демократы того времени отстаивали собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующими общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот че?овек с самого нача?а повествования от?ичается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откровенностью. Он честен, всегда старается говорить то?ько то, что на самом де?е думает, ведет себя максима?ьно понятно, а его речь от?ичается точностью. Внешность Базарова, сог?асно описанию, данному автором, да?ека от идеа?а – он не очень красив, не может похвастаться прави?ьными чертами ?ица и?и модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте – комфорт»: она не очень красива, даже в какой?то мере старомодна. Вопросы моды и собственного внешнего вида не очень во?нуют Базарова. Поведение его от?ичается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это бо?ее всего прояв?яется в отношениях с ?юбящими его родите?ями. Базаров, несмотря на все его утверждения о том, что он ?юбит своих родите?ей, в отношениях с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв?яя прес?овутую сыновнюю ?юбовь. Жизнь Базарова по?ностью подчинена его принципам, которых он старается строго придерживаться. Ниги?ист и скептик, Базаров не прием?ет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказате?ьно, он враг пустой фи?ософии. Идеа?ьной наукой, по мнению Базарова, яв?яется наука прик?адная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить ?юбое искусство, будь то музыка, поэзия и?и живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читате?ю практически незыб?емой. Кажется, что ничто на свете не сможет поко?ебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зрения на окружающий мир и место че?овека в нем. Но когда Базаров в?юб?яется в Анну Сергеевну, причем в?юб?яется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй п?ан.
    Все, что Базаров осужда? и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жесткого, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм образа Базарова – практичный, самокритичный, трудолюбивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

  7. «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей»,– пишет о Базарове в одном из писем к Случевскому 14 апреля 1862 года И. С. Тургенев.
    Первоначально по замыслу автора Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».
    Прототипом главного героя, Базарова, был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Первое наше знакомство с Базаровым происходит 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Он признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит мастерскую человека, и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою – оно не прочитывается прямо, но, если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Не раз он высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки…Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», он отрицает даже любовь. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
    «Я разделяю почти все его убеждения», – писал Тургенев о Базарове. Действительно, во многом сходны их взгляды на окружающую действительность, на различные общественные прослойки. Автора и героя сближают сознательное отношение к жизни, постоянные поиски. Для Тургенева эти поиски означали стремление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым. Базаров – талантливый медик. По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии. Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке.
    Но в отношении Тургенева к Базарову сказалась и сословная неприязнь писателя, его умеренно – либеральные иллюзии. Будучи ярым сторонником постепенного реформаторского преобразования России и противником всякого насилия (революции), Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционной демократии. Вот почему автор сделал Базарова отчасти трагическим героем, он лишил его оптимизма, устремления в будущее, веры в светлые идеалы, он, наконец, сделал его нигилистом.
    И автор, и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве общества, ищут средства искоренения социальных бед. Тургенев борется за свою правду в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью.
    Писатель и персонаж его романа стремятся говорить правду о жизни, им ненавистно пустословие. Тонкие психологи, они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор – изобразительными средствами, герой – действием.
    Они не проводят жизнь в праздных развлечениях, большую часть времени посвящают труду. Тургенев – автор известных романов, повестей, пьес. Базаров много работает, кроме медицины занят химией и другими естественными науками.
    В своем Базарове Тургенев хотел изобразить выдающегося представителя бурной эпохи, в шторой многое его восхищало, но со многим в ней он не соглашался. Писатель считал, что Россия рано или поздно пойдет по «западному» пути развития, он не был сторонником революционного вмешательства в жизненное течение. Базаров стоит на позициях революционной демократии. Он хочет разрушить старое, гневно бичует пороки общества. Кроме того, автор и герой – люди разных темпераментов, наклонностей.
    Герой Тургенева противоречив. Стремясь переделать общество, он эгоистически боится, что кто-то воспользуется плодами его стараний. Тургенев в этом смысле «бескорыстнее» Базарова. главная цель писателя – помочь людям разобраться в жизни.
    В поступках Базарова, в способах обрисовки его характера чувствуется авторское отношение. Тургенев явно симпатизирует своему «нигилисту», ставит его выше других персонажей. Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способности к самоанализу. Но Тургенев не может согласиться с огульным отрицанием того, что ему так дорого. Двойственность авторского отношения выразилась в противоречивости характера героя.
    Образ автора, как правило, многограннее образа любого его героя. Личность писателя раскрывается в каждой строчке. Тургенев был первым писателем, затронувшим проблему разночинцев-демократов. От него зависело, как изобразить враждующие стороны, повествуя об отцах и детях.
    Тургенев проводит своего героя через главное испытание – испытание любовью. Умный и сильный, выходивший из всех предшествующих коллизий победителем, но потерпевший фиаско в любви, наш герой заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма. Попав во власть романтики, которую ранее считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Вполне естественно, что на первых порах Базаров не хочет сам себе сознаться в своём поражении. Но как бы он ни храбрился, ему не удаётся стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. После знакомства с ней в Базарове медленно назревают перемены, сопровождаемые внутренней борьбой героя с самим собой. Поначалу он ничуть не уступает себе: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», «посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», «этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр. Первый сорт».
    Но проходит время. В поведении Базарова мы можем наблюдать некоторую растерянность, он не понимает, что же с ним происходит, он не верит в возможность каких-либо чувств. Он уже не может сохранять обычную выдержку и самообладание, легко раздражается. Тургенев пишет: «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас бы отказался с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило». Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он начинает оперировать такими понятиями, как красота. Несмотря на то, что его любовь отвергнута, Базаров выходит из этого испытания обогатившим свою душу, себя. Пусть открытие способности любить Базарову стало болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным как для автора, так и для читателя.
    Во взглядах Базарова можно обнаружить много общего с идеями революционеров – шестидесятников. Но автор романа в перспективность революционно – демократического движения не верил. Он фактически привёл своего «революционера» Базарова в конце романа в тупик, лишил его веры в будущее, заставил отказаться от борьбы. Именно в этом сказалась позиция Тургенева. Однако автор не злорадствует над поверженным Базаровым, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, чем вызывает у читателя большую симпатию к трагической судьбе своего героя. Как медик, он первый поставил себе диагноз, но не испугался смерти, а просто смирился с ней. Единственное, о чём он жалел, это о том, что не успел достичь своей жизненной цели.
    Писатель отмечал, что восхищался Базаровым, а, работая над сценой его смерти, плакал навзрыд. Это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором отразилась часть его собственного идеала. Тем не менее, писатель утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя билось во имя временных, преходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о «вечном примирении и о жизни бесконечной…»
    Сцена смерти тоже символична. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.
    Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Но сам Тургенев считал Базарова своим любимым детищем. Он никогда не выдумывал своих героев, а брал из жизни какого-то очень запомнившегося, заинтересовавшего его человека, и по ходу написания этот новый «тип» обрастал теми или иными характерными чертами. Это был реальный доктор Д., списанный почти с натуры. «Впечатление, оказанное на меня этой личностью, – писал Тургенев, – было очень сильно и в то же время не совсем ясно». Образ рождался трудно и противоречиво, потому что ничего подобного в литературе ещё не было. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, …сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего», – так писал Тургенев в одном из писем. Основной идеей романа Тургенев считал торжество демократии над аристократией. Рисуя фигуру Базарова, Тургенев придал ему резкость и бесцеремонность тона не из желания оскорбить молодое поколение, а потому что видел в жизни подобных людей среди демократов-шестидесятников. Во многом он считал себя согласным с Базаровым, но он не видел реального будущего у своего героя, поэтому и дал ему погибнуть. Базаров был своего рода переходный тип к настоящим революционерам. Базаров умирает, но идеи его остаются в обществе, и обязательно найдётся человек нового поколения, который подхватит их и воплотит их в жизнь.
    «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду» («Формула жизни», П.Вайль, А.Генис).
    Из письма Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».

  8. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  9. Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» яв­ляется документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепе­щущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне-либералы и револю­ционно настроенные демократы того времени отстаива­ли собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующи­ми общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот человек с самого начала повествования отличается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откро­венностью. Он честен, всегда старается говорить только то, что на самом деле думает, ведет себя максимально понятно, а его речь отличается точностью. Внешность Базарова, согласно описанию, данному автором, далека от идеала — он не очень красив, не может похвастать­ся правильными чертами лица или модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте — комфорт»: она не очень красива, даже в какой-то мере старомодна. Вопросы моды и собственно­го внешнего вида не очень волнуют Базарова. Поведение его отличается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это более всего проявляется в отношениях с любящими его родителями. Базаров, несмотря на все его утвержде­ния о том, что он любит своих родителей, в отношениях
    с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв­ляя пресловутую сыновнюю любовь. Жизнь Базарова пол­ностью подчинена его принципам, которых он старает­ся строго придерживаться. Нигилист и скептик, Базаров не приемлет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказательно, он враг пустой философии. Идеальной наукой, по мнению Базарова, является на­ука прикладная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить любое искусство, будь то музыка, поэзия или живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читателю практически незыблемой. Кажется, что ничто на свете не сможет поколебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зре­ния на окружающий мир и место человека в нем. Но когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, причем влюбляется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй план.
    Все, что Базаров осуждал и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жестко­го, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм об­раза Базарова — практичный, самокритичный, трудолю­бивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

  10. …Но как на свете без любви прожить?
    Из песни
    В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает “торжество демократизма над аристократией”. “Новый” человек — это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном “балахоне с кистями”, с “обнаженными красными руками”, не знающими перчаток и привыкшими к труду.
    Кто же он?..
    Евгений Базаров — нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы”. Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом можно добиваться цели”, — считает Базаров. Он говорит, что знающий человек — это личность. В Марьино и в поместье своих родителей этот; нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от “новых” людей.
    Базаров — это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: “Сначала нужно место расчистить…” Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
    Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их — проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.
    Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пойти на все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою “слабость”, как он называл любовь.
    Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
    Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
    Природа — храм, не только мастерская,
    Где не учли такого пустяка,
    Что можно, все тычинки различая,
    Не полюбить ни одного цветка.
    Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
    Когда мы все с природою на “ты”.
    Ведь вы тогда — вам стоит лишь вглядеться —
    Поймете вдруг, о чем поют цветы.

  11. В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая. Писатель показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”, и разночинной интеллигенции, к которой относятся “дети”. Это борьба двух поколений.
    Базаров — главный герой романа — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя — твердый, непокорный. Лицо у Базарова — “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Отца он просит “не-нежничать”, а своего друга Аркадия — “не говорить красиво”. Очень многое главный герой считает пустым романтизмом: он отрицает поэзию, музыку, искусство, любовь к природе. Чем это объясняется? Базаров — прагматик. По образованию он врач. Естественные науки привлекают его потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, а “природа не храм, а мастерская” — это кажется утверждениями незрелого человека. И в то же время наш герой — человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви (а Базаров считает ее глупостью) он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.
    Главный идейный противник Евгения Базарова в лагере “отцов” — Павел Петрович Кирсанов, даже живя в деревне не утративший аристократических привычек, “подчеркнутый” джентльмен. С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте сильного и умного противника. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному — защитить старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить. По мнению Кирсанова, аристократия — движущая сила общественного развития, ее идеал — конституционная монархия; путь к идеалу — либеральный, то есть через реформы, гласность. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те никого не уважают, считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиною”. Базаров, правильно оценивающий людей, очень неохотно идет на споры, видя в них, очевидно, бесполезное сотрясание воздуха. Однако, когда старший Кирсанов все же вынуждает его к высказыванию своих взглядов, говорит прямо и жестко. Позиция автора в сценах споров неоднозначна: с одной стороны, он показывает несостоятельность Павла Петровича, с другой — не может согласиться с нигилистическим отрицанием “высоких материй”.
    Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но, с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. Иначе может получиться так: сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же… Поместив в центр романа споры Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров, по мысли автора, человек несовершенный, но “живой”, а не “застывший”, как Павел Петрович. Пусть главный герой романа пока одинок, он — предвестник будущих перемен.

  12. Сочинение на тему: “Неоднозначность образа Евгения Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»”.
    Главным героем легендарного романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» является Евгений Базаров. В образе этого молодого человека писатель отразил прогрессирующие настроения молодежи 60-х гг. ХIХ века – отрицание консервативных истин и старых идеалов, практичность взглядов и действий, нежелание идти на компромиссы, независимость.
    Евгений Базаров – молодой перспективный студент, который стремится стать врачом. С одной стороны – это простой, свободный от предрассудков, трудолюбивый человек со своими жизненными принципами. Он заинтересован в образовании, сам зарабатывает себе на учебу. Базаров действительно хочет стать врачом и помогать людям, поэтому самоотверженно и серьезно относится к обучению. При этом Базаров изображен в романе как нигилист, то есть человек, который отрицает все нематериальное, для которого не существует никаких авторитетов.
    Базаров ни перед чем и ни перед кем не приклоняется, никогда ничего не принимает на веру. Его практичность, сила воли и независимость от чужого мнения заставляют уважать этого героя, ведь все его суждения не голословны, каждое из них молодой человек теоретически обосновывает. Однако чрезмерная самоуверенность Евгения в своей правоте и полное отрицание им простых человеческих чувств оказывают на читателя смешанное впечатление. Дружба, любовь, семейные ценности, искусство и даже наука, которой Базаров так увлечен – все это он отрицает, потому что считает бесполезным. Холодный рационализм и расчетливость героя отталкивают. Но Евгений довольно близок к народу. Как умный и образованный человек он выступает за свободу крестьян, понимая, что существующий общественный строй не приведет ни к чему хорошему.
    Молодое поколение того времени стремилось к изменениям, его искренне волновали проблемы, существующие в России. Но, отрицая действующие в стране порядки, кроме самой идеи об изменении социального строя, протестующая молодежь не могла предложить взамен никакой программы для ее осуществления. Базаров, как представитель этого поколения, считал, что создавать новую программу – не его забота, его дело – разрушить существующее. По его мнению, молодежь призвана расчистить место для создания чего-то нового, а создавать будут уже последующие поколения.
    И. С. Тургенев через образ Евгения Базарова показывает ошибочность такой философии разрушения, в то же время сочувствуя герою. Циничный мир Базарова разрушается, как только в его жизни появляется то чувство, которое он так неистово отрицал – любовь. Это испытание подвергло сомнениям все взгляды Базарова, заставив героя пересмотреть их. Анна Одинцова вызвала у Евгения одновременно любовь и злобу, ведь из-за нее пошатнулся столб принципов, на котором строилась вся жизнь Базарова.
    Когда смерть приходит к Евгению, любовь и романтизм берут верх над нигилизмом. Он понимает, что отрицать чувства, религию, красоту, искусство – было ошибочно.
    Как Анна вызвала у Евгения смешанные чувства, так и сам Базаров вызывает у читателя неоднозначные эмоции. Это и уважение, и осуждение, и сочувствие. И. С. Тургенев в одном образе вместил проблему целого поколения, которое возложило себе на плечи непосильную задачу. Случайной гибелью своего персонажа писатель говорит о том, что время Базарова еще не настало.

  13. 13
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    События, описанные в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.
    Роман “Отцы и дети” вызвал бурные споры и противороечивые оценки.
    Поколение “отцов”, либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение “детей” – разночинцем-демократом Евгением Базаровым.
    В центре романа – фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.
    Базаров – сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. “Мой дед землю пахал!” – с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
    Кирсановы – лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.
    Базаров — нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.
    Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него – только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.
    У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.
    Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в… большом свете днем с огнем не сыскать…». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— пишет он.
    Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.
    Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».

  14. Главной проблемой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт двух поколений: старого, представленного либеральными и консервативными дворянами, и нового, представленного разночинцами-демократами. К представителям старого относится семья Кирсановых, а нового — Базаров. Самым ярым сторонником консервативных взглядов является Павел Петрович Кирсанов, человек, давно отставший от времени и настаивающий на верности своих взглядов и принципов, которые он усвоил ещё в молодости. Противником его в романе выступает Евгений Базаров. По сути, Тургенев посвятил своё произведение раскрытию нигилистических взглядов представителя разночинной молодежи. Философия главного героя строилась на отрицании всего: музыки, религии, искусства, Бога. Будучи человеком науки, он отрицал и её.
    Евгений — простой, свободолюбивый и независимый человек. Он гордится своей близостью к народу и подчёркивает это в разговоре с Павлом Петровичем: « Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Но, несмотря на это, в герое проявляются черты, отличающие его от простого народа.
    В Базарове мы видим ясный и трезвый ум, умение замечать в людях недостатки и безжалостно обличать их. Герою присуще трудолюбие, что отличает его от аристократов и помещиков, независимость суждений, сильная воля, умение отстаивать свои принципы, подводя под них теоретическую основу. Он волевой человек. В диалоге с Павлом Петровичем он остаётся спокойным и хладнокровным, чем буквально обезоруживает своего противника. Раздражённый Павел Петрович говорит Базарову: « Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же строить». На это герой возражает своему оппоненту: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Этим автор хотел подчеркнуть то, что будущее не заего героем, он принадлежит только настоящему. Базаров часто употребляет слово « мы », но кто такие «мы», остаётся загадкой. К числу его единомышленников нельзя отнести Ситникова и Кукшину — это только пародия, сатира на представителей разночинной интеллигенции. А Аркадий является лишь временным попутчиком своего друга и наставника.
    Важной чертой в раскрытии характера Базарова является его отношение к любви. Несмотря на свои нигилистические взгляды, он не смог противостоять такому естественному и земному чувству, как любовь. Она оказалась выше всяких научных теорий и политических воззрений героя. Он оказался способным на самоотверженную любовь, отвергаемую им ранее как ненужную «чепуху», «романтику». Законы жизни, природы сильнее, чем всё остальное, и противостоять им бесполезно и бессмысленно. Герой не выдержал испытание любовью, он оказался простым человеком, которому не чуждо ничего человеческое.
    Тургенев не видел будущего за поколением «отцов», оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за «детьми», пришедшими в мир, чтобы «разрушить» его, «расчистить место», не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев «убивает» своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперёд. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 1860-х годов.

  15. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *