Сочинение на тему образ дикого в пьесе гроза

12 вариантов

  1. Дикой является одним из героев пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского и носит говорящую фамилию. В произведении герой предстает богатейшим купцом, который пользуется чрезвычайным уважением среди всех окружающих. На его примере автор показывает проблему, существовавшую в России не только на тот момент, но и сейчас.
    Действия произведения происходят в вымышленном городе с названием Калинов. Этот город отличается своей дикостью, ничтожностью и жителями с ограниченными потребностями и взглядами на жизнь. Проблемы, которые автор раскрывает с помощью города и его жителей, актуальны для всей России даже в настоящее время.
    Одна из общественных проблем раскрывается и с помощью персонажа с именем Дикой. Он являлся одним из самых влиятельных и богатых людей в городе, купцом. О его внешности автор ни разу не упоминает, а вот о его характере известно очень многое. Это был человек чрезвычайно жестокий, грубый, бесцеремонный, агрессивный и вечно озлобленный, а его настроение было нестабильным. Ни его жена, ни даже он сам не знали, в каком настроении он будет в следующую минуту. Он возглавил себя хозяином города и жизни в целом, позволял себе унижать, оскорблять и ругать нецензурной бранью даже посторонних людей, которых не знает лично. Для него это стало нормой и обычным делом, в какой-то степени развлечением. Стоит заметить, что такое поведение Дикой позволяет себе исключительно по отношению к людям, которые находятся ниже его по статусу и не способны дать отпор. Это показывает его истинное лицо, ничтожность и гнилую душу, которая была испорчена деньгами и властью.
    Дикой абсолютно точно является отрицательным персонажем произведения Александра Николаевича Островского. За все время развития сюжета герой ни разу не проявил хоть какую-либо положительную черту своего характера. От него исходит исключительно злость, гнев и жестокость, показывающая его гнилой внутренний мир. Возможно, отдавая во внешний мир беспрерывную и беспричинную злобу, он скрывает свою слабость, неуверенность и несчастную жизнь. Такие люди, как Дикой, существуют и в современном мире. Их когда-то существовавшую доброту и открытость портят деньги, превращая человека в бездушное существо, в приоритетах которого нет по-настоящему стоящих вещей.

  2. Дикой всякого может обругать, кроме Кабанихи, так как он считает, что она одна понимает его, и может осадить. Кабаниха была представителем жизненных принципов, знала законы, и по этой причине, Савел Прокофьевич, вел себя перед ней смирно. Эта женщина считала, что Дикой слабый человек, так как он иной раз и сам страдает от своей вспыльчивости. Хоть он был и самодуром, но боялся нравственных законов. Как пример этому – его рассказ Кабанихе про то, как он обругал мужика, который пришел за деньгами, а потом просил у того прощения, привселюдно ему кланяясь. А Марфу Игнатьевну он уважает, ведь она понимает его. Но иной раз Дикой и сам бывает не рад своей вспыльчивости, а поделать с собой ничего не может. Поэтому Кабаниха и считает его слабым человеком. Общее у них то, что они оба принадлежат к патриархальному строю, который не хотят менять.
    Автор дал своему персонажу фамилию Дикой, так как она наиболее ярко выражает грубый и невежественный характер героя пьесы. Этим образом Островский ярко показывает такое явление, как самодурство. Проявляя вседозволенность, Дикой считает себя хозяином жизни. Даже с семьей он ведет себя грубо, из-за чего его родные радуются, когда он уходит куда-то. Они не знают, как угодить главе семьи, стараются его не рассердить.
    Купец Дикой и Кабаниха виноваты в большинстве проблем маленького города Калинов. Если бы не их характер и их нравы, то в жизни города было бы больше справедливости и меньше жестокости. В городе преобладают старые нравы и традиции, так как их приверженцами есть Дикой и вместе с ним Кабаниха, которые не стремятся к переменам в обществе, им это не надо. Если придут перемены, они упустят возможность влиять на жизнь города.

  3. июня
    20 2010

    Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»

    Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш. Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться». И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.
    В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие
    Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что .любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.
    В характере Кудряша есть черты, роднящие .его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!». Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом. «Точно я сон какой вижу!  Эта ночь,  песни, свидания!  Х
    Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать. Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.
    Предыдущие Сочинения: Протест Катерины в драме Островского «Гроза»
    Следующие Сочинения: Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ДРАМЕ
    КАТЕРИНА В КРУГУ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ “ГРОЗА”.
    Основная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза»
    Значение второстепенных персонажей в драме Островского “Гроза”
    Значение второстепенных персонажей в драме Островского “Гроза”
    Значение второстепенных персонажей в драме Островского “Гроза”
    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ В ДРАМЕ ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”.
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  4. «Еще недавно люди были очень дикие»
    (Л. Добычин)
    Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.
    Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития.
    Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.
    Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»
    Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.
    Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться.
    Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.
    В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует — «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.
    Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.
    Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.
    Характеристика образа Дикого в пьесе «Гроза» Островского | источник

  5. 5
    Текст добавил: На_вСюХаТуШкУ_()()

    В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
    В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».
    Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

  6. В пьесе Островского «Гроза» есть два отрицательных образа. Это Дикой и Кабаниха.
    Дикой является богатым купцом. Такую фамилию ему дал Островский недаром. Так как Дикой человек очень вспыльчивый. Он впадает в гнев по любому поводу. Причем он понимает, что так вести себя нельзя, но сделать с собой ничего не может. Он ругается с соседями, подчиненными, родственниками. Когда Дикой в гневе все домашние стараются не попадаться лишний раз ему на глаза. Он может не только обругать, но и поколотить.
    Дикой очень жаден. Он всеми возможными способами откладывает срок выдачи зарплаты рабочим. Он не хочет отдавать часть наследства своей матери племянникам. Поэтому всеми силами старается сделать жизнь Бориса невыносимой, чтобы условие для выдачи наследства Борис не смог выполнить.
    Жалеет он денег и на улучшение жизни в городе. Кулибин предлагает ему сделать городские часы на площади. Он заявляет, что это ненужные растраты и отказывает помочь финансово. Когда Кулибин предлагает ему сделать в городе громоотводы, Дикой отчитывает его за эту мысль. Он считает грозу гневом господним, не признает, что это электричество.
    Кабаниха недалеко ушла от Дикого. Она невежественна, ненавидит свою невестку и изводит ее, науськивает сына на жестокое обращение с молодой женой. Кабаниха привыкла сама руководить всеми делами в доме. Она распоряжается и жизнью своих близких. Сын не смеет ей высказать свое мнение, дочь ругает ее за глаза. Она считает, что жена должна бояться мужа, что жить надо по «Домострою».

  7. Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.
    Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

    Особенности образа Дикого

    Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.
    При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
    Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.
    Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
    Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

  8. Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.
    Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.
    Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.
    Островский взял сюжет для своей пьесы из реальной жизни, но городу было дано вымышленное название Калинов. Много приволжских городов считали, что пьеса «Гроза» написана по событиям, которые произошли именно в их городе. Сейчас почему-то считают, что это город Кострома.

  9. Савел Прокофьевич Дикой – представитель диких нравов, беспощадно сурового отношения к жизни и людям, самодур в самом полном смысле слова. Что взбредет в его ограниченную голову, то он и делает, и нраву его никто, по его мнению, не смеет и не должен препятствовать.
    «Раз тебе сказал, два тебе сказал: не смей мне навстречу попа¬даться!», – кричит он на племянника Бориса, – «тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди; тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый!»
    Дикой жаден до денег – и нет для него ничего хуже, как отдавать деньги; он никому из служащих у него не назначает поэтому жалованья. «Нешто ты мою душу можешь знать?», – говорит он. «А может я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Само собою разумеется, что он «во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил», – как говорит Кудряш. Когда нужно расплачиваться, он нарочно старается рассердить себя, чтобы накричать на человека, просящего денег.
    «Друг ты мне», – объясняет свой нрав он сам, – «и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдать – отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутренную разжигать станет».
    Он «воин», по определению Кабанихи, и у него, по его собственным словам, в доме постоянно «война идет». Эгоизм Дикого совершенно беззастенчивый и совершенно наивный, а потому и высказывается вполне откровенно. Он должен по нелепому завещания бабки Бориса отдать племяннику и племяннице хранящееся у него наследство лишь подтем условием, ели они окажутся к нему почтительны. Он пользуется подобным обстоятельством, заставляет Бориса служить себе даром, ломается над ним и начинает простодушно поговаривать: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».
    Кулигин рассказывает, как однажды мужики пошли на него жаловаться городничему, что ни одного из них путем не разочтет.
    Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьевич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят».
    А он потрепал городничего по плечу и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!».
    Всякого Дикой обругает, ни перед кем не остановится. Перед од¬ним человеком только он пасует – это Кабаниха; она одна только может его «разговорить», по его выражению. Он и на нее иной раз пытается прикрикнуть: «Ну, так что ж, что я воин! Ну, что ж из этого?» Но она умеет его осадить. Когда он обругал странницу Феклушу, Кабаниха спокойно и сурово говорит ему: «Ну, ты не очень горло-то рапускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Дикой сдерживается: «Постой, кума, постой! Не сердись!»- просит он. Кабаниха-представительница жизненных принципов, крепка опорой на закон, поэтому Савел Прокофьевич и смиряется перед ней; безудержный самодур, он, однако, вообще боится нравственного закона. Очень интересен в этом смысле его рассказ Кабанихе, как говея о Великом посту, изругал он мужика, пришедшего за деньгами, «так изругал, что лучше требовать нельзя», и как потом у этого мужика прощенья просил:
    «Истинно тебе говорю, – повествует Савел Прокофьевич, – мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит; тут на дворе в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся».
    Само собой разумеется, что уважение Дикого к закону чисто внешнее: он поклоняется мужику перед исповедью, а потом мужику же будет плохо.

  10. В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений А. Н. Островского. В этом же году на страницах “Современника” появилась статья Н. А. Добролюбова “Темное царство”, в которой впервые было раскрыто новаторство Островского. Критик называет произведения драматурга “пьесами жизни”. Автор их, по словам Добролюбова, “обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны”. Действительность, изображенную драматургом, критик характеризует как “мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении”. Таково “темное царство” — воплощение всего строя жизни царской России: бесправия народа, произвола, угнетения человеческой личности. И достоинство Островского критик находит в том, что он обличает самодурство во всех его видах, во всех проявлениях. Критик дает читателям понять, что самодурство держится только на покорности, а в сущности оно гнило и слабо.
    Обстоятельный анализ пьес явился для драматурга “большим нравственным утешением”. Проанализировав вместе с критиком свой творческий путь, Островский сделал новый шаг в раскрытии этой темы — написал драму “Гроза”.
    С первых же сцен “Грозы” чувствуется мрачная и душная обстановка особого калиновского мира, в котором царят “жестокие нравы”. Характеристику этих нравов развертывает в третьем явлении первого акта Кулигин. По его словам, в мещанско-купеческом быте Калинова ничего, кроме контрастов грубости и безответной покорности, богатства и “бедности нагольной”, не увидеть. Движущей силой в “темном царстве” являются деньги. У кого они есть, “тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Но и между собой “толстосумы” ведут постоянную борьбу: “Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних”.
    Самым ярким выразителем проявлений самодурства, грубости и вражды калиновского мира является купец Дикой. Именно его появление, когда он “как с цепи сорвался”, и дает Кулигину повод произнести свой монолог о жестоких нравах города Калинова.
    Савел Прокофьич — невежественный самодур, наделенный необузданной дикостью (отсюда и его “говорящая” фамилия), упрямством и непомерной жадностью. Он является деспотом в семье и за ее пределами, терроризирует племянника, который “достался ему на жертву”, издевается над горожанами, “ни одного из них путем не разочтет”, обсчитывает их и, в довершение всего, куражится: “наломается” над ними, “надругается всячески, как его душе угодно”. Издеваясь над Кулигиным и бахвалясь своей властью, Дикой говорит: “Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”. Такую безграничную власть над обывателями Дикому и ему подобным обеспечивают деньги. Их “всемогущество” особенно ярко проявляется в сцене, когда Дикой, сознающий свое превосходство и значимость, выслушав просьбу самого городничего о справедливых расчетах с мужиками, лишь потрепал его по плечу и сказал: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются!..”
    Но почва под ногами этого “жестокого ругателя” и “пронзительного” мужика уже колеблется. Жена его каждое утро умоляет окружающих: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” Власть его держится только на привычке к покорности. Встречая сопротивление, Дикой пасует. Он побаивается своего конторщика Кудряша, который сам слывет грубияном. Не смеет ругать и Кабанову, так как она тоже лицо “значительное”, при деньгах, и потому не стесняется поставить его на место. Именно она дает правильное объяснение его поведению: “Нет над тобой старших, вот ты и куражишься”. Понятно, что власть Дикого только до тех пор, пока не встретит достойного сопротивления.
    Другим “значительным лицом” города Калинова является богатая помещица Марфа Кабанова. Для ее характеристики Островский также воспользовался “говорящей” фамилией. Кабанова — производное от слова “кабан” — дикая свинья, имеющая особо свирепый нрав. Своей свирепостью Кабаниха, как называют ее окружающие, близка к Дикому. Ее власть также держится на абсолютном повиновении всех окружающих. Но у нее свои методы устрашения: родных она изматывает постоянными нравоучениями и наставлениями, “точит как ржа железо”. Она донимает своих близких не столько бранью, сколько вечными попреками и жалобами на непочтительность и непослушание. Кабаниха жалуется на неуважение к себе, прибедняется и прикидывается несчастной, но в ее словах всегда присутствуют властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному подчинению домочадцев. Она подчинила детей своей воле, подавила в них чувство человеческого достоинства и стремление к свободе. Варвара и Тихон духовно искалечены.
    Тихон уничтожен как личность, лишен инициативы, самоуважения. Варвара, по ее же собственным словам, превратилась в обманщицу, приспособилась, научилась лгать и притворяться. Кабаниха и Катерину “сокрушила”, так что дом опостылел, стены стали противны.
    Марфа Кабанова — ханжа и лицемерка. Новые обычаи, желание молодежи вырваться из оков условностей и устаревших порядков она ненавидит и стремится затоптать малейшие ростки “новой жизни”. А свою жестокость оправдывает верностью традициям, которым заставляет подчиняться и молодых. Она стремится сохранить внешний порядок старой жизни, причем ей важны не смысл и содержание, а форма, начиная с поклонов жены в ноги мужу и кончая вытьем при расставании с ним. Но сноха, которая в старые времена не посмела бы слова сказать, позволяет себе возражать, а сын забывает, что прежде чем поцеловать мать, надо отдать ей земной поклон. И Кабаниха с горечью и неудовольствием вынуждена признать, что жизнь разрушает привычные для нее отношения, что старших “не очень-то уважают”, “старина-то выводится”: “В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”.
    Распад старозаветного уклада жизни отождествляется представителями “темного царства” с гибелью всей жизни. И чем заметнее признаки надвигающегося крушения старого порядка, тем яростнее они защищают старину.
    Грозна была власть Диких и Кабаних в условиях предреформенной действительности, говорит нам Островский, но она уже обнаруживала явные признаки слабости. Воспроизводя дореформенную буржуазию с ее домостроевским укладом, драматург отчетливо дает понять, что в жизни уже росли противодействующие силы, “темное царство” начинало расшатываться, а сами самодуры уже проявляли не только недовольство, но и боялись непонятных явлений в: окружающей жизни. Еще велика власть “значительных лиц” над окружающими. “Но — чудное дело!.. — пишет Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”. — Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему…
    Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”.

  11. Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Бо­рису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: за­вещанное бабушкой наследство Борис может получить, толь­ко если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».
    Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь серд­цем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек явля­ется «значительным лицом в городе». Такие люди, как Ди­кой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.
    Молодое поколение, показанное в пьесе «Гроза», также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспо­собность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком ве­щей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых зако­нов «темного царства», а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары — «делай, что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Ее любимый — Ваня Кудряш — казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противо­поставляет необузданной силе купца другую силу: «Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет». К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он «загнан, забит». Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало «жестокие нравы».
    Таким образом, перед читателями предстает весь купече­ский мир города Калинова. Но «темное царство» — это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но мно­жество других, даже иногда не названных по именам персо­нажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину «геенной огненной», и богомолка Феклуша, и про­хожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А.Н. Островского «Гроза» можно провести анализ купече­ского общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины XIX века.
    Еще одно произведение Островского — «Бесприданни­ца» — описывает Россию уже более позднего времени — Рос­сию зарождающихся капиталистических отношений. В об­ществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров — представитель старшего поколения, он делец. Для него глав­ным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к ново­му поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Во­жеватова не существует нравственных ценностей, только ма­териальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ла­рису, героев не смущает то, что она человек. Островский де­лает вывод из такой ситуации, что наступившее время лише­но нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах.
    Главная героиня — единственное воплощение души в без­душном мире. Она открывается людям, но ее душа оказыва­ется невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и ми­ром, где денег нет.
    Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к «ма­ленькому человеку», который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Каранды-шев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу «хозяев жизни». Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе.
    Таким образом, главная героиня оказывается нужна каж­дому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубий­ством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жесто­ко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира.
    В пьесе «Бесприданница», в отличие от драмы «Гроза», Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не измени­лось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не по­меняло. Главные представители того или иного времени ос­тались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.[/sms]

  12. По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.
    Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
    Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «…Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
    Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «…Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит…»,— с горе­чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «…недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке… а у меня из этого тысячи составляются…». Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».
    Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».
    Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «…Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
    Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе. Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.
    Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.
    Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.
    Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических по­следствий…».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *