Сочинение на тему образ фауста

4 варианта

  1. 1
    Текст добавил: СаМыЙ КаЙфОвЫй ЧеЛкАсТыЙ

    Всесторонне талантливый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете подарил миру «Фауста». Это произведение затрагивает актуальную во все времена тему смысла жизни людей.
    Главный герой трагедии – ученый Фауст, который поглощен идеей познания всех тайн бытия.
    Известно, что у героя был прототип, о котором Гете узнал из старинной легенды. Говорится там о таинственном враче Иоганне Фаусте. Он лечил людей не только традиционными методами, но и при помощи магии. В судьбе этого человека много загадок, поэтому он стал легендарным героем.
    Художественный образ Фауста на страницах трагедии Гете преображается в соответствии с мировоззрением автора. Фауст Гете – не просто врач, маг или алхимик, это уже ученый-философ, ищущий ответы на глобальные вопросы.
    Образ Фауста многогранен, читатель познает его постепенно на протяжении всей трагедии. Но уже в первом монологе герой рассказывает о себе. Фауст говорит, что во многом преуспел, но все равно остался глупцом. Глубокие познания в философии, юриспруденции, богословии не открыли герою всех тайн бытия. Однако он чувствует свое превосходство над многими другими учеными. Гнетет Фауста и то, что он почти все свое время проводит в кабинете среди пыльных книг. Тогда как в мечтах герой тянется к прекрасной природе, интересной насыщенной жизни.
    Чтобы стать счастливее, герой прибегает к магии и взывает к духам. И поэтому его не сильно шокирует появление Мефистофеля. Фауст заключает с ним сделку, ставя на кон свою душу.
    С момента заключения договора Фауст начинает осуществлять свои мечты. Теперь ему доступны различные знания и удовольствия. Среди желаний есть место и любви. Фауст сближается с Маргаритой, милой чистой девушкой. Их чувства взаимны, однако любовь, которая начинается при помощи сверхъестественных сил, обречена на трагический конец. Сам того не желая герой губит свою любимую.
    Вторая важная женщина в жизни Фауста – это Прекрасная Елена. Она является олицетворением высшей красоты в поэме. Античная красавица возвращается к жизни при помощи неземных сил. Герой прошел этапы подготовки перед важной встречей с Еленой. Чтобы понять ее, герой углубляется в античную культуру. Фауст сближается с Еленой, и от их связи рождается красивый и мятежный сын Эвфорион, который живет не долго, так как он порождение двух уже несовместимых миров – античности и современности Фауста. Елена исчезает из жизни героя.
    Фауст познает многие тайны, но все равно не ощущает себя по-настоящему счастливым человеком. Заветные слова о прекрасном мгновении так и не звучат из уст героя. Наконец он принимает решение построить город, чтобы осчастливить несчастных людей. И это решение становится судьбоносным для него. Герой осознает, что настоящий смысл жизни в помощи другим людям. Благодаря хорошему поступку, духовному прозрению, Фауст прощен в конце поэмы, как и его возлюбленная в первой части.
    Образ Фауста в поэме Гете отличается от реального доктора Фауста, описанного в легенде. Он не просто ученый, врач, а философ.

  2. В каждую эпоху у людей были свои идеалы и свои типы личностей, на которых хотелось быть похожими. На мой взгляд, «вечными» смогли стать образы, оставшиеся в человеческой душе, передавшие или, может быть, даже приоткрывшие завесу тайн над вопросами, вечно волновавшими людей. Пожалуй, первой и самой главной стала тема смысла жизни, существования человека в мире.
    На мой взгляд, этот вопрос поднимает В. Гете в своей бессмертной трагедии «Фауст». Что есть добро и зло? Как они связаны?
    Итак, Фауст предстает пред нами пресыщенным всем, но все еще несчастным стариком. Всю молодость он посвятил изучению наук, и вот уже век, отведенный ему Богом, подходит к концу. Фауст понимает, что впустую потратил жизнь.
    Смысл жизни – одна из больших проблем жизни Фауста. Он не может найти цель и смысл своего существования и принимает доброту за слабость, грубость – за силу, а подлость – за умение жить. Он печалиться по своей прошедшей молодости, злится, что так и не понял, что значит жить. Но можно ли считать обоснованным его гнев? Не он ли добровольно обменял часы жизни на знания? И такой ли невыгодной была сделка? Фауст считал, что да.
    И он получил второй шанс – свою вторую молодость, заключив контракт с Мефистофелем, дьяволом. Он всемогущ, ему все подвластно, погибель будет от его руки и взгляда всему живому.
    Он слишком переполнен ненавистью, чтобы быть способным на чувства к человеку. Но и слишком человечен и принципиален, чтобы познать вкус жизни среди нечисти.
    К сожалению, вся мудрость Фауста не позволила ему предвидеть такого финала. Он стал королем в этой игре, но… самой слабой фигурой на шахматном поле.
    Еще в 19 в. большое значение приобретает «фаустинская» тематика, которая пронизывает не только литературу, но и живопись, музыку. И уже вознесенный годами в поколениях Фауст отразился в зеркале жизни. На мой взгляд, наибольшее воздействие Фауст имел на музыку. Именно таким композиторам, как Моцарт, Гендель и Бах, было предназначено первыми окунуться в таинственную атмосферу поэмы Гете. Но лишь Ф. Лист смог, на мой взгляд, полностью передать в своей симфонии «Фауст» (первая часть), все чувства и переживания Фауста. Здесь он – злой, обиженный, разочарованный, но человек со своими чувствами и желаниями. Вторая же часть симфонии, «Маргарита», стала отражением обретшего вторую молодость Фауста, поначалу нежную и беззаботную, полную светлых надежд и желаний. Интересна и третья часть музыкального произведения. Все три части символизируют добро, но, к сожалению, и понятие добра может быть относительным. Именно это палитра красок, называемая музыкой, смогла передать противоречивость внутренних желаний человека.
    Как бы странно ни звучало, это и есть открытая Фаустом новая эпоха. Но почему именно им? Если человек умирает, когда теряет возможность бескорыстно радоваться жизни, а Фауст с самого начала является мертвецом, то как же в нем с обретением второй молодости просыпаются чувства, которые не каждый живой имеет?
    И я до сих пор не понимаю, чем же черствый, жестокий, иронизирующий на темы семьи, любви и надежды, ужасный в своих суждениях Фауст смог безраздельно завоевать мою душу и сердце. Ведь до этого тысячи книг увлекали меня на мгновение и исчезали из моей жизни навсегда. Может быть, именно благодаря своей способности завоевывать души образ героя Гете стал вечным…
    Но в любом случае, была правдой иль вымыслом история о Иоганне Фаусте, человеческая душа является пустой, прозрачной , звенящей от ощущения своей незаполненности – чашей, в которой на протяжении всей жизни накапливаются знания, умения, воспоминания. Бережно хранятся мысли, догадки, доводы. И находят себе пристанище образы, дорогие, удивительные – «вечные образы»…

  3. Слепец, кто гордо носится с мечтами,
    Кто ищет равных нам за облаками!
    Стань твердо здесь — и вкруг следи за всем:
    Для дельного и этот мир не нем.
    И. В. Гёте
    Гёте писал философскую драму «Фауст» почти всю жизнь: первые наброски относятся к 1773 году, а последние сцены закончены летом 1831 года, за полгода до смерти. За этот период в Европе произошла Великая французская революция, отшумели наполеоновские войны, революция 1830 года. Изменялись и взгляды самого Гёте. Место и время действия драмы условны, то есть лишены точных исторических примет, а Фауст — образ, построенный на обобщенных чертах, присущих людям вообще, в любую эпоху.
    В самом начале драмы, в «Прологе на небесах», начинается спор о человеке, о смысле его существования. По мнению Мефистофеля, человек ничтожен, беспомощен, жалок, все его притязания на познание мира — сплошное самомнение:
    Я вижу лишь одни мученья человека.
    Смешной божок земли, всегда, во всех веках
    Чудак такой же он, как был в начале века!
    Господь противопоставляет Мефистофелю свою веру в людей:
    Пока еще во мраке он блуждает,
    Но истины лучом он будет озарен;
    Сажая деревцо, садовник уже знает,
    Какой цветок и плод получит уже он.
    Он выделяет из всех Фауста, считая, что тот сможет преодолеть свои заблуждения, поэтому дает Мефистофелю возможность испытать ученого. Таким образом, в «Прологе» не только обозначен основной конфликт драмы, но и намечено его оптимистическое разрешение. При этом учтена не только двойственность натуры каждого человека (в особенности — Фауста, идущего впереди своего поколения). Учтено и то, что борьба с дьяволом будет нелегкой. Фауст будет постигать истину, преодолевая великие соблазны.
    В первой сцене мы видим кабинет ученого, разочаровавшегося в своей науке. Она не приблизила его к познанию истины. Фауст пытается обрести ее с помощью магии. Но — тоже тщетно. Появление Мефистофеля усугубляет сомнения героя. Он с радостью хватается за возможность удовлетворить жажду знаний. Фауст, как истинный ученый, ставит эксперимент над собственной душой. И попытка любви, попытка начать жизнь сначала — часть этого эксперимента. Здесь проявляется безнравственность Фауста — он готов ставить опыты и над душой другого человека, невинной и чистой девушки. Кроме того, соблазнив Маргариту с помощью Мефистофеля, Фауст становится виновником гибели ее брата и смерти матери. Фауст бросает Маргариту в самый трудный момент ее жизни, когда она ожидает ребенка. И дело не только в том, что он перекладывает всю ответственность за судьбу младенца на ее плечи, но и в том, что Маргарита, родившая дитя без мужа, страдает от косности и нетерпимости окружающих. Фауст приходит за ней в темницу, но уже не может спасти молодую женщину. Маргарита сама хочет понести наказание. Раскаяние, пусть недолгое, чувствует и сам Фауст. Его эксперимент провалился.
    Во второй части драмы Фауст женится на Прекрасной Елене, из-за которой когда-то вспыхнула Троянская война. Но и эта попытка не удалась: подобно Икару, взлетевшему к солнцу, гибнет их сын, а Елена становится смутным призраком и исчезает.
    Фауст пытается преобразить окружающий мир. Под его руководством люди осушают часть моря, чтобы возвести новый город. Но и здесь реалист Гёте показывает, как во имя общего блага разрушен мирный уют двух стариков. Гёте разоблачает заблуждение очень многих преобразователей: бедному слепому Фаусту кажется, что люди закладывают фундамент дамбы, а на самом деле — лемуры роют ему могилу. Но усталый старый герой все-таки обретает счастье. Он находит его в борьбе, в непрестанности усилий:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день идет за них на бой!
    Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
    Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
    Чтоб я увидел в блеске силы дивной
    Свободный край, свободный мой народ!
    И вот тогда мгновение стоит останавливать: жаль только, цель недостижима. Мефистофель так и не выиграл свой спор за душу Фауста. Потому что Бог открыл ему высшую нравственность — борьбу за всеобщее благо, и это прозрение равносильно спасению души.
    Но одна из самых главных проблем драмы по-прежнему актуальна: проблема ответственности ученого перед обществом за свои эксперименты. Ушедший век полон жестоких примеров: Хиросима, наша чернобыльская трагедия, издержки химической промышленности — пестициды. Ученые обязаны помнить о людях, об их бедах и радостях, и не заставлять страдать других, как Фауст, решивший, что ученому и магу все позволено. Но его вечное дерзание, отрицание соблазна покоя и довольства, непрерывный труд во имя будущего достойны подражания и благодарной памяти.

  4. …Не такой, как все; он служит по-иному;
    Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
    Как сумасшедший, он рассудком слаб,
    Что чувствует и сам среди сомнений;
    Всегда в свои мечтанья погружен,
    То с неба лучших звезд желает он,
    То на земле — всех высших наслаждений,
    И в нем ничто — ни близкое, ни даль –
    Не может утолить грызущую печаль.
    Гете “Фауст”
    Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И. В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения — трагедии “Фауст”.
    Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели. Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя.
    Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с “глухой каменной норой”, мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться “на волю, в широкий мир”. Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении “тлена и хлама”. Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.
    Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.
    Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться “из душного города в поле, на свет”. Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения.. “В начале было Слово, и слово было Бог”, — говорит великая книга. Но герой возражает: “Я слово не могу так высоко ценить”. Он с уверенностью заменяет текст: “Деяние — начало бытия”. И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, “…нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием”. Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.
    Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
    Дух человеческий и гордые стремленья
    Таким, как ты, возможно ли понять?
    – отвечает герой своему искусителю, который хочет потопить его стремления в омуте низменных удовольствий. Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:
    Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
    Я упаду, тогда настал мой срок!
    Когда ты льстить мне лживо станешь
    И буду я собой доволен сам,
    Восторгом чувственным когда меня обманешь,
    Тогда — конец!
    Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь
    …только тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идет на бой.
    Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой “свободный труд” — таков вывод Фауста.
    Образ, созданный Гете, вошел в мировую культуру как один из “вечных образов”. Своим произведением автор надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности. Он до конца своих дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *