Сочинение на тему образ чацкого в комедии а с грибоедова горе от ума

9 вариантов

  1. Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
    Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
    Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!»,  «Да он властей не признает!»,  «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
    В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.

  2. Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.
    Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.
    Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.
    В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

    Вариант 3

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.
    В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.
    Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.
    Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.
    На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.
    Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

    Образец 4

    Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.
    Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.
    Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.
    Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

  3. В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
    Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
    К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
    В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
    В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
    В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

  4. 4
    Текст добавил: МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

    В моей комедии 25 глупцов на одного
    здравомыслящего человека. И иногда
    человек, разумеется, в противоречии
    с обществом, его окружающим,
    его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше других.
    А.С. Грибоедов
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
    Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
    Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
    В Москве!..
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    …он малый с головой
    И славно пишет, переводит…
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний…
    Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
    Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
    Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
    Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

  5. “Безумным вы меня прославили всем хором…”
    И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова – о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями “Горя от ума” назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.
    Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, “обзывательств”, предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:
    Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был “не человек, змея”. Знала бы она, как этот “ненавистный” человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!
    Если уж София, “подруга детства”, так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
    Строжайше б запретил я этим господам
    На выстрел подъезжать к столицам.
    Может, Чацкий и был “мотом, сорванцом”, но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?
    Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою “благодарность” Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:
    Зачем меня надеждой завлекли?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?!
    Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.
    …С кем был! Куда меня закинула судьба!
    Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа…
    Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть…
    В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.
    А.С. Грибоедов
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
    Чацкий – это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова – друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
    Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
    В Москве!..
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    …он малый с головой
    И славно пишет, переводит…
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется – враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний…
    Образ Чацкого – это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь – святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
    Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
    Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
    Эта комедия, бесспорно, – лучшее произведение великого драматурга.
    Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей – Чацкий приехал в Москву только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: София холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софию напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: “Ребячество!”.
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жиз-ни. На все советы брать пример с отцов Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Фамусов не понимает главного героя, который требует “службы делу, а не лицам”. На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распрос траняется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!
    И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого – главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
    С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий – главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
    ..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
    Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную””. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
    Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
    Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, – это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…
    Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, – честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.
    “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
    Главным героем этой комедии является Чацкий, который испытывает ненависть к крепостничеству, горячий патриотизм и гордость за все русское, любовь к просвещению, наукам и искусству. После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало чего изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…”. Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софию, что все отношения построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома – “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, у всего московского дворянства.
    Чацкий – небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он так отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого за то, что он “с эдаким умом…”, а Чацкий отвечает: “А судьи кто?”. Смысл этих слов подразумевает: как они могут осуждать его, когда сами:
    …Сужденья черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренъя Крыма…
    Поют всё песнь одну и ту же…
    Что старее, то хуже.
    Чацкий задает вопросы:
    ..Где, укажите нам, отечества отцы?..
    …Не эти ли грабительством богаты?..
    Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему противно находиться в их обществе.
    Чацкий – это человек не только умный, но и с чувством, как говорит служанка Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”, также он человек, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось. Чацкий – это идеал свободы и свободной жизни, и сейчас нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить.
    С комедией А.С. Грибоедова “Горе от ума” я ознакомилась на летних каникулах. В этой комедии автор затронул болезненную тему того времени. Ум и честь – это главные достоинства человека. Наш главный герой обладает именно такими качествами, но попадает не в то общество, среди которого ему хотелось бы находиться.
    Итак, наш главный герой, Александр Андреевич Чацкий, после долгих путешествий возвращается в Москву. Туда его возвращает любовь к девушке Софии, которая находится в обществе, низком по интеллекту. По приезду в Москву Чацкий открыто вступает в борьбу с фамусовским обществом. Только умный, образованный и стойкий человек мог противостоять такому обществу. Ему скучно находиться в обществе Фамусова, в котором совсем иные интересы. Разговоры у них о давно забытых временах:
    А судьи кто? – За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима.
    Сужденъя черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма…
    Таким образом, Чацкий понимает, что даже во главе общества стоит не тот человек, который может вывести страну на более высокий уровень:
    …Тот Нестор негодяев знатных…
    Его ум, находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
    …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    Об этом Лиза сказала Софии, на что та не обратила особого внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделял их интересы, он яркий, интересный человек, с ним можно беседовать на разные темы, чего не скажешь о тех людях, которые находились в обществе Фамусова. Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом на балу, где собрались представители высшего ранга. Автор подчеркнул, как быстро распространяются сплетни в этом обществе. Какие низкие у них разговоры, но Чацкий держится на высоте. Может быть, это и “точит” их, они не могут сломить его, затоптать. Они понимают, что его просто так не разоблачишь, и поэтому пускают унизительные сплетни. Чацкий решает навсегда покинуть фамусовское общество, так как такому человеку, как он, не стоит находиться среди него. И он понимает, что взаимности от Софии он не дождется.
    Я считаю, что Чацкий этим доказал фамусовскому обществу, что они низкие люди, и он оставляет их со всеми их подлыми привычками. Такие ситуации случаются и в наше время. Конечно же, хотелось бы, чтобы таких “обществ” было как можно меньше.

  6. План
    1. История главного героя «Горя от ума»
    2. Характеристика Чацкого:
    а) внешность, манеры, образование;
    б) отношение к Софье;
    в) убеждения и мировоззрения
    3. Роль Чацкого в пьесе А.Грибоедова.
    «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» А.С.Грибоедов.
    Когда пьеса «Горе от ума» вышла в свет, ее автор стал одним из известнейших писателей своего времени. Критика очень бурно обсуждала новое произведение. Но более всего интересовал всех главный герой – Александр Андреевич Чацкий. Именно ему и будет посвящено наше сочинение.
    Многие исследователи грибоедовской пьесы искали в Чацком черты реально существовавших людей. И находили прототипов – современников А.С.Грибоедова, друзей А.С.Пушкина. В некоторых случаях приписывали даже черты характера и мировоззрение самого автора. Но все же писатель создал интересный образ молодого человека нового времени.
    Образ очень противоречивый и незаурядный. Кто-то называет Чацкого декабристом, кто-то просто глупцом, кто-то умным, но не практично действующим борцом с обществом. Образ героя, действительно, неоднозначен. Что же хотел сказать сам А.Грибоедов, написав столь сложный характер? Читатель встречается с Чацким в первом действии пьесы. Он приехал в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Они не виделись целых три года. Все это время Чацкий учился. Он хорош собою, образован, умен, интеллигентен.
    Желание отказаться от консервативных взглядов дворянского общества и жить по-новому, – вот черты, присущие главному герою. Но фамусовская Москва встречает юношу без веселья. Никто ему не рад, даже Софья. Чувства девушки охладели за время отсутствия Чацкого. Она нашла нового поклонника – безропотного Молчалина. В драме А.Грибоедова вырисовывается любовный конфликт. И Чацкий в нем проигрывает. Он не может понять, почему умная, рассудительная Софья выбирает глупого и циничного Молчалина. Почему для нее важнее расчет, а не любовь? Зачем она отвергает перспективного Чацкого? Зачем обманывается корыстной любовью канцелярского прислужника отца?
    Когда Чацкий понимает, что Софья разлюбила его по-настоящему, он становится зол на весь мир. Как говорит автор, у него «ум с сердцем не в ладу». Он начинает язвить, дерзить, обвинять любимую в обмане. Укоряет ее о том, что она подарила ложную надежду его сердцу. И здесь любовный конфликт переходит в общественный. Чацкий «бросается в бой» со всеми, кто приходит в дом Фамусова. Он высказывает мысли об образовании, о крепостном праве, о чинах, о просвещении. Юноша заявляет обществу о том, что служить он рад, но «прислуживаться тошно». Он открыто показывает свое презрение московской аристократии. Москва злит его, раздражает. Как жить теперь здесь, он не знает.
    Консервативное дворянство не привлекает его ни идеями (вернее, их отсутствием), ни устоявшимися правилами. А дворянство в свою очередь не признает Чацкого. Ведь он не такой, как они. Он живет не по их устоям, а значит, нарушает все правила и законы. Это вселяет страх фамусовскому обществу. Чацкий не боится высказать собственное мнение, он не зависит от чинов и титулов. Он – борец со всем старым. Общество считает его опасным.
    Мысль Софьи о том, что Чацкий – сумасшедший, подхватывается и разносится с такой быстротой. Чацкий мгновенно становится безумцем, которому не место в доме Фамусовых. Да и не только в доме Фамусовых, а в обществе в целом. В итоге Чацкий сбегает из ненавистного ему окружения. Он так и остается никем не понятым, не услышанным, не признанным.
    Герой А.Грибоедова мог бы стать борцом со старыми устоями уже отшивавшего свой век дворянства. Он не сдал своих позиций. Просто не нашел сторонников и последователей. Он покинул дом Фамусова, потому что одному вести борьбу невозможно. Если б Софья не надеялась на любовь Молчалина, она смогла бы стать союзником Чацкого. У нее не хватило на это смелости. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» очень важен. Позже литературоведы назовут Чацкого «лишним человеком». Он откроет в мире литературы список героев, вышедших на борьбу с обществом.

  7. 1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    2. Основная часть. Характеристика образа.
    1) Чацкий – проповедник новых идей:
    • взгляд героя на современную ему эпоху;
    • отношение Чацкого к госслужбе;
    • осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе;
    2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца;
    3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства и т.д.)
    3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе.
    Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противуречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.
    В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, представляя в монологах свою программу.
    Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда — промолчать. Чацкий — один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает.
    Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
    В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
    На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания:
    Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.
    Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их психология – это психология «века минувшего».
    Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах.
    К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности.
    С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», – говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром:
    Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений.
    Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.
    Чацкий – национально-русский тип, и проблемы, его волнующие, и сам характер его столкновения с обществом отличаются национальным своеобразием. Этот тип, как справедливо указывал еще И.А. Гончаров, неизбежен при смене одного века другим: «Чацкие живут не переводятся в обществе… где.., длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…». А значит, следуя логике русского писателя, победа чацких неизбежна – они способствуют победе в обществе нового, здорового, прогрессивного.

  8. И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого — главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
    С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий — главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
    ..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
    Как Александр Андреич Чацкий!
    В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
    Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, “жизнь свободную””. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
    Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
    Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, — это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву…
    Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, — честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.

  9. 9
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии «Горе от ума». В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей — Чацкий приехал в Москву только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: Софья холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софью напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: «Ребячество!»
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов, Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Фамусов не понимает главного героя, который требует «службы делу, а не лицам». На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет.
    Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *