Сочинение на тему образ чацкого в комедии грибоедова горе от ума краткое

13 вариантов

  1. Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.
    Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.
    Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.
    В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

    Вариант 3

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.
    В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.
    Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.
    Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.
    На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.
    Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

    Образец 4

    Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.
    Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.
    Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.
    Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

  2. «Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
    Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
    Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
    Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
    Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
    Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
    Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.

  3. В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
    Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
    К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
    В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
    В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
    В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

  4. Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
    Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
    Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
    Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
    Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
    По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
    Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
    Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
    Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
    Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
    Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.

  5. Роль Чацкого — главная роль,
    без которой не было бы комедии,
    а была бы, пожалуй, картина нравов.
    Гончаров
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи…- столкновение консервативных сил общества с
    новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
    В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
    Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям! и теми же идеями.
    После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары…» Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства.
    Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам».
    В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
    Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
    Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей,
    найдется — враг исканий.
    Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний.
    Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
    Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
    Как Александр Андреич Чацкий!
    Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
    Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях.
    А в своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
    Не эти ли. грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
    Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
    …Суждения черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма…
    Поют всё песнь одну и ту лее.
    Что старее, то хуже.
    Чацкий задает вопросы:
    Где, укажите нам, отечества отцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
    , Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам». По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете:
    Строжайше б запретил я этим господам /
    На выстрел подъезжать к столицам.
    Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет.
    Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
    Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
    «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде «Мильон терзаний», и с ним трудно не согласиться.

  6. (297 слов)
    Александр Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных людей своей эпохи. Он работал дипломатом за рубежом, много видел и знал, поэтому хотел изменить свою страну к лучшему, зная, что для этого необходимо. А необходимо было развитие, прежде всего, нравственная и умственная готовность общества к переменам. Тогда политик решил действовать с помощью литературы, пропагандируя свои идеи в печати и подмостках театров. Для этого была написана пьеса «Горе от ума», а носителем авторской позиции стал Александр Чацкий.
    Александр Чацкий в одиночку представляет прогрессивную идеологию в застойном и консервативном мире Фамусова. Молодой человек получил образование за границей и только что вернулся на родину, чтобы помочь ей измениться. Он движим искренним патриотическим чувством, но вместо соратников видит карьеристов, лицемеров и ханжей, которым наплевать на страну, они пекутся лишь о собственном благе. Это и раздражает Александра: он становится язвительным, остроумным и непримиримым спорщиком, но не отчаивается просветить высший свет. Это характеризует его, как целеустремленного, отважного, сильного духом и искреннего человека. Он не глуп, как полагал Пушкин, просто юный свободолюбец не мог вести себя иначе: проповедуя искренность, нельзя лукавить. Вот поэтому мятежник смело проповедовал то, во что верил, не заботясь о последствиях.

  7. План
    1. История главного героя «Горя от ума»
    2. Характеристика Чацкого:
    а) внешность, манеры, образование;
    б) отношение к Софье;
    в) убеждения и мировоззрения
    3. Роль Чацкого в пьесе А.Грибоедова.
    «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» А.С.Грибоедов.
    Когда пьеса «Горе от ума» вышла в свет, ее автор стал одним из известнейших писателей своего времени. Критика очень бурно обсуждала новое произведение. Но более всего интересовал всех главный герой – Александр Андреевич Чацкий. Именно ему и будет посвящено наше сочинение.
    Многие исследователи грибоедовской пьесы искали в Чацком черты реально существовавших людей. И находили прототипов – современников А.С.Грибоедова, друзей А.С.Пушкина. В некоторых случаях приписывали даже черты характера и мировоззрение самого автора. Но все же писатель создал интересный образ молодого человека нового времени.
    Образ очень противоречивый и незаурядный. Кто-то называет Чацкого декабристом, кто-то просто глупцом, кто-то умным, но не практично действующим борцом с обществом. Образ героя, действительно, неоднозначен. Что же хотел сказать сам А.Грибоедов, написав столь сложный характер? Читатель встречается с Чацким в первом действии пьесы. Он приехал в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Они не виделись целых три года. Все это время Чацкий учился. Он хорош собою, образован, умен, интеллигентен.
    Желание отказаться от консервативных взглядов дворянского общества и жить по-новому, – вот черты, присущие главному герою. Но фамусовская Москва встречает юношу без веселья. Никто ему не рад, даже Софья. Чувства девушки охладели за время отсутствия Чацкого. Она нашла нового поклонника – безропотного Молчалина. В драме А.Грибоедова вырисовывается любовный конфликт. И Чацкий в нем проигрывает. Он не может понять, почему умная, рассудительная Софья выбирает глупого и циничного Молчалина. Почему для нее важнее расчет, а не любовь? Зачем она отвергает перспективного Чацкого? Зачем обманывается корыстной любовью канцелярского прислужника отца?
    Когда Чацкий понимает, что Софья разлюбила его по-настоящему, он становится зол на весь мир. Как говорит автор, у него «ум с сердцем не в ладу». Он начинает язвить, дерзить, обвинять любимую в обмане. Укоряет ее о том, что она подарила ложную надежду его сердцу. И здесь любовный конфликт переходит в общественный. Чацкий «бросается в бой» со всеми, кто приходит в дом Фамусова. Он высказывает мысли об образовании, о крепостном праве, о чинах, о просвещении. Юноша заявляет обществу о том, что служить он рад, но «прислуживаться тошно». Он открыто показывает свое презрение московской аристократии. Москва злит его, раздражает. Как жить теперь здесь, он не знает.
    Консервативное дворянство не привлекает его ни идеями (вернее, их отсутствием), ни устоявшимися правилами. А дворянство в свою очередь не признает Чацкого. Ведь он не такой, как они. Он живет не по их устоям, а значит, нарушает все правила и законы. Это вселяет страх фамусовскому обществу. Чацкий не боится высказать собственное мнение, он не зависит от чинов и титулов. Он – борец со всем старым. Общество считает его опасным.
    Мысль Софьи о том, что Чацкий – сумасшедший, подхватывается и разносится с такой быстротой. Чацкий мгновенно становится безумцем, которому не место в доме Фамусовых. Да и не только в доме Фамусовых, а в обществе в целом. В итоге Чацкий сбегает из ненавистного ему окружения. Он так и остается никем не понятым, не услышанным, не признанным.
    Герой А.Грибоедова мог бы стать борцом со старыми устоями уже отшивавшего свой век дворянства. Он не сдал своих позиций. Просто не нашел сторонников и последователей. Он покинул дом Фамусова, потому что одному вести борьбу невозможно. Если б Софья не надеялась на любовь Молчалина, она смогла бы стать союзником Чацкого. У нее не хватило на это смелости. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» очень важен. Позже литературоведы назовут Чацкого «лишним человеком». Он откроет в мире литературы список героев, вышедших на борьбу с обществом.

  8. В моей комедии 25 глупцов на одного
    здравомыслящего человека. И иногда
    человек, разумеется, в противоречии
    с обществом, его окружающим,
    его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше других.
    А.С. Грибоедов
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий.
    Чацкий — это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:
    Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
    В Москве!..
    Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
    Остер, умен, красноречив.
    Чацкого рекомендует Фамусов:
    …он малый с головой
    И славно пишет, переводит…
    Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний…
    Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
    Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
    Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.
    Эта комедия, бесспорно, — лучшее произведение великого драматурга.

  9. Один из главных героев комедии А. ГрибоедовА «Горе от ума» — Чацкий, сын покойного товарища Фамусова. Он вырос в доме Фамусовых и в детском возрасте воспитывался вместе с Софьей, с ней же он и получал образование, которое давали им гувернеры и иностранные учителя. Автор комедии не рассказывает, где Чацкий учился после того, как покинул дом Фамусовых, где он был и чем занимался. Нам известно только то, что он достаточно образованный человек и занимается какой-то литературной работой: «Он славно пишет, переводит». Известно нам и то, что некоторое время он находился на военной службе, а потом был три года за границей. При этом он достиг таких высот, что наладил достаточно хорошие отношения с некоторыми министрами.
    Жизнь за границей, скорее всего в составе русской армии, обогатила существование Чацкого новыми яркими впечатлениями и значительно расширила его кругозор. Но при этом он не стал ярым поклонником всего иностранного. От подобного низкопоклонства перед более «цивилизованной Европой», характерного для представителей фамусовского общества, Чацкого спасли присущие ему качества: развитое чувство национального и личного достоинства, независимость взглядов, критическое отношение к окружающей действительности, любовь к своему народу и родине, подлинный патриотизм.
    После возвращения в Москву в жизни дворянского общества Чацкий нашел все ту же пустоту и пошлость, которые были типичны для этого общества и в былые годы. Он нашел тот же дух подавленности личности, тот же дух нравственного угнетения, который царил в высшем обществе еще до Отечественной войны 1812 года.
    Как бы там ни было, но столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Столкновение борца за идею, человека, цельного в своих чувствах, человека с волевым характером, постепенно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой героя — крушением надежд Чацкого на личное счастье. Выпады молодого человека в адрес дворянского общества становятся непримиримыми и резкими.
    В какой-то момент Чацкий решает вступить в борьбу со светским обществом. В его речах отчетливо просматривается противоположность его мировоззрения взглядам московского дворянства. И если Фамусов является защитником времени расцвета крепостничества и старого века, то Чацкий о крепостном праве и крепостниках говорит с негодованием декабриста и революционера. Например, он выступает с гневной речью против тех, кто является столпами дворянского общества того времени в монологе «А судьи кто?». Чацкий с резкостью высказывается против «века покорности и страха — века лести и спеси», против милых Фамусову порядков екатерининской эпохи. Идеал Чацкого — свободная и независимая личность, которой чужда рабская покорность, а никак не «охотник погюдличать» и надменный вельможа Максим Петрович.
    И если Скалозуб, Молчалин и Фамусов рассматривают свою службу исключительно как источник собственных выгод, службу лицам, но никак не делу, то Чацкий уходит со службы и разрывает всякие связи со знакомыми министрами именно потому, что желает служить свое родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он яростно защищает право служить культуре родной страны путем развития…
    искусства, литературы и научной работы, хотя и понимает, насколько это трудно, почти нереально, в условиях самодержавия и крепостнического строя:
    «Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
    Они тотчас: — разбой! пожар!
    И прослывет у них мечтателем! опасным!»
    Под этими молодыми людьми автор комедии подразумевает самого Чацкого и двоюродного брата Скалозуба, ботаника и химика, племянника княгини Тугоуховской.
    И если общество Фамусова с пренебрежением относится ко всему национальному, народному, пренебрегает родным языком и бездумно подражает Франции и западной культуре, то Чацкий ратует за развитие русской культуры за счет освоения лучших европейских достижений. Чацкий и сам во время пребывания в Европе «искал ума», но он всегда был против «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. При этом Чацкий высокого мнения о русском народе, считает его «бодрым» (жизнерадостным) и «умным», выступает за его единение с русской интеллигенцией.
    И если общество Фамусова ценит человека по количеству крепостных и его происхождению, то Чацкий видит ценность человека в его индивидуальных достоинствах. Для фамусовского общества непогрешимо и свято мнение знатных аристократов, а Чацкий горячо отстаивает свободу мнений и мыслей, он признает право каждого человека иметь свои собственные убеждения и без страха их высказывать. Он удивленно спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».
    Чацкий с резкостью выступает против пустоты жизненных интересов, лицемерия, лести, деспотизма, произвола, против всего, чем живет консервативное дворянское общество. Наиболее четко и полно духовные качества этого персонажа проявляются в его речи: в манере говорить, в интонациях, в построениях фраз и в подборе слов. Речи Чацкого — это речи настоящего оратора, высокообразованного человека, который прекрасно владеет словом. Словарный запас Чацкого разнообразен и богат, благодаря чему он может четко выразить любое чувство и понятие, затронуть все стороны жизни любого человека и дать ему безошибочную характеристику. Наряду с этим в речи Чацкого встречаются и истинно народные слова (чай, пуще, впрямь, давеча), а также выражения, характерные только для русского языка: «да полно вздор молоть», «она не ставит в грош его», «ни на волос любви» и многие другие. Как и декабристы, Чацкий ценит национальные традиции и русскую культуру, подтверждением чему может служить множество старинных русских слов (алчущий познаний, вперит ум, перст, вече и т. д.). А вот иностранные слова он употребляет в исключительных случаях. Как литератора, в своих речах он использует цитаты из различных произведений:
    «Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
    И дым отечества нам сладок и приятен!» — это из стихотворения Державина:
    «Мила нам добра весть о нашей стороне;
    Отечества и дым нам сладок и приятен».
    («Арфа», 1798 год).
    Тон речи Чацкого всегда соответствует его душевному состоянию, а его поведение безупречно независимо от условий и обстоятельств. Именно это может служить наилучшей характеристикой Чацкого — настоящего патриота, преданного своему народу и своей Родине.

  10. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии «Горе от ума». В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей — Чацкий приехал в Москву только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: Софья холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софью напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: «Ребячество!»
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов, Чацкий отвечает:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Фамусов не понимает главного героя, который требует «службы делу, а не лицам». На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час побыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет.
    Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!

  11. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.
    В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей — Чацкий приехал в Москву только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: София холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софию напрасны. На все воспоминания Чацкого она отвечает: “Ребячество!”.
    Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жиз-ни. На все советы брать пример с отцов Чацкий отвечает:

    Служить бы рад, прислуживаться тошно.

    Фамусов не понимает главного героя, который требует “службы делу, а не лицам”. На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распрос траняется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:

    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.

    Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.
    Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.
    В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!

  12. Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».
    Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.
    Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.
    Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
    Где? укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве,
    И где не воскресят клиенты-иностранцы
    Прошедшего житья подлейшие черты.
    Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
    Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
    Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.
    Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.
    Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.
    В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:
    Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
    Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
    Удивлены? и только? вот прием!
    Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:
    Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
    Себя крушить, и для чего!
    Подумайте, всегда вы можете его
    Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
    Высокий идеал московских всех мужей.
    Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».
    Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».
    Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.

  13. 1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    2. Основная часть. Характеристика образа.
    1) Чацкий – проповедник новых идей:
    • взгляд героя на современную ему эпоху;
    • отношение Чацкого к госслужбе;
    • осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе;
    2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца;
    3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства и т.д.)
    3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе.
    Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противуречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.
    В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, представляя в монологах свою программу.
    Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда — промолчать. Чацкий — один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает.
    Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
    В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
    На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания:
    Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.
    Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их психология – это психология «века минувшего».
    Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах.
    К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности.
    С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», – говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром:
    Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений.
    Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.
    Чацкий – национально-русский тип, и проблемы, его волнующие, и сам характер его столкновения с обществом отличаются национальным своеобразием. Этот тип, как справедливо указывал еще И.А. Гончаров, неизбежен при смене одного века другим: «Чацкие живут не переводятся в обществе… где.., длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…». А значит, следуя логике русского писателя, победа чацких неизбежна – они способствуют победе в обществе нового, здорового, прогрессивного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *