Сочинение на тему образ главного героя

8 вариантов

  1. Часто сочинения на свободную тему представляют собой известную цитату, над смыслом которой предлагается поразмышлять. Поэтому данный тип сочинения представляет собой сочинение-рассуждение.
    Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшихся мнений критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет степень глубины эмоциональной окрашенности текста, способы выражения своей позиции, выбор поднимаемых проблем. Сочинение может быть написано в жёсткой публицистической форме или форме лирического размышления. В качестве фонового материала могут выступать примеры из любой области человеческих знаний. Большую роль в развитии темы играют ассоциации.
    СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
    ВСТУПЛЕНИЕ
    Постановка проблемы в свободной форме.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Сочинение-рассуждение по свободной схеме. Однако тип сочинения определяет обязательное наличие тезиса и аргументов (литературный материал, жизненные наблюдения, сведения из любых областей жизни человеческого общества).
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Вывод предполагает краткое изложение своей точки зрения, подводящее итог размышлениям над предложенной темой.
    ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
    1. Отсутствует идея сочинения.
    2. Нарушена логика развития темы (идеи).
    3. Нет литературной основы произведения.
    4. Анализ проблемы подменён пересказом.
    5. Узость (или косность) мышления.
    6. Низкий общеинтеллектуальный уровень сочинения.
    7. Слабая аргументации выдвигаемых аргументов.
    8. Стилистический и жанровый разнобой текста сочинения.
    9. «Мозаичность» текста.
    Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшегося мнения критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет глубину эмоциональной окраски текста, способы выражения авторской позиции и ракурс освещения проблемы. Сочинение может быть написано в публицистической форме или форме лирического размышления.
    РЕЦЕНЗИЯ КАК ТИП СОЧИНЕНИЯ
    Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).
    (Современный толковый словарь русского языка)
    Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.
    (Толковый словарь С.И.Ожегова)
    Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.
    (Современный словарь иностранных слов)
    Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.
    (БЭС)
    Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.
    СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
    ВСТУПЛЕНИЕ (ВАРИАНТЫ)
    Слово о писателе
    Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
    Слово от лица массового читателя ( статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
    Восприятие, интерпретация и оценка произведения:
    – какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?
    – тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;
    – насколько жизненны и убедительны герои произведения?
    – коллизия произведения;
    – как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?
    – в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?
    – какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
    Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).
    Надо помнить, что:
    Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора , обсуждения насущных проблем с современниками.
    Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!). Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.
    Рецензия НА…, отзыв О…
    Рецензия предполагает эмоциональность, так как цель рецензии – возбудить, взбудоражить общественное мнение. Вместе с тем рецензия предполагает логичность, оценочность, призывность
    Рецензия обязательно содержит элементы рекламы.
    КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ
    – Большим достоинством книги является…
    – Автор умело подсказывает…
    – Книга подкупает (чем?)…
    – Нельзя не одобрить…
    – Нельзя не согласиться…
    – Хочется отметить…
    – Однако вызывает удивление…
    – Возникает вопрос…
    – Чувствуется влияние…
    – Основываясь на традициях…
    – Хочется поспорить с автором…
    – Хотелось бы задать вопрос…
    – В заключение отметим…
    – Вызывает недоумение…
    – С радостью узнаёшь…
    – Правда, это требует серьёзных размышлений (доказательств…)…
    ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
    Нарушение трёхчастного построения текста
    Нет пересказа, непонятно, о чём идёт речь в рецензии
    Вместо анализа – пересказ
    Нарушен стиль сочинения
    Подменён тип сочинения (вместо рецензии отзыв или анализ литературного произведения)
    Нет выхода на общественное мнение, не определена актуальность
    «Засушенность» текста (текст выстраивается неэмоционально, есть склонность к официально-деловому стилю)
    Отсутствует связь с современностью
    СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ЭССЕ»
    Цель данного типа сочинения: создать всеохватывающее представление об уникальности личности пишущего.
    Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а
    изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
    ( Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение. – 1989)
    Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в
    систематическом научном виде, а в свободной форме.
    (Современный толковый словарь русского языка под ред С.А.Кузнецова.
    – М.: Ридерз Дайджест. 2004)
    Отличительной особенностью эссе является его краткость.
    Эссе обладает определённым внутренним единством, которое сохраняется на протяжении всего текста.
    Выделяют два типа эссе:
    Эссе субъективное, личностное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.
    Эссе объективное («серьёзное»), где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
    Традиционно эссе – форма личностного выражения. Его характеризуют свобода построения и лёгкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нём используются все ресурсы искусства слова: тропы, каламбуры, ритм и все возможные приёмы риторики, призванные отразить личность и темперамент автора.
    Традиционно 9 классы пишут эссе для портфолио. Такое эссе представляет собой «очеловеченное» резюме (резюме – официально-деловая бумага, содержащая информацию об образовании, умениях, возможностях, результатах профессиональной деятельности, потенциальных возможностях пишущего).
    Для написания такого варианта эссе удобно придерживаться следующего плана:
    Представление себя.
    Анализ результатов учебной деятельности.
    Результаты во внеурочной учебной деятельности.
    Участие и достижения во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
    Личностные качества, определяющие результаты Вашей деятельности.
    Увлечения, досуг.
    Перспективы на будущее (связанные с учёбой, интересами, выбором профессии; каким Вы хотите видеть себя в будущем? Что для этого надо сделать? Какие личностные качества надо развивать, с чем необходимо расстаться?)
    Сочинение – эссе не предполагает большой объём. Главные умения, которые должен показать ученик в своей работе, связаны с раскрытием своей личности в свободной, непринуждённой форме с долей самокритики, лёгкой иронии и юмором. Эссе такого типа предполагает элементы психоанализа.
    СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»
    Цель данного типа сочинения: выстроить образ литературного героя на основе анализа текста художественного произведения и мнения критики.
    ВАРИАНТЫ ТЕМЫ
    Образ литературного героя («Образ Базарова», «Образ Обломова»).
    Тема сформулирована в виде цитаты («Базаров как «лицо трагическое», «Печорин – трагический герой своего времени»). Тема более узкая, цель такой темы – исследование образа литературного героя в определённом ракурсе.
    Тема сформулирована в виде вопроса («Почему Базаров лицо трагическое?», «В чём трагедия Печорина?»). Такая тема сочинения предполагает анализ причин, условий, сформировавших данный тип героя. Ответ на вопрос и есть основная мысль сочинения. Некоторые темы («Чацкий – лицо трагическое или комическое?») предполагают анализ образа героя с учётом жанрового своеобразия произведения.
    Сочинение по образу литературного героя, где на 1-ый план выступает личностное читательское отношение к герою («Мой любимый герой Пушкина»).
    СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
    ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ
    Герой как отражение времени (типичный или неординарный тип героя).
    Ретроспектива данного типа литературного героя в произведениях русской литературы.
    Историческая обстановка, проявившая данный тип героя.
    Роль прототипов.
    Взгляд критики на образ героя произведения (Добролюбов и Писарев о Катерине, Добролюбов и Дружинин об Обломове).
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    1. Первая встреча с героем:
    – когда появляется герой в произведении?
    – как появляется герой?
    – кто представляет героя (автор, другие герои, сам герой)?
    – впечатление, которое производит герой при первой встрече.
    2. Портрет героя:
    – сколько портретов данного героя даётся в произведении;
    – анализ 1-го портрета;
    – портретные описания, дополняющие главный портрет;
    – на какие детали портрета автор обращает особое внимание (одежда, возраст, лицо, черты лица,
    выражение лица, возраст – почему?)
    – при описании лица есть ли упоминание о глазах (какие, о чём говорят?)
    3. Среда, к которой относится герой (что указывает на эту принадлежность?)
    4. Воспитание, образование (в какой части сюжета об этом говорится, почему? Если автор об этом не говорит, как читатель догадывается об этом?)
    5. Речь героя:
    – на какие темы предпочитает говорить герой?
    – речь представляет собой монолог или диалог? (если монолог, какой он – внешний или внутренний?)
    – анализ лексики;
    – анализ синтаксического строя речи;
    – эмоциональность речи.
    6. Система ценностей героя, его мировоззрение, жизненная философия.
    7. Герой в системе образов:
    – отношение других персонажей произведения к герою (кто и как говорит о нём? Какую линию поведения выбирают герои произведения по отношению к герою?)
    – отношение героя к другим персонажам произведения 9с кем и как он ведёт себя, почему?).
    8. Анализ 1 – 2 поступков героя:
    – поступки «нормальные»;
    – поступки, вызванные крайними обстоятельствами.
    9. Авторское отношение к герою (из чего оно складывается, как и с помощью чего выражается?).
    10. Оценка героя читателями:
    – современниками;
    – критиками;
    – потомками.
    11. Влияние данного героя на дальнейшее развитие литературы.
    12. Актуален ли герой произведения в наше время (если «да», то чем?). Личностное отношение (отношение современного читателя).
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Пункты 11 и 12 по существу являются заключением сочинения данного типа.
    ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
    Анализ образа литературного героя подменяется пересказом сюжета произведения или отдельных сцен.
    Отсутствует опора на текст (нет цитат).
    Отсутствует анализ мотивов, определяющих поступки героев.
    Не показана связь героя с эпохой.
    Работа не имеет логической законченности (нет выводов, объясняющих, ради чего, с какой целью проводился анализ образа).
    Не показано знание критики.
    Не раскрыто авторское отношение к герою.
    Тип сочинения-рассуждения подменён другим типом текста.

  2. 2
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.
    Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
    Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»
    Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.
    Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.
    Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»
    Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.
    Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.
    Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.
    В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

  3. 3
    Текст добавил: РяБёНок маинькиё

    Повесть «Тарас Бульба» была впервые опубликована в 1835 году, входит в сборник «Миргород». Действие происходит на Украине в 15 веке, в эпоху становления украинского казачества, борьбы с польской шляхтой.
    Сам Николай Васильевич подчеркивает, что образ главного героя является собирательным, прототип – дальний предок ученого Миклухо-Маклая и сам казак – образ фантастический.
    Тарас Бульба – казачий полковник, бравый полководец, которому не терпится пустить войско запорожское на ляха. Сам он не раз говорит: «Как уйдут ляхи с нашей земли, негде и казакам будет погулять». Повесть начинается тем, что из Киевской академии к нему приезжают два его сына – Остап и Андрей. Не успев как следует отоспаться, отец на следующий день едет с ними на Сечь похвастать, мол, каких бравых казаков я воспитал.
    За причиненное зло и посрамление православной веры войско запорожское единогласно принимает решение идти на Польшу. Одним из идейных вдохновителей выступал именно Бульба. Гоголь пишет, что Бульба был страшно упрямым, что это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век, когда вся южная Россия выжжена дотла.
    Бульба не верил ляхам, даже когда разгромленный польский князь Потоцкий дал клятву, что не помешает казакам. В это время его младший сын Андрей заводит роман с польской панночкой. Вскоре отец узнает, что он переметнулся к ляхам. Возмущения Бульбы нет предела, и в первом же бою он заманивает сына в ловушку, просит прощения и убивает его.
    Казачий полковник смолоду был воспитан на патриотизме, воле, свободе, за годы разрушений насмотрелся на бедную Украину и твердо решил отомстить. Он был непоколебим, когда принял решение убить сына-предателя. И все же, после сделанного злодеяния что-то проснулось у него внутри, тяжелое, скользкое и неприятное. Как отец и верующий в православную веру, ему было тяжело и досадно. Но как смелый казак, который сражается за волю Украины, он не мог поступить иначе.
    Он очень уважал силу, смелость и гордость, и даже когда на площади его старшего сына Остапа казнили, он сквозь слезы проговаривал: «Добре, сынку», восхищаясь мужеству отважного казака.
    Бульба был готов отдать жизнь за других, и это отобразилось в финале истории. Когда его привязали к дереву, он увидел приближающееся вражеское войско. Что есть силы он закричал своим братьям-запорожцам, чтобы спускались они к чайкам и спасались от погони.
    Образ Тараса Бульбы получился сильным, ярким, насыщенным красками. Вряд ли по сей день можно найти такого же сильного духом человека, отважного борца за национальную свободу своей державы.

  4. В рассказе “Уроки французского” автор раскрывает перед читателями жизнь и душевный мир деревенского подростка, которого тяжелая судьба и голод вынуждают искать разные способы выхода из тяжелого положения.
    Герой произведения – умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает» . Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.
    В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.
    Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет
    главному герою даже воспользоваться своим умением играть в «запретную» игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.
    Несмотря на то, что герой рассказа “Уроки французского” ввязывается в игру на деньги, он вызывает глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

  5. 5
    Текст добавил: Люблю тебя ...

    ?
    MoZG
    04.05.2014, 20:20
    Главный герой рассказа советского писателя В. Распутина – это мальчик лет одиннадцати, от лица которого ведется рассказ. Он перешел в пятый класс, но так как в его деревне есть только начальная школа, ему пришлось уехать в город. В городе рассказчик очень скучает и тоскует по дому, по семье, по матери и сестре с братом. Однако, мне кажется, что главный герой был духовно очень сильный.
    Во-первых, несмотря на то, что он очень хотел вернуться домой, он осознавал, что учиться в школе нужно обязательно. Так как он был очень умный, и все предметы, кроме французского, давались ему легко, ему было необходимо учиться. Иначе он будет презирать самого себя за свою слабость. Даже тогда, когда он бежал за машиной с матерью, а мать остановила ее и сказала «Поехали обратно!», герой развернулся и побежал обратно. Потому что он понимал, что учеба очень важна.
    Также главный герой не только очень умный, но и смекалистый. Ему легко даются разные игры, где нужно обладать определенными умениями.
    Более того, в инциденте с Вадимом и Птахой вскрывается огромное мужество мальчика, его смелость и храбрость. Ведь эти ребята были на несколько лет старше рассказчика и сильнее. Когда он решил было воспротивиться мнению авторитета и отстоять правду, его избили эти же мальчишки. Но рассказчик не пал духом, он не стал преклоняться перед сильнейшим и упорно добивался своей правды.
    Но больше всего характер главного героя раскрывается в общении с Лидией Михайловной, молодой учительницей французского языка. Из отношения Лидии Михайловны к рассказчику, мы понимаем, что она его ценит за искренность, ум, честность, доброту. Во-первых, он ей честно рассказал, что он играет на деньги, и объяснил, почему. Во-вторых, учительница рвется обучить своего ученика французскому, в котором тот не силен. И она даже специально приглашает его к себе домой. Но мне кажется, она хотела не только научить его языку, но и помочь мальчику, который голодал, и ни с кем особенно не дружил. Лидия Михайловна любит и уважает своего ученика, она относится к нему без предвзятости, свойственной учителям. И вслед за Лидией Михайловной, мы тоже начинаем уважать и любить главного героя.

  6. 6
    Текст добавил: вежливая зеленца

    Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
    Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение» . Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
    Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
    И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
    Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
    Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, – все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
    Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику» , но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
    Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина» . Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
    Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь» . И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
    В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость» , чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

  7. Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: «Отчего же этот характер… не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали? », Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к главной проблеме своего творчества — проблеме личности и общества. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав.
    Центральная задача романа — раскрыть образ Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время они призваны показать разные черты печоринского характера.
    В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики — красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. «Максим Максимыч» — это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действий наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери».
    У этих повестей есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми — это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет.
    Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое возникло в результате разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. В этой внутренней борьбе также заключено единство личности героя, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба – потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком «естественным» и «цивилизованным». Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бэла, Казбич) – натуры цельные, как бы монолитные, и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на «детей природы».
    В повести «Фаталист» также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте — аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения он выступает как носитель критического мышления Запада.
    Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос: «Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?». Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака-убийцу. Но Печорин — человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть «странный отпечаток неизбежной судьбы». Но «Фаталист» все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.
    Печорин являет собой продолжение традиции изображения «лишних людей». .Понятие «лишних людей» предполагает невозможность включения их в реальную общественную практику, их «социальную ненужность». Этот тип отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.
    Но Печорин отличается от других «лишних людей» совмещением психологических переживаний. В «Думе» Лермонтов написал: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле — это вечные вопросы. Поэтому роман «Герой нашего времени» актуален и сейчас.

  8. Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
    Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение» . Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
    Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
    И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
    Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
    Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, – все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
    Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику» , но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
    Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина» . Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
    Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь» . И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
    В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость» , чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *