Сочинение на тему образ маленького человека в повести гоголя шинель

15 вариантов

  1. Проблема «маленького человека» проходит красной нитью по циклу «Петербургские повести» Николая Гоголя. Писателя возмущало то, как сильные и богатые люди могли обидеть простого человека. Это считалось правилами хорошего тона.
    Стоит отметить, что образ «маленького человека» был не нов для русской литературы, но наиболее ярко он был раскрыт в повести «Шинель».
    Выражение «маленький человек» не стоит воспринимать в прямом смысле. Оно применимо к мелким чиновникам, которые не обладали богатством, социальным статусом, были молчаливой «серой» массой. Кроме всего прочего, «маленький человек» обладает скудным внутренним миром.
    Главный герой повести «Шинель» – Акакий Башмачкин, будучи мелким чиновником, даже не задумывался над своей деятельностью. Он из дня в день переписывает бумаги. Акакия волнуют лишь ровные строчки. Более того, он ни чего больше не умеет. Когда нужно проявить инициативу, он просто говорил: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
    Самое страшное то, что главный герой не пытается что-то изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не понимает, зачем живет.
    Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно единственным в его жизни. А кража столь ценной для него шинели, обернулась трагедией.
    Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а тем более чем-то помочь. Его смерть заметили только на четвертый день.
    Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что и в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до нас мысль о таких людях. Мы должны научиться обращать на них внимание и протягивать руку помощи.
    Стоит отметить, что подшучивая над такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем совершать. Иногда мы раскаиваемся, иногда нет.
    Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда восторжествовала справедливость.
    Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.

  2. В своем произведении Гоголь затронул проблему «маленького человека». Эту проблему автор раскрывает на примере главного героя повести – Акакия Акакиевича.
    Проблема Акакия заключается не в том, что он маленького роста, а в том, что он маленький душой. Давайте разберемся, откуда же у главного героя такая проблема.
    Башмачкин с самого рождения был обижен судьбой. Назвали его в честь его отца. Хоть автор и скрывает судьбу его отца, но не сложно предположить, что он тоже был замкнут в себе, и его судьба передалась и нашему бедному герою.
    Акакий был серым, незаметным человеком маленького роста, морщинистый, бледный. Автор не может даже точно указать его возраст, до того он был обыкновенный и невзрачный.
    Профессия Акакия – титулярный советник. Жил он полностью в своей работе. Даже перед сном она занимала все его мысли: что он будет переписывать завтра, чем он вообще будет заниматься. Автор указывает на скудность интересов героя, ограниченность его ума. Гоголь показывает, что Акакий совсем потерял интерес к жизни. Он зря нагружал себя абсолютно бессмысленной работой, а ни на что кроме этого времени у него не оставалось.
    Все люди, окружающие его на работе, не проявляли к нему никакого интереса и уважения. Коллектив вообще не считал Акакия Акакиевича за человека. Автор не единожды сравнивал его с мухой. Если его и замечали, то только с целью обидеть или оскорбить. Но герой не обращал на это никакого внимания. Он так погрузился в себя и свои бумажки, что почти разучился разговаривать с людьми. Он просто не мог постоять за себя.
    Одно из ключевых событий в его жизни – покупка шинели. После ее покупки, герой сразу решил, что теперь все начнут уважать его, ценить. Он лишь обманывал себя, ведь смог измениться только внешне, а никак не внутренне, оставшись таким же зажатым и замкнутым в себе.
    Встречи со значительными лицами лишь сильнее унижали его. В наше время часто бывает именно так. Бедные люди боятся потерять работу, и вынуждены подчиняться «хозяевам их жизни».
    Конечно, Акакий во многом сам виноват в своих бедах и несчастьях, но все же все люди должны быть милосерднее, снисходительнее к таким маленьким людям.
    Раз Гоголь затронул данную проблему, значит, в ней есть нечто очень опасное для всего человеческого общества. Наша задача – понять, разгадать эту загадку и сделать так, чтобы эта проблема навсегда осталась в прошлом.

  3. Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день. Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени. Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».
    Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.
    Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?
    Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.
    Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен. Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
    По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.
    Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.
    Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом. Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость. Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.
    Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.
    Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это. Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем. Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»
    Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.
    Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
    Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину. .

  4. Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
    Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмач- кин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
    Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…»
    Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
    И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», — пишет Гоголь.
    Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
    Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет како- го-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
    Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».

  5. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства.
    Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
    Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
    Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».
    Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
    Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
    В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

  6. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
    Такое же впечатление духовной мизерности и утлос-ти от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
    “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…”. Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
    Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
    Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
    Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
    Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей.
    “Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
    Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью, “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости”.
    Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
    Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
    Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
    В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств

  7. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
    Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
    “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
    Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
    Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
    Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
    Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
    “Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
    Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…”.
    Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
    Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
    Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
    В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

  8. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического.
    Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них — это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем крепостнического государства.
    Повесть «Шинель» — самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
    Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича — предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Баш- мачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
    Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».
    Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Башмачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш- мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
    Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
    В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

  9. Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
    Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
    Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…”
    Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
    И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет Гоголь.
    Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
    Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

  10. Тема повести «Шинель» Гоголя – рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством – это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.
    Герой повести Гоголя «Шинель» – это чиновник низшего ранга – Акакия Акакиевич Башмачкин. Он проживает в в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.
    Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели» была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.
    Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.
    Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.
    «Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.
    Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Герой «Шинели», как умеет, вступает в борьбу и пытается отстоять свое достоинство и право на лучшую жизнь.
    Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. Он напоминает, что уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.
    В повести «Шинель» автор восстановил справедливость фантастическим способом: призрак чиновника наводит ужас в Петербург. Он отбирает шинели у прохожих, и добирается до властного лица, некогда обидевшего его.

  11. Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
    Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
    “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
    Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
    Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
    Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
    Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
    “Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
    Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…”.
    Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
    Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
    Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
    В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

  12. Текст сочинения:
    Все мы вышли из гоголевской Шинели. Ф.М.Достоевский
    Над повестью Шинель Николай Васильевич Гоголь работал с 1839 по 1841 год. Это одно из последних произведений петербургского цикла. В повести писатель продолжает тему маленького человека, бедного чиновника. Впервые эта тема была открыта А.С.Пушкиным. Гоголь развивает ее в Записках сумасшедшего, Невском проспекте, Портрете. Образ обиженного человека, долгое время волновавший его, звучи? в Шинели на какой-то высочайше щемящей ноте, наполняет ее огромным социальным и гуманистическим содержанием.
    Рассказ в Шинели ведется от первого лица. Мы видим, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести Акакий .Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек. Автор так описывает внешность главного героя повести: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже па вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место. А молодые чиновники подсмеиваю?ся над ним.
    История Акакия Акакиевича Башмачкина, вечного ?и?улярного советника, история искажения и постепенной гибели человека под властью социальных обстоятельств. Бюрократический аппарат доводи? героя до полного отупения. Весь смысл его существования своди?ся к переписыванию нелепых казенных бумаг. Больше ничего ему не надо, жизнь его ничем не согрета, не просветлена. В результате Башмачкин превращается в пишущую машину, лишается всякой самостоятельности и инициативы. В то же время даже на дне этой исковерканной души Гоголь отыскивает человеческое содержание. Его герой пытается най?и эстетический смысл в том единственном занятии, которое ему дано: Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавори?ы, до которых если он добирался, то был сам не свой.
    Повествование в повести построено так, что комический образ Башмачкина постепенно станови?ся трагическим. Он ходи? в старой шинели, которую нельзя починить. Для того чтобы купить новую, он экономи?: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. Он и по улицам ходи? осторожно, чтобы не истереть подметок.
    Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло па лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели, пишет Гоголь.
    Новая шинель станови?ся мечтой и смыслом жизни главного героя повести. И вот шинель готова. По этому поводу чиновники устраиваю? банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаю?ся над ним. Но счастье Башмачкина длилось всего один день. Ночью грабители снимаю? с него шинель. На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать.
    В дальнейшем он обращается к значительному чиновнику, но безуспешно. Столкнувшись с вопиющим равнодушием Закона в лице значительного лица, испытав страшное душевное потрясение, герой Шинели заболевает и умирает.
    Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь, пишет Гоголь.
    Подчеркивая ?ипичность судьбы маленького человека, Гоголь говори?, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
    Таким образом, тема человека жер?вы общественной системы доведена до логического конца. Но история жизни Акакия Акакиевича имеет шумное продолжение после смер?и. Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинели не только с прохожих, но и с самого значительного лица. И так пугает чиновника, что тот даже начинает лучше относиться к людям.
    Гоголь умышленно прибегает к фантастике, по она подчеркнуто условна, она призвана здесь раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке, представителе низшего класса общества. Но концовка повести несколько смягчается изображением некоторого исправления значительного лица после столкновения с мер?вецом.
    Основное значение повести Гоголя для русской литературы состои? в том, что он показал в главном герое маленького человека. Постарался, чтобы читатель увидел в нем не просто странного, опустившегося морально безликого чиновника, а, прежде всего, человека. Вся последующая литература так или иначе опиралась на гоголевскую традицию в изображении главных героев.
    Итак, образ Акакия Акакиевича Башмачкина имеет две стороны. Первая духовное и физическое убожество персонажа, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводи?ся на первый план. Вторая произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. Он призывает нас быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.
    Права на сочинение “Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя Шинель” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  13. Акакий Акакиевич живет очень скромно. Он не может себе позволить развлечений, обновить гардероб, что усугубляет его незавидное положение в обществе. Но несмотря на необходимую бережливость наступает момент, когда нашему герою потребовалось заменить свою старую шинель на новую. И что же мы видим? Человек, крайне стесненный в средствах, начинает себе отказывать в элементарном, чтобы осуществить задуманное. С горем пополам Башмачкин становится обладателем новой шинели, но… становится жертвой грабителей и лишается своей новой шинели.
    Что только несчастный писарь не предпринимает. Он обращается везде, куда и к кому только можно, но сталкивается с полным равнодушием людей к беде “маленького человека”. Униженный, раздавленный гнетом своего несчастья, наш герой умирает в полном одиночестве. Никто этого не замечает, а когда узнают его о смерти – это не вызывает у людей сострадания и жалости. Никому нет до этого дела.
    В наше время мы часто можем наблюдать аналогичное отношение людей к коллегам, знакомым и даже к родным. Сколько среди нас живет таких “Башмачкиных”, презираемых многими за их нищету, а порою и за доброту. Это очень страшно. Человеческое бездушие можно назвать хронической и смертельно опасной болезнью общества. Но эту болезнь необходимо лечить!
    Николай Васильевич Гоголь привел пример нестандартного лечения. Призрак, появившийся на улицах города после смерти Акакия Акакиевича, заставляет многих задуматься о своих поступках, а “значительное лицо” даже меняет свое отношение к людям. Именно такой подход писателя, его мистические истории, которые заставляют переоценивать многие моменты в жизни, позволяют и нашим современникам учиться человеколюбию и состраданию.

  14. 14
    Текст добавил: СкользкийПАРКЕТ

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.
    Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник из департамента – бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: герой высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими никакого значения. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Башмачкина окружают молодые чиновники, которые подсмеиваются над ним. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышится что-то вызывающее жалость.
    Я думаю, что Акакий Акакиевич Башмачкин из комического героя превращается в драматического. Не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека. Подчеркивая типичность «маленького человека» Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, его место просто занял другой чиновник.
    Таким образом, Гоголь одним из первых обратил внимание на судьбу «маленького человека». Он наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию. И все же писатель показал в развязке, что и «маленький человек», доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего. И хотя человек жалкий, ничтожный, с узким кругозором, мне все же жаль его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *