Сочинение на тему образ екатерины

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр

    Что вы, помилуйте!
    Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
    Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
    Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
    Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
    Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

    Отношения с Борисом

    В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
    Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

  2. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – драма
    “Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
    Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
    Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие
    Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над
    “темным царством”.
    Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины.
    Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”.
    Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”.
    Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”.
    Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
    Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по- настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
    Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:
    “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова
    Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть.
    Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
    Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
    Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

  3. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  4. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  5. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  6. 6
    Текст добавил: ЛЬЯНА ЛОГКАЯ

    Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
    Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
    Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
    Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
    Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

  7. 7
    Текст добавил: Заманчивые строки

    Мне умереть не
    страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я
    здесь – вот что страшно.
    А.Н. Островский. Гроза.
    Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза» – до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то считает эту женщину «решительной натурой» «лучом света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов), кто-то, напротив, слабой женщиной, не сумевшей защитить себя, отстоять свою позицию, выбравшей самоубийство вместо борьбы.
    Так кем же на самом деле являлась Катерина – «решительным русским характером» или слабовольной женщиной? На мой взгляд, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно трудно.
    Живя в семье мужа, Катерина Кабанова была несчастна. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона, наладить с ним жизнь, но ей это не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Ей удавалось «укрощать» даже самого Дикого.
    Марфа Игнатьевна в пьесе выступает как поборница старых патриархальных нравов. Она считает, что именно они являются единственно правильными и должными. Причем для этой героини очень важно все показное и напускное – что подумают люди, что скажут соседи, как ее семья будет выглядеть в глазах общества. Поэтому Кабаниха так настаивает на том, чтобы на людях выполнялись все «ритуалы». Она заставляет Катерину «выть», провожая мужа в поездку, заставляет Тихона бить жену, наказывая ее за провинность и т.д.
    Все это лицемерно-бессмысленое поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Ведь главная героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Устами Катерины автор рассказывает нам о детстве этой женщины, чтобы мы лучше поняли истоки и основу ее характера. Купеческая дочь, Катерина воспитывалась в обстановке семейного лада, тепла, взаимной любви. Большую роль в ее воспитании сыграла религия: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Девушка говорит, что в ее доме всегда было много богомолок и странников, которым ее семья давала приют.
    Весь этот рассказ Катерины овеян светлыми тонами и красками. Они как нельзя лучше характеризуют натуру девушки – светлую, искреннюю, любящую, свободную. Очень многое говорят о Катерине и ее сны: «А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Выходя замуж, героиня мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни. Но ее мечтам не суждено было сбыться. В реальности Тихон, боясь Кабаниху, не имеет сил заступиться за свою жену. Он покорно смотрит, как Марфа Игнатьевна обижает и оскорбляет Катерину, заставляет ее делать то, что претит женщине.
    Мечты героини оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. Ее душа начинает протестовать. Недаром женщина говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим праздником, той отдушиной, мечтой, о которой героиня так грезила.
    Но даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за ее душевных мук. Но еще и потому, что Кабаниха никогда не простит своей невестке такого публичного позора. Гибель Катерины, на мой взгляд, предрешена. Вопрос в том, как скоро она случится.
    Была очень маленькая надежда, что Борис увезет свою «любовь» с собой, но этот человек выбрал деньги. Из-за страха потерять наследство племянник Дикого бросает Катерину на верную погибель.
    Что оставалось героине в таком случае? Жить под вечным арестом, в вечных душевных муках и презрении всех окружающих? Катерина знала, что не выдержит этого. Именно поэтому, как мне кажется, она решилась на самоубийство. Был ли это протест? Не думаю. Был ли это решительный шаг? Да, но он был сделан в отчаянье, от безысходности. Была ли это слабость? Возможно. Но кто вправе судить несчастную Катерину Кабанову?
    Таким образом, поступок героини «Грозы» противоречив и неоднозначен. Но в любом случае, он характеризует Катерину как светлую натуру, к сожалению, не нашедшую своего места в «темном царстве».

  8. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ
    (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
    «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
    – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
    он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
    необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
    показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
    главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
    действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
    соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
    осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
    смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
    это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
    сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
    терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
    женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
    слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
    открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
    на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
    и постоянные, пусть даже и немые, упреки.
    В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
    она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
    характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
    Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
    свободолюбивая, открытая, независимая натура.
    До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
    жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
    воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
    жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.
    Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
    восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
    сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
    забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
    Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
    травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
    цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
    войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
    кончится», – вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
    улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
    проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
    детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
    больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
    уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
    берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
    Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
    вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
    попытка найти защиту у великой Волги-матушки.
    Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
    характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
    изменилась?
    Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
    совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
    то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
    прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
    безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
    сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
    не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
    грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
    не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
    протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
    ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
    теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
    вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
    представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
    вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
    гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
    ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
    желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
    своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
    страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
    собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
    уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
    навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
    потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
    тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
    свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
    чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
    последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
    перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
    Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
    нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
    за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
    прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
    причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
    Катерины и душевной дряблости Бориса.
    Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
    совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
    Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
    чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
    предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
    Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
    таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.
    Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
    станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
    И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
    покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
    таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
    Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
    она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
    одухотворенной любви к Божьему миру.
    Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
    Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
    ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
    гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
    потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».
    Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
    примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
    воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
    она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
    будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
    Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
    царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
    чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.
    Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
    свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
    качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
    обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
    Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
    спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
    написания.
    5/5

  9. Образ Катерины
    Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
    Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
    Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».

  10. Драма
    Островского
    “Гроза” – самое
    значительное
    произведение
    известного
    драматурга.
    Она была написана
    в 1860 году в период
    общественного
    подъема, по
    материалам
    поездки Островского
    в 1856 году по Волге.
    Драматург
    задумал написать
    цикл пьес о
    провинциальном
    купечестве,
    который должен
    был бы называться
    “Ночи на Волге”.
    Но, к сожалению,
    весь замысел
    так и не был
    осуществлен.
    В 1859 году была
    написана первая
    драма из этого
    цикла – драма
    “Гроза”, и только
    10 лет спустя –
    “Бесприданница”.
    Вся
    прелесть драмы
    заключается
    в образе Катерины…
    Мы видим, что
    Катерина росла
    счастливой,
    романтичной,
    но ограниченной
    девушкой. Она
    была очень
    набожной и
    страстно любящей.
    Она любила все
    и всех вокруг
    себя: природу,
    солнце, церковь,
    свой дом со
    странницами,
    нищих, которым
    она помогала.
    Но самое главное
    в Кате то, что
    она жила в своих
    мечтах, обособленно
    от остального
    мира. Из всего
    существующего
    она выбирала
    только то, что
    не противоречило
    ее натуре, остальное
    она не хотела
    замечать и не
    замечала. Поэтому
    и видела девочка
    ангелов в небе,
    и была для нее
    церковь не
    гнетущей и
    давящей силой,
    а местом, где
    все светло, где
    можно помечтать.
    Можно сказать,
    что Катерина
    была наивной
    и доброй, воспитанной
    в вполне религиозном
    духе.
    Свобода
    и любовь – вот
    главное, что
    было в характере
    Катерины. Она
    и в Бога верила
    свободно, не
    из-под палки,
    и власти старших
    покорялась
    так же, потому
    что слабо признавала
    авторитет. По
    собственной
    свободной воле
    она согрешила,
    а когда отказали
    ей в покаянии,
    сама себя покарала.
    Причем самоубийство
    для верующего
    человека – грех
    еще более страшный,
    чем измена, но
    Катерина пошла
    на это. Порыв
    к свободе, к
    воле оказался
    у нее сильнее
    страха загробных
    мучений, но,
    вероятнее,
    сказалась ее
    надежда на
    милосердие
    Божие, ибо Бог
    Катерины, несомненно,
    воплощенная
    доброта и прощение.
    Автор
    сравнивает
    Катерину с
    птичкой, потому
    что она жила
    в доме у матери,
    как птичка на
    воле. И вот эта
    свободная
    птичка, не знающая
    пределов в
    свободном
    полете, попадает
    в железную
    клетку, в дом
    Кабановой. Как
    птица, тоскующая
    по свободе,
    никогда не
    сможет смириться
    со своей неволей
    и будет бороться
    за свою свободу
    до конца, даже
    если погибнет,
    Катерина сразу
    поняла, что в
    доме Кабановой
    долго жить не
    сможет.
    Попав
    в новую семью,
    где все находится
    под властью
    жестокой, суровой,
    грубой, деспотичной
    Кабанихи, Катерина
    не находит
    участливого
    отношения к
    себе. Мечтательная,
    честная, искренняя,
    доброжелательная
    к людям, Катерина
    особенно тяжело
    воспринимает
    гнетущую атмосферу
    этого дома,
    которая постоянно
    оскорбляет
    человеческое
    достоинство
    Катерины, становится
    для молодой
    женщины невыносимой.
    В ее душе начинает
    зарождаться
    глухой протест
    против “темного
    царства”, которое
    не дало ей счастья,
    свободы и
    независимости.
    Этот процесс
    развивается…
    Катерина кончает
    жизнь самоубийством.
    Тем самым она
    доказала свою
    правоту, нравственную
    победу над
    “темным царством”.
    Варвара,
    сестра мужа
    Катерины, Тихона
    Кабанова. Она
    – оппонент Катерины.
    Главное ее
    правило: “делай
    что хочешь,
    только бы все
    шито да крыто
    было”. Варваре
    не откажешь
    в уме, хитрости
    и легкости, до
    замужества
    ей хочется
    везде успеть,
    все попробовать,
    потому что она
    знает, что “девки
    гуляют себе,
    как хотят, отцу
    с матерью и
    дела нет. Только
    бабы взаперти
    сидят”. Ложь
    для нее – норма
    жизни. В разговоре
    с Катериной
    она прямо говорит
    об этом: Катерина:
    ”Обманывать-то
    я не умею; скрыть-то
    ничего не могу”.
    Варвара: ”Ну
    а без этого
    нельзя… У нас
    весь дом на
    этом держится.
    И я не обманщица
    была, да выучилась,
    когда нужно
    стало”.
    Муж
    Катерины Кабановой
    Тихон – безвольное,
    бесхарактерное
    существо. Он
    во всем слушается
    свою мать и
    подчиняется
    ей. Он не имеет
    четкой жизненной
    позиции, мужества,
    смелости. Его
    образ полностью
    соответствует
    данному ему
    имени – Тихон
    (тихий). Молодой
    Кабанов не
    только не уважает
    себя, но и позволяет
    своей маменьке
    бесчеловечно
    относиться
    к его жене. Особенно
    ярко это проявляется
    в сцене прощания
    перед отъездом
    на ярмарку.
    Тихон слово
    в слово повторяет
    все наставления
    и нравоучения
    матери. Кабанов
    ни в чем не мог
    противостоять
    своей матери,
    потихоньку
    спивался и тем
    самым становился
    еще более безвольным
    и тихим, но в
    Катерине сильно
    чувство внешней
    покорности
    и долга, поэтому
    она и заставляет
    себя любить
    нелюбимого
    мужа. Тихон и
    сам из-за самодурства
    своей матери
    не может любить
    свою жену
    по-настоящему,
    хотя, наверное,
    и хочет. И когда
    он, уезжая на
    время, покидает
    Катю, чтобы
    нагуляться
    вволю, девушка
    (уже женщина)
    становится
    совсем одинокой.
    Почему
    Катерина полюбила
    Бориса? Ведь
    он не выставлял
    свои мужские
    качества, как
    Паратов, даже
    и не разговаривал
    с ней. Наверное,
    причина в том,
    что ей недоставало
    чего-то чистого
    в душной атмосфере
    дома Кабанихи.
    И любовь к Борису
    была этим чистым,
    не давала Катерине
    окончательно
    зачахнуть,
    как-то поддерживала
    ее. Она пошла
    на свидание
    с Борисом потому,
    что почувствовала
    себя человеком,
    имеющим гордость,
    элементарные
    права. Это был
    бунт против
    покорности
    судьбе, против
    бесправия.
    Катерина знала,
    что совершает
    грех, но знала
    она и то, что
    дальше жить
    по-прежнему
    нельзя. Она
    принесла чистоту
    своей совести
    в жертву свободе
    и Борису. По-моему,
    идя на этот
    шаг, Катя уже
    чувствовала
    приближающийся
    конец и, наверное,
    думала: “Сейчас
    или никогда”.
    Она хотела
    насытиться
    любовью, зная,
    что другого
    случая не будет.
    Катя
    не может жить
    дальше со своим
    грехом, и единственным
    способом хоть
    частично от
    него избавиться
    она считает
    покаяние. Она
    признается
    во всем мужу
    и Кабанихе.
    Такой поступок
    в наше время
    кажется очень
    странным, наивным.
    “Обманывать-то
    я не умею; скрыть-то
    ничего не могу”
    – такова Катерина.
    Тихон простил
    жену, но простила
    ли она сама
    себя? Будучи
    очень религиозной.
    Катя боится
    бога, а ее бог
    живет в ней,
    бог – ее совесть.
    Девушку мучают
    два вопроса:
    как она вернется
    домой и будет
    смотреть в
    глаза мужу,
    которому изменила,
    и как она будет
    жить с пятном
    на своей совести.
    Единственным
    выходом из этой
    ситуации Катерина
    видит смерть:
    “Нет, мне что
    домой, что в
    могилу – все
    равно…В могиле
    лучше…Опять
    жить? Нет, нет,
    не надо… нехорошо”
    Преследуемая
    своим грехом,
    Катерина уходит
    из жизни, чтобы
    спасти свою
    душу.
    То,
    что поступок
    Катерины был
    типичен для
    своего времени,
    подтверждает
    и тот факт, что
    в Костроме
    произошел
    аналогичный
    случай в семье
    купцов Клыковых.
    И долго после
    этого артисты,
    исполняющие
    главные роли
    в пьесе, гримировались
    так, чтобы в
    них можно было
    увидеть сходство
    с Клыковыми.

  11. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

    Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы. Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?
    Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.
    Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?
    Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.
    Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».
    Какая же она — русская женщина Катерина?
    Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?
    Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.
    Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *