Сочинение на тему образ гобсека

9 вариантов

  1. Главой реалистической школы 30-40-х годов XIX века по праву считается французский писатель-романист Оноре де Бальзак. Его главное творение — многотомная эпопея “Человеческая комедия” — органически впитало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения. Современник крупнейших ученых, Бальзак с глубоким вниманием следил и за открытиями в области естественных и точных наук, используя их опыт в своем творчестве.
    Бальзак наполнил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Больше других своих современников он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях капиталистического общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Гениальность писателя проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев.
    Однако самым главным источником, питавшим пытливую мысль писателя, было неисчерпаемое богатство многовековой художественной — прежде всего французской — литературы. Для повести Бальзака “Гобсек” характерно соединение реалистической основы с романтическими элементами, критика нравов аристократии соединяется с антибуржуазным началом.
    Главный герой повести миллионер-ростовщик — один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. “В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное”, — говорит о нем адвокат Дервиль, от лица которого ведется повествование. Ростовщичество — сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него.
    Герой наделен безграничной страстью — жадностью к деньгам. Огромная сила характера этого ростовщика, его утонченный ум и знание людей подчиняются одной-единственной цели — накоплению. Гобсек — жестокий капиталист. Он безжалостно, каждодневно борется с конкурентами и нещадно эксплуатирует клиентов, Имея миллионы, Гобсек живет в ветхой комнате, сам ходит к кредиторам, причем пешком, и гордится тем, что платит всего лишь семь франков налогов. Оказавшись в комнате ростовщика, Дервиль заглянул в камин и обратил внимание на то, что даже зимой огонь еле-еле горел.
    Сложно представить, что в этом помещении жил настоящий миллионер. Лучше всего характер Гобсека раскрывает описание запасов, которые Дервиль нашел после его смерти: пропавшие пищевые продукты рядом с дорогой посудой, книгами, вазами, картинами; деньги, которые ростовщик прятал по всей комнате. Причиной такого нагромождения товаров была жадность Гобсека — желая заработать больше, он ставил слишком высокие цены на товар. По словам Дервиля, это было проявлением одновременно скупости и своеобразия характера.
    Прикасаясь к золоту, Гобсек переставал контролировать себя и терял рассудок. В образе героя писатель объединил все свои наблюдения за ростовщиками, банкирами и обычными людьми, которые имеют дело с деньгами, и создал обобщенный образ — тип, не являющийся точным отображением действительности, но при этом раскрывающий глубинную правду о мире людей, проливающий свет на главные законы их существования.
    Педантичный и бездушный (“человек-автомат”, “человек-вексель”), Гобсек — живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Внимательно всматриваясь в лицо этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и непоколебимой уверенности в себе. Но здесь Гобсек поворачивается своей второй стороной. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу и проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек делает вывод, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги — золото, потому что “в золоте сосредоточены все силы человечества… Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?.. золото — вот духовная сущность всего общества”. Главный принцип ростовщика, философа — в жизни нужно опираться на что-то такое, что даст возможность удовлетворить собственный эгоизм и влиять на других. Живя по своему принципу, Гобсек подчиняет жизнь служению золоту, использует целую систему самовоспитания и становится одним из настоящих властителей Парижа. Образ Гобсека — реалистический, но с явными романтическими приметами. Туманно прошлое Гобсека, “возможно, бывшего корсаром” и избороздившего все моря и океаны, “торговавшего людьми и государственными тайнами”. Неясно происхождение огромного богатства героя, полна загадок его настоящая жизнь. Почти глобальны масштабы личности Гобсека, исключителен его философский ум, вся его фигура символична. “Этот старикашка, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота”. Но романтическое начало не противоречит сути характера Гобсека, а подчеркивает черты бальзаковского реализма.
    По мнению автора, культ материального и равнодушие к моральным проблемам калечат души людей. Об этом свидетельствует образ Гобсека, который, несмотря на свои необычные природные таланты, деградирует и превращается в полуавтомат. Писатель считает, что деньги оголяют и ярко показывают основной человеческий инстинкт — эгоизм.

  2. ОБРАЗ ГОБСЕКА. Главой реалистической школы 30-40-х годов XIX века по праву считается французский писатель-романист Оноре де Бальзак. Его главное творение — многотомная эпопея «Человеческая комедия» — органически впитало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения. Современник крупнейших ученых, Баль­зак с глубоким вниманием следил и за открытиями в области есте­ственных и точных наук, используя их опыт в своем творчестве.
    Бальзак наполнил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Больше других своих современников он наста­ивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное паде- ние людей, их корыстные интересы в условиях капиталистическо­го общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Гениальность писателя проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев.
    Однако самым главным источником, питавшим пытливую мыс;ль писателя, было неисчерпаемое богатство многовековой художествен­ной — прежде всего французской — литературы. Для повести Баль­зака «Гобсек» характерно соединение реалистической основы с ро­мантическими элементами, критика нравов аристократии соединя­ется с антибуржуазным началом.
    Главный герой повести миллионер-ростовщик — один из властите­лей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внут­ренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о .нем адвокат Дервиль, от лица которого ведется повествование. Ростовщичество — сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под боль­шие проценты, он фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него.
    Герой наделен безграничной страстью — жадностью к деньгам. Огромная сила характера этого ростовщика, его утонченный ум и знание людей подчиняются одной-единственной цели — накоплению. Гобсек — жестокий капиталист. Он безжалостно, каждодневно бо­рется с конкурентами и нещадно эксплуатирует клиентов. Имея миллионы, Гобсек живет в ветхой комнате, сам ходит к кредиторам, причем пешком, и гордится тем, что платит всего лишь семь фран­ков налогов. Оказавшись в комнате ростовщика, Дервиль заглянул в камин и обратил внимание на то, что даже зимой огонь еле-еле горел.
    Сложно представить, что в этом помещении жил настоящий миллионер. Лучше всего характер Гобсека раскрывает описание запасов, которые Дервиль нашел после его смерти: пропавшие пи­щевые продукты рядом с дорогой посудой, книгами; вазами, карти­нами; деньги, которые ростовщик прятал по всей комнате. Причи­ной такого нагромождения товаров была жадность Гобсека — желая заработать больше, он ставил слишком высокие цены на товар. По словам Дервиля, это было проявлением одновременно скупости и своеобразия характера.
    Прикасаясь к золоту, Гобсек переставал контролировать себя и терял рассудок. В образе героя писатель объединил все свои наблю­дения за ростовщиками, банкирами и обычными людьми, которые имеют дело с деньгами, и создал обобщенный образ — тип, не явля­ющийся точным отображением действительности, но при этом рас­крывающий глубинную правду о мире людей, проливающий свет на главные законы их существования.
    Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-век­сель»), Гобсек — живое воплощение той хищнической силы, кото­рая настойчиво пробивается к власти. Внимательно всматриваясь в лицо этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могу­щества и непоколебимой уверенности в себе. Но здесь Гобсек пово­рачивается своей второй стороной. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу и проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек делает вывод, что главным дви­гателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, явля­ются деньги — золото, потому что «в золоте сосредоточены все силы человечества… Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?., золото — вот духовная сущность всего обще­ства». Главный принцип ростовщика, философа — в жизни нужно опираться на что-то такое, что даст возможность удовлетворить соб­ственный эгоизм и влиять на других. Живя по своему принципу, Гобсек подчиняет жизнь служению золоту, использует целую сис­тему самовоспитания и становится одним из настоящих властите­лей Парижа. Образ Гобсека — реалистический, но с явными роман­тическими приметами. Туманно прошлое Гобсека, «возможно, быв­шего корсаром» и избороздившего все моря и океаны, «торговавшего людьми и государственными тайнами». Неясно происхождение ог­ромного богатства героя, полна загадок его настоящая жизнь. По­чти глобальны масштабы личности Гобсека, исключителен его фи­лософский ум, вся его фигура символична. «Этот старикашка, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фантастичес­кой фигурой, олицетворением золота». Но романтическое начало не противоречит сути характера Гобсека, а подчеркивает черты баль­заковского реализма.
    По мнению автора, культ материального и равнодушие к мораль­ным проблемам калечат души людей. Об этом свидетельствует об­раз Гобсека, который, несмотря на свои необычные природные та­ланты, деградирует и превращается в полуавтомат. Писатель счи­тает, что деньги оголяют и ярко показывают основной человеческий инстинкт — эгоизм.

  3. Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как он”. Это “закаливание” не уничтожило душу человека, а лишь прибавило ей мудрости, заставило ее скрывать собственные чувства, осторожно относиться к человеческим отношениям, определенной мерой взять на себя роль человека, который восстанавливает справедливость. А справедливость – это не только наказание, а и помощь. Когда речь идет о действительно мудром человеке, то оказывается, что ее наказание тоже становится помощью – конечно, если тот, кого наказывают, способный это понять.
    Попробуем подбить основные итоги “психологической реконструкции характера” главного героя повести Оноре де Бальзака “Гобсек”. Писатель изображает сильный мужской характер, который было сформировано очень трудными, можно даже сказать, экстремальными условиями жизни. Это самодовлеющий человек, который умеет строить правильные заключения из собственных ошибок, которая высоко ценит себя, свой моральный опыт, свою жизненную философию, поэтому ставит себя выше за обычных людей. Она умеет доказывать другим людям свою способность придерживаться собственных жизненных принципов, умеет подчинять людей собственной воле, всегда достигает того, что окружающие ее люди выполняют требования, которые она выдвигает к ним.
    Заметный эгоцентризм этого человека не мешает потому, что она чувствительно, с большой заинтересованностью присматривается ко всем, с кем ее сводит судьба, активно вмешивается в жизнь других людей тогда, когда считает это целесообразным. Впрочем, ее поведение почти всегда отвечает внешнему образу, который она сознательно создает и который воспринимается другими людьми как ее сущность. Основные признаки этого образа: человек-автомат, которая некогда открыто не выражает собственные чувства, которую невозможно убедить даже в пустячках, взгляды и жизненную философию которой невозможно изменить, к чувствам которой невозможно “достучаться”. Декларации, которые она провозглашает, на первый взгляд, что совпадают с его поведением, поскольку это поведение носит целиком сознательный, взвешенный и последовательный характер.
    Второй сторона этой фигуры, который можно считать внутренней характеристикой героя, отмечается повышенной эмоциональностью, бушующими страстями, которые он мастерски скрывает. Неподдельная заинтересованность в каждом человеке отображает, с одной стороны, поиски героем морального оправдания своей – иногда чрезмерно жесткой – поведения, с другой стороны – его стремления помочь тем, кто заслуживает на помощь. Открыто проявить свою сущность герой не может, так как это будет восприниматься обществом как слабость, но Гобсек, как, оказывается, всегда оказывается на стороне тех, кто – вопреки обстоятельствам жизни – сохраняет нравственность или хотя бы остатки нравственности.
    Хорошо понимая людей, он замечает человеческие добродетели и своеобразно “вознаграждает” их носителей, помогая им таким образом, что они сохраняют собственное достоинство.
    В целом главный герой возникает как человек, который сформирован соответствующим обществом, которая хорошо приспособилась к условиям жизни этого общества и была в состоянии сохранить свои представления о морали, которая во многом противоречат общественной морали. Жизненный опыт подсказывает этому человеку “правильную” линию поведения, которое помогает достичь уважения со стороны почти всех членов общества, навязать свою волю тем, кому, по ее мнению, нужно ее навязать.
    Образ главного героя трагический, поскольку “борьба за существование” лишила его друзей, возможности быть собой, открыто обнаруживать обычные человеческие чувства.
    Этот образ можно воспринимать как художественное обвинение общества, в котором человек для того, чтобы выжить и достичь успеха, должны отказаться от искренности, доброжелательного отношения к другим людям. Еще больше трагизма прибавляет этому образу то, что это – характер незаурядной силы, человек, добродетели которого, если бы он их не скрывал, помешали бы достичь жизненного успеха. Ценой этого успеха постоянная потеря человечности, необходимость превратиться на человека-автомата, в души которой было горячее человеческое сердце, которое определяло отношение этого человека к себе, к миру, к другим людям и т.п..
    Обобщая рассмотрение соотношения социального и индивидуального характеров Гобсека, делаем вывод, который в отношениях героя с подавляющим большинством людей доминирует именно социальный характер: старый ростовщик ведет себя так, как он и должны вести себя, выходя со своего общественного положения. Тем не менее, именно тогда, когда герой “разрешает” себе проявить свой индивидуальный характер, мы видим настоящего Гобсека, который всегда направляет свои усилия на то, чтобы “восстановить справедливость” относительно отдельного человека. Возможно, секретность и привлекательность образа старика ростовщика обусловлена именно этим разногласием между его социальным и индивидуальными характером?
    “Психологическая реконструкция характера” Гобсека усложняется тем, что этот образ создан на границе романтизма и реализма. Продолжительное время Гобсек воспринимался лишь как полно отрицательный персонаж, своеобразный образ от “власти золота”, но, как мы видим, гениальный писатель Бальзак создал намного более сложный образ!
    Соответственно, его осмысление должно быть всесторонним, что есть невозможным без “психологической реконструкции характера” одного из известнейших образов мировой литературы.

  4. Сочинение по одноименной повести О. Бальзака Гобсек. Мне чрезвычайно понравились образы, обрисованные Оноре де Бальзаком в его повести «Гобсек». Нет, конечно, мне не по душе ростовщик Гобсек, который своих клиентов, пользуясь их финансовыми проблемами … Мне понравилась и манера, в которой гениальный французский прозаик Бальзак изображает своих персонажей. Более всего меня поразило то, что эти образы возникают предо мной будто живые, так, будто я могу поговорить с ними или увидеть все события повести ни собственные глаза. Вот что такое настоящий реализм в литературе! Я думаю, что такого эффекта реалистичности Бальзак достигает с помощью приемов, главнейшим из которых, по моему мнению, есть многоплановость персонажей. Они не имеют одной доминирующей черты, которая и предопределяет все их поведение, поступки, мысли (так, как было в литературе классицизма). В душах персонажей происходят сложные психологические процессы, они являются носителями разных противоречивых качеств.
    Главный персонаж повести – ростовщик Гобсек, который дерет со своих клиентов неистовые проценты, он одинокий и запертый в себе человек, который никого не любит и кажется, не имеет в этом нужды. Тем не менее, это образ совсем не однозначный, тем более не однозначно отрицательный. Юрист Дервиль, от лица которого ведется сказ, говорит о Гобсеке так: «В нем живут две существа: скряга и философ, подлое существо и величественный человек». Мне кажется, такая характеристика Гобсека очень уместная. Гобсек – типичный представитель своей эпохи. Итак, не следует забывать, что во многом, как представителя эпохи, образ Гобсека обусловлен этой эпохой, сформированные ею и, можно сказать, порожденный ею. Никто, вероятно, не будет спорить, что Гобсек – очень сухой, черствый человек. Но все же каждый день он видит всю аморальность и разврат так называемого «высшего света», все отвратительные и нечеловеческие черты характера лиц, которые должны бы быть наилучшей душой и интеллектом общества. Я ставлю себе вопрос: выжил ли бы Гобсек, если бы имел чуткое и невиновное сердце? Думаю, нет. Но же должен был выжить! Так как каждый человек, хочет того или нет, приделывается к тем, кто ее окружает. Гобсек не верит в искренние человеческие отношения, в честность и бескорыстие. Может ли он верить в это, сталкиваясь, каждый день с такими поступками, которые не дают никаких оснований для веры не только у людей, но и в жизни вообще? Думаю, нет. И вдобавок аналитический ум Гобсека, его способность к оценке ситуации, к философским соображениям достойные весы, если не увлечение.
    Я не оправдываю Гобсека в его хищности и жестокости, но думаю, что человека во многом формирует общество, в котором он живет. Личность должна иметь свою точку зрения, не опускаясь к общему уровню, деградируя только из-за того, что все такие. Так, сильная личность масс подать протест. Не было ли в отказе Гобсека от общества его протестом? Он не был полноправным членом того общества, в котором развлекается, плетя интриги со всеми против всех, утопают в роскошах, разврату, аморальности. Почему так? Через свой возраст? Думаю, не только. Вероятно, это и был своеобразный протест Гобсека. Гобсек – чрезвычайно реалистический образ, это полноценная личность, пусть и не весьма привлекательный. Я не увереа, что можно понять Гобсека до конца, но попробовать следует…
    Что значит для Гобсека молодой адвокат Дервиль? Я думаю, что, прежде всего он для Гобсека – мыслящий человек, который находится рядом и способна выслушать, хотя и не согласиться с его мыслями. Не имея детей или внуков, и даже друзей, Гобсек испытывал потребность поделиться с кем-то своими мыслями, Взглядами на мир. Гобсек имел чрезвычайный аналитический и даже философский ум. Я по-своему понимаю его стремление поделиться с кем-то результатом своего умственного труда, ведь со смертью ростовщика его философия должна была исчеснуть. Эта философия есть довольно жестокой и циничной, но же Гобсек создавал ее на почве собственных наблюдений, оттачивал и совершенствовал на протяжении целой жизни.
    Итак, в чем же заключается философия Гобсека, переданная Дервилю? Гобсек говорит: Что такая жизнь, если не машина, двигаться которую принуждают деньги?.. Золото – Вся духовная сущность всего общества». Безусловно, это суждение есть определяющим философской системе Гобсека. Тем не менее, или заслуживает он на моральное осуждение через это? Я думаю, нет. Я думаю, через образ Гобсека Оноре де Бальзак мастерски передал современную ему общественную философию, которую Гобсек мастер: и метко повествует Дервилю, принимая при этом и за свою собственную.

  5. Сочинение по одноименной повести О. Бальзака Гобсек. Мне чрезвычайно понравились образы, обрисованные Оноре де Бальзаком в его повести «Гобсек». Нет, конечно, мне не по душе ростовщик Гобсек, который своих клиентов, пользуясь их финансовыми проблемами … Мне понравилась и манера, в которой гениальный французский прозаик Бальзак изображает своих персонажей. Более всего меня поразило то, что эти образы возникают предо мной будто живые, так, будто я могу поговорить с ними или увидеть все события повести ни собственные глаза. Вот что такое настоящий реализм в литературе! Я думаю, что такого эффекта реалистичности Бальзак достигает с помощью приемов, главнейшим из которых, по моему мнению, есть многоплановость персонажей. Они не имеют одной доминирующей черты, которая и предопределяет все их поведение, поступки, мысли (так, как было в литературе классицизма). В душах персонажей происходят сложные психологические процессы, они являются носителями разных противоречивых качеств.
    Главный персонаж повести – ростовщик Гобсек, который дерет со своих клиентов неистовые проценты, он одинокий и запертый в себе человек, который никого не любит и кажется, не имеет в этом нужды. Тем не менее, это образ совсем не однозначный, тем более не однозначно отрицательный. Юрист Дервиль, от лица которого ведется сказ, говорит о Гобсеке так: «В нем живут две существа: скряга и философ, подлое существо и величественный человек». Мне кажется, такая характеристика Гобсека очень уместная. Гобсек – типичный представитель своей эпохи. Итак, не следует забывать, что во многом, как представителя эпохи, образ Гобсека обусловлен этой эпохой, сформированные ею и, можно сказать, порожденный ею. Никто, вероятно, не будет спорить, что Гобсек – очень сухой, черствый человек. Но все же каждый день он видит всю аморальность и разврат так называемого «высшего света», все отвратительные и нечеловеческие черты характера лиц, которые должны бы быть наилучшей душой и интеллектом общества. Я ставлю себе вопрос: выжил ли бы Гобсек, если бы имел чуткое и невиновное сердце? Думаю, нет. Но же должен был выжить! Так как каждый человек, хочет того или нет, приделывается к тем, кто ее окружает. Гобсек не верит в искренние человеческие отношения, в честность и бескорыстие. Может ли он верить в это, сталкиваясь, каждый день с такими поступками, которые не дают никаких оснований для веры не только у людей, но и в жизни вообще? Думаю, нет. И вдобавок аналитический ум Гобсека, его способность к оценке ситуации, к философским соображениям достойные весы, если не увлечение.
    Я не оправдываю Гобсека в его хищности и жестокости, но думаю, что человека во многом формирует общество, в котором он живет. Личность должна иметь свою точку зрения, не опускаясь к общему уровню, деградируя только из-за того, что все такие. Так, сильная личность масс подать протест. Не было ли в отказе Гобсека от общества его протестом? Он не был полноправным членом того общества, в котором развлекается, плетя интриги со всеми против всех, утопают в роскошах, разврату, аморальности. Почему так? Через свой возраст? Думаю, не только. Вероятно, это и был своеобразный протест Гобсека. Гобсек – чрезвычайно реалистический образ, это полноценная личность, пусть и не весьма привлекательный. Я не увереа, что можно понять Гобсека до конца, но попробовать следует…
    Что значит для Гобсека молодой адвокат Дервиль? Я думаю, что, прежде всего он для Гобсека – мыслящий человек, который находится рядом и способна выслушать, хотя и не согласиться с его мыслями. Не имея детей или внуков, и даже друзей, Гобсек испытывал потребность поделиться с кем-то своими мыслями, Взглядами на мир. Гобсек имел чрезвычайный аналитический и даже философский ум. Я по-своему понимаю его стремление поделиться с кем-то результатом своего умственного труда, ведь со смертью ростовщика его философия должна была исчеснуть. Эта философия есть довольно жестокой и циничной, но же Гобсек создавал ее на почве собственных наблюдений, оттачивал и совершенствовал на протяжении целой жизни.
    Итак, в чем же заключается философия Гобсека, переданная Дервилю? Гобсек говорит: Что такая жизнь, если не машина, двигаться которую принуждают деньги?.. Золото – Вся духовная сущность всего общества». Безусловно, это суждение есть определяющим философской системе Гобсека. Тем не менее, или заслуживает он на моральное осуждение через это? Я думаю, нет. Я думаю, через образ Гобсека Оноре де Бальзак мастерски передал современную ему общественную философию, которую Гобсек мастер: и метко повествует Дервилю, принимая при этом и за свою собственную.

  6. Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя.
    Центральный образ произведения — процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак вводит в рассказ, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека — своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотичные страны. Его развитое сознание, не свойственное ему с детства, объясняется тем, как много он видел в течение своей жизни. Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войне за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и снова добывал богатство.
    Возможно, потому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности безпутства». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава ее была выдана несколько раньше, в феврале 1930 года, под названием «Процентщик». Изменялись названия, но характер бальзаковского персонажа остался неизменным.
    «Папаша Гобсек насквозь проникнут одним принципом, который руководит всеми его поступками. По этому принципу, деньги — это товар, что его можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Капиталист, на его взгляд, – это человек, который принимает участие в прибыльных делах и спекуляциях, требуя большие проценты за свои деньги. И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, что ими он обосновывает свое ростовщическое поведение, я глубоко убежден, что вне этих дел он самый деликатный и самый честный человек во всем Париже».
    Мировосприятие Гобсека формировалось под воздействием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно превосходит аристократию.
    Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые континенты. Он понял и основы современного ему общественного строя, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богачами. Но двадцатилетние скитания по миру сделали его безразличным ко всему, кроме золота. Он разочаровался в моральных ценностях. Поэтому Габсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» лишь одно достаточно надежно — золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения. Из скептицизма вырос социально-политический нигилизм, потому что Гобсек осуждает всех тех, кто печется за своими близкими. Он видит смысл лишь в борьбе бедняков и богачей, уверенный, что эта борьба бесконечна, и потому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Язык Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способен даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.
    Грустный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасного амбара и страшной смерти Гобсека. Его страсть к деньгам, его скупость, стремления к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже хорошее упоминание о себе он не оставил. Все человеческое в его натуре вытеснила жажда к обогащению. Ведь в течение целой жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы. «Гобсек был ненасытным удавом этого большого предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее.
    Гобсек принимал все, начиная от корзины с провизией от какого-либо бедняка и кончая пачками свеч от людей скупых, брал посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов. Никто не знал, куда делись все эти подарки. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили».
    Только после смерти процентщика это станет понятным. Не понятно лишь то, чем руководствовался человек, накапливая такое богатство.
    Поистине такую жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой рассказал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Следовательно, повесть «Гобсек» хотя и является отдельным законченным произведением, однако связанная с другими повестями и романами писателя, которые вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связанна тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».
    По-видимому, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизнью целого общества.

  7. Скряжничество, жадность к накоплению – это черты, которые не раз высмеивались в мировой литературе. Но среди галереи образов скупых Гобсек отличается именно неоднозначностью. Почему же Бальзак показал своего героя именно так? Во-первых, Гобсек очень точно вписался в эпоху, которая оказывала содействие расцвету ростовщичества. Это были времена становления власти буржуазии, которая хорошо знала цену денег и их силу. Так вот Гобсек – ребенок в свое время. Он считал, что само золото – не единое, за чем следовало бы гнаться человеку, так как оно надежно защищает человека от неурядиц, от всего мира. И Бальзак показывает на чудо интересную личность. Он не примитивный скряга, который ничего не видит, кроме денег. Правда, лишь деньги с давних пор стали для него мерилом ценности человека. У него даже была своя философия, не лишена логичности: деньги дают свободу, а большие деньги – власть.
    И все же он многое видел в жизни и сумел дойти до определенных выводов относительно человеческих характеров, образа жизни. За отдельными чертами он видит человека, как внешность Фанни Мальва говорит ему о том, на что она занимает деньги и как живет, как рассчитывает их возвратить. Уважение Гобсека вызывает именно понимание отношения к деньгам: если уже необходимо занимать деньги, то нужно взвесить, как и когда ты сможешь их возвратить. Да и детали быта графини где Ресто заводят его в девясила. Он понимает, на кого и почему тратятся деньги, как и к чему это приведет.
    Философ-Ростовщик связывает деньги и мораль, показывая обесценение морали человека, которые тоже впадают круг денег. Он правильно размышляет о том, как деньги способны разрушать любые человеческие отношения, и не делает исключения для Дервиля, давая ему деньги под большой процент. В самом деле, обязанность признательности временами становится чрезмерным бременем для нормальных человеческих отношений. Это, значит, Гобсек – это чуть ли не первый человек, которому принадлежит большое открытие пути к гармонии между моралью и поступком? К сожалению, совсем нет. Умный и опытный ростовщик, мудрый и хитрый человек не заметил, как сам оказался в сетях жадности золота. Гобсек не заметил, как он начал владеть деньгами, а они завладели его жизнью, его помыслами, эмоциями, всей его душой. Его духовная гибель – большой и поучительный урок для всех именно потому, что этот образ неоднозначный, глубокий и жизненный.

  8. Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: “… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в мире не знала таких жестоких испытаний и так не закалилась, как он”. Это “закаливание” не уничтожило душу человека, а лишь прибавило ей мудрости, заставило ее скрывать собственные чувства, осторожно относиться к человеческим отношениям, определенной мерой взять на себя роль человека, который восстанавливает справедливость. А справедливость – это не только наказание, а и помощь. Когда речь идет о действительно мудром человеке, то оказывается, что ее наказание тоже становится помощью – конечно, если тот, кого наказывают, способный это понять.
    Попробуем подбить основные итоги “психологической реконструкции характера” главного героя повести Оноре де Бальзака “Гобсек”. Писатель изображает сильный мужской характер, который было сформировано очень трудными, можно даже сказать, экстремальными условиями жизни. Это самодовлеющий человек, который умеет строить правильные заключения из собственных ошибок, которая высоко ценит себя, свой моральный опыт, свою жизненную философию, поэтому ставит себя выше за обычных людей. Она умеет доказывать другим людям свою способность придерживаться собственных жизненных принципов, умеет подчинять людей собственной воле, всегда достигает того, что окружающие ее люди выполняют требования, которые она выдвигает к ним.
    Заметный эгоцентризм этого человека не мешает потому, что она чувствительно, с большой заинтересованностью присматривается ко всем, с кем ее сводит судьба, активно вмешивается в жизнь других людей тогда, когда считает это целесообразным. Впрочем, ее поведение почти всегда отвечает внешнему образу, который она сознательно создает и который воспринимается другими людьми как ее сущность. Основные признаки этого образа: человек-автомат, которая некогда открыто не выражает собственные чувства, которую невозможно убедить даже в пустячках, взгляды и жизненную философию которой невозможно изменить, к чувствам которой невозможно “достучаться”. Декларации, которые она провозглашает, на первый взгляд, что совпадают с его поведением, поскольку это поведение носит целиком сознательный, взвешенный и последовательный характер.
    Второй сторона этой фигуры, который можно считать внутренней характеристикой героя, отмечается повышенной эмоциональностью, бушующими страстями, которые он мастерски скрывает. Неподдельная заинтересованность в каждом человеке отображает, с одной стороны, поиски героем морального оправдания своей – иногда чрезмерно жесткой – поведения, с другой стороны – его стремления помочь тем, кто заслуживает на помощь. Открыто проявить свою сущность герой не может, так как это будет восприниматься обществом как слабость, но Гобсек, как, оказывается, всегда оказывается на стороне тех, кто – вопреки обстоятельствам жизни – сохраняет нравственность или хотя бы остатки нравственности.
    Хорошо понимая людей, он замечает человеческие добродетели и своеобразно “вознаграждает” их носителей, помогая им таким образом, что они сохраняют собственное достоинство.
    В целом главный герой возникает как человек, который сформирован соответствующим обществом, которая хорошо приспособилась к условиям жизни этого общества и была в состоянии сохранить свои представления о морали, которая во многом противоречат общественной морали. Жизненный опыт подсказывает этому человеку “правильную” линию поведения, которое помогает достичь уважения со стороны почти всех членов общества, навязать свою волю тем, кому, по ее мнению, нужно ее навязать.
    Образ главного героя трагический, поскольку “борьба за существование” лишила его друзей, возможности быть собой, открыто обнаруживать обычные человеческие чувства.
    Этот образ можно воспринимать как художественное обвинение общества, в котором человек для того, чтобы выжить и достичь успеха, должны отказаться от искренности, доброжелательного отношения к другим людям. Еще больше трагизма прибавляет этому образу то, что это – характер незаурядной силы, человек, добродетели которого, если бы он их не скрывал, помешали бы достичь жизненного успеха. Ценой этого успеха постоянная потеря человечности, необходимость превратиться на человека-автомата, в души которой было горячее человеческое сердце, которое определяло отношение этого человека к себе, к миру, к другим людям и т.п..
    Обобщая рассмотрение соотношения социального и индивидуального характеров Гобсека, делаем вывод, который в отношениях героя с подавляющим большинством людей доминирует именно социальный характер: старый ростовщик ведет себя так, как он и должны вести себя, выходя со своего общественного положения. Тем не менее, именно тогда, когда герой “разрешает” себе проявить свой индивидуальный характер, мы видим настоящего Гобсека, который всегда направляет свои усилия на то, чтобы “восстановить справедливость” относительно отдельного человека. Возможно, секретность и привлекательность образа старика ростовщика обусловлена именно этим разногласием между его социальным и индивидуальными характером?
    “Психологическая реконструкция характера” Гобсека усложняется тем, что этот образ создан на границе романтизма и реализма. Продолжительное время Гобсек воспринимался лишь как полно отрицательный персонаж, своеобразный образ от “власти золота”, но, как мы видим, гениальный писатель Бальзак создал намного более сложный образ!
    Соответственно, его осмысление должно быть всесторонним, что есть невозможным без “психологической реконструкции характера” одного из известнейших образов мировой литературы.

  9. В жизни есть такие понятия как любовь, ненависть, щедрость и т.д, которые существуют много веков и их смысл не меняется с течением времени. К таким понятиям относится и скупость. Проанализировав образ Гобсека можно сказать, что слово скупость является главной чертой характера Гобсека. Говоря о Гобсеке необходимо заметить, что страсть к деньгам преследовала Гобсека всегда, эта страсть в нем затмевала все другие чувства и эмоции, которые присущи человеку, она казалась неотъемлемой частью Гобсека, и смысл его жизни заключался в том, чтобы умерить свою страсть, так и не сумев обуздать ее. Эта страсть к богатству и тем самым к власти над людьми и стали причиной порождения скупости Гобсека, так же на это повлияло и то, что он преодолел сложнейший путь к своему обогащению как описывает Бальзак в своем произведении.
    При всем при этом Гобсек не ограничен как личность только страстью к золоту, богатству, ведь для достижения таких целей необходимо быть умным, изысканно хитрым, расчетливым, каким и является Гобсек, благодаря этому он добивается поставленной цели – стать богатым, после чего у Гобсека в полной мере раскрывается его скупость. Имея такие богатства он ведет скромный образ жизни, не кичится нажитым. Благодаря своей скупости он тушит свою страсть к богатству, у него есть золото, а золото управляет людьми, у него есть все, что он пожелает, но все его нажитое добро можно сравнить с «пищей», которую необходимо постоянно употреблять и пополнять чтобы утолить жажду голода, в случае с Гобсеком его жажда к богатству и является тем самым голодом, а скупость уменьшает его голод.
    Скупость тушила вечную страсть Гобсека к богатству, но в конце концов именно эта скупость взяла над ним верх, умирая он оставляет огромные запасы продовольствия, которые гнили и пропадали, дорогие вещи лежали без надобности , даже перед самой смертью в его мыслях только золото и богатство, которое он перечислял Дервилю перед смертью задавая вопрос: «Кому же достанется все это богатство?». Все-таки скупость Гобсека, не сумев подавить его чрезмерно сильную страсть к накоплению богатства, еще больше усилила эту страсть, приведя тем самым к бессмысленному концу.
    Параллель с современным миром
    Как уже говорилось в начале работы, понятие скупости неизменно временем и будет существовать всегда, как и непреодолимая страсть к богатству. Проводя параллель с современным миром, можно увидеть огромное множество таких же «Гобсеков», которые посвящают всю свою жизнь накоплению богатств и не могут перебороть эту страсть в себе, даже понимая, что им не хватит оставшейся жизни, чтобы потратить имеющиеся средства. Самым страшным становится то, что страсть к богатству, скупость притупляют, а иногда полностью уничтожают в человеке такие чувства как: любовь, дружба, сочувствие, доброта и т.д.
    В столь сложном современном мире страсть к деньгам, скупость есть в каждом человеке, но необходимо научиться укрощать ее чтобы умереть достойно счастливым человеком, а не “давать волю” такой страсти и умереть «Гобсеком»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *