Сочинение на тему образ матери в повести детство л н толстого

12 вариантов

  1. Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.
    Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.
    Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.
    Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся.  Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.
    В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.
    Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей.  Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.
    Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

  2. Ребенок запомнил нежный и ласковый голос матери, который никогда не звенел громко и резко, а был тих и спокоен. А еще Николенька вспоминает мамины руки, такие теплые, родные. И ее взгляд, на детей она всегда смотрела с любовью и добротой. Ни одного резкого окрика или упрека не услышали они от мамы.
    Наталья Николаевна – источник всего прекрасного в мире для своего сына Николеньки. Автор на страницах повести воплощает образ своей мамы, доброй, чуткой, отзывчивой женщины, всегда спокойно с пониманием и любовью относящийся к детям.
    Именно такой и рисует нам свою маму Наталью Николаевну главный герой повести Николенька Иртеньев. По происхождению она была княжной. Робкая и уступчивая, она была несчастлива в браке, потому что любит мужа всепрощающе и слепо, терпит его крупные проигрыши в карты, хотя в тайне всегда переживает, что он оставит семью в нищете.
    Давая характеристику этой женщины, можно назвать ее ангелом, всегда добра и искренна, с неизменной улыбкой на губах ,которая делает и ее лучше, и вокруг все становится будто веселее.
    Еще одна черта отличает Наталью Николаевну Иртеньеву – отзывчивость. Ее жизнь складывается из заботы за детьми и постоянной помощи нуждающимся, юродивым и бродягам, она пускает их в дом, кормит. Няне своих детей, а ранее своей собственной, Наталье Савишне, барышня дает вольную. Служанка принимает такое решение с обидой, считая, что надоела господам и от нее хотят избавиться. Но Наталья Николаевна, пытаясь искупить нечаянно нанесенную рану, уговаривает добрую женщину остаться, приводя самый весомый аргумент – без нее дом станет совсем другим.
    Из увлечений матери Николеньки можно отметить два: игру на рояле и вышивание.
    Вот только умерла эта очаровательная и добрая женщина очень рано и в муках. Николеньке было всего лишь десять лет на тот момент. Со смертью матери мальчику просто пришлось повзрослеть.

  3. ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

    О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
    Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел».
    Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
    С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

  4. Образ и характеристика матери в повести “Детство”

    Имя матери Николеньки – Наталья Николаевна:
    “…Вы меня извините, Наталья Николаевна?..”
    Внешность Натальи Николаевны:
    “…выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки…”
    “…мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал…”
    “…своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам…”
    “…Ветер поднимал голубенькую косыночку, которою была повязана ее голова…”
    Наталья Николаевна по происхождению княжна:
    “…старого барина — вашего дедушку, вечная память, князя Николая Михайловича…”
    Наталья Николаевна – очень добрый человек, настоящий ангел:
    “…Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит…”
    “…Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно…”
    “…Да кого она и не любила, правду сказать! Да, батюшка, вашу маменьку вам забывать нельзя; это не человек был, а ангел небесный…”
    Наталья Николаевна – очень ласковая мать. Она часто ласкает Николеньку:
    “…которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал…”
    “…Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь…”
    “…Она еще нежнее целует меня…”
    Николенька тоже очень любит мать:
    “…Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..”
    “…голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга…”
    У Натальи Николаевны прекрасная улыбка:
    “…Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело…”
    “…Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову…”
    Наталья Николаевна – робкая и уступчивая женщина. Муж не прислушивается к ее мнению:
    “…да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи…”
    Наталья Николаевна помогает бродягам, юродивым и т.д. Онакормит их в своем доме и т.д.:
    “…я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…”
    Наталья Николаевна знает в совершенстве немецкий язык. Она часто говорит с детьми на этом языке:
    “…Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве…”
    Наталья Николаевна на досуге занимается вышивкой:
    “…встала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна…”
    Наталья Николаевна любит играть на рояле:
    “…Maman села за рояль…”
    “…Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы…”
    “…после чаю села играть с Любочкой в четыре руки…”
    Наталья Николаевна обучалась музыке у композитора Джона Филда. Его учениками обычно были богатые люди:
    “…Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя…”
    Муж обманывает Наталью Николаевну, но она ему слепо верит:
    “…мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. Он уверил ее, что детей нужно везти в Москву, а ей одной, с глупой гувернанткой, оставаться в деревне, — она поверила…”
    Наталья Николаевна любит мужа и всегда скучает по нему:
    “…несмотря на всю ее доброту, любовь к нему…”
    “…поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!..”
    Наталья Николаевна прощает мужу его крупные проигрыши в карты:
    “…я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим; поэтому, если только дело это можно поправить, пожалуйста, много не думай о нем и не мучь себя напрасно…”
    “…Прощай же, милый друг, не беспокойся, пожалуйста, ни о моей болезни, ни о своем проигрыше…”
    Наталья Николаевна боится, что однажды муж все проиграет и оставит семью в нищете:
    “…До сих пор господь исполнял мою молитву: ты не переходил одной черты, после которой мы должны будем или жертвовать состоянием, которое принадлежит уже не нам, а нашим детям, или… и подумать страшно, а ужасное несчастие это всегда угрожает нам. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!..”
    Вероятно, Наталья Николаевна несчастлива с мужем, но скрывает это:
    “…я часто думаю, что он не может ни ценить, ни понимать ее и что, несмотря на всю ее доброту, любовь к нему и старание скрыть свое горе — я очень хорошо знаю это, — она не может быть с ним счастлива…”
    Старушка-служанка Наталья Савишна очень любит Наталью Николаевну:
    “…с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви…”
    “…Да, мой батюшка, давно ли, кажется, я ее еще нянчила, пеленала и она меня Нашей называла. Бывало, прибежит ко мне, обхватит ручонками и начнет целовать и приговаривать…”
    “…уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить…”
    Наталья Николаевна очень любит свою старую няню Наталью Савишну:
    “…И любила же она меня, покойница!..”
    Наталья Николаевна скоропостижно умирает, когда Николеньке всего 10 лет:
    “…Maman скончалась в ужасных страданиях…”

  5. Цели: учить анализировать текст, продолжать
    знакомить учащихся с работой Национального
    корпуса русского языка, учить использовать
    возможности НКРЯ в исследовательской
    деятельности, собирать материал и обрабатывать
    информацию, необходимую для составления
    цитатного плана.
    Личностные УУД. Личностное самоопределение.
    Умение работать самостоятельно и
    демонстрировать результат деятельности.
    Познавательные УУД. Поиск и выделение
    необходимой информации. Структурирование
    знаний. Построение устного речевого
    высказывания. Умение опознавать и сравнивать
    явления.
    Коммуникативные УУД. Умение эффективно
    взаимодействовать с учителем и сверстниками в
    процессе учебной деятельности.
    Оборудование: ПК для учителя и
    учеников, Интернет, мультимедиапроектор с
    экраном, фоторепродукции Л.Н.Толстого и др.,
    различные издания его книг, портрет Л.Н.Толстого.
    Мама – первое слово,
    Главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила,
    Мир подарила мне и тебе.
    Ю.Энтин.
    Ход урока
    1. Организационный момент. Приветствие.
    Учитель: Здравствуйте! Мы друг другу
    сказали.
    Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего
    не сказали.
    Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
    Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
    Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
    В.Солоухин
    2. Подготовка к восприятию.
    Звучит песня Олега Газманова “Мама”
    Чтение стихотворения Ласточкиной Надежды
    “Сына мать качала…”
    Сына мать качала… баюшки — баю,
    Вырастешь сыночек… помни мать свою.
    Ночь уже проходит и встает заря,
    Мать качала сына… думала — не зря.
    Все плохие мысли от себя гнала,
    И с какою гордостью в первый класс вела.
    Годы пролетели — вниз с горы, рекой,
    В жизни у мальчишки — первый выпускной.
    Далее учеба в городе большом,
    А потом сыночек в армию ушел.
    Мать переживала… ночи не спала,
    Каждую копейку сыну берегла.
    Господа просила… все слова, как стон,
    О здоровье сына у святых икон.
    Свадьба отшумела… “Дым стоял столбом”
    И сынок покинул старый отчий дом.
    Жизнь его кружила в карусели дней,
    Не звонит… не пишет матери своей,
    А она все плачет сидя у окна,
    Серенькая кошка… да она — одна.
    И душа рыдает и под сердцем жжет,
    Что же сын не едет… внуков не везет?
    Все у сына в общем в жизни хорошо,
    Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
    Для семьи трудился не жалея сил
    …А о ней не вспомнил… а о ней забыл.
    И никак до сына это не дойдет,
    Что молитвой мамы, он вот так живет.
    Плачет сын у гроба… “Мамочка , прости”
    Ношу эту тяжкую до конца нести.
    Помнить о родителях — жизненный закон,
    Он об этом вспомнил после похорон.
    На глаза попались в тайном уголке,
    Сбереженья мамы в носовом платке.
    Рядышком записка… “Я тебя ждала,
    Здесь насобирала, что, сынок смогла”
    Плакал над деньгами сам себя кляня,
    Он такие деньги делал за полдня.
    И душа рыдает… и прощенья нет,
    Мать их собирала целых десять лет…
    Определение темы урока.


    Учитель:
    Какое главное ключевое слово
    объединяет песню и стихотворение, прозвучавшие
    на уроке?

    Учащиеся:
    Мама.

    Учитель:
    Итак, как вы думаете, о ком пойдёт
    сегодня речь на уроке?

    Учащиеся:
    О матери Николеньки Иртеньева.

    Учитель:
    Конечно, о маме. Мы продолжаем
    изучение повести Л.Н. Толстого “Детство”, и тема
    урока: “Образ матери в повести Л.Н.Толстого
    “Детство”. (Учащиеся записывают тему урока)

    Учитель:
    Эпиграфом к нашему уроку могут
    служить слова Юрия Энтина. Прочитаем их.

    Учитель:
    Согласны ли вы с поэтом?
    Учащиеся высказывают своё мнение.

    Учитель:
    В “Детстве” Толстого все погружено
    в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все
    любят его и он любит всех. Пребывание ребенка в
    состоянии счастья, радости, любви ко всему,
    находящемуся рядом с ним, проистекает из
    абсолютного согласия маленького человека с
    собой и окружающим миром.

    Составление цитатного плана.
    Учитель:
    В тексте повести Л.Н.Толстого
    “Детство” с помощью НКРЯ необходимо найти
    цитаты, которые отражают чувства Николеньки к
    матери. Сделать выводы о роли матери в жизни
    Николеньки Иртеньева. (Поиск делим на две части:
    сначала проводится поиск учащимися всех трёх
    групп по словоформам “мам*” и “пап*”, затем
    каждой из групп по словам и словоформам “любовь,
    счаст*, рад*”)
    1. Создание подкорпуса в НКРЯ.
    Рисунок 1
    2. Сохраняем подкорпус и переходим к поиску.
    Рисунок 2
    3. Поиск в повести по словоформам “мам*” и
    “пап*”
    Рисунок 3
    3.1. Результаты поиска по словоформе “мам*” .
    Всего 10 вхождений.
    Рисунок 4
    3.2. Поиск в повести по словоформе “пап*”.
    Рисунок 5
    3.2.2. Результаты поиска по словоформе “пап*” .
    Всего 68 вхождений.
    Рисунок 6

    Учитель:
    Почему мы получили такие разные
    результаты?

    Учащиеся:
    Мама Николеньки умерла, когда ему
    было 10 лет, поэтому о матери 10 вхождений.
    4. Поиск в повести каждой из групп по словам и
    словоформам “любовь, счаст*, рад*”
    4.1.Поиск в повести по слову “любовь”(1 группа)
    Рисунок 7
    4.1.1.Результаты-42 вхождения.
    Рисунок 8
    4.1.2.Учащиеся отбирают высказывания,
    относящиеся к матери Николеньки. В результате
    остаётся 19 цитат.
    Приложение1.
    4.2.1. Поиск в повести по словоформе “счаст*”(2
    группа)
    Рисунок 9
    4.2.2.Результаты-21 вхождение.
    Рисунок 10
    4.2.3. Учащиеся отбирают высказывания,
    относящиеся к матери Николеньки. В результате
    остаётся 5 цитат.
    Приложение 2.
    4.3.1. Поиск в повести по словоформе “рад*”(3
    группа)
    Рисунок 11
    4.3.2.Результаты-20 вхождений.
    Приложение 3.
    4.3.3. Учащиеся отбирают высказывания,
    относящиеся к матери Николеньки. В результате
    остаётся 8 цитат.
    Учащиеся зачитывают получившиеся цитаты.

    Учитель:
    Что в облике матери больше всего
    запомнилось главному герою — маленькому
    Николеньке Иртеньеву?

    Учащиеся:
    “…её карие глаза, выражающие
    всегда одинаковую доброту и любовь”, “нежная
    сухая рука, которая так часто меня ласкала”)
    Учитель: В какой момент матушка вся
    преображалась и её лицо становилось просто
    прекрасным?

    Учащиеся:
    Когда матушка улыбалась
    Учитель: Какая атмосфера царит в доме
    Иртеньевых за завтраком?

    Учащиеся:
    Семейная, тёплая, дружественная.

    Учитель:
    Кто из домашних формирует такую
    атмосферу?

    Учащиеся:
    Матушка.

    Учитель:
    Какое чувство из детства главный
    герой пронёс через всю свою жизнь?

    Учащиеся:
    Слитая воедино любовь к матери и к
    Богу.
    Учитель: Как автор называет пору детства?

    Учащиеся: С
    амой счастливой в жизни человека.

    Учитель:
    Как вы понимаете слова: “Если бы в
    тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть
    эту улыбку, я бы не знал, что такое горе”?

    Учащиеся:
    Мальчик видел улыбку своей матери.
    Как становится хорошо на душе от живительной и
    чудодейственной по силе материнской улыбки,
    когда любимый и родной человек счастлив и
    улыбается!

    Учитель:
    Сделаем выводы о роли матери в жизни
    Николеньки Иртеньева.

    Учащиеся:
    Мальчика окружают дорогие и
    любимые люди, которые составляют его семью –
    отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К
    каждому из них у Николеньки свое отношение,
    каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на
    первом месте для героя стоит его мама. В повести
    не дается ее точный портрет, описаны лишь
    отельные штрихи, воспоминания о которых
    Николенька пронес через многие года. Главными
    среди них была “постоянная доброта и любовь в
    глазах”.

    Учитель:
    Мать – самый важный человек в жизни
    маленького ребенка.

    Учащиеся:
    Герой подчеркивает, что его матушка
    была очень светлым человеком: “Когда матушка
    улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно
    делалось несравненно лучше, и кругом все как
    будто веселело”. В этих словах – не только
    характеристика Натальи Николаевны. Толстой
    тонко подметил тесную связь матери с ребенком:
    когда матушке было хорошо, то радостнее на душе
    становилось и у Николеньки.
    Учитель: Перед нами идеальный образ матери,
    которая всю себя, свою любовь и нежность отдаёт
    детям. Мать тонко чувствует своих детей. Как и
    всякая мать, наша героиня боится оставить своих
    детей сиротами. Горячая любовь к матери
    исторгает из души ребёнка чистую молитву. Мы с
    вами убедились в том, что Николенька очень любит
    свою мать. Автор показывает, как в детский мир
    приходит смерть. У Николеньки умирает мать. Это
    событие кажется мальчику невероятным, так как
    мир для него — это место, где все живет и
    исполнено радости. Поэтому сознание Николеньки
    отказывается соотнести лицо матери с тем
    “бледно-желтоватым прозрачным предметом”,
    который он видит на том месте, где находилось
    лицо: “я не мог верить, чтобы это было ее лицо”. И
    когда в видимом “предмете” начинают проступать
    “знакомые, милые черты”, мальчик переживает
    состояние ужаса. Поэтому смерть мамы – сильнейшее
    душевное потрясение для ребёнка.
    Итак, мы сегодня поговорили о самом дорогом на
    земле человеке – о маме.

    Что лично для себя вы взяли из обсуждения на
    этом уроке
    Учащиеся: Всё, что нам дорого, что свято,
    связано с именем мамы. По отношению к матери
    судят, каков человек.
    Рефлексия: Закончи предложение.
    Сегодня на уроке я понял ….
    Сегодня я запомнил…..
    Сегодня на уроке мне понравилось….
    Сегодня на уроке я чувствовал себя….
    Домашнее задание: с. 115 – 118, выполнить
    задание в “Рабочей тетради”, с.33.
    Интернет-ресурсы.
    http://www.ruscorpora.ru
    Список литературы.
    Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7
    класс. В 2-х частях (Комплект). — М. : Просвещение,
    2016
    Беляева Н. В.Уроки литературы в 7 классе.
    Поурочные разработки. — М. : Просвещение, 2016
    Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : 7 класс:
    Дидактические материалы по литературе. — М. :
    Просвещение, 2016
    Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват.
    организаций. В 2 ч. Ч. 1/В .Я . Коровина, В. П.
    Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М. :
    Просвещение, 2016
    Дополнительная литература для учащихся.
    Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1971
    Капитанова Л. А. Толстой в жизни и творчестве. М.,
    2001
    Смольников. И. Середина столетия. Л.,1977

  6. О матери Николенька Иртеньев вспоминает с неж­ностью, любовью и благодарностью, как о чем-то са­мом светлом в своей жизни. С детства врезались в па­мять мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветли­вого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие мате­ри даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
    Когда, бывало, мальчик засыпал в гостиной под разговоры взрослых, мать, проводив гостей, подходили к нему, нежно гладила по волосам. В это время «ничьи равнодушные взоры» не стесняли ее и она не боялась излить на него «всю свою нежность и любовь». Обра­щения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя ду­шечка», «мой ангел».
    Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
    С любовью относясь к детям, мать старалась воспи­тывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.
    Нежность натуры матери проявляется и в ее отно­шениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.
    Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в се­бе все черты матери писателя.

  7. Если в материнстве и сыновней любви Наталья Николаевна нашла утешение и счастье, то про брак этого сказать нельзя. Характер женщины отличается робостью и уступчивостью, и муж этим пользуется, даже не считаясь с ее мнением.
    Муж постоянно обманывает Наталью Николаевну, она же ему во всем верит, слепо и беспрекословно. Она любит мужа и скучает по нему. Оставшись в деревне, ждет и просит возвратиться скорее.
    Барышня прощает мужу абсолютно все, даже его крупные карточные долги. Хотя в глубине души она все же боится, что он проиграется до такой степени, что оставит семью в нищете. Состояние, как считает молодая женщина, принадлежит уже не им, а детям, и нельзя переступить ту черту, за которой крах и потеря всего.
    Николенька считает, что мама не счастлива с отцом, но хорошо это скрывает. Мальчик рассуждает о том, что отец мог бы ценить то, что жена для него делает и хоть чуточку ее понимать.
    Еще одной характерной особенностью Натальи Николаевны является то, что она всем помогает: юродивым, бродягам, обездоленным. Она запускает их в свой дом, кормит и поит.
    На досуге барышня занимается вышивкой или играет на рояле. Музыке она обучалась у композитора Джона Филда. И часто играла его второй концерт. Кроме этого Николенька слушал в ее исполнении и сонаты Бетховена. Когда маменька начинала их играть, Николеньке вспоминалось что-то грустное и даже мрачное.
    Наталья Николаевна в совершенстве владела немецким языком. На нем она говорила с домашним учителем Карлом Ивановичем, интересовалась здоровьем и сном детей, когда тот утром приводил их здороваться.
    Наталья Николаевна Иртеньева – добрая и кроткая женщина, с ангельским сердцем и широкой душой. Жалко, что ее светлая жизнь закончилась рано и в муках. Сын Николенька часто вспоминал маменьку, после ее смерти ему пришлось повзрослеть.

  8. О доброте Натальи Николаевны знали все и восхищались ею. Она заботилась не только о семье, но и жалела юродивых, часто приглашала их в дом, чтобы накормить, обогреть. И, несмотря на то, что некоторые из них могли просто пользоваться ее добротой, она не отказывала в помощи никому.
    Образ матери стал самым важным в жизни героя. С нею связаны самые лучшие его воспоминания о детстве.
    Еще одна женщина, которая повлияла на личность главного героя, это Наталья Савишна. Она работала ключницей в их доме. А до этого, в молодости, женщина была няней матери Николеньки. Взяли ее благодаря доброму нраву и усердию.
    Личная жизнь у героини не сложилась. Когда она хотела выйти замуж, ей не позволили хозяева и сослали на скотный двор. Но даже это событие не надломило героиню. Однако ее характер стал жестче, и в старости ее побаивалась вся прислуга.
    Наталья Савишна предана семье, в которой служит многие годы, поэтому, когда ей предлагают вольную, она отказывается.
    Николенька вспоминает неприятный эпизод, связанный с Натальей Савишной. За проступок она его сгоряча ударила скатертью, но потом первая попросила прощения. И тогда мальчику стало стыдно. Добрая женщина преподала ему важный урок.
    Есть в повести и образы девочек: Катеньки и Сонечки. К ним Николенька испытывает первые чувства. И если к Катеньке он просто проявляет нежность, то к Сонечке относится очень серьезно и говорит брату, что влюблен.
    Женские образы сильно повлияли на будущий характер героя.

  9. Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.
    Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.
    Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.
    Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.
    Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

  10. 7 класс. Литература.
    «Это не человек был, а ангел небесный» (образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»).
    Цель: анализ главы «Маман», поиск ответа на вопрос «Почему для главного героя повести мама была ангелом? »
    Развитие умения работать с текстом (анализ прочитанного), развитие творческих способностей, развитие умения выразительного чтения, умения работать в группе.
    Воспитание нравственных качеств: уважение и любовь к женщине ( к матери).
    Коррекция процесса мышления.
    Тип: изучение нового материала.
    Ход
    1.Оргмомент.
    Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, ручка, тетрадь, дневник. Сегодня у нас на уроке гости, поэтому вы как люди воспитанные поделитесь с нашими гостями своими добрыми улыбками.
    2. Подготовка к изучению нового материала. Постановка учебной задачи. Запись темы урока в тетрадь.
    3.Изучение.
    а) Словарная работа.
    Ангел- 1) посланник Бога,
    2) безгрешный человек.
    3) обращение к любимой женщине.
    б) Дома вы прочитали 2 главу из повести «Детство», которая называется «Маман». Удивило ли вас название? А все дело в том, что в 19 веке в России в дворянских семьях разговаривали в основном на французском языке и, хотя вы и не знаете французского языка, но, прочитав главу, вы поняли, что речь в ней идет о ком? (о маме).
    Ваши ассоциации, связанные с этим словом. Запишите 3- 4 слова в тетради.
    Индивидуально работают в тетрадях, а затем составляем кластера на доске, объединив слова, передающие внешний портрет в треугольник, а внутренний портрет- подчеркнуть волнистой линией. Как вы понимаете – внешний портрет? Внутренний портрет?
    б) А какой же запомнил свою маму Николенька Иртеньев? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо провести небольшое исследование текста.
    Работа в группах. Делятся по цветным стикерам.
    Задание: используя текст, заполните таблицу.
    1группа
    Выпишите черты её внешности
    (см. 2 абзац) Прочитайте отрывки и запишите вывод о характере матери.
    Мама
    2 группа
    Прочитайте отрывки и запишите вывод об отношении матери к детям, к мальчику Выпишите слова, передающие отношение мальчика к маме
    (см.2)
    Мама
    Вывод
    Взаимообучение : ученики, которые будут защищать свой мини-проект, рассказывают результаты своей работы другой группе.
    Физминутка.
    4. Проверка понимания.
    1)Заслушивание результатов работы групп.
    Сделайте вывод, какой была мама Николеньки?
    Какой внешний или внутренний портрет интересует писателя?
    2)Работа с текстом Выразительное чтение отрывка стр234.
    Что чувствует ребенок, когда мама улыбается.
    5. Закрепление.
    Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой потерял мать, когда ему было около 2 лет, он почти не помнил её. Когда Толстому было уже 80 лет, он записал в дневнике:
    «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня светлым идеалом».
    Ответьте на вопрос «Почему для главног

  11. Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
    «Биюрганская основная общеобразовательная школа»
    Тукаевского муниципального района РТ
    Женские образы в духовном развитии героя
    в повести Л.Н.Толстого
    «Детство»
    Выполнила:
    обучающаяся 9 класса
    Халимова Гульнара Р.
    Руководитель:
    учитель русского языка и литературы
    Маннанова Рафиня Фанировна
    д. Биюрган
    2013 г.
    Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность». Повесть «Детство» о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни. Она была напечатана в самом передовом  журнале того времени- в «Современнике» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Редактор этого журнала великий поэт Н.А. Некрасов отметил, что  у автора повести есть талант, что повесть отличается  простотой  и правдивостью содержания.
    Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография — повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших  Толстого в детстве.
    Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.
    Центральным образом является образ Николеньки Иртеньева. Николенька  добр, любит мать, привязан к слугам.
    В первой своей повести «Детство» Л.Н. Толстой сделал открытие, которое потом принял навсегда: он пишет маленькими главами- каждая глава имеет своих действующих лиц, свою законченную историю и обычно новое место действия.
    С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
    Родные и близкие Николеньки жили в довольстве и даже в роскоши за счет трудов крепостных крестьян, которые обрабатывали земли в имениях своих господ и обеспечивали их всем необходимым. Николеньку воспитывали в убеждении, что он — барин, господин. Слуги и крестьяне почтительно называют его, маленького мальчика, по имени отчеству — ведь он сын их господина и будет владеть ими, когда вырастет. Даже старая заслуженная экономка, которая пользовалась почетом в доме, которую любил Николенька, не смеет, по его мнению, не только наказывать его за шалость, но и сказать ему «ты». Николенька с детства знает, что он не ровня не только дворовым мальчикам, но и любым детям из небогатых семей.
    Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы “мне” и “нам” было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания.
    Я хочу остановиться   именно на моментах, связанных с потерями в жизни маленького героя.
    В душе  Николеньки сохранились воспоминания. Он задается вопросом : неужели провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?.. О ком же эти сожаления?
    Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву? Это «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»; когда матушка улыбалась, вся преображалась, и её лицо становилось просто прекрасным; семейная, тёплая, дружественная атмосфера, царившая в доме Иртеньевых за завтраком, которую формировала  матушка. Внешность матери Николеньки показана в повести менее конкретно по сравнению с внешностью отца. Мы не можем представить себе ее лица, ее одежду, походку. Толстой в какой-то степени передал с помощью этого образа свои собственные воспоминания о матери. Но зато внутренний мир матери Николеньки раскрыт с большой глубиной. Ее горячая любовь к детям, к мужу, ее нежность к ним, доброе ласковое отношение к окружающим, к слугам создают трогательный, идеальный образ женщины и матери.
    Чувство, которое мальчик испытал при отъезде из деревни в Москву, описано в следующих выражениях: «Мне стало очень, очень жалко оставить maman; вместе с тем мысль, что мы стали большие и что я могу утешить maman, приятно пощекотала мое тщеславие». Такие же сложные чувства испытал мальчик и при известии о смерти матери. «Меня занимало и как-то доставляло удовольствие, что я плачу о maman, что я — чувствительный ребенок» Такие же тщеславные мысли приходят ему в голову и на похоронах матери. То он беспокоится о том, что дьячок может принять его за бесчувственного мальчика; то ему неприятно, что дворовые девушки плачут об умершей барыне так же, как и он, «и что нет мне никакого средства показать им, что я огорчен больше всех их»
    Описание смерти матери — одно из тех двух мест во всей повести, которые переходят нетронутыми из первой редакции во вторую. ( Автор несколько раз переписывал повесть) К изображению обстоятельств смерти матери прибавляется лишь описание того, как эта смерть подействовала на окружающих. Психологический анализ молодого Толстого становится здесь беспощадным. Рассказчик вспоминает свои собственные переживания во время похорон матери: как он впал в почти бессознательное состояние, и как только эти «две минуты» и представляются ему теперь, когда он вспоминает все пережитое, «настоящим горем». «Не испытывая исключительно одного чувства горести, я старался скрывать другие чувства — не столько от других, сколько от самого себя, — мне хотелось думать, что я ничего, кроме этой горести, в первые дни чувствовать не могу, и от этого самое чувство было натянуто, неестественно: эгоистическое чувство, которое больше всех других заглушало во мне чувство исключительной печали, было наслаждение, которое я испытывал, зная, что я несчастлив, — я старался убедить себя, что это несчастие еще больше, чем оно действительно было».
    Не исключена возможность того, что Толстой до известной степени описывает здесь свои собственные переживания во время похорон отца.
    Особое место среди лиц, изображенных в повести «Детство», занимает Наталья Савишна. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну — экономку в яснополянском доме Толстых. С большой любовью и симпатией рассказывает Толстой о Наталье Савишне. Простая крестьянка, она по своим моральным качествам стоит выше дворян. На Николеньку Наталья Савишна оказывает такое же благотворное влияние, как и его мать.
    В последней главе повести, посвященной описанию последних дней и смерти Натальи Савишны, Толстой, как бы предвидя возражения против идеализации им этого образа, — возражения, состоящие в том, что эта суеверная женщина, ставившая себе в жизни одну только цель — всеми силами охранять барское добро от возможных хищений и растраты, не заслуживает такой высокой оценки, какую дает ей автор, — как бы предвидя эти возражения, делает оговорку: «Что ж! ежели ее верования могли бы быть возвышеннее, ее жизнь направлена к более высокой цели, разве эта чистая душа от этого меньше достойна любви и удивления? Она совершила лучшее и величайшее дело в этой жизни — она умерла без сожаления и страха. Какое же нам дело до ее привычки и верования? Довольно того, что она умерла прекрасно». И, решительно отвергая возможные возражения относительно идеализации им образа Натальи Савишны, Толстой восклицает: «Боже великий! Пошли мне такие же мелочные заботы, такое же суеверие, такие же заблуждения и такую же смерть».
    Автор заканчивает свое повествование рассказом о том, что, бывая на кладбище, где Наталья Савишна похоронена недалеко от часовни, которая стоит на могиле матушки, он никогда не забывает положить земной поклон на ее могиле. Иногда ему приходит мысль, что он никогда уже не встретит в жизни «такой нежной любящей души». «И несмотря на то, что прихожане с удивлением смотрят на меня, я молча останавливаюсь около черной решетки, и горькие слезы капают из моих глаз».
    В конце своего выступления хочу привести отрывок из последнего письма матери «Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться.
    Меня не будет с вами; но я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти…»
    Литература:
    К.Н. Ломунов . Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: “Детская литература” 1984
    Толстой Л.Н. Путь жизни.- Волгоград: Республика, 1993.
    Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. А. Поповкина. – М.:Детгиз,1957.
    .

  12. 12
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    План
    Введение
    Писателя интересует процесс формирования характера.
    Основная часть
    Толстой подробно описывает чувства ребенка.
    Николенька — вдумчивый, впечатлительный мальчик.
    Через всю свою жизнь Николенька пронёс чувство любви к матери и к Богу.
    Заключение
    Детство — самая счастливая пора в жизни человека.
    Главной темой первого произведения JI.H. Толстого стала тема детства. Писателя интересует процесс становления человеческой личности, формирование характера. В качестве главного героя выбран Николенька Иртеньев, лицо во многом автобиографическое. Для писателя особенно важно показать личные переживания мальчика, его чувства, впечатления, как с течением времени изменяются его взгляды на жизнь.
    Повествование в повести ведётся от Первого лица. Повесть Л.H. Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Ир- теньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, занятий с Карлом Ивановичем, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя- ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка.
    С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Именно через впечатления Николеньки и его отношение к жизни раскрывается тема детства в произведении. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у самого Толстого со старшим братом Николаем. Именно он научил маленького Льва Николаевича необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В одной из глав автобиографической повести «Детство» ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Лучшие воспоминания о детстве в сознании главного героя ассоциируются с образом матушки. Мать формирует душевную, тёплую атмосферу в доме. К ней идут за советом и просят разрешить конфликт. Вот что Николенька запомнил о своей матушке на всю жизнь: «ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала». Через всю свою жизнь Николенька пронёс слитое воедино чувство любви к матери и к Богу.
    Автор называет детство самой счастливой порой в жизни человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *