Сочинение на тему образ григория мелехова в романе шолохова тихий дон

16 вариантов

  1. Григорий имел возлюбленную – Аксинью. Именно она являлась вдохновительницей для него. В их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. Это были настоящие отношения, однако Григорий всё же не мог определиться с кем ему нужно быть – с женой Натальей или любовницей Аксиньей. Григорий даже принимал роды у Аксиньи. Они работали на поле, будучи Аксинья беременна тоже помогала. Но вдруг начинаются схватки. Он взял её в повозку, направился в село, но не успевал доехать, пришлось принять роды самому.
    Григорий Мелехов – противоречивый персонаж, с очень сложной судьбой, но лично у меня он вызывает уважение за то, что он никогда не изменял своим принципам. Он всегда стремился добиться правды и справедливости.

    Сочинение Образ и характеристика Мелехова

    В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем – взаимоотношение личности и народа, с особым художественным мастерством показал трагизм жизненного пути Григория Мелехова. Характер и убеждения героя значительно отличаются от Петра. Писатель, выделяя из семьи Мелеховых, 19-летнего Гришку, показывает его удивительную привлекательность. Внешний вид Григория оттеняет не то, что к какому сословию он принадлежит, а своеобразный характер.
    Будучи в юношеском возрасте он был трудолюбивым парнем, тонко чувствующим родную природу. Недюжинные способности, прямота и открытость непрерывно отмечаются Шолоховым. Он выступает против жестокосердия своих сельчан, вступается за Аксинью по причине ужасного обращения с ней супруга, и презрительно относится к поступку Дарьи, которая без зазрения совести убивает Котлярова.
    Григорий симпатизирует тем, кто всегда мужественен и сохраняет свое достоинство в самых опасных жизненных ситуациях. Он всегда осуждал трусость и слабодушие и на разных этапах своих исканий держался стойко. Особенно ярко показан патриотизм Григория. Так, он, например, не может видеть присутствие английских войск на Дону и высказывает неодобрительно о них. Вместе с позитивными качествами одаренного человека у него рано обнаружен своевольный характер. Как труженик он тянется к лучшим и новым веяниям, однако, его интерес к собственничеству влечет назад, путает его в выборе правильного пути. Он долго колеблется между двумя политическими лагерями и ищет сам свой путь в революции.
    Главный персонаж не может разобраться и в своих личных отношениях. К Наталье его тянет жилка собственника, домашний уют, дети. Аксинья же близка ему своей горячей любовью и вольнолюбием. Данное положение Григория между двумя женщинами объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями. Автор показал на образе Григория черты, характерные для середняков. Он показал его взгляды и настроения, которые выделяли мелкого собственника. Трагизм его судьбы проявлялся в том, что он совсем потерялся в своих исканиях, выступил против исторических событий, против народа, выходцем которого он и был.

  2. Григорий Мелехов — главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
    Григорий Мелехов — это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя… кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.
    К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».
    На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий — это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде — это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.
    Мелехов — это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

  3. От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.
    Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

  4. Находясь в поисках правды, Григорий понимает, что не поддерживает ни «белых», ни «красных». Теперь он считается бельмом и в том, и в другом лагере. Григорий не может найти покоя и утешения. Большевики постоянно преследуют его за «белое» прошлое. Главному герою больше ничего не остается, как прибиться к лагерю бандитов. Однако и среди них он сам не свой, ведь не может творить беспредел, не может смотреть на жизнь настоящих падальщиков.
    Дабы опомниться от всего, Мелехов возвращается на родной хутор, видит своего сынишку и снова вдыхает полную грудь свежего и ароматного воздуха. На мгновение герой оживает, однако судьба готовит ему очередной удар. Григорий теряет самое дорогое в жизнь – Аксинью. И что самое страшное, женщина погибает от пули, которая целила в казака.
    Закончив прочтение романа, я понимаю, насколько несчастливой и тяжелой была судьба главного героя. В начале романа перед читателем появляется юный и задорный парень, полный сил и энергии. Однако на войне он видит очень много горя, боли и смертей. По стечению обстоятельств, на руках казака также много крови. Ему приходилось убивать. От таких событий, Мелехов очень рано стал седым. Кроме того, на войне Григорий потерял всю свою семью. В живых осталась единственная надежда – сынишка.
    Герой романа «Тихий дон» родился и жил во время переломного момента в России. Он пытался построить свой отдельный жизненный путь, справедливый и оправданный. Григорий не похож на остальную массу людей, которые живут по установленным обычаям и не особо переживают над своим жизненным призванием. Душа Мелехова переполнена переживаниями и страданиями. Он постоянно пытается найти ответы на свои вопросы, оценить нужность происходящего и понять действительность.
    В конце романа читатель наблюдает возвращение Григорий на казачьи равнины. Только в том месте он чувствует покой и умиротворение. Казалось бы, правильный круг жизни замкнулся. Казак вернулся на свое место и может продолжать мирное и правильное существование. Только вот война и неисчисляемое количество трагических событий превратили героя в отшельника, отрешенного ото всех вокруг. Он сделался бандитом, он постоянно пребывал в поисках истины и правды.
    По окончанию романа Григория Мелехова можно назвать просто несчастным человеком, которому выпала тяжкая судьба.

  5. Этот герой по-настоящему олицетворяет человека, способного на самые невероятные свершения. Черты его характера и жизненные принципы настолько противоречивы, что создают даже некую ауру загадочности. Григорий Мелехов один из самых притягательных персонажей. Он, по сути, самый обычный казак, родившийся в семье с достатком. Все раннее детство он проводит как крестьянин. Так развивается любовь к дикой природе и своей родине. Тяжелый человеческий труд его не тяготит. Это говорит о терпении и смирении. Именно эти два качества зачастую так необходимы многим людям!
    Честность и порядочность у него на первом месте. Женившись на Наталье, он прямо заявляет ей, что любит другую замужнюю женщину. Аксинья предстала перед ним еще в юношестве и надолго засела к нему в сердце. Домашнее хозяйство он вел хорошо. Работать и принимать решения не боялся! С самого детства он понимал, что семью нужно кормить и поэтому вырос опытным, умным и решительным.
    Попав в центр военных действий, молодой казак не стал бояться! Он показал себя стойким и мужественным человеком. Жизненные принципы, которые ему пришлось усвоить в раннем возрасте, помогали ему и тут. Честность и порядочность не раз играла на руку. Это четко прослеживается в те моменты, когда он в рядах революционеров обнаруживает, что их насилие и жестокость чужды ему полностью! На его глазах происходили по-настоящему страшные вещи. Изнасилования, расстрелы и издевательства над пленными ему удавалось перенести с огромным трудом.
    Если говорить о душевных качествах этого человека, то можно смело утверждать, что насилие – не его стихия. Все, что хочет Григорий Мелехов – это работа, семья и собственный дом. Остальное для него немыслимо! Особенно каждый аспект театра военных действий.
    Испытание постоянного одиночества дало свои плоды. Перейдя на сторону революционеров, он понял, как ему не хватает братьев-казаков. Но жизнь не обижает таких людей. Его вознаграждением стало бегство со своей возлюбленной Аксиньей. Правда судьба не дала им ни единого шанса. Она погибает, и Григорий всю жизнь будет ее оплакивать!
    Из произведения я понял, что Григорий Мелехов – интересный и предсказуемый человек. Его действия и поступки зачастую характерны. Особенно это прослеживается в его личной жизни. Мне этот герой очень понравился и во многом я хотел бы быть на него похожим!

  6. Григорий Мелехов — главный герой романа М. Шоло­хова «Тихий Дон». Неразрывной связью соединены с ним все персонажи этого великого произведения. Именно в об­лике Мелехова отразились характеры и судьбы донского казачества, через него ярко показаны потрясения, выпав­шие на долю простого русского человека в переломную эпоху начала XX века. Главному герою достались все тя­желейшие испытания века: мировая и гражданская вой­ны, революция и контрреволюция.
    Молодой, сильный, красивый парень Григорий Меле­хов с первых страниц романа вызывает симпатию. Он потомственный казак — хозяйственный, работящий, храб­рый, свободолюбивый. Полюбив Аксинью — чужую же­ну — Григорий не старается скрыть свои чувства от окружающих, это ниже его достоинства. Гордый и неза­висимый, он уходит с Аксиньей в Ягодное, собираясь жить, как душа велит. Но жизнь идет своим чередом, не ориентируясь на желания и устремления молодого горя­чего казака.
    Григорий Мелехов оказывается в самой гуще военных событий, но и здесь он проявляет себя как смелый и стой­кий боец. Он умен, решителен, бесстрашен и вместе с тем — неистребимо самолюбив, что не мешает ему твердо придерживаться усвоенных с детства принципов мужской, рыцарской чести.
    Увидев на знаменах революции слова о свободе и равенстве, Мелехов с восторгом встал в ряды красных. Однако его ожидали большие разочарования. Оказалось, что у защитников революции в борьбе за счастливое будущее используются все те же жестокость и насилие над личностью, столь неприемлемые для Григория. Он не может принять путь достижения цели любой ценой, на его глазах красные секут саблями безоружных плен­ных, расстреливают казаков, грабят хутора и насилуют казачек.
    Григорий Мелехов во время своих исканий не раз на­блюдал жестокость и беспощадность и красных и белых, поэтому классовая ненависть стала казаться ему бесплод­ной, «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавис­тью, враждебного и непонятного мира…» Душа Григория стремится к любви, покою, хозяйскому труду, но время предъявляет совсем иные требования.
    Сталкиваясь с различными идеологиями, каждая из которых права по-своему, Мелехов не умеет самостоятель­но разобраться во всех общественных противоречиях. Мно­гое он понимает сердцем, но не может сформулировать сло­вами и поэтому мечется из одного лагеря в другой. Не умея четко разобраться в своих мыслях, Григорий вынуж­ден часто подчиняться чужой воле: «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гуторишь, а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запу­танный».
    Не желающий изменять себе, своим принципам, вечно находящийся в поиске правды, Григорий Мелехов оказал­ся чужим для всех. Казаки знали, что раньше он был красным командиром, поэтому относились к нему с подо­зрением. Когда же Мелехов в очередной попытке добрать­ся до истины ушел от белых, красные тоже не доверяли бывшему белому офицеру. Чужой людям и бесконечно оди­нокий, Григорий стремится вернуться к мирной жизни, но это невозможно.
    Еще одну попытку вырваться из замкнутого круга исканий предпринимает Мелехов: пытается скрыться вместе с Аксиньей, но она погибает в дороге. Умерла Аксинья, единственная и страстная любовь Григория, и перед нами уже не храбрый и самолюбивый боец, а убитый горем человек, которому суждено до конца ис­пить чашу страданий.
    В конце романа Григорий отказывается и от войны, и от оружия, которое он бросает в Дон. Возвращение в родной хутор Татарский дает надежду на рождение но­вых надежд, новой любви, новой жизни. Григорий Меле­хов не принял этого враждебного к нему и враждующего мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа…

  7. Крупнейшего прозаика русской литературы XX века Михаила Шолохова смело можно назвать летописцем советской эпохи, ее неутомимым исследователем. Образы, созданные им, по силе своей выразительности и художественной ценности не уступают лучшим образцам мировой классической литературы. Герои Шолохова, как правило, современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых рано или поздно встает необходимость сделать свой жизненный выбор. Это люди-труженики, закалившиеся в горниле суровых испытаний, вышедшие из них израненными, но не сломленными, сохранившими свой богатый и цельный духовный мир. Образ Григория Мелехова из романа “Тихий Дон”, выписанный автором с большой любовью, безусловно, является одним из наиболее ярких и запоминающихся. Григорий — один из тех, в ком жила жажда естественной жизни и жажда любви как высшего проявления этой жизни, но его судьба была безжалостно исковеркана буреломной эпохой.
    Григорий Мелехов — представитель старинного казачьего рода на Дону, младший сын Пантелея Мелехова. Родился он на хуторе Татарском Вешенской станицы Области войска Донского в 1892 году.
    В начале повествования Григорий — восемнадцатилетний парень, веселый, сильный, красивый; настоящий казак, блестящий наездник, охотник и рыболов. Легко и радостно живется ему на родной земле. Григорий освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. До поры до времени он счастлив и беззаботен, живет в согласии с миром и с самим собой. Все в его жизни происходит невольно, будто без его участия. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, не вносит особых перемен. Григорий позволяет отцу женить себя на Наталье, как заведено, готовится к службе… Но жизнь не стоит на месте, на дворе — начало XX века. Новая складывающаяся система социальных отношений изнутри рушит устоявшийся патриархальный уклад с его традиционными нравственными ценностями и заставляет Григория искать себя в стремительно меняющемся и рушащемся мире.
    Григорий попадает на войну молодым казаком, видит кровь, насилие, жестокость и, проходя через все эти испытания, взрослеет. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году его выручала традиционная казачья приверженность к воинской славе, Мелехов проявлял исключительную храбрость и мужество, но уже тогда он отличался от своих братьев по оружию чувствительностью к проявлениям жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными. Впервые убив на войне противника, но человека, Григорий испытывает невыносимую боль, утрату в себе чего-то главного: “Будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу”. Он долго не мог прийти в себя, но потом, мучительно преодолев внутренний надлом, ожесточился, продолжая в то же время страдать от невозможности примирить непримиримые понятия воинской чести и доблести как хорошо выполненной на войне работы и невосполнимости зря загубленной, утраченной чьей-то жизни — высшей ценности на земле. “Огрубело сердце, зачерствело, как солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости”, — с болью отмечает автор. Тем не менее, внутренний протест против ужасов и нелепостей войны со временем будет расти и в конечном счете приведет Григория к пониманию того, что он проводит свою жизнь в чужой для него среде ужасов и страха, тратит свой талант и силы на опасное и чуждое его натуре мастерство сотворения смерти.
    В госпитале, куда Григорий попадает после ранения, под влиянием пропаганды у него появляются сомнения в преданности царю, отечеству, воинскому долгу.
    В 1917 году, в тревожные дни революционных событий, мы видим Григория в беспорядочных и мучительных поисках истины. Сначала он сражается за красных, но его отталкивает убийство безоружного пленного, и когда большевики приходят на Дон, неся с собой грабежи и насилие, Мелехов борется с ними с холодной яростью. Он пытается определиться в это “смутное время”, но порой оказывается не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности и совершает немало ошибок. В конце концов глубинные устремления души отталкивают Григория и от красных, и от белых: “Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!”
    Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он борется за то, что ему дорого, потому что для него, как ему кажется, открылась, наконец, правда. “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!”
    Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В душе его идет постоянная борьба: “Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем “.
    В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до крайней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, стремясь очиститься этим от своей вины перед большевиками.
    Но для Григория нет спасения и в советской действительности, где даже нейтральная позиция считалась преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: “Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь”. Больше всего на свете Григорию “хотелось отвернуться от всего, бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного”, хотелось “забить” свою боль подчас безрассудными поступками, потому что сердце Григория теплело и трепетало только тогда, когда он “представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе”. Главными для Мелехова всегда оставались любовь к жизни, неубывающая, безудержная любовь к Аксинье — символ самой жизни, любовь-понимание, любовь-милосердие к исстрадавшейся из-за него же жене Наталье, детям, родне, любовь к земле и труду на земле…
    Однажды ночью, под угрозой ареста и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. И теперь уже они вместе, упросив сестру взять детей, бегут в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь, но по дороге их настигает конная застава, и Аксинья погибает. Найдя укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью, свою самую большую любовь и свою надежду на мирное счастье: “Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…”
    Жизнеописание Григория Мелехова заканчивается мартом 1922 года. Ему только тридцать лет, но это уже совсем другой Григорий. Слишком много утрат и разочарований довелось ему пережить. Пройдя сквозь кровавую мясорубку гражданской войны, он потерял почти все, что имел и любил в своей жизни: “все отняла у него, все порушила безжалостная смерть…” Но Григорий не очерствел душой, не опустился, не утратил своих лучших человеческих качеств. Скрываясь неделями в лесной чаще, он испытывает непреодолимое желание “походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда бы можно было бы и помирать”. Он возвращается к родному порогу и прижимается заросшей щекой к сыну Мишатке.
    Трогательно описав встречу своего героя с сыном, Шолохов заканчивает роман словами: “Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
    Григорию Мелехову не довелось прожить спокойную жизнь, нельзя сказать, что выбор его в сложных жизненных ситуациях всегда был правильным, но его поступки почти всегда были продиктованы поиском жизненного пути, который подходил бы “всем, которые есть.”, казакам, и простым, искренним желанием “жить лучше всех”. Это желание затрагивало не только личные интересы Григория, но и всех, кто его окружал, — родных и близких, детей, любимой женщины. Григорий Мелехов не зря прожил свою жизнь. Она была полна душевных метаний, боли, утрат и разочарований, но были в ней и радость, и настоящая любовь, и счастье труда на родной земле, пусть и недолгое…
    На примере нелегкой судьбы Григория Мелехова Михаил Шолохов показал сложный путь донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.

  8. Григорий Мелехов оказывается в самой гуще военных событий, но и здесь он проявляет себя как смелый и стой­кий боец. Он умен, решителен, бесстрашен и вместе с тем — неистребимо самолюбив, что не мешает ему твердо придерживаться усвоенных с детства принципов мужской, рыцарской чести.
    Увидев на знаменах революции слова о свободе и равенстве, Мелехов с восторгом встал в ряды красных. Однако его ожидали большие разочарования. Оказалось, что у защитников революции в борьбе за счастливое будущее используются все те же жестокость и насилие над личностью, столь неприемлемые для Григория. Он не может принять путь достижения цели любой ценой, на его глазах красные секут саблями безоружных плен­ных, расстреливают казаков, грабят хутора и насилуют казачек.
    Григорий Мелехов во время своих исканий не раз на­блюдал жестокость и беспощадность и красных и белых, поэтому классовая ненависть стала казаться ему бесплод­ной, «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавис­тью, враждебного и непонятного мира…» Душа Григория стремится к любви, покою, хозяйскому труду, но время предъявляет совсем иные требования.
    Сталкиваясь с различными идеологиями, каждая из которых права по-своему, Мелехов не умеет самостоятель­но разобраться во всех общественных противоречиях. Мно­гое он понимает сердцем, но не может сформулировать сло­вами и поэтому мечется из одного лагеря в другой. Не умея четко разобраться в своих мыслях, Григорий вынуж­ден часто подчиняться чужой воле: «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гуторишь, а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не путай меня, я и без тебя запу­танный».
    Не желающий изменять себе, своим принципам, вечно находящийся в поиске правды, Григорий Мелехов оказал­ся чужим для всех. Казаки знали, что раньше он был красным командиром, поэтому относились к нему с подо­зрением. Когда же Мелехов в очередной попытке добрать­ся до истины ушел от белых, красные тоже не доверяли бывшему белому офицеру. Чужой людям и бесконечно оди­нокий, Григорий стремится вернуться к мирной жизни, но это невозможно. Материал с сайта //iEssay.ru

  9. 9
    Текст добавил: Доступ закрыть

    Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.
    Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.
    В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством. Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.
    «Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.
    Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из них проявляют себя как трусы.
    В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.
    Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов – белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.
    Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».
    Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.
    В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.
    Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.
    Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращение к Аксинье является основой сюжета. Эту любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания. Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к его жене-турчанке. В связи с этим на чувство Григория к Аксинье ложится отпечаток романтической возвышенности.
    В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.

  10. Образ Григория Мелехова является ключевым в эпопее Михаила Александровича Шолохова “Тихий Дон”. О Григории не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, пролил кровь людей, шедших в бой под красным знаменем или под лозунгами спасения России от большевистской заразы. Не удивительно, что именно этот герой вызывал и до сих пор вызывает столько споров. Но в наши дни он воспринимается не просто заблудившимся на перепутьях истории казаком, а олицетворением судьбы всей тысячелетней России, обреченной на гибель в новом мире.
    Перечитывая снова и снова “Тихий Дон”, убеждаешься, что сводить такое сложное явление, как судьба Григория Мелехова, к однозначной формуле, значит заранее обречь себя на неудачу Разве формула “трагедия заблуждения”, противопоставленная формуле “трагедия вины”, совершенно зачеркивает последнюю? Конечно, нет. Смягчает, но не устраняет. В битве за белую или красную идею Григорий срубил не одну честную голову. И за его головой гонялся не один поборник “красной” идеи, потому что противостояние проходило в честном бою. Его метания и заблуждения не могут не повлечь за собой вины, за которую надо отвечать перед совестью и Богом. Трагедия героя осложняется далее тем, что зигзагообразный жизненный путь Григория превращает и величайшее благо – дар, талант – также в источник трагедии.
    Григорий необыкновенно талантлив. Полуграмотный казак, он становится орденоносцем, царским офицером и красным командиром, умело командует белой дивизией и тонко ведет партизанскую борьбу в банде Фомина. В Великую Отечественную войну он наверняка мог стать командармом или даже командующим фронтом, если бы не неизбежная гибель его от расстрела или от голода в сталинских лагерях, как кара небесная ожидавшая его. Он один из тех бесчисленных талантов (философов, ученых, художников и военачальников), перемолотых в большевистской мясорубке.
    Он не честолюбив и не кичится своим офицерством, считая, что оно получено “по нечаянности”. Он благороден и способен на тонкие душевные переживания (истерика после убийства им красных матросов в честном бою). Таланты нужны Советской России, но раболепные таланты, если главным стратегом и полководцем всех времен и народов до самой своей смерти оставался Сталин. Новый строй отрицает права человека и свободу личности. СССР – царство серости под водительством амбициозных недоучек и “серых” кардиналов. Герой обречен, как и все яркие личности при коммунизме, где главенствует толпа, олицетворение посредственности.
    Что же представляет собой главный герой “Тихого Дона” и как понять его загадочную судьбу с позиций человека третьего тысячелетия? Герой этот чаще всего вызывает симпатию, наше сочувствие, и даже горячее участие в его судьбе, – обаянием человечности, как толстовский Хаджи-Мурат, еще один ярый и непримиримый противник европейской цивилизации и в первую очередь – ненавистник всего русского, но сумевший пойти на разумный компромисс с завоевателями. Григорий с Хаджи-Муратом чем-то неуловимо схожи, даже во внешности.
    История перед рядовым и необразованным казаком поставила вопрос о выборе духовных ценностей. Для Григория это в первую очередь вопрос о месте русского казачества в стремительно преобразующейся жизни в новой России. Ответить на вопрос “С кем ты?” Григорию оказалось труднее, чем Кошевому или Ивану Алексеевичу, для которых крушение царской России виделось панацеей от всех социальных неустройств. Григорий выбрал старозаветную Россию, поэтому и оказался он участником белоказачье- го восстания. Не случайно Григорий часто вспоминает сказку о богатыре на распутье.
    Тип Григория Мелехова хорошо известен в русской литературе. Это тип правдоискателя, но не праведника, а грешника. Он, так сказать, вероотступник и клятвопреступник, но ведь таким были и библейский блудный сын, и святой Петр. И никому из них не заказан путь в царство небесное. А вот путь в бесчеловечную советскую жизнь ему навек заказан. Большевики отправляли в лагерь или на тот свет и за меньшие прегрешения, а уж Григорий столько всего наворотил!
    Искренние поиски правды не могут не вызвать сочувствия. Шолохов проводит своего героя по кругам иллюзорных искушений и приговаривает к гибели его в полном соответствии с исторической закономерностью – старой России уже никогда не бывать, а в новой русскому человеку уже никогда не будет места. Человек должен стать советским или сойти с исторической арены.
    Шолохов ничего не смягчает. Сочувствуя герою, он не стано- вится на его позицию. Но и не выносит приговора с высот победившего класса – пролетариата. Поле зрения автора шире и выше. Шолохов объективен, народен и этичен. Он сочувствует герою, потому что видит в нем, в людях его склада наиболее ему симпатичные человеческие задатки – честность, талантливость, отзывчивость. Все это – черты народные. Шолохов наверняка в образе своего главного героя бессознательно отразил метания собственной души. И вся дальнейшая жизнь Шолохова с его конфликтами в ЦК КПСС и травлей “дознавателей истины” с выдумкой о “плагиате” писателя доказывает правомерность таких суждений.

  11. ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ. Крупнейшего прозаика русской литературы XX века Михаила Шолохова смело можно назвать летописцем советской эпохи, ее не­утомимым исследователем. Образы, созданные им, по силе своей выразительности и художественной ценности не уступают лучшим образцам мировой классической литературы. Герои Шолохова, как правило, современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых рано или поздно встает необходимость сде­лать свой жизненный выбор. Это люди-труженики, закалившиеся в горниле суровых испытаний, вышедшие из них израненными, но не сломленными, сохранившими свой богатый и цельный духовный мир. Образ Григория Мелехова из романа «Тихий Дон», выписан­ный автором с большой любовью, безусловно, является одним из наи­более ярких и запоминающихся. Григорий — один из тех, в ком жила жажда естественной жизни и жажда любви как высшего про­явления этой жизни, но его судьба была безжалостно исковеркана буреломной эпохой.
    Григорий Мелехов — представитель старинного казачьего рода на Дону, младший сын Пантелея Мелехова. Родился он на хуторе Татарском Вешенской станицы Области войска Донского в 1892 году.
    В начале повествования Григорий — восемнадцатилетний парень, веселый, сильный, красивый; настоящий казак, блестящий наезд­ник, охотник и рыболов. Легко и радостно живется ему на родной земле. Григорий освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крес­тьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и при­общением богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. До поры до времени он счастлив и беззаботен, живет в согласии с миром и с самим собой. Все в его жизни происходит невольно, буд­то без его участия. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страс­тную натуру, не вносит особых перемен. Григорий позволяет отцу женить себя на Наталье, как заведено, готовится к службе… Но жизнь не стоит на меоте, на дворе — начало XX века. Новая скла­дывающаяся система социальных отношений изнутри рушит усто­явшийся патриархальный уклад с его традиционными нравственны­ми ценностями и заставляет Григория искать себя в стремительно меняющемся и рушащемся мире.
    Григорий попадает на войну молодым казаком, видит кровь, на­силие, жестокость и, проходя через все эти испытания, взрослеет. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благо­родство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жиз­ненных обстоятельствах. В первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году его выручала традиционная казачья привер­женность к воинской славе, Мелехов проявлял исключительную храб­рость и мужество, но уже тогда он отличался от своих братьев по оружию чувствительностью к проявлениям жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными. Впервые убив на войне про­тивника, но человека, Григорий испытывает невыносимую боль, ут­рату в себе чего-то главного: «Будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». Он долго не мог прийти в себя, но потом, мучительно преодолев внутренний надлом, ожесто­чился, продолжая в то же время страдать от невозможности прими­рить непримиримые понятия воинской чести и доблести как хорошо выполненной на войне работы и невосполнимости зря загубленной, утраченной чьей-то жизни — высшей ценности на земле. «Огрубело сердце, зачерствело, как солончак в засуху, и как солончак не впиты­вает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости», — с болью отмечает автор. Тем не менее, внутренний протест против ужасов и нелепостей войны со временем будет расти и в конечном счете приве­дет Григория к пониманию того, что он проводит свою жизнь в чужой для него среде ужасов и страха, тратит свой талант и силы на опасное и чуждое его натуре мастерство сотворения смерти.
    В госпитале, куда Григорий попадает после ранения, под влия­нием пропаганды у него появляются сомнения в преданности царю, отечеству, воинскому долгу.
    В 1917 году, в тревожные дни революционных событий, мы видим Григория в беспорядочных и мучительных поисках истины.
    Сначала он сражается за красных, но его отталкивает убийство безо­ружного пленного, и когда большевики приходят на Дон, неся с собой грабежи и насилие, Мелехов борется с ними с холодной яростью. Он пытается определиться в это «смутное время», но порой оказы­вается не в силах постичь железную логику революции, ее внутрен­ние закономерности и совершает немало ошибок. В конце концов глубинные устремления души отталкивают Григория и от красных, и от белых: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»
    Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Ар­мии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он борет­ся за то, что ему дорого, потому что для него, как ему кажется, от­крылась, наконец, правда. «Будто и не было за плечами дней поис­ков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в раз­решении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боро­лись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!»
    Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В душе его идет постоянная борьба: «Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уве­ренности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большеви­кам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем».
    В последнем томе романа разжалование как следствие неподчи­нения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до крайней степени от­чаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и герои­чески воюет с поляками, стремясь очиститься этим от своей вины перед большевиками.
    Но для Григория нет спасения и в советской действительности, где даже нейтральная позиция считалась преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пья­ный качаюсь». Больше всего на свете Григорию «хотелось отвернуть­ся от всего, бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного», хотелось «забить» свою боль подчас безрассудными поступками, потому что сердце Григория теплело и трепетало только тогда, ког­да он «представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за че- пиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; пред­ставляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и под­нятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе». Главными для Мелехова всегда оставались любовь к жизни, неубывающая, безудержная любовь к Аксинье — символ самой жизни, любовь-понимание, лю­бовь-милосердие к исстрадавшейся из-за него же жене Наталье, детям, родне, любовь к земле и труду на земле…
    Однажды ночью под угрозой ареста и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. И теперь уже они вме­сте, упросив сестру взять детей, бегут в надежде пробраться на Ку­бань и начать новую жизнь, но по дороге их настигает конная зас­тава, и Аксинья погибает. Найдя укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью, свою самую большую любовь и свою надежду на мирное счастье: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…»
    Жизнеописание Григория Мелехова заканчивается мартом 1922 года. Ему только тридцать лет, но это уже совсем другой Григорий. Слишком много утрат и разочарований довелось ему пережить. Пройдя сквозь кровавую мясорубку гражданской войны, он потерял почти все, что имел и любил в своей жизни: «все отняла у него, все порушила безжалостная смерть…» Но Григорий не очерствел душой, неопустился, не утратил своих лучших человеческих качеств. Скры­ваясь неделями в лесной чаще, он испытывает непреодолимое же­лание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда бы можно было бы и помирать». Он возвращается к родному порогу и прижимается заросшей щекой к сыну Мишатке.
    Трогательно описав встречу своего героя с сыном, Шолохов за­канчивает роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияю­щим под холодным солнцем миром».
    Григорию Мелехову не довелось прожить спокойную жизнь, нельзя сказать, что выбор его в сложных жизненных ситуациях все­гда был правильным, но его поступки почти всегда были продикто­ваны поиском жизненного пути, который подходил бы «всем, кото­рые есть», казакам, и простым, искренним желанием «жить лучше всех». Это желание затрагивало не только личные интересы Григо­рия, но и всех, кто его окружал, — родных и близких, детей, люби­мой женщины. Григорий Мелехов не зря прожил свою жизнь. Она была полна душевных метаний, боли, утрат и разочарований, но были в ней и радость, и настоящая любовь, и счастье труда на родной земле, пусть и недолгое…
    На примере нелегкой судьбы Григория Мелехова Михаил Шо­лохов показал сложный путь донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.

  12. Автор: Шолохов М.А.
    Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
    Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.
    К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».
    На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.
    Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

  13. Тема: – Образ Григория Мелехова

    (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель.
    В начале романа Григорий Мелехов — обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка — и содрогнулся от содеянного.
    Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.
    Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему-«Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже войн, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.
    «Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».
    Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.
    Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.
    К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, — это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле.
    С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива Жизнь, как труден выбор истинного пути.

  14. В романе «Тихий Дон» М. Шолохов смело обращает­ся к социальным проблемам, изображая драматизм конфликтов и судеб героев. Писатель не боится пессимизма, пытаясь вскрыть социальные причины явлений. Особен­ности романа «Тихий Дон» в том, что историческая судь­ба страны и судьбы персонажей переплетаются. Автор утверждает: невозможно для человека определить свой жизненный путь вне социальной борьбы.
    Действие романа начинается задолго до первой миро­вой войны. Шолохов начинает изображать жизнь казачь­его хутора в 1912 году, а заканчивает в 1922. Эти 10 лет в жизни всей страны и жизни донского казачества значи­ли очень много.
    Казаки — особое сословие, служившее царю, не знав­шее крепостного права. Но наряду со свободой Шолохов изображает невежество и жестокость нравов казачества. Революционные события способствовали расслоению об­щества: бедняки приняли сторону красных сразу и бе­зоговорочно, состоятельное казачество колебалось или металось от белых к красным, как показано на примере судьбы Григория Мелехова.
    Семье Григория Мелехова в романе уделено большое внимание. Они середняки, поэтому им присуще двоякое настроение. Середняцкое положение семьи сказывается и на том, что Григорий женится на дочери кулака, а Ду­няшка выходит замуж за большевика.
    Григорий Мелехов — трагическая фигура романа. Это человек умный, умеющий отстоять свою независимость. Он старается жить по правде, но разобраться, где правда в хаосе исторических событий очень трудно. Неустойчи­вость, неумение найти свой путь в политической борьбе отражается и в личной жизни.
    Григорию глубоко претит кровопролитие, не для вой­ны пришел он в этот мир. Он человек добрый, отзывчи­вый к чужой беде. С какой жалостью смотрел он на мерт­вого утенка, случайно зарезанного на сенокосе! А суровая жизнь вынуждает его взять в руки саблю.
    После ранения и общения в госпитале с коммунистом Гаранжой Мелехов приходит домой другим человеком, узнавшем об антинародном характере войны. Но дома его встречают как героя, Георгиевского кавалера, и Григорий возвращается на службу. Революция застает его на войне. Обстоятельства складываются так, что впоследствии Ме­лехов воюет на стороне красных, но в душе он не доконца с ними. Григорию трудно разобраться, на чьей стороне правда, начинаются метания героя. «От белых отбился и к красным не пристал, — говорит он сам о себе, — так и плаваю, как навоз в проруби».
    Мелехов утратил доверие со стороны тех и других, ста­новится врагом и в стане красных, и в стане белых. Ему не раз приходилось наблюдать жестокость и красных и белых, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными.
    Уход в банду происходит не из идейных соображений, а от безнадежности положения: ему некуда больше идти. Трагизм положения Мелехова можно передать словами Есенина: «…в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий».
    После выхода романа еще долгие годы продолжался спор о судьбе Григория Мелехова. Его характеризовали и как положительного героя, который неизбежно должен прийти в стан красных, и как отщепенца, индивидуалис­та, ищущего покоя и благополучия для себя. Беда Гри­гория Мелехова в том, что он не сумел занять твердой позиции в гражданской войне, но вряд ли можно назвать это его виной. «Лицом к лицу лица не увидать. Боль­шое видится на расстоянии». Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она — не просто идея. Он ищет ее воплощение в жизни и не находит.
    Пройдет очень много лет, должно быть очень большим расстояние, чтобы увидеть и понять истинную суть собы­тий. А судьба Мелехова отражает судьбу многих, искоре­женных историческими встрясками, так и не нашедших себя в этой борьбе.

  15. Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.
    Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.
    В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством. Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.
    «Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.
    Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из них проявляют себя как трусы.
    В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.
    Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов – белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.
    Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».
    Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.
    В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.
    Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.
    Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращение к Аксинье является основой сюжета. Эту любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания. Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к его жене-турчанке. В связи с этим на чувство Григория к Аксинье ложится отпечаток романтической возвышенности.
    В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *