Сочинение на тему образ митрофана в комедии фонвизина

11 вариантов

  1. Денис Иванович Фонвизин – великий русский писатель. В своем произведении «Недоросль» он показал читателям обобщенный образ молодого поколения из дворянского сословия 19 века на примере главного героя Митрофана. Имя Митрофан в переводе с греческого языка означает «похожий на мать». Герой воспитывается в семье, в которой отношения построены на лжи, лести, грубости. Мать вырастила своего сына непутевым, необразованным человеком. У Митрофана в жизни нет никаких целей и стремлений, они слишком мелки и ничтожны. Он разбалован, грубо обращается не только с прислугой, но и с родителями. Фонвизин данный образ не придумал. На самом деле в то время в дворянских кругах часто встречались подобные Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни.
    У Митрофана были домашние учителя, которые в принципе не давали ему никаких знаний. Но и стремление к учебе у героя напрочь отсутствует. Он глуп, наивен, речь его не развита и груба. Этот человек не приспособлен к окружающей жизни, ничего не может делать без матери и без слуг. Основные его занятия в течение дня – поесть, отдохнуть и гонять голубей. Что же сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери героя. Она слишком потакала его капризам, поощряла все его ошибки, и тем самым в итоге получился такой вот результат воспитания. Это слепая любовь матери к своему ребенку.
    Воспитываясь в таких условиях, Митрофан привык, что имеет право голоса в семье, имеет право грубо обращаться с окружающими. Такому человеку, как Митрофан, в жизни будет очень тяжело, если он останется один со своими проблемами. В конце произведения Простакова теряет свое имение и вместе с ним теряет и собственного сына. Вот это и есть плод ее воспитания. Данный итог комедии показывает уровень этой системы воспитания и образования.
    На примере образа Митрофана Фонвизин показал одну из главных проблем в семейном воспитании. Эта проблема и сейчас является актуальной. В современном обществе тоже есть такие избалованные дети, которые растут в подобных условиях. Каждый должен задуматься над тем, чтобы искоренить таких недорослей, тянущих наше общество назад. Думаю, что такие люди как Митрофан не знают, что такое настоящая жизнь и не понимают в чем ее смысл в силу своего невежества. Мне жалко таких детей и их родителей. Надеюсь, что все родители, прочитав эту комедию, поймут свои ошибки и смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

    Сочинение 4

    Пьеса “Недоросль” написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.
    В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще “не доросли” до самостоятельной, взрослой жизни.
    Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.
    Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.
    Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: “Не хочу учиться – хочу жениться”. Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: “Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии – Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.
    Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та “….так устала, колотя батюшку”. Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет “старая хрычовка”. Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: “Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали.” А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: “Да то ты, матушка, то батюшка.”.
    Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.
    Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

  2. 2
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    Имя Митрофанушки, одного из главных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», давно уже стало нарицательным, и цитаты этого героя часто употребляются применительно к глупым людям. «Митрофанушкой» даже в наши дни могут назвать глупого, необразованного человека.
    Создавая образ Митрофана, Фонвизин хотел показать, как деградирует дворянское общество, его невежество и глупость, которые вызваны неподобающим воспитанием и крепостным правом.
    Митрофанушка был шестнадцати лет. В таком возрасте парни уже служили в армии, но госпожа Простакова, его мама, не допустила того, чтобы сын служил. В итоге недоросль живет с родителями. Его характер напоминает характер матери, даже сам автор пишет о нем: «похож на мать». Митрофан страдает бездельем, гоняет голубей и грубо относится ко всем окружающим, считая себя главным во всем доме. Так же ведет себя и его мама.
    Недоросль постигает науки, если это можно назвать так. Несмотря на то, что в доме Простаковых были учителя, ученик не желал получать знания. «Не хочу учиться, хочу жениться» – кто же не знает такую фразу. В этом можно увидеть, как Митрофанушка ценит знания. И окружающие хвалили его за лень и отсутствие успехов в учебе.
    Митрофанушка очень жесток к людям – к крепостным, к своей няне и даже к собственной матери. Он привык видеть в своем доме насилие и жестокость, поэтому для него все люди – это груша для битья: можно ударить, оскорбить, сорвать злость. Лишь когда нужно получить что-то выгодное, герой льстил, и получал желаемое. Никто из окружающих не мог дать отпор этому избалованному парню.
    Образ такого героя не был выдуман. В XVIII веке действительно было много таких молодых людей, которые делали всё, что им хочется – они делали, что хотели, и не имели образования. А благодаря Д. И. Фонвизину такое поколение навсегда осталось в народной памяти как пример того, как нельзя себя вести. Образ Митрофанушки – это урок для молодых людей всех времен.

  3. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
    Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
    Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
    Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
    “Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
    У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
    Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
    Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
    Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
    Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
    Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
    Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
    Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
    Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
    Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
    К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

  4. Один из главных героев пьесы, созданной Д.И.фонвизиным, — Митрофанушка, имя которого означает «подобный матери». Как было принято в эпоху классицизма, писатель использует говорящие имена и фамилии, так что это имя неслучайно. Митрофан и в самом деле похож на свою матушку: грубую, необразованную, вздорную и жестокую женщину, ненавидящую весь мир, кроме обожаемого сыночка. Ее воспитание сделало из парня бестолковое животное, которое хочет только есть, спать и развлекаться, никого не любит и не интересуется ничем.
    В шестнадцать лет Митрофану уже следовало бы отправляться на службу, но мама никак не хотела расставаться с любимым сыном. Она нанимает для него учителей лишь по той причине, что это было требованием к дворянам. Сама же она видит, какой ее Митрофанушка «ученый» и советует не напрягаться и не учиться «этой дурацкой науке». Госпожа Простакова настолько слепо любит своего сына, что буквально губит его как личность.
    Митрофан ест до отвала, пока живот не начнет болеть, а мама все уговаривает съесть еще. Неудивительно, что недоросль стал бездельником и лентяем! Ведь за него все делают, а он лишь голубей гоняет. В его жизни совсем нет достойной цели. А виной тому воспитание, полученное от матери.
    Такая любовь закрыла ей глаза, и она не может уже видеть, каким растет ее сын, как он учится и чему. Сам Митрофан же особой любви к матери не испытывает. Даже относится с пренебрежением, совсем ее не жалеет и капризничает, пугая, что утопится в реке. Он со спокойной душой грубит ей и огрызается в ответ на ее ласковые слова. А она-то только и думает, что бы ему купить, чем накормить и во что одеть. В какой же ужас, какое отчаяние приходит госпожа Простакова, когда она видит истинный образ Митрофана! Сын узнает, что мама больше в доме не хозяйка, и вообще теряет к ней какой бы то ни было интерес.
    Няня Митрофана Еремеевна жизни не жалела за «барское дитя», бросаясь за него в драку со Скотининым, а воспитанник лишь на ее просьбы «поучиться» грубо отвечает: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!»
    Учителя Митрофаном открыто недовольны, за исключением Адама Адамыча Вральмана. Вральман хвалит своего ученика лишь для того, чтобы не разозлить госпожу Простакову, чтоб его самого не ругали (да и как он мог бы учить Митрофана, ведь сам он неграмотный и по профессии кучер). А Митрофан и тут показывает свою невоспитанность и грубость, отозвавшись о своих учителях так: » Пострел их побери…»
    Все эти отрицательные качества у Митрофана появляются из-за отсутствия строгости со стороны родителей. Отец его слаб характером и слушает свою жену во всем. Поэтому «ремня» Митрофан ни от кого получить не мог. Все в доме ему подчинялись. Вот какой может быть результат от чрезмерной нежности родителей!

  5. Глав­ным проходимцем является учитель французского и «всех на­ук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Враль­ман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уве­рена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично пони­мает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влия­тельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, вы­кручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея поня­тия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су-ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе со­глашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хо­чет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем полу­чает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня ос­тался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатур­ный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.[/sms]

  6. Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.
    Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

    Обучение Митрофана

    По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.
    Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

    Почему Митрофан является центральным персонажем?

    Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.
    Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

  7. Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него – это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

    Отношение к учебе

    Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

  8. Митрофану 16 лет, но несмотря на свой возраст мать никогда не отпускала его от своей юбки, её целью было, сделать чтобы её сын был рядом с ней до 26 лет. Она не хотела отпускать своего сына служить. Наоборот, пока он молод, она хочет его женить, а там уж через 10 годков на службу отправить.
    Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что сам Митрофан, не сильно противился воли матери. Все чего он хотел в жизни, есть, спать, резвиться. Он даже как-то раз сказал, пойду-ка я по голубякаю, на что его мать ответила, пойди, порезвись, Митрофанушка. Также у него отсутствовало желание учиться. Да и сама госпожа Простакова, я не рвалось обучать своего сына уму-разуму, а учителя которые приходили в их поместье, были лишь нужны для того, что так скорее была принято, чем необходимо.
    А каждый раз когда приходили учителя, Митрофан повторял, что это в последний раз, что он не желает учиться, а хочет поскорей жениться. С самого детства он очень ленив, не любит лишний раз делать лишние движения. Любовь госпожи Простаковой к своему сыну, была необъятна, всегда хотелось, чтобы он был доволен, не важно правильно он поступает или ошибается. Именно эта огромная любовь, мешает жить Митрофану полноценной жизнью. Это любовь к своему сыну можно назвать даже животной, ведь как часто Простакова, позволяла своему сыну, я есть столько сколько в него влезет, при этом совсем не подумав, вредит ему. Сколько раз во время трапезы, Простакова доверху кормила своего сына и даже тогда когда он уже не мог есть, я она предлагала ему разнообразные яства, лишь бы ему угодить.
    Но позже она принимает серьёзное решение, она хочет женить своего сына на богатой невесте, чтобы обеспечить ему безбедное, богатое будущее. Чтобы он ни в чём не нуждался. Она всегда на стороне своего сына, если кому-то только в голову приходит мысль о том чтобы его обидеть, она тут же встаёт за него горой.
    В тот же самый момент, Митрофан всегда относится пренебрежительно к своей матушке, он совершенно её не любит и не уважает, использует лишь только в личных целях и для своей выгоды. Когда же приходит момент, что его матушка теряет всю власть, она бежит к своему сыну, чтобы найти поддержку и сильное плечо, она встречается с совершенно неожиданным. Её сын, её Митрофан, а то, что она просит его о помощи, отвечает очень грубо и по-злому. Он говорит что она от него отстала и не лезла. Но ведь именно она помогла ему, она его оберегала и воспитывала. А в ответ на свою бесконечную любовь получала лишь грубые слова, которые её обижали.

  9. Сочинение.
    Образ Митрофанушки в комедии Фонвизина “Недоросль”

    Митрофанушка основными чертами
    характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем,
    так как слова «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Эта
    действительно «маменькин Сынок».
    У Митрофанушки, как и у матери, мы видим полное отсутствие духовных
    интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный,
    т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки,
    подовые пирожки, солонина, голубятня – вот чем ограничиваются его
    потребности.
    Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда.
    Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее
    брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей»
    в ХVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте,
    счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум,
    видно из того, что слова дверь и дураку него – имена прилагательные.
    За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Софья
    права: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени
    совершенства и дале не пойдет». Это подтверждает категорическое
    заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
    Митрофанушка, однако, не лишен хитрости. зная, что все его благополучие
    зависит от матери, он явно подделывается к ней и до поры до времени
    по отношению к ней ласков и угодлив.
    Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он,
    как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка.
    Уж я те отделаю», – кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается
    он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна
    крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник
    матушки. Митрофанушка незаметно становится тиранам всех окружающих.
    В последнем действии комедии обнаруживается еще одна черта характера
    Митрофанушки – его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная
    власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, Митрофанушка резко
    отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась… » Уродливое
    воспитание принесло свои плоды.
    Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Митрофанушка, как
    мы видели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной
    и с Цыфиркиным. Приблизительна так же он разговаривает и со своим
    дядюшкой Скотиминым: «Что ты так ощетиниться изволил ?.. Что ты,
    дядюшка, белены объелся? »
    Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован
    в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало
    того, само слово недоросль, служившее в XVIII веке официальным термином
    для обозначения дворянских подростков до 16 лет, приобрело благодаря
    комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть
    вообще людей, не обнаруживающих охоты к ученью.
    А. зерчанинов, Н. Парфиридов
    Глубокой жизненностью отличается
    и образ сына Простаковай – Митрофана.
    В буквальном переводе с греческого языка имя «Митрофан» означает
    похожий на свою мать. Эта яркий тип избалованного «маменькиного
    сынка», выросшего и сложившегося в невежественной среде крепостнического
    поместного дворянства. Нелепое, уродливое воспитание, домашняя обстановка
    и крепостное право, делавшее из помещика самовластного господина
    своих крепостных рабов, духовна погубили и развратили его. От природы
    он не лишен хитрости и сообразительности: Он прекрасно видит, что
    полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается
    к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или
    пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут еда от кулаков дядюшки
    и будут мучить чтением часослова.
    Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает органическое
    отвращение к труду, к ученью. Несколько лет ходят к нему учителя,
    а он ничему не выучился. Сцены его занятий с учителями и «экзамена»
    ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках,
    нежелание что-либо понять, удвоить новое. Голубятня, подовые пироги,
    сладкий сон и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные
    занятия. В нравственном отношении Митрофан представляет собою тип
    черствого эгоиста, не знающего любви ни к кому из людей, даже самых
    близких к нему, — к отцу, к матери, к няньке. С учителями он не
    разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему
    Еремеевну называет «старой хрычовкой», угрожает ей свирепой расправой:
    «Уж я те отделаю!» Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит:
    «Зa людей приниматься!». Потерявшую и власть и имение мать, в отчаянии
    бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: «да отвяжись, матушка,
    как навязалась!»
    Речь Митрофана полно обрисовывает его характер и отличительные его
    качества. Умственное невежество, неразвитость Митрофана сказываются
    в том, что он не умеет пользоваться словам, связно говорить. Ом
    выражается односложно: «Небось, брат». «Кака, котора дверь» «Все
    к чорту!» В его языке много просторечия, слов и оборотов, заимствованных
    у дворовых.
    Основные интонации его речи – капризные, пренебрежительные, грубоватые
    интонации избалованного маменькиного сынках, барчука, в которых
    часто слышатся нотки тирана, самодура. Даже с матерью он говорит
    более чем развязна, а порой и дерзит ей. Когда Прастакова уговаривает
    его «прочесть зады», он капризно-грубовато замечает: «Да, зады!
    Как не так». На ее замечание, что его «такое дела» он возражает:
    «Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек!
    » и т.д.
    Образ Митрофана раскрыт широко и разносторонне: показаны его отношения
    к родителям, к дяде, к учителям, к Еремеевне, его занятия, времяпрепровождение,
    вскрыты условия, сформировавшие его характер, причины его отношения
    к матери в начале и в конце комедии. Отношение к нему автора комедии
    резко отрицательное: сатирическим смехом Фонвизин морально уничтожает
    его.
    Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки
    стало нарицательным. После «Недорасля» появились пьесы под заглавием:
    «Митрофанушка в отставке», «Митрофанушкины именины», «Сватовство
    Митрофана» и т.д. Имя Митрофана в фоноизинском смысле употребил
    Лермонтов в поэме «Тамбавская казначейша»; Некрасов—в поэме «Современники».
    Самое слова «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка,
    не достигшего 16 лет, стала синонимом круглых невежд, ничего не
    знающих и ничего не желающих знать.
    С. Флоринский
    Рельефно показано в комедии воспитание
    дворянского «недоросля». Фонвизин рисует безрассудную животную любовь
    Простаковой к Митрофанушке. Прастакова думает, что, потворствуя
    каждой прихоти своего сына, она воспитывает «истинного» дворянина.
    Глупость подобного отношения сатирически раскрывается Фонвизиным
    в разговоре Простаковой с Еремеевной: «Поди же, Еремеевна, дай позавтракать
    ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учителя придут».— «Он уж и так, матушка,
    пять булочек скушать изволил». — «Так тебе жаль шестой, бестия?».
    Свои чисто животные заботы о сыне Прастакова объясняет тем, что
    «пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить, а там
    лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
    Обучение недоросля сводится к формальному отсиживанию урока. Простакова
    полагает, что учение — неприятная повинность, которую дворянин поневоле
    должен отбыть, но которая ему никакой пользы по существу не принесет.
    Вот почему она так возмущается географией как «наукой недворянской».
    «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».
    Прастакова с восторгам вспоминает о своем отце, который вне умел
    грамоте, а умел достаточек нажить».
    В полном соответствии со взглядами матери находятся и взгляды самого
    недоросля. Его девиз — «Не хочу учиться, хочу жениться». Будучи
    великовозрастным юношей, он по развитию стоит не выше маленького
    ребенка: гоняет голубей, не умеет как следует читать. Так же, как
    и у Простаковой, в нем уже развиты деспотизм и грубость в отношении
    к подчиненным и более слабым (обращение с крепостными, с отцом).
    Митрофанушка—достойная смена Простакавым и Скотининым.
    Г. Абрамович, Ф. Головенченка
    Митрофан обрисован многосторонне,
    в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической
    глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого
    и не могло Быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая
    ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.
    16-летний «недоросль» все еще считается «ребенком», сопровождается
    няней, закармливается «подовыми» и т.п. Между тем, кроме забав на
    голубятне, он уже знает развлечения в девичьей, а на просьбы матери
    поучиться «хоть для виду» кричит: «Не хочу учиться, хочу жениться».
    К науке он чувствует отвращение, и все уроки его сводятся к бестолковому
    повторению задов. Окружающее невежество и «помощь» матери при занятиях
    дали сваи результаты: после нескольких лет зубрежки Митрофан не
    отличает существительного от прилагательного, не может разделить
    300 на 3 и довольствуется «историям» скотницы Хавроньи. Па словам
    Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Но он достаточно догадлив,
    чтобы видеть господство матери в доме, и настолько хитер, что умеет
    использовать ее привязанность к себе. Он ловко притворяется то любящим
    сыном, то больным, то готовым нырнуть в воду – и все это для того,
    чтобы добиться своей цели. Положение избалованного барчука и, главным
    образом, пример матери рано развивают в нем задатки будущего деспота,
    крепостника. Еремеевне он грозит, что пожалуется на «старую хрычовку»
    своей матери, чтобы та дала ей «таску по-вчерашнему». Учителя Цыфиркина
    он называет «гарнизонной крысой». Наряду с этим Митрофан – жалкий
    трус, прячущийся от кулаков Скотинина за спину той же старухи Еремеевны.
    Обжорство, лень и распущенность, тупость, невежества и бессердечие
    – вот «злонравия достойные плоды, т.е. результаты крепостнического
    быта и барского воспитания. Типичность Митрафана настолько широка,
    что имя его стало нарицательным для обозначения всякого великовозрастного
    лентяя и неуча.
    А. Кайев
    Митрофанушка является достойным плодам такого воспитания. Неразвитый
    ни умственно, ни нравственно, а в свои шестнадцать лет не идет дальше
    самых непосредственных переживаний, и его интересы направлены на
    еду и на голубятни. Он вполне находится под опекой матери и, не
    привыкший самостоятельно думать, он, пока дело идет обычной чередой,
    совсем не чувствует потребности к самостоятельному взвешиванию и
    обдумыванию. Он знает, что мать о нем позаботится и сделает лучше,
    чем он сам. Поэтому он беспрекословно и не задумываясь повинуется
    ей во всем, даже в таком деле, как увоз Софьи и женитьба на ней.
    Такое послушание ошибочно принимается Простаковой за сыновнюю любовь.
    Но вот, когда разразилась беда, когда мать лишилась власти и в то
    же время возможности заботиться а нем, он, как испуганное животное,
    предоставленный самому себе и неспособный действовать своим умом,
    Безнадежно и тупо машет рукой и говорит: «По мне куда велят». С
    этой минуты, как защитница и руководительница, мать для него уже
    не существует, а другого чувства к ней у него не находится. Поэтому,
    когда Простакова, в отчаяньи от разразившейся беды, Бросается обнимать
    его с криком: «Один ты остался у меня, май сердечный друг, Митрофанушка!»
    – в его душе совершенно не находится отклика на порыв материнской
    любви, и он грубо ее обрывает: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась»…
    «Вот злонравия достойные плоды!» нравоучительно замечает Фонвизин
    устами Стародума.

  10. Недоросль Митрофанушка — один из главных героев комедии Д. И. Фонвизина. Образ хитрого, лицемерного, глупого и ленивого детины 16 лет, сына провинциальных дворян-крепостни- ков, используется автором для раскрытия проблемы воспитания молодежи. Фонвизин утверждает, что личность человека зависит от среды его воспитания, психологического и духовного климата в семье, быта и образования. Благодаря (или по вине) популярности этой комедии имя Митрофан (похожий на мать) стало синонимом неуча и маменькина сынка.
    Воспитанию в дворянской среде подобных увальней способствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результате они осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостных крестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись от государевой службы. 20 января 1714 года был издан указ, прекращающий наделение дворянских офицеров поместными окладами и требующий от дворян обязательного обучения детей для подготовки к службе.
    Этот указ и явился наказанием для бедной «коловушки» Ми- трофана, которому уж скоро 16 лет, но он еще состоит в недорослях и безуспешно учится дома уж четыре года у случайных неучей-учителей. Митрофан предпочитает учению гонять голубей или, на худой конец, жениться. В результате по «арихмети- ке» он «ничего не перенял» у отставного сержанта Цыфиркина. Митрофан едва читает по часослову под диктовку недоучившегося семинариста Кутейкина, который сам «убоялся бездны премудрости», но зато не считает греховным курение табака и даже толкует Святое писание в доказательство этому. Главным проходимцем является учитель французского и «всех наук» — немец (бывший кучер Стародума) Адам Адамыч Вральман. Его фамилия говорит сама за себя. Ему, как иностранцу, воздают в доме почести и платят больше. Простакова очень довольна этим учителем, который «ребенка не неволит». Она уверена в успехе обучения сына, который уж и сейчас столько смыслит, что и сам «деточек взведет». А того уж давно берет охота жениться.
    Митрофан не так глуп, как может показаться. Главную науку (жизненную) он постиг в совершенстве. Митрофан отлично понимает, кому и как можно угодить, привык унижаться перед влиятельными людьми. Вспомним, как он «жалеет» матушку, потому что она устала, «колотя батюшку». Он научился лицемерить, выкручиваться. Не откажешь ему и в находчивости. Не имея понятия об именах существительных и прилагательных, он ответил, что дверь, которая приложена к стене, — прилагательна, а та дверь, которая стоит «у чулана шеста неделя», — «покамест су- ществительна». Подчиняясь воле нового над собой властителя — правозащитника Правдина, он с безразличием к своей судьбе соглашается идти на военную службу.
    Митрофан груб и жесток. Он позволяет себе покрикивать на учителей и прислугу. К нему пришли учителя — он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который действительно хочет его чему-то научить, он обзывает «гарнизонной крысой». Старая крепостная нянька Еремеевна за все заботы о нем получает только брань и затрещины. А после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей» — пороть слуг. В этой «жизненной» науке Митрофан пошел дальше матери. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью. На ее слова: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — он ответил: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась-».
    Нужно отметить, что недоросль Фонвизина — не карикатурный образ. Автор ничего не преувеличил, не утрировал свойств его характера. Таких Митрофанушек полно всюду. Они живучи и плодовиты, как все человеческие грехи.

  11. 11
    Текст добавил: Голосуй_За_Меня

    Писателя и драматурга Д.И. Фонвизина, комедия «Бригадир» которого не сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса «Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.
    Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.
    Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.
    Сам главный герой — Митрофанушка — лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», — так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.
    Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.
    Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».
    Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.
    Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться — хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»
    Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил — ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.
    Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. — Какая же дрянь, Митрофанушка? — Да то ты, матушка, то батюшка», — доказывают это.
    Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», — с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».
    Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».
    Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *