Сочинение на тему образ ивана грозного в песне про купца калашникова

11 вариантов

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил “Песню…”, видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее”, — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице “удалого купца” Калашникова.
    В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре “во златом венце” — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его все бояре да князья,
    По бока его все опричники.
    На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в “Песне…” царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или “казна поистратилась”, или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:
    Не родилась та рука заколдованная
    Ни в боярском роду, ни в купеческом…
    Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако “баре богатые” проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.
    Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего “государя”, главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель “честного народа”, вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним.
    В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и “закон господний”, побеждает бесчестного врага.
    Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны “молоду жену и сирот”, а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.
    Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, “вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории”.

  2. Степан Калашников – главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Мы знакомимся с ним уже в самом начале поэмы. Он занимался своим делом, держал лавку с товарами на базаре и предлагал их всякому покупателю. Заманивал Калашников покупателей мягким, приятным голосом, да в свободное время монеты золотые пересчитывал. А дома купца ждала молодая жена Алена Дмитриевна и ребеночек.
    И вот однажды, недоброе случилось в жизни Степана Парамоновича. Царский опричник Кирибеевич положил глаз на его супругу – Алену Дмитриевну, и, не стыдясь никого в округе, начал приставать к замужней женщине. Опозорил он жену Калашникова, предлагал ей всякие вольности, богатства и прочие роскоши, дабы она стала его женщиной. Вот о таком происшествие поведала Алена Дмитриевна мужу своему законному. И такой поступок Кирибеевича просто возмутил купца.
    Не боясь последствий, вызвал он молодого опричника на кулачный бой, ведь была затронута честь и достоинство его семьи. Не побоялся он наказания, которое может настигнуть в конечном итоге.
    Степана Калашникова можно сравнить с образом удалого богатыря, который совершает благие поступки ради себя и других, ради доблести и чести всего народа русского. Знал купец, что разгневает царя своею выходкой, однако, не усмирить было возмущенную мужскую душу.
    Перед боем Калашников с уважением кланяется перед царем, затем оборачивается и отдает поклоны белому Кремлю и всему народу. В начале боя, Степан Парамонович терпит поражение, но, в конечном итоге, собирает все силы свои и побеждает наглого и лицемерного опричника.
    Конечно, за такой поступок царь казнит Калашникова. Однако, проявив симпатию к Степану – богатырю, за его честь и доблесть, милует жену и ребенка купца, обещает позаботиться о них.
    Принял Калашников смерть не по законам христианским. И похоронили его в просторном поле. А в память о таком доблестном поступке и о таком удалом купце была сложена песня. И каждый, кто проходил мимо могилы Степана Калашникова вспоминал о его смелом и отважном поступке.

  3. Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
    Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
    Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
    Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
    По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу «привесть его (купца) пред лицо своё».
    Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
    К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
    Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
    Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
    Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

  4. Категория: Песнь про царя Ивана Васильевича
    Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
    Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
    Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
    Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
    По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу “привесть его (купца) пред лицо своё”.
    Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
    К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
    Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
    Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
    Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.”

  5. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
    В первой главе поэмы описывается царский пир:
    И пирует царь во славу Божию,
    В удовольствие свое и веселие.
    Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
    На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
    …топнул о землю
    И нахмурил брови черные;
    Повелел он схватить удалова купца
    И привесть его пред лицо свое.
    Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:
    Молодую жену и сирот твоих
    Из казны моей я пожалую,
    Твоим братьям велю от сего же дня
    По всему царству русскому широкому
    Торговать безданно, беспошлинно.
    Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:
    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить…
    Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
    Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
    и удалого купца Калашникова»
    (2 вариант)
    Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
    В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.
    Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».
    Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»
    В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.
    В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

  6. Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
    Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
    Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
    Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
    По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу “привесть его (купца) пред лицо своё”.
    Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
    К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
    Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
    Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
    Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.”
    Добавил: GranD52

  7. 7
    Русские писатели об Иване Грозном В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»
    8
    Русские писатели об Иване Грозном Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум пре- восходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необык- новенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосу- дием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»
    9
    М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сегодня мы остановим- ся на знакомом вам про- изведении М.Ю.Лермон- това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо- лодого опричника и уда- лого купца Калашнико- ва». Сегодня мы остановим- ся на знакомом вам про- изведении М.Ю.Лермон- това «Песня про царя Ивана Васильевича, мо- лодого опричника и уда- лого купца Калашнико- ва».
    10
    История создания поэмы М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин- терес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современ- ников. М.Ю. Лермонтов проявлял особый ин- терес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современ- ников.
    11
    История создания поэмы Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов- ской истории – царствование Ивана Грозного. Ещё подростком поэт сумел оценить народную поэзию. В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». Лермонтов знакомится с русской стариной, народными поверьями и песнями. В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период москов- ской истории – царствование Ивана Грозного. Задумал свою «Песню» Лермонтов в 1836 году.
    12
    История создания поэмы По свидетельству современни- ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье- вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп- ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга- ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами. По свидетельству современни- ков, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод: во время пребывания Михаила Юрье- вича в университете произошёл случай увоза красавицы-жены куп- ца, жившего в Замоскворечье, по – старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за поруга- ние жены и затем, арестованный, наложил на себя руки (убил себя). Возможно также, что сюжет поэмы был навеян Лермонтову русскими народными былинами.
    13
    Сюжет поэмы Давайте вспомним сюжет этого произведения: Давайте вспомним сюжет этого произведения: экспозиция – пир у царя
    14
    Сюжет поэмы завязка – встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем
    15
    Сюжет поэмы кульминация – кулачный бой
    16
    Сюжет поэмы развязка – победа Калашникова и его смерть развязка – победа Калашникова и его смерть
    17
    Система образов в поэме Давайте вспомним персонажей этого произведения. Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, «статный молодец», «удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи.
    18
    Система образов в поэме Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит му- жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором. Алёна Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит му- жа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором.
    19
    Система образов в поэме Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым. Кирибеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину, «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.
    20
    Система образов в поэме Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье- вича, прозванного народом Грозным. Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Василье- вича, прозванного народом Грозным. Ярко и живо рас- крыл образ царя М.Ю.Лермонтов в своём произведе- нии.
    21
    Образ Ивана Грозного в поэме Давайте прочитаем отрывки из поэмы и по- думаем, какую характе- ристику можно дать Ивану Грозному.
    22
    Образ Ивана Грозного в поэме В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред- стаёт перед нами великим грозным правителем. В поэме М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич пред- стаёт перед нами великим грозным правителем. Это подтверждают слова: Это подтверждают слова: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич». «И пирует царь во славу Божию, «И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие…»
    23
    Образ Ивана Грозного в поэме «Вот нахмурил царь брови черные И навёл на него очи зоркие, Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником». «Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?» Из этих слов можно сделать вывод, что царь суровый и подозрительный.
    24
    Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит: Обращаясь к Кирибеевичу, своему любимому опричнику Иван Грозный говорит: «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные». П о этим словам можно сказать, что царь бывает щедрым по отношению к своим любимцам.
    25
    Образ Ивана Грозного в поэме Царь Иван Васильевич – хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности. Царь Иван Васильевич – хранитель православной веры, он соблюдал законы нравственности. На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему: На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину, это было преступление против Закона Божьего. Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему: Но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину. «Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся».
    26
    Образ Ивана Грозного в поэме На Руси кулачный бой шёл до первой крови, убивать противни- ка было нельзя. Царь Иван Ва- сильевич вынужден был казнить купца Калашникова, так как он на- рушил вековые традиции госу- дарства – убил опричника Кири- беевича. «… царь Иван Васильевич Прогневался гневом, топнул о землю И нахмурил брови чёрные; Повелел он схватить удалова купца И привесть его пред лицо своё» Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток. Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток.
    27
    Образ Ивана Грозного в поэме Как возговорил православный царь: «Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя, Ты убил насмерть мово верного слугу, Мово лучшего бойца Кирибеевича?» Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нару- шаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его цар- ской власти.
    28
    Образ Ивана Грозного в поэме Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном боль- шого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вы- нужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный – навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.
    29
    Образ Ивана Грозного в поэме Иван Грозный обращается к купцу Калашникову: «Я топор велю наточить – навострить, Палача велю одеть – нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…» Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни- кову. Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашни- кову.
    30
    Образ Ивана Грозного в поэме Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной: Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо. Образ смелого купца Калашникова остался в памяти народной: «Схоронили его за Москвой – рекой,… И гуляют – шумят ветры буйные Над его безымянной могилкою. И проходят мимо люди добрые: Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится. А пройдут гусляры – споют песенку».
    31
    Образ Ивана Грозного в поэме Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва- сильевич говорит: Обращаясь перед казнью к Калашникову, царь Иван Ва- сильевич говорит: «Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно». Здесь мы видим царя, готового помочь семье осуж- денного человека. Здесь мы видим царя, готового помочь семье осуж- денного человека.
    32
    Вывод М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречи- вость характера Ивана Грозного. Положительные качества Царь великий и грозный правитель. Щедрый. Хранитель православ- ной веры и русских традиций. Милостивый. Готовый помочь семье осуждённого человека Отрицательные качества Суровый. Подозрительный. Подозрительный.Жестокий.ВспыльчивыйНесправедливый.
    33
    Вывод Итак, мы подтверждаем нашу гипотезу, что М.Ю.Лер- монтов в своём произведе- нии «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изобразил Ивана Грозного как личность и жестокую, и милостивую.
    34
    Информационные ресурсы Печатные источники: 1) Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе, Соч., т. 6, СПб., ) Карамзин Н.М. Предания веков. – М:Правда, ) Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.,Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.:Русское слово, ) Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Метод. советы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, )Иван IV Грозный Сочинения.-СПб., )Толковый словарь русского языка 7)История России с древнейших времён до конца XVII века. М., )Ключевский В.О. Сочинения. Том II. Часть 2. Лекция XXX. Характеристика царя Ивана Грозного // Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М., )Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., Интернет – ресурсы: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)Библиотека электронной книги

  8. 8
    Текст добавил: Люблю тебя ...

    Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которая переносит нас совсем в другую эпоху — время царствования Ивана Грозного.
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Многое узнаем мы об этом времени из «Песни…» Во-первых, что царь действительно был грозным. Горе тем, кто оказывался у него в немилости, ослушивался царской воли, потому что гнев Ивана Васильевича мог стоить ослушнику жизни.
    Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил оконечником.
    Становится нам известно и то, что приближенные к царю опричники чувствовали за своей спиной сильную руку правителя и часто совершали подлые, беспечные поступки, оставаясь безнаказанными. В «Песне…» любимый опричник царя Кирибеевич преследует молодую красавицу Алену Дмитревну — жену удалого купца Калашникова. Кирибеевича не смущает, что он задумал недоброе, подлое дело, что его поступок может разрушить крепкую счастливую семью. Его любовь навязчива и эгоистична, его не волнуют ни чувства избранницы, ни ее дальнейшая судьба. Но в конце «Песни…» Кирибеевич получил достойное наказание за свою самонадеянность. Бой, объявленный царем, чтобы добры молодцы померялись силами и показали свою удаль и бойцовские качества, оказался последним для молодого дерзкого опричника. Однако и удалой купец Калашников, вступившись за доброе имя и честь своей жены, по велению царя прощается с жизнью, потому что, сознавшись в умышленном убийстве, он не захотел раскрывать его причин.
    Таким образом М. Ю. Лермонтов в своей песне не только затрагивает вечную проблему взаимоотношений людей, но и ярко и живописно представляет нам жизнь в эпоху царствования Ивана Грозного.

  9. План
    Введение
    В поэме М.Ю. Лермонтова изображена эпоха Ивана Грозного.
    Основная часть
    Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко:
    — смена настроения царя;
    — гнев царя, увидевшего смерть своего верного слуги.
    Калашников не боится гнева царя:
    — он защищает честь семьи;
    — Калашников не называет причину, по которой убил Ки- рибеевича.
    Казнь Калашникова.
    Заключение
    М.Ю. Лермонтов создал противоречивый образ русского царя.
    В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
    В первой главе поэмы описывается царский пир:
    И пирует царь во славу Божию,
    В удовольствие свое и веселие.
    Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
    На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
    …топнул о землю
    И нахмурил брови черные;
    Повелел он схватить удалова купца
    И привесть его пред лицо свое.
    Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Ки- рибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:
    Молодую жену и сирот твоих
    Из казны моей я пожалую,
    Твоим братьям велю от сего же дня
    По всему царству русскому широкому
    Торговать безданно, беспошлинно.
    Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:
    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить…
    Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны — веселого и щедрого, а с другой — жестокого и коварного.

  10. Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
    Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
    Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
    Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
    По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу «привесть его (купца) пред лицо своё».
    Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
    К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
    Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
    Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
    Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *