Сочинение на тему образ григория отрепьева

10 вариантов

  1. Самозванец знакомится с дочкой польского воеводы Мариной Мнишек и становится её женихом. При поддержке Мнишека Лжедмитрий собирает войско и ведёт его на Москву, но оказывается довольно беспечным в военном деле. Вступив в неравную битву с царской армией, теряет много своих воинов, но не сдаётся, зная, что пользуется народной поддержкой. Лжедмитрий изображён истинным вождём: сначала уверен в победе, после поражения – спокоен. Он мастерски играет взятую на себя роль, играет беспечно, не задумываясь о последствиях.
    Тем временем Борис Годунов скоропостижно умирает, на престол всходит его сын Фёдор, но правит недолго, погибая от рук соратников Самозванца. Лжедмитрий совершает то же, что и Борис Годунов – устранение законных наследников. Ему удаётся занять трон, но народ достаточно быстро понимает цену его правления.

    Сочинение на тему Отрепьев

    Одним из главных персонажей становится двадцатилетний юноша Григорий Отрепьев, он же – Лжедмитрий. Ещё будучи подростком, юнец скитается по монастырям. Дорога приводит Григория в Чудов монастырь, где его наставником становится летописец – монах Пимен.
    Александр Сергеевич описал героя, голубоглазым рыжеволосым боярином, низкого роста, с широкой грудью и с бородавками на лбу и щеке. Внешностью его наделили приятной, как о нём единожды сказала одна дама, «Он был не красавец, и не урод». При своём небольшом росте он был непропорционален: руки разной длины и широкие грудь и плечи, а так же имел “бычью” короткую шею. Был очень неловок, хотя был очень силён “он мог согнуть подкову”.
    Спустя некоторое время Гришка узнаёт от своего наставника, что царевич Дмитрий был сверстником нашего героя:
    “Двенадцать лет – он был бы твой ровесник…” (Пимен – Григорию)
    После чего Отрепьев задумывает хитрость: уйти из монастыря и выдать себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Ему захотелось жить в роскоши, пировать царским ужином, вести в бой войска.
    Автор изображает персонажа как ловкого в перевоплощении человека. Он является нам то монахом, то влюблённым мужчиной или же ловким дипломатом. Он отличался удачливостью и ловкостью

  2. Отре?пьев, григо?рий (мирское имя и отчество — юрий богданович, «полуимя» — гришка отрепьев ) — монах, дьяк чудова монастыря (в московском кремле) , одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе иове. сын галичского дворянина богдана отрепьева . около 1582 года бежал из монастыря. когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича дмитрия (лжедмитрий i) перешёл границу и начал войну против бориса годунова, правительство бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига гришка отрепьев . григорию была объявлена анафема. узнав об этом, лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть григорий отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за дмитрия — не отрепьев, а истинный царевич. по некоторым данным, роль отрепьева играл другой монах, «старец» леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста) . правительство фёдора годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г. ) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя дмитрием» — а не « отрепьеву ». это вызвало у многих уверенность в том, что версия об отрепьеве — ложь, а царевич дмитрий — настоящий. вскоре лжедмитрий i воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном ивана грозного. после убийства лжедмитрия i правительство василия iv шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был григорий отрепьев, как к официальной. такое положение дел сохранялось и при романовых. имя «гришки (со времён павла i — григория ) отрепьева » сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в неделю православия, вплоть до царствования александра ii. уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что лжедмитрий i и григорий отрепьев — одно лицо. в новейшего времени этот вопрос дискутируется с xix в. решительным защитником отрепьевской версии выступил н. м. карамзин. вместе с тем, например, н. и. костомаров возражал против отождествления самозванца с отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению лжедмитрий i напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. кроме того, отрепьева, как секретаря иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в xx в. ; были обнаружены новые сведения о семье отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения лжедмитрия i к романовым. иногда выдвигается версия, что григорий отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей грозного, отданный на воспитание в семью отрепьевых . окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует. по самой распространенной версии, лжедмитрий первый был сыном галицкого дворянина богдана отрепьева . юшка (юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду нелидовых, выходцев из литвы. родился в галиче (костромская волость) . отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году юрий отрепьев постригся в монахи под именем григория. считается, что юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

  3. Отре?пьев, Григо?рий (мирское имя и отчество — Юрий Богданович, «полуимя» — Гришка Отрепьев ) — монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле) , одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева . Около 1582 года бежал из монастыря.
    Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев . Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста) .
    Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г. ) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» — а не « Отрепьеву ». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве — ложь, а царевич Дмитрий — настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.
    После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I — Григория ) Отрепьева » сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.
    Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в. ; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым.
    Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых .
    Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.
    По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева . Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость) . Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

  4. Пимен

    Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

    Марина Мнишек

    Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

    Шуйский

    Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

    Юродивый Николка Железный Колпак

    Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.

  5. «Борис Годунов» – первый крупный опыт А.С. Пушкина в драматургии. Трагедия создана на историческом материале. Действие в произведении происходит в 1598-1605 г.- в так называемое Смутное время. Одним из главных героев трагедии является Гришка Отрепьев, который в истории России занимает неоднозначное место (см. Приложение).
    Кажется, что с точки зрения антропонимики образ Григория Отрепьева в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» не может вызвать интереса, потому что драматург не придумал своему герою именование, ведь этот герой является историческим лицом. Но нам интересна номинационная цепочка данного персонажа.
    Лжедмитрий (Григорий, Гришка, Димитрий, Самозванец) – беглый инок Григорий Отрепьев, объявляющий себя царевичем Димитрием и захватывающий власть в Москве. Факты почерпнуты Пушкиным в основном из 10-го и 11-го томов «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Подхватывая карамзинскую версию событий (временное торжество Самозванца предопределено злодейским убийством по приказу Годунова юного наследника-царевича), Пушкин переосмысливает образ Лжедмитрия I. Его Лжедмитрий – не романтический гений зла и не просто авантюрист; это авантюрист, спровоцированный на авантюру; это актёр, блестяще сыгравший чужую роль, которую оставили без исполнителя. Лжедмитрий вызван к жизни внутрироссийским грехом – и только использован врагами России, поляками и иезуитами, во вред ей. Именно поэтому Лжедмитрий введён в действие лишь в пятой сцене («Ночь. Келья в Чудовом монастыре»), когда уже ясно, что Борис Годунов – злодей и узурпатор власти. Больше того, именно в этой сцене мудрый летописец Пимен (чьим келейником изображён будущий Лжедмитрий, девятнадцатилетний инок Григорий, из галицкого рода бояр Отрепьевых, постригшийся «неведома где», до прихода в Чудов живший в суздальском Евфимьевском монастыре) окончательно разъясняет и зрителю, и самому Отрепьеву нравственно-религиозный смысл происходящих событий: «Прогневали мы Бога, согрешили: /Владыкою себе цареубийцу /Мы нарекли». Выведав у Пимена подробности угличского убийства, Григорий (которого бес уже мутит сонными «мечтаниями») решается на побег. В сцене «Корчма на литовской границе» Григорий появляется в обществе бродячих чернецов; он на пути к своим будущим союзникам – полякам. Являются приставы; грамотный Григорий по их просьбе читает вслух приметы беглого инока Отрепьева; вместо своих собственных черт («…» ростом «…» мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая») называет приметы пятидесятилетнего жирного монаха Мисаила, сидящего тут же; когда же Варлаам, почуяв неладное, по слагам пытается прочесть бумагу, Григорий «стоит потупя голову, с рукою за пазухой», потом выхватывает кинжал и бежит через окно. В сцене одиннадцатой («Краков. Дом Вишневецкого»). Лжедмитрий кажется себе и зрителю хозяином положения; ведёт себя как настоящий политик, обещая каждому именно то, о чём тот мечтает. (Иезуитскому patery Черниковскому – «католизацию» России в два года; литовским и русским воинам – борьбу за общее славянское дело; сыну князя Курбского – примирение с Отечеством всего рода славянского изменника; опальному боярину Хрущову – расправу с Борисом; казаку Кареле – возвращение вольности донским казакам). Но уже в двенадцатой сцене («Замок воеводы Мнишка в Самборе») в диалоге отца прекрасной Марины и Вишневецкого, чьим слугою был Григорий, прежде чем «на одре болезни» объявил себя царевичем, проскальзывает намёк на несамостоятельность, «орудийность» авантюрного героя. «и вот / Всё кончено. / Уж он в её (Марининых) сетях». В следующей сцене («Ночь. Сад. Фонтан») во время свидания с Мариной это неприятное открытие вынуждает сделать и сам Лжедмитрий. Объявив Марине о своём самозванчестве и предложив ей просто свою любовь, без претензии на «царственную власть», он выслушивает угрозу разоблачения и с горечью восклицает: «Димитрий я иль не – что им за дело? Но я предлог раздоров и войны». Отныне Лжедмитрий – именно предлог, повод; человек, по собственной воле занявший место, лишившее его собственной воли. С дороги, избранной им, ему теперь не дадут свернуть. Эта сцена ключевая, кульминационная для сюжетной линии Самозванца. Точно так же, как для сюжетной линии Бориса Годунова кульминационной окажется пятнадцатая сцена («Царская дума»). И там, и тут беззаконным властителям – будущему и нынешнему – сама судьба указывает на решение, которое может остановить кровавый ход событий. Достаточно Лжедмитрию отказаться от власти ради любви; достаточно Борису принять предложение Патриарха перенести мощи убиенного царевича из Углича в Москву – и смута уляжется. Но в том и дело, что такое решение для них уже невозможно – по одной и той же причине. Покусившись на власть по собственному произволу, они не властны освободиться от безличной власти обстоятельств. Конечно, мистическая вера в себя и своё предназначение, в «счастливую звезду» не покидает Лжедмитрия и после разговора с Мариной. В сценах восемнадцатой и девятнадцатой, «Севск» и «Лес», Лжедмитрий изображён истинным вождём: сначала он уверен в победе, несмотря на абсолютное неравенство с
    ил; затем – совершенно спокоен после тяжкого поражения. Самозванца более огорчает потеря любимого коня, чем потеря войска, – так что его воевода Григорий Пушкин не в силах удержаться от восклицания: «Хранит его, конечно, Провиденье!». И всё-таки нечто важное и трагически-неразрешимое в характере и судьбе Лжедмитрия после тринадцатой сцены появляется. Он не в силах избавиться от мысли, что ведёт русских против русских; что в жертву своей затее, в оплату годуновского греха приносит ни больше ни меньше, как родное Отечество. Об этом он говорит в сцене четырнадцатой («Граница Литовская (1604 года, 16 октября)») с князем Курбским-младшим.
    О том же свидетельствует его финальное восклицание после одержанной победы в сцене шестнадцатой («Равнина близ Новгород – Северского (1604 года, 21 декабря)»): «Довольно; щадите русскую кровь. Отбой!» И кончает Лжедмитрий (которого после девятнадцатой сцены читатель(зритель) более не видит) тем же, чем некогда начал Годунов: детоубийством, устранением законного наследника престола, юного царевича Феодора и его сестры Ксении (действует Лжедмитрий руками приближённых во главе с Масальским, но и Борис Годунов тоже действовал руками Битяговских). Следующая затем финальная ремарка трагедии (Мосальский. «…» Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует») может быть истолкована различно – и как свидетельство народного отрезвления, и как очередное проявление народного равнодушия. (В первом варианте финал был принципиально иным-народ приветствовал нового царя, как некогда приветствовал воцарение Годунова). В любом случае это молчание означает, что Лжедмитрий лишился главного источника своей силы – поддержки мнения народного.
    Пушкин относится к своему Лжедмитрию принципиально иначе, чем к Борису, что отразилось в номинационной цепочке данного героя. Лжедмитрий всякий раз именуется в ремарках по-разному. При подсчёте частотности использования того или иного именования героя трагедии Пушкина выяснилось, что Григорием его именуют 24 раза, 50 раз – Самозванцем, 2 – Лжедмитрием; 29 раз – Димитрием (см. Приложение), причём дважды автор называет своего героя Димитрием без унизительной приставки «лже», как бы удивлённо признавая возможность преображения беглого инока Отрепьева в «настоящего» царевича. Первый раз эта «обмолвка» происходит в сцене у фонтана, когда герой внезапно исполняется истинно царским духом и восклицает: «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла «…» Царевич я «…». Второй – после битвы близ Новгород-Северского, когда победитель по-царски великодушно и милостиво приказывает трубить и щадить отбой русскую кровь.
    Понять природу образа Самозванца, везде разного, с «психологической» точки зрения невозможно. Но драматургически образ Самозванца строится не на психологических причинах, а на сверхличных целях. Это – артист, играющий отведённую ему в истории роль: субъективно он действует по собственной инициативе и по собственным побуждениям, но объективная, драматургическая логика его действий-неведомая ему логика предназначенности, которая мечтается ему самому. Григорий живёт не в «большом времени», а в своём собственном мире. Он монологичен и эгоцентричен, слышит не то, что ему говорят («Не сетуй, брат, что рано грешный свет поникнул ты…»), а то, что ему нужно и хочется слышать: из духового увещания он берёт только то «мирское», что может послужить «игре» его «младой крови». И в конце сцены, когда Пимен торжественно передаёт Григорию, «просветившему» разум грамотой, свою миссию свидетеля Истории («Тебе свой труд передаю»), – оказывается, что действие давно ушло в другую сторону, Григорий избрал себе другую миссию – миссию «вершителя» Истории. Как только Самозванец отклонятся от предназначенной ему исторической роли, как только не на шутку увлекается Мариной и с истинно русской безоглядностью готов ради любви пожертвовать целым царством, так и плывущим ему в руки, – на помощь ходу вещей приходит сама Марина. Ни на минуту не задумываясь о целях правды и справедливости, повинуясь лишь честолюбию, она возвращает Самозванца на определённый ему путь. Именно в этой сцене происходит таинственное как бы соприкосновение Самозванца с духом убитого царевича – и автор даёт понять это беспрецедентным в драматургии способом (равным чёткому режиссерскому указанию): меняя наименование действующего лица:
    Димитрий
    (гордо)
    Тень Грозного меня усыновила,
    Димитрием из гроба нарекла…
    Быть может здесь он в глубине души по-настоящему осознаёт, что кроме честолюбия у него есть и некая миссия. В ходе действия Пушкин режиссерски материализует призрак, воскрешает царевича. В келье и корчме мы видим Григория, в Кракове он – Самозванец; в сцене у фонтана он-Димитрий, и снова Димитрий в сцене битвы, когда, появляясь «верхом», призывает «щадить русскую кровь»; на эту вершину он всходит как раз перед сценой у собора. Сразу после сцены с Юродивым снова появляется Самозванец, а в следующей сцене, «Лес», он уже Лжедмитрий – после чего он исчезает, и всё дальнейшее совершается как бы уже само, без него. Впрочем, он не исчезает. Он засыпает. В первый раз мы видим его в келье – он спит. Сон в келье был тревожен: «враг меня мутил»; сон в лесу – беспечен, об этом говорит Гаврила Пушкин. Сон в келье – накануне славы; сон в лесу-накануне бесславия. Ремарка к сцене в келье гласит: «Отец Пимен, Григорий спящий»; ремарка к «Лесу» – ироническое эхо: «В отдалении лежит конь издыхающий». Как Иуда, которому было сказано: «что делаешь, делай скорее», – Григорий выполнил миссию, к которой оказался пригоден. Он хотел сделать правду своею служанкой – и сам стал её послушным орудием; пути правды и здесь оказались неисповедимы, энергия событий – неподвластной эгоистическим целям.
    Особое отношение Пушкина к Григорию Отрепьеву можно увидеть в его набросках предисловия к «Борису Годунову» («А.С. Пушкин об искусстве», т. 1, М., «Искусство», 1990, стр. 246), где автор называет своего героя Дмитрием: «…любовь весьма подходит к романическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину…в Дмитрии много общего с Генрихом IV. Подобно ему он храбр, великодушен и хвастлив…». Вполне вероятно, что личность Гришки Отрепьева повлияла на появлении пословицы «Горе, горе, что муж Григорий, хоть бы болван, да Иван» (см. Даль В.И. «Пословицы русского народа», М., Худ. лит-ра, 1984, стр. 67), в которой мы видим отношение народа к этому историческому персонажу.

  6. Не просто так снится сон Григорию три раза. Это число символично и является предзнаменованием. Сам юноша мучается мыслью, а вдруг сон и правда вещий? Чувство стыда и страха, а особенно падение вниз не могло означать что-то доброе. Но то ощущение, когда он смотрел на людей сверху вниз, ощущение власти, нравилось ему настолько, что он готов был закрыть глаза на вторую половину сна. Поэтому когда Пимен рассказывает о злодеянии Бориса Годунова в отношении к юному царевичу, Григорий очень заинтересован. Он выведывает подробности о Димитрие, и узнает, что тот был бы сейчас ему сверстником. Эта деталь западает в душу Отрепьеву. Со временем у него рождается идея выдать себя за царевича. Возможность стать русским царем – вот та лестница, которую видел он во сне. Монах был настолько ослеплен идеей власти, что не захотел видеть в падении с этой лестницы страшное предупреждение. Хотя сон и снился ему трижды, три раза возможно сама Вселенная подавала ему знак. Но молодость и гордыня ослепили Григория Отрепьева.
    В результате будущее Григория складывается, как и ему снилось. Его планы на трон оказываются реальными благодаря поддержке польских властей и влиянию любимой девушки Марины Мнишек. Он быстро подымается по лестнице, ведущей к власти. На его сторону переходят русские бояре, и даже народ к нему более благосклонен, чем к Борису. Однако радоваться трону ему пришлось недолго. Князь Шуйский имел свои планы относительно царского трона. Поэтому вскоре он возглавляет заговор против Лжедмитрия. Но самое важное – это то, что народ понял, что Григорий ничем не лучше других самодержцев, и не поддержал его. Узнав правду, люди и вовсе высмеяли Самозванца. А ведь сон оказался действительно вещим!

  7. Но старания царя перечеркивает ряд неудач: неурожай, пожар. Он поступает в стиле всех самодержцев – усиливает поборы с народа. Люди начинают негодовать и копить гнев на своего царя.
    Борис Годунов не является новатором в области политики, а по традиции самодержавного строя сосредотачивал всю власть в своих руках. Так же он продолжил борьбу с недовольными боярами. Поддержку царь видел только в служилом дворянстве. Назначая на должность командующего войском, Годунов учитывал не знатность рода, а ум кандидата. И выбор пал на Басманова, который славился своим умом.
    Чтобы усмирить народ, царь действовал строго и беспощадно. Только так можно было сдержать народное недовольств – думал он. Борис окончательно упрочил крепостное право. И теперь крепостные даже не имели права переходить по своему желанию от одного хозяина к другому. Народ стал относиться после этого к царю враждебно.
    Но самое худшее – это то, что Борис пришел к власти незаконным путем. По его приказу избавляются от юного царевича Дмитрия. Слух об этом приводит позже к появлению самозванца, который будет пытаться отнять у царя трон на правах законного наследника.
    Сам Годунов тоже мучился угрызениями совести. Мысль о том, какую цену пришлось заплатить за трон, ему причиняла душевные муки. Но честолюбие оказалось выше его совести.
    У Бориса Годунова трагическая судьба, и не только потому что он неверным путем пришел к власти, но и потому что он не имел поддержки у дворян, бояр, казаков. И главное – его не любил народ. Люди видели в нем тирана, который ужесточил поборы, закрепил крепостное право помещиков. А те небольшие милости, которые оказывал им царь, народ воспринимал, как жалкую подачку и метод оставаться на троне.
    Образ Бориса Годунова – это образ типичного в то время самодержавца, который заканчивает правление трагично, потому что не учитывает значение и силу народа.

  8. Для чего же потомкам знать историю? Чтобы знать минувшую судьбу родной земли, помнить о добрых деяниях своих царей, а так же о темных деяниях. Относительно последнего Пимен считал, что люди должны извлекать из ошибок урок. Например, избрание царем Бориса Годунова монах считал большим злом, которое допустил народ.
    Пимен, найдя себе дело по душе, ощущает, что сызнова живет. Минувшие события всплывают в его памяти, как уже далекие образы и он пытается их ухватить и сохранить в летописи. Он чувствует приближение старости, уж и память стала не та. Однако свой долг – дописать летопись – он обязан выполнить.
    Образ Пимена хоть и вымышленный, но реалистичный. Многие в нем увидели летописца Нестора. Но на самом деле Пушкин сделал обобщенный образ лучших русских летописцев. Автор восхищался их смиренностью, кротостью, самоотверженным трудолюбием. Недаром другой персонаж Григорий Отрепьев любуется ним в пятой сцене и говорит, что любит его спокойный вид. Юный монах пытается угадать, о чем сейчас пишет Пимен. Но его вид одинаково спокоен, и когда он пишет о благородных событиях, и когда о темных злодеяниях. Летописец отвергнул собственные эмоции для того, что объективно описывать события. Его вид кажется Григорию одновременно смиренным и величавым. Однако юноша завидует богатому прошлому этого человека. Он жалеет, что так рано вынужден смирить свой пыл в монастыре. Более правильным ему кажется путь Пимена – от насыщенной событиями молодости к тихой старости.
    Для Пушкина Пимен – идеальный образ русского летописца. Автор выделяет такие основные качества летописи: объективность, беспристрастность летописца, детальность и широта описываемых событий. Всех этих правил Пимен придерживается с особой старательностью. И он надеется, что Григорий Отрепьев продолжит его труд с таким же старанием. Вот только судьба Григория Отрепьева сложится абсолютно иначе, и отчасти, это есть результатом влияние летописца Пимена.

  9. 9
    Текст добавил: Прямоугольник

    Пимен – человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.
    Образ Годунова Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.
    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.
    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

  10. Мясоедов Григорий Григорьевич – известный русский живописец конца 19-го века. Он знаменит не только талантливыми картинами, но и своим участием в основании общества художников-передвижников, вдохновлявшихся народническими идеями. Такие художники как Левитан И. И., Серов В. А., Васнецов В. М. и другие являлись участниками этого общества, организовывали выставки, просвещали массы.
    Григорий Григорьевич образован, обладает критическим и аналитическим складом ума, интересуется русским характером, бытом, историей.
    Так, за произведение «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», созданное в 1862 году, он получает золотую медаль Императорской Академии художеств и отмечается Советом Академии как знаток русской культуры.
    Полотно написано по произведению А. С. Пушкина – «Борис Годунов». Образ Гришки Отрепьева (Лжедмитрия) очень важная фигура в драме, он – порождение той смутной эпохи, авантюрист, самозванец, честолюбец.
    На картине Мясоедова изображены реальные персонажи и историческое событие 1603 года. Что же происходит по сюжету?
    Отрепьев, мечтающий поскорей добраться в Литву, останавливается в приграничной корчме, где ест и пьет за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Входят приставы, посланные Борисом Годуновым для поимки Гришки-самозванца. Отрепьев сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. При этом, приставам он описывает внешность отца Варлаама, говоря, что этому вору Гришке за пятьдесят, что он маленький и толстый. Монах вырывает бумагу и читает настоящее описание Отрепьева, при этом сам Григорий стоит с рукою за пазухой. Поняв, что обман открылся, Гришка выхватывает нож и, угрожая и расталкивая приставов, выпрыгивает в окно и убегает. Его срок еще не пришел.
    Высветленный передний план и уходящий в тень задний, придают общее впечатление театральной сцены, герои полотна в активном движении, вся картина полна динамизма и экспрессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *