Сочинение на тему образ катерины в драме гроза островского

13 вариантов

  1. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  2. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  3. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  4. Катерина Кабанова добра, совестлива и набожна. Она просто не может скрывать свою измену и решает всем открыто о ней рассказать.
    Островский в своей пьесе создает интересный эффект: все персонажи, находящиеся вокруг правильной и скромной Катерины, выглядят отрицательными и неприятными. К их числу относятся Кабаниха, Дикой, Тихон и другие.
    После прочтения произведения Катерину становится жалко, ведь она была сильно измучена жизнью. И все-таки, несмотря даже на самоубийство, она заслуживала быть прощенной своими близкими. На мой взгляд, она гораздо положительнее не только остальных персонажей пьесы, но и многих реальных людей, потому что она не сидела, сложа руки, слепо подчиняясь приказам Кабанихи и мужа, а находилась в постоянном поиске. Но, так и не найдя того, что хотела (а чего именно – она и сама не знала), решила покончить с жизнью и, возможно, в ее случае это был правильный выбор.
    Очень часто Катерину Кабанову сравнивают с Катериной Измайловой из повести Н. Лескова «Гроза», и это весьма обоснованно, так как обе эти героини поставлены своими авторами практически в одинаковые условия: обе вышли замуж не по любви, обе не  могут  иметь детей и сидят дома практически взаперти. Их мужья в начале произведений уезжают по делам, и обе они позволяют во время отсутствия супруга начать встречаться с другим мужчиной, влюбившись в него. Но дальше сходства в их судьбах на время исчезает, так как каждая из Катерин принимает важное решение, противоположное решению другой Катерины.
    В отличие от Измайловой, которая решила вместе с любовником убить мужа и совершить еще череду убийств, Катерина Кабанова, обладавшая добрым сердцем, стала винить в содеянном только себя саму, поэтому и совершила самоубийство. Интересно, что Катерина Измайлова тоже погибла, но при этом она является полной противоположностью Кабановой.
    Катерина из «Грозы» является ярким образом и примером девушки, которая оступилась, но признала свою ошибку и не скрывала ничего от окружающих, но те ее не поняли и не приняли, из-за чего ее судьба закончилась трагически.

  5. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
    Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле», среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
    Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
    Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
    Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
    Катерина и кабаниха — это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха — это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же — единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины — это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
    Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.
    У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины — это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи — это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи — это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
    Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
    Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».
    Варвара – наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Ложь для нее — норма жизни: «У нас весь дом на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
    А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем.
    Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…»
    Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.
    Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.
    Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительное дело».

  6. 6
    Текст добавил: *** К@пRизЮ/ьk@ ***

    Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
    Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
    Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
    Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
    Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

  7. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

    Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы. Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?
    Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.
    Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?
    Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.
    Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».
    Какая же она — русская женщина Катерина?
    Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?
    Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.
    Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

  8. 8
    Текст добавил: учитель химии

    Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.
    Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.
    Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
    «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.
    Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.
    Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.
    Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  9. 9
    Текст добавил: Хочешь - добьешься

    Русская литература XIX века представила нам галерею удивительных женских образов. Мы хорошо помним пушкинскую Татьяну Ларину — скромную, кроткую и в то же время очень глубокую натуру. Лермонтовская княжна Мери мила своей почти детской непосредственностью, а Вера поражает способностью к самоотверженной и бескорыстной любви. Когда же мы встречаемся в романе И.А. Гончарова с Ольгой Ильинской, то видим в ней нарождающийся тип русской женщины, верящей в свои силы и стремящейся перевоспитать и защитить слабого, но искреннего и доброго мужчину. Полна глубины страдания от несоответствия внутреннего мира внешним условиям Лариса Огудалова в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Но образ Катерины из драмы «Гроза» все-таки стоит особняком во всей русской литературе.
    Будучи выходцем из купеческой среды, хорошо зная быт и нравы Замоскворечья, Островский показывает совершенно новую для нас героиню. Новизна этого образа состоит в том, что Катерина единственная из всех перечисленных женских типов не является дворянкой, не обременена грузом образования и светского воспитания. Она представительница купеческого сословия и несет в себе все характерные социальные признаки взрастившего ее мира. Это природная натура, данная автором во всей своей чистоте и непорочности.
    Катерина — девушка, которая жила и воспитывалась свободно: «словно птичка на воле». Эта вольность в желаниях и, в общем, не ограниченная никем свобода не развили в ней порочных качеств. Свойственная купечеству природная набожность, помноженная на страстность героини, не позволила ей приспосабливать религиозные принципы к окружающей обстановке. Вера Катерины безгранична, но это не значит, что девушка живет в полном согласии с собой и с Богом. Вся жизнь ее полна внутренних противоречий. Героиня едва ли не ежеминутно переходит из одной крайности в другую. Купеческая среда неоднородна, и принципы воспитания в родительском доме не согласуются с тем, как приходится жить в невестках. Катерина находится в постоянном смятении, в поиске, страдая от невозможности примирить в себе непримиримое. Сегодня она раскаивается в том, что делала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра.
    Своеобразие этой натуры состоит в том, что Катерина не принадлежит к буйным характерам, разрушающим все на своем пути. Наоборот, ее можно назвать кроткой, стремящейся к покойной любви и мирному семейному счастью. Она едва ли не идеальная жена. Героиня пытается жить в гармонии с собой и окружающими, но, выйдя замуж, попадает в своеобразную клетку, в мир, которым правит надменная, властная Кабанова.
    Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора для светлых видений, нет свободы чувствам. Когда Катерина хочет обнять мужа, старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Тогда же, когда женщине хочется остаться одной и тихо, как раньше, погрустить, переживая предстоящую разлуку, свекровь упрекает: «Отчего не воешь?» Тысячи нелепых, неискренних условностей, дань обрядам тяжелой «старины» не дают воли проявлению свободных и простых человеческих чувств.
    Катерина ищет света, воздуха, хочет посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе. В доме она находится под неусыпным контролем. В душе героини поселился страх, боязнь каких-то темных сил, чего-то неведомого. Область греха расширилась до бесконечности, не давая возможности жить в согласии с собой. Теперь Катерина даже мыслей своих боится, за все ожидая кары небесной.
    Обстановка нагнетается, драматургический конфликт достигает своего апогея. Гроза собирается над городом Калиновым, гроза зреет в душе героини. А тут еще эта полоумная барыня: «Все в огне гореть будете неугасаемом, все в смоле будете кипеть неутолимой!»
    Катерина не видит ангелов «из пыльного столба». В глаза ей бросается картина «геенны огненной». Женщина не может больше жить под этим гнетом. Опереться-то ей не на кого, нет тепла и поддержки со стороны мужа — безвольного и слабого человека. А всего-то и нужно, что доброе слово, искра чувства. Так неужели это грех — быть счастливой?!
    Любовь к Борису рождается из безысходности. Этот человек из другого мира. Он ничего не требует, ни в чем не упрекает и не винит — просто по-доброму и спокойно говорит с Катериной. Но счастье нескольких свиданий оказывается недолгим. Героиня осознает степень греховности своей связи и не может жить в обмане, как Варвара. Себя не обманешь. Бога не обманешь. И женщина открывается и признается во всем, подвергая себя презрению, осуждению, ненависти со стороны калиновцев.
    Теперь ей и вовсе нет жилья в доме Кабанихи. Но разве не старалась Катерина сохранить брак, разве не просила мужа забрать ее с собой или хотя бы взять с нее страшную клятву? Все оказалось напрасным.
    Нет сил больше бороться с собой, но нет сил и одержать победу над «темным царством». Героиня одна, и гибель ее представляется неизбежной. Вернуться домой — все равно что в могилу. «Так не лучше ли и правда в могилу?» — вот к чему в конце концов приходит Катерина.
    Самоубийство — самый тяжкий грех, этого не могла не понимать отчаявшаяся женщина. Она, глубоко и искренне верующий человек, идет не просто против устоев «темного царства» — идет против Бога. И в этом трагедия образа Катерины. Смерть ее скорее освобождение, чем гибель. Покинув пошлый и гнетущий мир, героиня сохраняет свою внутреннюю свободу. Теперь Кабаниха не властна над ней.
    Поступок Катерины — вызов, брошенный всему «темному царству». В этом сила характера героини.
    Гроза разразилась. Город Калинов уже не сможет остаться прежним. Впервые повышает голос на мать Тихон, уходит Варвара, меняется Борис. Рушится власть самодуров, державшаяся на беспрекословном подчинении. Смертью своей героиня изменила мир, устои которого казались незыблемыми. Можно сказать, что Катерина и есть сама гроза — тревожная, страшная, но очищающая.
    Такого сильного и крепкого образа не было еще в русской литературе. Его явил миру удивительный, яркий и самобытный драматург А.Н. Островский.

  10. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека.
    В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, поэтически настроенной натурой. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина ее глубокой жизненной драмы.
    Образ Катерины характеризуется непосредственностью, наивностью, нежностью, стремлением к свободе. В этом образе Островский отразил моральную чистоту и красоту русской женщины. Природа наградила героиню честностью, искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера.
    Островский начал пьесу на прекраснейшем берегу Волги, тем самым он стремился ввести зрителей в атмосферу жизни городка, создать тот общественный фон, без которого нельзя понять драму Катерины. На первый взгляд, жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном счете привела Катерину к обрыву.
    Героиня сначала не желает считаться с общественным мнением калиновских обывателей: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Но ей не удалось вынести тяжесть “людского суда”: “Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза…”
    Драма Катерины совершается на глазах у города. На людях она призналась в измене мужу, на людях бросилась с обрыва в Волгу.
    Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях — в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть.
    С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: “Что-то во мне такое необыкновенное”, “точно я снова жить начинаю”. Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее).
    Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: “Я его и знать не хочу!” Но уже в следующую минуту она признается: “Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да и не могу никак”. Катерина остается верна себе, и “переломить” себя, то есть изменить своему характеру, она не может. Ей остается только терпеть: “Уж лучше я буду терпеть, пока терпится”.
    Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Катерина оскорблена тем, что она смеет так бесцеремонно вставать между ней и Тихоном. В сцене прощания с мужем слышится не только боязнь остаться наедине с искушением, но и предчувствие того неисправимого, что случится после его отъезда. Еще важнее отчаянная, но искренняя попытка обрести близость с Тихоном: “…как бы я тебя любила…”
    В монологе с ключом Катерина пытается сначала отвлечь себя, но она не может, да и не хочет себя обманывать: “Перед кем я притворяюсь-то!” В этом суть: притворяться героиня драмы ни перед кем не будет, и тем более перед собой. Опорная фраза монолога — “А горька неволя, ох, как горька”. Горечь неволи, быть может, и толкнула героиню драмы на шаг, который оказался для нее роковым. Монолог, начавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: “Будь что будет, а я Бориса увижу!”
    Стоя у калитки, Катерина все еще сомневается, надо ли ей идти на встречу, но потом решает, вопреки всему, последовать велению своего сердца.
    В том, что Катерина не побоялась “людского суда”, мы можем убедиться в сцене признания. Для нее невыносимо то положение, в котором она оказалась. Обманывать мужа ей не позволяет чистота души. Недаром она открылась Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. После того как она все рассказала, она все же осталась верна своему чувству к Борису. Катерина сознает преступность своей любви, но она готова пренебречь всем и связать свою жизнь с ним.
    Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить “темное царство”, погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву.
    Катерина любит не так, как заурядный человек, она готова на все ради любимого, даже преступить священные для нее понятия о грехе и добродетели. Читатели и автор сходятся в своей оценке Катерины. Для нас она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.

  11. 11
    Текст добавил: ЛюБлЮ сВоЮ жИзНь

    Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году, накануне отмены крепостного права. В ней писатель изображает «темное царство» самодаржавно-крепостнического деспотизма. Необузданный произвол и насилие царят в изображенном Островским городе Калинове, олицетворяющем всю Россию, Дикие и Кабановы – воинственные защитники отсталости, мракобесия, убежденные сторонники заветов старины, стараются не допустить, остановить шествие всего нового и прогрессивного. Выдающееся значение «Грозы» состоит в том, что Островский, обличая жестоких героев «темного царства», показал появление стихийного протеста их жертв. С наибольшей силой этот протест выражает Катерина. До замужества Катерина жила как «птичка на воле». Она любила цветы, любила слушать рассказы странниц, вышивала золотом по бархату, молилась. Катерина – цельный, простой, волевой, решительный и свободолюбивый характер русской женщины. Всем существом ненавидя окружающий ее быт, задыхаясь в нем, Катерина страстно стремится к воле, к свету, к любви, которой до сих пор не знала. Катерина не может обманывать. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то не могу». Но жизнь без обмана в доме Кабанихи невозможна, и Варвара объясняет это Катерине: «У нас ведь дом на обмане держится, а без этого нельзя». Она говорит: «Я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». И Катерина, охваченная чувством, нарушает клятву, данную мужу, и идет на встречу с Борисом. Катерина- правдивый и честный человек. Ее угнетало украденное счастье, тревожило то, что на¬рушила клятву верности, данную Тихону. Она не смогла сохранить в тайне свой поступок. Катерина верила в бога, но ее религиозность была сродни вере в волшебные сказки. Катерина обращает внимание на предрассудки, которые заставляют воспринимать светлое чувство любви как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается погасить в себе радость любви, озарившую ее жизнь. Когда началась гроза, Катерине показалось, что наступает решительная расплата за ее грех. Это убеждение еще больше увеличили странная барыня со своими проклятиями и древняя картина на стене, изображающая ад, где мучились грешники. Катерина не смогла сдержать себя – и в состоянии помрачения, в полубреду, она всенародно кается в своем грехе. Кабаниха рада этому. Наконец-то у нее есть новая жертва, чтобы до конца дней своих точить ее. С победным видом она говорит: «Что, сынок, куда воля-то ведет. Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Катерина ушла из дому на берег Волги. Там, встретившись с Борисом, она рассказывает, как с ней стали обращаться Кабановы. Она говорит: «Мучают меня, запирают. Кабаниха говорит мужу: «Не верь ей, она хитрая!», все ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове тобой попрекают». Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой, он отказывается. Если бы он захотел взять ее с собой, то она с радостью пошла бы за любимым человеком. Катерина понимает, что, если она вернется домой, Кабаниха будет мучить ее всю жизнь. И она решает, что лучше умереть, чем терпеть издевательства Кабанихи. С этими мыслями она и покидает этот мир, бросившись в Волгу… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под домашней пыткой. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Своей смертью она бросает вызов крепостническому строю. Смерть Катерины – это не поражение, не трусость, это проявление ее характера, ненависти к «темному царству», стремление к воле, осознание своих человеческих прав. Образ Катерины является одним из самых лучших образов русской женщины в литературе XX века.

  12. Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
    Итак, Катерина росла счастливой, романтичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты – набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. И самое главное в образе Катерины – ее мечтательность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того постороннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Катерины изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и при-земленности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно, за кого выходить замуж. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Ей остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но. жить ей становится все труднее, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где царят унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он покидает Катерину, уезжая на время, чтобы нагуляться вволю, молодая женщина становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ хвастливо свои качества «настоящего мужчины», как Паратов из «Бесприданницы», и даже не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, она не давала Катерине окончательно зачахнуть, поддерживала ее. Она решилась на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость и заявившим о своих элементарных правах. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему для нее более невозможно. Она принесла чистоту своей совести в жертву духовной свободе и Борису.
    Идя на этот шаг, Катерина уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина помутнения ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она страшилась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина.
    Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации
    Катерина считает смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою Душу.
    Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере героини все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что она составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, кроме русского человека, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь самим собой, внутренне свободным, а не рабом.

  13. Сочинение: Образ Катерины в драме «Гроза»

    Образ Катерины в драме “Гроза”

    Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга.
    Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам
    поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес
    о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”.
    Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана
    первая драма из этого цикла – драма “Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
    Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.
    Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины. Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”. Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *